образовательно-доверительный сайт


Стресс. А. Гречинский, Т. Педан

Это глава из книги «Найди в жизни гармонию» Анатолия Гречинского и Татьяны Педан. На нашем сайте шесть глав из этой книги:

Взаимопомощь и интим в дуальных парах. Гречинский, Т. Педан.

Внутренняя гармония. А. Гречинский Т. Педан

Как найти свой путь и близкого человека. А. Гречинский, Т. Педан

Коррекция отношений. А. Гречинский, Т. Педан

Любимый или дуал. А. Гречинский, Т. Педан

Стресс. А. Гречинский, Т. Педан

стресс Знание своего соционического типа помогает каждому понять собственные слабости, которые делают его уязвимым в момент стресса, а также приобрести навыки, необходимые для его преодоления. Чем лучше каждый знает свои сильные и слабые качества, тем надежнее он застрахован от психологических, взрывоопасных моментов, которые могут привести к стрессу.

Любое насилие извне - то ли физическое, моральное, или духовное, приводит к стрессам. Любой стресс ведет к ощущению тревоги и страха. Стресс вызывают быстрые изменения: экстремальные ситуации, вновь созданные условия, такие как переорганизация коллективов, ускоренные темпы жизни и недостаток общения, обвальное разорение общественных институтов, учреждений, неблагоприятная экономическая ситуация и т.п. Даже приятные факторы могут вызвать стресс, если они слишком возбуждают.

Раньше считалось, что для преодоления стресса расходуется адаптационная энергия, и когда ее запасы иссякают, наступает старость и смерть. Такие взгляды на стресс привели к стереотипу, что стресс - это всегда плохо. Именно в этом коренится сложившееся отношение к стрессу как к некоему экстремальному патогенному фактору, который, часто повторяясь, является источником заболевания. Поэтому считается, что стрессовых ситуаций надо всячески избегать.

Но как физиологический стресс является необходимым условием развития организма, так и стрессовые ситуации приводят вначале к подавленному состоянию, а впоследствии, когда человек ищет выход из необычной ситуации - к развитию личности. Человек способен адаптироваться, может все принять, изменить и приспособить отношение к общественным институтам и собственное поведение согласно велению времени. Поэтому наряду с деструктивным влиянием стресса на физическое состояние есть и положительное влияние на развитие нравственно-волевой сферы - получение нового качества в духовном плане. Человек чувствует себя физически разбитым в стрессовом состоянии, но это состояние заставляет его напряженно думать, осмысливая ситуацию и выйти на новую, качественную ступень развития.

Продолжительное стрессовое состояние могут порождать возрастные кризисы, так называемые переходные периоды. Известны три наиболее типичных периода кризиса смысла жизни у человека: подростковый - в 13-14 лет, личностный - в 25-27 лет и сущностный - в 37~40 лет. Почему именно эти периоды? И почему этот кризис имеет разные проявления у разных людей? Есть такие, которые очень страдают, входят даже в депрессивное состояние, а есть и такие, которые удивляются: "Какие кризисы? Ничего подобного со мной не случалось". Последних, к сожалению, меньше.

Период 13-14 лет - переход от детства к юности, когда у человека возникает потребность утвердить свою индивидуальность, найти себя и начать реализовывать свои способности. Он уже не может подчиняться воле взрослых и подражать их примеру, он испытывает потребность быть самостоятельным, и, если не готов к этому, теряется. Дети, которых родители слишком опекали, страдают больше, чем те, которым с раннего детства предоставляли самостоятельность. Перед человеком в этот период возникает серьезный выбор собственного пути, существует большая потребность найти партнера. И если первые отношения дискомфортные, человек несет эту травму через всю жизнь. Не зря существует столько песен и литературных произведений о неудачной первой любви.

В подростковом возрасте происходит перестройка организма, как физиологическая, так и психическая,- перестройка всего целого, когда возникает необходимость реализовать свою индивидуальность и формировать личность. Много внимания уделяется утверждению собственной неповторимости и уникальности. Как раз в это время не хватает уверенности в себе, тревожат душу сомнения, страх перед взрослой жизнью. Первые переоценки ценностей, первые поиски смысла жизни, первые бессонницы, первая любовь и первые разочарования... Как же могут помочь избегнуть душевных травм знание себя через знание своего соционического типа, сознательный поиск именно дуальных партнеров!

В 25-27 лет человек старается утвердиться как общественно- значимая личность, занять определенное место в обществе: это и профессиональные достояния, и крепкий тыл - семья. Те, кто не успел достичь желаемого к этому периоду, очень страдают. И снова стресс - затяжной, изнурительный, когда кажется, что нет ни спасения, ни выхода из сложного состояния, которое не удовлетворяет ни самого человека, ни окружающих. В это время разрушаются неудачные браки. Человек может менять место работы, если недоволен предыдущим. Он снова находится в поисках себя, и, если не имеет необходимых знаний, эти поиски бесплодны и изнурительны, ни к какому результату не приводят, человек только разочаровывается в собственных силах и возможностях, в жизни, такой кризис может закончиться и самоубийством, так как нет ни желания, ни энергии к жизни. А если бы человеку своевременно соблюсти законы соционики и устраивать свою жизнь согласно им, можно обойти и кризисы и стрессы, связанные с ними.

В 37~40 лет человек подводит первые итоги прожитого, в это время возникает ощущение, что живет он не так и делает не то, и где она, та большая и светлая любовь, о которой мечталось в юности... По достижении зрелого возраста все навязчивее возникает вопрос: "Насколько ты реализовал свой потенциал?" Эти сигналы - последние напоминания для легкомысленных, растерянных в жизни несчастливцев. Они не появились бы, если бы человек знал свои сильные стороны и нашел бы сферу их применения, они не появились бы, если бы человек создал дуальную семью, они не появились бы, если бы человек был бы честным перед собой и миром, стремился бы к внутренней гармонии и делал добро другим, помогал бы людям, а не требовал бы от них особого внимания к себе, не гнался бы за материальным и за временными сомнительными развлечениями, которые только опустошают душу. Неприятные сигналы зря прожитого значительного отрезка жизни дают о себе знать, когда уже нет сил ни перевернуть свое мировоззрение и свою жизнь, ни выровнять невыносимую гнетущую ситуацию, когда нет надежды, что можно еще что-то изменить, когда в 40 лет ощущаешь себя и старым и немощным, а свою жизнь видишь такой, что катится уже под откос... И напрасно говорить таким людям, что впереди еще половина жизни, они уже не верят в себя, в свои силы. И снова депрессия - прямо-таки модное состояние печали, скуки, пустоты, разочарования и уныния.

Таким людям хочется напомнить слова песни из кинофильма "Вокзал на двоих": "Не бойтесь бросить все на карту, не бойтесь жизнь перевернуть!" А как это сделать? - спросят они. Можно порекомендовать им на первых порах делать то, что хочется, изучать то, что интересно и потому легче усваивается, брать и использовать то, что само идет в руки. Чтобы серьезно изменить свою жизнь, которая так не удовлетворяет, необходимо честно оценить и целесообразно использовать свой потенциал, признать и оставить в покое собственные слабые стороны, предоставив возможность другим людям решать соответствующие проблемы. И делиться с другими своими сильными сторонами - только тогда человек будет по достоинству оценен окружающими и получит то, о чем мечтает.

Осуществить это можно, зная способы реализации сильных сторон и урегулирования слабых посредством выработки норматива. Об этом хорошо говорится в молитве: "Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение - принять то, что я изменить не в силах, и мудрость - отличить первое от второго". Только просить надо не у Бога, а приобретать знания самому. Тем, кто не хочет набивать шишки печальным жизненным опытом, рекомендуем обратиться к соционике. Знание - это сила. Соционика необходима в жизни каждого, кто хочет прожить ее содержательно, интересно, радостно.

Часто случается, что жизнь заставляет нас (или так кажется) действовать наперекор нашим привычкам и собственной природе, тому, что нам присуще. Если Вы считаете, что можете изменить свои привычки, чтобы справиться с ситуацией,- Вы на неверном пути. Вы можете вести себя безупречно, но это не означает, что удастся избежать стресса.

Стресс атакует нас как минимум с 4-х позиций, когда мы:

1) не обращаем на него внимания, что приводит к незаметному самоуничижению;

2) чувствуем, что теряем контроль и позволяем проявиться слабостям;

3) стараемся контролировать не тот аспект собственной или чужой жизни;

4) вынуждены действовать наперекор нашим сильным качествам, а не согласно с ними.

Различные типы по-разному относятся к стрессу и различно его преодолевают. Основным в борьбе со стрессом является понимание того, как каждый соционический тип воспринимает стрессовые ситуации и борется с ними, как каждый тип порождает стресс и реагирует на него. Тот, кому это известно, имеет возможность избежать стрессов или выйти из них с наименьшими для себя потерями.

Так, интроверту чаще, чем экстраверту угрожает стресс на рабочем месте, если его работа связана с контактами и общением с достаточно большим количеством людей. Время от времени он требует уединения. Для интроверта конфликт оборачивается глубоким долгодействующим стрессом. Если экстраверт явно, энергично выливает свои неудовольствия на окружающих, то интроверт долго обдумывает их наедине, углубляется в них, угнетая настроение и загоняя их вглубь, ощущает внутреннее напряжение, тревогу, страх, печаль.

Если сенсорный проводит время, изучая будущее или создавая стратегические планы, и при этом не имеет возможности делать то, что дает ощутимый результат,- он на верной дороге к стрессу. Абстрактное теоретизирование тоже утомляет его. Самый лучший метод уменьшить стресс - иметь возможность заняться конкретным делом.

Интуитивный раздражается, когда дело отягощается лишними деталями или возникают неожиданные поломки техники, дезорганизация на рабочем месте, все то, что мешает последовательно двигаться к цели.

Логик и этик одинаково страдают во время стресса, но внешние реакции у них разные.

Этик избегает стрессовых ситуаций, ибо это выбивает его из колеи, он расстраивается и теряет на некоторое время ритм и продуктивность труда. Для этика втягивание в конфликтные ситуации других, недостаток внимания, игнорирование со стороны окружающих, униженное состояние способствуют стрессу.

Логик открыто встречает конфликт, стремясь найти причины и преодолеть его. И чем серьезнее ситуация, тем тревожнее чувствует себя, хоть внешне остается сдержанным и невозмутимым. Излишек эмоций для логика означает потерю контроля над собой, и любое чувство, выраженное открыто, усиливает для него опасность стресса.

Рациональный создает стресс и переживает его, когда ему не хватает определенности и контроля, когда возникают неожиданные ситуации и отвлечения от планомерного хода событий. Единственный выход для него - отойти и приступить к простой деятельности. Признать: "Это одна из тех ситуаций, которую я не могу контролировать. Поэтому лучше все оставить, как есть, и приступить к завершению более приятного дела",- такой выбор является лучшим способом борьбы со стрессом. Невозможность выполнять стихийные задачи и необходимость оставлять незавершенной работу является причиной стресса, поэтому обойти его можно, уменьшая количество дел, заканчивая их последовательно и потом забывая. Поможет в этом расстановка спланированных действий в определенной последовательности.

Досадно, что доминирующий тип руководителя, как установили американские исследователи по типологии - рациональный логик - тип, менее всего способный принимать изменения, более того, старается всех и все контролировать. Но взаимосвязь действий, динамика труда и непредвиденные ситуации создают неблагоприятные условия для контроля. Исправляя ситуацию в одном месте, можно создать проблемы в другом. А это усиливает стресс для окружающих.

Причинами стрессовых ситуаций для иррациональных могут быть выполнение однообразных скучных обязанностей, суровые требования соблюдения планомерности и невозможности импровизаций, четкий порядок действий, что исключает разные непредвиденные изменения. А экстремальные ситуации, наоборот, вдохновляют, придают энергии и сил.

В стрессовой ситуации могут проявиться самые плохие стороны человека, который втягивается в атмосферу напряжения, потому стресс охватывает его и не срабатывают сдерживающие механизмы. Тогда человек питает пристрастие к спиртному, другим вредным привычкам, недосыпает - разрушается его здоровье, то есть разрушаются сильные качества его психики и на поверхность всплывают слабые. Он страдает в растерянности и суете, становится как бы другим, не похожим на себя: нервным, раздраженным и разбалансированным. В старину говорили: сатана им руководит, или вселился нечистый дух.

Под влиянием стресса настроение становится подавленным и угнетенным, одолевают навязчивые негативные мысли. Как побыстрее избавиться от такого состояния? Можно переключатся на иные мысли, занятия и дела. Но не так-то просто это сделать. Некоторые записывают свои мысли на клочках бумаги, выбрасывая потом их. Другие делают это мысленно: представляют корзину, которую носят всегда с собою, и когда появляется неприятная мысль, выбрасывают ее в эту корзину, а потом переключают свое внимание на внешние объекты.

Поскольку стресс принимает самые разнообразные формы проявления и наваливается на человека самым неожиданным образом, внезапно, необходимо как можно больше знать о себе, чтобы с меньшими потерями выйти из стрессовой ситуации.

Для того чтобы не страдать во время стрессовых ситуаций, нужно знать и владеть своими сильными сторонами, знать сильные стороны участников ситуации и понимать их поведение, тем самым терпеливо к ним относиться, воспринимать конфликт, как неминуемую реальность, что возникает часто от того, что люди разных соционических типов по-разному реагируют на конфликт, создавая стресс. Именно конфликт показывает, кто из его участников стрессоустойчив, а кто стрессонеустойчив. Среди партнеров в противоположных - наиболее конфликтных отношениях - один стрессоустойчивый, а другой - стрессонеустойчивый, и именно иррациональный устойчивый, а рациональный - неустойчивый. Кстати, иррациональные имеют психологическую потребность провоцировать стрессы, чтобы ощутить собственную силу при успешном их преодолении, а вот рациональных любая непредвиденность ситуации сразу выбивает из колеи, подкашивает, они полностью теряют равновессие и почву под ногами.
На основе наблюдений и исследований В. Гуленко вывел такие 4 группы типов: иррациональные:

1) стрессоустойчивые (СЛЭ, ИЭИ, ИЭЭ, СЛИ)

2) стрессотренируемые (ИЛЭ, СЭИ, СЭЭ, ИЛИ) рациональные:

3) стрессонеустойчивые (ЭИЭ, ЛСИ, ЛСЭ, ЭИИ)

4) стрессотормозные (ЭСЭ, ЛИИ, ЛИЭ, ЭСИ) Стрессотренируемые постепенно приспосабливаются к экстремальным условиям, усиливая свои способности оказывать сопротивление сложным ситуациям, постепенно втягиваясь в них и адаптируясь.

Стрессотормозные довольно долго оказывают сопротивление внезапным стрессам, а с увеличением нагрузок их силы постепенно уменьшаются, и они истощаются. Тогда такие люди перестают противодействовать стрессовой ситуации и отходят.

Какие ситуации приводят к стрессу человека определенного соционического типа, почему и как именно реагирует он на стресс, описано в полных характеристиках.

Что может помочь быстро выйти из стрессового состояния? Конечно, дуальность. Именно дуал лучше всего почувствует Ваше внутреннее состояние, и только он знает, каким образом утешить, снять напряжение, отвлечь, разъяснить ситуацию и решить проблемы или убрать лишние.

А если дуала нет, труднее, но можно справиться и самому, хотя пойдет на это больше времени и усилий. Необходимо осознать, что нет объективных причин для отрицательных эмоций. Каждая ситуация - источник информации. Если хорошо подумать и проанализировать ситуацию, то в любой можно найти причины, которые привели к закономерным следствиям. Из одной причины может быть несколько следствий, а если добраться до этой причины, то в дальнейшем, сталкиваясь с подобными ситуациями и уже зная их причину, можно этими ситуациями владеть. При этом эмоции не исчезают, они остаются до- вольно-таки сильными, но перестают разрушать психику.

Если лучше знать себя, то палитра чувств станет более разнообразной и яркой, интеллектуальные процессы более глубокими, а правильная реализация своего потенциала приведет к внутреннему равновесию, удовлетворению, послужит причиной приятных эмоций. Тогда отрицательному просто нет места. Все жизненные ситуации воспринимаются спокойно, уравновешенно, уверенно, человек начинает овладевать своей жизнью, превращая ее в собственное творчество, создает ее сам, а не поддается воле неприятных и нежелательных обстоятельств. Тогда намного меньше будет стрессов, не будут возникать кризисы смысла жизни.

Полное решение проблемы стрессов произойдет тогда, когда в жизни человека не будет ни одной ситуации, где он по собственной воле или под давлением кого-то будет действовать вопреки своим знаниям. Те, кто читает эту книгу, уже имеют такую возможность.

Гречинский Анатолий Евгеньевич, 17.10.1954,

Педан Татьяна Петровна, 01.01.1959.

Основная деятельность авторов — определение соционического типа

Для этого необходимы Ваши фотографии разного возраста размером от 6x9см (не меньше трех), на которых хорошо видно лицо в фас без очков.

Вы можете получить услуги не только при встрече, но и заочно. Для этого Вам нужно прислать свои фотографии по почте 03134, Киев-134, а/я 112 Гречинскому Анатолию Евгеньевичу

или по e-mail: sociocentre@alfacom.net. Если фото пришлете по почте, мы обязательно вернем их Вам. Ни с какой другой целью они использоваться не будут.

Услуги предоставляются после получения квитанции об оплате.

Книга Анатолий Гречинский, Татьяна Педан «Найди в жизни гармонию. Соционика о человеке» есть в нашей библиотеке: «Любовь, семья, секс и около…»

Это статья из раздела "Соционика любви"

Статьи, относящиеся к этой же теме:

О дуальных отношениях, сборная. Все статьи.

Дуальность - жизненная необходимость. А. Гречинский, Т. Педан.

А может ну ее нах эту дуальность. Т.Педан, А.Гречинский.

Таблица отношений между социотипами А. Аугустинавичуте.

Дуализация и секс: о проблеме оптимального выбора спутника жизни. А. Шиян

Сексуальная совместимость соционических психотипов

Сексуальные предпочтения психотипов.

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Дружба + Любовь = Филия. Е. Пушкарев.

От дисгармонии выбора брачного партнера к гармонии.

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Зигмунд Фрейд о любви. Е. Пушкарев

Все книги по соционике из нашей библиотеки «Любовь, семья, секс и около…» представлены в разделе "Соционика любви"

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
Яндекс деньги :
кошелек
410014252323944
или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми