образовательно-доверительный сайт


Критика идей Э. Фромма и предложения. Е. Пушкарев


Критика идей Э. Фромма и предложения.

«К экзистенциалистской традиции примыкает и американский философ Эрих Фромм. Его книга "Искусство любить" получила широкую известность, хотя этому серьезному исследованию в известной степени мешает элемент морализма и назидательности».
Д.филос.н. профессор В.П. Шестаков «Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство»

Наиболее резко критикует теорию любви Э. Фромма д.полит.н. Алекс Бэтлер Философия любви Эриха Фромма

При всем уважении к гуманистскому заряду работ Фромма, его гимну любви, следует признать, что его концепция любви в корне неверна - вывод, не только подтверждаемый практикой, но доказываемый и в теории.
Д. полит.н. Алекс Бэттлер «О любви, семье и государстве». Книга есть в нашей нашей библиотеке

Фромм болтун, который психологическими терминами, выдуманными им самим, объясняет предыдущие психологические термины, которые тоже ничего не обозначают. Переживание феномена другого человека как своего собственного – это утверждение с биологической точки зрения является идиотизмом.
Д.б.н. Сергей Савельев


критический поиск
Клуб: Взгляды Э. Фромма на природу любви и ее значение в человеческой жизни составляют существенную часть разрабатывавшейся им "гуманистической этики", которая, по его формулировке, есть "прикладная наука "искусства жить", основанная на теоретической "науке о человеке". Таким образом, "искусство жить" у Э. Фромма включает в себя "искусство любить". Утверждение, что любовь – это искусство, а не инстинкт и не дар свыше, выражает специфику взглядов Э. Фромма. Он не академический ученый, поэтому в его работах философия, гуманизм оказываются сильнее обработки и учета научных результатов. Из-за чего, он описывает любовь не как научный, психофизиологический факт, а как нравственную, морализаторскую конструкцию, как она «должна бы быть» в его гуманистическом понимании. Считает он так.

«Заблуждаются те, кто думают, будто любовь к нам приходит совершенно независимо от нас – как неподвластный нам инстинкт или как счастливый случай, как стечение внешних обстоятельств, подарившее нам любимого. Дело, прежде всего в том, умеем ли мы сами любить».

Э. Фромм сравнивает способность любить со способностью, например, к рисованию: "представим себе человека, который хотел бы замечательно рисовать, но вместо того, чтобы учиться этому делу, стал бы дожидаться счастливого случая, когда ему повстречается "достойный предмет", воображая, будто тогда он сразу станет рисовать великолепно. Все человеческие способности, умения должны вырабатываться, формироваться благодаря нашим усилиям и опыту; это в полной мере относится и к любви".

Написано здорово и понятно, как только это прочитаешь, сразу возникает желание браться за освоение «искусства любви».

Но, когда начинаешь размышлять на эту тему глубже, возникают самые разные вопросы и сомнения:

1.

"Принцип, лежащий в основе капиталистического общества, и принцип любви - несовместимы".
Э. Фромм О деструктивном влиянии "общества потребления" на половую любовь.

«Если мы говорим о любви в современной западной культуре, мы должны отметить, способствует ли социальная структура западной цивилизации и соответствующий этой структуре дух развитию любви. Если так поставить вопрос, то придется ответить на него отрицательно».
Э. Фромм Любовь и её распад в современном обществе.

А что принципы других обществ были совместимыми с принципами любви?

Рабовладельческий строй.

«Гетер мы имеем для развлечения, конкубинат (наложниц) для телесного наслаждения, а жен мы имеем, чтобы иметь законных детей, хранительниц дома».
Демосфен

Феодальный строй.

Куртуазная любовь возникшая в XII веке в Провансе и быстро распространившаяся в Европе поэзия трубадуров с ее культом Прекрасной дамы, ради которой рыцарь готов идти на величайшие жертвы и подвиги. При этом ритуалы служения Прекрасной даме не мешали рыцарям удовлетворять свои земные потребности с другими женщинами, насиловать простолюдинок, деспотически обращаться с собственными женами. Так в «Песни о Нибелунгах» идеальный рыцарь Зигфрид совершенно уверен в том, что «обязанность мужчины – укоротить супруге язык не в меру длинный», а его жена Кримхильда без осуждения мужа признается, что ее «разгневанный супруг безжалостно побил».

Социалистическому строю присущи различные турбулентности в понимании любви.

в начале:

В 20­х годах газета «Комсомольская правда» рассказала о том, как в родильный дом к молодой матери явились два отца. Женщина была одновременно женой обоих и поэтому не знала, кто именно приходится отцом новорожденного сына. Все трое были комсомольцами и студентами рабфака. Они ничуть не смущались и не боялись чужих глаз. Называли это любовью втроем, ни от кого ее не прятали, ведь не они ее изобрели и теоретически «обосновали».

в середине:

«Концепт любви, безусловно, принадлежит к числу настолько высоких духовных абстракций, выше которых, по выражению Р. Рождественского, «в человеческой душе начинается мертвое, безвоздушное пространство».
Д.филол.н. С.Г. Воркачев.

в конце:

«Любовь иномирна, в её реальности можно сомневаться...»
«... любовь это самый выдуманный мир. Самая большая выдумка человечества».
Виктория Токарева

Потому, что главная проблема любви оказалась не в «принципах, лежащих в основе капиталистического общества» или какого-то другого, а в том, что превеликие мудрецы ни прошлого, ни настоящего так и не смогли внятно объяснить:

Что же такое любовь?

В чем суть любви?

Какое отношение к любви имеет влюбленность или не имеет?

А если подвести итог всей истории культуры любви, получим.

По статистике по любви вступают в брак около 80% пар

А далее:

«Сейчас (1999г. тренд нарастающий) половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях...»
Д.филос.н. В.М. Розин «Проблемы любви в контексте противоречий современной семьи».

Еще одно исследование.

«По официальной статистике у нас на 100 браков 70 разводов. А я говорю, что на 100 браков все 100% разводов. У нас семей как таковых нет. Просто люди живут на одной территории, изолированно друг от друга.
Вот такие у нас семьи, что людей вместе держит только внешняя оболочка. Я исследовал семьи, где брак длился лет 10-15, и спрашивал задавал вопрос такого типа:, «вы бы сейчас вышли замуж за вашего мужа, но только все повторится, как было». И наоборот. В результате только 5% мужчин не сожалели, что женились на этой женщине. И 9% женщин. Но, допустим, я согласен на ней жениться, а моя жена за меня сейчас бы замуж не вышла, если по новой. Так вот из 11 тысяч 400 семей таких оказалось пять, где есть взаимный выбор». (Итого менее 05%)
Член-корреспондент РАЕН, д.м.н., психотерапевт М.Е. Литвак «Любовь - вещь редкая». В нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…» есть почти все его книги.

Если результат социологического исследования меньше статистической погрешности это значит, не будет ошибкой, если примем, что исследуемое явление (любовь) вообще отсутствует в супружеской жизни.

Еще один итог. «… влюбленность, любовь и страсть, являющимся элементами одного синонимического ряда».
К.филол.н С.В. Валиулина (из диссертации)

Печальный итог приведенной статистики означает, что все носители русского языка не отличают любовь от влюбленностей и страстей и эта путаница дорого обходится всем. Получается, что в брак вступают не по любви, а по влюбленности. Ее средняя продолжительность полгода, максимальная по Х. Фишер 30 месяцев.

2.

Если мы рассмотрим такую историю из жизни. Брак Пола Маккартни с Линдой это образец счастья и гармонии, это пример самой настоящей любви. Но безжалостный рак, смерть Линды, тяжелые, драматичные переживания Пола.

Подробнее - Пола и Линда Маккартни.

Идут годы рана залечивается. У Пола новая яркая влюбленность в Хизер Миллс, красивые ухаживания. Дорогие подарки, за одним из них он специально летает в Индию. Брак, рождение красавицы-дочки Беатрис. Отношения Пола с Хизер постепенно все хуже и хуже, тяжелый, длительный, бракоразводный процесс. Пол: «Я думаю, этот мой брак был огромной ошибкой всей моей жизни…».

У Пола наступает третья молодость, череда бурных влюбленностей, одна из которых с Нэнси Шевелл перерастает в настоящую любовь. В 2011 году они поженились, любовь, а значит счастье по сегодняшний день. Примечательный факт, что и мать Пола и Линда умерли от рака груди, а вот Нэнси, у которой тоже было это страшное заболевание, его победила.

Если мы рассмотрим эти истории из жизни Пола так же с позиции других умозаключений Э. Фромма:

«Любовь главным образом не характеризует взаимоотношения с конкретным человеком; она есть позиция, ориентация характера, которая определяет отношения человека к миру как к целому, а не к одному лишь «объекту» любви».

Он так же пишет о любви как волевом акте:

"Любовь должна быть актом воли, решимостью целиком соединить свою жизнь с жизнью другого человека". 4

"Считается, что любовь должна явиться результатом спонтанной, эмоциональной вспышки, внезапно возникшего непреодолимого чувства. <> Эта точка зрения не желает видеть такой важный фактор эротической любви, как воля". 4

Баптистский психолог Гери Чепмен в своем бестселлере "Пять языков любви" назвал это чувство волевая любовь: «Рациональная, волевая любовь» - вот та любовь, к которой нас всегда призывали мудрецы». А настоящая любовь основывается на самости и «родстве душ» (подробности ниже).

Человек не очень-то властен над своим сердцем и не может по собственной воле заставить себя любить или ненавидеть.
Маргарита Наваррская

Любовь подобна лихорадке, она родится и гаснет без малейшего участия воли.
Стендаль

Вот и ученый филолог разделяет это мнение.
Любовь, как, впрочем, и любую эмоцию, невозможно вызвать произвольно, и признак неподконтрольности (как «внешней» – принуждения, так и «внутренней» – волевой) в русском языке уверенно занимает второе место по числу пословичных реализаций: «Любовь не картошка: в горшке не сваришь»; «Сердцу не прикажешь»; «Из сердца не выкинешь, а в сердце не вложишь»; «Насильно мил не будешь/Насилу не быть милу»; «Поп руки свяжет и голову свяжет, а сердца не свяжет»; «Бояться себя заставишь, а любить не принудишь»; «Крестом любви не свяжешь»; «В милом нет постылого, а в постылом нет милого»; «Любовь не милостыня: её каждому не подашь...»
Д. филол. н. С.Г. Воркачев. "Концепт любви в русском языковом сознании"

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина. Е. Пушкарев

Вопросы: Если сэр Пол Маккартни в первом и в третьем браке в совершенстве владел искусством любви, специфической ориентацией «характера, которая определяет отношения человека к миру как к целому, а не к одному, лишь «объекту» любви», у него было достаточно воли для обретения любви. То почему все эти чудесные качества пропадали во втором браке с Хизер? А может все наоборот, эти чудесные качества проявляются в зависимости от того с кем человек пытается обрести любовь, а не от их изначального наличия?

Но тогда вся теория искусства любви З. Фромма получает серьезную пробоину или даже рушится.

3.

Еще история из жизни. Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс – бурная, захватывающая влюбленность, возвышенное объяснение в любви, потоки слез умиления и у нее, и у него в дальнейшем это случится много раз.

«В семье Льва Николаевича Толстого кризис супружеских отношений был постоянным состоянием в течение нескольких десятилетий. Оба действующих лица драмы - и Лев Николаевич, и Софья Андреевна - вседобросовестнейше пытались, каждый по-своему, сохранить семью. И у них это даже вроде бы получилось, но как получилось?.. Сказать - "плохо, скверно получилось" язык не поворачивается. Потому что вся эта тяжелая перманентно-кризисная история стала, в конце концов, Историей - биографией великого гения. Трагично получилось сохранить эту семью - вот так неуклюже сказать, пожалуй, будет вернее. И поражение, и разрыв все-таки - под самый занавес - разрыв и стал занавесом....»
Психотерапевт В.Леви

Итог через 48 лет брака, у них родилось 13 детей (не все выжили). Лев Николаевич умирает на обшарпанной ж\д станции Астапово. Он попросил, чтобы жену не пускали в комнату. Ему уже настолько опостылело выяснять отношения и делать очередную 1001-ю попытку наладить их, что он не захотел свой уход из жизни омрачать ее присутствием. Он и ушел из родного поместья из-за этого. Просьбу Льва Николаевича выполнили и впустили Софью Андреевну, когда начались предсмертные судороги.

Вопрос: Уж если гений Лев Николаевич, неординарная женщина Софья Андреевна не смогли не только овладеть «искусством любви», а даже элементарными навыками ладить как супруги, как же нам – то простым смертным овладеть этой сложностью «искусством любить»?

Считаю лучшим описанием любви во всей мировой литературе:

Наташа Ростова и Пьер Безухов. Примеры настоящей любви. Е.Пушкарев

4.

«Любовь – это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношение человека к миру вообще, а не только к одному "объекту" любви. Если человек любит только кого-то одного и безразличен к остальным ближним, его любовь – это не любовь, а симбиотический союз. Большинство людей уверены, что любовь зависит от объекта, а не от собственной способности любить.
Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме "любимого" человека, это доказывает силу их любви.
< >
Но если я действительно люблю какого-то человека, я люблю всех людей, я люблю мир, я люблю жизнь. Если я могу сказать кому-то "я люблю тебя", я должен быть способен сказать "я люблю в тебе все", "я люблю благодаря тебе весь мир, я люблю в тебе самого себя"». 4

Если мы пристрастно рассмотрим это непростое умозаключение Фромма, то для его характеристики больше подходит термин не «любовь», а «человеколюбие», а это далеко не одно и то же.
Так в древнегреческом языке это чувство обозначалось термином - агапе (каритас, лат.) – человеколюбие; бескорыстная любовь-самоотдача; альтруистическая, духовная любовь, Это еще и великодушие – форма человечности, характеризующаяся наличием доброты. Это гуманность, способность к самопожертвованию ради интересов других.
Великодушие это врожденный дар его воспитать практически невозможно.
Поэтому агапе не является индивидуальной межличностной любовью, которая обретается в результате общения, взаимодействия мужчины и женщины. Это как абсолютный слух у некоторых есть, у большинства нет. По данным канадского социолога Д.А. Ли примерно 7% людей обладают подобным даром агапе - человеколюбия.
Люди, наделенные большим даром агапе, совершенно не обязательно с легкостью обретают межполовую индивидуальную любовь. Мать Тереза (в миру Гонджа) с 12 лет стала мечтать о монашеском служении, чтобы поехать в Индию заботиться там о бедных. Она приложила усилия всей своей жизни, чтобы реализовать мечту и ей это удалось.
А вот в межполовой, личной сфере у Матери Терезы не просто пустота, а скорее безразличие к противоположному полу. Можно предположить, что энергия либидо у нее сублимировалась в агапе тем самым еще больше ее усилив.
В древнегреческом языке есть термин – филия, любовь-приязнь, любовь-дружба предполагающая свободный индивидуальный выбор.

Дружба + любовь = филия. Е. Пушкарев

Агапе и филия это совершенно разные психологические явления и древнегреческий язык помогает нам это понять.

Между тем нет сомнений в том, что, любовь по существу есть явление несоциальное и внесоциальное и не имеет никакого отношения к обществу и роду, это есть явление совершенно личное, связанное исключительно с личностью.
Н.А. Бердяев, «О назначении человека»

Любовь - лична, индивидуальна, направленна на единственное, неповторимое, незаменимое лицо.
< >
Любовь всегда относится к единичному, а не к общему.
Н.А. Бердяев. "Метафизика пола и любви"

5.

По экспертным оценкам в любви живут менее 5% супружеских пар. Ведь можно у супругов, проживших в счастливом, гармоничном браке пятьдесят - шестьдесят и более лет, «выведать» как они овладевали «искусством любви» и затем эти знания тиражировать на благо молодым. Делались неоднократные попытки и все они оказались безрезультатны, даже когда исследованиями занимались профессионалы психологи. Подобные вопросы у глубоко пожилых и счастливых супругов, вызывали не только недоумение об «искусстве любви», но даже термин «любовь» они использовали кране редко и осторожно или вообще не использовали.

Вот, к примеру, в исследовании "Психологические задачи брака" члена американской психологической ассоциации Д.С. Валлерстайна, которое проводилось только среди счастливых супружеских пар ни исследуемые счастливые супруги, ни исследователь, в его большом, всестороннем отчете ни разу не употребили термин «любовь», не говоря уже об «искусстве». Живут много десятилетий в счастливых браках, а понятием любовь не пользуются, а почему? А потому, что наша культура исключительно положительное явление «любовь» превратила в опасную химеру.

Это вредоносное слово «любовь». Е. Пушкарев

Человек, счастливо живущий в любви, не воспринимает ее как феномен.

Для меня жена это как солнце, воздух, вода, хлеб явление естественное и необходимое. Вот вы, когда-нибудь думали, взойдет завтра солнце или нет? Я никогда не думаю о любви, это также как сытый человек никогда не думает о пище.
Рок музыкант Гарик Сукачев. Подробнее: Гарик и Ольга Сукачевы

Все – таки сама постановка вопроса «искусство любить», в той форме как ее излагает, а значит, предлагает решение в одноименной работе Э.Фромм

"любовь - это искусство, такое же, как искусство жить: если мы хотим научиться любить, мы должны поступать точно так же, как нам предстоит поступать, когда мы хотим научиться любому другому искусству, скажем, музыке, живописи, столярному делу, врачебному или инженерному искусству". 4

носит субъективный, личностный характер.

Подобная постановка вопроса больше походит на то, как научиться ладить в паре мужчине и женщине решивших объединить свои судьбы. Ладить и любить это разные формы отношений. Ладить, это овладеть искусством сотрудничества хоть кому, хоть с кем, а:
Любовь - союз души с душой родной.
Ф.И. Тютчев

Для обозначения наивысшей формы половой любви философ В.С. Соловьев использует понятие «сизигия», что в переводе с греческого языка означает «сочетание» для обозначения такого сопряжения между мужчиной и женщиной, которое является основой идеального брачного союза. Потому, что только в нем происходит «исцеление изъянов человеческой природы и возмещение их», что существует у платоновских андрогинов.
Поэтому главное в межполовой индивидуальной любви все-таки сизигия – сочетаемость родственных душ.

Так вот «искусство любить», начинается со знаний, какая душа для тебя может стать родной, как это случилось в браке Пола и Линды Маккартни, а какая ни при каких усилиях родной не станет, как это случилось в браке Льва Николаевича и Софьи Андреевны и в браке Пола и Хизер Миллс. Затем целенаправленно искать эту потенциально родную душу и только после этого выстраивать отношения.

Благо, что в этом направлении исследователи хорошо поработали и дают конкретные рекомендации:

Сначала – Классификации любовных отношений. Е. Пушкарев

Затем - От дисгармонии выбора брачного партнера к гармонии. Е. Пушкарев

6.

В качестве цели любви Э.Фромм выделяет по-существу одну причину:
"...это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности".
«Осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви — это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги. Таким образом, глубочайшую потребность человека составляет стремление покинуть тюрьму своего одиночества».

Если учитывать, что только с середины XIX века выбор брачного партнера самостоятельно делается человеком, руководствуясь своими чувствами, раньше это делали старшие родственники. Из приведенной выше статистики получается, что подавляющее большинство людей прожили, проживают, и будут жить вне половой индивидуальной любви.
Возникает вопрос: а если человек живет в напряженных брачных отношениях, означает ли это то, что он покинул «тюрьму одиночества», ведь цели – «любовь», он не достиг?

У Фромма есть высказывание: «Стремление к власти, стремление избежать одиночества…» Любовь, власть это совершенно разные цели, но по Фромму это все для избавления от одиночества.

А может «преодоление отделенности», «тюрьма своего одиночества» это всего лишь неразрешенная внутриличная проблема самого Фромма?

Он писал о своей матери как вечно недовольной и ворчливой, "типичной невротички" и себя он тоже определял как невротичного мальчика.

Видимо, недостаток тепла с ее стороны и неуверенность в себе привели к тому, что в качестве объекта любви он выбирал женщин на много лет старше себя. Первый раз в возрасте 26 лет он женился на 36-летнем психоаналитике Фриде Райхманн. У Фромма был бурный продолжительный роман с известным психоаналитиком Карен Хорни. (она был на 15 лет старше его).

Невротическая потребность в любви. Карен Хорни.

Второй брак Эрих Фромм заключил в 40-летнем возрасте с фотокорреспонденткой Хенни Гурланд, которая была старше его на 10 лет. Его первые браки и увлечения, похоже, были психотерапевтическими, в которых ему удалось в значительной степени залечить свои детские травмы. Потому, что в третий брак он вступил уже по чувственному влечению с Аннис Фримен. Она была высокой, привлекательной женщиной, моложе его на два года. Их брак длился 27 лет до конца его жизни. Именно в этом браке он написал книгу «Искусство любить», в которой он обобщил как культурологические представления о любви, так и свой достаточно разнообразный личный опыт.

Тогда цель любви надо искать в другом? Ведь если найдем истинную причину любви, то большее число людей смогут ее обрести.

Суть любви. Е. Пушкарев.

7.

Э. Фромм не является оригинальным в названии «Искусство любить» за две тысячи лет до него Овидий написал "Искусство любви", которая и в наше время является востребованной, в том числе в интернете. В XII в. идея куртуазной любви получила широкое распространение и в то время называлась «ars amandi» - искусство любви. Было немало учебников, наставников в овладении этим искусством. В каждой эпохе выходили книги с подобным названием так, в эпоху Возрождения вышло "Поучение молодым людям в прекрасном искусстве любви" Ф. Сансоновино. Есть книги с подобным названием и в наше время: М.Вислоцка "Искусство любви, 20 лет спустя".

В нашей библиотеке книг и видео по теме «Любовь, семья, секс и около…» Есть книги:
Виктор Востоков «Искусство любви»
Диля Еникеева «Мужчина и женщина: искусство любви»
и другие.

Т.е для каждой эпохи любовь это свой вид искусства отличный один от другого.
Что такое хорошо?
Что такое плохо?
Все зависит от того
Какова эпоха.
Ну и как в этих любовных искусствах разобраться простому обывателю, тем более молодому? Какое же из этих искусств откроет путь к настоящей любви? К тому же то небольшое число счастливчиков, у которых брак в любви, ни о каком искусстве не знают. А может…
Одна из глав книги "Искусство любить" называется "Любовь - ответ на проблему человеческого существования" и несмотря на то, что она начинается:

Любая теория любви должна начинаться с теории человека, человеческого существования. Хотя мы обнаруживаем любовь, вернее эквивалент любви, уже у животных, их привязанности являются, в основном, частью их инстинктивной природы; у человека же действуют лишь остатки этих инстинктов.
Исследованиями инстинктов занимаются этологи. Из их работ мы узнали, что "первую любовь" пережил не человек и даже не животные, а как минимум серые гуси. Их исследованиями занимался лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц в своей книге «ГОД СЕРОГО ГУСЯ» он писал о том, что «любовь и секс» существуют в гусиной жизни раздельно. Они узнают своих партеров по внешнему виду и по голосу и обладают исключительной памятью на образ «любимого». Даже после долгой разлуки предпочитают старую любовь, они проводят много времени вместе, даже вне периода размножения. У них есть ритуалы романтических отношений – предбрачного ухаживания и факт заключения брака и его объявления всему гусиному сообществу триумфальным криком.

А может искусство любить и заключается в познании законов этих остатков и не вымудривать лишнего? Жаль, что нет статических данных, о количестве гусиных пар живущих в любви, а то можно было бы сравнить у кого больше.

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

Вот и получается по части половой, индивидуальной любви человеку перед серыми гусями и другими братьями меньшими похвастаться нечем. Ведь гусиное сообщество и его нравы не оказывают столь деструктивного влияния на проявления индивидуальной любви как общество потребления. А вот перегрузить смыслом, нездешней радостью исключительно позитивное чувство - любовь это только человек может.
Если подвести полувековой итог знания книги "Искусство любить" Э.Фромма, а заодно двухтысячелетний "Искусство любви" Овидия он не веселый.

"И между тем на фоне постоянного роста количества разводов, настойчивого опошления любви в литературе и изобразительных искусствах и несомненного факта, что для множества людей секс стал настолько же бессмысленным, насколько доступным, эта самая "любовь" стала казаться невероятной редкостью, если не полной иллюзией. Некоторые представители "новых левых" пришли к заключению, что любовь уничтожена самой природой нашего буржуазного общества, а предлагаемые ими реформы имеют своей целью построение "мира, в котором будет больше возможностей для любви".
Поистине, любовь стала настолько внутренне противоречивым явлением, что некоторые исследователи семейной жизни пришли к заключению, что "любовь" - это просто название способа подчинения более сильными членами семьи более слабых. Рональд Лэинг попросту утверждает, что любовь является прикрытием для насилия".
Ролло Мэй из книги "ЛЮБОВЬ И ВОЛЯ"

Франческо Альберони, известный итальянский социолог и психолог, имеющий многочисленные публикации по нравственным вопросам человеческих отношений в своей монографии «Любовь», достаточно скептично относится к теории Э. Фромма, к его рецепту счастья – «искусству любви», видя в нем иллюзию, красивый вымысел.

8.

"Эротическая любовь делает предпочтение, но в другом человеке она любит все человечество, все, что есть живого". 4

Немалую часть своих идей, в том числе и из уже процитированных Э. Фромм излагает в форме морально - нравственных лозунгов это, конечно в определенной мере помогает в культурном развитии общества, но полностью нивелирует их научную ценность и возможность использования в индивидуальной жизни.

Вот представьте, к психологу приходит клиентка с конкретными проблемами любви:

«…Я в отчаянии прошу, дайте совет что делать! Я никогда не была в такой растерянности! С моим молодым человеком творится что-то странное, он может говорить, но редко, что любит (уже два раза признавался в любви), может шутить приезжать ко мне, а потом взять и полностью игнорировать, не брать трубку говорить перезвоню и не перезванивать, я уже сил не могу в себе найти. Серьезные темы он не любит обсуждать. Он вообще злится, когда я пытаюсь поговорить с ним серьезно или же все перевести в шутки. Вика»

А он ей объясняет: для того, чтобы улучшить эту любовь нужно расстараться и вам и ему и возлюбить все человечество ??? Самое печальное в таком совете, что психологов дающих их немало.


«В соответствии с тем, что я говорил о природе любви, главное условие в достижении любви составляет преодоление собственного нарциссизма. При нарциссистской ориентации человек воспринимает как реальность только то, что существует внутри него самого…»
< >
«В отношении данного рассмотрения практики искусства любви это означает: любовь, будучи зависима от относительного отсутствия нарциссизма, требует развития смирения, объективности и разума. Вся жизнь должна быть посвящена этой цели. Смирение и объективность нераздельны, как и любовь». 4

Дать в качестве "практики искусства любви" совет для ее обретения: избавить себя от нарциссизма, развить смирение, объективность и разум. По достижимости это все равно, что дать совет: стать чемпионом мира по фигурному катанию. Э.Фромм дает совет гуманиста идеалиста и максималиста. Что толку от советов, которые и за несколько жизней не выполнить? Все религии над обретением смирения и разума тысячелетиями трудятся и пока это не очень здорово получается.
Все-таки философ, гуманист, проповедник должен как-то помогать практикующему психологу, лозунги для этого не подходят.

9.

"Забота и ответственность - составные элементы любви, но без уважения и знания любимого человека любовь вырождается в господство и собственничество. Уважение - это не страх и не благоговение; оно обозначает в соответствии с корнем этого слова /respicere - зн. вглядываться/, способность видеть человека таким, каков он есть, понимать его индивидуальность и уникальность. Нельзя уважать человека, не зная его; забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание индивидуальности человека". 2


"Плодотворная любовь, форма глубочайшего родства между двумя людьми при сохранении цельности каждого из них, является феноменом избытка, а способность к такой любви служит свидетельством человеческой зрелости. Радость и счастье - спутники плодотворной любви". 2

Клуб: Еще раз и подробнее о родстве душ как первичном факторе любви.

Сказать о знании человека, заботе, глубочайшем родстве, как о содержательной части плодотворной любви это только часть истины. А, что в этом первично, а что вторично: любовь, знание или забота и родство?
Если позитивные мужчина и женщина испытывают определенное влечение друг к другу, могут ли они, основываясь только на этом, проявляя ответственность заботиться о другом, стремясь к родству, старательно тратить на это жизненные силы для обретения любви? При такой последовательности событий: сначала мы возлюбим друг друга и у нас возникнет родство цель слабо достижима. Потому, что родство душ, точнее психотипов первична, именно сочетаемость психотипов предопределяет либо исключительно благоприятное развития отношений - родство душ и возможности любви, либо что-то другое, в том числе крайне неблагоприятное и перманентную вражду. Т.е. первично знание - базис психотипа, который и определяет качество межличных отношений. Что и было выявлено основателем соционики А. Аугустинавичюте и описано в работе Дуальная природа человека .

"Любовь возможна, только если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значит, каждый из них воспринимает себя из глубины своего существования. Только в таком " центральном переживании" состоит человеческая реальность:" 4

Клуб: И снова аллегория, и виртуальная реальность - "центры существования". К примеру, мужчина и женщина, профессиональные математики, может ли она стать центром существования? Вряд ли. А если два человека встретились на улице друг с другом глазами и произошел щелчок - короткое замыкание. Может это признак центра существования и родства душ? Это влюбленность, которая достаточно быстро пройдет.

Глубочайшее родство, радость, защиту, связь центрами существования и еще много приятного дает дуальность, достаточно изученный и достижимый феномен, подробнее:
Дуальность - жизненная необходимость.
Ода дуальному контакту.

Любовь возникает, развивается и является благом до скончания века в результате наилучшей психотипической сочетаемости - источнике родства душ, как первичном факторе любви. Именно в этом и проявляются благотворное воздействие древнегреческой сизигии и платоновского «исцеления изъянов человеческой природы и восполнение их». Такая любовь называется «Любовь естественная» (love natural) это взаимодействие мужчины и женщины как двух психологических субъектов природы.

От дисгармонии выбора брачного партнера к гармонии.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

«Любовь — искусство, такое же, как искусство жить». 4

Клуб: Искусство это умение жить, а значит выстраивать отношения. Любовь и умение выстраивать отношения и с тем, кого любишь, как и с другими людьми это разные виды психической деятельности, умения и навыки. Из-за неумения выстраивать отношения можно разрушить любовь это происходит с людьми, у которых низкий уровень психологического здоровья, а с его высоким уровнем можно выстроить очень приличные отношения хоть с кем.
"Любовь - это активность, а не пассивный аффект, это помощь, а не увлечение. В наиболее общем виде активный характер любви можно описать посредством утверждения, что любовь значит, прежде всего, давать, а не брать. 4

Давание - это высшее проявление силы". 4

Клуб: Все это звучит здорово, в это хочется верить, но

Любовь - это самое интимное, самое индивидуальное чувство. Это все равно, что цветок, который в какое-то время можно отдать только кому-нибудь одному. Когда любишь, нужно отдавать всего себя и чувствовать, что тебя принимают, - а в любви принять все, может быть еще труднее, чем все отдать.
Ричард Олдингтон.

что такое "давание - принятие" это гуманистический акт, результат душевных, волевых тренировок, искусство или это божий дар?

Снова ответ дает соционика. Для дуалов давание, как и принятие не является проявлением силы, тем более высшей, для них давание - принятие это не волевое действие, а естественное проявление собственной самости. Все, что делают дуалы это либо непроизвольное давание, либо благодарное и с удовольствием его принятие.
Поэтому после овладения теорией любви из книг Э.Фромма первыми шагами практики любви могут быть знания:
- собственных психотипа, уровня нарциссизма, точнее уровня психологического здоровья, невротизма и пр.
- это же о потенциальном партнере
Зная это с высокой долей вероятности по "Таблице отношений между социотипами" можно предсказать качественное развитее межличных отношение в паре.

Знания также нужны для того, что уметь различать не имеющие ничего общего между собой явления: любовь, влюбленность и множественные формы псевдолюбви.
И уже владея этими знаниями осознанно заниматься практикой: знакомиться, проявлять заботу, ответственность и уважение.

10.

Не смотря на то, что работы Э.Фромма оказали значительное влияние на развитие психологии любви, некоторые моменты в них современными психологами подвергались критике. Якобы предложенная им структура любви: забота, ответственность, уважение и знание чрезмерно рассудочная и даже аскетичная, за отсутствие в ней удовольствия, радости. (к.псх.н. Л.Гозман)

"Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался". 2

Дополнительные сомнения у его критиков вызывает фактор знания. Дело в том, что в большинстве описаний любви в качестве одного из ее признаков выделяется склонность к идеализации партнера, к переоценке присущих ему положительных качеств и частичном игнорировании отрицательных, т.е. фактор знаний невилируется. (к.псх.н. Л.Гозман)
Клуб: Если выше мы критиковали Э.Фромма то здесь выступим на его стороне и покритикуем его критиков. Дело в том, что как раз в любви проявление заботы, ответственности, уважения и знаний это проявление собственной самости. Когда человек живет, действует, эмоционирует в соответствии со своим пониманием мира и проявляются эти позитивные качества. А те качества, которые других окружающих раздражают, оцениваются как эгоизм, высокомерие и другой негатив для любимого партнера остаются невидимыми, даже забавными. И все это происходит обоюдно. Вот здесь как раз, каждый из пары получает двойные радость, удовольствие и интерес, и через свои ощущения – ну а как иначе, если ты окружен заботой, ответственностью, уважением. И от того что, сам видишь как и любимому доставил эти же удовольствия и комфорт и все это совершается само собой.

А если возьмем большинство современных как литературных, так и бытовых описаний любви, то в них как раз и выражается главная путаница нашей культуры любви с влюбленностью. Подробности

Различные чувства любовь и влюбленность.

А Э. Фромм неоднократно выделял: «Влюбленность это одна из форм псевдолюбви».
Современные исследователи любви (психиатр М. Скоп Пек, психолог Дороти Теннов «Пристрастная любовь» ) не только подтвердили это, но и пришли к выводу, что влюбленность не имеет никакого отношения к любви. Это разные по своей природе явления. И как раз, знания и нужны человеку до того как наступила влюбленность, чтобы ничего не напутать, находясь в состоянии измененной избирательной критичности. Если во влюбленности идеализация партнера есть, то в любви ее нет, это можно считать одним из важных признаков любви.

Любовь существует тогда, когда ваши сильные нежные чувства к другому человеку уравновешены разумом и глубоким уважением. Суждения о человеке совершенно объективны и рациональны.
профессор университета Висконсин Р.Шорт "Секс, любовь, или влюбленность"

 функциональный магнитно-резонансный томограф активные зоны головного мозга любящих людей Клуб: И все – таки Э.Фромм сделал самый большой вклад в раскрытии загадки любви, задал вектор, прогрессивное направление семантики любви, дал важные понятия, определения любви и псевдолюбви. Но ее окончательное раскрытие произошло после того как за исследования взялись ученые с использованием новейших биохимических методов и аппаратуры - функционального магнитно-резонансного томографирования.

О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев

Томография любви. А. Марков

Химия любви. Компоненты притяжения, увлечения, привязанности и расставания. Д. Амен

Е. Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"

Фрагменты об индивидуальной любви из книг Эриха Фромма.

Подробный анализ и разъяснения теории любви Э. Фромма делает к.и.н., д.филол.н., д.филос.н., академик РАЕН П. Гуревич В любви человек хочет стать богом (об Эрихе Фромме).

Эта страница из раздела ”Психология любви”.

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Совместимая любовь, она же настоящая любовь.

Факторы супружеской совместимости.

Дружба + Любовь = Филия.

Культура долголетия любви. Культура горя разлуки.

От дисгармонии выбора брачного партнера к гармонии.

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Типы половой конституции.

Проявление любви в интимной жизни супругов. Э. Уит, Г. Паткинс

Зигмунд Фрейд о любви.

Книги:
Эрих Фромм «Искусство любить. Исследование природы любви»
Эрих Фромм «Мужчина и женщина»
и другие
есть в нашей библиотеке: «Любовь, семья, секс и около…» (почти 2000 книг и видео)

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Интернет - клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через

ЮMoney https://yoomoney.ru :

кошелек 410014252323944

или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru

Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

По моей книге уже с 2010 года обучают студентов по Программе дисциплины – «Психология любви»

Чтобы познакомиться бесплатно скачайте Это презентация моей книги

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхизбирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми