Романтическая любовь и супружество союзники или враги?
В старые добрые времена люди хорошо понимали разницу между любовью и супружеством. Любовь обслуживала супружество и никогда не претендовала на лидерство. Ныне она восстала против традиции. Современная любовь не желает мириться с положением простой служанки, она становится важнейшей самостоятельной ценностью, в которой все меньше и меньше мирных взаимодействий супругов. Супружество, семья переживают сложный этап своей исторической эволюции. В них просматривается много переходных моментов, велико число неудачных, нежизнеспособных браков, на которые, как говорится, только дунь - и они развалятся. Но обвинять в этом ценности любви, значит вести огонь по своим. Ее надо не уничтожать, а находить динамическое единство с более важной для продолжения и защиты Рода ценностью супружества.
Влияние традиции. Проходили сотни, тысячи лет, но разве не одни и те же ценности супружеской любви и верности утверждают Андромаха на башне Трои, Ярославна “в Путивле на забрале” или симоновское “Жди меня”? Стрелка компаса все время указывала одно и то же направление, а если она вздрагивала и отклонялась, то это была какая-то местная аномалия, и не более того.
Через несколько лет после “Онегина”, в “Дубровском” А.С. Пушкин создает сходную ситуацию, но окружает ее гораздо более жесткими, обнаженными обстоятельствами. Дубровский попадает в карету, в которой едет после венчания Марья Кирилловна со своим мужем. “Нет, - отвечала она. - Поздно - я обвенчана, я жена князя Верейского”. Фактически она и не жена еще! Только час назад рыдала в ногах у отца, прошли считанные минуты с тех пор, как “чувствовала холодный поцелуй немилого супруга”. А ответ почти тот же, что и ответ Татьяны Лариной. Здесь о чьем-либо счастье говорить не приходится, здесь все - несчастье, деспотизм, раздавленное человеческое достоинство. А.С. Пушкин ясно видит это и ясно показывает читателю.
Драматически складывающейся семейной жизни главной героини противопоставлено супружеское счастье Константина Левина в романе Л.Н. Толстого “Анна Каренина”. В этом произведении, как вспоминала жена писателя, он любил “мысль семейную”. Не одно поколение участвует в нравственном суде по делу Анны Карениной и других героинь с аналогичной судьбой. Нет недостатка в приговорах - и обвинительных, и оправдательных. Но важны не сами приговоры, а то, на какие основания опирается любой подобный вердикт.
Как видим, выбор спутника (спутницы) жизни и семейные взаимодействия у наших предков происходил в соответствии с требованиями традиционной культуры. В представлениях же современного человека почти исчезла идея продолжения и защиты Рода.
Романтическая любовь. Приобретая статус одной из высочайших человеческих ценностей в современной литературе и искусстве, любовь - страсть, любовь - влюбление, как называл ее Л.Н. Толстой, вдруг обернулась троянским конем внутри крепостных стен семьи.
Романтическая любовь долгое время оставалась элитарным идеалом, уделом избранных. Но уже не за горами были стремительные перемены, в результате которых понимание любви, любовного переживания, превратилось в одну из самых высоких ценностей человеческого бытия. А выработанный столетиями идеал романтической любви изменил и идеал супружеских взаимодействий. Ведь брак теперь заключается чаще в условиях свободного выбора и по любви. Таким образом, литература и искусство может с уверенностью заявить, что они выстрадали и, наконец, внедрили в общественное сознание некогда элитарный идеал романтической любви. Когда же это произошло, люди увидели, сколь стабильны были основания прежней супружеской жизни.
Согласно старому принципу, семья - все, человек - ничто. Личное растворяется в групповом. И это нравственно. Семья сегодня - совсем не то же самое, что вчера, она основана на иных принципах внутрисемейного взаимодействия. Многое из того, что было нравственно с позиций старого понимания, становится определенно безнравственным с позиций нового, и наоборот - то, что в прошлом было безнравственным, приобретает некое “одухотворенное” очертание в настоящем.
Когда ценности романтической любви стремительно шли вверх, приобщиться к ним, в виду их непривычной новизны, было не так-то просто. Неизбежна была целая гамма переходных, промежуточных положений, нерасчленимое переплетение старого и нового, зарождающегося и умирающего. Вдобавок ко всему рядом с истинным чувством расцветали дешевые подделки под страстную любовь, ее пошлые суррогаты. Нравственные нормы общества из года в год становились более размытыми, снимался запрет за запретом, раздвигались рамки интимных, в том числе и половых, взаимодействий. Было время, когда за неверность лишали жизни, а теперь далеко не всегда открытая измена и даже принесенное извне заболевание половой сферы приводят к расторжению брака.
Семья как средство продолжения и защиты Рода, воспитания детей и совместного труда сегодня постепенно отошла на второй план, выведя на первый семью, которая приносит стабильное удовлетворение сексуальных желаний. Кроме этого мужчины ценят в браке регулярное питание и условия для комфортного отдыха, а женщины маются от домашних хлопот и стремятся к самореализации вне семьи.
Сексуальная эпидемия. Коль скоро брак без любви терял моральный авторитет, не могло не стать иным и отношение к нарушению супружеской верности. Само по себе оно старо как мир. Новым было то внимание, которое привлекла создаваемая им нравственная ситуация. В результате за внешним сходством традиционной и современной семьи мы наблюдаем в наше время огромные различия. Современная литература и искусство тиражируют еще большую запутанность любовных взаимодействий. И здесь мы видим уже не только треугольники, но и геометрические фигуры “самой разной конфигурации”, пишет С.М. Черкасов. Все это, конечно, выдается за современный сложный тип жизни, а ведь в прошлом “треугольник” был часто порожден общественной драмой, неравенством сословий, сложностью развода. Отсюда понятия любви и семьи часто не совпадали. Сегодня это уже не столько драма, сколько пошлость.
Прискорбно то, что ныне авторы произведений литературы и искусства стали получать прибыли в основном за пропаганду не труда, а любви, но любви не духовной, а любви телесной. В какие только истории не посвящала россиян перестроечная пресса рассказами о проститутках, гомосексуалистах, транссексуалах, зоофилах, некрофилах. Газетчики также развязали дискуссии о том, что считать эротикой, а что растлевающей общество порнографией; чем отличается стриптиз от распутства, а получение полового удовольствия от проституции. Все это делалось часто для того, чтобы путать и смешивать праведное с грешным, при этом смягчая отношение общества ко второму.
Ныне распространяется также идея необходимости перехода от единообразной модели к идеям множественности человеческой сексуальности, так сказать, к плюрализму. В них секс и эротика связываются тесно с понятием любви. Оказывается, “психология любви”, образно говоря, ее разные цвета и виды дают право любить нескольких людей, каждого по-своему. И такие взаимодействия распространяются как на лиц противоположного, так и собственного пола.
Понятно, что тема любви интересна, особенно после предшествующих годов почти полного ее закрытия. Но, как любая крайность рождает свою противоположность, так порой и неоправданные ограничения в половом воспитании родили его полное и извращенное присутствие. К тому же заявление женщины: “Секса у нас нет!” - на несколько лет вперед обеспечило право различным “психологам”, “сексологам”, “культурологам” бороться с “советским ханжеством”, пропагандируя откровенный разврат, растление и порнографию. В результате любовь и секс были представлены, как две разные вещи. Секс был сведен к функциональному явлению, к поездке в автомобиле, к взаимодействию несложному и безответственному. Разве не встречали мы девиц и парней, объяснявших свое легкомыслие тем, что “честным сейчас быть не престижно”, или что “скромность и простота - дикость и пережиток прошлого”, что-то вроде: “весной в моде укороченная честь”.
Человек, таким образом, спустился обратно в животный мир. Ученые как-то научили обезьян речи глухонемых, и они великолепно ее усвоили. Но в нашем случае более интересен не факт такого научения, а то, о чем они говорят бесконечно - о пище и о сексе. Многому ужаснулись бы сегодня наши деды: и дозволенности добрачного полового опыта, и гражданскому браку, и свободе разводов, и даже определенной снисходительности по отношению к супружеской неверности, проституции и гомосексуализму. Все показалось бы им необратимо разрушающим семью. Страну захватила самая настоящая сексуальная эпидемия.
Правильное воспитание. Любовное наслаждение заняло свое место в новой системе ценностей, сменившей ту, которая была унаследована от средневековья. Это говорит о прочности, даже привычности нового места любви - влюбления, любви - страсти в нашей жизни. Сохраняя завоеванное высокое место на шкале ценностей, любовное наслаждение существенно осложняет положение супружества. Оно и понятно: кто не знает, что без конкурентов жить легче? Однако легкость существования не тождественна его эффективности, есть свои преимущества и у конкуренции. Под ее воздействием институт супружества трансформируется и, приспосабливаясь к новым условиям, становится конкурентоспособным.
Тем не менее, у большинства россиян традиционная семья все же сохраняется. Она держится не за счет внешних ограничений - религиозных или юридических запретов, надзора родственников или соседей, - а за счет механизма внутренних самоограничений, формирующихся в ходе правильного воспитания. В связи с тем, что по многочисленным просьбам россиян российское государство ныне лицом повернулась к проблемам семьи, есть надежда на обуздание сексуальной революции, преодоление глубокого общественного кризиса и возрождение динамического единства любви и супружества.
В завершении напомним, что без правильного воспитания нет и нравственной, духовно богатой, свободной и ответственной личности; нет объединяющей вечные ценности сильной семьи и сильного государства. Поэтому многие люди умом и сердцем осознают глубину и справедливость народной мудрости: “Сильна семья - крепка держава!”.
Первоисточник - http://axeeffect.ru/index
Книги посвященные этой же теме есть в нашей библиотеке: «Любовь, семья, секс и около…»
Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев
Все статьи о романтической любви, почти энциклопедия.
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.
Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев
"Первая любовь" и ее исход. Дин Келис, К.Филлипс.
Влюблённость и любовь. В. Альбисетти
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.