Часть III. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЮБВИ. Е Пушкарев
Ю.М.Лотман
На рубеже тысячелетий человечество потеряло ориентиры своего развития, что закономерно приводит к попыткам осуществить рефлексию целе- и смыслополагания человека, выявить мировоззренческие основания существования индивидов.
С. Омарбекова к.филос. н.
В этом разделе рассмотрим современную экологию культуры любви, ее малую пригодность для гармоничной жизни простого обывателя, особенно молодого. Понятие экологии быстро стало входить во все сферы общественной жизни. Ее объем, и содержание наполняются новыми смыслами и параметрами. Мы уже стали говорить об экологии не только применительно к природе (флоре и фауне), но и пользуемся понятиями «экология совести», «экология нравственности», «экология сознания», «экология культуры любви» и т.п. Все эти понятия необходимы для осмысления таких категорий как "человек – качество жизни - выживание". Эти категории и определяют степень экологичности нашей культуры.
Но для начала определимся с самим понятием экология культуры любви – культурная среда обитания образованная современными представлениями, нормами, установками общества об этом явлении «любовь». Затевая разговор об экологии любви все, к сожалению, сводится к ее антиэкологичности. Не претендуя на полный охват темы, затронем только два аспекта.
1. Путаница понятий
О том, что целый ряд влечений из амурно – романтического списка: естественные и недоброкачественные влюбленности, самые разные псевдолюбовные состояния никак не связаны с любовью мы рассмотрели в части I. «Давайте разберемся»:
Недоброкачественные влюбленности ;
Различные чувства любовь и влюбленность;
Как отличать любовь от влюбленности и др. псевдолюбовей ;
Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями;
Но самое печальное, что современная культура любовные аддикции продолжает воспевать как высший эталон любви в школе. И общий итог этой путаницы подведем ниже в главах:
Общество потребления и его антилюбовная сущность;
Психиатрическая неразбериха с любовью в школе ;
Психологические особенности любовной аддикции и пути ее преодоления. А. Федосова
Любовь vs псевдолюбовь, или о любовной аддикции. С. Клемин
О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви
«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия».
"Жан-Поль Сартр рассматривал любовь как непрочное, крайне хрупкое и обманчивое чувство, чреватое изнуряющими душу конфликтами.
Слияние с «другим» ведет к утрате себя в нем, а это очень дорогая плата экзистенции за эфемерное счастье. К тому же на него со всех сторон ополчаются конкуренция, корысть и зависть. «Другой» врывается в любовь, и он выступает как «чужой», в роли мучителя. Любовь разочаровывает, ускользает, выявляется амбивалентность любви и ненависти".
Г. Я. Стрельцова «Жан-Поль Сартр о любви»
Философ традиционалист Ю.Эвола пишет о «Тирании любви и секса…»;
Психолог и психотерапевт М.И. Завалов: «Однако сегодня человек живет под гнетом новой романтической тирании…»;
Любовь уже лишена самостоятельности, она возникает не из естественных отношений людей, своей природной самости, а из ориентации на перегретые драматизмом шаблоны, навязанные культурой. Они порождаются массовой культурой, проникают в потребителя и зрителя, захватывая его сознание, управляя мотивацией и направляя переживания. Так как это амурное давление происходит на протяжении веков и передается в следующие поколения еще и на генетическом уровне.
Мы: глубинные аспекты романтической любви. Роберт А. Джонсон
«В этом смысле Бек говорит о любви, как о религии. Точнее, как о «религии после религии», о «фундаментализме после его преодоления», о «месте отправления культа личностного развития бегущего по кругу общества». Мы любим, почитаем и избираем любовь. Наше духовное и телесное томление устремлено к этому важнейшему из всех состояний. Возбуждающие метафоры шлягеров и рекламы распаляют нашу фантазию, разжигают жажду высвобождения в объятиях с другим человеком и слияния с ним в постели». Философ и писатель Рихард Прехт «Религия любви».
Ульрих Бек и его жена Элизабет в своей работе «Абсолютно нормальный хаос любви» (1990 г.) характеризуют ситуацию с любовью не просто как хаос, а как реальность, в которой мы живем, как нормальную ситуацию.
Следует здесь отметить, что процедуры инфицирования массовой любви по своей эффективности могут быть соотнесены с оружием массового поражения, т. к. противостоять им человек просто не в состоянии".
Появились выражения характеризующие ситуацию с любовной культурой: демистификация , демонизация , ангелизация любви, «человечество бредит любовью», «тоталитаризм любви», «любовь — идол или икона?» и др.
Гюго писал: «Иллюзия - главное основание для грез; отнимите у любви иллюзию, и вы отнимите у нее пищу». Наша культура, а теперь еще и присоединившаяся к ней коммерция никому не позволят отнять эти иллюзии.
Д.филос.н., профессор А.П. Мальцева
П. Кальдерона де ла Барки: "Если любовь не является сумасшествием, то это не любовь".
П. Бомарше: «В любви недостаточно даже «слишком».
М. Наваррская «Самые тяжелые муки – это муки любви».
Г. Бичер «Любовь измеряется страданием».
Ж. Батай: «Любить — значит умирать»
Если во времена Фрейда женские неврозы в основном связывали с нереализованными сексуальными влечениями, то в наше время у неврозов уже другая массовая причина: не вовлеченность в амурные мифы навязанные культурой.
Наша культура превратила людей в Нomo amorabundus — человек, томящийся любовью.
... сердце психиатра едва ли не ежедневно сжимается от боли при виде мучительных заблуждений и страданий, порождаемых этим мифом. Миллионы людей тратят массу энергии, отчаянно и безнадежно пытаясь согласовать реальность своей жизни с нереальностью мифа.
Психиатр, военный психолог Морган Скотт Пек "Миф о романтической любви"
От многих моих пациенток мне приходилось слышать: «Я ужасно страдаю, доктор! Мне очень нужно, чтобы какой-нибудь мужчина в меня влюбился. Мне даже неважно, какой он и что из себя представляет, главное – чтобы он просто вот так взял и влюбился в меня».
Психотерапевт А. Курпатов «Пять великих тайн мужчины и женщины». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Д.филос.н О.И. Николина «Феномен любви в бытии человека»
История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев
Самый известный в ХХ веке исследователь психологии любви Эрих Фромм:
Настоящая любовь, она же совместимая любовь. Е. Пушкарев.
Обратная сторона драматизма и страстной любви.
В эксперименте, проведенном под руководством профессора университета Акадии доктора Лаклана Мак-Вильямса, приняли участие 5645 представительниц слабого пола в возрасте от 18 до 60 лет. Оказалось, что мисс и миссис, которые испытывали неуверенность в будущем своих отношений с партнером или чувствовали дискомфорт при совместном времяпрепровождении, были в значительно большей степени подвержены разного рода хроническим заболеваниям, таким как, например артрит, головные боли, сезонная аллергия.
По мнению доктора Мак-Вильямса, те дамы, в чьей жизни имеет место так называемая беспокойная привязанность, чаще страдают перечисленными расстройствами, а также астмой, повышенным артериальным давлением, хроническими заболеваниями легких, повышенным содержанием сахара в крови или диабетом, язвой желудка, нарушениями функционирования сердечнососудистой системы, эпилепсией, судорогами и онкологическими заболеваниями.
Я люблю тебя до слез,
Без ума люблю...
Ты узнаешь ее из тысячи
По словам, по глазам, по голосу
Ее образ на сердце высечен
Ароматами гладиолусов
Нелепость подобной метафоры заключается в том, что гладиолусы не имеют ароматов, т.е. авторов абсолютно не интересует ни содержательный, ни метафорический смысл своих произведений.
Группа "Фабрика", "Про любовь":
Я ладони так сложу
Чтобы громче прокричать
Для того я и живу
Чтоб слова тебе сказать,
Про любовь, про тебя,
Дискурс любви и смерти в песне конца века.
Количество разводов на 1000 браков 2000 г
1426 - Магаданская обл.
827 - г.Санкт-Петербург
673 - г.Москва
35 - Ингушетия
По данным демографического ежегодника ООН 2012 года, Россия - первая среди стран с самым большим числом разводов. Далее Белоруссия, Украина, Молдова. На 6-м – США.
Но, психологически здоровый человек не боится любви, он к ней стремится, он ее добивается и получает. Любви боится невротик.
"Любовь" невротика.
Невротическая любовь.
Что необходимо преодолеть, чтобы не страшиться любви? П. Куттер
Джон Таунсенд «Не прячьтесь от любви. Как избавиться от страха эмоциональной близости, который держит вас в плену, изолируя от общения»
Джон Пауэлл «Почему я боюсь любить».
В силу широкого распространения среди современных людей всевозможных неврозов любовь у них носит невротический характер, часто сопровождающийся стремлением партнеров не столько дать, сколько взять, что и любовью-то, в общем, назвать нельзя.
Член-корреспондент РАЕН, д.м.н., психотерапевт М.Е. Литвак
В этой же передаче В. Ерофеев задает вопрос двадцатилетней красивой поэтессе: "Как вы поступите, когда будучи уже 15 лет замужем, у вас 5 детей. И вы страстно влюбились?" Поэтесса не задумываясь: "Уйду от мужа". А у нее пока нет претендентов в отцы ее пятерых детей. Она еще не знает, что такое выносить и родить ребенка, не знает, что делать, когда у ребенка появился конъюктевит, она не знает, что такое с 5 детьми сходить в цирк. Но у нее уже есть готовое решение своих действий в случае возникновения некоего любовного чувства. В. Ерофеев с одобрительной улыбкой: "Ну, вот видите какая она любовь".
И это несмотря на то, что В. Ерофеев уже был жертвой любовной амбивалентности и подробно свою ситуацию описал Как быть нелюбимым, или Фабрика любви. Это ситуация, когда человек на молоке обжегся, а на воду дуть не хочет.
Критиковать телевидение как оно представляет любовь, не имеет смысла, это коммерция, за рейтинг все, что угодно, а то, что делает "Культура", очень мягко - эстетствующая неразборчивость.
Недоброкачественная влюбленность - мания. Е. Пушкарев.
21,1% - Россия
25,8 % - Болгария
26,8 % - Австрия
33,6 % - Великобритания
34,9 % - Франция
52,9 % - Швеция
Н. Карамзин.
Документалистами снят фильм «Безобразие красоты» в нем показаны ухищрения, к которым люди прибегают в разных частях планеты, чтобы быть красивее. Фильму найдено удачное название, что для одних безобразие длинная шея, растянутые губы, уши, крашеные глаза и губы, татуировки, шрамы, подпиленные зубы для других это эталоны красоты. В одном из племени показано, что красивой считается только та женщина, у которой длинная шея. Женщине с обыкновенной шеей в этом племени нет ни малейшего шанса добиться внимания мужчины. Девочкам с раннего детства на шею надевают кольца, за счет которых шея всю оставшуюся жизнь принудительно вытягивается. Если в зрелом возрасте кольца снять, то шея не сможет удерживать голову, она склонится на плечо. Мышцы шеи атрофированы. Наша культура любви напоминает такую вот женскую шею. Любовь уродливо склоняется в любую сторону потому, что лишена естественной поддержки и даже ориентиров. В качестве вытягивающих колец служат горы амурной литературы и прочие поэтические вольности.

Ведущий британский эпидемиолог, 51-летний Нил Фергюсон, заразился коронавирусом приглашая к себе домой замужнюю любовницу, 38-летнюю Антонию Стаатс.
На фото: слева - Нил Фергюсон, в центре - Антония Стаатс, справа - её муж Крис Лукас, у них открытый брак.
Выражение и переживание чувства любви у русских отличается от испытуемых других национальностей:
- испытуемым русской национальности свойственна противоречивость, иррациональность. Любовь ассоциируется с красотой, счастьем, радостью, восторгом — с одной стороны, и с грустью, страданием, тоской, печалью, слезами - с другой.
- испытуемым китайской национальности свойственна рациональность, противоречивость отсутствует, любовь для них - это гармония, совершенство, музыка, мелодия, стихотворение.
…любовь у представителей русской культуры - это более глубокое и сильное чувство в эмоциональном переживании, по сравнению с китайцами и корейцами из Южной Кореи.
Установленные значимые различия в семантических пространствах значений слова «любовь» между группами испытуемых, принадлежащих к одной национальности, но являющихся носителями разных языков (русскоязычными корейцами и корейцами из Южной Кореи), и отсутствие этих различий между группами испытуемых, принадлежащих к разным национальностям, но являющихся носителями одного (русского) языка (русскими и русскоязычными корейцами), позволили подтвердить научную гипотезу о влиянии языка на образ мышления и образ чувствования говорящего на нем народа.
Кандидат культурологи А.В. Севрюк
…в китайском языковом сознании культивируется идея, что любовь рождается из чувства дружбы. Это подтверждается в анализе иероглифа «любовь» в китайском языке – и сложный, и упрошенный варианты иероглифа в своей основе содержат идеограмму «друг». Отсюда можно сделать вывод о близости в китайском языковом сознании признаков «любви» и «дружбы».
Обращаясь к понятию любовь, мы не видим абсолютной аналогии между русским и китайским национальными характерами. Это тем более неуместно, что истоки русского и китайского слова любовь не тождественны.
Филолог Ч. Абидуева «Паремиологический анализ концепта «любовь» в русской и китайской культурах.
Обзор: любовь в семье в разных странах. Е. Пушкарев
В традиционном индийском браке, обязательства мужчины перед женой не зависят от "влюбленности" в нее. Так как он ни разу не был "влюблен", он не может "разочароваться". Его отношение к жене зиждется на том, что он любит ее, а не влюблен в идеал, который на нее проецирует. Его отношения не прекращаются в один прекрасный день вследствие "разочарования" или встречи с другой женщиной, оказавшейся новым экраном для его проекций. Он имеет обязательства перед женой и семьей, а не перед проекцией.
Роберт А. Джонсон «Мы можем многое узнать о человеческой любви, обратившись к восточной культуре и ее традициям»
Немецкий философ Норберт Больц
Уже в конце XIX века поэт Артюр Рембо предлагал: «Любовь следует изобрести заново».
Поэтому термин «любовь» применительно к межполовым индивидуальным отношениям в обыденной жизни попросту непригоден для смыслового использования из-за своей противоречивости, многоаспектности, перегруженности антиномиями и амбивалентностями, он пригоден только для художественной и философской литературы, как некая метафизическая, экзистенциональная абстракция описывающая «нездешнюю радость», «иномирность», «космический абсолют».
Это вредоносное слово «любовь». Е. Пушкарев
Закончить описание ситуации с экологией культуры любви можно формулой, в числителе у которой горы амурной литературы, океаны театральной, кино и интернет драматургии, в знаменателе огромное количество людей, которые ежедневно озадачены поиском любви,
Лора Дэй. «Практическая интуиция в любви». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Можно заметить, что эта потребность появилась совсем недавно.
причем не только одиноких. К нам в Клуб регулярно приходят письма с проблемами: «Я замужем, но мне не хватает любви …», «Я замужем, но мне очень хочется влюбиться…» и много других подобных версий о любовной фрустрации.
А в итоге этой формулы.
По статистике по любви вступают в брак около 80%.
А далее:
«Сейчас (1999г. тренд нарастающий) половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях...»
Д.филос.н. В.М. Розин
Число разводов на 1000 браков 2016 год, Россия – 895, Брянская обл. – 1253, Чечня – 158.
Это же, но с уточнениями.
«По официальной статистике у нас на 100 браков 70 разводов. А я говорю, что на 100 браков все 100% разводов. У нас семей как таковых нет. Просто люди изолированно живут на одной территории, изолированно друг от друга.
Вот такие у нас семьи, что людей вместе держит только внешняя оболочка. Я исследовал семьи, где брак длился лет 10-15, и спрашивал, задавал вопрос такого типа:, «вы бы сейчас вышли замуж за вашего мужа, но только все повторится, как было». И наоборот. В результате только 5% мужчин не сожалели, что женились на этой женщине. И 9% женщин. Но, допустим, я согласен на ней жениться, а моя жена за меня сейчас бы замуж не вышла, если по новой. Так вот из 11 тысяч 400 семей таких оказалось пять, где есть взаимный выбор». (Итого менее 05%)
Член-корреспондент РАЕН, д.м.н., психотерапевт М.Е. Литвак «Любовь здоровая и наркоманическая». В нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…» есть почти все книги М.Е. Литвака.
Мудрый психотерапевт при исследовании супружеской любви в опросе не воспользовался самим этим словом и правильность этого заключается в том, что если бы он задал прямой вопрос «Любите ли вы супруга(у) сейчас» получил бы ответ:
Да - 59%
Периодически - 34%
Ненавижу - 7%
Из интернет – опроса.
А он задавал скрытый, экспертный вопрос и получил достоверную картину о любви у супругов.
Потому, что:
- во – первых респондент склонен отвечать не то, что есть на самом деле, а то, что считает уместным в этой ситуации.
- во - вторых, под этим словом в нашей культуре понимается совсем не то, что ею является.
Это вредоносное слово «любовь». Е. Пушкарев
Э. Фромм «Здравомыслящее общество»
«Часто за любовь принимается то, что таковой не является. Обычай «вступать в брак», общие экономические интересы, обоюдная привязанность к детям, взаимная зависимость – все это осознается как «любовь», пока один или оба партнера не признаются, что они не любят и никогда не любили друг друга».
Э. Фромм «Любовь и её распад в современном обществе»
Эпизод из современного западного романа. Француз учился вместе с арабской девушкой в вузе, влюбились, решили пожениться. Он приехал к родителям девушки:
— Я люблю вашу дочь. И хочу жениться на ней.
— Ты любишь мою дочь?
— Да, люблю.
— А зачем тебе сейчас такая сложность как любить ее? Разве она тебе жена, что ты ее любишь? — искренно удивилась мать девушки.
Любовь в арабском понимании это ответственность, забота, защита, обеспечение и материальное, и жильем… Это значительные и нервные и энергетические затраты. Зачем все эти обузы брать на себя раньше женитьбы.
В арабских институтах учатся и студенты, и студентки, а вот студенческих семей нет потому, что у них все знают в студенческом возрасте создать гармоничную семью нельзя. А в России этого не знают, а поэтому в подавляющем большинстве продолжение студенческого брака развод, безотцовщина.
Основные положения Ислама в отношении любви. И.Насыров
Прочитав все статьи и книги из этого раздела еще отчетливее убедимся, что ПДК драматизма, романтизма, невротизма и других измов в понятии «любовь» многократно завышены.
Часть III. ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ЛЮБВИ. Содержание:
Драматургия любви. Е. Пушкарев
Это вредоносное слово «любовь». Е. Пушкарев
«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е Пушкарев
Все статьи о романтической любви, почти энциклопедия.
Психиатрическая неразбериха с любовью в школьной литературе. Е. Пушкарев
Общество потребления и его антилюбовная сущность. Е.Пушкарев
Понятие любви в полиамории: составляющие дискурса о множественных любовных отношениях. К. Клессе
Затраханные и гиперсексуальные. Р. Прехт
Любовь и социальная субординация женщин.
Растерянный человек перед ликом любви. С.Марков
Как быть нелюбимым, или Фабрика любви. В. Ерофеев
«...когда поцелуй закончился» (о любовном романе без любви) В. Долинский
Психиатрическая неразбериха с любовью в школьной литературе. Е. Пушкарев
О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев
«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е. Пушкарев
Общество потребления и его антилюбовная сущность. Е. Пушкарев
Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев
О деструктивном влиянии "общества потребления" на половую любовь. Э, Фромм
Возможно ли счастливое супружество в эпоху сексуальной революции? Т. Брыкова
Что такое любовь, что такое роман и какая разница между ними. Роберт А. Джонсон
Романтическая любовь, следуя своей парадоксальной природе, постоянно нас дурачит. Роберт А. Джонсон
Эволюция представлений о любви и браке в последние два столетия. В.М. Розин
Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс
Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» Р.Г.Апресян
Новоевропейское представление о любви. В.М. Розин
Современная любовь. (1950 г.) П.А. Сорокин
Литература сыграла огромную роль в любовном культе. М.О. Меньшиков
Суеверия и правда любви. М.О. Меньшиков
Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев
Контент - анализ любовного романа. О. Фридлянд
Сексотрясение, или сексуальная эволюция по Станиславу Лему. В. Белосков
О половой дифференциации, сексе и любви в производстве человека. А. Витязев, Г. Борозинец
Психолог Е. Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"
Константин Боровой «Проституция в России»
Роман Перин «SEXсуальные отношения в деградирующем обществе»
Степан Петросян «Культура безумия. Проблема популярности психоактивных веществ»
Вильгельм Райх «Сексуальная революция»
Арсении Соболевскии «Революция любви или вырождение?»
Сергей Степанов «Мифы и тупики поп-психологии»
Анна Шадрина «Не замужем: секс, любовь и семья за пределами брака»
Нина Эптон «Любовь и французы»
«Нормы интимных отношений в Исламе»
и другие
Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев
Зигмунд Фрейд о любви. Е.Пушкарев
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Проявление любви в интимной жизни супругов. Э. Уит, Г. Паткинс
а также разделы: