16 типов личности —16 типов почерка. И. Щеголев
Илья Щеголев — специалист в области графологии и психологии менеджмента, получил образование на факультете психологии СПбГУ. Он вместе со своей командой ведет работу по популяризации и распространению прикладных методов графологии.
В своей книге «16 типов личности —16 типов почерка» Илья Щеголев объясняет, как почерк может быть дополнительным фактором при определении психотипа. Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
В данной статье рассматриваются черты характера, признаки почерка одного соционического психтипа - ЭИЭ - ENFJ – Гамлет, остальные в книге.
Особенности почерка и черты характера
Говоря о форме почерка, прежде всего имеют в виду его степень гармоничности, геометрической выдержанности и каллиграфичности.
Степень гармоничности письма определяется особенностями сочетания отдельных элементов письма. В написании букв могут встречаться неправильности, непривычные изломы, дуги, промежутки и т. д. Однако если всмотреться, то письмо представляет собой одно целое. Есть даже специальный прием, позволяющий человеку увидеть и ощутить целостность письма и его гармонию. Надо отодвинуть от себя образец почерка на расстояние вытянутой руки, затем задержать дыхание и всмотреться. Необходимо следить за тем, чтобы в это время никакие мысли не отвлекали. После нескольких таких попыток удается ощутить целостную гармонию письма и не зафиксировать свое сознание на отдельных деталях. Гармоничность письма очень тесно связана с общей одаренностью личности, с развитием умственных способностей, с присутствием вкуса. Сразу же вспоминается удивительная гармония линий почерка А. С. Пушкина или гармония простых и ясных букв Л. Н. Толстого, в которых каждый элемент старательно исполнен.
Геометрическая выдержанность письма обычно связывается с волевым развитием человека, с его работоспособностью, с запасом внутренней энергии, умением доводить дело до конца, обдуманностью действий, устойчивостью чувствования, определенностью отношений к различным сторонам жизни.
Не менее важным является и показатель, характеризующий степень отклонения почерка от каллиграфического образца. Безукоризненный почерк совершенно обезличен, отклонение же от каллиграфического почерка характеризует самобытность личности, ее инициативу, умение быть оригинальным.
Степень гармоничности письма и отклонение его от каллиграфического почерка в значительной мере зависят от субъективного восприятия, степень же геометрической выдержанности имеет количественное измерение, что дает право рассматривать ее как более объективный признак почерка.
Восприятие формы письма очень тесно связано с нажимом пишущего, с тем давлением, которое он через ручку или перо оказывает на бумагу. Уже давно подмечено, что письмо с легким нажимом отвечает интроверту, человеку, направляющему свой ум внутрь. Почерк с относительно сильным нажимом присущ экстраверту, направляющему свои интересы в окружающий мир. Конечно же, встречается и много интровертов, занимающих промежуточное положение между первыми двумя. Напомним, что судить о нажиме, о постоянстве его проявления можно лишь после тщательного и количественного анализа написания букв и их элементов в образце почерка.
Равномерный, умеренный по силе нажим отвечает уравновешенным людям, с хорошим самообладанием, способностью к глубокой привязанности. Очень часто такими качествами обладают интроверты, но случается, что такой почерк можно обнаружить и у экстравертов.
Неровность нажима свидетельствует о преобладании импульсивных волевых актов, порывистости, впечатлительности, неспособности к систематическому труду. Деятельность у таких людей не отличается равномерностью. Такие люди лучше приспосабливаются к неожиданным изменениям, их работоспособность может достигать максимума, а затем падать почти до нуля. Конечно же, неровность нажима может свидетельствовать и о вспыльчивости, склонности к хаотичным действиям, внутренних конфликтах. Сильный нажим очень часто свидетельствует о материальных и чувственных влечениях. С сильным нажимом часто пишут спортсмены.
Встречаются случаи, когда элементы букв написаны с сильным нажимом, затем они сменяются тонкими волосяными штрихами, к этому может добавиться некоторая сплющенность букв. Все вместе это скорее всего свидетельствует о воображении с сексуальным уклоном или о бурно проведенной молодости.
Бывает почерк с очень слабым нажимом, тогда можно предположить, что у человека низкая самооценка, он очень неуверен в себе. Если местами к тому же обнаруживается неровный нажим, то такой человек, по всей видимости, с трудом принимает решения, склонен мучить себя приступами страха и сомнений.
Форма почерка во многом еще определяется способом соединения букв в словах и формой элементов, составляющих их. Начнем с первого.
Сплошная аркадичность в письме чаще всего присуща людям, обращающим слишком большое внимание на внешние формы и внешние эффекты в ущерб содержанию.
Представители гирляндического почерка, наоборот, слишком много внимания уделяют содержанию и часто забывают о соблюдении соответствующей формы.
Людям с аркадической манерой письма приписывают неискренность, льстивость, недоверчивость. Такие люди внешне очень милы, но трудно догадаться, что у них на душе.
Аркадический почерк встречается нс так уж и часто, но замечено, что люди с такой манерой письма склонны к нарушению закона, им присуща образность представлений, они тяготеют к различного рода сравнениям и аналогиям, ну и, конечно же, к самолюбованию и внешним эффектам.
Теперь о форме самих букв или об использовании углов и дуг в почерке. Такие буквы, как «и», «п», «т», «щ», и другие можно писать угловато, а можно писать и кругло. Если вертикальные штрихи соединяются между собой кривыми линиями, то почерк называют круглым.
Напротив, когда штрихи при пересечении образуют угол, то такой почерк называется угловатым. Если человек пишет округлым почерком, то его перо движется непрерывно, оно практически не останавливается, при изменении направления движения описывается дуга. Человек, пишущий угловатым почерком, делает небольшую паузу и лишь затем изменяет направление.
Люди, избегающие конфликтов, смягчающие противоречия, идущие на взаимные уступки, не делают внезапных движений рукой. Для них нехарактерны резкие жесты, жесткость тона, наступательные движения. В их почерке отсутствует преимущественно угловатость, что отражает миролюбивость их натуры.
Угловатый почерк предполагает в писавшем упрямство, резкость, требовательность, конфликтность, желание управлять и указывать. Такие люди тверды в своих действиях, они отличаются упорством, сопротивляемостью, самообладанием. Эти качества придают им авторитет среди окружающих. Таких людей отличает выносливость по отношению к физическим нагрузкам и моральным страданиям.
Стоит ли изменять мужа
Люди того типа, который мы сейчас будем рассматривать, отличаются большим практицизмом, хорошо стоят на ногах и крайне редко витают в облаках. Они озабочены тем, чтобы приносить пользу людям и четко выполнять свою работу. Их отличает ответственность. Принимают решения они на базе прошлого опыта, редко далеко заглядывают в будущее. Весьма пунктуальны, любят учиться, хорошо обучаемы. Их отличает общительность, они всегда в курсе многих дел, весьма простодушны и откровенны.
К этому типу людей относится Лена. Ей 35 лет, работает тренером по теннису, замужем, сыну 11 лет. Их семья жила в маленьком городке, где у мужа был свой торговый бизнес. Затем переехали в крупный город, где Лена, как бывшая спортсменка, нашла себе работу тренера, муж продолжал свой бизнес, но уже с меньшим успехом, сын учился и посещал школу танцев.
Люди, достаточно хорошо знающие Лену, давно заметили, что она очень надежный, оптимистичный и общительный человек. Ее отношения с коллегами и друзьями весьма стабильны и организованны.
Временами, правда, она проявляет некоторое нетерпение и несдержанность. Это в первую очередь касалось отношений с темп людьми, кому явно не хватайте организованности и ответственности.
За словом в карман Лена не лезла, в большинстве случаев она была уверена в своей правоте. Она настойчиво отстаивала свои убеждения и очень хотела, чтобы и остальные люди были с ней согласны.
Общаться с Леной было очень приятно. Она легко находила нужное и точное слово, разговор вела дружелюбно, проявляла заинтересованность. Друзья, хорошо знающие Лену, замечали, что в ходе беседы она становится упрямой и нетерпеливой, в таких случаях ей лучше слегка уступить, дать ей выговориться и почувствовать себя услышанной.
По отдельным высказываниям можно было понять, что сексу она придает большое значение; в этом плане муж ее очень устраивал. Они оба жили текущим моментом, не позволяя своему воображению убегать в прошлое или будущее. Более того, они оба не желали обременять близкие отношения неуместными сентиментальностями, воспоминаниями и обещаниями.
В финансовом отношении Лена была несколько консервативной. Ее заботило то, что после переезда в большой город дела у мужа пошли хуже. Ей очень хотелось купить большую квартиру, но не хватало средств. Лена научилась планировать финансы семьи, но при этом не забывала зарабатывать сама. Она постоянно откладывала деньги, но ей явно не хватало помощи мужа, в связи с чем дома иногда возникали конфликты. Лена рассматривала конфликты как часть жизни, но она никогда не вступала в конфликт, если у нее не было уверенности, что этот конфликт можно разрешить.
Для того чтобы зарабатывать больше денег, мужу, видимо, не хватало организованности и знаний в своей сфере деятельности. Чувствуя ответственность перед всей семьей, Лена старалась помочь мужу. Она расширила свою теннисную клиентуру и помогла мужу купить и установить на фирме современную систему учета движения товаров. Через своих знакомых узнала о курсах повышения квалификации в Германии и стала настойчиво предлагать мужу поехать учиться. Муж согласился, но сказал, что у него нет времени на учебу и поэтому придется ее отложить. Тем не менее он находил время на несколько дней ездить с друзьями на охоту.
Встретив на своем пути препятствия, Лена начала проявлять большую решительность. В ней пробудился дух соревнования. В свое время это ей очень помогло в спорте. Она заметно прибавляла в игре, особенно в сложных ситуациях, что позволило ей выиграть несколько очень крупных турниров. Но там на другой стороне был соперник, его надо было победить. Дома же соперника нет, на другой стороне любимый человек. Но как расшевелить его честолюбие? Как помочь ему быть более организованным и целенаправленным? В этой ситуации Лена никак не могла найти правильное решение и нужный подход к мужу.
Ответственность Лены, конечно же, распространялась и на воспитание сына. Она постоянно вмешивалась в его школьные занятия, ходила в школу и выясняла отношения с учителями. Еще больше времени у нее отнимала школа танцев. Сын успешно танцевал с новой партнершей, однако мать девочки была не очень довольна успехами новой пары, обвиняя во всем Лениного сына. Это заставляло Лену вести с матерью партнерши сына малоприятные разговоры. Но ответственность заставляла ее довести дело до конца, хотя разговоры давались ей очень тяжело
Друзья и близкие отмечали еще одну особенность характера Лены. Она считала, что в отношениях с другими людьми должна быть цель. Если ее нет, то отношения едва ли стоит поддерживать.
К сказанному можно добавить, что Лене было небезразлично мнение других людей, ей требовалось признание, своим поведением она старалась привлечь внимание окружающих. Часто она принимала решения, которые казались ей правильными в данный момент, не предполагая, что они могут повлечь за собой и определенные неприятности.
Свои семейные дела Лена привыкла обсуждать с близкой подругой. В разговорах они часто возвращались к теме взаимоотношений Лены с мужем. И каждый раз разгово-: ры ничем полезным для Лены не заканчивались. Так и оставалось для нее загадкой, как расшевелить мужа и сделать его более целеустремленным.
Но однажды произошло событие, сильно повлиявшее на всю ее жизнь. Как-то дома у подруги Лена обратила внимание на лежавшую на журнальном столике весьма потрепанную книгу. Имени автора не было, да и название удивило. Книга называлась «Почерк и характер». Подруга увидела, что Лена разглядывает книгу, и сказала: — Эту книгу мне дал один приятель. Я ее просмотрела, и мне показалось, что она заинтересует тебя. В ней идет речь о том, как по почерку понять свой характер и свои поступки. — И добавила: — Возможно, это позволит разобраться тебе в твоих отношениях с мужем.
Лена принесла книгу домой. И когда осталась одна, решила сделать то, что там предлагалось. Она написала на чистом листе бумаги несколько фраз, а по таблице, приведенной в книге, стала расшифровывать свой почерк. Вот что ей удалось узнать.
Ее письмо выглядит гармонично, что позволяет говорить о присутствии вкуса, общей одаренности личности, о внутренней культуре. В меньшей степени можно говорить о геометрической выдержанности письма. Линия поля слева в целом выдерживается, особой ровностью строки не отличаются, буквы разных строк наезжают друг на друга. Не приходится сомневаться в наличии воли у Лены, умении трудиться, но, видимо, не во всех житейских делах ей удается себя вовремя сдерживать, иногда не хватает уравновешенности.
Письмо заметно отклоняется от каллиграфического образца. Это означает, что Лена не ограничивается приспособлением к условиям жизни и деятельности, но пытается привнести в свою жизнь что-то новое и оригинальное.
Получив общую характеристику своего письма, Лена перешла к детальному изучению отдельных элементов и особенностей.
Волосяные штрихи, переходящие в более жирные и густые линии, заставляют думать, что Лена склонна к сексуальным фантазиям. Об этом же говорит некоторая стилизованность букв.
Лена часто оставляет пробелы в конце строк, что указывает на ее осторожность, а может быть, и трусость. Почти все строки в Ленином письме направлены вниз, что, возможно, свидетельствует о ее неуверенности. Когда Лена закончила активно играть в теннис, то она взялась за судейство. На этом поприще у нее возникли проблемы. Теперь Лена начала понимать, что ей, конечно, не хватает уверенности. Да и в роли тренера ей не всегда комфортно, поэтому она постоянно стремится записываться на различные курсы повышения квалификации, но уверенности ей это, похоже, не приносит.
Дойдя до этого места в расшифровке своего почерка, Лена отчетливо поняла, что свою неуверенность она перенесла на мужа. Вместо того чтобы самой стать уверенной, она стала с излишней настойчивостью вмешиваться в его дела, бессознательно отодвинув решение собственных насущных проблем.
Неуверенность в себе, похоже, проявляется и в сексуальной сфере, что пробудило в Лене компенсирующее воображение.
Что еще обнаружила в своем почерке Лена? Она обратила внимание на отсутствие в письме штрихов, что говорит о стремлении основываться в жизни лишь на фактах, доступных проверке, о тяготении к конкретным и реальным проявлениям.
В целом у Лены крупный почерк, т. е. средняя высота букв превышает ширину, здесь проявляется ее стремление к выявлению своей личности. Она с трудом мирится с обыденными, средними условиями жизни, поэтому старается занять и на бумаге, и в жизни больше места, отсюда и претензии к бизнесу мужа.
В Ленином почерке длинные петли в буквах «з», «д», «р» часто задевают нижележащую строку, что говорит о ее неумении логично мыслить, когда захлестывают эмоции.
Также Лена обнаружила, что некоторые строчные и за-; главные буквы («м», «и», «с») она начинает с завитка. В таблице она обнаружила, что это указывает на мелочность, болтливость, воображение самодовольство, поверхностность чувствования.
Интересное открытие ожидало Лену, когда она стала рассматривать написание составных букв. Первая часть букв «м» и «т» у нее всегда выше, шире, круглее. Из таблицы она узнала, что первая часть составных букв указывает на личность писавшего, а вторая — на занимаемое общественное положение. Получается, что в жизни Лена претендует на большее, у нее высокая самооценка, по натуре она мягкий человек, но в отношениях с малознакомыми людьми часто ведет себя остро, конфликтно, компенсируя свою неуверенность.
Конечно же, анализируя свой почерк, Лена нашла подтверждение тому, что ей уже было известно. Зато информация о якобы присущей ей неуверенности заставила надолго задуматься. Вспоминая различные эпизоды своей жизни, она убедилась, что ей действительно не хватает уверенности, необходимо внимание других людей и их одобрение.
Ниже приведена таблица соответствия особенностей почерка и черт характера для людей Лениного типа, т. е. общительных, педантичных, логичных, организующих.
Черты характера | Особенности почерка |
Неумение логично мыслить, когда начинают преобладать эмоции | Длинные петли в буквах («р», «д», «у») очень часто касаются букв нижележащей строки |
Честолюбие, настойчивость, стремление к выявлению своей личности | Преувеличен размер строчных букв, средняя высота букв превышает их ширину |
Желание жить по принципу «здесь и сейчас» | Отсутствие штрихов при написании букв |
Сексуальное воображение | Нажим, переходящий из тонких волосяных штрихов в более жирные линии, часто сочетается со стилизованностью и вычурностью написания |
Несдержанность, нетерпеливость, порывистость | Неровный, несколько импульсивный нажим |
Осторожность, неуверенность в себе, иногда переходящая в трусость | Пробелы на конце строк, чтобы не переносить слова. В отдельных случаях буквы «о» и «е» напоминают друг друга; об этом же может свидетельствовать широкая, связанная маленькой петлей буква «ы» |
Желание слышать похвалу, обратить на себя внимание. Чувствительность; в отдельных случаях чувствительность к мнению других | Тонкая буква «я», с маленьким закруглением второй палочки; иногда бывает легкий нажим. Несколько наклонный почерк, местами с нажимами, строки напоминают кривые линии |
Упорство, но не переходящее в упрямство | Небольшие крючки в начале слов и при написании букв «м» и «л» |
Заставляет себя экономить финансы, но не всегда это получается | Узкие поля, оставленные слева |
Хочет вызывать восхищение других людей, чувствует себя более уверенно, когда замечает одобрительные взгляды | В заглавной букве «М» первый изгиб больше второго, в начале буквы есть узелок, по размерам буква заметно выше строчных букв |
Предприимчивость, логика, умение критически подойти к решению вопроса | Сплошная связь букв или преобладание связей |
Вкус, общая одаренность | Гармоничность письма, хотя отдельные буквы и соединения могут быть некрасивыми |
Живет настоящим, чрезмерная ответственность, не очень любит заглядывать в будущее, опирается на прошлый опыт | Письмо очень мало подходит к правому краю листа, а левая сторона несколько смещена к краю |
Миролюбие, доверчивость, способность сочувствовать, способность к глубоким привязанностям | Часто гласные сверху открыты |
Сексуальная совместимость соционических психотипов
Классификация психосексуальных типов.
16 типов в любви. Дж. Тьюсон, О. Крегер.
Загадки сексуальной совместимости. В.В.Мегедь.
Сексуальные особенности интровертов\экстровертов. Л.Акимова
Сексуальные предпочтения психотипов.
Дуализация и секс: о проблеме оптимального выбора спутника жизни. А. Шиян
Взаимопомощь и интим в дуальных парах. А. Гречинский, Т. Педан.
Позы в сексе с точки зрения... психологии.
Описания Соционических Типов по функциям и аспектам Модели А.
Классификация психосексуальных типов.
Загадки сексуальной совместимости. В.В.Мегедь.
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина. Е. Пушкарев
Зигмунд Фрейд о любви. Е.Пушкарев
Сергей и Ирина Белецкие «Как применить соционику для исполнения Ваших желаний. 7 секретных шагов»
Любовь Бескова, Елена Удалова «Путь к сердцу мужчины и... обратно»
Анатолий Гречинский, Татьяна Педан «Найди в жизни гармонию. Соционика о человеке»
Виктор Гуленко «Описание соционических типов и интертипных отношений»
Виктор Гуленко «Критерии взаимности»
Виктор Гуленко «Жизненные сценарии»
Отто Крегер, Дженет Тьюсон «16 дорог любви. Как 16 типов личности определяют ваши возможности в любви»
Отто Крегер, Дженет Тьюсон «Типы людей. 16 типов личности, определяющих, как мы живем, работаем и любим»
Татьяна Прокофьева «Соционика. Алгебра и геометрия человеческих взаимоотношений»
Юрий Симонов, Александр Немировский «Как искать спутницу жизни»
Вера Стратиевская «Как сделать, чтобы мы не расставались»
Владимир Стукас, Эллина Унтилова «Психологическая типология, которая работает»
Екатерина Филатова «Искусство понимать себя и окружающих»
и другие
6.03.15