Демистификация любви. А.Орлов. начало
Ошо «О женщине»
Об авторе:
Орлов Александр Борисович
Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности факультета психологии ГУ-ВШЭ. Преподаватель Академии практической психологии при факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, член редколлегии журнала "Вопросы психологии". Директор и ведущий психотерапевт Центра психологического консультирования ТРИАЛОГ. Автор более 130 публикаций.
Можно смело утверждать, что любовь - самая популярная тема всех времен и народов. Контент-анализ содержания любой культуры неизменно и неизбежно выводит эту тему на самую верхнюю позицию в рейтинге всех мыслимых тем. Общий объем всего созданного - наговоренного, написанного, изображенного, помысленного и совершенного - людьми на тему и в связи с темой любви не поддается никакому учету и измерению. Тема поистине необозрима. И даже лишь один из ее аспектов - сексуальность, как свидетельствует более чем столетняя история психоаналитических исследований - претендует на универсальность и соразмерность человеческой природе как таковой.
Свою задачу мы видим в том, чтобы, выявив существо основных мистифицирующих представлений о любви, наметить принципиально иной способ означения и понимания любви, сделать хотя бы небольшое приближение к этому бесконечно важному для человека и бесконечно загадочному феномену.
Экзотерические концепции любви
Если мы посмотрим на довольно ограниченное количество дефиниций любви, то увидим, что они (как и соответствующие им представления) являются составными частями двух диаметрально противоположных концепций. Одну из них можно назвать религиозной (клерикальной), а другую - светской (секулярной). В соответствии с первой концепцией - "Бог есть любовь". Любовь, определяемая и понимаемая в рамках данной концепции как не просто один из атрибутов, но как сама сущность Бога, абсолютно отчуждается и отторгается при этом от человека, оставляя ему в качестве удела лишь грех (стыд, грязь и похоть) - суть его природы. Даже любовь к Богу оказывается при этом лишь неточным обозначением для уподобления, стремления и жертвы, выше которых человеку не суждено подняться в своих даже самых духовных, самых религиозных проявлениях. Таковы в предельно общих чертах теологические представления о любви, которые особенно явно представлены в современном церковном христианстве и его практике спасения душ.
Вторую концепцию, вклад в которую вносит как наивное обыденное сознание, так и гуманитарные науки, можно назвать психологической. Ее основная особенность заключается в том, что любовь всегда рассматривается как одно из качеств, атрибутов человека: любовь - это чувство (наряду с другими чувствами), переживание (наряду с другими переживаниями), влечение (наряду с другими влечениями), способность (наряду с другими способностями) и т.д. Такая атрибутивная природа любви, ее определение посредством тех или иных свойств человека - характерная особенность психологических представлений о любви. Эти представления, во многом продиктованные феноменологией обыденного сознания, говорят нам о том, что любовь - это лишь одна из "частей" человека и его жизни, что можно жить без любви (подобно тому как можно жить без ноги, чувства юмора или математических способностей), что любовь можно иметь или не иметь, что ее (подобно вещи или мастерству) можно находить, культивировать, делать и даже... покупать (что бы ни пели в этой связи всеобщие кумиры).
Иначе говоря, в рамках психологических представлений любовь трактуется буквально в зеркальной оппозиции теологической концепции как всецелое достояние, собственность человека.
При всей той кажущейся на первый взгляд ясности и самодостаточности теологической и психологической концепций любви, они, как уже отмечалось, явно противоречат и даже противостоят друг другу. Невозможно принять сразу обе эти системы представлений как своего рода А и не-А, поскольку приверженность любой из них неизбежно влечет за собой полное отрицание другой.
С другой стороны, психологическая концепция любви также обнаруживает в плане феноменологии свою явную противоречивость и несостоятельность в не менее очевидных фактах неподконтрольности и неподвластности любви человеку, в фактах ее особой и самостоятельной жизни, независимой не только от желаний и намерений человека, но даже от самого его физического существования. И сколько бы ни приводили нам (от лица обыденной социальности) примеров "вещной природы" любви, сколько бы ни сообщали нам (от лица науки) данных о мозговых структурах и центрах, феромонах и виагре, психокоррекции и психотерапии партнерских отношений, тренингах сензитивности и коммуникативности, мы-то знаем, что все это - "не про то". Никто не может управлять и манипулировать любовью, поскольку она не только не вещь (наряду с другими вещами), но и не некое свойство (наряду с другими свойствами), принадлежащее человеку.
Таким образом, у нас есть все основания, чтобы усомниться в истинности и полноте каждой из двух основных систем представлений о любви. Двигаясь в логике гегелевской триады, мы начали с тезиса (двух основополагающих концепций любви), затем перешли к антитезису (их отрицанию и, тем самым, к демистификации всех привычных представлений о любви), а теперь мы стоим перед необходимостью сформулировать некий новый синтез, иное, третье представление о любви.
начало --- читать дальше – часть 2 >>>
Эта статья из раздела:Психология любви.
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев
История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев
Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков
Литература сыграла огромную роль в любовном культе. М.О.Меньшиков
Суеверия и правда любви. М.О.Меньшиков
Концепт любви в мировой культуре.Вал. А. Луков, Вл. А. Луков
Бытийная Любовь в «Философии Сердца» Сафо А.В. Киричек