образовательно-доверительный сайт
37. РЕАЛЬНА ЛИ "ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ"? А. Бабин, Н. Аныкина
Первой любви на нашем сайте посвящена целая трилогия:
"Первая любовь" - важный шаг полового взросления. Е. Пушкарев
Реальна ли «первая любовь»? А. Бабин, Н. Аныкина
"Первая любовь" и ее исход. Д. Келис, К.Филлипс.
Блаженство было так безмерно!
Мы целовались, помнишь?
Да?.. Наверно...
А. Суханов
Попробуйте ответить, не задумываясь: о чем пьеса "Ромео и Джульетта"? Автоматический ответ, конечно же: "О любви". И это - единственно возможный неправильный ответ. Как произведение гениальное, "Ромео и Джульетта" - обо всем; и только любви нет в этом явлении искусства - потому, что Шекспир знал: в описанном им мире ненависти и предрассудков любовь не живет. Принято считать, что описан практически эталон любви, а между тем пьеса - о несчастных подростках и глупых, незрелых взрослых. Такое "недоразумение" связано с общеизвестным, в общем-то, феноменом смешения понятий любви и влюбленности.
Если речь идет о "первой любви" - всегда подразумевается именно влюбленность. С точки зрения аналитической психологии влюбленность - это реализация инстинктивного стремления к преодолению одиночества, отделенности от окружающего мира. Человек - явление уникальное, "обыкновенное чудо": осознающая себя жизнь. Развитие индивида - прежде всего осознание собственного "я". У младенца "я" - еще только намек, возможность; он не чувствует отделенности от мира, пока мать рядом. В процессе становления личности ребенок, затем подросток, юноша или девушка, начинает осознавать себя как отдельное существо, во многом беспомощное перед силами природы и общества, осознавать конечность собственного существования. И фатальность осознаваемых "рамок бытия" могла бы стать непереносимой для разума, если бы на помощь не приходил инстинкт воссоединения с миром на новом уровне - через эмоциональное слияние с ближним, и в первую очередь - влюбленность и продолжение рода. "Помешательство друг на друге кажется влюбленным доказательством силы их любви", - говорит Эрих Фромм, - "хотя оно может свидетельствовать лишь о степени их предшествующего одиночества".
Природа мудра: пробуждающееся сексуальное влечение подталкивает подростка к такому слиянию. Возникающее переживание единства с доныне посторонним, чужим человеком - это как бы возврат в материнское лоно, к бессознательному ощущению себя как гармонической, неотъемлемой части природы. "Это состояние обозначается как совершенная гармония и оценивается как великое счастье ("одно сердце и одна душа"), - пишет Карл Густав Юнг, - "и, конечно, по праву... ибо это истинное переживание божества, которое, овладев человеком, гасит и поглощает все индивидуальное в нем... мужчина и женщина становятся орудиями продолжающейся жизни".
Таким образом, "запрограммировав" человека на влюбленность, природа преследует две цели: продолжение рода и предохранения разума от разрушающего чувства тревоги, порождаемого ощущением одиночества. Влюбленность, и в особенности "первая любовь" - великое орудие жизни, великое чудо и огромное счастье, однако это переживание неличностное. И не только как исполнение природного "замысла", но и в плане выбора объекта, который в случае "первой любви", то есть у человека очень молодого, с недостаточно зрелой индивидуальностью, всегда инстинктивен. Инстинкт - подсознательно ощущаемая природная, но не личностная целесообразность. Нет более бесперспективной позиции, чем позиция родителя, пытающегося объяснить своему влюбившемуся подростку, что он выбрал "не того". И эта позиция опасна: допустив некорректность, давление, родитель рискует потерять не только близость, доверие сына или дочери, но и его самого.
Вот две достаточно банальные истории, имевшие место в Москве в октябре 1996 года. Две похожие, благополучные и обеспеченные семьи. Две Машеньки, единственные, лелеемые и успешные семнадцатилетние девочки, студентки. "Первая любовь". Объектом одной явился охранник банка, "лицо кавказской национальности", другой - молодой человек без образования, торгующий вместе с матерью в Лужниках и живущий вместе с отцом-алкоголиком. В обоих случаях - первый восхитительный сексуальный опыт и решение: "быть вместе навсегда". Дальше начинаются различия.
В первой из описываемых семей родители "стояли насмерть". Аргументы типа "ноги не будет этого черно... в нашем доме" - еще из самых мягких. Постоянные унижения и запреты. Результат: побег из дома; милиция, экстрасенсы; инфаркт отца; насильственное возвращение под родительский кров; попытка самоубийства девочки; госпитализация в психиатрическую больницу в реактивной депрессии.
Во второй семье родители вели себя мягче. Признавали некоторые достоинства избранника. Принимали его в доме, и - настойчиво советовали не торопиться, поближе познакомиться с его семьей, закончить первый курс... Спустя всего месяц, девочка продолжала встречаться со своим избранником, но о скором замужестве уже не говорила, обретая постепенно способность смотреть на него все более объективно.
От родителей всегда многое зависит. В ситуации "первой любви" ваш ребенок находится во власти стихии; это страшно, но это и прекрасно. Ведомый природой, он может встать на единственно достойную человека дорогу - дорогу обучения любви. Помните? "Начните - при сейчас, очнитесь - при всегда..."
От влюбленности до любви пролегает путь, которому нет равных - путь становления личности в целом. Пережив потрясение ощущением единства и гармонии, крушения барьеров, причащения великой тайне жизни, человек возвращается к собственному "я". Потрясение не может длиться долго. Человек оказывается "у развилки дорог". Он может начать искать аналогичных ощущений вновь и вновь - пойти по пути смены партнеров и бесконечных разочарований. Но он может и начать учиться величайшему из искусств - искусству любви. Выбор дороги зависит от личностной зрелости, он всегда труден, особенно в юности. Лишь полноценная, зрелая любовь, требующая сосредоточенности и стремления "дать", а не "взять", любовь, при которой люди связаны ядрами индивидуальностей, является единственно возможным способом истинного человеческого слияния с миром. Однако это уже выходит за рамки разговора о "первой любви"; более того, за рамки любого разговора, исследования или произведения искусства. Обучение истинной любви бесконечно, как сама жизнь, и столь же бесценно. Оно стоит любых усилий. А начать можно, например, с попытки осмысления книги Эриха Фромма "Искусство любить".
Статьи, относящиеся к этой же теме: