Жан-Поль Сартр о любви. Г. Я. Стрельцова
Фрагмент из Нравственно-психологического очерка «Судьба любви сегодня». Г. Я. Стрельцова
Автор: Галина Яковлевна Стрельцова. Род. 16.08.1937 - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ.
Автор трактата «Бытие и ничто» (1943) Жан-Поль Сартр рассматривал любовь как непрочное, крайне хрупкое и обманчивое чувство, чреватое изнуряющими душу конфликтами. Если несколько упростить рассуждения Сартра в 3-й главе III части его трактата, ход мысли таков: радости любви причастны освобождению человека, но прочности победы не дают никогда. Противоречия раздирают женскую психику, но в любви человек вообще делает себя объектом для «другого», и в итоге мазохистские переживания также и у мужчин оказываются неистребимым моментом психики. Слияние с «другим» ведет к утрате себя в нем, а это очень дорогая плата экзистенции за эфемерное счастье. К тому же на него со всех сторон ополчаются конкуренция, корысть и зависть. «Другой» врывается в любовь, и он выступает как «чужой», в роли мучителя. Любовь разочаровывает, ускользает, выявляется амбивалентность любви и ненависти.
Сартр вводит отнюдь не библейское понятие «первородного греха», который вытекает просто из «моего появления в мире, где есть Другой и перед которым я заранее виновен». Следовательно, «конфликт определяет первоначальный смысл бытия-для-другого». Амбивалентность всех человеческих отношений усугубляется тем, что Другой — не только отрицательная граница моего бытия, но и положительное условие его реализации, в более широком смысле — его горизонт, а иногда и его цель, как это бывает в любви. С этим Сартр связывает фиаско такого отношения к Другому, как ненависть, посредством которой пытаются защитить и обезопасить себя от него. Крайнее следствие ненависти — желание смерти Другого, в которой можно было бы видеть «триумф ненависти». Но в том - то все и дело, подчеркивает Сартр, что смерть Другого — это не победа, а поражение ненависти, ибо Другой необходим для меня. «Кто хоть однажды «был» для Другого, тот на всю оставшуюся жизнь заражен этим, даже если Другого больше нет на свете... Поэтому смерть Другого превращает меня в объект, как и моя собственная смерть».
Сартр делает вывод о принципиальной бесполезности (pour rien) ненависти. Далее Сартр говорит о неизбежности и вместе с тем бесполезности других «превращенных форм» отношений — мазохизма (я становлюсь «чистым объектом» для Другого) и садизма (наоборот, я превращаю Другого в «чистый объект» для себя). «Мазохизм — это крайний случай поглощения меня Другим, превращение меня в средство, простой инструмент для реализации желаний Другого» . Этот тип отношений, по Сартру, имеет своим корнем «нечто вроде головокружения перед бездной чужой субъективности». «Мазохизм свидетельствует о моем поражении и даже любви к поражению». Садизм также несет в самом себе свое поражение, ибо одного «вдруг вспыхнувшего взгляда» его жертвы достаточно, чтобы садист ощутил ее внутреннюю свободу и свое поражение. Садист в принципе не может достичь своей цели, потому что духовная свобода его жертвы сохраняется и при полном отчуждении ее тела.
Та же печать ущербности и амбивалентности лежит и на чувстве любви, в трактовке Сартра. Хотя он «скороговоркой» рассматривает некоторые специфические черты психологии любви (страстное желание взаимности, невозможность порабощения любимого, жажда его свободного выбора, несводимость любви к физической близости), однако все его внимание приковано к фатальной ущербности любви, которая, как червь в своем сердце, несет собственное поражение.
Во-первых, существует вечная неуловимость любимого для любящего: когда его ищут — он ускользает, когда бегут от него — он пускается вслед. Во-вторых, амбивалентно желание свободы любимого, которой хотят и страшатся одновременно: хотят, ибо рабство убивает любовь, а страшатся, потому что боятся потерять любимого.
В-третьих, есть антагонизм между любовью и желанием обладания любимым: «желание — это смерть любви, а угасание желания — возрождение любви». В дополнение к
этому Сартр говорит о «троякой деструкции любви» в других отношениях:
1. «Любовь есть в сущности обман, заключенный в самом любовном порыве».
2. «Другой в любой момент может превратить меня в объект» и «похитить мою свободу».
3. «Любовь — это абсолют, вечно превращаемый Другими в нечто относительное».
В итоге, убежден Сартр, куда ни кинь, кругом «необеспеченность любящего»: сомнения, неуверенность, вечный страх, вина, обида.
Литература:
Sartre J.-P. L'Etre et le Meant. , 1948
Фромм Э. Иметь или быть? С. 129.
Подробнее Классификации любовных отношений.
На нашем сайте есть еще о Ж.П.Сартре:
Любовная биография великого философа Ж-П. Сартра и С. де Бовуар.
Любовь является конфликтом. Жан-Поль Сартр. Фрагменты из книги "Бытие и ничто".
История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев
Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Осмысление любви в древнем мире. Архаический дискурс и квазисубъект любви. В.М. Розин.
Новоевропейское представление о любви. В.М. Розин
Любовь и ее место в жизни человека. Б.Рассел