Можно ли воспитать Личность без любви к Ребенку?
Искони в России считается, что «лечить и учить» все у нас могут. Для того, чтобы «учить», в широком смысле — воспитывать детей, их необходимо всею душою любить. Так тоже гласит народная традиция. Но с рационально-педагогической точки зрения какова связь: любовь-воспитание? Так ли она крепка, так ли все однозначно? Попробуем разобраться.
Несомненно, любовь важна в процессе взаимодействия взрослого и ребенка. Чистосердечная, неконтролируемая, не основанная на неких «достоинствах» и даже вопреки многочисленным «недостаткам», любовь воспитателя к воспитуемому играет главнейшую роль в развитии человеческой личности. (Нет нужды в 21 веке напоминать о том, что каждый младенец, с момента его появления на свет (и даже еще раньше - в материнской утробе) уже — личность, самостоятельная, имеющая все общечеловеческие права. Средневековой мнение о том, что «ребенок — это недо-взрослый», к счастью, осталось в средних же веках.) Величайшие педагоги и высоконравственные люди, такие как Карел Чапек, А. С. Макаренко, детские писатели К. И. Чуковский и Агния Барто, Рената Муха и С. Маршак посвятили собственные жизни «поднятию общедетской культурной планки».
Но обращаясь к «среднестатистической» современной «массе» - десяткам тысяч педагогов и воспитателей, нянечек в детских садах и участковых врачей в поликлиниках, трудящихся за гроши, находящихся на периферии общества, малоуважаемых в общегосударственном плане, признаемся честно: не все из них искренне и горячо любят детей. Однако это не мешает специалистам и профессионалам качественно выполнять свою работу. Педиатры лечат, бегают в любую погоду по вызовам, стараются к маленьким пациентам относиться ласково, несмотря на то, что в день принимают их сотни. Воспитатели и няни (особенно — в ясельках) моют крохам попы, вытирают сопли, утешают в горе, что ушла любимая мама. Учат стихи, готовят утренники, ежедневно со всей группой гуляют и очень стараются не ругать.
А что же дома? Что делать, если вы, глубоко в душе, там, где хранятся запыленные детские комплексы и личные непредъявленные счеты к собственным мамам и папам, понимаете, что вовсе не любите своего ребенка? Что он не принес вам долгожданной радости и упоения материнством (отцовством)? Что не оправдывает ваших ожиданий и надежд? Что вовсе не похож на вас? И так трудно находить общий язык, и неприятно и скучно проводить вместе время, и хочется чтобы он, наконец, вырос и уехал бы учиться в другой город, ушел бы в армию или женился? Подобные размышления, желания и тайные молитвы способны вогнать родителя в депрессию, спровоцировать стресс и страшнейшее чувство вины перед детьми.
Не стоит тонуть в болоте отрицательных эмоций. Не зацикливаясь на истинных чувствах и изнанке своей души, планомерно и терпеливо продолжайте воспитывать ребенка, учитывая пожелания врачей, рекомендации психологов и советы педагогов.
• Доброжелательно и спокойно делайте то, что нужно: гуляйте, купайте и кормите малыша, стирайте и гладьте, проветривайте помещения и убирайте регулярно (таким образом вы сохраните ребенка здоровым и поддержите его иммунитет). Прививки, анализы, ходжения по врачам — выполняя все это, вы сами себе ставите «пятерку»: «Я нормальная мама, я делаю все правильно, мой ребенок здоров». Это уже немаловажно!
• Если вам неинтересно/скучно/неприятно разговаривать с крохой или беседовать с подростком, побольше читайте ему, смотрите вместе фильмы, программы по ТВ, обсуждайте их. Подобное «пассивное» общение сближает родителей и детей, как и искренние обнимашки и сладкие шуточки-прозвища-возня.
• Обеспечьте ребенку многостороннее разнообразное общение (желательно с теми, кто его искренне любит и ценит): с бабушками, крестными, соседями-друзьями-одноклассниками. Откройте ему мир: водите в музеи и на концерты, в кафе и кино, театр и зоопарк. Берите с собой и во взрослые компании. Упившись впечатлениями, насытившись новыми встречами, ребенок не так остро будет ощущать вашу отстраненность и равнодушие.
Напоследок стоит сказать: не надейтесь, что мамину и папину не-любовь малыш не заметит, не почувствует. Откупиться подарками не получится. Но вы можете разумно, контролируя свои эмоции и побуждения, растить ребенка в уважении, равноправии и гармонии. Главное — не казните себя и принимайте ситуацию по возможности объективно!
Эта страница из раздела Психологическое здоровье обязательно для любви.
Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев
Гимн людей с креативным, высшим уровнем психологического здоровья
Целенаправленное развитие личности: что можно менять в себе. В. Oдинцoв
Признаки невротизма: уже не норма, но еще не патология. И. и Л. Ширяевы
Принципы и права уверенного человека. И. и Л. Ширяевы
Любовь - не для инфантильных! Евгения Белякова
Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.
Я хочу разобраться в себе. И. и Л. Ширяевы
Кому и в каких случаях нужна профессиональная психологическая помощь? И. и Л. Ширяевы