образовательно-доверительный сайт


Внутренняя гармония. А. Гречинский Т. Педан

Это глава из книги «Найди в жизни гармонию. Соционика о человеке» Анатолия Гречинского и Татьяны Педан. На нашем сайте шесть глав из этой книги. Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»:

Взаимопомощь и интим в дуальных парах. Гречинский, Т. Педан.

Внутренняя гармония. А. Гречинский Т. Педан

Как найти свой путь и близкого человека. А. Гречинский, Т. Педан

Коррекция отношений. А. Гречинский, Т. Педан

Любимый или дуал. А. Гречинский, Т. Педан

Стресс. А. Гречинский, Т. Педан

Клуб: В этой главе авторы рассматривают функции определяющие тип личности (соционический психотип), а вот какое место каждая функция занимает в Модели А, ее статус, какая из них сильная, какая болевая и др. можно узнать из статьи «Описания Соционических Типов по функциям и аспектам Модели А».

семейная гармония

Гармония жизни воспринимается через ощущение внутренней гармонии. Если на душе нехорошо, то и мир не мил, и в природе все безрадостным кажется. Поэтому, ощутив гармонию души, можно найти и гармонию вокруг.

Прежде всего, человек ищет согласованности с собой - успокоения, уравновешенности, вдохновения. Желая удовлетворить потребности души, ищет идеального для себя партнера, знает, какие качества человека нравятся, какие нет. Человек каким-то образом внутренне чувствует, что ему что-то мешает, чего-то не хватает, чтобы полностью себя проявить, что не во всем уверен и потому ищет родную душу. А вот находим ли мы среди своего окружения человека, который отвечает стремлениям души? Научно доказано, что психика каждого человека требует дополнения своих слабых сторон благодаря взаимодействиям и общению с другими, в которых эти качества сильны. Так происходит психическое дополнение, которое дает уравновешенное состояние внутреннего покоя и гармонии. Почему? Взаимодействуют противоположности (психические дихотомии), которые в тесном союзе уравновешивают психику партнеров.

Каждый думает, что живет в своем индивидуальном, особом мире, отличном от внутреннего мира другого. Но человек, как и природа, создан по закону дуальности Вселенной, то есть все, что находится во внешнем мире, а также внутренний мир человека - дуально - имеют противоположности. Закон единства и борьбы противоположностей, как он трактуется,- основа всех наук - это закон жизни. Но точное название ему - закон взаимодействия противоположностей. Любое явление имеет свою противоположность - плюс и минус, правое и левое, черное и белое, жара и холод, любовь и ненависть - перечню нет конца, а если обобщить - это "инь" и "янь", согласно китайской философии - общие противоположные сущности, которые в сосуществовании образуют единое - "дао". Ведь дихотомии можно объединить, например:

- горячее и холодное - температура;

- пространство и время - движение;

- любовь и ненависть - чувство.

Гармония Вселенной заключается в переходе одной противоположности (дихотомии) в другую, в их взаимосвязи. И чем больше господствует одна крайность, тем с большей силой подменит ее другая - как два крайних положения маятника,- таким образом одно состояние компенсируется другим. Их нельзя делить на плохие и хорошие, все дихотомии - суть жизни и тем прекрасны. Нежелательны лишь крайние проявления или постоянное нахождение в одном состоянии. Это касается и эволюции в целом и развития отдельной личности. Внутреннему миру человека присущи те же законы. Это говорит о том, что законы соционики не противоречат законам природы. Дихотомические психические признаки:

- рациональность — иррациональность - это непрерывность и прерывность, что проявляется в последовательности или спонтанности мыслей и поступков;

- экстравертность —интровертность - это внешнее и внутреннее, или общее и личное;

- сенсорность — интуитивность - это пространство и время;

- этика —логика - это субъективное и объективное, или проникновенность и отчужденность.

Их также можно объединить:

- рациональность и иррациональность - способ взаимодействия со средой,

- экстраверность и интровертность - способ восприятия мира,

- сенсорность и интуитивность - ориентация в пространстве и времени,

- этика и логика - способ обработки информации.

Как открыла А. Аугустинавичюте, психика человека состоит из 8-ми функций (подробно - в книге 2): каждый психический признак в действиях человека функционирует двояко, поэтому имеет две функции. В зависимости от ситуации больше задействуется одна функция, а сходная с нею выступает как вспомогательная.

Сходные функции:

1) сенсорика ощущений Сенсорика ощущений  (белая сенсорика) и сенсорика волевая - Волевая сенсорика  (черная сенсорика);

2) интуиция времени - Интуиция времени  (белая интуиция) и интуиция возможностей - Интуиция возможностей (черная интуиция);

3) логика абстрактная - Структурная логика  (белая логика) и логика деловая - деловая логика  (черная логика);

4) этика нравственности - Этика эмоций (черная этика) и этика поведения - Этика отношений  (белая этика).

И все эти функции существуют в психике каждого человека, но в разном соотношении - у кого они сознательные, энергетически более насыщенные, а потому сильные и проявляются чаще и с большей силой, а значит, господствующие, а у кого - подсознательные, энергетически менее насыщенные, а потому проявляются с меньшей силой и лишь время от времени. Это заложено в человеке от природы, и потому его внутренний мир будет гармоничным лишь тогда, когда соотношение действия этих функций адекватно естественному.

Когда чувства, мысли, действия человека отождествляются с его врожденными свойствами, тогда он проявляет свою суть в чистом виде, что необходимо самому человеку и окружению. Тогда человек становится гармоничным и организованным, ведь его природная суть совпадает с его проявлениями.

Если не нарушается эта заложенная природой цельность психики и способ реализации себя в жизни, человек ощущает себя гармонично объединенным с природой и обществом, а только в таком чистом виде он необходим окружению и чувствует себя спокойным, уверенным, сильным - самим собой. Проявляя свою природную суть благодаря личному мировоззрению, мышлению, языку, поведению, человек имеет качественную связь с окружающим миром, и тогда другие правильно воспринимают его личность. Качественно проявлять свою суть человек может только находясь в дополняющих отношениях, которые называются дуальными. Влияние недополняющих отношений приводит к искривлению врожденной сути человека. Это вытекает из 5-го закона соционики - закона передачи и восприятия информации:

Информация, которая передается от человека определенной функцией, воспринимается другим человеком через такую же функцию.

Функция существует от рождения - это действие, т.е. функционирование психики. Качество этого функционирования описано психическим признаком.

Адекватное восприятие информации происходит лишь при передаче от сильных, реализующих сторон психики одного человека к слабым, вспомогательным другого и наоборот: потребности и требования слабых сторон вызовут обратный отклик и мгновенное их удовлетворение сильными сторонами другого. Из этого следует, что лучше всего поймет Вас и правильно среагирует лишь тот человек, у которого восприимчивые функции аналогичны Вашим реализационным, а реализационные - Вашим восприимчивым. Поэтому такой человек и называется психически дополняющим - дуалом.

Но, к сожалению, человек, не зная себя, не всегда бывает цельным. Внутренняя дисгармония порождает неуверенность, и человек ведет себя неестественно. Ощущает внутреннюю неприятность и вносит дискомфорт в окружение. Другим такое поведение тоже неприятно - ведь извне всегда все заметно.

По-настоящему гармоничная личность во время общения говорит то, что думает, мимикой и жестами выражает то, что чувствует, твердо отстаивает свои взгляды, не колеблется в выборе, знает, чего хочет. О такой личности говорят: настоящий человек.

Так вот, чтобы ориентироваться, какое именно состояние больше присуще Вашей психике, и нужно знать свой соционический тип. Тогда известно, какие функции являются сильными, и почему Вы используете их постоянно, а какие проявляются лишь эпизодически, но при этом очень истощают Вас, так как расходуется слишком много энергии, повышается эмоциональность, появляются лишние переживания, нервозность. Зная себя природного, можно сознательно руководить своим состоянием и находиться во внутренней гармонии, ощущая полноту жизни. Описанные ниже состояния знакомы каждому, так как они присущи всем, лишь в разной силе и энергетических соотношениях.

Сенсорика ощущений - Сенсорика ощущений  (белая сенсорика)

В этом состоянии человек вбирает в себя все вокруг: то, что видит, слышит, к чему прикасается, как что пахнет, тепло ли, холодно ли,- то есть все, что воспринимается органами чувств, и объединяет это в едином сенсорном комплексе, получая удовольствие, приятность, наслаждение расслабленного состояния от гармонии, или неприятные чувства, если гармония ощущений нарушена. В таком состоянии человек мыслит не словами, а образами и всем телом - многогранными его ощущениями. Любого дискомфорта (физического и психического) стремится избегать. Свои чувства проявляет в заботе, конкретной помощи для удовлетворения биологических потребностей.

Удобная поза и расслабленное тело, точные и плавные жесты, выражение удовлетворения или отвращения, приятности или брезгливости на лице - вот внешние признаки пребывания человека в состоянии сенсорики ощущений.

Сенсорика волевая - Волевая сенсорика  (черная сенсорика)

Основной критерий восприятия - это сила-слабость. Мышление конкретно-предметное, земное, сопровождается мышечными ощущениями и осознанием власти над другими. При этом человек умело входит в деятельность любого коллектива. Если чувствует необходимость изменить события, легко, без напряжения, как дирижер, управляет группой, причем, чем сильнее и многочисленнее она, тем лучше. Достаточно лишь одного вида человека, когда он в состоянии волевой сенсорики, (и если она является его сильной стороной), как окружающие попадают под его влияние - ни слов, ни особых действий не нужно. Это уверенность в себе, чувство хозяина любой ситуации и территории, готовность победить любой ценой, мобилизованность, которая позволяет быстро нанести или отразить удар.

Смелый, тяжелый, прямой взгляд человека, который твердо стоит на ногах, быстрая реакция, точные, твердые, взвешенные движения - внешние признаки человека, сильная сторона которого - сенсорика волевая.

Интуиция времени - Интуиция времени  (белая интуиция)

Мышление - наиболее абстрактное, отображает глобальные процессы, информация попадает извне, из Космоса, в динамических образах: это видения разных событий, как в фильме. В таком состоянии возможны прогнозы и предсказания, человек становится чувствительным индикатором изменений, высвобождаясь от всего обычного. Тянется к загадочному, мистическому. В этом состоянии человек чувствителен к гипнозу или самовнушению, чувствует влияние высших сил, подвластен судьбе. Теряется свобода воли, человеком управляют те мысли и образы, которые появляются в воображении. Это будто сон наяву.

Плавные и равномерно замедленные движения, потеря ощущения тела, невесомость, окрыленность, таинственный, печальный или сияющий взгляд - вот внешние атрибуты интуиции времени.

Интуиция возможностей - Интуиция возможностей (черная интуиция)

Это получение информации из несознательного - где вся информация человека берется из внешнего. В этом состоянии человек добывает из глубины собственной психики парадоксальные открытия. Неясные образы осмысливаются и синтезируются в сложный комплекс, и в какой-то миг происходит озарение - яркая вспышка догадки, осознание чего-то крайне важного. Если эта функция у человека сильная и он ее постоянно задействует, усовершенствуя,- генерирует идеи, проявляет повышенную интеллектуальную активность, ищет новые и сложные задачи, изобретает новые подходы к реализации идей. Открывая новое, человек удовлетворяет собственное познавательное любопытство и придерживается своих идей. А мнение других людей в этих вопросах его мало интересует.

Сосредоточенность, углубленность, отстраненность - вот признаки вхождения в это состояние. Ощутив идею, человек уже готов ее внедрять, и места себе не находит, вынашивая ее. Идея будто вызревает самостоятельно, но для этого все же прикладываются некоторые усилия, чтобы найти именно те образы, которые необходимы. Рождение идеи сопровождается резким облегчением и радостью, как стремительным высвобождением и удовлетворением - эйфорией.

Выразительный взгляд и необыкновенное лицо, нестандартное поведение, замершие движения в момент поиска истины и бурная эмоциональная реакция во время прозрения - вот как проявляется состояние интуиции возможностей.

Логика абстрактная - Структурная логика  (белая логика)

Размышляя, человек с удовольствием все сравнивает, сопоставляет, классифицирует, отделяет главное от второстепенного, отыскивает причинно-следственные связи и анализирует все явления и события, философски осмысливает мир. На основе новых выводов усовершенствуется понимание разных явлений, происходит интеллектуальный рост. Развиваясь, таким образом, человек приобретает опыт и новые знания. Так приходит мудрость. Высказывания становятся короткими и содержательными, афористическими, оценки объективными. Человек в таком состоянии отстраняется от других, погружаясь в самоуглубленные раздумья, требует уединения. Это уравновешенное и стабильное состояние, раздумья замедляют эмоции, за счет анализа ситуации спокойно решаются проблемы.

Неприступный холодный вид, человек будто отсутствует в группе, если что-то и делает в это время, то движения автоматические, так как думает о другом - так замечается состояние логики абстрактной.

Логика деловая - деловая логика  (черная логика)

Продумывание полезных действий, способов достижения цели, расчеты последовательных шагов методом "если - то", ощущение динамики процессов, в рассказах описание действий, как развертывание событий, движение от простого к сложному,- это состояние не раздумывания, а действий. И мышление подчинено требованиям деятельности: что и как надо делать, чтобы достичь желаемого результата. В таком состоянии человек не может быть бездействующим, стремление постоянной активности побуждает к полезным действиям. Человеку в состоянии деловой логики не до отдыха - бездеятельность обременяет, вносит дискомфорт, он начинает суетиться и раздражаться, если не в состоянии реализовать двигательное возбуждение. Чувствуя подъем трудоспособности, становится энергичным и целенаправленным, может проявлять несдержанность и нервозность, так как энергия требует реализации. А отвлечение от работы воспринимается как напрасная трата времени.

Если движения быстрые, четкие, отработанные, в напряженном рабочем ритме, человек работает в одном направлении, а отвлечения и помехи в его работе раздражают его - он находится в состоянии деловой логики.

Этика нравственности - Этика эмоций (черная этика)

Будучи в состоянии эмоционального возбуждения, человек теряет объективность суждений и погружается в бушующую стихию чувств и симпатий. Оценки страстные, зависят от того, как человек относится к ситуации, событиям, поступкам людей и к самим людям, то есть, насколько они ему нравятся или не нравятся. Мышление - диалоговое с реальным или выдуманным собеседником. Речь богата интонациями, быстрая и многословная. В таком состоянии человека охватывает сильное желание, страсть, что может выразиться в бурной радости или неутешительном горе. Если человек смеется, грустит или плачет - он находится в этом состоянии, причем внешних причин для эмоций может и не быть, хотя чаще всего - это эмоциональная реакция на события. Таким состоянием очень трудно управлять, хотя оно и осознается. Происходит процесс эмпатии - когда другого человека чувствуют, как самого себя.

Богатая мимика, широко раскрытые, выразительные, горящие глаза, эффектная жестикуляция, порывистые движения, покрасневшее или побледневшее лицо - внешние признаки этики нравственности.

Этика поведения - Этика отношений  (белая этика)

Мысли имеют свою скрытую причину, которая состоит в предоставлении преимущества тому или иному объекту, когда человек чувствует глубокую благосклонность, тяготеет к чему-то или кому-то. Это зависимость морально-этического характера, гарантия верности в отношениях, как притягательная или отталкивающая сила. Благодаря этому состоянию мы воспринимаем людей, ситуации, места и времена как свои, близкие, родные, и как чужие, далекие. В коллективе человек в таком состоянии поддерживает теплый и дружелюбный климат, сглаживает острые углы, примиряет людей, успокаивает их, снимает напряжение.

Проявления симпатий-антипатий, мягкий, теплый, вежливый тон, плавные движения, приятные, успокоительные, завораживающие интонации, легкое внутреннее волнение свидетельствует о состоянии этики поведения.

Человек не может находиться долго в одной из восьми функций. Они постоянно сменяют друг друга в зависимости от ситуации. И если одна из них является сильной стороной - человек в спокойных, стандартных обстоятельствах чувствует уравновешенность, внутренний покой и комфорт, и все ему удается. Преимущество пребывания в том или ином состоянии зависит от соционического типа человека.

Поскольку противоположностям - дихотомиям свойственно сменять друг друга, то происходит компенсация одного состояния другим, но человек может руководить этим процессом сознательно. Если он не умеет руководить собственным состоянием и его переходами, то часто ощущает дискомфорт, нервничает сам и раздражает других. Противоестественная переразвитость одной функции автоматически оборачивается угнетением другой, и тогда может быть внезапное компенсаторное переключение, которое выбивает из колеи человека, так как противоположность, которая вырывается наружу, если она является слабой стороной, принимает дикие, странные, непонятные формы. Мягкий человек становится не в меру разгневанным и жестоким, уступчивый - упрямым, спокойный не сдерживает бурных реакций.

Если человек психически уравновешен, не зациклен, развивается, у него естественно чередуются все состояния, какие- то проявляются ярко, другие - скрыто, внутренне. В. Гуленко вывел 8 формул компенсаторности, зная которые, можно понять поведение человека.

1. Во время эмоциональных вспышек человек стремится больше двигаться, переводя излишек эмоциональной энергии в физическую. (Эмоциональное возбуждение - усиление этики поведения компенсируется логикой деловой).

2. Напряженная работа требует периодических эмоциональных разрядок. (Придание постоянного внимания логике деловой компенсируется этикой поведения).

3. Симпатии и антипатии замедляются логическим анализом и объективностью. (Всплески этики нравственности утихомириваются логикой абстрактной).

4. Объективность и философская отстраненность компенсируются субъективными благосклонностями, и человек попадает в эмоциональную зависимость от любого. (Предоставление преимущества логике абстрактной компенсируется этикой нравственности).

5. Однобокая сенсорность, физическая расслабленность, насыщение биологических потребностей приводит к мистическим раздумьям о смысле жизни, порождая тревожность, веру в приметы. (Долгодействующее пребывание в состоянии сенсорики ощущений служит причиной появления интуиции времени).

6. Раздумья о высоких материях, духовные и моральные поиски компенсируются плотскими утехами, извращенными вкусами, садомазохизмом. (Если превалирует интуиция времени, это приводит к периодическим компенсаторным проявлениям сенсорики ощущений).

7. Сила и власть порождают излишки фантазии. В народе говорят "с жиру бесится". (Усиленные проявления сенсорики волевой компенсируются интуицией возможностей).

8. Генераторы идей требуют привилегий, придирчивые в быту, их раздражают мелочи. Интуитивно-интеллектуальная деятельность компенсируется ростом агрессивности и самоуверенности. (Чрезмерность интуиции возможностей компенсируется сенсорикой волевой).

Односторонность развития личности, преобладающее пребывание в состояниях, естественно не присущих человеку, истощает его психику, и он становится нервным. Чтобы найти психическое равновесие и уверенно чувствовать себя в жизни, надо знать, какие именно состояния более присущи Вам от природы, и большинство времени находиться именно в них. Переход в те состояния, которые от природы заложены в слабых сторонах психики, требует значительных энергетических затрат, тогда психическая энергия пережигается, человек будто тает, чувствует себя слабым, обессиленным, изможденным, как выжатый лимон. Причем и психически и физически. В таком состоянии не далеко и до болезни.

Зная свой соционический тип, а вместе с тем сильные и слабые стороны, и тем самым превалированные естественные состояния, можно сознательно руководить своим внутренним миром и самочувствием. Рекомендации по развитию любого из 8-ми состояний, если есть в этом потребность, можно найти в книге В. Гуленко "Структурно-функциональная соционика" (стр. 148— 155). А основная рекомендация одна: во всех жизненных ситуациях, особенно в сложных и ответственных, пользоваться только сильными своими сторонами, ощущая присущее Вам от природы состояние. Если чувствуете, что находитесь в тревожном, неуверенном состоянии, на тех функциях, которые являются слабыми, не принимайте никаких решений - тогда неминуемы ошибки и промахи, о которых в дальнейшем будете жалеть. Лучше переждать, ощутить уверенное, уравновешенное, родное Ваше состояние и тогда только приступать к принятию решения. Если ситуация требует быстрой реакции, а Ваши сильные качества не требуются в данный период - обращайтесь за помощью к людям, которые по соционическому типу имеют сильные свойства для решения именно этой проблемы. В любом случае надо быть над ситуацией, то есть отстраненным от нее, а не позволять себе быть втянутым в нее, когда ситуация начинает руководить Вами. А что для этого нужно? Немного и немало - ЗНАТЬ СЕБЯ.

Гречинский Анатолий Евгеньевич, 17.10.1954,

Педан Татьяна Петровна, 01.01.1959.

Основная деятельность авторов — определение соционического типа.

Для этого необходимы Ваши фотографии разного возраста размером от 6x9см (не меньше трех), на которых хорошо видно лицо в фас без очков.

Вы можете получить услуги не только при встрече, но и заочно. Для этого Вам нужно прислать свои фотографии по почте 03134, Киев-134, а/я 112 Гречинскому Анатолию Евгеньевичу

или по e-mail: sociocentre@alfacom.net. Если фото пришлете по почте, мы обязательно вернем их Вам. Ни с какой другой целью они использоваться не будут.

Услуги предоставляются после получения квитанции об оплате.

Книга Анатолий Гречинский, Татьяна Педан «Найди в жизни гармонию. Соционика о человеке» есть в нашей библиотеке: «Любовь, семья, секс и около…»

Это статья из раздела "Соционика любви"

Статьи, относящиеся к этой же теме:

О дуальных отношениях, сборная. Все статьи.

Дуальность - жизненная необходимость. А. Гречинский, Т. Педан.

А может ну ее нах эту дуальность. Т.Педан, А.Гречинский.

Таблица отношений между социотипами А. Аугустинавичуте.

Дуализация и секс: о проблеме оптимального выбора спутника жизни. А. Шиян

Сексуальная совместимость соционических психотипов

Сексуальные предпочтения психотипов.

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Дружба + Любовь = Филия. Е. Пушкарев.

От дисгармонии выбора брачного партнера к гармонии.

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Зигмунд Фрейд о любви. Е. Пушкарев

Все книги по соционике из нашей библиотеки «Любовь, семья, секс и около…» представлены в разделе "Соционика любви"

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Интернет - клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через

ЮMoney https://yoomoney.ru :

кошелек 410014252323944

или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru

Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

По моей книге уже с 2010 года обучают студентов по Программе дисциплины – «Психология любви»

Чтобы познакомиться бесплатно скачайте Это презентация моей книги

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхизбирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми