образовательно-доверительный сайт


Суть любви. Е.Пушкарев

Первый шаг к решению всякой задачи есть сознательная и верная ее постановка; но задача любви никогда сознательно не ставилась, а потому никогда и не решалась, как следует. На любовь смотрели и смотрят только как на данный факт, как на состояние (нормальное для одних, болезненное для других)…
В. С. Соловьев

Суть любви – психологическое устройство.

Платон сделал важный вклад, чтобы раскрыть суть любви Психологическая суть любви определилась после того как передовому отряду антропологов, нейропсихологов, нейрохимиков, нейробиологов, психотерапевтов, философов, и др. профессионалов к концу ХХ века удалось разгадать практически все загадки любви и даже больше. А самый прорывной вклад в раскрытие, загадки любви сделал Эрих Фромм, работы которого, несомненно, повлияли на последующие исследования этой темы. Именно за это фото Э. Фромма на нашем сайте помещено на самом видном месте.

Раскрытие сути любви можно начать с ее определения:

«Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них». Эрих Фромм "Человек для себя."
В других работах он ввел новые понятия и разъяснения: "подлинная любовь", "плодотворная любовь", "зрелая любовь". "Забота и ответственность означают, что любовь - это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший".

Важный вопрос: почему так долго, до конца второго тысячелетия люди не могли докопаться до сути любви? А потому, что целый ряд чувств и пристрастных отношений между мужчиной и женщиной настолько похожи на любовь, что не только обыкновенные, но и выдающиеся люди не смогли разглядеть между ними разницу. Рассмотрим это на примере рассуждения философа И. А. Ильина: "Все попытки определить любовь в логическом порядке были бы тщетны: того, кто ее не испытал, нельзя ни просветить, ни убедить в этом отношении, а тот кто ее испытывает не способен на логический порядок". Но наступила эра приборов и биохимических исследований и теперь появилась возможность всесторонне исследовать человека переживающего любые состояния: любовь, влюбленность, вожделение, самые разные амурно – эротические расстройства.

О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев

Томография любви.

Миф о романтической любви. Морган Скотт Пек

Любовь – не чувство. Морган Скотт Пек

И оказалось, что любовь, влюбленность, вожделение это состояния вообще не имеющие друг к другу какого-нибудь отношения. У них разные сроки эволюционного зарождения, формирования, течения, влияния на психические и соматические процессы.

Среди всех заблуждений относительно любви самым действенным и распространенным оказывается представление, что влюбленность – это тоже любовь или, по меньшей мере, одно из ее проявлений. Действенным это заблуждение является потому, что влюбленность субъективно переживается так же ярко, как и любовь.
Доктор М.С. Пек

Классификации любовных отношений. Е. Пушкарев.

Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.

Это же относится к сексу. Сексуальность является врожденной потребностью (вторичной, не жизненно необходимой функцией) человеческого организма, оказывает немалое влияние на психические процессы жизнедеятельности половозрелого человека. Она являются пусковыми механизмом и двигателем влюбленности, но никак не связана с любовью.
Подробнее - Любовь и вожделение.

За четыре века до н.э. об этом Аристотель в "Никомаховой этике" дает такое разъяснение: "Любовь, таким образом, происходит скорее от дружбы, чем от чувственного влечения. Но если больше всего от дружбы, то дружба и есть цель любви. Следовательно, чувственное влечение или вообще не есть цель, или оно есть ради дружбы".

Идеологи человеческой культуры и морали с целью упорядочения сексуальных норм «пристегнули» их к любви совсем недавно.

История культуры половых связей и верности. Е.Пушкарев

Ю.И.Семенов; «Происхождение брака и семьи»: «Многие доклассовые общества ни в малейшей степени не осуждали ни добрачные, ни внебрачные связи, если только они не представляли собой нарушения брачно-группового регулирования…» (Начало перехода от первобытнообщинного строя – последнего доклассового общества к рабовладельческому 4-е - 3-е тыс. до н. э.)

Понятие супружеская верность появилась при рабовладельческом строе, а о верности в любви впервые стали писать римские поэты Овидий, Гораций в I в. до н.э.

А любовные страсти – весь спектр недоброкачественных влюбленностей («наркоманическая любовь» «сверхизбирательная любовь» «невротическая любовь» и т.д.) оказались ничем иным как психологическими или даже психическими расстройствами.

Недоброкачественная влюбленность - мания. Е. Пушкарев.

Недоброкачественная влюбленность - людус. Е. Пушкарев.

Недоброкачественная влюбленность - эрос. Е.Пушкарев

Э. Фромм сказал "А": влюбленность это псевдолюбовь, ввел и расшифпрвал понятия "неплодотворная, или иррациональная любовь", "любовь-поклонение", "фальшивая любовь", "сентиментальная любовь", "невротическая любовь", "незрелая форма любви" или "симбиотический союз" и др., но не сказал "Б". Сегодня можно точно сказать, что чувства, которые испытывали Ромео и Джульетта, Желтков к Вере Николаевне, Анна Каренина к Вронскому, Данте к Беатриче, Петрарка к Лауре, бедная Лизы к Эрасту, Ф. Киркоров к А. Пугачевой и многие другие герои литературных и реальных драм и трагедий это не любовь, а психические расстройства, инициированные личностными проблемами, неблагоприятной экологией любви и лишь внешне похожими на любовь. В настоящее время имеется достаточное количество признаков, для того чтобы достоверно отличать любовь от влюбленности, других около любовных расстройств. Их научились успешно излечивать и занесли в международный классификатор болезней (МКБ 10) в раздел F63 - «Расстройства привычек и влечений» и назвали «любовными аддикциями». То есть то, что герои известных трагедий пытались в иррациональной форме достичь через любовное признание, можно достичь в рациональной форме с помощью психотерапии, психотехник буднично, без мистики и лишних затрат тем более жертв.

После того как мы отделили от настоящей любви псевдолюбовные состояния и особенно расстройства можно заниматься рассмотрением ее сути, ядерных признаков. И в этом нам помогут философы, но не все, а только те, идеи которые были подтверждены современными приборными и биохимическими исследованиями.

«Андрогинная целостность личности» это идея, первой в истории человечества теории любви созданной Платоном двадцать четыре века тому назад, итогом, которой явилось: любовь это «жажда целостности и стремление к ней», вместе с этим происходит исцеление изъянов человеческой природы и возмещение их.

Я люблю тебя
Не только за то, кто ты есть,
Но еще и за то, кем становлюсь я,
Когда я рядом с тобой.
Рой Крофт

И как результат: «Только любовь делает человека самим собой лучшим».

Платон делает уточнение, что страсть (пафос по-гречески), – аспект, который только отвлекает от сути любви.

Идеалом Платона была любовь - дружба, подчинение любви общей задаче спасения человека, выдвижение на первый план не чувственности и удовольствий, а духовной работы.
Д.филос.н. В.М. Розин «Сексуальная революция на переломе веков»

Уже в самой первой теории любви возникла мысль об особой силе любви, о ее роли исправителя людской природы и тем самым человек преодолевает свое врожденное несовершенство.

Любовь исцеляет людей: и тех, кто дарует любовь, и тех, кто принимает этот дар.
К.А. Меннингер

В. Гюго уточняет детали, техпроцесс этого исцеления:
«Любовь к женщине имеет для нас великое, ничем незаменимое значение; она подобна соли для мяса: пропитывая сердце, предохраняет его от порчи».

Идея Платона об «андрогинной целостности личности» неоднократно поддерживалась и дополнялась:

Библия, (Быт. 2)
7. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.
22. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа.
24. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.

«Свойство любви таково, что любящий и любимый составляют не двух разделенных, а одного какого-то человека» (Беседа на 1 Коринф. XXIII, 3; Мд.).

Арабский поэт и ученый Ибн Хазм (994-1064 гг.) пишет: «Аллах великий и славный» не просто сотворил для каждой души пару, а «пара для души возникла из нее же». Из этого следует, «что причина любви - соединение в их основной возвышенной стихии частиц души, разделенных в здешней природе».

Мифологема андрогинна в европейской культуре (от романтизма к постмодерну). Н. Копылова

Согласно теологии пола В.С. Соловьева, половая «любовь - высшая и абсолютная ценность человеческого бытия». Только такая любовь, может создать «истинного человека», «…через любовь восстанавливается андрогинная целостность личности, человек перестает быть раздробленным, ущербным существом» потому что «истинный человек в полноте своей идеальной личности не может быть только мужчиной или только женщиной, а должен быть высшим единством обоих».

В малом энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона выделен единственный признак половой любви - «взаимное восполнение жизни».

Определения любви из толковых словарей

Синонимом платоновской андрогинности является понятие «единодушие» (единая душа) любящих образующееся согласием мнений, мыслей, оценок, систем ценностей, нравственным сходством.

Н.А. Бердяев: «Любовь есть томительное желание воссоединения в целую индивидуальность, стремление каждой половины, каждого пола найти свою другую половину, свой другой пол, таинственное влечение к тому, что восстанавливает индивидуальность».

Н.А. Бердяев: «Любовь — это всегда путь к другому, поиски «себя другого»…

И. Гёте:
И безудержно и смело
Двое стать одним спешат,
И для сердца нет предела,
И для солнца нет преград.

Ф. Достоевский: «Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих».

Л. Фейербах отмечал, как одну из главных функций любви ее способность компенсировать имманентную недостаточность личности. Он полагал, что в любви человек выражает недовольство своей индивидуальностью, так как сама по себе личность недостаточна, несовершенна, беспомощна и существование Другого для нее является сущностной потребностью – потребностью сердца.

Г. Гегель: «…Любовь есть различие двух, которые, однако, друг для друга совершенно неразличны. Чувство и сознание этого тождества есть любовь…»

Религиозный философ Л.П. Карсавин: «В Любви возрождается единая истинная личность, свободным слиянием частей своих восстанавливая когда-то и как-то расторженное ею».

А.Н. Радищев писал, что любящая пара представляет собой единого человека, т.к. природа преобразила их привычки: они имеют единую волю и совершают одинаковые поступки. Половая склонность у человека отличается тем, что сопрягает оба пола во взаимный союз свободно и непринужденно, нередко на целый век.

Э. Фромм поддерживая идею «воссоединения в любви» дополняет ее суть своими признаками: «...это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности. …Осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви — это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги. Таким образом, глубочайшую потребность человека составляет стремление покинуть тюрьму своего одиночества».

Любовь – единый дух внутри двух форм.
П. Шелли

Эту же сущностную идею о любви поддерживали Б. Спиноза, И. Кант, А. Маслоу и др.

А. Солженицын: «С-ЧАСТЬ-е – это части вместе».

«Я уверен, что целое в любви – не половое влечение, телесное наслаждение, общение или семья, а личность (субъектом любви является личность), поэтому все перечисленное в любви преображается и устанавливается по-новому».
Д.филос.н. В.М. Розин "Эволюция представлений о любви и браке в последние два столетия"

БСЭ это же утверждала так: «Любовь выявляется в ее устремленности не просто на существо иного пола, а на личность с ее уникальностью, которая выступает как нечто необычайно ценное благодаря своим эмоционально-волевым, интеллектуальным, моральным и эстетическим качествам, как бы восполняющим то, чего “не хватает” любящему человеку»

«…обретение любви представляет собой обретение целостности и гармонии личности и приносит удовлетворение как состояние физиологического и психического гомеостаза – покоя, когда «ничто не мучит, не тревожит».
Д.филол. н. С. Г. Воркачев " Концепт любви в русском языковом сознании"

Л.Н. Толстой: «Любовь - это бесценный дар. Это единственная вещь, которую мы можем подарить и все же она у тебя остается».

У Л.Н. Толстого в течение его жизни взгляды на любовь менялись, но благодаря его гению мы познакомились в самых подробнейших деталях с вариантами:

-- Яркой настоящей любви - Наташа Ростова и Пьер Безухов. Примеры настоящей любви. Е.Пушкарев

--Крайне тяжелой формы любовной аддикции, вполне успешно излечимой современной психотерапией - Второй этап любовной мании и Анна Каренина. Е. Пушкарев

Исходя из всего вышесказанного психологическая суть любви это качественно новая, совершенная личность, которая когда-то напугала Зевса, способная к значительному «делу любви» для «восполнения своей и другой жизни», через «исцеление изъянов человеческой природы и возмещение их». В переводе на технический язык - любовь до максимума повышает КПД человека, который ее испытывает

Это состояние обозначается как совершенная гармония и оценивается как великое счастье ("одно сердце и одна душа") и, конечно, по праву... ибо это истинное переживание божества, которое, овладев человеком, гасит и поглощает все индивидуальное в нем... мужчина и женщина становятся орудиями продолжающейся жизни.
К.Г.Юнг

Полюбив, самые тупые изостряют свой ум.
М. Фичино

…Любовь… это волшебство. Для того, кто любит, любовь накладывает чары на весь мир, окутывает мир дополнительными ценностями. Любовь значительно увеличивает полноту восприятия ценностей.
В. Э. Франкл

И в самых пустых головах любовь нередко преострые выдумки рождает.
Козьма Прутков

Другие детали и подробности настоящей любви:

Настоящая любовь, она же совместимая любовь.

Дружба + Любовь = Филия.

Культура долголетия любви. Культура горя разлуки.

Примеры настоящей любви.

Суть любви – место в жизни.


Любовь не может быть самоцелью, иначе она теряет всякий смысл.
Мать Тереза.

Любовь становится моральным грехом, когда она делается главным занятием. Она расслабляет тогда ум и заставляет деградировать душу.
К. Гельвеций, XVIII в.

Из теории А. Маслоу мы знаем модель иерархии потребностей, включающая полный набор мотиваций человека. По важности на первых двух местах: физиологические потребности: еда, вода, кров, сон и потребность в безопасности. И только после того как удовлетворены базовые потребности у человека возникает желание любить, дружить, общаться. Поэтому в тех формациях, сословиях, где не были удовлетворены базовые потребности, любовной культуры и не было. При рабовладельческом строе в высшем обществе появился достаток, избыток, праздность лучшие условия для зарождения и развития любовной культуры, но отношение к ней в разных сословиях еще существенно различалось. С тех далеких времен любовная культура имела взлеты и падения.

У Пушкина в «Евгении Онегине» (первая треть XIX в.) Татьяна, перед тем как писать письмо Евгению, находясь в сильнейшем волнении, расспрашивает няню.

...- "Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?"
- И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.-
- Да как же ты венчалась, няня?
- Так, видно, бог велел…

Сословие, к которому принадлежала Татьяна Ларина, обеспечивало ей достаток и праздность, а это открывало доступ ко всему спектру любовных переживаний и проявлений ей
…рано нравились романы;
Они ей заменяли всё,
Она влюблялась в обманы и Ричардсона и Руссо…

А дальше – помните?
Ты в сновидениях мне являлся
Незримый, ты мне был уж мил…

Полноформатный заряд на влюбленность был сдлелан и:
Ты чуть вошел, я вмиг узнала!

Так Онегин стал «героем её романа». Не было бы Онегина, был другой герой потому, что сформировавшаяся программа на амурные отношения сильнее персонажей. Все потому, что если ружье висит на стене, оно просто обязано выстрелить. А для няни жизнь была чередой сплошных обязанностей, ей нужно было выживать, в таких условиях нет места для романтических фантазий, а без них невозможны соответствующие переживания и действия.

К концу XIX века уже создается культ любви -

Литература сыграла огромную роль в любовном культе. М.О.Меньшиков :
"Действуя в течение веков на неустойчивые мозги средних людей, любовный роман развращает половое чувство более, чем какое-нибудь другое влияние":
"Мы все теперь упиваемся любовными романами, но, повторяю я, будет время, когда самый чистый рассказ об ощущениях влюбленного, даже такой изящный, как "Вертер", будет казаться столь же неуместным, как рассказ о пищеварении и расстройстве его. Любовные романы будут описываться в клинических журналах, как теперь описываются болезни, потому что любовь половая - типическая "болезнь роста", где вместо острой физической боли в пароксизмах - острое наслаждение. Я не сомневаюсь, что ученый медик мог бы, тщательно изучив влюбленность, собрать достаточно материала для интересной диссертации".

Для трудового народа вплоть до ХХ века особая значимость любовных отношений это привилегия и прихоть господ. Супружество, большая семья для простого народа это способ выживания, в невероятно трудных условиях, а такое непонятное и даже мистическое явление как любовь никак этому не способствовало. И только во второй половине ХХ века всем слоям общества стали доступны любовные отношения, а к концу века:

" Любовь уже превращена в религию. Человеческая любовь настолько омрачена чрезмерными страданиями и переживаниями романтизма, что мы лишаемся, возможности относиться к ней так, как она того заслуживает".
Роберт Алекс Джонсон; доктор психологии

Соглашаясь с Джонсоном в принципе, хотелось бы уточнить, любовь превращена не религию, а в секту. В секте на первом месте корысть, а в религии духовность. А корысть, обогащение от сектанско – любовной культуры,

Общество потребления и его антилюбовная сущность. Е. Пушкарев

имеют производитель и банкир, потому, что они давно поняли, на любовном фоне лучше продается все и бетономешалки, и пиво, и прокат и самым беззастенчивым образом эту человеческую слабость эксплуатируют.
Оказалось, что любовная культура и суть любви, слишком разные явления, а от этого нерадостная жизненная реальность.

С одной стороны любовная культура перегрета, перегружена:
«Любовь движет солнце и планеты»
Данте;

«Любовь чудо цивилизации»
Стендаль;

«Любовь — апофеоз жизни».
А. И. Герцен

«Люби, люби, нет смысла в остальном».
Ж. Лафонтен;

«Высшая ценность на этой Земле — Любовь».
А. А. Блок;

«Любовь печать образа Божия в человеке»
М.А. Булгаков;

«…Любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа…»
С. Л. Франк;

«Любовь монарх среди чувств»
Ю.Б. Рюриков;

«Любовь — конечная цель мировой эволюции, правда вселенной. Любовь — высшая реальность, предвечная основа всего…»
Новалис;

"Любовь - это самое важное слово в языке: любовь играет главную роль в жизни..." "Пять языков любви". Гери Чепмен

С другой стороны:
«Ангелы зовут это небесной отрадой, черти — адской мукой, а люди — любовью»
Г. Гейне;

«Сейчас я кое-что знаю о том, что называют любовью. Это давящее, грубое и бестолковое чувство, быть может, скрашивающее тупую жизнь обывателя, но совершенно ненужное, лишнее и мешающее в жизни человека творческого».
Ю. М. Нагибин;

«Любовь так искажена, профанирована и опошлена в падшей человеческой жизни, что стало почти невозможным произносить слова любви, нужно найти новые слова».
Н. Бердяев;

«Ведь что, главное, погано, - писал Лев Толстой на излете жизни. – В теории предполагается, что любовь есть нечто идеальное, возвышенное, а на практике любовь – нечто мерзкое, свиное, про которое и говорить и вспоминать стыдно… А люди делают вид, что мерзкое и стыдное – прекрасно и возвышенно… Духовное сродство! Единство идеалов! Но в таком случае незачем спать вместе».

«Наши правила любви так несовершенны, что многие не должны, а еще большее количество не могут любить…»
П. Мантегацца.

В результате перегрева, перегиба, разочарований и шараханий в реальной жизни:

По опросам более 70% браков создаются по любви, а дальше:

«Сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях...»
Д.филос.н. В.М. Розин «Проблемы любви в контексте противоречий современной семьи»

«По официальной статистике у нас на 100 браков 70 разводов. А я говорю, что на 100 браков все 100% разводов. У нас семей как таковых нет. Просто люди изолированно живут на одной территории, изолированно друг от друга.
Вот такие у нас семьи, что людей вместе держит только внешняя оболочка. Я исследовал семьи, где брак длился лет 10-15, и спрашивал задавал вопрос такого типа:, «вы бы сейчас вышли замуж за вашего мужа, но только все повторится, как было». И наоборот. В результате только 5% мужчин не сожалели, что женились на этой женщине. И 9% женщин. Но, допустим, я согласен на ней жениться, а моя жена за меня сейчас бы замуж не вышла, если по новой. Так вот из 11 тысяч 400 семей таких оказалось пять, где есть взаимный выбор»
Член-корреспондент РАЕН, д.м.н., психотерапевт М.Е. Литвак «Любовь здоровая и наркоманическая»

Этому соответствуют и рассуждения Л.Н. Толстого об атмосфере в семьях:
«А мы были два ненавидящих друг друга колодника, связанных одной цепью, отравляющие жизнь друг другу и старающиеся не видать этого. Я еще не знал тогда, что 0,99 супружеств живут в таком же аду, как и я жил, и что это не может быть иначе. Тогда я еще не знал этого ни про других, ни про себя» - рассуждения главного героя Позднышева. В послесловии к "Крейцеровой сонате" Л.Н. Толстой открыто идентифицировался с Позднышевым.

Слово «любовь» в русских анекдотах не встречалось ни разу!
Вообще в русских анекдотах супруги либо не любят друг друга, либо о любви ничего не говорится.
В.Н. Дружинин «Психология семьи». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Статистические наблюдения М. Литвака, Л. Толстого совпадают с наблюдениями Ошо (неоиндуистский гуру, 1931 - 1990) он писал:
"Есть семьи на Земле - очень редкие, не более чем один процент - которые по-настоящему прекрасны, которые по-настоящему благотворны, в которых случается рост; в которых нет авторитарности, нет насилия, нет собственничества; в которых дети не разрушаются, в которых жена не пытается разрушить мужа и муж не пытается разрушить жену; где есть любовь и есть свобода; где люди собрались вместе просто из радости - не по другим мотивам; где нет политики. Да, такие семьи существовали на Земле; они все еще есть".

Опрос фондом «Общественное мнение» 2004 г. «Сколько раз в жизни Вам приходилось влюбляться?», ответившие указали: один раз — 33%, два раза — 20%, три раза — 13%, четыре раза — 2%, пять раз — 3%, десять раз — 3%, много раз — 14%, не влюблялся(-ась) — 10%, другое — 2%.

По данным У. Кепхарта люди студенческого возраста влюблялись уже 6—7 раз.

Из статистических данных мы узнаем, что люди неоднократно переживая влюбленность, а значит, хорошо с ней знакомы, а вот любовь подавляющему большинству так и не удавалось познать.

Вместо благотворного результата, который дарует любовь, наступила драматичная и деструктивная суть неблагоприятной экологии любви.

Подробнее: Экология и драматургия любви.

Это вредоносное слово «любовь». Е. Пушкарев

Но раскрыв природу любви, мы уже узнали, какое место она занимает в иерархии ценностей человека и как она работает:

Выдающийся русский философ В.С. Соловьев: «…принимать любовь как Божий дар недостаточно, у любви есть свое истинное назначение, которое состоит не в простом переживании, наслаждении этим чувством, а в «деле любви».

«Забота и ответственность означают, что любовь - это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший"…

«Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие, тем более не “падение куда-то”.
Э. Фромм

"Беседа счастливых супругов проста, безыскусна и приятна; так блюда, приготовленные из обычных продуктов, порою нравятся нам больше самых изысканных кушаний".
Андре Моруа

Блок посвятил Прекрасной Даме 687 любовных гимнов! А ей нужны были вовсе не стихи, а жизнь, какой обычно ожидает девушка: общие заботы, дети, тихие вечера и разговоры о том, о сем: "...Я стремилась устроить свою жизнь, как нужно, как удобней: Я думала только о том, как бы избавиться от этой уже не нужной мне любви..." - писала в воспоминаниях о том времени уже состарившаяся Прекрасная Дама Л.Д. Менделеева.

«Случается так, что дружба или любовь с самого начала берут слишком высокую ноту. Это плохой признак. Счастье только там, где естественность».
Андре Моруа

Что такое хорошо и что такое плохо
все зависит от того какова эпоха.
Культурные любовные нормы и ритуалы различны не только в разных эпохах, сословиях, но и в разных этносах.

Выражение и переживание чувства любви у русских отличается от испытуемых других национальностей:

- испытуемым русской национальности свойственна противоречивость, иррациональность. Любовь ассоциируется с красотой, счастьем, радостью, восторгом — с одной стороны, и с грустью, страданием, тоской, печалью, слезами - с другой.
- испытуемым китайской национальности свойственна рациональность, противоречивость отсутствует, любовь для них - это гармония, совершенство, музыка, мелодия, стихотворение.

…любовь у представителей русской культуры - это более глубокое и сильное чувство в эмоциональном переживании, по сравнению с китайцами и корейцами из Южной Кореи.

Установленные значимые различия в семантических пространствах значений слова «любовь» между группами испытуемых, принадлежащих к одной национальности, но являющихся носителями разных языков (русскоязычными корейцами и корейцами из Южной Кореи), и отсутствие этих различий между группами испытуемых, принадлежащих к разным национальностям, но являющихся носителями одного (русского) языка (русскими и русскоязычными корейцами), позволили подтвердить научную гипотезу о влиянии языка на образ мышления и образ чувствования говорящего на нем народа.
Кандидат культурологи А.В. Севрюк

…в китайском языковом сознании культивируется идея, что любовь рождается из чувства дружбы. Это подтверждается в анализе иероглифа «любовь» в китайском языке – и сложный, и упрошенный варианты иероглифа в своей основе содержат идеограмму «друг». Отсюда можно сделать вывод о близости в китайском языковом сознании признаков «любви» и «дружбы».
Обращаясь к понятию любовь, мы не видим абсолютной аналогии между русским и китайским национальными характерами. Это тем более неуместно, что истоки русского и китайского слова любовь не тождественны.
Филолог Ч. Абидуева "Паремиологический анализ концепта «любовь» в русской и китайской культурах".

А вот суть любви во все времена для Homo Sapiens остается неизменной.

Любовь это не самоцель это средство, которое помогает человеку полнее самореализоваться в жизни. Только в любви человек может стать самим собой лучшим.

Но пока нынешние идеологи культуры никак не реагируют на психологические и др. открытия природы любви последнего полувека, а потому на амурно – эротическом поле пока проблем и драматизма гораздо больше, чем гармонии и счастья.

Примеры настоящей любви и того места, которое она в этом случае занимает в жизни:
Геннадий Хазанов и Злата Эльбаум в браке более 40 лет, воспитали дочь Алису, теперь помогают воспитывать внуков. Геннадий: «Мы оба лидеры, самостоятельные личности. Злата помогла мне не свернуть с творческой дороги. Она помогла мне развиваться как артисту, а не стать высокооплачиваемым ремесленником, немало талантливых артистов переквалифицировались в ремесленников. Мы со Златой созданы друг для друга, рядом мы расцвели, полноценнее раскрыли свои потенциалы. Мы вместе, но у нас также полноценная, богатая индивидуальная жизнь. Расстояние для нас ничего не значит, у нас со Златой связь на уровне душ, а это сильнее чем связь на уровне тел».

Звезды балета Владимир Васильев о жене Екатерине Максимовой: "Мы с Катей знакомы с детства, с 1949 года. Представляете, как это много? Значит, 55 лет вместе. И дома, и на работе, и день, и ночь. Даже в командировках. Мы ведь всегда в паре танцевали ведущие партии в балетах. И в отпуск всегда вместе ездили. Мы никогда не понимали, как это муж и жена могут отдыхать раздельно".

Гарик Сукачев: "У меня такое ощущение, что я родился женатым. Я женат уже более 20 лет, причем настолько удачно, что проблемы любовниц, поклонниц для меня просто не существует. Когда я познакомился с Ольгой, ей было 14 лет мне 16. 8 лет мы дружили до тех пор, пока родственники ни подсказали: "А, ни пора ли вам жениться", мы и поженились. У нас растет сын, хороший парень. Для меня жена это как солнце, воздух, вода, хлеб явление естественное и необходимое. Вот вы, когда-нибудь думали, взойдет завтра солнце или нет? Я никогда не думаю о любви, это также как сытый человек никогда не думает о пище. У меня есть любимая песня об Ольге, когда я ее пою, у меня всегда проступает слеза".

Подробнее: Гарик и Ольга Сукачевы

Поэт Борис Слуцкер до трагедии в своей жизни не писал вообще стихов о любви. Но когда у него умерла жена Татьяна, он написал больше 400 стихов о любви. При жизни Татьяны его любовь не волновала потому, что она у него была, и всю величину, значимость любви он ощутил только, когда потерял эту любовь.
Любовь как здоровье, когда оно есть, его не замечаешь.

Когда другой сойдет в могилу, тогда поймет один из нас любви безжалостную силу – в тот страшный час, последний час!
Д. Мережковский

Примеры искаженного восприятия любви, и как это усложняет, коверкает жизнь:
Людмила Сенчина: «В первом браке у меня родился сын Славик. В мою группу пришел бас гитарист Игорь Тальков, я безумно влюбилась в него. Я не в силах была побороть это чувство и подала на развод, сын Славик остался со мной. Мы с Игорем сильно любили друг друга и сейчас, когда я вижу его по телевизору я плачу.

После своего первого развода я мучаюсь, потому, что я разрушила себя, я поступила неправильно. Я разрушила внутренний храм, я ничего не приобрела от этой любви в дальнейшей жизни, а то, что было во мне, внутри стало оседать, перекашиваться, рушиться. Я разрушила себя, что-то ушло из жизни, плохо я сделала.

Сейчас с позиции прожитого, пережитого, какую бы я хотела иметь семью, это, что бы меня жалели. Много лет тому назад я наблюдала житейскую сценку, которая ярко запечатлелась в моей памяти: маленькая девочка сильно плачет и причитает: «Мама, пожалей меня, мама пожалей меня». Вот и я как эта девочка, хочу, чтобы пожалели меня, чтобы заботились обо мне, чтобы поменьше меня замечали. Конечно, в 18 лет по-другому думается, мечтается, но вот нужно много намучаться, наделать ошибок, чтобы все стало на свои места».

Возникает вопрос: «надо ли всем мучиться, каждый раз самому раскрывая загадки любви, как это происходит сейчас?

«Для Желткова любить Веру Николаевну даже без взаимности — “громадное счастье”. Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него “единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью”. Прощаясь с ней, он пишет: “Уходя, я в восторге говорю: «Да святится имя Твое»”.
«Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
«Маленький человек» возвышается, становится велик своей жертвенной любовью».
И. В.Полякова, Н.В.Кривицкая — учителя русского языка и литературы СОШ № 32 г. Астрахани.

Любовь и Гранатовый Браслет. Л.Г. Боринг

За несколько десятилетий до написания статьи педагогов сначала западной,

Критерии различения любви и аддикции. С.Пил, А.Бродски

а потом и отечественной

Любовные и сексуальные аддикции. А. Егоров

Тесты на выявление:
любовной аддикции по Егорову;
сексуальной аддикции по П. Карнесу (Carnes).

психиатрией были выявлены симптомы и признаки любовной аддикции, которые соответствуют переживаниям и страданиям Желткова. Незапущенные формы любовных аддикций вполне успешно излечиваются. Но наша школа, телеканал «Культура» по-прежнему воспевает «жертвенную любовь» навязывая любовную патологию школьникам и их родителям.

Психиатрическая неразбериха с любовью в школьной литературе. Е. Пушкарев

группа «Фабрика»:

Я ладони так сложу
Чтобы громче прокричать
Для того я и живу
Чтоб слова тебе сказать,
Про любовь, про тебя,

Что, сказать слова любви это главная цель вашей жизни?

"Любовь часто отнимает разум у того, кто его имеет..." Д.Дидро

"От любви бывает мор, мрак, морока и позор", - приводит Стендаль в своем романе "Красное и черное" слова из Гербовника любви.

"Любовь трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви, то, что сохраняет ее таинственную святость, - это отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Этой жертвы требует всякое творчество, требует жертвы и творческая любовь. Жизненное благоустройство, семейное благоустройство - могила любви. Жертвенная гибель в жизни и кладет на любовь печать вечности. Любовь теснее, интимнее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта, угадываемая поэтами любви, залог ее вечности. Глубокая противоположность любви и деторождения". Н.Бердяев

Еще в конце XIX века поэт Артюр Рембо предлагал: «Любовь следует изобрести заново». А если воспользоваться современным языком, любви требуется перезагрузка.

Ведь уже сейчас зная природу и суть любви, мы можем отличать настоящую любовь от псевдолюбовей, расстройств и какой бывает результат и в том, и в другом случае.

Если бы люди сознавали истинную мощь любви, они воздвигали бы ей величайшие храмы и алтари.
Платон

Суть любви – социальная значимость.

Любовь — это эволюционное преимущество, обеспечивающее возможность вырастить, воспитать здоровое, гармоничное потомство спасающее этнос, вид от саморазрушения.
Автор

Как во всей книге, особенно в этом разделе уделено чуткое и точное отношение к разделению различных видов любви. Поэтому нужно уточнить, что ниже речь пойдет не об агапе – человеколюбии или социальной любви.

Агапэ – основана на традиционном христианском взгляде, согласно которому любовь ничего не требует взамен, она добра, терпелива и постоянна. Эта любовь, к которой призывал Иисус: «… возлюби ближнего как самого себя» (Евангелие от Матфея 22:39).

Православные Брак и Семья

Святое писание о любви и браке. И. Мейендорф

А об индивидуальной любви между отцом и матерью – филии и ее влиянии на их детей. Эти любови являются дискретными, психическими состояниями, каждое из них представляет собой отдельный феномен, включающий в себя свое уникальное специфическое переживание. Они имеют собственные способы выражения и конкретные паттерны активности нервной и психической систем. Между собой они имеют лишь опосредованную связь.

Чем прочнее любовь между самими родителями, тем крепче любовь между родителями и детьми, и тем своевременнее рождается это великое чувство между юношами и девушками. При этом в семьях, где нет супружеской любви и плохие взаимоотношения между родителями и детьми, у детей зачастую формируется совершенно неверное представление о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Поэтому роль родителей в рождении и формировании любви между юношами и девушками не только трудна и сложна, но и очень ответственна.
Профессор Я.Л. Коломинский

Люди одаренные любовью агапэ совершенно не обязательно обречены на индивидуальную филию.

Знаю врожденного, явного «агаписта», преподавателя колледжа, харизматического общественника. Учащиеся в нем души не чают, а в его семье хронический конфликт, перешедший в стадию глубокого отчуждения. И жена его вне супружеских отношений характеризуется как положительная, милая женщина. Он и с женой-то развестись, чтобы перестать мучать и себя, и ее не может именно из-за своего агапэ.

Существует понятие филогамная (монофилогамная) семья, это семья, основанная на индивидуальной любви к друг другу родителей – филии. Зная семейную статистику можно с сожалением отметить, что таких семей не так уж и много.

В устойчивой, монофилогамной семье совершенно иначе воспитывается ребенок. Качество его воспитания априори превосходит качество воспитания в моногамной семье, где любовь между мужем и женой не обязательна. В такой семье происходит не простое воспроизводство потомства, а качественное воспроизводство. Это подтвердит любая практика: дети, выросшие в семьях без любви отличаются от тех, кто рос в любящей семье.
< >
…монофилогамия – это своего рода модель идеальной семьи, к которой необходимо стремиться. Поскольку она не только количественно продляет человеческий род, но и улучшает его качество.
Д. полит.н. Алекс Бэттлер «О любви, семье и государстве». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…».

Если воспользуемся алгоритмом каламбура «порядочные люди подозревают в порядочности всех остальных», то люди, выросшие в филогамной семье будут подозревать в человеколюбии всех остальных людей. И, несмотря на то, что они в течение жизни неоднократно будут разочаровываться в своих установках, потому, что большинство людей воспитывались в безлюбии (малолюбии), (опять семейная статистика ) их паттерн человеколюбия все равно будет сильнее этих разочарований.

17% старшеклассников высказали желание иметь отношения в будущей семье похожими на родительские.

Примеры и последствия воспитания детей из неполных и формальных семей: Кто как любит. Е. Пушкарев

Собственно влияние сути любви на социальную значимость изложена в эпиграфе к этому разделу, а его содержание это комментарии к эпиграфу. Это подтверждает и Этолог, д.и.н. М.Л. Бутовская «…этологи и эволюционные психологи уверены, что любовь — в высшей мере адаптивная эмоция, она играет существенную роль в выживании и репродукции человека. Такое понимание эволюционной природы любви отнюдь не умаляет ее значимость и громадную роль в человеческой жизни».

Центральным фактором воспитания и развития любви является семья: «орган воспитания любви через любовь».
Основоположник отечественной педагогической психологии. П.Ф Каптерев

«Семья — это школа любви к человечеству. Дети, выросшие в родительской любви и заботе, выйдут в мир и будут заботиться о тех, кому трудно, так, как они научились в семье.

Если человек вырос в атмосфере любви, он станет относиться к людям, встречающимся на пути, как к членам своей семьи. Семья важна еще по одной причине: расширяясь, она охватывает целый мир. Истинная семья — это основа для создания истинного общества, истинной нации и истинного мира. Это первый шаг на пути к построению гармоничного мира,

Семья оберегает всех ее членов, заключая их в свои объятия, но она вовсе не мешает любви выплескиваться наружу, в окружающий мир. На самом деле любовь, царящая в семье, должна охватывать и общество, и окружающих людей».
Это цитаты из книги корейца, преподобного Мун Сон Мёна «Человек планеты, любящий мир»

Семья – общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества.
Ф. Адлер

А. Адлер Чтобы подробнее это рассмотреть воспользуемся теорией жизненного стиля предложенного А. Адлером (1926 г.). В ней жизненный стиль – это то значение, которое личность придает окружающему миру и самому себе, его ценности, цели и стремления. А. Адлер, полагал, что представления о жизни и о мире закладываются в первые пять лет жизни человека, посредством импринтинга, ощущений, которые полностью не осознаются. К пяти годам ребенок обретет определенные паттерны поведения и собственный стиль решения возникающих проблем и задач.

А. Адлер выявил четыре основных стиля жизни: управляющий; берущий; избегающий; социально полезный.

Люди, ведущие социально полезный стиль жизни – это зрелые, полноценные личности, которые проявляют сильный социальный интерес и высокую жизненную активность. Такие люди способны искренне заботиться об окружающих, и заинтересованы в общении и взаимоотношениях с другими людьми. Они живут с осознанием того что для решения основных жизненных задач – любви, работы, дружбы – необходимо сотрудничество, ответственность и проявление готовности внести свой вклад в благополучие близких. Это люди, которые воспитывались в филогамных семьях.

Для сравнения можно привести примеры стилей жизни по теории А. Адлера, которые приобрели люди воспитанные в формальных, неполных семьях:

- Люди, ведущие управляющий стиль жизни, они самоуверенны и напористы, со слабо выраженным социальным интересом. Они проявляют активность, но не в социуме, благополучие других людей их не интересует. У таких людей ярко выражена установка превосходства и стремление к превосходству над внешним миром и окружающими. Возникающие в их жизни проблемы они склонны решать грубо или даже антисоциально, нарушая права других людей и совершая преступления.

- Люди, соблюдающие берущий стиль жизни, относятся к окружающему миру паразитически и склонны удовлетворять свои потребности за чужой счет. Они не проявляют социальный интерес, но стремятся получить как можно больше пользы и благ от окружающих.

- Люди, ведущие избегающий стиль жизни, не имеют достаточного социального интереса, им недостает активности, необходимой для решения возникающих проблем и задач, они боятся потерпеть неудачу, что заставляет их избегать решения собственных проблем. Они стараются уйти от всего, что может грозить затруднениями или неудачей.

Тяжело передать словами то особенно светлое чувство, когда мы вспоминаем теплоту родного семейного гнезда. До глубокой старости остаются у нас какие-то задушевные связи с той семьёй, из которой мы вышли,
Педагог К.Д.Ушинский.

Воплощение сути любви в своей жизни.


Любовь, если это действительно любовь, основана на одной предпосылке: моя любовь исходит из самой глубины моего существа, и в другом человеке я тоже воспринимаю его истинную сущность.
Э. Фромм «Искусство любить».

Для этого потребуется небольшой психологический экскурс.

Долгое время бытовало мнение, что психически здоровые люди - однотипны, что определенные типические черты проявляются лишь при некотором отклонении от нормы. Что все люди "средние", и если два культурных привлекших обоюдный интерес человека: мужчина и женщина расстараются, они смогут на всю жизнь полюбить друг друга, создать гармоничный союз. Этой точки зрения и раньше, и сейчас придерживается церковь и большинство семейных консультаций.

"Один человек еще не человек, только в паре он обретает гармоничную целостность".
Л. Фейербах.

Но в какой паре? Ведь пары существуют с глубокой старины, а с любовью в паре и тогда была, и сейчас напряженка.

А.Аугустинавичюте И основатель соционики Аушра Аугастанавичуте обосновала и самым подробнейшим образом растолковала, почему «один человек еще не человек»

«Дуальная природа человека» Аушра Аугастанавичуте

и в какой паре «он обретает гармоничную целостность», а от какой пары боже упаси.

Тип личности образуют несколько психологических функций, среди которых есть как сильные, так и слабые, и даже болезненные. Если мы возьмем самого яркого, харизматического лидера, бойкого и проворного, который знает ответы на все вопросы, и действующего без промедлений и сомнений, то у него как у любого другого человека имеются болевые личностные психологические функции, нуждающиеся в защите и опеке.

Любой желающий прямо сейчас может узнать свои (партнера, да хоть кого) слабые они же «изъяны человеческой природы», и сильные функции из «Описания Соционических Типов по функциям Модели А». У человека слабое место – природный изъян, четвертая болевая функция, самая сильная – первая, программная функция.

Мы вооруженные знаниями можем найти незаметного, тихого, скромного без малейших претензий человека, мимо которого пройдешь и даже его не заметишь, но с мощной функцией, которая у того лидера слаба, болезненна. И вот этот тихоня, этой самой функцией может поделиться без малейшего ущерба для себя с лидером от чего оба станут еще более деятельными и плодотворными. Это случай, когда срабатывает синергетический эффект.

Синерги́я (от греч. syn — вместе + ergos — действующий, действие) — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы.

Так действует закон дополняемости человека человеком, обратной стороной которого будет болезненная раздражительность в случае крайней психотипической несочетаемости.

Для примера, конфликтные – худшие и дуальные – лучшие интертипные отношения.

Конфликтные интертипные отношения правильнее было бы назвать противоположными, ибо партнеры, участвующие в этих отношениях, устроены противоположным образом буквально по каждой позиции: жизненные ценности и активность, идеи и интересы, увлечения и формы отдыха, проявления и реакции на эмоции: радость\печаль, энтузиазм\апатия и др. Подобные рассогласования партнеров будоражат визави и порождают у них чувства неприятия, потому, что это заставляет усомниться в правильности нашей жизненной позиции. Американский психолог Б.Ф. Скиннер называл это «когнитивным диссонансом».

Быть может, лишь «игрушечный» конфликтер, который фигурирует на кино или телеэкране, вызовет в основном положительные чувства: интерес, уважение – ведь при этом факт «неудобности» партнера, столь ощутимый в жизни, нивелируется иронией.

Доминирующая функция одного конфликтера совпадает с самой болезненной зоной другого. Если партнеры не «чувствуют» друг друга и не испытывают друг к другу доброй воли, то это весьма напоминает такую ситуацию, когда двое приставили один другому ножи к горлу. Впрочем, именно взаимность этого положения содержит мощное сдерживающее начало. Конфликтеры, как правило, сразу ощущают обоюдную опасность, что служит хорошей предпосылкой приостановления конфликта. Почувствовав, что коса нашла на камень, лишь глупец продолжит косьбу.

Та часть личности одного из конфликтеров, в которой он «схватывает» ситуацию вполне адекватно и действует абсолютно уверенно, для второго представляет собой карточный домик, составленный из где-то услышанных или вычитанных утверждений. Понятно, что и в этой сфере партнеры противоположны и имеют все основания для недовольства друг другом. Нетрудно догадаться, что конфликтные интертипные отношения входят в группу отношений, однозначно непригодных для супружества.

Содержательные признаки неблагоприятности супружеских отношений полученные в исследованиях В. Матьюза и К. Михановича семей, в которых напряженные отношения:
1. Существенное различие мышления по многим вопросам и проблемам;
2. Плохо понимают чувства другого;
3. Говорят слова, которые раздражают другого;
4. Часто чувствуют себя нелюбимыми;
5. Не обращают внимания на другого;
6. Чувствуют неудовлетворенную потребность в доверии;
7. Ощущают потребность в человеке, которому можно довериться;
8. Редко делают комплименты друг другу;
9. Вынуждены часто уступать мнению другого;
10. Желают большей любви.

Конфликтные пары живут из ряда вон плохо, и хотя временами устанавливаются относительное спокойствие и партнерам начинает казаться, что они сумели «притереться» друг к другу, - это всего лишь затишье перед бурей, знаменующее назревание нового взрыва, который случается с неизбежностью восхода солнца – с новой силой и в самый неподходящий момент. Супруги в конфликтной паре взвинчены, невротизированы, озлоблены, хотя на первоначальном этапе они переживали яркую влюбленность. И притереться им никогда не суждено.

И те, кто уверяют, что в браке люди живут дольше, чем одинокие лукавят так как:

Из статистики приведенной выше авторитетными людьми мы узнали, что в любви, счастье и гармонии живут не более 1% супружеских пар. А остальным живется не сладко «…два ненавидящих друг друга колодника, связанных одной цепью, отравляющие жизнь друг другу и старающиеся не видать этого».

По данным исследований, проведенных в Вооруженных силах Российской Федерации специалистами Главного управления воспитательной работы: 11% профессиональных военнослужащих не удовлетворены своими семейными отношениями; 89% опрошенных военнослужащих не могут сказать с уверенностью о том, что в их семьях отсутствуют конфликты. Семейные неурядицы явились причинами 45% суицидов среди военнослужащих в 2002 г.

Более 40% всех самоубийств совершается из-за невозможности разрешить любовные проблемы, по этой причине в России уходят из жизни более 24 тысяч человек в год (68 в день).

Из-за непереносимых взаимоотношений мужья в 2 раза чаще убивают жен - примерно 14 тысяч в год, чем жены мужей, около 7 тысяч. А сколько тысяч детей от этого страдает? Один убил другого, идет в тюрьму, а дети в детдом.

а значит, важное уточнение: дольше всех живут не в формальных браках, а в гармоничных браках, а значит в любви.

Еще раз о дуальных отношениях – лучших из отношений людей.
Наиболее сильная, творческая сторона одного из дуалов находит благодарный отклик у другого, которому как раз требуются частые сильные раздражители по соответствующим аспектам. Смелые суждения и оригинальный юмор, принципы и программы дуала служат жизненно необходимой поддержкой; с другой стороны, приятие и понимание нужны партнеру, компетентному в этих вопросах. Уверенность сочетается с благородством и великодушием, и дуал может вполне положиться на партнера и вверить ему свою беззащитную сторону.
То, как дуал проявляет себя, его естественный способ существования в мире, в высшей степени устраивает, нравится и это служит неисчерпаемым источником постоянной симпатии к дуалу, его неимоверной притягательности. Только дуал умеет создать такую обстановку (а он иначе не может, для него это естественно, как дыхание), в которой второй дуал может почувствовать себя комфортно и радостно, поскольку именно к такой атмосфере он и стремится как к идеалу. Иногда возможна и требовательность ( в плане полнейшего приближения к этому идеалу), которую дуал воспринимает спокойно, проверяет на адекватность, и в случае, если партнер прав, с удовольствием подчиняется.
Дуал обладает и недостатками и даже милыми; с ними, к тому же, легко совладать. Так, любой человек в общении выдвигает на первый план качества, которые не являются у него истинно сильными, а значит красивыми, однако только дуалу присуща способность мощным и в то же время разумным воздействием, зачастую с юмором, пресекать неадекватные проявления своего партнера именно в соответствующих вопросах.

Дуал это первейший защитник. Он приходит на выручку в ситуации, когда партнер уязвлен, растерян, и он же, в случае если находится рядом, индуцирует такую атмосферу, где столь болезненные вещи вообще оказываются невозможными. Более того, дуал в определенной степени передает партнеру свое умение вести себя в соответствующих ситуациях и тем вселяет в него чувство безопасности, повышает его социальный иммунитет. Дуал не способен серьезно задеть дуала, он всегда идет «на поводу» у капризных требований партнера по аспектам, которые для последнего болезненны, и в то же время – мягко подталкивает к правильному их осознанию.

Дуальность это настолько интересное явление, что для понимания сути любви рекомендую познакомиться с ней поближе:

О дуальных отношениях, сборная.

Дуальные отношения или полное дополнение.

Дуальность - жизненная необходимость. Анатолий Гречинский, Татьяна Педан.

Ода дуальному контакту. Шульман Г.А.

Естественно надо оговориться, что если встретились два дуала: мужчина и женщина тут же разгорится любовь, конечно же не так:

Разочаровался в дуальности. Пушкарев Е.А.

Кроме описанных здесь отношений существуют и другие их типы, которые уступают в качестве дуальным, но лучше конфликтных:

Таблица отношений между социотипами А. Аугустинавичуте.

Другие подробности "Соционика любви"

После знакомства с дуальностью становится ясна не только суть любви, но и то, что миф об андрогинах из трактата Платона "Пир" появился не из чистой фантазии, а из наблюдений за счастливыми супружескими парами. Поэтому каждый человек не только во времена Платона, но и сейчас является половинкой, постоянно жаждущей восстановления своего прежнего полного единства. Эта идея неоднократно утверждалась и позже:

История культуры любовного чувства. Е. Пушкарев.

Любовь это событие для развития, которого нужны кроме наилучшей психотипической сочетаемости - дуальности и другие обстоятельства, но она является ведущей.

Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев

Э. Фромм писал, что "подлинная любовь", "плодотворная любовь", это "зрелая любовь", а значит половые увлечения, влюбленности до наступления зрелости это только этапы становления личности.

"Первая любовь" - важный шаг полового взросления. Е. Пушкарев

От дисгармонии выбора брачного партнера к гармонии.

Суть любви можно не только проверить, но и определить ее качество по методике Зика Рубина:

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

В заключение надо отметить, что после того как суть любви была раскрыта прошло несколько десятилетий, но она до сих пор находится в тени у привычных заблуждений: "Для нас, жителей Запада, впитавших вместе с молоком матери романтический ликер, Белорукая Изольда (символ земной любви) кажется второстепенной фигурой. Мы запрограммированы на другую драму: с тайными свиданиями и расставаниями, интригами, неземной страстью, подобной той, которая бушует между Тристаном и Прекрасной Изольдой".
Роберт А. Джонсон "Мы: глубинные аспекты романтической любви"

Все упирается в неблагоприятную

Экология культуры любви. Е. Пушкарев

Которую надо как-то оздоравливать.

Е Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"

Это страница из раздела Психология любви

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Понятие «любовь». Е. Пушкарев

Зигмунд Фрейд о любви.

В нашей библиотеке книг и видео (которые можно скачать бесплатно): «Любовь, семья, секс и около…» более 2000 единиц хранения. Есть и по теме этой статьи.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
Яндекс деньги :
кошелек
410014252323944
или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми