Демистификация любви. А.Орлов. часть 2
Эзотерическая концепция любви
Если любовь - не сущность Бога и не атрибут человека, то что же тогда она собой представляет? Рассуждая сугубо логически, данное "третье" или своего рода "отрицание отрицания" можно сформулировать следующим образом. Если любовь не атрибут, то, следовательно, она есть сущность; если любовь - не сущность Бога, то, следовательно, она есть сущность человека. Так выглядит искомый синтез. На наш взгляд, он представляет собой единственную дефиницию любви, которая может объяснить существующие недостаточности ее прежних определений и их несоответствия очевидной феноменологии любви.
Важно подчеркнуть, что согласно этой "новой концепции" любви, ее феноменология не имеет никакого отношения к ее "предмету". Любовь - это не теологический (только знаемый) и не психологический (только субъективный) феномен, но исключительно и только субъектный и эзотерический феномен, имеющий отношение только к ее субъекту, т.е. человеку, обнаруживающему и проявляющему собственную сущность, собственную любовь. Иначе говоря, любовь имеет отношение только к любящему(ей). Любимым(ой) при этом может быть кто угодно, достаточно лишь оказаться в "поле любви". О какой бы любви мы ни говорили - детской, братской, отцовской, материнской, партнерской, человеческой ("любви к ближнему") - мы можем утверждать, что важны лишь два условия: любящий(ая) должен(на) тем или иным способом обрести контакт со своей сущностью, тогда как любимый(ая) может быть кем угодно. И в этом смысле для любящего(ей) в момент любви совсем не важно (как впрочем и в ее подчас продолжительном шлейфе) любит ли сама(сам) любимая(ый). Подобно импринтингу - этой специфической форме научения у животных, не делающей для утенка различий "между уткой и небольшой весельной лодкой" (Лоренц), любовь не делает различий между теми, на кого она оказывается направленной. Именно поэтому, как говорит народная мудрость, "любовь слепа". Вряд ли здесь нужны примеры случаев такой "слепоты". В соответствии с данной концепцией мы лишь можем усилить этот тезис, сказав, что любовь всегда слепа.
Еще одно важное положение этой эзотерической концепции любви заключается в том, что любовь - это обычно непродолжительное состояние, не более (скорее даже менее) продолжительное, например, чем время цветения куста жасмина или пеона по сравнению со временем его "не цветения".
Таким образом, можно говорить о трех различных взаимоотношениях любви и жизни: первое взаимоотношение - это "жизнь без любви" (или точнее, период жизни, когда человек не имеет актуальных контактов с собственной сущностью), второе – это "жизнь-любовь" и, наконец, третье, - "жизнь в шлейфе любви".
Если посмотреть на данную "периодизацию" глазами психотерапевта, то станет вполне очевидно, что ни человек, живущий без любви, ни человек, живущий любовью, не нуждаются ни в какой психотерапии и лишь человек, живущий в шлейфе любви - клиент или пациент.
Это происходит в силу следующих причин.
Первая из них заключается в том, что для такого человека существует контраст между любовью и ее отсутствием. Эту ситуацию можно сравнить с той, в которой импринтинг уже больше актуально не действует. Человек живет "по старой памяти", но по большему счету он глубочайшим образом дезориентирован.
Вторая причина клиентствования в шлейфе любви состоит в том, что "слепота любви" и, следовательно, любящего(ей) сменяется зрением полюбившего(ей). Он(а) постепенно обнаруживает, что, подобно утенку из нашего этологического примера, плывет вовсе не за "уткой", а за какой(им)-то тетей(дядей) или даже за небольшой весельной лодкой, которая сама по себе не только равнодушна к его (утенка) существованию, но может (не по злобе, а просто по своей собственной природе) пребольно ударить его веслом по голове. Экзистенциальная дезориентированность сочетается тем самым с экзистенциальным страхом.
Третью причину "любовной травмы" мы видим в том, что подлинная любовь, как правило, оказывается неразделенной. Во всяком случае, прецеденты синхронизированных во времени и пространстве контактов двух людей с их сущностями весьма маловероятны. Современная жизнь очень далека от того, чтобы содействовать этому. Наш "утенок" в результате не просто дезориентирован и испуган, он, не чувствуя встречной любви, не ощущая извне даже аутентичного ей отклика, неизбежно испытывает, а время от времени и чувствует, осознает острую душевную боль.
Всякая подлинная психотерапия может быть, на наш взгляд, только восстановлением контакта человека с его собственной сущностью. Такая психотерапия предполагает демистификацию всякой "любви к" (к родителям, родственникам, партнерам, не испытывающим любовь, не любящим и, следовательно, не заслуживающим любви). Такая психотерапия предполагает также обретение человеком гораздо более адекватного видения и понимания реальности собственной жизни и жизни других людей. Это такое видение и понимание, предельной свободой и ответственностью, альфой и омегой для которых является "быть любовью" без каких бы то ни было иллюзий и упований, ожиданий и эмоций, адресованных в этой связи другим людям. Любовь - это связь с самим собой, а не с другими людьми или, метафорически говоря, это свет, идущий из центра вовне.
Связывая в своем сознании внутренне самоочевидный факт любви лишь со своим чувством или лишь с определенным(ой) другим(ой) - его(ее) внешностью, его(ее) личностью - человек тем самым мистифицирует любовь, искажает и ограничивает ее подлинную реальность, в результате утрачивая с ней контакт.
Чтобы проиллюстрировать этот самый драматичный момент инволюции любви в сознании человека, воспользуемся простой метафорой. Представьте себе точечный источник света, равномерно излучающий кванты и волны света в окружающее его пространство. Это радиальное излучение делает видимыми, рефлексирующими все предметы, расположенные в этом пространстве. Теперь представьте, что у источника света имеется некая в целом непрозрачная оболочка, в которой есть лишь одно очень маленькое отверстие, снабженное ко всему прочему еще и фокусирующей линзой. Из этого отверстия вырывается тонкий луч света, сконцентрированный только на одном из предметов окружающего пространства. При этом все другие предметы, как, впрочем, и сам источник света, оказываются погруженными во тьму. Здесь и возникает "иллюзия ночи": "светит Луна, Солнце не светит". Луна - эта "лампада ночи", светящаяся холодным, отраженным и чужим светом, подменяет собой Солнце, звезду, реально являясь лишь ее мертвым подобием - астероидом.
Происходит иллюзорное, мистифицирующее действо - место излучающего занимает отражающее. Осуществляется двойная подмена, радикальное искажение действительности.
Если мы представим себе, что и наши воображаемые "источник света" и "объект, лишь отражающий свет", обладают сознанием (или, иначе говоря, что они способны жить - действовать, общаться, чувствовать - согласно данной иллюзии), то получим все те экзистенциальные следствия, которые имеет человек, живущий в шлейфе любви: потерянность, страх и боль.
Можно сказать, конечно, что жизнь в любви (как и жизнь без любви) - это удел немногих. Большинство людей живет в шлейфе любви. Однако, сам этот шлейф подвергается, как правило, мощной переработке посредством разнообразных и каждый раз индивидуально организованных механизмов психологической защиты. Функциональный смысл их действия заключается в том, чтобы минимизировать дезориентацию, страх и боль, наполняющие план существования человека, живущего в шлейфе любви. Отсюда все те вытеснения, регрессии, идентификации, сублимации, рационализации, проекции и изоляции, с которыми, так или иначе, приходится иметь дело каждому практикующему психотерапевту.
Человек, живущий в шлейфе любви, а это практически каждый(ая) из нас, несет в себе ощущение любви, память о ней, но эта память, образуя самое ценное содержание его личного опыта, сокрыта от других (а подчас и от него самого) личностными формами жизни, образованными в результате действия механизмов психологической защиты. Вместе со всем этим такой человек несет в себе и неудовлетворенную потребность в любви, скрытую подчас не менее глубоко и выражаемую вовне в весьма искаженных формах.
Именно поэтому очень важно точно означивать и конгруэнтно осознавать любовь, важно также присваивать это состояние, не проецируя его на другого и/или другое. Ведь только в этом случае можно удерживать и длить любовь. И, напротив, всякий раз, когда происходит "опредмечивание" любви, ее исходный(ая) обладатель(ница) неизбежно терпит утрату и оказывается в шлейфе любви, становится уже не любящим(ей), а полюбившим(ей). Здесь, как правило, еще не происходит встречи с другим, но уже происходит утрата самого(ой) себя. А это основополагающая утрата. Человек, живущий в разлуке с самим собой, в принципе не может ни любить, ни встретить другого человека. Вот в чем, на наш взгляд, заключается главная проблема человеческого существования и, одновременно, главная проблема психотерапии. И в этом смысле демистификация любви есть демистификация психотерапии, выявление ее главной проблемы - преодоления разлуки человека с самим собой, со своей сущностью и со своей... любовью.
<<< начало --- часть 2--- читать дальше - окончание >>>
Эта статья из раздела:Психология любви.
Путеводит Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
История куьтуры любовного чувства. Е.Пушкарев
Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков
Литература сыграла огромную роль в любовном культе. М.О.Меньшиков
Суеверия и правда любви. М.О.Меньшиков
Концепт любви в мировой культуре.Вал. А. Луков, Вл. А. Луков
Бытийная Любовь в «Философии Сердца» Сафо А.В. Киричек
Осмысление любви в древнем мире. Архаический дискурс и квазисубъект любви. В.М. Розин.
Новоевропейское представление о любви. В.М. Розин