образовательно-доверительный сайт


НЛП. Нейролингвистическое программирование как интегральный метод психотерапии. Евгений Уваров

Уваров Евгений Алексеевич Уваров Евгений Алексеевич - доктор психологических наук, профессор. Заведующий кафедрой педагогической и возрастной психологии Тамбовского государственного университета имени Г.Р.Державина.

Фрагмент из книги Е. А. Уваров «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОТЕХНИК В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Еще один фрагмент из этой книги Психотехники в современной психологии. Евгений Уваров

Содержание статьи:

1. Основные принципы нейролингвистического программирования.

2. Индивидуальные модели мира.

3. Методические особенности проведения техник в нейролингвистическом программировании.

4. Процесс психотерапии в нейролингвистическом программировании.

Ключевые понятия: «карта не есть территория», моделирование, метамодель, сбор информации, установление и определение границ, семантическая «неоформленность», репрезентативные системы, субмодальные характеристики, якорение, раппорт и ведение, рефрейминг, линия времени, метафора, предикаты.

Непридуманная история. Чем больше она рассказывала историю своей жизни, тем больше она напоминала ослика Иа из мультфильма про Винни-Пуха. Не лишенная способностей, рассудительная в самоанализе, готовая слышать и слушать, адекватная при описании своих жизненных целей, однако когда заходила речь о детстве превращалась в унылого, без четких границ и форм человека. Казалось, что жизнь мгновенно из нее улетучивалась. Вечно пьяный, деспотичный, порой до садизма отец. Забитая мать, желающая только одного - угодить мужу. В такой обстановке проходило детство нашей клиентки. Единственной отдушиной были книги, герои которых приходили в мечтах, снах. Повзрослев, она поняла, что есть и другая жизнь, где смех, радость и обыкновенное человеческое счастье - норма, а не исключение. Причиной обращения к психологу явилось то, что наша клиентка начала встречаться с молодым человеком, который ей очень нравился, но с которым она вынуждена была расстаться. Но каждая встреча для нее был пыткой, казалось, что сердце вырвется из груди от страха, голова врастала в плечи, порой срывался голос. Она попросту не знала как себя с ним вести, о чем говорить и от этого становилась еще неуклюжей и беспомощней. С установкой «Такая я никому не нужна» она прерывает все отношения с молодым человеком.

Представьте, что именно к Вам обратилась данная клиентка. Используя технологию нейролингвистического программирования, окажите психологическую помощь обратившейся к Вам клиентке. Объясните, с какой целью, какие приемы Вы используете для решения проблемы. Отработайте данные приемы на практических занятиях в группах.

Введение

Нейролингвистическое программирование (в сокращенном варианте - НЛП) является эклектической формой современной психотерапии. Изначально ее основу составили работы М. Эриксона (эриксоновский гипноз), В. Сатир (семейная терапия), Ф. Перлза (гештальт-терапия) и ряд других.

НЛП возникло в США в начале 1970-х годов. История создания данного направления такова. В 1972 году Ричард Бэндлер, специализировавшийся в математике и вычислительной технике, меняет область своих научных интересов и начинает активно заниматься изучением бихевиоризма. Одновременно он посещает семинары по гештальт-терапии. Другим систематизатором НЛП является Д. Гриндер, который профессионально занимался лингвистикой. Их совместная работа и интерес к гештальт- терапии как раз и послужили основой, на которой выросло новое психотерапевтическое направление. Но при этом следует оговориться, что НЛП сложно отнести к новой психотерапевтической школе, хотя сторонников данного тезиса немало. Скорее всего, это пошаговое описание опыта работы и практических приемов, применяемых ведущими терапевтами мира и в последующем обобщенных авторами. В дальнейшем английский философ Грегори Бэйтсон, расширяя границы НЛП, предложил для моделирования мир метафор и историй, с помощью которых Милтон Эриксон для лечения фобий и преодоления последствий травм вводил пациентов в гипнотический транс.

Среди современных разработчиков НЛП следует особо отметить Роберта Дилтса, написавшего несколько десятков книг в области исследования убеждений, динамического обучения, системного мышления, творчества, лидерства, бизнеса и т. д.

НЛП имеет дело со структурой субъективного опыта человека, то есть всего того, что мы организуем, видим, слышим и ощущаем, той информации, которую получаем из внешнего мира. Коме того, НЛП исследует, как мы описываем полученную информацию в языковых формах и действуем ли мы намеренно или ненамеренно, чтобы получить некий результат. Для человека мир представляет собой разнообразие всевозможных сенсорных проявлений, но он способен воспринимать лишь очень малую часть этого разнообразия. И даже та воспринимаемая часть подвержена фильтрации опытом, культурой, языковыми формами, убеждениями, ценностями, интересами, предположениями конкретного человека.

1. Основные принципы нейролингвистического программирования

НЛП построено на двух фундаментальных принципах, предложенных Дилтсом. Первый из них гласит - карта не есть территория. Человек никогда не может постичь всей полноты действительности, как бы он этого не хотел, повторяет постулат древних греков о том, что знание рождает незнание. То, что мы видим и познаем, является лишь нашим восприятием этой действительности. Первоначально мы создаем представление об окружающем мире и реагируем на него через сенсорные репрезентативные системы. И именно наши «карты действительности», а не сама действительность определяют наши поступки и придают им смысл. То есть, как правило, не сама действительность сдерживает или, наоборот, побуждает нас идти вперед, или останавливаться, а наше отражение этой действительности.

Таким образом:

1. Человек реагирует на свое собственное восприятие реальности.

2. Каждый человек обладает своей собственной, индивидуальной картой мира. Никакая отдельная карта, то есть отражение мира не является более «подлинной» или «настоящей», в сравнении с другой.

3. Смысл коммуникации независимо от намерений коммуникатора заключается в реакции, которую она вызывает.

4. Наиболее адекватные карты - это те, которые предоставляют более широкий и богатый выбор возможностей, а не те, которые являются наиболее «подлинными» или «точными»;

5. Люди обладают всеми ресурсами, необходимыми для эффективных действий.

6. Любое поведение, даже неправильное, по оценке внешнего наблюдателя, представляет собой выбор лучшего варианта из имеющихся в данный момент, поскольку оно исходит из возможностей и способностей конкретного человека, определяемых его моделью мира.

7. Изменения происходят при высвобождении или приведении в действие подходящих ресурсов в рамках конкретного контекста, благодаря обогащению карты мира данного человека.

Второй принцип исходит из понимания того, что жизнь и сознание являются системными процессами.

Человек как система развивается и действует основываясь на определенных принципах самоорганизации, стараясь прийти в состояние оптимального равновесия, устойчивости.

Следовательно:

1. Процессы, происходящие как в самом человеке, так и при его взаимодействии с окружающей средой, являются системными, взаимосвязанными и взаимообусловливающими друг друга.

2. Невозможно полностью изолировать функционирование какой-либо части системы от всей остальной. Люди не могут не оказывать влияния друг на друга. Взаимодействия между людьми образуют такие цепи обратной связи, что человек на самом себе испытывает результаты воздействия своих поступков на других людей.

3. Системы являются «самоорганизующимися» и стремятся к естественному состоянию уравновешенности и стабильности. При таком взгляде на функционирование человека для него нет поражений, а есть только обратная связь.

4. Никакая реакция, опыт или поступок не имеют смысла вне своего контекста или вне отклика, который они за собой влекут. Любое поведение может служить ресурсом или ограничивающим фактором, в зависимости от того, насколько они согласуются с целостной системой.

5. Не все взаимодействия в системе происходят на одном и том же уровне. То, что является позитивным на одном уровне, может оказаться негативным на другом. Весьма полезно отделять свой поступок от собственного «я», то есть положительные намерения, функцию, убеждения, вызывающие данный поступок, от самого поступка.

6. Любое поведение имеет позитивное намерение. Оно воспринимается как положительное и приемлемое в том контексте, в котором оно сформировалось с точки зрения человека, совершившего действие. Гораздо легче и продуктивнее реагировать на намерение, чем на проблемное поведение.

7. Окружающая обстановка и контексты меняются. Одно и то же действие не всегда будет приводить к одному и тому же результату. Для успешной адаптации и выживания необходима определенная гибкость. Уровень гибкости пропорционален вариативности остальной части системы. По мере усложнения системы требуется все большая степень гибкости.

8. Если ваши действия не находят ожидаемого отклика, необходимо варьировать свое поведение, пока вы не достигнете желаемого.

2. Индивидуальные модели мира

Бэндлер и Гриндер убеждают, что НЛП занимается «субъективным опытом», включающим в себя то, что в различных контекстах называется «мышлением», «сознанием», «разумом».

Понимать это можно таким образом, что, во-первых, между миром и любой конкретной моделью или репрезентацией мира неизбежно имеется различие. Во-вторых, модели мира, создаваемые каждым из нас, также отличаются одна от другой. В НЛП выделяются нейрофизиологические и индивидуальные категории ограничений.

Одно из неизбежных отличий наших моделей мира от самого мира объясняется тем, что наша нервная система постоянно искажает или опускает целые части действительного мира. В итоге круг возможного человеческого опыта сужается и возникают различия между тем, что происходит в мире на самом деле, и тем, что представляет собой наш опыт мира. Так что наша нервная система, которая изначально детерминирована генетическими факторами, представляет собой первый комплекс фильтров, обусловливающих отличие мира или «территории» от нашей репрезентации мира, его карты.

Второе отличие нашего опыта мира от самого мира возникает благодаря множеству социальных ограничений, или фильтров, которые мы называем социальными факторами. К таковым можно отнести мораль, совесть, дружбу, любовь, традиции и многое другое, сугубо человеческое, формируемое в процессе взаимодействия человека в обществе. Категории опыта, применяемые нами и другими членами социальной среды, в которой мы живем, представляют собой отличие наших моделей мира от самого мира.

Третье отличие создается множеством фильтров, которые мы называем, индивидуальными ограничениями. Под индивидуальными ограничениями имеются в виду все ограничения, которые мы создаем, опираясь на собственный уникальный жизненный опыт, имеющий начальные установки через семейное воспитание.

Каждый человек располагает множеством переживаний, которые складываются в его личностную историю и уникальны в такой же мере, как и отпечатки пальцев. Модели или карты, создаваемые нами в ходе жизни, основаны на нашем индивидуальном опыте, и как некоторые аспекты нашего опыта уникальны для каждого из нас, так и некоторые части нашей модели мира также будут принадлежать только нам. Эти специфические для каждого из нас способы представления мира образуют комплексы интересов, привычек, симпатий и антипатий, правил поведения, отличающих нас от других людей. Все эти различия опыта неизбежно ведут к тому, что у каждого из нас модель опыта несколько отличается от модели мира любого другого человека. Это примечательно относительно выражения, что человек должен учиться на ошибках других. К сожалению этого не происходит, поскольку он сам рисует свою жизненную карту и при совершении тех или иных действий опирается только на нее.

2.1. Моделирование в НЛП. Поскольку НЛП являет собой изучение эффективности деятельности и поведения, то моделирование, соответственно, процесс, - который делает ее осознанной. К сказанному можно добавить, что моделирование это максимально полное описание процесса. Область нейролингвистического программирования развилась в процессе моделирования навыков человеческого мышления. Процесс моделирования включает в себя выяснение того, как работает головной мозг путем анализа языковых стереотипов и невербальных средств коммуникации.

НЛП разработало технику и критерии различий, при помощи которых идентифицируются и описываются стереотипы вербального и невербального поведения людей, включая ключевые моменты того, что говорят и делают люди.

2.1.1. Стратегии моделирования. Стратегии включают в себя ответ на вопрос «как»: как мы организуем свое мышление и поведение с целью выполнения какой-либо операции.

Согласно идее НЛП, основной процесс изменения человека включает в себя:

1. Выявление настоящего состояния человека.

2. Подключение необходимых и достаточных ресурсов для целенаправленного перехода человека в желаемое состояние.

3. Настоящее состояние + Необходимые ресурсы = Желаемое состояние.

Категории и методы НЛП организованы таким образом, чтобы выявить и определить настоящие и желаемые состояния человека, оценить и использовать необходимые и достаточные ресурсы для обеспечения эффективных изменений, приводящих к желаемому состоянию.

2.1.2. Понятие и содержание метамодели. Язык является мощным фильтром для формирования нашего индивидуального опыта. Опыт является частью той культуры, в которой проходило наше развитие, и не может измениться, поскольку является частью нашего прошлого. НЛП содержит весьма полезную карту воздействия на него языка, которая называется метамоделью. Метамодель использует язык для того, чтобы сделать его более ясным, предохраняя нас от заблуждения в том, как мы понимаем смысл слов. Она восстанавливает связь между языком и нашим опытом.

Чтобы понять, что такое метамодель, в НЛП используется понятие глубинной и поверхностной языковой структуры. Поверхностная структура проявляется в том, что мы думаем и говорим. Она, в свою очередь, репрезентирует глубинную. Если проанализировать, каким образом мы с помощью языка строим описание мира, то можно выделить три базовых процесса: генерализацию, искажение и опущение части информации.

Генерализация - процесс, при котором речевые элементы отделяются от их первоначального опыта и начинают представлять собой целую категорию. Наша способность к обобщению, когда мы одним словом можем выразить целую мысль, исключительно важна для нашего взаимодействия с миром. Искажение позволяет определенным образом смещать описание получаемых сенсорных данных. Фантазия, мечта или ожидание, готовит нас к переживанию того, что еще не произошло. Это процесс, который позволил создать все произведения искусства, известные в истории человечества. И, аналогично, все великие произведения литературы, все революционные открытия в науке были сделаны с использованием нашей способности «искажать» действительность и по-иному представлять реальность. Опущение - процесс, при котором мы избирательно обращаем внимание на некоторые стороны нашего опыта, исключая другие. Возьмем, например, нашу способность исключать и не обращать внимания на звуки в комнате, где общаются множество людей, концентрируясь на голосе лишь одного человека. Уменьшение может оказаться полезным в одних случаях и стать источником негатива в других.

Таким образом, метамодель - это модель естественного языка, описывающая правила полных лингвистических построений. Она может рассматриваться как способ диагностики речевых сообщений пациентов на предмет упущений, искажений и обобщений языковой карты мира.

2.1.3. Естественное группирование паттернов метамодели. В своей первой книге «Структура магии» Бэндлер и Гриндер определили ряд основных синтаксических категорий, которые представляют собой проблемные области, общие для вербальных описаний. Ниже мы приводим краткий обзор основных паттернов, которые составляют упомянутые выше области метамодели. Различные паттерны сгруппированы по трем областям: сбор информации, установление и определение границ, семантическая «неоформленность».

2.1.3.1. Сбор информации. Языковые паттерны, собранные в раздел сбора информации, в основном включают те из них, которые имеют отношение к восполнению опущений, то есть недостающих связей и ключевых деталей, относящихся к вербальному описанию или коммуникации. Они включают в себя следующие позиции.

Простые опущения. Во многих утверждениях, которые могут обогатить и даже изменить смысл утверждения, опускается или удаляется из вербальной поверхностной структуры часть информации. Например, в утверждении: «Опасно высказывать свои собственные идеи» в поверхностной структуре, которую осознает человек, удален ряд понятий. К примеру, «Опасно, собственно, для кого?», «Кому именно опасно высказывать свои собственные идеи?», «Высказывать собственные идеи конкретно о чем?», «Высказывать свои собственные идеи каким конкретно способом?». Обнаружение опущения в поверхностной структуре часто помогает идентифицировать области, которые не были хорошо определены внутри самой глубинной структуры индивида или группы.

Сравнительные опущения. Существует отдельный класс опущений, включающих сравнительные и превосходные степени (лучше, лучший, наиболее, наименее, наилучший, наихудший и т. д.). Например, в утверждении: «Лучше всего не задавать слишком много вопросов» используется превосходная степень «лучше всего». В этом случае можно было бы задать вопрос собеседнику: «Лучше по сравнению с чем?». В утверждениях, включающих сравнительные степени: «Было бы хуже, если бы я сказал, что на самом деле думаю», «То, о чем я думаю, менее важно» или «Лучше просто делать все как раньше». Во всех этих случаях недостает ключевой части подразумеваемого сравнения. Этот важный элемент глубинной структуры, отсутствующий в поверхностной структуре, может быть восстановлен путем постановки следующих вопросов: «Хуже/лучше/меньше по сравнению с чем?» или «Хуже/лучше/меньше, чем что?». Это поможет дать понять на какого рода референтный опыт опирается говорящий в процессе сравнения и получения соответствующих выводов. Обычно при сравнении выпадают или удаляются те ощущения и предположения, на которых основаны оценки.

Неопределенные существительные. Во многих утверждениях может заключаться неопределенный или неясный ключе - вой референтный индекс, или ключевое существительное (человек или предметы, к которым относится данное утверждение).

Например, в утверждении «Власть не интересуется гражданами страны» слово «власть», к которому относится это утверждение, оставлено неопределенным. При искажении подобного рода поведение нескольких человек или отдельного человека может быть отнесено к целой группе или к целой культуре. В этом скрыта тенденция к «обесчеловечиванию» той группы, к которой относится высказывание. Некоторые другие примеры неопределенного референтного индекса могут включать в себя утверждения, подобные следующим: «Люди вообще эгоцентричны», «Они ответственны за проблемы в обществе», «Женщины более эмоциональны, чем мужчины». Вопрос, который следует задавать в этом случае, может звучать таким образом: «Какие именно власти/люди/женщины и т. д.?». Это помогает терапевту сфокусировать внимание говорящего на том конкретном опыте, на котором построена данная генерализация.

Неопределенные действия или неопределенные глаголы, нередко употребленные в утверждении, не проясняют конкретный способ действия. Очень часто бывает важно определить или исследовать детали конкретного действия или отношения, о которых идет речь. Например, утверждение «Я не смог контролировать свою агрессию» не определяет, как именно человек «не смог» или как именно он пытался «контролировать» свою агрессию. Утверждение: «Мы тщательно проанализировали проблему» по существу ничего не говорит о стратегиях, предположениях, перспективах, уровнях, которые практически использовались в процессе «анализа». Но при этом бывает очень важно убедиться в том, что вы точно понимаете конкретный способ действия, до того, как будет принято решение. Обычно это можно сделать, задавая вопросы типа «Как именно вам не удалось контролировать вашу тревогу?» или «Как именно вы тщательно проанализировали проблему?».

Номинализации. Процесс номинализации происходит, когда действие, условие или отношение (как правило, это глагол или наречие) представляются предметом или существительным. Можно слышать, к примеру, «Мой страх охватил меня». Это не одно и тоже что сказать: «Мой противник схватил меня», в том смысле, что противник является конкретным существом, которое можно увидеть, услышать и потрогать в отличие от страха. Точно так же «тревога», «невроз» и «агрессия» - это слова, выражающие оценку и отношения, которые разные люди могут испытывать совершенно по-разному. То есть на уровне глубинных структур эти понятия представляют собой процессы, а не предметы или существа.

Способ преодоления номинализации является возвратом к глагольной форме и восстановлением опущений. Например, в отношении приведенных выше примеров можно спросить: «Что вы боитесь, и каким образом это проявляется?», «Кто тревожится и о чем именно; как тревожится?».

2.1.3.2. Установление и определение границ. Данные вербальные категории относятся к словам, когда человек устанавливает (или предполагает) границы и ограничения в отношении своего собственного поведения или действий других людей. Эта группа содержит следующие паттерны.

Универсальные квантификаторы. Они обычно характеризуются использованием таких слов, как «все, каждый, никогда, всегда, только, всякий, каждое и т. д.». По-сути, это утверждения о генерализациях или обобщениях. Сложности у человека возникают, когда такой язык приводит к чрезмерной генерализации поведения или отношений, наблюдаемых лишь в некоторых случаях, и распространении этих частных случаев на все подобные ситуации. Примерами подобных генерализаций являются утверждения «Мы никогда не поймем человеческую душу» или «Решение этой проблемы никогда не наступит». Подразумеваемая универсальная значимость подобных утверждений может быть поставлена под вопрос путем поиска исключений из этого правила или примеров, противоположных тому, о чем в них говорится. Можно, к примеру, спросить: «А существует ли что-нибудь, что мы можем понять о человеческой душе?», «А был ли когда-нибудь случай, когда при таких проблемах она была все-таки решена?», «А можно ли привести какие-либо примеры успешного решения проблемы с использованием каких-то других методов, отличных от Ваших?» и т. д.

Модальные операторы. В качестве модальных операторов выступают слова: «следует, не следует, должен, не может, необходимо и т. д.». В утверждении они устанавливают ограничения по поводу того, что возможно, невозможно, обязательно или необязательно. Например, утверждения: «Невозможно изменять поведение людей при помощи слова» или «Вы не можете излечить тело через психические процессы». Все это является выражениями ограничений, которые могут быть, а могут и не быть правильными.

Модальные операторы можно рассматривать как лингвистическое выражение сопротивления. Очень часто их принимают просто как неизменяемые ограничения. Обычный способ рассмотрения модальных операторов состоит в том, чтобы задавать такие вопросы, как: «Что вас останавливает?», «А что бы произошло, если бы вы это сделали (или смогли сделать)?», «Что вам нужно для того, чтобы суметь это сделать?». Они представляют собой разные способы помощи человеку в рассмотрении «а что если» или помогают вести себя «как если бы» границы или ограничения могли быть преодолены.

Пресуппозиции. Пресуппозиции наблюдаются в том случае, когда некоторое предположение принимается как истинно верное. Например, чтобы понять утверждение «Как только вы перестанете саботировать мои установки на ваше выздоровление, мы сможем продвинуться дальше», следует предположить, что человек ранее уже саботировал усилия терапевта. Точно так же утверждение - «Поскольку они не оставили нам шанса, мы должны будем прибегнуть к силе» предполагает, что на самом деле шанса больше не существует, к тому же именно «они» определяют, есть шанс или нет. Разрушить пресуппозиции можно, спрашивая: «Как вы это знаете?».

2.1.3.3. Семантическая неоформленность. Данные словесные паттерны относятся к процессам, с помощью которых люди выносят суждения и придают смысл поведению, действиям и событиям. Эти процессы могут быть «плохо оформленными» и тогда они ведут к чрезмерным вербальным упрощениям или искажениям.

Сложная эквивалентность имеет место, когда о двух или более переживаниях говорят, как если бы они были «эквивалентными» в поверхностной структуре говорящего. Например, в утверждении: «У него плохой цвет лица, он, должно быть, себя просто ненавидит» говорящий подразумевает, что «цвет лица» каким-то образом является эквивалентом «ненависти к себе». Однако эти два понятия совершенно не обязательно эквивалентны на уровне эмоциональных и физических глубинных структур, составляющих человеческую сущность. Опасность подобных утверждений заключается в том, что в этом случае сложные взаимоотношения на уровне глубинной структуры чрезмерно упрощаются на уровне поверхностной структуры. А. Эйнштейн сказал: «Все следует делать настолько простым, насколько это возможно, но никак не проще». Часто бывает важно исследовать такие эквивалентности путем постановки следующих вопросов: «Как именно вы об этом знаете?». Это помогает вскрыть предположения, пресуппозиции и референтный опыт, лежащие в основе данной эквивалентности.

Причина-следствие. К этой категории относятся утверждения, в которых между двумя переживаниями явно или неявно подразумеваются причинно-следственные отношения. Как и в случае со сложной эквивалентностью, подобные отношения могут быть, а могут и не быть точными и достоверными на уровне глубинных структур. Например, из утверждения «Критика заставит его уважать существующие правила» не ясно, как именно действие критики заставит человека выработать уважение к правилам. Такое действие может вызвать и противоположный эффект. Утверждения данного типа оставляют неопределенными потенциально важные недостающие связи.

Чтение мыслей. В этих утверждениях говорящий убежден, что знает, что чувствует, думает или имеет в виду другой человек или группа людей. В утверждении «Она думала, что деньги решат все» говорящий претендует на то, что знает в данном случае внутренний опыт другого человека. Человек претендует на то, что обладает способностью «читать его мысли». Это может оказаться в большей степени интерпретацией говорящего, чем утверждением о действительном факте, подтверждающем ее собственные мысли. Подобным примером «чтения мыслей» являются такие высказывания, как: «Психологи не интересуются биологическими воздействиями на здоровье». Для того чтобы проверить степень достоверности данных утверждений, обычно задается такой вопрос: «А как именно вы об этом знаете?».

Утраченный перформатив. Оценочные слова: «правильно, неправильно, хорошо, плохо, справедливо» имеют тенденцию к диссоциации от действий. Другими словами, процесс и перспектива, через которые суждение было сделано вначале, оказалось утерянным на уровне поверхностной структуры говорящего человека. Такие слова часто могут носить более жесткий или даже претенциозный характер. Сказать, что «у этого человека была правильная карта мира» или что «у него была неправильная карта мира», в равной степени догматично и бесполезно. В обоих этих утверждениях уравнивается или путается свое собственное представление о мире с самим миром. По словам Грегори Бейтсона, «мудрость приходит тогда, когда мы садимся вместе и правдиво обсуждаем наши различия... без намерения их изменить». Таким образом, в ответ на утраченный перформатив следует задать вопрос: «Правильно или неправильно в соответствии с чьим мнением?», или «Плохо в соответствии с какими критериями?», или «Хорошо в сравнении с чем?».

2.1.4. Технологии сбора информации. Достаточно часто ответы клиентов бывают поверхностными, автоматически высказанными без их глубокого осмысления. Для достоверности сбора информации иногда используют так называемые «декартовы ко¬ординаты», которые затрагивают область бессознательного или заставляют клиента обратить внимание на казалось бы несущественные на первый взгляд особенности поведения.

1. Что не случится, если произойдет «А»? (Что не случится, если Вы выскажете свое мнение?).

2. Что случится, если произойдет «А»? (Что случится, если Вы выскажете свое мнение?).

3. Что случится, если не произойдет «А»? (Что случится, если Вы не выскажете свое мнение?).

4. Что не случится, если не произойдет «А»? (Что не случится, если Вы не выскажете свое мнение?).

Кроме того для сбора информации в НЛП часто используют модель SCORE (симптомы, причины, результат, эффекты). В этой модели сбор информации начинается с вопросов:

Симптомы - «С чем вы пришли ко мне? Что у вас в данный момент происходит? Что вы хотите изменить? Чего вы хотите избежать?» и т. д.

Желаемый результат - «Что вы хотите получить в дальнейшем? К чему будете стремиться?» и т. д.

Эффекты - «Что произойдет после достижения цели? Что даст вам это изменение?» и т. д.

Причины - «Когда это произошло первый раз? Что послужило причиной вашего состояния?» и т. д.

Ресурсы - «Что вам нужно для достижения цели? Чего вам не хватало для получения результата?» и т. д.

2.1.5. Репрезентативные системы. Человек использует свои органы чувств внешним способом, чтобы воспринимать мир, и внутренним, чтобы их «репрезентировать», то есть перепредставлять самому себе. В НЛП те каналы, по которым мы получаем, храним и кодируем информацию в своем мозге (картинки, звуки, ощущения, запахи, вкусы, кинестетические ощущения) известны как репрезентативные системы.

Репрезентация определяет, как организован наш опыт и как мы описываем мир: в ощущениях (кинестетика), в образах (визуальная система), звуках (аудиальная система), как набор знаний (рациональная или дискретная система). Внутреннее описание мира находит свое отражение в словах, которые мы используем при вербальном общении, мимике и жестах. В НЛП данные слова называют предикатами. Собеседник будет нас слышать и понимать вне зависимости от нашего набора предикатов (мы можем говорить, что «я вижу, что происходит», или «я чувствую, как идут дела», или «что-то мне подсказывает, как надо делать»), но эмоционально более значима информация, описанная в специфичных для него и только для него предикатах. Собеседник, анализируя нашу лексику, может ее использовать, зная, что для нас будет более значимо, и естественно на этой основе мы сможем быстрее понять друг друга.

Следует заметить, что у каждого индивида есть предпочтение того или иного канала для поступления новой информации, что собственно и определяет ключевую репрезентативную систему, то есть «канал» доступа, используя который, мы сможем донести всю необходимую информацию. Чаще всего, ключевая система является основой для организации внутреннего опыта (ведущая репрезентативная система). Соответственно, в зависимости от ведущей системы людей можно разделить на группы: «кинестетическую», «визуальную», «аудиальную», «рациональную» или «дискретную», последняя из которых основана не на сенсорном опыте, а на знании, понимании, логике и т. д.

Наблюдая за человеком можно обнаружить, когда он думает картинками, звуками или ощущениями, поскольку существуют видимые изменения, которые происходят в нашем теле в процессе получения и переработки информации. К сожалению, в большей мере мы утратили эту особенность восприятия и анализа (в отличие, к примеру, от животных). Но если пристально обратить внимание на движение глаз, то можно получить достаточно информации о нашем собеседнике. Оказывается, мы систематически передвигаем свои глаза в различных направлениях в зависимости от того, как мы думаем. Нейрофизиологические исследования показали, что движения глаз по горизонтали и вертикали оказываются связанными с активацией различных частей головного мозга, отвечающих за мыслительный процесс. Эти движения в литературе по неврологии называются латеральными глазными движениями. В НЛП они называются глазными сигналами доступа и являются визуальными сигналами, которые позволяют нам понять, как люди получают доступ к информации.

Когда мы визуализируем и рисуем картины прошлого опыта, наши глаза имеют тенденцию перемещаться вверх и влево по отношению к нам. Во время конструирования картинки из слов или в то время, когда мы пытаемся «вообразить» себе что-то, наши глаза поднимаются вверх и вправо. Глаза перемещаются по горизонтали влево, когда мы вспоминаем звуки, и по горизонтали вправо при конструировании звуков. При получении доступа к ощущениям типичным является движение глаз вниз и вправо. Когда мы разговариваем сами с собой, ведем внутренний диалог, глаза чаще всего находятся внизу слева. Расфокусированный взгляд прямо перед собой наблюдается в том случае, когда собеседник смотрит на вас и не видит, это тоже говорит о визуализации или нахождении в трансовом состоянии.

При общении с человеком необходимо обращать внимание на произносимые слова, которые можно разделить на следующие категории.

Визуальные слова: смотреть, картина, фокус, сцена, прозрение, слепой, воображение, перспектива, блестеть, отражать, глаз, прояснять, рассматривать, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, обзор, точка зрения, показывать, зрелище, наблюдать, анонс, неясный, темнота и т. д.

Визуальные выражения: достичь перспективы; ясно объяснить; туманная идея; представь, посмотри и т. п.; иметь кругозор, получить кругозор; видимо, это так (вы правы); сфокусироваться на мысли, идее и т. п.; я имею смутное представление; покажите мне, что вы имеете в виду; вы посмотрите на это и рассмеетесь; решение возникло перед глазами и т. д.

Аудиальные слова: акцентировать, разговор, тон, рифма, громкий, звук, глухой, резонанс, монотонный, звонок, ударение, внятный, слышать, дискуссия, заявлять, слушать, звенеть, замолчать, говорить, неразговорчивый, вокальный, голос, тишина, созвучный, диссонанс, пронзительный, тихий, немой и т. д.

Аудиальные выражения: ключевое слово (фраза); описать в деталях; ленивая беседа; это прозвучало во мне; это похоже на внутренний голос; пропускать мимо ушей; держать язык за зубами; это неслыханно; задавать тон и т. д.

Кинестетические слова: хватать, вручать, толкать, контактировать, тереть, жесткий, теплый, холодный, шершавый, взяться, сдавить, ощутимый, осязаемый, давить, твердый, мягкий, нежный, поддержка, задевать, сносить, тяжесть, гладкий, медитировать и т. д.

Кинестетические выражения: уловить смысл; тяжело (легко); зацепиться; чувствую, внутренне понимаю; захватить внимание; это давит на меня; я связался с вами; я печенкой чувствую это; руки чешутся; палец о палец; не хватать звезд с неба и т. д.

Вкусовые: горький, сладкий, кислый, соленый, пряный, мятный, терпкий.

Осязательные: ароматный кофе, приятный запах и т. д.

Полимодальные: решать, знать, думать, помнить, понимать, учить, осознавать, оценивать, мотивировать, изменять, относиться и т. д.

2.1.5.1. Субмодальные характеристики. Если суммировать все, что сказано выше, можно сделать вывод о существовании трех основных способов мышления: с помощью звуков, картинок и ощущений. Но при всей кажущейся простоте существует масса деталей, которые необходимо уточнять в процессе общения и наблюдений за человеком. В НЛП это называется работа с субмодальностями. Если репрезентативные системы являются модальностями или другими словами способами описания мира, то субмодальности - это те составляющие, из которых строятся эти восприятия, то есть то, из чего состоят картинки, звуки и ощущения.

Ниже приводятся наиболее встречающиеся субмодальности, но, ни в коей мере не полный их список.

Визуальные субмодальости. Цветное или черно-белое изображение; в рамке или без нее; глубина (двух-, или трехмерная); местоположение (слева или справа, вверху или внизу); расстояние до картинки; яркость; контрастность; резкость (размытая или сфокусированная); движение (фильм или слайд); скорость (быстрее или медленнее обычного); количество (отдельная сцена или множество образов) и т. д.

Аудиальные субмодальности. Стерео или моно; слова или звуки; громкость (громко или тихо); тон (мягкий или жесткий); тембр; местоположение источника звука; расстояние до источника; длительность; непрерывность или дискретность; скорость; чистота (чистый или приглушенный) и т. д.

Кинестетические субмодальности. Локализация; интенсивность; давление (сильное или слабое); степень (насколько велико); текстура (шероховатый или гладкий); тяжесть (легкий или тяжелый); температура; длительность (как долго это длится); форма и т. д.

Субмодальности можно рассматривать как наиболее фундаментальный операционный код человеческого мозга.

Существенной субмодальной характеристикой является ассоциированность или диссоциированность восприятия. Ассоциация наблюдается при восприятии себя субъектом действия, с полным контактом ощущений, поступающих по всем сенсорным каналам (репрезентативным системам), полное проживание эмоций в данной ситуации. В отличие от ассоциации и проживания в реальности, диссоциация - это восприятие себя со стороны, ситуация когда «я участник, но это не со мной».

3. Методические особенности проведения техник в нейролингвистическом программировании

3.1. Якорение. Якорение в НЛП является процессом, посредством которого любое внутреннее или внешнее событие (звук, слово, интонация, прикосновение) может быть связано с некоторой реакцией или состоянием, запускающим ее последующее появление. Другими словами - это привязка состояний человека к некоторым шаблонам поведения. Якоря могут возникать естественным образом без внешнего влияния или устанавливаться намеренно. По сути, это выработка условных рефлексов.

Положительный якорь - якорь, вызывающий ресурсное состояние, потенциально позитивное переживание.

Отрицательный якорь - якорь, вызывающий неприятное переживание.

При установке якоря следует пользоваться рядом правил:

1. Якорь ставится незадолго до «пика» эмоционального переживания. В момент пика его нужно постепенно убирать, поскольку только в этом случае произойдет связывание состояния и внешнего события.

2. Якорями могут быть движение, звук, прикосновение.

3. Воспроизводить якорь необходимо абсолютно точно: точно такой же звук или слово, произнесенное с точно такой же интонацией, точно такое же движение или прикосновение.

Тактильные якоря. Одним из самых надежных и удобных в установке являются тактильные якоря, которые ставятся посредством касания тела клиента. Именно поэтому отработку установки начинают с тактильных якорей.

Важным условием при установке якоря является запоминание, куда поставлен якорь. Одной из существенных рекомендаций является разделение, какой рукой ставить положительные (ресурсные) якоря, какой - отрицательные.

Некоторые люди по самым разным причинам вообще не любят прикосновений, и если вы попытаетесь поставить им тактильный якорь, реакция может быть непредсказуемой. Поэтому эти моменты должны быть оговорены предварительно, поскольку внезапное касание обычно вызывает напряжение у клиента. В любом случае хорошо поставленный якорь органично вписывается в ситуацию и является естественным и незаметным.

Визуальные якоря. Визуальными якорями могут быть «поза гипнотизера», характерное движение рукой, ногой, покачивание головой, положение в пространстве, мимика. Но и здесь надо стараться выбирать такие позы, которые вы больше не будете использовать при общении с этим человеком, чтобы якорь не сработал в совершенно ненужном месте или ситуации.

Аудиальные якоря. Для удобства можно разделить все аудиальные якоря на два типа: голосовые и звуковые.

Голосовые ставятся характерным голосом: интонация, высота тона, скорость произнесения и т. п. Естественно, не следует употреблять эту высоту или скорость для чего-либо, кроме яко- рения или воспроизведения якоря.

Звуковые якоря иногда ставятся с помощью подручных предметов (можно, к примеру, использовать колокольчик или звук метронома).

Техника якорения:

1. Выявите ситуацию или состояние, в которой нуждается клиент.

2. Определите ресурс, необходимый для клиента (то есть необходимое позитивное состояние).

3. Вспомните несколько случаев из жизни, когда у клиента присутствовало это ресурсное состояние. Выберите, когда оно проявлялось наиболее интенсивно; определите якоря, которые подходят для клиента (на основе его ведущей репрезентативной системы).

4. В воображении верните клиента в переживание ресурсного состояния и переживите его вновь. Когда оно достигнет близости пика, выйдите из него.

5. Теперь снова переживите ресурсное состояние, и в этот момент присоедините якорь. Повторите несколько раз.

6. Проверьте качество якорения и убедитесь, что вы действительно входите в это состояние.

3.2. Рефрейминг. Рефрейминг (от англ. frame - рамка) в НЛП означает переформирование. Смысл любого события зависит от того, в какую рамку мы его вставим, с какой точки зрения посмотрим и оценим событие. Меняется рамка, соответственно, меняется и смысл содержания той информации, которая находится внутри. Когда меняется смысл, тогда реакции и поведение человека тоже изменяются. Умение помещать события в различные рамки и придавать им различное смысловое звучание очень важно, поскольку это дает больше свободы выбора в решении проблемы.

Существуют два основных вида рефрейминга: рефрейминг контекста и рефрейминг содержания.

Рефрейминг контекста. Практически любое поведение может оказаться полезным в соответствующих обстоятельствах. Рефрейминг контекста лучше всего работает с утверждениями типа: «Я слишком...» или «Я хотел бы прекратить.». Спросите себя: «Когда это поведение было бы полезным?», «При каких обстоятельствах это поведение было бы ресурсным?».

Когда вы найдете тот контекст, в котором это поведение является подходящим, вы можете мысленно прорепетировать его именно в этом ключе и выработать уместное поведение для первоначального контекста.

Рефрейминг содержания. Содержание опыта это то, на чем вы фокусируете свое внимание, придавая то значение, какое вам нравится. Рефрейминг содержания полезно применять к утверждениям типа «Я начинаю сердиться, когда мною командуют» или «Я впадаю в панику, когда приближается крайний срок отчета». В утверждениях этого типа используется нарушение метамодели типа «причина - следствие». Задайте себе вопросы: «Что еще это могло бы означать?», «Какова позитивная направленность этого поведения?», «Как еще я мог бы описать это поведение?».

Техника проведения рефрейминга. Существуют достаточно большое количество модификаций проведения рефрейминга. Здесь мы предлагаем так называемый четырехшаговый рефрейминг, который направлен на изменение образа «Я».

1. Предложите клиенту осознать его проблему и назвать ее словом или словосочетанием.

2. Попросите его пережить две-три жизненные ситуации, когда данная проблема беспокоила его больше всего.

3. Предложите клиенту диссоциироваться от ситуаций, связанных с проблемным поведением.

4. Попросите его изменить образ самого себя в проблемной ситуации, делая его все более негативным.

5. Предложите, как бы смоделировать желаемое состояние.

6. Предложите вернуться в позицию стороннего наблюдателя, то есть вновь диссоциироваться от будущей ситуации.

7. Попросите вытянутыми руками как бы прикоснуться к образам и начать мысленное сближение картины проблемного и желаемого состояний.

8. Предложите объединить итоговый образ со своим телом. Когда переживания закончатся, можно опустить руки.

Следующей, причем достаточно популярной техникой изменения образа «Я», решения различного рода проблем поведенческого и эмоционального плана (привычки, зависимости, навязчивые состояния и т. д.) является метод «взмаха».

1. Создание визуальной картинки, которая запускает нежелательное поведение (образ № 1). Клиент ассоциируется с ней и дополняет ее ощущениями, звуками.

2. Создание образа желаемого состояния (образ № 2). Предложите клиенту представить образ желаемого «Я». Получите у клиента как можно более полное описание такого человека во всех его качествах, проявлениях.

3. Экологическая проверка освобождения от нежелательного поведения. Выявите вторичные выгоды данного поведения или привычки. Далее предложите мысленно представить и описать, как мог бы вести себя человек из образа желаемого будущего.

4. Установка образов и объяснение шагов работы с ними. Клиент вначале ассоциируется с образом № 1 (это может быть экран, картина, в которой он находится). Затем перед собой клиент устанавливает маленькую точку - уменьшенный и затемненный образ № 2. Диссоциируясь от образа № 1, делая его маленьким и темным, клиент одновременно превращает образ № 2 в большой и светлый. Потом необходимо стереть все с экрана и процедуру повторить несколько раз.

5. Экологическая проверка. Вернуться к образу № 1 и провести калибровку состояния. При сбое вернуться к предыдущим шагам работы.

Кроме этого существует метод, когда негативное состояние, визуализируется и помещается в рамку. Затем к картине начинают постепенно добавлять те элементы (цвет, детали пейзажа, действующих лиц и т. д.), которые несут позитивный, ресурсный заряд, тем самым меняя первоначальный вариант.

3.3. Линия времени. Время является наиважнейшим элементом в организации опыта человека. Техника работы с линией времени является одним из способов выявления индивидуальной репрезентации прошлого, настоящего, будущего.

Если клиент не может увидеть своего будущего, или оценить прошлое, то многие техники просто не будут срабатывать, снижая тем самым эффективность терапии. Ряд терапевтических техник в НЛП нацелены на то, что клиент мысленно передвигается во времени, получая доступ к ресурсам прошлого или конструируя привлекательное и желаемое будущее.

Существуют два основных типа линии времени. Первый называют «рядом со временем», когда линия времени идет слева направо; прошлое, с одной стороны, а будущее - с другой, но обе находятся в поле зрения человека прямо перед ним. Второй тип называют «сквозь время», тогда линия времени вытягивается, пронзая насквозь таким образом, что одна ее часть (обычно прошлое) оказывается позади и невидима, и чтобы ее увидеть, приходится поворачиваться назад, другая впереди.

Люди типа «сквозь время» не могут извлекать выгоду из прошлого или будущего, расположенного перед ними. Они все время находятся в настоящем моменте, так что сроки, заранее условленные встречи имеют для них меньшее значение, чем для людей типа «рядом со временем». Вторые находятся как бы внутри своей временной линии, и их воспоминания чаще всего оказываются ассоциированными.

3.3.1. Техника работы с линией времени. Большинство проблем клиентов, проявляясь «здесь и теперь», имеют прошлые корни. Именно поэтому порой необходимо для решения настоящих проблем и экологизации будущего вернуться в прошлое и провести психоккорекцию, а порой и переписать личную историю клиента. Для этого существуют целое направление в НЛП, которое представлено как терапия линии времени. Общий подход к работе с такого рода техниками выглядит следующим образом.

1. Определите проблемное состояние клиента («Что это за чувство или реакция, которые вы хотите изменить? Ощутите это сейчас. Где в своем теле вы его чувствуете?»). Заякорите это ощущение.

2. Удерживая якорь, предложите клиенту как бы вернуться назад по воображаемой линии жизни и найти те моменты в прошлом, когда он чувствовал то же самое (поиск проводится ассоциировано).

3. Когда клиент найдет самое раннее воспоминание проблемы, предложите ему вернуться в настоящее и посмотреть на это воспоминание диссоциировано, то есть со стороны.

4. Определите, какие именно ресурсы могли бы понадобиться в прошлой ситуации для решения проблемы.

5. Измените личную историю (используя якорь, клиент проходит все эпизоды от прошлого к настоящему, добавляя новые ресурсы, чтобы прежний опыт стал менее проблемным).

6. Как только клиент изменит опыт прошлых событий, попросите вновь их вспомнить. Затем задайте вопрос «Изменились ли прошлые воспоминания?».

7. Когда клиент изменит свои ощущения прошлого, предложите ему сосредоточиться на тех ситуациях, когда возникали проблемные ситуации. Если изменения произошли, то работа проводится в правильном направлении, если же нет - необходим поиск дополнительных ресурсов.

3.4. Метафоры. «Метафора» используется в НЛП для обозначения истории или риторической фигуры, заключающей в себе сравнение. Она включает в себя простые сравнения и более длинные истории, аллегории и притчи. Метафоры оказывают непрямое воздействие. Простые метафоры предлагают простые сравнения. К примеру, когда клиент утверждает, что уничтожен, разорен, жизнь потеряла смысл и т. д., можно рассказать ему притчу о двух лягушках, попавших в кувшины с молоком. Одна перестав бороться, утонула. Другая напротив, барахтаясь, взбила комок масла и выпрыгнула на свободу. Многие из таких высказываний стали клише, но простая метафора может разъяснить непонятное, связывая ее с тем, что вы уже понимаете.

Сложные метафоры, как правило, включают в себя истории, содержащие множество смысловых уровней. Умело рассказанная история отвлекает сознание и активизирует бессознательный поиск смысла и ресурсов. По существу, она является прекрасным способом поддерживать коммуникацию с человеком в состоянии транса, поскольку подсознание оценивает взаимосвязи. Чтобы создать хорошую метафору, которая укажет путь к решению проблемы, необходимо, чтобы связи между элементами истории были такими же, как отношения между элементами проблемы. Именно тогда метафора будет мобилизовать подсознательные ресурсы, и производить необходимые изменения.

Чтобы сочинить полезную историю, необходимо изучить вначале настоящее, а затем желаемое состояния клиента, то есть ответить на вопрос - что же хочет клиент в конечном итоге. Работу с метафорой необходимо спланировать так, чтобы она имела ту же структуру, что и настоящее состояние, и далее вела через связывающую стратегию к разрешению проблемы, то есть желаемому состоянию. В качестве метафоры достаточно часто используются сказки, в которых изначально заложен глубочайший сакральный смысл поведения человека.

4. Процесс психотерапии в нейролингвистическом программировании

НЛП рассматривает человека как открытую систему, получающую информацию о мире и перерабатывающую ее. Поддержание психологического гомеостаза, определяющего успешное взаимодействие со средой, зависит от точности информации, которую человек получает от среды. Поэтому так важны исследования факторов, влияющих на искажение информации, поскольку окружающая реальность и сформированная реальность могут иметь различные модальности. Эти факторы в НЛП называют фильтрами восприятия. Фильтрами восприятия являются репрезентативные системы, метапрограммы, убеждения и ценности.

Для исследования мировосприятия клиента психотерапевт использует ряд тактических приемов, которые включают в себя: установление раппортных отношений с клиентом, сбор информации об его актуальном и желаемом состояниях, создание модели этих состояний, выбор и проведение терапевтической техники, позволяющей изменить настоящее состояние в сторону желаемого.

4.1. Установление раппортных отношений. Раппорт в НЛП - это особый контакт консультанта с клиентом, позволяющий проводить терапевтическое вмешательство. Существуют две стадии выстраивания раппортных отношений - подстройка и ведение. Суть такого рода манипуляций состоит в том, чтобы превратить диаду терапевт-клиент в единое целое, доказать, что «Ты и я одной крови» и после этого вести работу в нужном направлении.

Подстройка - прямое зеркальное повторение элементов невербального поведения клиента: позы; дыхания; темпа речи и т. д. Существует перекрестное «зеркаливание», которое нацелено на повторение элементов невербального поведения клиента, но не прямо, а косвенно, например, частота дыхания клиента повторяется не частотой дыхания, а частотой покачивания головой.

Ведение - изменение терапевтом элементов собственного невербального поведения и вслед за этим такое же изменение на бессознательном уровне, осуществляемое клиентом. Феномены подстройки и вслед за ней ведения обеспечивают возможность своего рода разогрева терапевта, его подготовки для работы именно с этим конкретным клиентом. В каком-то смысле происходит частичная синхронизация скоростей и ритмов жизнедеятельности, поведения одного и другого. Если терапевту это удается, то он как бы допускается к совместной работе с клиентом по изменению его мировосприятия. Этот пропуск осуществляется в большей степени не на сознательном, а на бессознательном уровне, к примеру, когда клиент следует за изменением позы терапевта в стадии ведения. Терапевту необходимо быть очень внимательным к сигналам рассогласованности на стадии ведения клиента. Это своего рода маркер невозможности начала терапевтической работы, которая будет абсолютно бесполезна без внутреннего доверия клиента.

Установить раппорт - это значит, через язык телодвижений присоединиться к «жизни» другого человека, не нарушая при этом его ритма. Это наведение мостов между моделью мира клиента и терапевта.

Подстройка к голосу является еще одним способом, с помощью которого можно установить раппорт, подстроившись к тону, темпу, громкости и ритму речи. Это походит на присоединение к пению дуэтом.

4.2. Конгруэнтность/неконгруэнтность. Осуществляя работу в процессе ведения клиента, тем не менее, иногда наблюдается некоторая рассогласованность действий, некоторая недоговоренность, что негативно влияет на процесс терапии. Неконгруэнтность выражает себя в несоответствии между различными компонентами поведения. Вы можете видеть и слышать ее, когда в общении с клиентом по разным каналам восприятия (например, обращая внимание на речь, интонацию голоса, позу, жесты, мимику) получаете разные сообщения, как будто с вами одновременно об одном и том же разговаривают несколько противоречащих друг другу собеседников.

Существуют несколько способов обращения внимания клиента на неконгруэнтность.

1. Техника «Но...». Часто клиент говорит только часть предложения, как бы сигнализируя о существовании второй, противоречащей первой.

Например, клиент: «Я действительно хочу изменить это...». Терапевт: «Но...». Клиент: «Но боюсь, что мне это не удастся».

2. Техника комментария. Терапевт комментирует замеченную им несогласованность. «Вы говорите, что хотите измениться, но поза и тон вашего голоса не согласуются с этим сообщением .».

3. Техника зеркального повторения. Терапевт «зеркалит» клиента, пробует произнести фразу тем же тоном голоса и в той же позе.

4. Техника прямого вопроса. Клиент: «Я действительно хочу это изменить». Терапевт: «Возможно, есть какое-то внутреннее противоречие, которое не дает вам это сделать?».

Целью терапевта является дать возможность этим несогласованным «частям» личности проявиться явно, то есть выйти на осознаваемый уровень, так как именно это даст возможность собрать необходимую информацию для последующей работы.

4.3. Организация процесса консультирования в НЛП.

Установив с клиентом раппорт, необходимо получить информацию об актуаульном и желаемом состояниях клиента, используя сенсорную наблюдательность. Доказано, что информация самого высокого качества содержится в поведении, поскольку всякое словесное сообщение не более чем пустой звук, если оно не подтверждено физиологией.

Очень часто для этого используют калибровку, которая заключается в выявлении характерных для данного состояния черт невербального и вербального поведения клиента. Каждое внутреннее состояние уникальным образом преломляется во внешнем поведении. Ему свойственны определенная мимика и жестикуляция, тон голоса и темп речи. Терапевту необходимо замечать и запоминать невербальные маркеры разных состояний клиента: актуального, ресурсного, желаемого.

Актуальное состояние.

1. Что вы испытываете сейчас?

2. В каких ситуациях вы это испытываете?

3. Случается ли когда-нибудь, что вы этого не испытываете?

4. Какие положительные преимущества заключаются в нынешнем состоянии? (Вторичная выгода).

Желаемое состояние.

1. Что именно вы хотите? (Желаемый результат).

2. Как бы вы узнали, что достигли этого? Как бы вы вели себя, если бы вы уже достигли желаемого состояния?

3. Что произойдет, если оно будет достигнуто? (Экология).

4. Что препятствует вам в его достижении?

5. В каких контекстах вы его хотите?

6. Есть ли контексты, в которых вы его не хотите?

7. Было ли когда-нибудь, чтобы вы находились в этом состоянии? Откуда вы знаете, что вы были в нем? Что было бы свидетельством того, что вы достигли желаемого состояния?

8. Помните ли вы время, когда вы были в этом состоянии? На что это было похоже? На что это будет похоже, если вы будете в нем? (Тестовая информация).

Целью тестовой информации является формирование представления о желаемом состоянии у клиента. Клиент должен знать, в чем состоит его цель, притом не в словесном смысле, а в смысле личного опыта, чтобы он был в состоянии оценивать свое продвижение к этой цели и узнать, когда он ее достигнет.

После установления раппорта и получения информации о нынешнем и желаемом состоянии, терапевт, пользуясь разработанной в НЛП техниками изменения, помогает клиенту в его переходе от одного из них к другому.

Часто оказывается, что происшедшие во время терапии изменения связываются лишь с кабинетом терапевта или с ним самим, но не становятся доступными клиенту в специфических жизненных ситуациях. Поэтому после достижения желаемого состояния они подстраиваются к будущему или интегрируются в текущее поведение клиента, то есть в те контексты, где они необходимы. Поскольку терапевтический процесс в НЛП ориентирован исключительно на результат, то это заключительный шаг любой терапии.

В НЛП считается, что первоначальная цель терапии достигнута, если клиент установил для себя желаемый результат и работает в направлении этого результата. Причем результат должен удовлетворять следующим условиям правильности:

1. Сформулировать результат позитивно, утвердительно. «Что вы хотите», а не «Что вы не хотите» (необходимо быть внимательным к словам, указывающим на отрицания: не надо, не должно, прекратить, не будет).

Пример. «Я не хочу чувствовать себя плохо». - «Прекрасно, а как вы хотите себя чувствовать?».

2. Доступность результата клиенту. Независимость результата от внешних источников. «Как вы хотели бы измениться?». Сфокусируйте внимание клиента на том, что он может сделать, как будет ответственен за достижение результата.

Пример. «Я хочу, чтобы мои дети уважали меня». - «Как бы вы хотели измениться сами?».

3. Описание желаемого состояния осуществляется по модальным и субмодальным характеристикам.

Пример. «Как вы узнаете, что вы достигли результата? Как вы будете видеть, слышать и чувствовать себя и окружающее, когда это произойдет? Войдите в это состояние и покажите мне, каким бы вы были, если бы достигли его. Что для вас важно в конечном результате и почему для вас важно его достижение?».

4. Результат размещен в должном контексте. «Когда, где, с кем вы хотите быть в желаемом состоянии?». Пример, «Я хочу быть напористым». «В каких ситуациях был бы более желателен другой подход?».

5. Проверка экологичности. «Как достижение желаемого состояния повлияет на вашу жизнь?». Необходимо выяснить, насколько конгруэнтно желание клиента достичь этого состояния. Пример. «Я хочу быть независимым». - «Потеряете ли вы что-нибудь ценное, став независимым?».

6. Соответствующий масштаб обобщений. Если желаемый результат слишком глобален, выделите для начала, хотя бы один, но меньший компонент.

Пример, «Я хочу, чтобы жизнь приносила мне удовлетворение». - «В какой важной области вы хотели бы получать удовлетворение в первую очередь?».

7. Результат зависит от включенности ресурсных состояний. «Какие ресурсы, внутренние резервы вам нужны для того, чтобы добиться вашего результата и поддерживать его?».

Пример. «Я хочу быть успешным в бизнесе». - «Что вам нужно, чтобы быть успешным в бизнесе?».

8. Актуальное состояние - препятствие к достижению результата. Особое внимание уделите роли времени в описании актуального состояния. «Посмотрите и постарайтесь увидеть себя со стороны уже изменившимся в будущем. Что вы делаете? Нравится ли вам эта картина?». Используя данную технику, вы уже начали терапевтическую работу, поскольку получено подробное описание настоящего и желаемого состояний клиента. Результат этого описания необходимо использовать для выбора терапевтической стратегии.

4.4. Выбор техник в НЛП. В различных материалах по НЛП описаны разные способы выбора техник терапии. Для этого лучше всего опираться на следующие принципы.

1. Выбор терапевтической техники в зависимости от предпочитаемой репрезентативной системы. В описаниях техник НЛП существуют варианты одной и той же техники для разных предпочитаемых репрезентативных систем. Обратите внимание на то, какая из систем является предпочтительной, и, если возможно, найдите вариант техники в этой системе.

2. Выбор техники в зависимости от звучания «прошлого», «настоящего» и «будущего» в заявлении об актуальном и проблемном состояниях. Существуют техники для проработки прошлого опыта (проблема в прошлом): различные варианты изменения личностной истории; паттерн печали; техника визуально-кинестетической диссоциации; различные техники работы с линией времени; техники быстрого лечения фобий и др.

Техники для работы с настоящим (проблема в настоящем) включают в себя: взмах, шестишаговый рефрейминг, субмодальное изменение убеждений, техники выявления глубинной цели, техника лечения зависимостей и созависимостей и др.

Техники для работы с будущим (проблемы в будущем) нацелены на создание позитивного будущего.

3. Проработка вторичной выгоды, конгруэнтность/неконгруэнтностъ клиента. Следует учитывать, насколько в запросе на изменение клиента звучат голоса разных конфликтных частей его личности.

4. Техники для работы с «частями»: шестишаговый рефрейминг; интеграция конфликтных частей; выявление глубинной цели; выращивание части и т. д.

5. Техники по созданию «нового образа себя». В каком-то смысле каждая из техник НЛП затрагивает уровень идентичности («новый образ себя»), и скорее выбор той или другой техники зависит от вопроса, насколько «новый образ себя» выстроен клиентом.

Техниками, помогающими это сделать, являются: техника работы с личной метафорой; совмещение логических уровней;

выявление глубинной цели. Несомненно, очень важной является работа на уровне убеждений и ценностей, так как только после изменения убеждений (реимпритинг убеждений, субмодальное изменение убеждений, «раскрутки») и изменения иерархий ценностей (техника изменения иерархий ценностей) возможно решение проблемы, касающейся этих уровней.

Таким образом, выбор техники зависит и определяется различиями между актуальным и желаемым состояниями. Но в большей степени зависит от уровня профессионализма психотерапевта, так как фактически каждый раз именно он из отдельных элементов создает технику индивидуально для каждого клиента, соблюдая тем самым психологическую экологичность.

Заключение

Нейролингвистическое программирование как постоянно развивающаяся психотехнология далека от своего конечного состояния. Мы в своем обзоре осуществили попытку обозначить лишь ее некоторые базисные моменты, которые можно сформулировать следующим образом:

1. Человек имеет определенный набор индивидуальных программ. Помимо генетического программирования, формирование «программ» стереотипов поведения и жизнедеятельности в целом осуществляется путем закрепления на первом этапе внушений значимых лиц, затем самопрограммирования.

2. Большая часть «программы» не осознается, но отражена в глубинных речевых структурах. Важную информацию «программы» подготовленный наблюдатель может считывать, задавая целенаправленно сформулированные вопросы и ориентируясь на специфические языковые структуры и индивидуальные невербальные проявления в ответе человека.

3. Все поведенческие стереотипы или симптомы имели в прошлом и, вероятно, имеют в настоящем адаптивные функции. Но при необходимости существует возможность «перепрограммирования» или если быть более точным, самопрограммирования человека на новые, более адаптивные формы поведения.

Вопросы для самоподготовки

1. Поясните основные принципы нейролингвистического программирования.

2. Что представляют собой индивидуальные модели мира. Раскройте понятие метамодели?

3. Раскройте специфику сбора информации в НЛП. В чем сущность и специфика методики «Декартовы координаты». Перечислите существующие репрезентативные системы, дайте характеристику каждой из них.

4. Что из себя представляют процессы раппорта, якорения и ведения клиента?

5. Раскройте суть рефрейминга, объясните специфику работы с данной психотехникой.

6. Как Вы понимаете «линию времени» в НЛП. При каких психологических и поведенческих проблемах может быть использована данная техника?

7. Приведите пример использования метафоры. Составьте для конкретного случая собственный вариант метафоры.

8. Проведите виртуальный сеанс психотерапии с использованием НЛП для клиента с нарушенной смысложизненной сферой.

Список рекомендуемой литературы

1. Алдер Г. НЛП: современные психотехнологии СПб: Пи¬тер, 2001. 160 с.

2. Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теория и техники: практическое руководство. М., 1999. 487 с.

3. Александров А. А. Современная психотерапия: курс лекций. СПб.: Академический проект, 1997. 335 с.

4. Александров А. А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. СПб.: Речь, 2000. 240 с.

5. Ахмедов Т. И. Практическая психотерапия: Внушение, гипноз, медитация. М.: АСТ; Харьков: Торсинг, 2003. 447 с.

6. Бейли Р. НЛП-консультирование. М.: КСП, 2000. 320 с.

7. Бендлер Р., Гриндер Д. Из лягушек в принцы (вводный курс НЛП тренинга). Сыктывкар: Флинта, 2000. 223 с.

8. Болстад Р., Хэмблетт М. НЛП в психотерапии. СПб.: Питер, 2003. 240 с.

9. Гарратт Т. Эффективный тренинг с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001. 256 с.

10. Горин С. А. НЛП: Техники россыпью. М.: КСП, 2001. 576 с.

11. Деркс Л., Холландер Я. Сущность НЛП. Ключи к личностному развитию. М.: КСП, 2000. 704 с.

12. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защиты. СПб.: Речь, 2003. 304 с.

13. Дилтс Р. Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП. СПб.: Питер, 2001. 320 с.

14. Ковалев С. В. Введение в современное НЛП. Психотехнологии личностной эффективности: учеб. пособие. М.: Мос¬ковский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. 552 с.

15. Козлов В. В. Психотехнологии измененных состояний сознания. Личностный рост. Методы и техники. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 384 с.

16. Кондрашенко В. Т., Донской Д. И., Игумнов С. А. Общая психотерапия: рук. для врачей М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. 464 с.

17. Клусман Р. Справочник по психотерапии. СПб.: Питер, 2004. 68 с.

18. Кори Д. Теория и практика группового консультирования / пер. с анг. Е. Рачковой. М.: Эксмо, 2003. 640 с.

19. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М.: Эксмо, 2005. 960 с.

20. Плигин А. А., Герасимов А. В. Руководство к курсу НЛП-практик. М.: КСП, 2000. 576 с.

21. Файн С. Ф., Глассер П. Г. Первичная консультация: Установление контакта и завоевание доверия / пер. с англ. М.: Ко- гито-Центр, 2003. 238 с.

22. Фопель К. Эффективный воркшоп. Динамическое обучение: пер. с нем. М.: Генезис, 2003. 368 с.

23. Эриксон М., Росси Э., Росси Ш. Гипнотические реальности: Наведение клинического гипноза и формы косвенного внушения / пер. с англ. М. А. Якушиной. М.: Класс, 2009. 352 с.

Эта страница из раздела Психологическое здоровье обязательно для любви.

В нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…» есть раздел Все книги по НЛП - нейролингвинистическому программированию

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев

Гимн людей с креативным, высшим уровнем психологического здоровья

Целенаправленное развитие личности: что можно менять в себе. В. Oдинцoв

Быть собой. А. Бабин

Брать и давать. А. Бабин

Признаки невротизма: уже не норма, но еще не патология. И. и Л. Ширяевы

Принципы и права уверенного человека. И. и Л. Ширяевы

Любовь - не для инфантильных! Евгения Белякова

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Понятие «любовь». Е. Пушкарев

Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.

Я хочу разобраться в себе. И. и Л. Ширяевы

Кому и в каких случаях нужна профессиональная психологическая помощь? И. и Л. Ширяевы

Понятие внутриличностного конфликта, его особенности и классификация. Н. Лобан

Разрешение внутриличностного конфликта.

Кто нуждается в психотерапии? Е. Золотухина-Аболина

Сам себе психотерапевт! Е. Золотухина-Аболина

Причины нарушения психологического здоровья. А. Шувалов

Любовь и эгоизм.

Зигмунд Фрейд о любви.

В нашей библиотеке книг и видео по теме «Любовь, семья, секс и около…» есть раздел Сам себе психолог

25.02.15

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми