Обзор: любовь в семье в разных странах. Е.Пушкарев
«В Соединенных Штатах, где романтический взгляд на брак в отличие от других стран был принят всерьез и где законы и обычаи основываются на сентиментальных мечтаниях старых дев, огромное количество разводов, а счастливые браки чрезвычайно редкое явление».
Бертран Рассел. Лауреат Нобелевской премии. 1929г.
Любовь и её распад в современном обществе. Э.Фромм
О деструктивном влиянии "общества потребления" на половую любовь. Э.Фромм
Романтическая любовь в индивидуалистическом обществе — это бурное личное переживание; человек погружается во внутренний мир своего партнера и, порой какое-то время даже не замечает друзей и работу. Решение о том, с кем устанавливать отношения, жениться или выходить замуж человек чаще всего принимает лично.
Роберт А. Джонсон "Любовь уже превращена в религию. Человеческая любовь настолько омрачена чрезмерными страданиями и переживаниями романтизма, что мы лишаемся, возможности относиться к ней так, как она того заслуживает".
"Для нас, жителей Запада, впитавших вместе с молоком матери романтический ликер, Белорукая Изольда (символ земной любви) кажется второстепенной фигурой. Мы запрограммированы на другую драму: с тайными свиданиями и расставаниями, интригами, неземной страстью, подобной той, которая бушует между Тристаном и Прекрасной Изольдой".
Что такое любовь, что такое роман и какая разница между ними. Роберт А. Джонсон.
Романтическая любовь, следуя своей парадоксальной природе, постоянно нас дурачит. Роберт А. Джонсон.
Миф о романтической любви. Морган Скотт Пек
Рауль де Роусси де Сеймс: "Оказывается, Америка - единственная страна в мире, где любовь является национальной проблемой. Кажется, огромное количество американцев обоих полов пребывает в состоянии замешательства по поводу любви".
Поистине, любовь стала настолько внутренне противоречивым явлением, что некоторые исследователи семейной жизни пришли к заключению, что "любовь" – это просто название способа подчинения более сильными членами семьи более слабых. Рональд Лэинг попросту утверждает, что любовь является прикрытием для насилия».
Доктор Майлс Монро: "В последние годы, в какую бы страну я ни приезжал для встреч с государственными деятелями и религиозными лидерами, спрашивая у них о том, какова самая большая проблема в их стране, я обычно получаю один и тот же ответ: состояние семьи. Я слышу это в странах Карибского бассейна, в Южной Америке, в Соединенных Штатах, в Израиле - везде, где я бываю. Распад семьи - это всеобщая проблема.
То, что институт семьи подвергается таким атакам врага, не должно нас удивлять. Распад семьи приведет к развалу цивилизации. Семья является первой и основной ячейкой человеческого общества."
В немалой степени это происходит из-за путаницы настоящей любви с псевдо и около любовными переживаниями, страстями, расстройствами, которые и назвали «романтической любовью».
Благодаря работам Э.Фромма, З.Рубина, М.С.Пека и др. мы узнали, что такое настоящая любовь.
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Настоящая любовь с годами в семье становится только крепче и благотворнее.
Настоящая любовь, она же совместимая любовь. Е. Пушкарев.
Дружба + Любовь = Филия. Е. Пушкарев.
Культура долголетия любви. Культура горя разлуки. Е. Пушкарев.
Россия, бездумно копируя западную культуру, повторяет все их ошибки.
Экология и драматургия любви. Е. Пушкарев.
Исследования доктора Хелен Фишер показали, что 91 процент американских женщин и 86 процентов американских мужчин не вступили бы в брак без романтической любви.
О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев
Психолог Роберт Левайн и его коллеги обследовали студентов в 11 странах и спрашивали их: «Предположим, что мужчина (женщина) обладает всеми на ваш взгляд желаемыми качествами; женитесь ли вы (выйдите ли за него замуж), если не влюблены в этого человека?» Исследователи обнаружили, что в западных культурах и там, где были распространены западные ценности (в США, Бразилии, Англии и Австралии), подавляющее большинство студентов отвечали отрицательно, а минимальное значение брак по любви имел для молодежи в развивающихся странах Востока (Индии, Пакистане и Таиланде).
Исследователи также сравнили установки по отношению к романтической любви среди студентов колледжей в Германии, Японии и США. Они обнаружили, что участники эксперимента из Германии придерживались самых страстных романтических взглядов на любовь, а японцы оказались наименее романтичными. Американцы заняли промежуточную позицию.
В отличие от североамериканцев жители стран Азии не склонны сосредоточиваться на личных чувствах и уделяют больше внимания практическим аспектам социальных связей (Dion & Dion, 1988; Sprecher et al., 1994). Именно поэтому им реже приходится переживать разочарование. Азиаты также менее склонны к индивидуализму с его сосредоточенностью на собственных чувствах, который в конечном итоге способен испортить отношения и привести к разводу (Dion & Dion, 1991, 1996; Triandis et al., 1988).
В восточных коллективистских культурах, когда человек чувствует любовь, должен обязательно учитывать пожелания семьи и других членов группы, к которой он принадлежит. В действительности браки часто устраиваются по расчету, и семьи сами составляют пару жениха и невесты, порой еще задолго до того, как они войдут в брачный возраст.
Проучившись 4 года в США, выпускница колледжа возвращается домой в Индонезию и пишет одному из своих педагогов:
«Я счастлива, что вернулась домой. Я снова живу вместе с родителями и постараюсь найти работу. Я знаю, что на Западе молодые люди готовы на что угодно, лишь бы только не жить с родителями. Однако, несмотря на мое образование, я во многом — дочь своих родителей, а мы — восточные люди. Мы считаем, что самое лучшее для меня — жить с родителями или с родственниками. Я не знаю, как скоро выйду замуж. Так случилось, что в последний год своего пребывания в Америке я познакомилась с молодым человеком, который мне очень понравился. Он — брат моей лучшей подруги. Для меня было бы счастьем — стать его женой, но у нас брак — это не только вопрос любви.
Если моей семье (и прежде всего моей маме) мысль о том, что я стану его женой, придется не по душе, мне не останется ничего другого, как только подчиниться. Разумеется, если я хочу быть хорошей мусульманкой. Если произойдет именно это, я не знаю, что стану делать потом. Но что бы ни случилось, я никогда не буду ходить на свидания так, ходят многие другие девушки. Кто-либо из моих родственников — кузены, дяди или тети — познакомят меня с сыном какого-нибудь своего приятеля. Я смогу встретиться и поговорить с ним один или два раза, может быть, больше, но не очень часто, и если парень понравится мне, мне нужно будет сказать лишь одно слово — «да». Если же он не понравится мне или если в его обществе мне будет некомфортно, у меня есть право сказать «нет». Я твердо верю в то, что человеку с добрым сердцем — будь то мужчина или женщина — нетрудно внушить такое красивое чувство, как любовь».
Влюбленный европеец спрашивает себя: «Что я чувствую?». Китаец же, прежде всего, задастся вопросом: «Что скажут другие люди?». При изучении различных видов любви исследователи обнаружили, что молодые азиаты по сравнению с западными сверстниками, чаше идентифицируют свои чувства с дружеской, а не романтической любовью, т.е. с тем стилем любви, который меньше всего нарушает сложную сеть существующих отношений в семье и обществе.
Любовь по-корейски отличается от любви по-китайски. Корейцы высоко ценят понятие «джунг». «Джунг» связывает людей намного прочнее, чем страстная любовь. Пока пары чувствуют сильную любовь-страсть друг к другу, между ними нет «джунг» — это чувство требует времени и многочисленных взаимных усилий. Интересно, что «джунг» вызывается как позитивными, так и негативными взаимоотношениями, например между конкурентами, которые с неприязнью относятся друг к другу. «Джунг» с течением времени может усилиться и между ними, так как люди будут ощущать существование какой-то странной связи друг с другом. Она отдаленно напоминает наше понятие любви-ненависти.
Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» — эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ»; самое близкое по значению слово — зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей
В Индии до сих пор родители выбирают для детей пару. Девочек пытаются пораньше выдать замуж, чтобы они, не успели испортиться. Потому это событие (свадьбу в смысле) лучше устроить до полового созревания девочки. Поменьше соблазнов! И от греха подальше!
Невестка полностью зависит от своей свекрови. Если свекровь принимает ее, она может занять более или менее достойное положение в семье. Если нет, то вполне может стать обычной прислугой в доме. Хорошей женой считается та девушка, которая во всем помогает мужу, родила мальчика (для девочек нужно собирать богатое приданое), не обращает внимания на других мужчин, остается красивой только для своего любимого мужа. Но в настоящее время и патриархальные индийские традиции меняются.
Лиза: «Я выхожу замуж за индуса. Родители: папа - на ура, мама - так себе. Но мой жених все расставил по своим местам - вопрос не в том поженимся ли мы или нет с вашего благословения, я ее люблю и женюсь на ней. А вопрос в том, будем ли мы после свадьбы с вами, дорогие родители, общаться. И зависит это от вашего уважения к нашим чувствам и желанию быть вместе. Я сама к нему домой ездила, причем в его там отсутствие, а это по индийским меркам - АХ! И очень много зависит от того как вы себя там поведете. Будете изображать из себе домработницу, к вам так и будут относиться. Я вот сразу все на свои места расставила, хотя семья у моего жениха не нищенская, но и не очень богатая, и традиций еще как придерживается! Да, было не просто...
Нужно только не забывать, что если рассчитываешь на уважительное отношение к себе, то нужно научиться уважать этих людей самому. А мамочке я его сказала, что я буду очень рада, если у нас с ней сложатся прекрасные отношения и искренняя симпатия. А если ей я как невестка поперек горла встала, то она должна понимать, что мы друг друга любить-то вообще и не обязаны, а вот уважать друг друга обязаны, поскольку любим одного и того же человека. Вы знаете, не все гладко при интернациональных браках в отношениях с родителями, но при желании всегда можно найти решение, главное его искать, а не ждать, пока оно само тебя вдруг из-за поворота встретит, либо твоя мама приедет о тебе позаботятся, и наведет порядок.
О любовной и супружеской культуре интересно написано Мы можем многое узнать о человеческой любви, обратившись к восточной культуре и ее традициям. Роберт А. Джонсон.
Другие подробности: 3. Сфера интимного в исламе: поэзия и проза.
В нашей библиотеке есть книга «Нормы интимных отношений в Исламе»
Мантэк Чиа, В.Ю. Вэй «Сексуальная рефлексология. Дао Любви и Секса»
Колан Чжань «Сокращенный вариант описания китайской философии ДАО-ЛЮБВИ»
Мантек и Маниван Чиа «Даосские секреты. Совершенствование женской сексуальной энергии»
Дипак Чопра "Путь к Любви"
«Эрос за китайской стеной»
Шарлотта Бек «Дзэн в Любви и Работе»
Л. Бинг «Секреты любви. Даосская практика для женщин и мужчин»
Юрий Прокопенко «Йога, секс, любовь»
Филип Тосио Судо «Дзен-секс»
Илья Рошаль «Камасутра. О способах возлежания. Учебник любви» (с иллюстрациями)
«Камасутра» (с иллюстрациями)
«Камасутра для экстремалов» (с иллюстрациями)
Элиза Танак «Сексуальные практики Востока. Любовное искусство гейши» (с иллюстрациями)
Колан Чжань «Сокращенный вариант описания китайской философии ДАО-ЛЮБВИ»
и другие
Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков
Суеверия и правда любви. М.О.Меньшиков
Святое писание о любви и браке. И. Мейендорф