О дуальных отношениях, сборная. Все статьи.
Перечень всех статей о дуальности и ссылки на них приведены внизу.
Ни один человек не может быть одновременно экстравертом и интровертом, сенсорным и интуитивным, логическим и этическим. Его психика напоминает образованный из двух индивидуальных полюсов магнит. Только полюсы магнита всегда вместе, а человек асимметричен, его вторым полюсом является другой человек.
Отношения между двумя типами ИМ, когда второй имеет нужные дополняющие качества, мы называем отношениями дополнения, сам процесс дополнения - дуализацией.
Жизнь человека в обществе осложняется его дуальностью и, тем более его 16-типностью, при которой обзавестись своим вторым полюсом не всегда удается. А без дополнения, т.е. недуализированный, человек - неспокойное, духовно голодное существо, не имеющее представления, в чем суть его голода и кто в этом виноват. Он чувствует, что его "не понимают", но кто в этом виновен - он сам, "трудное детство", супруг или общество - не уверен. В таком состоянии трудно жить в мире со всем мором, нагромождаются всевозможные конфликты, противоречия, беспричинная агрессивность. Человек тянется к другим за ответом и часто еще больше запутывается в своих отношениях. Трудно найти нужное, если сами собой не сложились благоприятные условия и подходящая микросреда.
Для самочувствия человека и функционирования его как общественного организма исключительно важна психическая структура супруга. Нет отдельной гармонической личности. Гармонична экзистенция человека, когда он имеет не только любящего, но и психически дополняющего партнера - дуала. Брак - право не только на сексуального партнера, но и на психическое дополнение и на продолжение своей личности в другом, на дуализацию психики.
Поэтому один из моментов подготовки молодежи к семье - умение распознавать различия психических структур для отбора полностью подходящего партнера или приспособления к не полностью подходящему. При понимании, что неприемлемое поведение для партнера определяется не его волей, а объективной психической структурой, появляется возможность хотя бы частичного сознательного приспособления. Кроме того, при сознании, что не полностью удовлетворяющий партнер и сам не может быть полностью удовлетворен, будет легче искать компромисс.
Более глубокий анализ взаимоотношений молодых людей показал, что психическая структура определяет не только поведение в браке, но и поведение в добрачной дружбе. То, как человек берется за инициативу или избегает ее, как он привлекает, кокетничает, как и то, каким образом он подчеркивает свою сдержанность, независимость, является сложным оборонительным механизмом. Этот механизм в какой-то мере отгораживает от внимания психологически неподходящего партнера и привлекает подходящего. Каждая психическая система отвергает другую систему принятия симпатий, другими словами, психика сама умеет позаботиться о себе, если обстоятельства ей не мешают. К сожалению, этот механизм предназначен, по-видимому, действовать в условиях, когда молодые люди знакомы с детства, т.е. с того времени, когда не было опасности перепутать психические и сексуальные потребности. Или когда ошибки совершались и исправлялись, не расплачиваясь браком. Сегодня к натуральному предчувствию необходимо добавить немного психологических знаний. Лишь отношение дополнения дает полную сексуальную совместимость. Но таких браков, как мы видели, маловато. Нельзя утверждать, что браки заключаются слишком рано. Скорее, люди знакомятся слишком поздно, когда для проверки характеров уже нет условий. И из-за слишком узкого круга знакомых - друзей и из-за незнания законов психической совместимости. Поздновато выбирать, подходит человек по характеру или нет, когда знакомятся люди, которым просто пора вступать в брак, которые лишь для этого и знакомятся. Сексуальное влечение в этом возрасте не дремлет, оно постоянно наготове и легко принимается за "настоящую любовь". А ведь каждый от супруга ожидает не чего-то другого, а только полного психического дополнения и уравновешивания психики.
Как люди с дополняющими психиками воспринимают друг друга? Как самого "человечного" человека, самого мягкого, гуманного, доступного, отзывчивого. Таким он и является. Кроме того, это партнер, который всегда знает, что и когда нужно делать, как ответить, что посоветовать, какой шуткой рассеять напряжение. Который все понимает, всегда умеет поддержать, защитить, никогда не обидит и, что возможно еще важнее, сам никогда не обижается. При дуале каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым. Недулизированный человек постоянно, в проявлении любой активности, как бы выходит за границы своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называется отдыхом, нужно не столько для восстановления сил, сколько для восстановления равновесия психики.
На самом деле это неверно. Все обстоит как раз наоборот. Дуализация - это такое полное освоение своего типа, настолько развитая толерантность к другим типам, что становится реально возможным продуктивное сосуществование с человеком совершенно противоположного склада, то есть с дуалом, причем без соперничества и разрушения своей и его личности. Это состояние не приходит автоматически после прочтения соционической книжки. Его наработка требует не только знаний, но и немалого душевного труда. Об этом написана вся наша книга, но в конце не лишним будет еще раз, уже конкретно показать, какой именно подход выведет каждого из нас на дорогу дуализации и гармоничной эволюции, соответствующей нашему типу. Как обычно здесь приведены только схемы рассуждений о взаимодействии партнеров в дополняющих парах в свете модели А. Наполнить эти схемы конкретным содержанием, взятым из собственной жизни, каждый может самостоятельно, если его привлекает освоение тех перспектив взаимопонимания, которые обещает соционика. Важно помнить, что сюжеты, находящиеся на периферии наших интересов, не являются незначительными для всего остального мира. Поэтому не следует вытеснять из сознания эти стороны бытия. Наоборот, постараемся проявить скромность и уважение к людям, экспертно разбирающимся в запутанных для нас вопросах, - к нашим дополняющим партнерам.
Не стоит только, как это часто делают начинающие соционики, еще не успев познакомиться с возможным дуалом, сразу вешать ему на шею все свои проблемы. Спокойно вынести такое обращение может только святой. В этом взаимодействии, при его удачном развитии, что, к счастью, не самая большая редкость, люди быстро и до неузнаваемости меняются в лучшую сторону. Положительные изменения касаются всех аспектов: партнеры становятся уравновешеннее, здоровее, энергичнее, никогда не унывают. Устойчивость же образовавшейся пары такова, что ей не страшны никакие жизненные трудности. Поэтому в соционике принято считать, что такая пара (диада) - минимальная группа, в которой человек может нормально существовать. Напомню также, что наличие дуала делает отношения с третьими лицами совершенно не опасными и потому взаимообогащающими. Естественно, что это взаимодействие более других подходит для брака и тех отношений, где партнеры во всем зависят друг от друга, например, для парного полета в космос.
Люди, научившиеся устанавливать типы, быстро сходятся со своими дополняющими, и чем больше у них таких друзей, тем легче им общаться с людьми другого типа. Те, у кого отец или мать были дополняющими, часто в жены или мужья также выбирают дополняющего. Труднее тем, кто растет без дополняющих. Зная соционику, умея устанавливать типы, легко найти дополняющих, однако создать семью - непросто. Прежде всего потому, что считается, будто дополняющий все может, как будто бы он всё знающий и все умеющий идеал. Пообщавшись больше, видят, что дополняющий в силах сделать, а что - нет. Между прочим, дополняющего совсем не хочется воспитывать, учить, то есть совершенствовать там, где ему особенно трудно, гораздо естественнее ему помочь, сделать за него, то есть предохранить его от неприятностей.
Между дополняющими не бывает конфликтов, бывают только недоразумения, но и они возникают только в начале общения, пока один не знает другого. Особенно нелегко начало дружбы между женщинами - этическими экстравертами (сенсорно-этическими, этико-сенсорными, интуитивно-этическими, этико-интуитивными) и мужчинами - логическими интровертами (интуитивно-логическими, логико-интуитивными, сенсорно-логическими, логико-сенсорными). Этому типу дружбы мешает традиционное понимание межполовых отношений. Логические интроверты о симпатии, любви не говорят, потому что не испытывают нужды в словесном выражении своих чувств, они могут только ответить положительно или отрицательно, когда их об этом спросят. А хорошо воспитанная женщина спрашивать или говорить о любви первой не станет. Так образуется заколдованный круг: этические экстраверты-женщины не могут излить свои все накапливающиеся эмоции, а неактивные логические интроверты в свою очередь не нарушают молчания. Поэтому хорошо, если в один прекрасный день у этического экстраверта-женщины лопнет терпение и прорвутся эмоции. Удивленный логический интроверт будет лишь утверждать, что думал, что и без слов все понятно.
Однако так объясняются не всегда. Поэтому, хотя большинство людей, особенно в юности, имели романы или дружбу с дополняющими, немногие создали с ними семьи. Этические экстраверты-женщины бегут от своих дополняющих, потеряв надежду и желая оборвать не ясную для них связь. Логические интроверты пускаются в погоню, но, как правило, не сразу и поэтому почти всегда опаздывают. Кроме того, этических экстравертов-женщин от логических интровертов-мужчин часто уводят этические экстраверты-мужчины. И делают это очень легко, потому что сенсорно-этические, интуитивно-этические, этико-сенсорные, этико-интуитивные экстраверты без труда говорят о любви, у них в запасе предостаточно таких слов, которые крайне необходимы женщине, и именно таким образом они уводят партнеров у логических интровертов. Этические экстраверты (и женщины, и мужчины) вступают в брак в юности, потому что ждать не умеют. Так, этические экстраверты женятся между собой, создавая союз не лучшего качества, поскольку семья состоит из людей одинаковых или похожих типов, что не способствует установлению гармонии и равновесия.
Отношения дополнения связывают в семью и таких партнеров, которые долго дружат, завершают учебу и только тогда женятся. Как правило, любовь начинается еще в школе, в таком возрасте, когда о любви еще не осмеливаются говорить, а сначала начинают доверять партнеру, когда оба знают, что не обманут и не оставят друг друга. Так дружат долго и не женятся потому, что существует взаимное доверие и не возникает опасений, что партнера уведут или что он сам уйдет. Долгая и красивая дружба устанавливается между этическими экстравертами-мужчинами и логическими интровертами-женщинами. Кстати, молодые, знающие соционику люди часто женятся через несколько месяцев знакомства и утверждают, что за это время успели достаточно узнать друг друга.
Ведь наиболее предпочтительная форма существования человека в обществе - диадная, а то и квадральная. Если человек один, то у него часто возникают неврозы, он работает в форсированном режиме, он не понимает, что его гонит вперед, что порождает нервные срывы. Это духовно голодное существо, он ищет партнера, не осознавая этого. Его гонит потребность получать сигналы того типа, которые заложены природой в него самого. Отсюда и сложности. Во-первых, потому что человек не знает своей дуальной природы. А, во-вторых, люди, воспитывавшиеся в недуальных семьях, не обучены воспринимать сигналы дуала. Дуалов часто не замечают, но в то же время нуждаются в них. И только пообщавшись некоторое время, либо взаимодействуя с ними в экстремальной обстановке человек начинает понимать, что такое дуализация. Да, дуалов часто не замечают. Зато замечают, например, конфликтеров. Они привлекают своей необычностью, яркостью, интригуют человека. И зачастую подобная симпатия, появляющаяся на не очень близких психологических расстояниях, в сочетании с половым влечением приводит к поспешному выбору спутника жизни. Приходит расплачиваться за ошибки, за разбитые браки, поломанные судьбы.
Недуальные партнеры в браке начинают воспитывать друг друга, пытаясь указать "верный путь". Скажем, Достоевский ждет коротких категорических высказываний, которые дает его дуал - Штирлиц. Если же он вместо этого слышит какие-то пространные рассуждения, чувствует себя глубоко несчастным. А ведь это лишь частный случай. Дуализация осуществляется по всем функциям. Легко понять, что из-за этого происходит: скандалы, срывы, даже психосоматические заболевания для отдельных видов отношений, и много других негативных явлений сопровождает подобные семьи. Как у Льва Толстого "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастлив: семья несчастлива по-своему". Так оно и есть: счастливая дуализированая семья представляет собой нечто единое, уравновешивающее, это система, выступающая единым Целым по отношению к внешнему миру. У недуальных такого не наблюдается: супруги по-разному реагируют на события и, приноравливаясь к ним, поучают друг друга. А ведь по словам Аушры, "каждый ждет от супруга ничего иного, как полного психического дополнения и уравновешивающего...
Люди с дополняющими психиками воспринимают друг друга как самого человечного человека, как самого гуманного мягкого, доступного. Кроме того, это партнер, который всегда знает что и когда надо делать, что посоветовать, какой шуткой рассеян напряжение. Он все понимает, всегда умеет поддержать, защитить, не обидеть и, что еще важнее, не обижается. При дуале каждый активизируется и чувствует себя более сильным и более правым. Недуализированый человек постоянно, в любом проявлении активности как бы выходит за рамки своих возможностей и теряет равновесие. И то, что называют отдыхом, нужно не столько для восстановления сил, сколько для восстановления психического равновесия. В.И. Ленин ("Жуков") называл Н.И. Бухарина ("Есенина") "любимцем партии". И это не удивительно - ведь они были дуалами. И С.П. Королев (тип "Жуков") выбрал для первого полета в космос Ю.А. Гагарина ("Есенина - своего дуала.) Кстати, после убийства Н.М. Тараки ("Наполеон") Л.И. Брежнев ("Бальзак находился, как вспоминал А. Громыко, в эмоциональном шоке. Еще бы - дуала убили! Это тоже повлияло на решение о вводе войск в Афганистан. Нужно сказать, что в дуальной паре - единое сексуальное поведение. Сексуальная программа - общая для квадры. Но наилучшая совместимость - в диаде. Даже с этой точки зрения дуальные отношения - наилучшие.
Нужно отметить, что процесс дуализации, особенно у необученных, не имеющих опыта дуального общения, - не мгновенный. Дуалы должны "притереться" друг к другу, научиться распознавать сигналы, подаваемые по разным функциям. Пока это не произойдет, бывают нестыковки и недоразумения. Отношения дуализации наиболее благоприятны для типов с разными подтипами: если у одного более выражена рациональная функция, то у другого должен быть иррациональный подтип - более развитая иррациональная функция (Санчо Панса и Дон Кихот, Нильс Бор и Маргарет Бор - "плотный" и "стройный" подтипы: логический "Дон Кихот" и сенсорный "Дюма"). Именно то обстоятельство, что психика человека развита неравномерно, вынуждает искать дуала. После дуализации равновесие психики восстанавливается, исчезает се "перекос", который может порождать конфликты, напряженность в отношениях между людьми.
Надо отметить одно важное обстоятельство. Если подтипы не совпадают (два рациональных или два иррациональных), то партнеры . кажутся более простыми. Отсюда - потеря интереса друг к другу. Кроме того, ценностно-культурные ориентации, если они различны, могут препятствовать дуализации. Здесь играет роль закон психологии: врожденные качества личностей должны быть дополнительными, а приобретенные воспитанием - сходными. Разрыв неблагоприятных подтипов может оставить их врагами, особенно если это политические деятели (например, этический подтип "Гамлета" - Л.Д. Троцкого и логический подтип "Горького" - И.В. Сталина, политическое соперничество между которыми переросло в острую вражду, в отличие от интуитивного "Гамлета" - Молотова, который принял программу Сталина и безоговорочно следовал ей всю жизнь). Надо сказать, что человек, обретя дуальность, чувствует психическую защищенность, комфорт и безопасность, что значительно облегчает его жизнь. Дело в том, что те проблемы, которые являются для пего наиболее мучительными, являются источником его ошибок, сомнений и тревог, лучше всего решаются его дуалом. Дуалы быстро успокаивают друг друга.
Они являются самыми свободными и расслабленными из всех ИО, исключают строгую плановость и запрограммированность действий. Ощущение отлаженной дуальности в связи с этим сравнимо с состоянием невесомости - полной раскованностью в передвижениях при потере веса тела.
Они характеризуются душевностью и тонкой эмоциональностью, но одновременно и пониженной умственной активностью. Дуальная пара не может интенсивно работать, так как в ней отсутствуют стимулы к напряженному труду.
Это отношение обеспечивает физический комфорт, усредняет вкусы и привычки соединившихся в нем людей. Дуальность приносит с собой расслабление и отдых. Порывы фантазии уступают место усилиям по достижению реального благосостояния в сложившихся условиях.
В дуальных отношениях вас ожидают контрасты веселья и скуки, приятного общения и утомления. Темные периоды будут чередоваться со светлыми, порождая ощущение какого-то полета. Отношения напоминают скольжение по хорошо смазанной поверхности, где выпуклых частей столько же, сколько и впадин. Партнеры всецело отдаются этому затягивающему процессу, часто совсем забывая о проблемах окружающего мира.
В хорошо интегрированной дуальной паре партнеры настолько перенимают друг у друга манеры и стиль поведения, что для внешнего наблюдателя становятся практически неразличимыми. Они как бы сливаются в одно целое. Их соционические признаки усредняются: экстраверт становится более интровертным, а интроверт экстравертируется; интуитив становится более конкретным, а сенсорик - более отвлеченным и т. д.
Дуал кажется слишком простым и понятным, а значит, и не заслуживающим внимания. Это первая позиция, которую может занять человек, встретив дуала. Она скорее свойственна экстравертам. Вторая позиция - это, когда говоришь себе: он слишком хорош для меня, я вряд ли смогу ему понравиться. Эта позиция больше характерна для интроверта. Обе эти позиции встречаются у людей, не имевших опыта дуального общения в детстве. Как же ощутить на себе действие дуальности? Во время общения с дуалом особого комфорта человек поначалу не испытывает. Все протекает обыденно и каких-то эмоций не вызывает. Дуал воспринимается как тень, как нечто вполне естественное и поэтому ничего не значащее. Насколько этот человек был тебе нужен, воспринимаешь только тогда, когда расстался с ним. Потерю дуала человек воспринимает и переживает очень остро, длительное время места себе не находит. Привыкнув к дуалу, приобретя опыт дуализации, начинаешь, наконец, осознавать, что его присутствие тебя успокаивает, дает чувство защищенности.
При благоприятствующих подтипах этот эффект усиливается еще больше. Однако значение дуальных отношений не следует и переоценивать. Это - норма отношений для будней, для повседневной жизнедеятельности. Обретя дуальность, человеку хочется большего, а именно социальной значимости своей личности, какой-то борьбы, отклонения от нормы. В рамках дуальности эта цель не достигается. 'Но не имея дуальной защищенности, социального признания человеку добиться крайне трудно. Ну а в целом, без дуализации человеку нельзя обойтись лишь в двух случаях: во-первых, когда на карту поставлена сама жизнь человека, т.е. для выживания в неблагоприятных условиях социальной среды, и во-вторых, когда человек двигается вверх по социальной лестнице в условиях острой конкуренции, т.е. для карьеры.
Дуальные отношения. В. Гуленко, А. Молодцов
Ода дуальному контакту.Г.А. Шульман
Об отношениях дуальных. В.М. Шлаина
А может ну ее нах эту дуальность. Т.Педан, А.Гречинский.
А нет ли у вас для меня другого дуала? В. И. Стратиевская
Наташа Ростова и Пьер Безухов. Примеры настоящей любви. Е.Пушкарев
Разочаровался в дуальности. Е. Пушкарев
Дуальная пара и дуализация Гюго – Робеспьер. В. Мегедь
Будни дуальных отношений. И. Белецкая
Дуальные отношения: мифы и реальность. А. Девяткин, Ю. Исаев, Т. Прокофьева
О дуальных отношениях, сборная. Все статьи.
Дуализация и секс: о проблеме оптимального выбора спутника жизни. А. Шиян
Любимый или дуал. А. Гречинский, Т. Педан
Характеры и рекомендации. В. Мегедь
Сексуальная совместимость соционических психотипов
Сексуальные предпочтения психотипов.
Взаимопомощь и интим в дуальных парах. А. Гречинский, Т. Педан.
Дуальные отношения. А. Барсова
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Дружба + Любовь = Филия. Е. Пушкарев.
От дисгармонии выбора брачного партнера к гармонии. Е. Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Зигмунд Фрейд о любви. Е. Пушкарев