Любовь. Семья. Л. Собчик
Автор: Людмила Николаевна Собчик, кандидат медицинских наук, доктор психологических наук. Директор института прикладной психологии, автор книги «Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь», отрывок которой здесь представлен. Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Касаясь этой бессмертной темы, трудно избежать опасности повтора избитых истин, возможности впасть в банальность. На эту тему столько написано, сказано, спето. И все же рискну вернуться к этой проблеме и поговорить с читателем об этом чуде, о величайшем счастье и страдании, которое зовется любовью.
Любовь нередко описывают как некую одержимость, болезненное состояние, когда объект страсти воспринимается как существо ни с кем не сравнимое, совершенно особенное, незаменимое, единственно необходимое, без которого дальнейшая жизнь бессмысленна или даже невозможна. Объекту любовного влечения невольно приписываются особые достоинства, и даже если его недостатки очевидны, то им придается определенная прелесть, или кажется, что с этим не так уж трудно будет справиться. Особенно обостряется эта болезненная тяга к обожаемому человеку, если на пути к сближению возникают препятствия, и чем их больше, тем сильнее разгорается страсть. В человеческой природе заложена такая черта, как стремление к преодолению препятствий, поэтому все то, что недостижимо, становится особенно привлекательным. Достигнув же заветной цели, человек остывает и начинает более трезво оценивать ситуацию.
В некоторые периоды человеческой истории любовные отношения были жестко ограничены разного рода моральными и правовыми рамками, но ограничивающее влияние социальных норм на отношения полов нельзя считать однозначно отрицательным. С одной стороны, в связи с проблемой социального неравенства или узаконенных клановых предрассудков развивались драматические ситуации, и даже трагедии, связанные с невозможностью соединиться любящим сердцам. Но, с другой стороны, какой накал чувств можно было наблюдать в те далекие времена! Каких высот достигала любовь, находя свое отражение в произведениях искусства! Ромео и Джульетта, Франческа да-Римини и Паоло, Тристан и Изольда... Эти и многие другие прекрасные образы на века стали символом высочайших чувств, украшающих и возвышающих человека.
Безусловно, не может быть и речи о том, чтобы искусственно создавать преграды на пути у любви. Но следует заметить, что прямолинейность и обнаженность, а тем более голый прагматизм в любовных отношениях снимают тот флер романтизма и таинственности, который продлевает как преамбулу любви (а заметьте, как раз об этом периоде отношений воспоминания сохраняются дольше), так и плавное ее течение. Когда герой романа, преодолев социальные предрассудки, в конце концов завоевывает возможность поцеловать любимой женщине руку, то чувства, которые при этом переполняют его и ее, гораздо богаче, чем в случае легко полученного согласия на соитие. Обожествление объекта любви само по себе не является непременным атрибутом многогранного чувства, однако эта тенденция в преувеличенном виде послужила, с одной стороны, почвой для развития линии романтизма в искусстве, а с другой — вызвала волну противодействия в виде прямо противоположного отношения к сфере интимных человеческих отношений.
Развеяв миф о полубожественном образе человека и сняв флер ханжества, наброшенный на любовь лицемерами-святошами, Зигмунд Фрейд повернул людей лицом к их неосознаваемому, живущему инстинктами «Ид» (Оно) и представил человеческое «Я» как конструкт, формирующийся в процессе вечной борьбы животного «Ид» с социализированным «Я» человека. Фрейд совершенно справедливо считал, что отсутствие реализации сексуальной потребности, заложенной природой как необходимый инстинкт, обеспечивающий продолжение человеческого рода, может проявиться в виде невротических расстройств. Однако провозглашение Фрейдом значимости сексуальной потребности не следует понимать как призыв к беспредельному высвобождению полового инстинкта. Это лишь один из факторов, который не следует игнорировать, рассматривая медицинскую сторону вопроса, но, обсуждая проблему всесторонне, нельзя упускать из виду и сложность такого психологического явления, как любовь.
В древнегреческой мифологии Эрос — бог любви — воплощает в себе и низменные страсти, вожделение, ведущее к размножению (так считал Платон), и возвышенность духа, ищущего чистой красоты. Стремление к высшему эросу означает подавление низшего. Отечественный ученый, создатель теории деятельности, психолог А. Н. Леонтьев утверждал, что личностное в человеке должно подавлять его биологические влечения и индивидные черты. А вот американский психолог Фридрих Перлз был убежден, что целостный, конгруэнтный образ «Я» — Гештальт — может быть гармоничным лишь в том случае, если и высшее, и низшее «Я» не стараются победить друг друга, а стремятся примириться и сосуществовать во взаимопонимании. У человека, как существа высшего порядка, сексуальная потребность в процессе культурного развития вида homo sapiens обрела новые формы проявления, иные, чем это диктует заложенный природой инстинкт. Появились связанные с необходимостью реализации этого влечения вторичные потребности — забота о внешнем виде, стремление к достижению более высокого социоэкономического статуса, желание заявить о своей индивидуальности, проявить талант, способности, чтобы привлечь к себе внимание, показать себя в лучшем свете и тем самым понравиться своему избраннику или избраннице.
Сексуальное влечение заслоняет разумный подход к выбору партнера, поэтому любовь — чувство иррациональное, над-рассудочное, непредсказуемое, но украшающее обремененную прозаическими заботами жизнь человека. В то же время сексуальность может принимать уродливые и даже опасные для жизни и здоровья формы в случае неправильного полового воспитания (или отсутствия такового вообще). Отклоняющиеся от нормы сексуальные проявления возникают также под воздействием определенной среды, в вынужденных, принижающих человеческое достоинство, обстоятельствах, а также как патология влечения у лиц с психическими отклонениями. Чем ниже культура среды, тем примитивнее реализуется сексуальное влечение. У несформировавшихся, незрелых в личностном плане подростков половой инстинкт может проявляться карикатурной сексуальной озабоченностью, которая тем меньше похожа на любовь, чем менее духовно развит подросток. И наоборот, чем выше духовное развитие человека, тем сложнее опосредуется половой инстинкт, тем дальше его проявление от примитивных, животных форм.
Секс, безусловно, играет огромную роль в гармонизации супружеских отношений. Известный психотерапевт Консторум говорил, что «в любви нет недозволенного», имея в виду, что любящие друг друга мужчина и женщина могут быть настолько смелыми и изобретательными в своих сексуальных играх, насколько им это позволяет их страсть и фантазия. Однако в наши дни то избыточное внимание, которое уделяется этой стороне отношений между мужчиной и женщиной, совсем заслонило иные весьма важные проблемы. Нередко именем «любовь» называются сексуальные контакты, в которых взаимное обожание, нежность и сострадание попросту отсутствуют. Прагматизм таких отношений, спортивный интерес к этой сфере (кто больше, кто чаще, кто разнообразнее) не оставляют места тому, что на самом деле есть любовь.
Разве так повелось меж людей?
Разве это зовется любовью?....
(А. А. Блок)
Секс без любви — примитивно-потребностная самореализация, сближающая человека с его предками из мира животных. Другая крайность в понимании любви, другой ее полюс, противопоставляемый сексу, — это платоническая любовь. Такого рода чувства питаются лишь тонкими нюансами взаимопонимания, сентиментальной атрибутикой любви в виде нежных писем, платка или оброненной перчатки, локона волос или засушенного цветка, хранящегося меж страниц книги. Это стихи, родившиеся в душе поэтичной натуры под влиянием нахлынувших чувств, это обожествление объекта любви. Такого рода отношения ближе к дружбе душевно близких людей, и чрезмерное сближение может разрушить идиллию. Поэтому дистанция в таких отношениях часто бывает оправданной, так как оберегает влюбленных от разочарований. О таких чувствах, лишенных плотской составляющей, писали многие философы и писатели: это и Платон, и Вольтер, и Руссо, и Гете.
Из сказанного понятно, что избыточный романтизм уводит от реальности, а излишний реализм оборачивается цинизмом.
В разных этносах особенности любовного влечения обозначаются неодинаково: на разных языках объяснение в любви звучит как «Я тебя желаю», «Я тебя обожаю», «Я люблю тебя», «Я хочу заниматься с тобой любовью» и т. д. Смысл этих выражений варьируется от откровенной констатации наличия физиологического влечения до обожествления объекта привязанности. А в некоторых регионах России синонимом объяснения в любви является фраза «Я жалею тебя». У Экзюпери Маленький принц говорит: «Мы в ответе за тех, кого приручили», имея в виду свою любимую розу.
Касаясь такого сложного понятия, как «любовь», сразу оговоримся, что речь в основном пойдет не о физиологической ее стороне. Попробуем поговорить о любви как об особом, эмоционально насыщенном, виде межличностных отношений, учитывая индивидуально-личностные особенности включенных в эти отношения лиц и степень их психологической совместимости. Есть некоторые общие закономерности протекания процесса влюбленности, но еще важнее знать о том, как эти переживания проявляются у разных по темпераменту и личностным особенностям людей.
Каждый человек в своей повседневной жизни, а тем более консультирующий психолог, чья работа — оказывать помощь в трудных жизненных ситуациях обратившимся к нему людям, не раз задумывался над причинами драматического развития любовных отношений.
Человек — существо сложное и противоречивое. Ему дана способность мечтать, его фантазии выходят за пределы окружающей реальности. Потребность любить в юности — это лишь любовь к самой любви, а тот, кто окажется ее удостоенным, не обязательно ее достоин. Как у Пушкина о Татьяне: «Душа ждала — кого-нибудь!» Сама потребность в любви часто опережает наличие объекта привязанности, лишая возможности трезво оценить того, кто в этот момент встретится на пути. Чувство рождается из напряженного ожидания, а сам объект является лишь поводом, чтобы именно на него эти чувства обрушились. Счастливы те двое, у которых это происходит одновременно и обоюдно. А вероятность такого совпадения невелика. Отсюда — страдания от неразделенной любви. В ряде регионов России песни о любви подпадают под общую рубрику «Страдания».
Самое большое счастье — это взаимная любовь. Но самое большое искусство — сохранить ее. Влюбляясь, многие клянутся в любви навеки. Тем горше бывает разочарование, когда любовь уходит. Отдалить этот момент и смягчить страдания — нелегкая задача, которая порой решается ценою расставания с иллюзиями и с идеализированным представлением и о любви, и о любимом. Но бывает и так, что примириться с потерей любви оказывается чрезвычайно трудно или (как кажется первое время) просто невозможно. Редко можно встретить человека, который бы не пережил в той или иной степени такую сердечную драму. Однако время лечит даже те душевные раны, которые сперва кажутся незаживающими. Меньше страданий выпадает на долю тех людей, которые — интуитивно или сознательно — умеют направить переполняющие их эмоции не в разрушительное русло безысходных страданий, а в замещающую активность, связанную с сублимацией нереализованной нежности в сфере гуманистических интересов, восполняя тем самым душевный вакуум и испытывая удовлетворение от сознания своей востребованности.
Любовные отношения содержат выраженный субъективный компонент: это, с одной стороны, неосознанное (в том числе и физиологическое) влечение, порой затрудняющее объективную оценку личностных свойств избранника, от которых зависит успешность длительного совместного сосуществования. С другой — это императивное желание видеть в объекте привязанности искомый идеал, благодаря чему человек приписывает другому те свойства и достоинства, которыми тот не обладает. С угасанием влечения (или просто с некоторым ослаблением эмоционального накала) на первый план выступают аспекты индивидуально-личностного плана. Именно в этот момент может возникнуть когнитивный диссонанс, когда человек, как бы отрезвев, начинает понимать, что его ожидания не совпадают с реальной действительностью, что объект обожания не во всем соответствует идеалу. Более зрелая позиция предусматривает попытку взвесить позитивные и негативные аспекты ситуации, скорректировать собственные притязания в соответствии с реальностью и постараться спланировать возможный путь выхода из сложного положения.
Что нужно знать о себе и о других людях человеку, чтобы научиться ориентироваться в сложных человеческих отношениях? Какие имеются рычаги воздействия на других людей? Как снять напряженность взаимоотношений, поладить друг с другом, избежать конфликта, понравиться, обаять, усмирить и пр.? Что должен знать практический психолог, повседневно сталкивающийся с семейными проблемами, помимо того, что связано с общими закономерностями и социальным аспектами построения семьи?
Первое, что нередко игнорируется, — это типологически разные варианты переживания любви у представителей разного пола. С мужчин чаще встречается стенический тип реагирования, сильны вариант нервной системы и, следовательно, высокая внешняя реактивность при низкой интрапсихической (внутренней) психологической активности. Это значит, что у мужчин наблюдается менее выраженная склонность к рефлексии, менее дифференцированный подход к ньюансам межличностных отношений, более сильная зависимость от фу логических аспектов, склонность к полигамии, резкость в высказываниях, легко возникающая агрессивность, проявляющаяся при противодействии.
В среднем мужчины агрессивнее женщин, и для этого имеются веские причины филогенетического характера.
На всех этапах развития человечества мужчина — охотник, защитник, воин, завоеватель. И в любви он агрессивен. Психологи находят в мужском характере больше садистических (жестоких) черт, а в жещинах — мазохистических (жертвенных). Испокон веков воины-завоеватели относились к женщинам как к трофеям, проявляя смесь вожделения и ненависти в виде сексуального насилия, что вовсе не свойственно но женщинам. Да и вне экстремальных ситуаций в своих сексуальных играх мужчина занимает наступательную позицию, выбирает, отбивает у соперника, завоевывает женщину. Женщина может выбирать в ос ном лишь из тех, кто ее выбрал. В некоторых этносах женщина до сих пор — бессловесное существо, вещь, которую можно украсть; он может служить объектом купли-продажи (калым). Чем выше уровень со-циокультурного развития той или иной страны, народа, тем выше статус женщины, тем больше общечеловеческих прав ей выделяют. А кто выделяет? Все те же мужчины, действующие, как всегда, с позиции силы. Не исповедуя феминизм, справедливости ради не могу не вступиться за женщину. В то время как мужчинам свойственно затевать войны, женщины преимущественно стремятся к миру — ради мужей, ради сыновей, ради жизни и любви. Берегите женщин, иначе некому будет беречь мужчин!
По своим психологическим особенностям мужчина в большей степени человек действия, а женщина — человек чувств, поэтому доказательством своей любви мужчина считает в основном свои поступки, в то время как женщине постоянно требуется словесное подтверждение любви. Женщины в большинстве своем менее устойчивы к стрессам, эмоционально лабильны. Им свойственна менее выраженная деловая, социальная активность, зато они отличаются высокой интрапсихической активностью (внутренними переживаниями), т. е. склонностью к повышенной рефлексии; для них характерен более тонко дифференцированный подход в межличностных контактах и выраженная значимость слова. Более постоянная в своих привязанностях, склонная к моногамии, она ждет постоянного подтверждения любви к себе в вербализованном варианте, т. е. в словах, которые для нее имеют главенствующее значение. Все звучит и звучит над миром сказанная полушепотом фраза: «Я люблю тебя. Я тебя люблю... Ты меня любишь?». И почему-то так трудно получить в ответ ожидаемое: «Да, дорогая, люблю», то ли потому, что Он это уже однажды сказал (или только думает, что сказал), то ли потому, что Ему это и так кажется ясным или не таким уж важным, а Ей это подтверждение любви нужно всегда, каждый день, каждый час. Если бы Они, наконец, поняли друг друга, Она бы реже спрашивала, а Он нашел бы в себе силы Ей ответить.
Развитие данного комплекса он связывает с тем, что мужчины определенного типа идентифицируют любимую женщину с обожаемой в детстве матерью. Видимо, мужская несостоятельность перед непростой женской психологией и робость, связанная с тенденцией возводить любимую на пьедестал Богини, создает определенные проблемы. Может быть, именно поэтому некоторым из них легче иметь дело с ещё слабо интегрированными как личность существами намного моложе себя, а также с теми женщинами, чью любовь можно купить за деньги В таком альянсе их преимущество непререкаемо и нет необходимости доказывать свое превосходство.
Когда мы говорим о том, что мужчинам в целом свойственна полигамия, т. е. они неустойчивы в своей привязанности к объекту любви или влечения, то это вовсе не значит, что все мужчины — изменники и им обязательно необходимо бесконечно менять объект сексуальной привязанности. Да и женщины в этом отношении не без греха. Однако склонность мужчин к полигамии в виде многоженства в некоторых этносах даже узаконена, чего нельзя сказать о женщинах.
Существует множество характерологических паттернов и разных типов отношения к любви, но в основном непонимание между мужской и женской половинами человечества связано с тем, что у них действительно принципиально разная психология.
Если мужчина чаще проявляет собственнические замашки в отношении объекта своей любви, то женщина больше склонна к жертвенности. Если в жизни мужчины женщина занимает место наряду с такими категориями, как работа, карьера, друзья, увлечения, то для женщины любимый становится эпицентром всех ее жизненных интересов, все остальное становится второстепенным. Не получив ожидаемой эмоциональной отдачи со стороны мужа, с рождением ребенка она переключает направление своего эмоционального «половодья» на сына или дочь, и тогда создается почва для нового конфликта, так как она (ее время, ее внимание) перестает в полной мере принадлежать мужу. Так поступать со стороны женщин не мудро. Те женщины, которые этого не понимают, рискуют потерять семью, так как мужчина — существо более эгоистичное, собственник в любви, а отцовские чувства у него пробуждаются гораздо позже, чем у женщины, и переключение внимания жены на ребенка он переживает весьма болезненно, реагируя в присущей большинству мужчин обвинительной манере.
Когда говорят уважительно об уме мужчин и с иронией — о женском уме, то здесь дело совсем не в особой «женской логике». С одной стороны, суждения женщины, как существа более эмоционального, в большей степени аффективно окрашены. В то же время встречаются и умные женщины, и глупые мужчины. Но не в этом дело. Ум мужчины в силу сложившихся издавна социальных условий всегда больше сконцентрирован на решении главной, основной задачи, он меньше распыляет свое внимание на повседневные проблемы и на то, что обычно называют «мелочи жизни». Женщина же вынуждена постоянно держать в уме множество проблем, в том числе и многочисленные «мелочи жизни», связанные с обустройством быта и воспитанием детей. При этом она чаще всего еще и работает. В связи с такой распыленностью умственная энергия не концентрируется в одном направлении и не всегда проявляется не столь эффективно, как у мужчин. Это подтверждается данными изучения интеллекта у мужчин и женщин. Например, у старшеклассников средних школ Москвы было обнаружено в среднем равномерное распределение интеллектуального потенциала (усредненного 1<3) у представителей как одного, так и другого пола. Дифференцированное изучение когнитивного стиля показало, что у женщин значимо чаще преобладает вербальный и наглядно-образный интеллект, а у мужчин — формально-логический и интуитивный.
Во взаимоотношениях — любовных, семейных, дружеских — люди тянутся друг другу не только в силу сходства характеров, но и по принципу дополнительности, комплиментарности.
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Эволюция представлений о любви и браке в последние два столетия. В.М. Розин
Проблемы любви в контексте противоречий современной семьи. В.М. Розин
Семейные традиции или свобода личности? В.М. Розин
Что все-таки главное в семейной жизни? В.М. Розин
Фрейдистская интерпретация проблемы. В.М. Розин
Во всем виноваты женщины… В.М. Розин
Все ли благополучно в нашем доме? В.М. Розин
Можно ли построить современную семью на любви? В.М. Розин
Романтическая любовь и супружество союзники или враги?
Обзор: любовь в семье в разных странах. Е. Пушкарев