образовательно-доверительный сайт


1. История культуры любовного чувства. Окончание. Е. Пушкарев

<<<начало

3. Современная любовь.


Любовь? Изобретение двенадцатого века!
Шарль Сейньобо

Любовь была изобретением поэтов (трубодуров Прованса), и поэзия еще долго оставалась синонимом любви.
Нина Эптон «Любовь и французы». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Ф.Энгельс: "До средних веков не могло быть и речи об индивидуальной половой любви. Само собой разумеется, что физическая красота, дружеские отношения, одинаковые склонности и т.п. пробуждали у людей различного пола стремление к половой связи, что как для мужчин, так и для женщин не было совершенно безразлично, с кем они вступали в интимнейшие отношения. Но это до современной половой любви еще бесконечно далеко. На протяжении всей древности браки заключались родителями вступающих в брак сторон, которые спокойно мирились с этим. Та скромная доля супружеской любви, которую знает древность, - не субъективная склонность, а объективная обязанность, не основа брака, а дополнение к нему. Любовные отношения в современном смысле имеют место в древности лишь вне официального общества. Пастухи, любовные радости и страдания которых нам воспевают Феокрит и Мосх, Дафнис и Хлоя Лонга, - это исключительно рабы, не принимающие участия в делах государства, в жизненной сфере свободного гражданина. Но помимо любовных связей среди рабов мы встречаем такие связи только как продукт распада гибнущего древнего мира, и при том связи с женщинами, которые также стоят вне официального общества, - с гетерами, то есть чужестранками или вольноотпущенными: в Афинах - накануне их упадка, в Риме - во времена империи. Если же любовные связи действительно возникали между свободными гражданами, то только как нарушение супружеской верности. А для классического поэта древности, воспевавшего любовь, старого Анакреонта, половая любовь в нашем смысле была настолько безразлична, что для него безразличен был даже пол любимого существа.
Современная половая любовь существенно отличается от простого полового влечения, от эроса древних. Во-первых, она предполагает у любимого существа взаимную любовь; в этом отношении женщина находится в равном положении с мужчиной, тогда как для античного эроса отнюдь не всегда требовалось ее согласие. Во - вторых, сила и продолжительность половой любви бывают такими, что невозможность обладания и разлука представляются обеим сторонам великим, если не величайшим несчастьем; они идут на огромный риск, даже ставят на карту свою жизнь, чтобы только принадлежать, друг другу, что в древности бывало разве только в случаях нарушения супружеской верности. И, наконец, появляется новый нравственный критерий для осуждения и оправдания половой связи; спрашивают не только о том, была ли она брачной или вне брачной, но и о том, возникла ли она по взаимной любви или нет? Понятно, что в феодальной или буржуазной практике с этим новым критерием обстоит не лучше, чем со всеми другими критериями морали, - с ним не считаются. Но относятся к нему и не хуже, чем к другим: он так же, как и те, признается - в теории, на бумаге. А больше пока и требовать нельзя.
Средневековье начинается с того, на чем остановился древний мир со своими зачатками половой любви, - с прелюбодеяния. От рыцарской любви, создавшей песни рассвета, стремящейся к разрушению брака, до любви, которая должна стать его основой, лежит еще далекий путь, который рыцарство так и не прошло до конца".

Ксантиппа - жена великого мудреца Сократа имела привычку драться сандалиями и разбивать о гениальный лоб своего супруга амфоры из под вина.

Возникшая в XII веке в Провансе и быстро распространившаяся в Европе поэзия трубадуров с ее культом Прекрасной дамы, ради которой рыцарь готов идти на величайшие жертвы и подвиги, была вызовом церковному аскетизму, и фривольности «карнавальной» культуры. Рыцарскому эпосу присущи стремление к воинской славе и гипертрофированное честолюбие. Сражаться и любить - таков был девиз аристократа. Влюбленность превратилась в число непременных обязанностей феодалов всех рангов.
Прекрасная дама соединяла в себе реальную женщину, которой рыцарь хотел обладать, и мадонну, которой можно только поклоняться издали. Отсюда преувеличенная, подчас даже болезненная экзальтированность этих отношений. Ритуал служения Прекрасной даме не мешал рыцарям удовлетворять свои земные потребности с другими женщинами, насиловать простолюдинок, деспотически обращаться с собственными женами.

Рыцарская любовь более цивилизованна, более духовна, более утончена психологически. Тут она явно богаче античной, стоит впереди нее. Но зато античная любовь полнокровнее, цельнее, естественнее, в ней есть гармония телесных и духовных влечений, которой нет у рыцарской любви.

Если говорить альпинистскими терминами, то развитие любви больше, похоже, не на подъем к вершине, а на траверс горного хребта, когда с одной вершины идет спуск к подножью, потом к другой вершине, снова спуск, снова подъем, опять спуск.… По таким законам менялась и любовь от античности к временам рыцарства, - и позднее, вплоть до нашего времени.

Данте и Биатриче
Данте и Биатриче
Разрыв между идеальным образом любви и ее действительностью сохраняется в европейской культуре и позже. В литературе и искусстве XIII - XV вв. широкое распространение получил культ духовной, платонической любви (любовь Данте к Беатриче, с которой поэт не обмолвился в жизни ни единым словом, сонеты Петрарки, лишенные каких бы то ни было чувственно - эротических компонентов).

Считается, что понятие «платоническая любовь» ввёл флорентийский философ Марсилио Фичино в XV веке.

Гуманисты эпохи Возрождения выступают как против религиозного аскетизма, так и против платонической, десексуализированной любви. То, что раньше считалось "плотским грехом", они утверждают как здоровую "телесную радость". Эротические переживания выходят из подполья, занимая подобающее место в "высокой" культуре.
Рафаэль Форнарина
Случай из жизни. В 1508 году Рафаэль переезжает в Рим. Он уже очень известен и очень богат, живет шикарно. Рафаэль холост и считается завидным женихом. Ему оказывают особые знаки внимания многие родители и родственники девушек на выдании. В 1514 году, когда Рафаэлю исполняется 31 год, к нему обращается с предложением сватовства своей племянницы Марии кардинал Бибиена. Эта ситуация, в которой отказ не возможен из-за высокого ранга свата. Сначала Рафаэль долго тянет с ответом, а потом соглашается на брак, но с условием, что он состоится через три года. Состоялась помолвка, жених с невестой обменялись кольцами, но Рафаэль прохладно относится к Марии. Мария, кажется, этого не замечает, ведь сбылась ее давняя, заветная мечта, она счастлива.
Рафаэль продолжает вести свободный, веселый образ жизни. Его друзья - художники рассказывают ему о том, что неподалеку живет красавица, дочь булочника Маргарита Лути, которой он впоследствии дал прозвище Форнарина. Рафаэль не упускает возможности познакомиться с Форнариной, а увидев красавицу, влюбляется. Завязывается бурный роман. Малообразованная красавица, булочница мало, что знает о знаменитом художнике Рафаэле, но она покорена его щедростью, страстью, вниманием.
Он писал ей сонеты, в которых признавался, что в страсти своей безмерно счастлив.
В сиянии лучей твой образ милый
Всегда его хранит моя душа.
Начну писать и вижу - нет той силы,
Той прелести... О, как ты хороша!
Ее черты запечатлел в своих творениях:
И кисть моя смела, и краски живы,
Но как они мертвы перед тобой!
Как этих нежных лилий, роз отливы
Изобразить с такою красотой?
 Форнарина
Рафаэль рисовал Форнарину бесчисленное число раз: это или молодая девушка, сущее дитя природы, вышедшее из воды, или божественно царственная римлянка. Наиболее известны портреты "Донна Велата" и "Святая Цецилия". Но истинной высоты достиг Рафаэль в "Сикстинской мадонне", которую В.Жуковский называл "одушевленным престолом Божьим".
Она переходит жить в его шикарный дом. Несчастная Мария так тяжело переживает любвеобильную жизнь своего знаменитого жениха, что умирает, не дождавшись заветной свадьбы. Рафаэль только на три года пережил, свою невесту. Когда он умирал, Форнарина не отходила от его кровати. И когда для причастия умирающего пригласили епископа, она настолько сильно обхватила ножку кровати, что даже силой ее не удалось вывести. После смерти Рафаэля Форнарина стала дорогой куртизанкой, окончила она "свою позорную жизнь в монастыре, но когда - неизвестно".
Рафаэль чувствовал свою вину за преждевременную смерть Марии, поэтому завещал, чтобы его похоронили рядом с несчастной невестой, но это не было выполнено.

С началом эпохи Возрождения или Ренесса́нса. ( начало XIV— конец XVI в.в.) начинается эпоха «романтической любви».

«Философия и литература романтиков создали особое представление о любви, известное как "романтическая любовь". Романтическая любовь - нечто идеальное, возвышенное, вечное. Романтическая литература и поэзия создала настоящий культ любви как высшей, чуть ли ни мистической ценности, возвышающейся над всеми земными условностями.

Впрочем, романтическая любовь, как духовное и мистическое сродство, не знает границ и брак, реальные отношения людей для нее не является обязательным условием и критерием полноценности нравственного чувства.

Теория романтической любви развивалась в направлении к мистицизму. Об этом свидетельствуют, например, работы немецкого религиозного философа Франца Баадера, автора "Тезисов эротической философии" (1828) и "Сорока тезисов религиозной эротики" (1831). В этих работах намечается своеобразный синтез эротики и мистики, эроса и агапе. "Религия и любовь, - пишет Баадер, - находящиеся между собой в близком родстве, несомненно, являются высшими дарами жизни при разумном использовании ими определяют счастье таковой, при неразумном же употреблении их во зло приносят несчастье как индивиду, так и обществу людей"

В понятие "романтическая любовь" обычно включается постоянное стремление к совершенному идеалу, состояние постоянной влюбленности, мистическое поклонение женскому началу. В значительной мере это понимание любви было создано романтической поэзией, в особенности английской, создавшей культ идеальной, возвышенной любви». В.П. Шестаков д.филос.н.

В эпоху «романтической любви» происходит гуманистическая реабилитация плоти, которая постепнно превращается в аристократической культуре XVII – XVIII вв. в рафинированное распутство. Индивидуальная любовь заменяется тщательно разработанным ритуалом галантности, единственная цель которой – физическое обладание. «В любви нет ничего хорошего, кроме ее физической стороны», - писал французский натуралист Ж.Л.Бюффон.

Любовь становится спортом, увлекательной игрой, которой чувственность и серьезность только вредят. Описания любви в некоторых произведениях литературы XVIII в. напоминают охоту, в которой, однако, в отличие от более ранних эпох, наравне с мужчинами участвуют женщины. Именно этот стиль жизни имел в виду А.С.Пушкин, говоря:
Разврат, бывало, хладнокровный
Наукой славился любовной,
Сам о себе, везде трубя
И наслаждаясь не любя.
Замена любви галантностью неизбежно влечет за собой пресыщение и разочарование. Ритуал надоедает, становится скучной рутиной (вспомним пушкинское: "Кому не скучно лицемерить, различно повторять одно, стараться важно в том уверить, в чем все уверены давно:").

Талантливейшие поэты, не исключая Пушкина и Лермонтова, прославляли пьянство и разврат – правда, утонченное пьянство, изысканный, анакреонтический разврат, которому предаваться тогда считалось признаком хорошего тона. В тайных великосветских кружках, в которых участвовал Пушкин, разыгрывались, например, такие “живые картины”, как гибель Содома, и наш величайший поэт едва не умер от этих оргий.
Философ М.О. Меньшиков «Суеверия и правда любви». XIX в.

В противовес придворной галантности с ее условностью и лицемерием, сентименталисты утверждают поэзию простых и искренних чувств. Герой любовник, аристократической литературы заботился лишь о своих чувственных наслаждениях, как знаменитый Казанова, который стал прообразом мольеровскому Дон-Жуануану, для него женщина просто дичь, овладение которой укрепляет его репутацию счастливого охотника. Сентиментализм требует от своего героя не удачливости и умения покорять, а способность тонко чувствовать, страдать, жертвовать собой во имя любви. Робкая, почтительная нежность дает любящему гораздо больше, чем физическое обладание. Появляется культ несчастной любви, любви без взаимности, которая рисуется столь возвышенной и прекрасной, что, даже умирая от нее, герой вызывает восхищение и зависть (Вертер).

«Сотни ярких примеров из жизни всех стран доказывают, что люди тогда отказывались даже от самой скромной идеологической ретушевки, что слово “любовь”, как смешное, как не модное, прямо запрещалось при бракосочетаниях». Эдуард Фукс. Галантный век (с 1715 по 1770-е годы)

О том, какое место во Франции занимает любовь в XVII веке можно узнать из высказываний Ф.де Ларошфуко:

«Когда женщина влюбляется впервые, она любит своего любовника, в дальнейшем она любит уже только любовь»;

«Любовь правильнее всего сравнить с горячкой: тяжесть и длительность и той и другой нимало не зависит от нашей воли»;

«Как ни редка настоящая любовь, настоящая дружба еще реже»;

«Мудрый человек понимает, что проще воспретить себе увлечение, чем потом с ним бороться»;

«Иные люди только потому и влюбляются, что наслышаны о любви»;

«…когда люди уже не любят друг друга, им трудно найти повод для того, чтобы разойтись...»;

«Очень много можно найти женщин, у которых не было ни одной любовной связи, но нет ни одной, у которой была бы только одна».

В России вплоть до конца XVII в., когда появились спальни, сон людей разного пола и возраста в одной постели был обычным делом, причем все спали обнаженными. Стеснительность еще не была развита и сексуальные отношения родителей были не более чем частью – своеобразной, но не окутанной покровом стыдной тайны – общего хода жизни, частью, которую не исключали специально из поля восприятия детей.

На ином историческом фоне закладывались любовные принципы, характерные для буржуазной, особенно американской культуры. В отличие от рыцаря, который свое положение получал по наследству, буржуа всем обязан самому себе. Установка такого человека обусловлена трезвостью ума; критерием добродетели выступает в это время полезность. Чтобы чего-то добиться, нужно быть практичным, предприимчивым, трудолюбивым и бережливым. Работа без устали - ключ к успеху. Жизнь, в том числе личная, должна подчиняться строго продуманному регламенту.
Образцом такого кодекса может служить таблица добродетелей, составленная известным американским общественным деятелем XVIII в. Б.Франклином. По его мнению, не нужны ни самоотречение, от которого никому нет пользы, ни бесполезное укрощение плоти. Вместе с тем "любовным утехам" необходимо предаваться пореже, не более чем это требует здоровье или воспроизводство потомства. Но отнюдь не до отупения или до истощения, а также не в ущерб своему или чужому покою и доброму имени. Попросту говоря, для добропорядочного буржуа любовная страсть в силу ее неуправляемости должна быть исключена из центральных жизненных ценностей; сексуальности отводятся лишь прагматические задачи - разрядка и воспроизводство. Совет Б.Франклина по поводу выбора жены: пошире открывай глаза до женитьбы, а после - прижмуривай, т.е. побольше внимания ее житейским качествам. Не случайно именно с рассветом капитализма совпадает наиболее высокий "всплеск" проституции.

Отражает свое время афористичное суждение Э. Хейвуд, из книги «Размышления по поводу разнообразных последствий любовного чувства» (1726 г.), о том, что любовь разрушительно воздействует на слабый пол, и женщинам трудно сопротивляться состоянию влюбленности, и лишь немногие из них бывают, счастливы в любви и наслаждаются ею, в то время как другие оказываются несчастными и получают двойную порцию страданий.

Во времена правления в Англии королевы Виктории XIX в. (вторая половина) секс считался не столько грехом, сколько животным инстинктом, совершенно омерзительным. Женщины осыпали друг друга сантиментами и учили своих дочерей тому, что «у женщин не бывает страстей». Девушке из хорошей семьи ни в коем случае не подобало иметь представление об анатомии мужского тела, о том, как рождаются дети, ибо ангел должен был вступать в брак не только телесно нетронутым, но также и совершенно “чистым” духовно. Культурный стереотип этой эпохи: подразделять представительниц женского пола на две категории: «примерных» женщин, для которых секс это малоприятная супружеская обязанность. И «падших» – которые от секса получали удовольствие и всячески это скрывали, в первую очередь от мужа.

Если уж сексуальность нельзя было устранить из мира природы, то она хотя бы не должна быть видимой в мире нравственности. Было, следовательно, заключено молчаливое соглашение не обсуждать этот досадный комплекс ни в школе, ни в семье, ни в обществе и подавлять все, что может напомнить о его наличии.
Школа и церковь, светское общество и правосудие, газета, книга, мораль упорно избегали всякого упоминания проблемы (сексуальности), и к ним постыдным образом примкнула даже наука. Она капитулировала под предлогом, что подобные скабрезные темы науки недостойны. И сколько ни просматривай книг того времени, философских, юридических и даже медицинских, всюду видишь, как авторы, словно по сговору, со страхом уходят от всякого обсуждения.
Девушке из хорошей семьи ни в коем случае не подобало иметь представление об анатомии мужского тела, о том, как рождаются дети, ибо ангел должен был вступать в брак не только телесно нетронутым, но также и совершенно “чистым” духовно. Еще и поныне меня потешает курьезная история с моей теткой, которая в первую брачную ночь возвратилась в родительский дом и категорически заявила, что ни за что не желает видеть этого ужасного человека, за которого ее выдали замуж; он ненормальный, он настоящий садист, ибо предпринял серьезнейшую попытку раздеть ее, и лишь с трудом ей удалось спастись от этого явно нездорового поползновения.
С. Цвейг

Обратной стороной этой аскетической морали было:

«Поскольку из каждой тысячи человек в среднем 350 являются мужчинами в возрасте от 15 до 60 лет …на двенадцать мужчин в крупном городе XIX в. в среднем приходилась одна проститутка… Сексуальной столицей Европы являлась Вена, 20.000 проституток на 400.000 человек населения, т.е. одна проститутка на семь мужчин». Английская исследовательница Р. Тэннэхилл

«По подсчетам специальной комиссии, в начале 1890-х гг. в России насчитывалось 1262 дома терпимости, 1232 тайных притона, 15365 "проститутных домов терпимости" и свыше 20 тысяч одиночек; по подозрению в проституции в год задерживалось свыше 14 тысяч женщин.
…количество проституток на душу населения в Санкт Петербурге в начале XX в. было примерно таким же, как в других европейских столицах - Лондоне, Париже, Вене и Берлине». И.А. Голосенко.

Вообще в древнерусской литературе практически не встречаются сюжеты, посвященные теме половой любви и страсти.
«Любы творять елико хощеть»: любовь и сексуальность. Древняя Русь XI–XIII вв. В. Долгов

Подробное лингвофилософское исследование концепта ЛЮБОВЬ в историко-этимологическом аспекте (Древняя Русь) сделал д.филол.н В. В. Колесов «Слово и дело. Из истории русских слов. (Любы и любовь)». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

В России в XVI веке был введён в практику жизни свод житейских правил и наставлений – «Домострой». Он защищал принципы патриархального уклада в семье, беспрекословного подчинения главе семьи, мужчине. Домострой просуществовал несколько веков и упорядочил семейную жизнь.

Сильвестр "Домострой". Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Богатые семьи, в которых невесты не работали, попросту держали их под замком: «Девиц содержали в уединении, укрывая от человеческих взоров; до замужества мужчина должен быть им совершенно неизвестен; не в нравах народа было, чтоб юноша высказал девушке свои чувства или испрашивал лично ее согласия на брак. Самые благочестивые люди были того мнения, что родителям следует бить почаще девиц, чтобы они не утратили своего девства».
Н.И. Костомаров

В русской культуре долгое время господствовала христианская, патриархальная трактовка любви. Браки, заключавшиеся по экономическим и социальным мотивам, естественно, не были основаны на любви. Это не значит, что индивидуальная любовь была невозможна и полностью отсутствовала. Чудом сохранившаяся новгородская берестяная грамота второй половины XIV-XV вв. донесла до нас выразительное и страстное любовное послание: "[Како ся разгоре сердце мое, и тело мое, и душа моя до тебе и до тела до твоего, и до виду до тво]его, тако ся разгори сердце твое, и тело твое, и душа твоя до мене, и до тела до моего, и до виду до моего..." Однако ни церковь, ни общество, ни община не считали любовь ни необходимым, ни достаточным условием для брака.

Православная церковь отмечает день влюбленных 7 июля, в этот день почитаются Петр и Февронья, которые были канонизированы как святые в XVI веке. В этот день не принято дарить подарки и открытки с сердечками, как это делают на западе в день Святого Валентина. В этот день молодые просят, чтобы всевышний ниспослал долгую любовь, а зрелые семейного согласия.

У нас религия была настолько практичной, вписанной в быт, что никто не занимался осмыслением идеи любви. Собственно говоря, как любить? Такой вопрос никогда не ставился. Разговоры о любви появились только в XVII веке. И то совсем чуть-чуть. Наша традиция любовных отношений не то что недавняя — ее до сих пор нет. Когда у нас ссылаются на образцы супружеской любви, то, кроме повести о Петре и Февронии, нам и вспомнить нечего…
Профессор, д.филос.н. Е. Н. Шапинская

«Введением любви в русский роман XVII века разрушается вся основа правдоподобности. Русские того времени не знали любви по нынешним об ней понятиям, не знали отвлеченных нежностей, женились и любили, как нынешние азиатцы. Брак был делом домашним, союзом между двумя родами, расчетом гражданской жизни. Все иностранцы и русские, описывающие тогдашнюю Россию, согласны в этом. У нас сохранились некоторые любовные песни; не думаю, чтоб они были весьма древние, а если в некоторых и говорится о любви, то всегда между простым народом, который имел гораздо более свободы в обращении с женским полом». Русский писатель первой половины XIX в. Ф.В. Булгарин.

Первые документальные свидетельства о значении эмоциональных факторов при заключении брака появляются не ранее второй половины XVII века. Индивидуальная привязанность была возможной, но несущественной. Здесь действовал принцип: "Стерпится - слюбится".

В это время (на рубеже XVIII-XIX веков) в литературе утвердились два канона — о любви героев до свадьбы повествовалось в возвышенно-сентиментальном, потом страстно-романтическом духе, о семейном быте и воспитании детей принято было говорить в насмешливо-ироническом тоне.
Г.А. Хакимова

Постепенно установки на этот счет в дворянской среде менялись. Под влиянием сентиментализма, в XVIII в. в России появилась светская любовная лирика. В 1802 году Н.М.Карамзин отметил, что в русском языке появилось "новое слово" - влюбленность. Брак, не теряя своего основного характера социального союза, также становится более индивидуально-избирательным.

Сразу после Великой Французской революции (конец XVIII в.) появилась идея, что брак должен быть результатом романтической любви. Теперь, особенно в англоязычных странах, эта идея принимается как само собой разумеющееся, и многие даже не подозревают, что она когда-то была революционной.
Бертран Рассел. Лауреат Нобелевской премии. Любовь и ее место в жизни человека.

К концу XIX века М.О. Меньшиков философ того времени отмечает новое явление, в работе "Литература сыграла огромную роль в любовном культе" пишет: "Действуя в течение веков на неустойчивые мозги средних людей, любовный роман развращает половое чувство более, чем какое-нибудь другое влияние".

В конце XIX начале XX века у интеллектуальной элиты отношение к любви поляризуется: возникает материалистический и фисософско-эзотерический подход к любви. Общим для этих подходов было признание исторической изменчивости феномена "любви", широкое использование литературных примеров, акцент на соотношении чувственного и духовного компонента в любви.
Представители материалистического подхода: Белинский В.Г., Герцен А.И., Чернышевский Н.Г., Сеченов И.М., стремились уравновесить роль чувственного и духовного в любви: человек не ангел и не зверь; бессмысленно поэтизировать и романтизировать любовные отношения и впоследствии разочаровываться в реальной любви, но невозможно и превращать человека в животное, движимое инстинктами и животными страстями. Религиозно-эзотерический смысл любви (Соловьев В.С., Бердяев Н.А., Розанов В.В.) более противоречив в осмыслении платонического и телесного в любви. Н.А. Бердяев отрицает секс, как обезличивающий человека, и проповедует духовную любовь к Деве, В.В. Розанов, напротив, сводит всю любовь к половому акту, который и воспевает в лоне семьи. В.С. Соловьев не отрицает ни телесный, ни духовный аспект половой любви, однако духовность в любви, по его мнению, выше телесности.
Подробнее:Философия любви в России.

Из записок А.С. Пушкина: "Спрашивал я однажды у старой крестьянки, по страсти ли она вышла замуж?" "По страсти, – отвечала старуха, – я было заупрямилась, да староста грозился меня высечь".

Лев Николаевич и Софья Андреевна Толстые

В реальной жизни этого периода можно выделить два уровня идеалов любви: первый характеризуется сложным любовным чувством, описанным в романах Л.Н.Толстого "Анна Каренина" (Второй этап любовной мании и Анна Каренина), "Война и мир" "Наташа Ростова и Пьер Безухов. Примеры настоящей любви"

второй - отношение простого народа к вопросу любви лучше всего характеризует высказывание лакея Яши из чеховского "Вишневого сада": "По-моему, так: ежели девушка кого любит, то она значит безнравственная". Или вот еще, Л.Н.Толстой «Крейцерова соната»: « Ну да как же жить с человеком, когда любви нет? - все торопилась дама высказывать свои суждения, которые, вероятно, ей казались очень новыми. - Прежде этого не разбирали,- внушительным тоном сказал старик,- нынче только завелось это».

У Пушкина в "Евгении Онегине"(первая треть XIX в.) Татьяна, перед тем как писать письмо Евгению, находясь в сильнейшем волнении, расспрашивает няню.
...- "Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?"
- И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.-
"Да как же ты венчалась, няня?"
- Так, видно, бог велел...

То, что мы называем любовью, простолюдин называет порчей, сухотой, которая должна быть напущена.
А где необузданные, грубые страсти не могут найти удовлетворения, там они также хотят, во что бы ни стало, достигнуть цели своей; люди бывалые знают, что отговаривать и убеждать тут нечего; рассудок утрачен; легче действовать посредством суеверия…
В.И. Даль «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа» (1845 г.)

Для трудового народа вплоть до Советской власти любовь, это привилегия и прихоть господ. Супружество, большая семья для простого народа это способ выживания, в невероятно трудных условиях, а такое непонятное и даже мистическое явление как любовь никак этому не способствовало.

Д.э.н. О. А. Платонов пишет: «…Русский человек предпочитал смерть или пострижение в монастырь, чем развод. Народная психология протестует против развода, в народной среде они были крайне редки». В дореволюционной России законный брак освящался Русской Православною церковью и только ею мог быть расторгнут, для большинства православных россиян,– разводу препятствовала и исповедуемая верующими, а такими были почти все граждане России, религиозная мораль. Распадение скрепленного таинством венчания брака для верующего православного человека – богопротивный грех".

Социальные потрясения вызывают серьезные изменения в любовных и семейных отношениях и традициях. Ф. Энгельс, "...в каждом крупном революционном движении вопрос о "свободной любви" выступает на первый план.

После захвата власти большевиками начались сложные и противоречивые процессы, в которых можно выделить 4 главных этапа.

1. 1917-1936: дезорганизация традиционного брачно-семейного уклада; социальная эмансипация женщин; ослабление института брака и основанной на нем сексуальной морали; резкое увеличение числа абортов, рост проституции и венерических заболеваний; нормативная неопределенность, споры, анархия в вопросах любви и сексуальности.

2. 1936-1956: торжество тоталитаризма; курс на укрепление брака и семьи командно-административными методами; установление тотального контроля над личностью; отрицание и подавление сексуальности.

3. 1956-1986: смена тоталитаризма авторитаризмом; постепенное расширение сферы индивидуальной свободы; переход от командно-административных методов защиты брака и семьи к морально-административным; первая волна сексуальной революции, попытки ее прямого отрицания, подавления, регулирования и приручения.

4. С 1987 г. по настоящее время: разложение и крах советского режима; ослабление государственной власти и всех форм социального и идеологического контроля; очередная и самая мощная волна сексуальной революции, аномия и моральная паника; политизация, вульгаризация, коммерциализация и «американизация любви».

Еще до большевистского переворота его вожди обсуждали новое устройство отношения полов. Переписка Ленина с Троцким. 1911г.

«Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека. Пока существует такое угнетение, не может быть и речи о настоящей свободе. Семья, как буржуазный институт, полностью себя изжила...» (Из письма Л. Троцкого)

«...И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты... Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят…» (Из ответного письма Владимира Ленина)

Сразу после захвата власти в 1917 году большевики начали реализовывать свои идеи «свободной любви» на государственном уровне. При этом они опирались на теорию коммунизма, предрекавшую распад буржуазной моногамной семьи и переход на удовлетворение сексуальных потребностей в рамках свободных отношений. Они считали, что воспитание детей должно взять на себя государство.

Надо заметить, что большевики не сами это выдумали, они как добросовестные ученики почерпнули это из учения своих кумиров. Ф.Энгельс в работе “Происхождение семьи, частной собственности, государства” пишет: “С переходом средств производства в общественную собственность семья индивидуальная перестанет быть хозяйственной единицей общества, частный дом, хозяйство превратится в общественную отрасль труда. Уход за детьми станет всеобщим делом, а потому исчезнет беспокойство о последствиях, которые в настоящее время составляет самый существенный, общественный момент, моральный и экономический, мешающий девушке не задумываясь отдаться любимому мужчине”.

Но и Ф.Энгельс не сам это изобрел, он позаимствовал это у спартанцев. Вот, что пишет Плутарх о древней Спарте в своих «Сравнительных жизнеописаниях». «Ликург первый решил, что дети принадлежат не родителям, всему государству». Когда мальчикам исполнялось 7 лет, Ликург забирал их у родителей, и распределял по отрядам, чтобы они вместе жили, играли, трудились. Главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться.

Владимирский Совета (1918г.) издал декрет об объявлении женщин с 18 до 32 лет государственной собственностью с последующим «распределением».

В Екатеринодаре в том же 1918 году особо отличившимся красноармейцам выдавали мандат следующего образца: «Предъявителю сего предоставляется право социализировать в городе Екатеринодаре 10 душ девиц в возрасте от 16 до 20 лет, на кого укажет товарищ».

Высшие классы до революции предпочитали раздельные спальни, причем муж обычно ночевал на оттоманке в своем кабинете. Популярной стала история о профессоре "из бывших", который жаловался, что его принудили – ввиду жилищного уплотнения – спать в одной постели с женой. Неприятное это занятие.

Главный большевистский идеолог «свободной любви» Александра Коллонтай писала, что современная семья утратила свои традиционные экономические функции, а это означает, что женщина вольна сама избирать себе партнеров в любви. В 1919 году вышел ее труд «Новая мораль и рабочий класс»: «Идеал «великой любви» («grand amour») трудно достижим, в особенности для мужчин, поскольку он входит в противоречие с их жизненными амбициями. Чтобы стать достойной идеала, личности следует пройти период ученичества, в виде «любовных игр» или «эротической дружбы», и освоить сексуальные отношения, свободные и от эмоциональной привязанности, и от идеи превосходства одной личности над другой».

«Любовь и новая мораль». А.М.Коллонтай

Коллонтай полагала, что только свободные и, как правило, многочисленные связи могут дать женщине возможность сохранить свою индивидуальность. Приемлема любая форма сексуальных отношений, но предпочтительнее «последовательная моногамия», каждый раз основанная на любви или страсти, смена брачных партнеров, серийных отношений мужчин и женщин. Она заявляла, что со временем семья отомрет, и женщины научатся заботиться о всех без разбора детях, как о своих собственных.

В 20­х годах газета «Комсомольская правда» рассказала о том, как в родильный дом к молодой матери явились два отца. Женщина была одновременно женой обоих и поэтому не знала, кто именно приходится отцом новорожденного сына. Все трое были комсомольцами и студентами рабфака. Они ничуть не смущались и не боялись чужих глаз. Называли это любовью втроем, ни от кого ее не прятали, ведь не они ее изобрели и теоретически «обосновали». Считали, что любовь комсомольцев не знает ревности, лишена частнособственнических инстинктов и вполне может быть коллективной. В то время подобных фактов было немало. Они нашли свое отражение даже в кино.

Все эти пролетарские идеи и эксперименты привели к всплескам: числа абортов и разводов, проституции, венерических заболеваний, насилий. После чего власти решили навести порядок на «семейно – душевном фронте». Автор «Денадцати половых заповедей…» А.Б. Залкинд пишет: «Половое обкрадывает, обгладывает революционную эмоциональность, подчас невозместимо, если грабеж будет тянуться слишком долго, это может замедлить строительство светлого будущего».

ДВЕНАДЦАТЬ ПОЛОВЫХ ЗАПОВЕДЕЙ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПРОЛЕТАРИАТА.
1.Не должно быть слишком раннего развития половой жизни в среде пролетариата - первая половая заповедь революционного рабочего класса.
2.Необходимо половое воздержание до брака, брак лишь в состоянии полной социальной и биологической зрелости (т.е.20-25 лет) - вторая половая заповедь пролетариата.
3.Половая связь - лишь как конечное завершение глубокой всесторонней симпатии и привязанности к объекту половой любви.
4.Половой акт должен быть лишь конечным звеном в цепи глубоких и сложных переживаний, связывающих в данный момент любящих. Социальное, классовое впереди животного, а не наоборот.
5.Половой акт не должен часто повторяться.
6.Не надо часто менять половой объект. Поменьше полового разнообразия.
7.Любовь должна быть моногамной, моноандрической (одна жена, один муж).
8.При всяком половом акте всегда надо помнить о возможности зарождения ребенка и вообще помнить о потомстве.
9.Половой подбор должен строиться по линии классовой, революционно- пролетарской целесообразности. В любовные отношения не должны вноситься элементы флирта, ухаживания, кокетства и прочие методы специального полового завоевания.
10.Не должно быть ревности. Половая, любовная жизнь, построенная на взаимном уважении, на равенстве, на глубокой идейности близости, на взаимном доверии, не допускает лжи, подозрения, ревности.
11.Не должно быть половых извращений.
12.Класс в интересах революционной целесообразности имеет право вмешиваться в половую жизнь своих сочленов. Половое должно во всем подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая.

В «СССР секса нет», известна даже дата, когда его не стало - 1936 г., был принят новый семейный кодекс, запрещавший аборты. Взят курс на укрепление семьи: «свободную любовь» заклеймили как антисоциалистическую. Любая эротическая и сексуальная информация была признана аморальной, значит закрыта. Было решено, что незнания в этих вопросах лучше знаний.

В.М.Розин (1937г.р.) д.филос.н.: «Помню, моя мать однажды сказала: «Мы с отцом любили друг друга всю жизнь, и в наше время и в нашем кругу так жили многие. Ни о каком сексе мы не слышали. Секс — отвратительное слово, это что-то аморальное, может быть, и не разврат, но и не любовь».

ХХ век, точнее его вторая половина занимает особое, драматичное место в истории любви. С одной стороны "он принес стремительную "демократизацию" романтической любви, резкое ускорение того, что с полным основанием можно назвать "революцией чувств", - пишет А.Г.Вишневский. - Сегодня романтическая любовь - уже не привилегия избранных, и для миллионов людей она уже совсем не та, что была прежде".
Эрих Фромм (классическая работа которого "Искусство любить" 1956г, несомненно, повлияла на последующие исследования этой темы). ":В течение нескольких последних поколений всеобщим стало в западном мире понятие романтической любви. В Соединенных Штатах, хотя соображения договорной природы брака еще полностью не вытеснены, большинство людей ищут романтической любви, личного переживания любви, которое затем должно повести к браку. Это новое понимание свободы любви должно было в значительной мере повысить значение объекта в ущерб значению функции.
С этим фактором тесно связана другая характерная черта современной культуры. Вся наша культура основана на жажде покупать, на идее взаимовыгодного обмена. Счастье современного человека состоит в радостном волнении, которое он испытывает, глядя на витрины магазина и покупая все, что он может позволить себе купить или за наличные или в рассрочку. Он (или она) и на людей глядят подобным образом. Для мужчины привлекательная женщина - для женщины привлекательный мужчина - это добыча, которой они являются друг для друга. Привлекательность обычно означает красивую упаковку свойств, которые популярны и искомы на личностном рынке. Что особенно делает человека привлекательным - это зависит от моды данного времени, как физической, так и духовной. В двадцатых годах привлекательной считалась умеющая пить и курить, разбитная и сексуальная женщина, а сегодня мода требует больше домовитости и скромности. В конце девятнадцатого и в начале двадцатого века мужчина, чтобы стать привлекательным "товаром", должен был быть агрессивным и честолюбивым, сегодня он должен быть общительным и терпимым. К тому же чувство влюбленности развивается обычно только в отношении такого человеческого товара, который находится в пределах досягаемости собственного выбора. Я ищу выгоды: объект должен быть желанным с точки зрения социальной ценности, и в то же время должен сам желать меня, учитывая мои скрытые и явные достоинства и возможности. Два человека влюбляются тогда, когда чувствуют, что нашли наилучший объект, имеющийся на рынке, учитывая при этом границы собственного обменного фонда. Часто, как при покупке недвижимого имущества, заметную роль в этой сделке играют скрытые возможности, которые могут быть развиты со временем. Едва ли стоит удивляться, что в культуре, где превалирует рыночная ориентация и где материальный успех представляет выдающуюся ценность, человеческие любовные отношения следуют тем же образцам, которые управляют и рынком".
Любовь, выйдя за пределы элитарного круга, охватила значительные слои населения, оказалась доступной всем. Браки по любви стали казаться престижнее браков по расчету во всех слоях населения, во всех развитых странах.

В Соединенных Штатах, где романтический взгляд на брак в отличие от других стран был принят всерьез и где законы и обычаи основываются на сентиментальных мечтаниях старых дев, огромное количество разводов, а счастливые браки чрезвычайно редкое явление.
Бертран Рассел. Лауреат Нобелевской премии. 1929г.

Начался псевдолюбовный бум. От сдержанности прежних веков маятник качнулся в другую крайность - бездумного экзальтированного поклонения любовному чувству. Страдания ради любви и одержимая увлеченность любимым человеком романтизируется в культуре, ничем не помогая в реальной жизни.
В популярных песнях и операх, в классической литературе и романсах в ежедневных "мыльных операх" и в восхваляемых критиками кинолентах можно найти бесчисленные примеры безответственных, незрелых взаимоотношений, которые почему-то восхваляются и считаются прекрасными. Существует мало моделей поведения, в которых люди относятся друг к другу как равные к равным, проявляют зрелость и искренность, не пытаются манипулировать чувствами партнера или эксплуатировать его.
Развитие человечества до ХХ века можно считать как неторопливую прогулку, а в ХХ веке человек стал бежать, а к концу века он так разбежался, что стал еле касаться земли. Прорыв во многих областях науки, техники, медицине генетике оказался просто фантастическим. А в некоторых проблемах человек наоборот стал уходить в сторону от магистрального пути развития: алкоголь, наркотики, нездоровые любовные отношения, экстремизм и как следствие многие проблемы и трагедии.
Патриархальное общество относилось к этому непонятному явлению как в пословице: "Не знаешь брода, не лезь в воду" и как, оказалось, было, право. У молодых людей была установка на семью, на традиционные социальные роли, выполняемые в ней, теперь стала установка на феномен любви. Есть вот некое явление "любовь" оно самое важное, великое, а другие жизненные ценности следуют потом. Была бы любовь, а все остальное дополнение к ней.
Внушенная с малых лет установка на драматизированный, перегруженный феномен любви запутывает, усложняет индивидуальную жизнь молодых людей, лишает ее ясности и цельности, существовавшей в традициях патриархальной России. Молодежь влюблена в феномен любви, не имея четких понятий о ее границах, содержании и формах.

В новейшего времени феномен любви обладает огромной силой, он владеет умами миллиардов людей, но никак не способствует гармонизации и счастью человека, а напротив, усложняет и запутывает жизнь. Пока эта глобальная амурная анархия на руку банкирам и коммерсантам, они научились ловко извлекать из нее прибыль.

Общество потребления и его антилюбовная сущность. Е. Пушкарев

Кльтурно - ценностные образцы (в данном случае - в сфере любовно-сексуальных отношений) не только прививаются домашним воспитанием, но в подавляющем большинстве заимствуются из различных произведений искусства, выступающих как некие "энциклопедии" рекомендуемых форм поведения. Если эпоху до I тыс. до н.э. эту функцию выполняли в основном родовые или племенные обычаи, в период I тыс. до н.э. - середины II тыс. н.э. такую роль взяли на себя религиозные каноны и этнические традиции, в период ХVII в. - первой половины XX в. - художественная литература и социальные традиции среды обитания, то с середины XX в. доминируют кинофильмы, особенно демонстрируемые по телевидению и потому имеющие более массовую аудиторию. В данном случае приводится преимущественно европейская хронология развития культуры любви. В других странах она, естественно, была иной.
Д.филос.н. А.Я.Флиер. "Любовь как культура".

Для объективного понимания межполовых амурно – эротических процессов происходящих в начале третьего тысячелетия необходимо учитывать новые волны глобальных социальных процессов: сексуальную, гендерную и семейную. Этому на нашем сайте посвящена не одна статья, а целый раздел Экология культуры любви.

… за 40 тысяч лет, прошедших с момента возникновения человека, ему не удалось заметным образом развить свои «высокие» стремления, в то время как черты жадности и деструктивности проступают в нем столь явно, что складывается впечатление, будто человечество охвачено этими недугами повсеместно.
Э. Фромм

Е Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"

<<<начало Окончание.

В нашей библиотеке есть книги посвященные «любви в истории»:

Диана Аккерман «Любовь в истории»

Жан Жакоб Башофеп «История сексуальных ритуалов»

Юрий Белановский, Александр Боженов «Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия»

Иоганн Блох «История проституции»

Вадим Долгов «Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь»

Олег Ивик «История сексуальных запретов и предписаний»

Барбара Картленд «Таинство любви сквозь призму истории»

В. В. Колесов «Слово и дело. Из истории русских слов. (Любы и любовь)».

Василий Колташов «Сексуальная революция»

Жан де Лабрюйер «Характеры, или нравы нынешнего века»

Ганс Лихт «Сексуальная жизнь в Древней Греции»

Бронислав Малиновский «Секс и вытеснение в обществе дикарей»

Анна Сардарян «100 великих историй любви»

Александр Спиркин «Краткая история любви»

Александр Страхов «Философская антропология эволюции образов пола и любви в отечественной культуре последних столетий»

Александр Сосновский «Лики любви. Очерки истории половой морали»

Мишель Фуко «История сексуальности: Забота о себе»

«Сильвестр: Домострой»

Это страница из раздела Психология любви

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Суеверия и правда любви. М.О.Меньшиков

Любовь и новая мораль. А.М.Коллонтай

Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров.

Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. Шестаков В. П.

Осмысление любви в древнем мире. Архаический дискурс и квазисубъект любви. В.М. Розин.

Эрос в историко-культурной перспективе: античность, христианство, ислам. Г. Я. Стрельцова

Феномен неограниченного сексуального поведения в историческом контексте разных типов сексуальной культуры. М. Конина, А. Холмогорова

Любовь, эротика и сексуальная этика в доиндустриалъной России (X — первая половина XIX в.). Н. Пушкарёва

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми