образовательно-доверительный сайт


Романтическая любовь и супружество союзники или враги?

романтическая вечеринка В старые добрые времена люди хорошо понимали разницу между любовью и супружеством. Любовь обслуживала супружество и никогда не претендовала на лидерство. Ныне она восстала против традиции. Современная любовь не желает мириться с положением простой служанки, она становится важнейшей самостоятельной ценностью, в которой все меньше и меньше мирных взаимодействий супругов. Супружество, семья переживают сложный этап своей исторической эволюции. В них просматривается много переходных моментов, велико число неудачных, нежизнеспособных браков, на которые, как говорится, только дунь - и они развалятся. Но обвинять в этом ценности любви, значит вести огонь по своим. Ее надо не уничтожать, а находить динамическое единство с более важной для продолжения и защиты Рода ценностью супружества.

Влияние традиции. Проходили сотни, тысячи лет, но разве не одни и те же ценности супружеской любви и верности утверждают Андромаха на башне Трои, Ярославна “в Путивле на забрале” или симоновское “Жди меня”? Стрелка компаса все время указывала одно и то же направление, а если она вздрагивала и отклонялась, то это была какая-то местная аномалия, и не более того.

Ту же ценность супружеской любви и верности воспитывает в своих произведениях А.С. Пушкин. За словами Татьяны “а счастье было так возможно, так близко!” мы видим осмысление культурного конфликта между браком без любви и браком с любовью, а вовсе не между браком без любви и любовью вне брака, как часто думают многие современные читатели. Вспомним, с каким достоинством Татьяна, отвечая Онегину, отвергает всякую возможность супружеской неверности: “...Я другому отдана; я буду век ему верна”. Она не хочет основывать своего счастья на несчастье другого.

Через несколько лет после “Онегина”, в “Дубровском” А.С. Пушкин создает сходную ситуацию, но окружает ее гораздо более жесткими, обнаженными обстоятельствами. Дубровский попадает в карету, в которой едет после венчания Марья Кирилловна со своим мужем. “Нет, - отвечала она. - Поздно - я обвенчана, я жена князя Верейского”. Фактически она и не жена еще! Только час назад рыдала в ногах у отца, прошли считанные минуты с тех пор, как “чувствовала холодный поцелуй немилого супруга”. А ответ почти тот же, что и ответ Татьяны Лариной. Здесь о чьем-либо счастье говорить не приходится, здесь все - несчастье, деспотизм, раздавленное человеческое достоинство. А.С. Пушкин ясно видит это и ясно показывает читателю.

Драматически складывающейся семейной жизни главной героини противопоставлено супружеское счастье Константина Левина в романе Л.Н. Толстого “Анна Каренина”. В этом произведении, как вспоминала жена писателя, он любил “мысль семейную”. Не одно поколение участвует в нравственном суде по делу Анны Карениной и других героинь с аналогичной судьбой. Нет недостатка в приговорах - и обвинительных, и оправдательных. Но важны не сами приговоры, а то, на какие основания опирается любой подобный вердикт.

Как видим, выбор спутника (спутницы) жизни и семейные взаимодействия у наших предков происходил в соответствии с требованиями традиционной культуры. В представлениях же современного человека почти исчезла идея продолжения и защиты Рода.

Романтическая любовь. Приобретая статус одной из высочайших человеческих ценностей в современной литературе и искусстве, любовь - страсть, любовь - влюбление, как называл ее Л.Н. Толстой, вдруг обернулась троянским конем внутри крепостных стен семьи.

Романтическая любовь долгое время оставалась элитарным идеалом, уделом избранных. Но уже не за горами были стремительные перемены, в результате которых понимание любви, любовного переживания, превратилось в одну из самых высоких ценностей человеческого бытия. А выработанный столетиями идеал романтической любви изменил и идеал супружеских взаимодействий. Ведь брак теперь заключается чаще в условиях свободного выбора и по любви. Таким образом, литература и искусство может с уверенностью заявить, что они выстрадали и, наконец, внедрили в общественное сознание некогда элитарный идеал романтической любви. Когда же это произошло, люди увидели, сколь стабильны были основания прежней супружеской жизни.

Согласно старому принципу, семья - все, человек - ничто. Личное растворяется в групповом. И это нравственно. Семья сегодня - совсем не то же самое, что вчера, она основана на иных принципах внутрисемейного взаимодействия. Многое из того, что было нравственно с позиций старого понимания, становится определенно безнравственным с позиций нового, и наоборот - то, что в прошлом было безнравственным, приобретает некое “одухотворенное” очертание в настоящем.

Когда ценности романтической любви стремительно шли вверх, приобщиться к ним, в виду их непривычной новизны, было не так-то просто. Неизбежна была целая гамма переходных, промежуточных положений, нерасчленимое переплетение старого и нового, зарождающегося и умирающего. Вдобавок ко всему рядом с истинным чувством расцветали дешевые подделки под страстную любовь, ее пошлые суррогаты. Нравственные нормы общества из года в год становились более размытыми, снимался запрет за запретом, раздвигались рамки интимных, в том числе и половых, взаимодействий. Было время, когда за неверность лишали жизни, а теперь далеко не всегда открытая измена и даже принесенное извне заболевание половой сферы приводят к расторжению брака.

Семья как средство продолжения и защиты Рода, воспитания детей и совместного труда сегодня постепенно отошла на второй план, выведя на первый семью, которая приносит стабильное удовлетворение сексуальных желаний. Кроме этого мужчины ценят в браке регулярное питание и условия для комфортного отдыха, а женщины маются от домашних хлопот и стремятся к самореализации вне семьи.

Сексуальная эпидемия. Коль скоро брак без любви терял моральный авторитет, не могло не стать иным и отношение к нарушению супружеской верности. Само по себе оно старо как мир. Новым было то внимание, которое привлекла создаваемая им нравственная ситуация. В результате за внешним сходством традиционной и современной семьи мы наблюдаем в наше время огромные различия. Современная литература и искусство тиражируют еще большую запутанность любовных взаимодействий. И здесь мы видим уже не только треугольники, но и геометрические фигуры “самой разной конфигурации”, пишет С.М. Черкасов. Все это, конечно, выдается за современный сложный тип жизни, а ведь в прошлом “треугольник” был часто порожден общественной драмой, неравенством сословий, сложностью развода. Отсюда понятия любви и семьи часто не совпадали. Сегодня это уже не столько драма, сколько пошлость.

Прискорбно то, что ныне авторы произведений литературы и искусства стали получать прибыли в основном за пропаганду не труда, а любви, но любви не духовной, а любви телесной. В какие только истории не посвящала россиян перестроечная пресса рассказами о проститутках, гомосексуалистах, транссексуалах, зоофилах, некрофилах. Газетчики также развязали дискуссии о том, что считать эротикой, а что растлевающей общество порнографией; чем отличается стриптиз от распутства, а получение полового удовольствия от проституции. Все это делалось часто для того, чтобы путать и смешивать праведное с грешным, при этом смягчая отношение общества ко второму.

Ныне распространяется также идея необходимости перехода от единообразной модели к идеям множественности человеческой сексуальности, так сказать, к плюрализму. В них секс и эротика связываются тесно с понятием любви. Оказывается, “психология любви”, образно говоря, ее разные цвета и виды дают право любить нескольких людей, каждого по-своему. И такие взаимодействия распространяются как на лиц противоположного, так и собственного пола.

Понятно, что тема любви интересна, особенно после предшествующих годов почти полного ее закрытия. Но, как любая крайность рождает свою противоположность, так порой и неоправданные ограничения в половом воспитании родили его полное и извращенное присутствие. К тому же заявление женщины: “Секса у нас нет!” - на несколько лет вперед обеспечило право различным “психологам”, “сексологам”, “культурологам” бороться с “советским ханжеством”, пропагандируя откровенный разврат, растление и порнографию. В результате любовь и секс были представлены, как две разные вещи. Секс был сведен к функциональному явлению, к поездке в автомобиле, к взаимодействию несложному и безответственному. Разве не встречали мы девиц и парней, объяснявших свое легкомыслие тем, что “честным сейчас быть не престижно”, или что “скромность и простота - дикость и пережиток прошлого”, что-то вроде: “весной в моде укороченная честь”.

Человек, таким образом, спустился обратно в животный мир. Ученые как-то научили обезьян речи глухонемых, и они великолепно ее усвоили. Но в нашем случае более интересен не факт такого научения, а то, о чем они говорят бесконечно - о пище и о сексе. Многому ужаснулись бы сегодня наши деды: и дозволенности добрачного полового опыта, и гражданскому браку, и свободе разводов, и даже определенной снисходительности по отношению к супружеской неверности, проституции и гомосексуализму. Все показалось бы им необратимо разрушающим семью. Страну захватила самая настоящая сексуальная эпидемия.

Правильное воспитание. Любовное наслаждение заняло свое место в новой системе ценностей, сменившей ту, которая была унаследована от средневековья. Это говорит о прочности, даже привычности нового места любви - влюбления, любви - страсти в нашей жизни. Сохраняя завоеванное высокое место на шкале ценностей, любовное наслаждение существенно осложняет положение супружества. Оно и понятно: кто не знает, что без конкурентов жить легче? Однако легкость существования не тождественна его эффективности, есть свои преимущества и у конкуренции. Под ее воздействием институт супружества трансформируется и, приспосабливаясь к новым условиям, становится конкурентоспособным.

С точки зрения современной науки супружеское счастье измеряется не только любовным наслаждением, но и супружеским долгом. Любовное наслаждение необходимо человеку, как дыхание и пищеварение. Оно дает отдых нашей психике и мышечное расслабление. Под супружеским долгом понимается умение накладывать на себя определенные ограничения и обязанности, то есть - жить обществом. Современная тенденция к разрушению общественных ориентиров и семьи, разрушает именно умение жить обществом, ценить его как высочайшую святыню. Отсюда и разлад любовных взаимодействий, и поиски гиперкомпенсации.

Тем не менее, у большинства россиян традиционная семья все же сохраняется. Она держится не за счет внешних ограничений - религиозных или юридических запретов, надзора родственников или соседей, - а за счет механизма внутренних самоограничений, формирующихся в ходе правильного воспитания. В связи с тем, что по многочисленным просьбам россиян российское государство ныне лицом повернулась к проблемам семьи, есть надежда на обуздание сексуальной революции, преодоление глубокого общественного кризиса и возрождение динамического единства любви и супружества.

В завершении напомним, что без правильного воспитания нет и нравственной, духовно богатой, свободной и ответственной личности; нет объединяющей вечные ценности сильной семьи и сильного государства. Поэтому многие люди умом и сердцем осознают глубину и справедливость народной мудрости: “Сильна семья - крепка держава!”.

Первоисточник - http://axeeffect.ru/index

Книги посвященные этой же теме есть в нашей библиотеке: «Любовь, семья, секс и около…»

Эта страница из раздела Любовь в семье и около.

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Все статьи о романтической любви, почти энциклопедия.

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.

Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев

"Первая любовь" и ее исход. Дин Келис, К.Филлипс.

Влюблённость и любовь. В. Альбисетти

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Влюбленность К.С. Льюис

Влюблённость. Г. Чепмен.

В нашей библиотеке книг и видео: «Любовь, семья, секс и около…» , книги относящиеся к этой теме приведены в разделе Любовь в семье и около.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми