образовательно-доверительный сайт


Эрих Фромм о любви.


Эрих Фромм

В этом разделе собраны фрагменты из книг Э.Фромма, в которых только то, что относится к половой, индивидуальной любви, тогда как у него много внимания уделено и расширенному пониманию любви - общечеловеческой, любви к богу и др.
Особое внимание уделено еще двум темам: "Себялюбие, любовь к себе и личный интерес" , т.к. это относится к одному из условий психологического здоровья, что является обязательным условием продуктивной половой любви. И "Любовь и её распад в современном обществе" потому, что "Принцип, лежащий в основе капиталистического общества, и принцип любви -несовместимы". 4

Эрих Фромм один из выдающихся философов, гуманистов, мыслителей, психологов, чьи работы уже давно признаны классическими. Его принято называть основателем неофрейдизма, хотя сам он определял свою деятельность как "гуманистический психоанализ", призванный вместе с другими науками создать "Гуманистическую Науку о Человеке как основу Прикладной Науки и Прикладного Искусства Социальной Реконструкции". Прожив долгую жизнь, вместившую почти целое столетие, полное социальных потрясений, он не разуверился в способности человека к разумной жизни и умел взращивать эту разумность в тех, в ком она была затоптана. Его собственная жизнь может служить примером плодотворности.

Родился Эрих Фромм в 1900 г. в Германии, во Франкфурте-на-Майне, в еврейской семье. Прадед и дед его были раввинами, отец занимался торговлей, мать происходила из семьи эмигрантов из России. Семья Фромма была далеко не идеальной. Он описывал своих родителей как "очень невротичных", а себя как "невыносимо невротичного ребенка".
Э.Фромм получил прекрасное образование в гимназии, а затем в лучших университетах Германии, специализируясь в области социальной психологии. На выбор профессии повлиял и опыт, пережитый многими из тех, чье взросление началось с осмысления причин и следствий первой мировой войны и последовавших за ней революцией в России и Германии. В 1922 г. Э.Фромм получил в Гейдельбергском университете степень доктора философии. Затем год посвятил изучению психоанализа в Берлинском психоаналитическом институте, после чего несколько лет был практикующим психоаналитиком, не оставляя занятий наукой. С 1929 по 1932 г. он работал во Франкфуртском институте социальных исследований, где под руководством М. Хоркхаймера группа ученых, ставшая впоследствии известной под названием франкфуртской школы, занималась анализом взаимоотношений власти и общества, идеологии и науки, экономики и политики. Э.Фромм руководил в институте отделом социальной психологии, которым был проведен социологический анализ неосознанных мотивов поведения в малых и больших группах в среде немецких рабочих и интеллигенции. Накануне прихода к власти фашистов, эти исследования выявили готовность германского общества подчиниться диктаторскому режиму, по поводу которого у представителей франкфуртской школы не было ни иллюзий, ни симпатий. С приходом Гитлера к власти в 1933 г. Э.Фромм и его коллеги эмигрировали в США. Здесь они продолжали изучение социально-психологических причин и последствий авторитаризма, теперь уже на американском материале, и в частности, авторитарных тенденций в системе воспитания в семье.
Фромм, не бывший лично знаком с З.Фрейдом, до 1934 г. был убежденным фрейдистом, занимался практикой и в своих публикациях целиком поддерживал теорию влечений Фрейда. Впоследствии пересмотрел свои взгляды по поводу учения З.Фрейда, подверг острой критике теорию и технику его психоанализа и невысоко ценил ортодоксальных аналитиков.
Первая, опубликованная в 1941 году книга "Бегство от свободы" принесла Эриху Фромму широкую известность. В данной работе он с психоаналитической точки зрения исследует фашизм как социальное явление. В этой книге Э.Фромм впервые изложил основные положения своей социальной философии, которые он развивал во всех своих последующих работах.
Спустя полвека, эта книга издана на русском, но тема ее, до сих пор не устарела. "Бегство от свободы" более четверти века переиздавалась из года в год, как впрочем и многие книги Э.Фромма.
В Америке он вел большую преподавательскую работу в Колумбийском и Иельском университетах, а с 1946 г. занимался научной деятельностью во вновь созданном Вашингтонском институте психологии, психиатрии и психоанализа. В 1947 г. вышла в свет книга Э.Фромма "Человек для себя". В 1949 г., когда франкфуртцы возвращались на родину, Э.Фромма с ними не было. Он остался в Америке. С 1951 по 1967 г. он жил в Мексике, где, освоив испанский язык, занимался преподавательской и научной деятельностью, возглавив Институт психоанализа при Национальном университете в Мехико. С 1974 г. Фромм с женой поселился в Швейцарии, где продолжал писать книги.

Центральным понятием учения Э.Фромма стало понятие социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека:
- потребности, схожие с потребностями животных (потребности самосохранения, продолжения рода, пищи и т.д.);
- потребности собственно человеческие (стяжательство, честолюбие, зависть и т.п.).
Первые обусловлены биологически, вторые детерминированы социальной средой.
Выделение различных типов социального характера осуществляется Э.Фроммом по признаку ориентации человека на продуктивные или непродуктивные межличностные отношения. Социальным характером продуктивной ориентации является производящий тип - тип человека свободного, любящего, разумного, ответственного, созидающего. Социальные характеры непродуктивной ориентации - рецептивный (зависимый), эксплуататорский (авторитарный), рыночный (обманывающий), накопительский - связываются Э.Фроммом с отчуждением, разрушением, корыстной выгодой, подавлением индивидуальности и другими факторами.
Социальный характер складывается под влиянием общества. Но изменение общества начинается с изменения социального характера. Если социальный характер в новых условиях остаётся "старым", то люди, обладающие им, будут стремиться воспроизвести прежнюю социальную структуру, считает Э.Фромм.

Э.Фромм критикует нынешнее общество потребления и определяет его состояние как кризис.
О деструктивном влиянии "общества потребления" на половую любовь.

«Фромм бросил в лицо всей современной цивилизации справедливое обвинение в девальвации любви, но именно характерные свойства капитализма в особенности эту девальвацию усилили. Полное господство товарных отношений и рыночной экономики неуклонно стимулирует узкоэгоистические чувствования. Буржуазное царство случайностей и риска подстерегает своими опасностями индивидов на каждом шагу. Одно из возникающих в этой связи противоречий, травмирующих психику и формирующих в ней негативные комплексы душевного раздвоения и разлада, состоит, например, в том, что социальная незащищенность молодых людей переживается ими как конфликт между стремлением к инициативе и самостоятельности в решениях вопросов личной жизни и страхом такие решения принимать, покидая тем самым материнскую защиту.
И это еще не самый резкий конфликт в сознании современного человека, которого столь часто охватывает чувство собственной беспомощности и бессмысленности того, что с ним происходит в жизни под прессом современных надличностных структур».
И. С. Нарский

Пути выхода из кризиса современной цивилизации он видел в создании "здорового общества", основанного на принципах и ценностях гуманистической этики (среди которых высшая - любовь), восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом.
Умер Эрих Фромм в 1980 г.
Десятитомное издание его трудов увидело свет на его родине, в Германии.

Подробный анализ и разъяснения теории любви Э. Фромма делает к.и.н., д.филол.н., д.филос.н., академик РАЕН П. Гуревич В любви человек хочет стать богом (об Эрихе Фромме).

Эта страница из раздела ”Психология любви”.

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Примеры настоящей любви.

Настоящая любовь, она же совместимая любовь.

Факторы супружеской совместимости.

Дружба + Любовь = Филия.

Культура долголетия любви. Культура горя разлуки.

От дисгармонии выбора брачного партнера к гармонии.

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Типы половой конституции.

Проявление любви в интимной жизни супругов. Э. Уит, Г. Паткинс

Зигмунд Фрейд о любви.

Книги:

Эрих Фромм: Сборник книг и статей
Эрих Фромм «Искусство любить. Исследование природы любви»
Эрих Фромм «Мужчина и женщина»
и другие есть в нашей библиотеке: «Любовь, семья, секс и около…» (почти 1000 книг и видео)

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
Яндекс деньги :
кошелек
410014252323944
или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми