образовательно-доверительный сайт


Жан-Поль Сартр о любви. Г. Я. Стрельцова

Фрагмент из Нравственно-психологического очерка «Судьба любви сегодня». Г. Я. Стрельцова

Автор: Галина Яковлевна Стрельцова. Род. 16.08.1937 - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ.

Жан-Поль Сартр о любви Автор трактата «Бытие и ничто» (1943) Жан-Поль Сартр рассматривал любовь как непрочное, крайне хрупкое и обманчивое чувство, чреватое изнуряющими душу конфликтами. Если несколько упростить рассуждения Сартра в 3-й главе III части его трактата, ход мысли таков: радости любви причастны освобождению человека, но прочности победы не дают никогда. Противоречия раздирают женскую психику, но в любви человек вообще делает себя объектом для «другого», и в итоге мазохистские переживания также и у мужчин оказываются неистребимым моментом психики. Слияние с «другим» ведет к утрате себя в нем, а это очень дорогая плата экзистенции за эфемерное счастье. К тому же на него со всех сторон ополчаются конкуренция, корысть и зависть. «Другой» врывается в любовь, и он выступает как «чужой», в роли мучителя. Любовь разочаровывает, ускользает, выявляется амбивалентность любви и ненависти.

Книга «Бытие и Ничто» Ж. П. Сартр посвященная в основном свободе человека, она затрагивает и сферу любви. Но Сартр меньше всего говорит о любви как положительном феномене, но больше всего — о разрушительных последствиях любви и таких «превращенных формах» отношений, как мазохизм, садизм и ненависть. Вслед за Фрейдом он считает сексуальные отношения «фундаментом, или скелетом, всех человеческих отношений», поскольку они первичны по своей природе. Все другие отношения (например, сотрудничество, борьба, соперничество, соревнование, повиновение, признательность, восхищение и др.) — лишь надстройка над сексуальными, их усложнение и обогащение. Прежде всего, Сартр фиксирует неизбежность отчуждения всех человеческих отношений уже в силу того, что каждый человек есть субъект и объект одновременно. Как субъект он активен и свободен, но как объект он — предмет желаний Другого и средство реализации его целей. Отсюда взаимное ограничение свободы друг друга, а то и стремление «поглотить свободу Другого» и поработить его.

Сартр вводит отнюдь не библейское понятие «первородного греха», который вытекает просто из «моего появления в мире, где есть Другой и перед которым я заранее виновен». Следовательно, «конфликт определяет первоначальный смысл бытия-для-другого». Амбивалентность всех человеческих отношений усугубляется тем, что Другой — не только отрицательная граница моего бытия, но и положительное условие его реализации, в более широком смысле — его горизонт, а иногда и его цель, как это бывает в любви. С этим Сартр связывает фиаско такого отношения к Другому, как ненависть, посредством которой пытаются защитить и обезопасить себя от него. Крайнее следствие ненависти — желание смерти Другого, в которой можно было бы видеть «триумф ненависти». Но в том - то все и дело, подчеркивает Сартр, что смерть Другого — это не победа, а поражение ненависти, ибо Другой необходим для меня. «Кто хоть однажды «был» для Другого, тот на всю оставшуюся жизнь заражен этим, даже если Другого больше нет на свете... Поэтому смерть Другого превращает меня в объект, как и моя собственная смерть».

Сартр делает вывод о принципиальной бесполезности (pour rien) ненависти. Далее Сартр говорит о неизбежности и вместе с тем бесполезности других «превращенных форм» отношений — мазохизма (я становлюсь «чистым объектом» для Другого) и садизма (наоборот, я превращаю Другого в «чистый объект» для себя). «Мазохизм — это крайний случай поглощения меня Другим, превращение меня в средство, простой инструмент для реализации желаний Другого» . Этот тип отношений, по Сартру, имеет своим корнем «нечто вроде головокружения перед бездной чужой субъективности». «Мазохизм свидетельствует о моем поражении и даже любви к поражению». Садизм также несет в самом себе свое поражение, ибо одного «вдруг вспыхнувшего взгляда» его жертвы достаточно, чтобы садист ощутил ее внутреннюю свободу и свое поражение. Садист в принципе не может достичь своей цели, потому что духовная свобода его жертвы сохраняется и при полном отчуждении ее тела.

Та же печать ущербности и амбивалентности лежит и на чувстве любви, в трактовке Сартра. Хотя он «скороговоркой» рассматривает некоторые специфические черты психологии любви (страстное желание взаимности, невозможность порабощения любимого, жажда его свободного выбора, несводимость любви к физической близости), однако все его внимание приковано к фатальной ущербности любви, которая, как червь в своем сердце, несет собственное поражение.

Во-первых, существует вечная неуловимость любимого для любящего: когда его ищут — он ускользает, когда бегут от него — он пускается вслед. Во-вторых, амбивалентно желание свободы любимого, которой хотят и страшатся одновременно: хотят, ибо рабство убивает любовь, а страшатся, потому что боятся потерять любимого.

В-третьих, есть антагонизм между любовью и желанием обладания любимым: «желание — это смерть любви, а угасание желания — возрождение любви». В дополнение к этому Сартр говорит о «троякой деструкции любви» в других отношениях:
1. «Любовь есть в сущности обман, заключенный в самом любовном порыве».
2. «Другой в любой момент может превратить меня в объект» и «похитить мою свободу».
3. «Любовь — это абсолют, вечно превращаемый Другими в нечто относительное».

В итоге, убежден Сартр, куда ни кинь, кругом «необеспеченность любящего»: сомнения, неуверенность, вечный страх, вина, обида.

Нигде — ни в философских сочинениях, ни в драмах, ни в романах — он не говорит о счастливой, гармоничной и светлой любви. Нигде у него нет речи о радости любви, ее созидательном, творческом характере. Создается впечатление, что трагизм, коллизии, диссонансы, амбивалентность, парадоксы рассматриваются Сартром как неизбежный удел любви. Недаром его описания человеческих отношений как бы «обернуты в вечность» и лишены какой бы то ни было «плоти и крови» истории, эпохи, конкретных судеб. Он дает вневременной феноменологический «срез любви». Причем взгляд Сартра магически прикован к отвратительной «изнанке любви», он как бы живописует «проклятие любви». В итоге читатель получает своеобразную «демонологию любви», от соприкосновения с которой «стынет» душа человеческая, рассеиваются не только иллюзии, но и надежды, уступая место нигилистическому отношению к самому феномену любви.

Литература:
Sartre J.-P. L'Etre et le Meant. , 1948
Фромм Э. Иметь или быть? С. 129.

Клуб: Современные теории любви условно можно разделить на пессимистические и оптимистические. Теорию любви Ж.П.Сартра можно отнести к пессимистическим, как и теории З. Фрейда, Л. Каслера, А. Афанасьева. В пессимистической модели постулируется любовь как отражение личностной неадекватности.

Подробнее Классификации любовных отношений.

На нашем сайте есть еще о Ж.П.Сартре:
Любовная биография великого философа Ж-П. Сартра и С. де Бовуар.
Любовь является конфликтом. Жан-Поль Сартр. Фрагменты из книги "Бытие и ничто".

Статьи, относящиеся к этой же теме:

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Осмысление любви в древнем мире. Архаический дискурс и квазисубъект любви. В.М. Розин.

Новоевропейское представление о любви. В.М. Розин

Любовь и ее место в жизни человека. Б.Рассел

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми