образовательно-доверительный сайт


Любовная биография Ж-П. Сартра и С. де Бовуар.

В любовных приключениях есть все, что угодно, кроме любви.
Ф. Ларошфуко

 Жан-Поль Сартр Симона де Бовуар

Симона де Бовуар и Жан-Поль Сартр познакомились в 1929 году во время учебы в Сорбонне. Со стороны казалось, что они никак не подходят друг другу: стройная, всегда элегантная Бовуар и Сартр - невысокий, с брюшком, к тому же слепой на один глаз. Но красавица Симона не обращала внимания на неказистость поклонника, она была очарована его умными речами, недюжинным интеллектом, остроумием и не в последнюю очередь тем, что у них было много общего во взглядах на жизнь и на любимую философию. Со студенческих лет за Симоной закрепилась слава опасного полемиста, легко улавливающего неуверенность или фальшь в аргументах собеседника. Судя по всему, она была единственным достойным противником Сартра, невероятно азартного в дискуссии, а уж разглядеть в темпераментном оппоненте страстную женщину ему, не менее азартному в покорении слабого пола, не составляло труда.
Вместо руки и сердца Жан-Поль предложил своей возлюбленной заключить "Манифест любви": быть вместе, но при этом оставаться свободными. Симону, которая больше всего на свете дорожила своей репутацией свободно мыслящей особы, такая постановка вопроса вполне устраивала, она выдвинула лишь одно встречное условие: взаимная откровенность всегда и во всем - как в творчестве, так и в интимной жизни. Знать мысли чувства Сартра представлялось ей более надежной гарантией их отношений, нежели законный брак.
По окончании университета жизнь организовала им первое испытание: Симона получила место преподавателя философии в Руане, Жан-Поль в Гавре. В течение нескольких лет они общались только посредством переписки. Со временем эта вынужденная необходимость превратилась в неискоренимую привычку на всю жизнь. Позднее они писали друг другу письма, даже находясь в одном городе. Сартр никогда не скрывал, что в жизни боялся только одного: потерять Симону, которую называл своей сутью. Но вместе с тем уже после двух лет знакомства ему показалось, что их отношения слишком прочны, "безопасны", подконтрольны, а значит - несвободны.
Чтобы избавиться от неминуемой скуки, 30-летний Сартр начинает встречаться с совсем еще юной Ольгой Казакевич, бывшей ученицей Симоны. Ольга не только избавила Сартра от приступов дурного настроения и апатии, но и стала первым членом "семьи" - своеобразного сообщества любовников и любовниц, разделявших не только мировоззренческие, но и альковные интересы "философского союза". Вскоре Ольга стала любовницей и Симоны. По ее воспоминаниям, буквально с первой минуты знакомства ее пленила эта очаровательная женщина, показавшаяся такой одинокой.
Время от времени Симона встречалась с женщинами. Подобные отношения она считала вполне естественными. В своей книге The Second Sex ( которую можно перевести и как "Второй пол", и как "Второй секс"). Впрочем, в этой книге основное внимание Симона сосредоточила на проблеме, разрешить, которую ей не помог разрешить даже Сартр: с древних времен интеллектуальное развитие и женская идентичность представлялись несовместимыми. "Синий чулок бесполое существо" - если даже ученые женщины не думали о себе в подобных негативных терминах, это за них делали мужчины, лучшим комплиментом которых было: "Она думает как мужчина".

В 1938 году Бовуар и Сартр обосновались в Париже, поселившись в разных комнатах "Мистраль". Симона терпеть не могла "одомашненности", а потому большую часть времени они проводили в кафе, где в то время и делалось искусство. Экзистенциализм как "философия жизни" именно во французском своем варианте - Мальро, Ануя, Камю и, разумеется, Сарира - практически смыкался с художественной литературой, которую экзистенциалисты считали наиболее эффективным средством воздействия на жизнь.
"Писать - значит действовать", говорил Сартр. Его роман "Тошнота", выведший на подмостки истории новый тип героя, имел шумный успехи, естественно не обошелся без Симоны. Именно она подсказала мэтру французской философии "вмонтировать" рефлексию его героя Рокантена в детективный сюжет. В благодарность Сартр посвятил этот роман ей, а Ольге Казакевич - вероятно, из чувства справедливости, досталось посвящение другого сартровского шедевра - сборника рассказов "Стена".
Перед самой войной у Сартра появилось еще одно новое увлечение - Ванда, сестра Ольги. Она тоже была удостоена чести стать членом "семьи" - после того, как Сартр успешно справился с ее девственностью. Затем было образовано эмоциональное и сексуальное трио с Бьянкой Бьенефельд. А у Симоны был в то время роман еще и с Жак-Лораном Боссом, одним из студентов Сартра. Жак-Лоран также на долгое время стал членом их "семьи", поскольку был одновременно и любовником Ольги. О своих отношениях с Жак-Лораном Бовуар написала Сартру: "Это было великолепно. Правда, порой чересчур страстно". У Бовуар с Сартром не было секретов друг от друга, но все же не столь "продвинутых" членов семьи они оберегали: роман Симоны с Боссом держался в секрете от Ольги.
Вторая мировая война никак не изменила структуру "семьи". Сартр был призван в армию. В его отсутствие забота о содержании "семьи" легла на Симону. Ей пришлось работать в поте лица, чтобы помогать "сестрам Коз", Ольге и Ванде, да к тому же ее беспокоил ушедший не фронт Босс, хотя и чуть меньше, чем солдат Сартр, место которого было, по ее мнению, не в окопах, а за письменным столом. "Дорогой, - писала ему Симона, - как только у тебя будет время, займись своей философской системой". Именно в армии, вняв ее совету, Сартр начал работу над главной своей книгой - философским трактатом "Бытие и Ничто", закончил первую главу романа "Дороги свободы".
В 1940 году немецкие войска вошли на территорию Франции. Сартр оказался в лагере для военнопленных. Немецкий лагерь пробудил в нем театральное призвание. Залом, где состоялась премьера его трагедии - притчи "Мухи", которой вскоре суждено было обойти все европейские сцены, стал барак за колючей проволокой.
После войны Бовуар и Сартр оказались на гребне славы. Опубликованные романы и философские труды принесли им репутацию "властителей дум". В Париже появились "экзистенциалистские кафе" с непременным черным потолком - дабы посетителям было легче сосредоточиться на переживании "тоски", "тревоги", "абсурда" или "тошноты".
К тому времени Сартр и Бовуар были вместе уже 16 лет, и их отношения были на редкость прочными, несмотря на разный подход к осмыслению философской проблемы любви. Для Сартра любовь всегда стоит под знаком конфликта - это опасная иллюзия, сковывающая свободу человека. Сартр допускал лишь свободу "одинокого героя", который постоянно пребывает в поиске своей аутентичности. Бовуар, не отрицая иллюзорности любви, основанной на общественных ограничениях и условностях, говорила, что человеческой свободе, тем не менее должна быть придана "форма" путем сотрудничества с другими людьми.

Как бы то ни было, отношения Сартра и Бовуар ничто не могло разрушить, даже интрижки Сартра с молоденькими актрисами Долорес Ванетти и Мишель Вьян, даже угрожающе серьезный роман сорокалетней Бовуар с молодым чикагским писателем Нельсоном Алгреном. Эта четырехлетняя связь закончилась печально для обеих сторон. Нельсон надеялся, что Симона навсегда останется с ним, а она именно этого и боялась, потому что не могла себе представить, что предаст Сартра.
Разрыв с Алгреном оказался для Симоны болезненным. Она забылась лишь в 1954 году в объятиях 27 - летнего Клоада Ланцмана, который был на 20 лет ее моложе. Ланцман был очарован Бовуар, ее проницательным умом и уверенностью в себе. Один из немногих поклонников Симоны, он сумел разглядеть в ней обычную женщину, любящую жизнь и боящуюся смерти. Их отношения продолжались семь лет и благополучно сошли на нет по обоюдному согласию.
С некоторых пор Сартр и Бовуар полюбили путешествовать. Объездив едва ли не весь мир, встречались с Фиделем Кастро, Че Геварой, Мао Цзедуном, Хрущевым и Тито.
Даже на склоне лет Сартр оставался верен себе, не избегая любовных авантюр. Особенно сильной страстью он воспылал к Арлетт эль-Каим, молоденькой студентке из Алжира, ставшей убежденной сторонницей экзистенциализма, но и личным секретарем обожаемого "гуру", что очень не нравилось Симоне. Последнее время она все чаще выражала свое недовольство "милым другом".
В середине 70-х Сартр практически ослеп и, хотя говорил: "Я мог бы писать и во мраке", объявил о своем уходе из литературы. Зато пристрастился к выпивке и транквилизаторам, которое заняли в его жизни место, прежде отводимое женщинам. Даже любительница эпатажа Симона негодовала по поводу интервью 70-летнего Сартра, в котором он весело признался, что с виски и таблетками он "соображает в три раза быстрее, чем без них".
Сартр умер 15 апреля 1980 года. Во время его похорон по пути следования траурного кортежа собралось более 50 тысяч человек. Для Симоны его кончина оказалась сильным испытанием: она была опустошена и потеряла всякий интерес к жизни. Остаток дней она провела в квартире с окнами, выходящими на кладбище Монпарнас, где покоился прах ее друга. Симона де Бовуар умерла через шесть лет после Сартра, почти день в день - 14 апреля 1986 года - и была похоронена рядом с ним.
Анна Николаева.
Из книги "Аллюзия любви"

О концепции любви Ж.-П. Сартр
Из Автореферата «Феномен любви в бытии человека: онтологический аспект». Д.филос.н. НИКОЛИНА Ольга Ивановна

Во втором параграфе «Падение любви в экзистенциальной философии» рассматриваются позиции представителей экзистенциализма и персонализма в современной западной философии.

Выявлено, что Ж.-П. Сартр определяет любовь как действие, совокупность проектов человека с целью реализации себя. Доминирующее стремление человека – стремление к обладанию другим как свободой.

Ж.-П. Сартр намечает синтез пересечения моей свободы и свободы Другого. Любящий ждет свободного выбора в отношении себя. В конечном итоге любовь понимается Ж.-П. Сартром как проект заставить полюбить себя. Другой выступает средством любви, орудийностью любви.

Ж.-П. Сартр не предполагает расширения свободы при соединении с Другим в любви. Он формулирует тройную разрушаемость любви: во-первых, любовь – источник самообмана, нереализованное желание, чтобы меня любили; во-вторых, любовь всегда усомневает любящего, предоставляя человеку его первичное бытие, утраченное в состоянии вещной собственности в массовой культуре; в-третьих, любовь опирается на доказательство абсолютной ценности любимого, который постоянно релятивизируется.

Исходя из двух фундаментальных установок в отношении другого Ж.-П. Сартра (садизм как обладание свободой Другого и мазохизм как дарение свободы Другому), любовь становится игрой вокруг свободы влюбленных, и жертва собственной свободой становится свидетельством любви, но одновременно любовь к несвободному исчезает, и доказательство любви становится ее пределом. Только интрига обмана, дарение свободы в мнимой форме, сохраняет любовь как самообман.

Исходя из анализа Ж.-П. Сартра, в современной массовой культуре любовь понимается не как сила, дающая возможность перерождения индивидуальности, а как сексуальная игра в узком пространстве.

Любовь не в состоянии вывести человека к онтологической свободе и ограничена только игрой-обманом. Фиксируется существование двух пониманий любви в современной философии. Сохраняется понимание любви как Эроса, преобразующего ндивидуальность, это высшая форма любовных переживаний, выводящих к онтологической свободе человека, и понимание любви как сексуальной игры. Сексуальная игра утрачивает познавательный элемент в отношении другого, а она доминирует в массовой культуре.

В культуре происходит девальвация образа любви: от творческой силы, ориентированной на священное и возвышенное, она становится силой освобождения от Другого, желанием, ориентированным на возбуждающее. В концепции Ж.-П. Сартра «Я» превращается в тело, сведенное к полу.

В работе показана значимость родового аспекта любви, воплощаемой в семье, в рождении детей, в отношениях между ребенком и родителем. Этот важнейший аспект упускается Ж.-П. Сартром в его анализе любви. В любви, анализируемой экзистенциальной философией (Ж.-П. Сартр, А. Камю), человек не ориентирован на создание семьи, рождение детей, саморазвитие и творчество. В такой форме исчезает любовь как возможность тождества самости (совпадение реализации себя и понимания себя) и возможность любви как контакта с другим, остается только исключительность двух тел. Любовь полагает тело как случайность, как плоть. Секс становится основой современной формы любви, что характеризует утрату трансцендентального уровня любви в современной культуре. В упрощенной форме любовь утрачивает дистанцию, единство становится эпизодическим, а экстаз – самообманом.

КЛУБ:
Есть достаточно известное и нередко цитируемое высказывание Сартра "Ад - это другие", но ведь Бовуар, да и все его любовницы это, же другие. Что, они тоже ад? Чтобы лучше понять его внутренний мир и представления о любви воспользуемся подсказкой Э.Фромма:
"Любовь главным образом не характеризует взаимоотношения с конкретным человеком; она есть позиция, ориентация характера, которая определяет отношения человека к миру как к целому, а не к одному лишь "объекту любви".
Т.е. если "ориентация характера" имеет комплексы и дисгармонии, то и любовь этого человека будет дисгармоничной, и это будет являться не проблемой феномена любви, в какие бы изящные философские одежды ее ни ряди, а проблемой характера человека. Через любное поведение они отчетливо просматриваются и у Сартра, и у Бовуар, их можно отнести к проблемному психотипу - людяне.

Если разрешить все личностные проблемы, устранить комплексы, то само собой нормализуется любовное чувство такого человека. Истоками подобных дисгармоний безусловно, является семейное воспитание, но и социальные условия влияют на формирование картины мировосприятия.

Причины влечения, которые испытывали друг к другу Сартр и Бовуар на кажущуюся схожесть были разными по своим истокам.
У Жан-Поля Сартр.
"Существует много индивидуальных форм патологии любви, которые приводят к сознательному страданию, и их как психиатры, так и все увеличивающиеся число непрофессионалов считают невротическими. Некоторые из наиболее часто встречающихся форм кратко описаны в следующих примерах.
Основу невротической любви составляет то, что один или оба "любовника" остаются привязанными к фигуре одного из родителей, и уже будучи взрослыми, переносят чувства, ожидания и страхи, которые испытывали по отношению к отцу или матери, на любимого человека. Эти люди никогда не освобождаются от образа детской зависимости и, став взрослыми, ищут этот образ в своих любовных требованиях".
В другом месте.
"Очень часто, если черты мужского характера у мужчины слабы, потому что эмоционально он остался ребенком, он будет стараться компенсировать этот недостаток преувеличенным подчеркиванием своей мужской роли в сексе. Таков Дон Жуан, которому нужно было доказать свою мужскую доблесть в сексе, потому что он неуверен в своей мужественности в плане характера".
Эрих Фромм

У Симоны де Бовуар.
"Форма псевдолюбви, которая нередко встречается и часто воспринимается (а еще чаще изображается в кинокартинах и романах) как "великая любовь", это любовь-поклонение. Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство аутентичности, собственного "я", благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей, он имеет склонность "поклоняться" любимому человеку".
Эрих Фромм

Еще раз убеждаешься в правильности идей З.Фрейда, которые он изложил в своей работе "Об особом типе "выбора объекта" у мужчины". Она начинается так:
"До сих пор мы представляли только поэтам изображать "условия любви", при которых люди совершают их "выбор объекта" и согласуют свои мечты с действительностью. В самом деле, поэты отличаются от других людей некоторыми особенностями, позволяющими им разрешить такую задачу. Обладая особенно тонкой организацией, большей восприимчивостью сокровенных стремлений и желаний других людей, они в то же время обнаруживают достаточно мужества, чтобы раскрыть перед всеми свое собственное бессознательное. Но ценность познания, заключающегося в их описаниях, понижается благодаря одному обстоятельству. Цель поэта - выставить интеллектуальные и эстетические удовольствия и воздействовать на чувство, вот почему поэт не может не изменить действительности, а должен изолировать отдельные его части, разрывая мешающие связи, смягчая целое и дополнять недостающее. Таковы преимущества так называемой "поэтической вольности". Поэт может проявить весьма мало интереса к происхождению и к развитию подобных душевных состояний, описывая их уже в готовом виде. Поэтому необходимо, чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых люди наслаждались испокон веков. Эти замечания должны служить оправданием строгой научной обработки и вопросов любовной жизни человека. Как раз наука и требует самого полного отказа от "принципов наслаждения", насколько это возможно для нашей психической деятельности".
Т.е. Сартр, будучи в душе свободным "художником - поэтом" и уже потом философом пишет о любви не как о научном понятии - объективном восприятии, не как о природном явлении, а приспосабливает любовь под свои проблемы.
"Эти проекты ставят меня в непосредственную связь со свободой другого. Именно в этом смысле любовь является конфликтом. В самом деле, мы отмечали, что свобода другого есть основание моего бытия".
Жан-Поль Сартр
О том, что "философская вольность" ничем не отличается от поэтической понимаешь, знакомясь с работами не только Сартра, но и других выдающихся философов.
Н.Бердяев: "Любовь трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви, то, что сохраняет ее таинственную святость, - это отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Этой жертвы требует всякое творчество, требует жертвы и творческая любовь. Жизненное благоустройство, семейное благоустройство - могила любви. Жертвенная гибель в жизни и кладет на любовь печать вечности. Любовь теснее, интимнее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта, угадываемая поэтами любви, залог ее вечности. Глубокая противоположность любви и деторождения".

Любовь никакой это не конфликт, любовь не трагична, а:
"Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них". Эрих Фромм, классическая работа которого "Искусство любить" (1956г), несомненно, повлияла на последующие исследования этой темы. Доказательств этого достаточно и в жизненных примерах:
и в научных работах.

И остается только сожалеть, что Сартр - выдающийся философ, так и не познав, что такое настоящая любовь, внес свою неблаговидную лепту в запутывании столь важного и позитивного явления как любовь.
Анализируя, как Сартр излагает свою теорию любви, желающий может в деталях изучать его внутриличностные проблемы.

В нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…» есть книга Симоны де Бовуар «Второй пол»

Е Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"

Наиболее читаемыми на нашем сайте являются статьи:

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Зигмунд Фрейд о любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Позы в сексе с точки зрения... психологии.

Сексуальность, женский и мужской оргазмы.

а также разделы:

Психология любви.

Карта сайта.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Интернет - клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через

ЮMoney https://yoomoney.ru :

кошелек 410014252323944

или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru

Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

По моей книге уже с 2010 года обучают студентов по Программе дисциплины – «Психология любви»

Чтобы познакомиться бесплатно скачайте Это презентация моей книги

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхизбирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми