31. Понятие «любовь». Е. Пушкарев
Папа Римский Иоанн Павел II
Существует огромное количество понятий любви: к родине, жареной картошке, родителям, как вершина нравственного отношения к человеку, к животным, музыке и так далее. Поэтому любовь это класс психических явлений, которые имеют как некоторое сходства, так и существенные различия. И дело даже не в том, что одно из них ниже другое выше, а в том, что это разные по своей структуре явления. Здесь мы поговорим о наиболее популярной и востребованной межполовой индивидуальной любви, которая существует:
- как атрибут - природное явление - любовь естественная ,
- как артефакт (лат. artefactum от arte – искусственно + factus – сделанный) - понятие, культурная норма, сценарий - любовь культурная .
В большинстве случаев любовь естественная как явление не совпадает с культурными нормами, а в случаях, когда за любовь принимается любовная аддикция это уже ее полная противоположность. Любовные аддикции по международному классификатору болезней (МКБ—10) включены в раздел F63. «Расстройства привычек и влечений» - классификация нехимических форм зависимого поведения.
К.псх.н. А.Л. Федосова "Психологические особенности любовной аддикции и пути ее преодоления".
Для начала давайте все-таки рассмотрим несколько фактов о любви естественной как явлении, она появилось задолго до Homo sapiens. Из книги лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца "ГОД СЕРОГО ГУСЯ": "Любовь и секс" существуют в гусиной жизни раздельно. Сочетаясь, они надежно связывают пару, но довольно часто наблюдаются и независимо друг от друга. При нормальных обстоятельствах активное ухаживание ведет гусак».
У высших животных и приматов, любовное поведение носит уже более сложные формы. Американский психолог Гарри Харлоу выявил, что у обезьян (макаки-резусы) любовь, то есть индивидуальная, избирательная, эмоциональная привязанность, не является единым, неизменным состоянием, а включает, по крайней мере, пять автономных "аффективных систем":
- материнскую любовь;
- детскую любовь к матери;
- любовь сверстников, детей и подростков друг к другу;
- гетеросексуальную любовь;
- отцовскую любовь к детям.
Ни одна из этих систем не сводится к другой и не вытекает из нее; вместе с тем генетически более ранняя система подготавливает более сложные формы взаимоотношений.
История культуры любви до Homo sapiens. Е. Пушкарев.
Д. Аккерман отмечает, что в международной антропологической базе данных перечислено более трехсот культур земного шара, в которых представления о любви никак не систематизированы.
Над понятием «любовь», ее осмыслением человек начал задумываться примерно пять тысяч лет тому назад. В шумеро-аккадской культуре любовь начинает выделяться в особую силу жизни. При этом еще сохраняется архаическое соединение любви и войны: богиня Иштар - богиня любви и войны, распри одновременно. Любовь ассоциируется с гражданскими потребностями человека: от акта размножения зависит плодородие семьи и страны. Вражда и дружба, высший вид приязни и неприязни – эти крайности еще сходятся в богине Иштар. У более поздних богов – из греческой и индийской мифологии – такого смешения уже нет.
Любовь и секс по современным понятиям неразрывны, выражение «заниматься любовью» ни у кого не вызывает двузначного понимания, но так было не всегда. Любовь и сексуальные отношения это задумано не природой. Идеологи человеческой культуры и морали с целью упорядочения сексуальных норм «пристегнули» их к любви совсем недавно.
Профессор д.и.н. Ю.И. Семенов «Происхождение брака и семьи»: «Многие доклассовые общества ни в малейшей степени не осуждали ни добрачные, ни внебрачные связи, если только они не представляли собой нарушения брачно-группового регулирования…» (Начало перехода от первобытнообщинного строя – последнего доклассового общества к рабовладельческому 4-е - 3-е тыс. до н. э.)
А вот такое сложное психо – энергетическое состояние как влюбленность ориентированное на совокупление с целью продолжения рода и вида это уже задумка природы. Доктор Пек считает: «Среди всех заблуждений относительно любви самым действенным и распространенным оказывается представление, что влюбленность – это тоже любовь или, по меньшей мере, одно из ее проявлений. Действенным это заблуждение является потому, что влюбленность субъективно переживается так же ярко, как и любовь. Когда человек влюблен, его чувство, конечно же, выражается словами "Я ее (его) люблю".
Любовь – не чувство. Морган Скотт Пек
Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев
Это вредоносное слово «любовь». Е. Пушкарев
Влюбленность это одна из форм псевдолюбви. Э. Фромм
Влюбленность это генетически предопределённые циклические, специфические состояния обеспечения выживания вида (продолжительность по Х. Фишер до 30 месяцев, среднестатистические полгода). Влюбленностей без сексуальных влечений не бывает и к любви она не имеет никакого отношения.
Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.
Для понимания межполовой индивидуальной любви существенный вклад внесла древнегреческая культура. Целый ряд подсказок для ее понимания сделали выдающиеся философы Сократ, Платон, Аристотель.
Двадцать четыре века назад Платон создал первую в человеческой культуре философию любви. Он ее изложил в своей работе "Пир" в ней он излагает миф, в котором Аристофан рассказывает Сократу об андрогинах это люди, состоявшие из двух половинок.
И в наше время эта идея пользуется популярностью, она обозначила новый этап в постижении любви, а позднее стала истоком для многих теорий любви. «Андрогинная целостность личности» это не просто союз мужчины и женщины абы кто, это именно соединение двух половинок как результат наилучшей психотипической сочетаемости, итогом, которой явилось: любовь это «жажда целостности и стремление к ней».
Ключевым феноменом в андрогинии является «сизигия».
Для обозначения наивысшей формы половой любви философ В.С. Соловьев использует понятие сизигии, что в переводе с греческого языка означает «сочетание» для обозначения такого сопряжения между мужчиной и женщиной, которое является основой идеального брачного союза. Потому, что только в нем происходит «исцеление изъянов человеческой природы и возмещение их».
В.С. Соловьев в своих работах подчеркивал ключевую важность сочетаемости в любви. В работе «Смысл любви» он, формулируя задачу любви, говорит, что она заключается в том, «чтобы оправдать на деле тот смысл любви, который сначала дан только в чувстве; требуется такое сочетание двух данных ограниченных существ, которое создало бы из них одну абсолютную идеальную личность».
Уже в самой первой теории любви возникла мысль об особой силе любви, о ее роли исправителя людской природы и тем самым человек преодолевает свое врожденное несовершенство. Причем человек становится не просто самим собой, а самим собой лучшим, самым сильным, умным. Платон об андрогинах пишет: «Страшные своей силой и мощью, они питали великие замыслы и посягали даже на власть богов…». Это проявление синергетического эффекта любви. Именно этого и испугались боги и рассекли андрогинов пополам.
До Платона считалось, что любовь от человека не зависит, она возникает, когда Эрот поражает человека своей золотой стрелой. Платон объясняет, ты сам можешь обрести любовь. Он впервые в истории человечества приписывает любви разумное начало, против существовавшего понимания — страсти. Он делает уточнение, что страсть (пафос по-гречески), – аспект, который только отвлекает от сути любви.
Платон первый кто начал переключать обыденное понимание любви с тела на личность.
Платон
Марсилио Фичино «Комментарий на "Пир" Платона»: "Желание же соития и любовь - это не сходные, а противоположные понятия".
У Платона любовь это духовное восхождению к абсолюту, свободное от чувственного влечения.
Д.филос.н., д.филол.н. П.С. Гуревич
Идеалом Платона была любовь - дружба, подчинение любви общей задаче спасения человека, выдвижение на первый план не чувственности и удовольствий, а духовной работы.
Д.филос.н. В.М. Розин
…как, например, Платон трактует любовь?
Любовь — это не только поиск своей половины и стремление к целостности, но и дружба между возлюбленным и любящим, причем такая, где любящий ведет (воспитывает) возлюбленного и отчасти самого себя;
это и разумное начало (стремление к мудрости, рассудительности, долгу, справедливости);
это и преодоление страстных, обыденных влечений («нескромности»), столь характерное для философской жизни.
Д. филос. н. В.М. Розин
Получается, что любовь для Сократа и Платона — это только духовное дело — дружба, совершенствование личности, стремление к благу и бессмертию.
Д.филос.н. В.М. Розин
По Платону, любовь и дружба не столько разные чувства, сколько разные аспекты - духовный и чувственный - одной и той же тотальной личной привязанности, которую философ определяет как "жажду целостности и стремление к ней" :(Пир, 193а)
Д. филос. н. И.С. Кон
Истинная цель и смысл любви в понимании Аристотеля заключалась именно в дружбе, а не в чувственном влечении - эросе. В "Никомаховой этике" он писал:
"Любовь, таким образом, происходит скорее от дружбы, чем от чувственного влечения. Но если больше всего от дружбы, то дружба и есть цель любви. Следовательно, чувственное влечение или вообще не есть цель, или оно есть ради дружбы".
У древних греков филия считалась самым главным человеческим чувством. В иерархии их нравственных ценностей любовь занимала место, подчиненное дружбе, с которой увязывалось благо как двоих, так и всего общества.
Аристотель
Дружба – это одна душа, живущая в двух телах.
Аристотель
Дружба, по Аристотелю, величайшая социальная и личная ценность, "самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей (philoi), даже в обмен на все прочие блага".
Друг - наше "второе Я". Ближе друга у человека никого нет.
Д.филос.н. И.С. Кон
Также мы можем позавидовать древним грекам потому, что их язык оказался более мудрым и разнообразным по сравнению с современными языками, ведь у них было не менее четырнадцати терминов обозначавших разные состояния, сформировавшиеся под воздействием разнообразных никак не связанных, в том числе и межполовых влечений. И только один из них обозначал индивидуальную любовь – филия.
филия – любовь-приязнь, любовь-симпатия, любовь-дружба, предполагающая свободный индивидуальный выбор;
сторге – родовая нерасторгаемая связь, любовь-привязанность;
агапе – жертвенная, бескорыстная любовь к ближнему, благожелательность, милосердие;
прагма – уравновешенная осмысленным выбором «практическая» любовь;
эрос – чувственная любовь;
мания – любовь-одержимость, любовь-зависимость;
людус – любовь игра, причем выиграть как можно больше, потратив как можно меньше сил;
эунойа любовь –отдавание;
потос – вожделение;
афродизия - «дела Афродиты»;
аколасия - удовольствия тела, были термины, обозначавшие удовольствия, доставляемые через зрение, слух и обоняние;
харис – любовь - благодарность и уважение;
латрейя – «благоговейное поклонение», «культовое служение», любовь-почитание;
диафосис – любовь к другим, равная любви к себе, самая редко встречающаяся из прочих (Аристотель)
А значит, у них была невозможна столь долгая, более двух тысяч лет неразбериха в классификации душевных отношений между мужчинами и женщинами происходящая в новой эре. Потому, что в русском языке все эти независимые одно от другого состояния пишутся через дефис после слова «любовь». То есть русские культурологи, как впрочем, и западные все эти состояния, вызванные чаще всего разными межполовыми влечениями, точно дифференцируемые древнегреческими терминами, объединили единой системой смыслового кровообращения и назвали их «виды, стили, цвета любви», чем непреодолимо запутали ее понимание.
Эти рассуждения относятся и к современным понятиям «сверхизбирательная любовь», «идолопоклонническая любовь», «навязчивая любовь», «наркоманическая любовь», «токсическая любовь», «компульсивная любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «хищная любовь» и т.д., которые никакого отношения к настоящей, естественной любви не имеют.
Апостол Павел, «Тайна сия велика …». (Ефес.: 5, 32)
все зависит от того какова эпоха.
Шарль Сейньобо
Любовь была изобретением поэтов (трубадуров Прованса), и поэзия еще долго оставалась синонимом любви.
Нина Эптон «Любовь и французы». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
В средние века зародилось понятие Fin”amor - утонченная любовь. В новое время ей дали другое название куртуазная или в переводе на русский язык - придворная любовь. По законам куртуазной любви рыцарь соглашался подчиняться своей даме во всем, что относится к любви, привязанности, манерам и вкусу. В этой области она была его владычицей, его королевой. При этом тот же самый рыцарь мог деспотически относиться к своей жене и насиловать простолюдинок. Так в «Песни о Нибелунгах» идеальный рыцарь Зигфрид совершенно уверен в том, что «обязанность мужчины – укоротить супруге язык не в меру длинный», а его жена Кримхильда без осуждения мужа признается, что ее «разгневанный супруг безжалостно побил».
Куртуазная любовь. О.Смолицкая
«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е. Пушкарев
Бертран Рассел. Лауреат Нобелевской премии.
Все это время над понятием любовь неустанно трудятся поэты, писатели и философы. Как результат к концу XIX века уже создается культ любви – Литература сыграла огромную роль в любовном культе. М.О.Меньшиков :
"Действуя в течение веков на неустойчивые мозги средних людей, любовный роман развращает половое чувство более, чем какое-нибудь другое влияние":
"Мы все теперь упиваемся любовными романами, но, повторяю я, будет время, когда самый чистый рассказ об ощущениях влюбленного, даже такой изящный, как "Вертер", будет казаться столь же неуместным, как рассказ о пищеварении и расстройстве его. Любовные романы будут описываться в клинических журналах, как теперь описываются болезни, потому что любовь половая - типическая "болезнь роста", где вместо острой физической боли в пароксизмах - острое наслаждение. Я не сомневаюсь, что ученый медик мог бы, тщательно изучив влюбленность, собрать достаточно материала для интересной диссертации".
Суеверия и правда любви. М.О.Меньшиков
Предсказание мудрого философа сбылось и теперь с помощью тестов можно определить не только сам факт любовной аддикции, но и даже признаки предрасположенности к ней, за долго до ее наступления.
Критерии различения любви и аддикции. С.Пил, А.Бродски
Индивидуально-психологические детерминанты любовных аддикций у девушек. С. Скворцова
К.м.н., доцент кафедры психиатрии С. И. Ворошилин
Куртуазная, романтическая и другие формы любви зарождаются, развиваются, их подъем или спад зависят от количества праздных возможностей определенных слоев общества и информационных носителей (устный фольклор, книги, театрализованные представления, средства массовой информации), которые и призваны наполнять праздную жизнь интеллектуальным и эмоциональным содержанием.
К.филол.н. И. Иванова
Для трудового народа вплоть до ХХ века особая значимость любовных отношений это привилегия и прихоть господ. Супружество, большая семья для простого народа это способ выживания, в невероятно трудных условиях, а такое непонятное и даже мистическое явление как любовь никак этому не способствовало.
...- "Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?"
- И полно, Таня! В эти лета
Мы не слыхали про любовь;
А то бы согнала со света
Меня покойница свекровь.-
"Да как же ты венчалась, няня?"
- Так, видно, бог велел…
И только во второй половине ХХ века всем слоям общества стали доступны любовные отношения, и самоопределение в них, а к концу века:
" Любовь уже превращена в религию. Человеческая любовь настолько омрачена чрезмерными страданиями и переживаниями романтизма, что мы лишаемся, возможности относиться к ней так, как она того заслуживает". Роберт Алекс Джонсон; доктор психологии.
Мы : глубинные аспекты романтической любви. Роберт А. Джонсон
Романтическая любовь, следуя своей парадоксальной природе, постоянно нас дурачит. Роберт А. Джонсон
О деструктивном влиянии "общества потребления" на половую любовь. Э. Фромм
Общество потребления и его антилюбовная сущность. Е. Пушкарев
Оказалось, что любовная культура и суть любви, слишком разные явления, а от этого огромные противоречия в понятии "любовь".
«Любовь, что движет солнце и светила»
Данте;
«Любовь чудо цивилизации»
Стендаль;
«Любовь — апофеоз жизни».
А. И. Герцен
«Люби, люби, нет смысла в остальном».
Ж. Лафонтен;
«Высшая ценность на этой Земле — Любовь».
А. А. Блок;
«Любовь печать образа Божия в человеке»
М.А. Булгаков;
«…Любовь есть вообще драгоценное благо, счастье и утешение человеческой жизни — более того, единственная подлинная ее основа…»
С. Л. Франк;
«Любовь монарх среди чувств»
Ю.Б. Рюриков;
«Любовь — конечная цель мировой эволюции, правда вселенной. Любовь — высшая реальность, предвечная основа всего…»
Новалис;
"Любовь - это самое важное слово в языке: любовь играет главную роль в жизни..."
Гери Чепмен ( Пять языков любви. Г. Чепмен )
«Ведь что, главное, погано, - писал Лев Толстой на излете жизни. – В теории предполагается, что любовь есть нечто идеальное, возвышенное, а на практике любовь – нечто мерзкое, свиное, про которое и говорить и вспоминать стыдно… А люди делают вид, что мерзкое и стыдное – прекрасно и возвышенно… Духовное сродство! Единство идеалов! Но в таком случае незачем спать вместе».
«...нет ничего более пагубного для нашего спокойствия, нашего голоса, нашей красоты, нашего состояния, наших успехов, чем любовь...»
Ж.Санд
«Любовь так искажена, профанирована и опошлена в падшей человеческой жизни, что стало почти невозможным произносить слова любви, нужно найти новые слова».
Н. Бердяев;
«Он предал тебя тоске и удушью
Отравительницы любви»
А. Ахматова;
«Любовь – чудовище,
что пожирает даже собственных детей».
Е. Евтушенко
«Сейчас я кое-что знаю о том, что называют любовью. Это давящее, грубое и бестолковое чувство, быть может, скрашивающее тупую жизнь обывателя, но совершенно ненужное, лишнее и мешающее в жизни человека творческого».
Ю. Нагибин;
«Наши правила любви так несовершенны, что многие не должны, а еще большее количество не могут любить…»
П. Мантегацца.
По опросам более 70% браков создаются по любви, а дальше:
«Сейчас половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях...»
д.филос.н. В.М. Розин
«По официальной статистике у нас на 100 браков 70 разводов. А я говорю, что на 100 браков все 100% разводов. У нас семей как таковых нет. Просто люди изолированно живут на одной территории, изолированно друг от друга.
Вот такие у нас семьи, что людей вместе держит только внешняя оболочка. Я исследовал семьи, где брак длился лет 10-15, и спрашивал задавал вопрос такого типа:, «вы бы сейчас вышли замуж за вашего мужа, но только все повторится, как было». И наоборот. В результате только 5% мужчин не сожалели, что женились на этой женщине. И 9% женщин. Но, допустим, я согласен на ней жениться, а моя жена за меня сейчас бы замуж не вышла, если по новой. Так вот из 11 тысяч 400 семей таких оказалось пять, где есть взаимный выбор»
Член-корреспондент РАЕН, д.м.н., психотерапевт М.Е. Литвак
Этому соответствуют и рассуждения Л.Н. Толстого об атмосфере в семьях:
«А мы были два ненавидящих друг друга колодника, связанных одной цепью, отравляющие жизнь друг другу и старающиеся не видать этого. Я еще не знал тогда, что 0,99 (99%) супружеств живут в таком же аду, как и я жил, и что это не может быть иначе. Тогда я еще не знал этого ни про других, ни про себя» - рассуждения главного героя Позднышева. В послесловии к "Крейцеровой сонате" Л.Н. Толстой открыто идентифицировался с ним.
Если в XIX веке философ М.О. Меньшиков пишет о «культе любви…», «..любовный роман развращает половое чувство», к середине ХХ века Философ традиционалист Ю.Эвола пишет о «Тирании любви и секса…», к концу ХХ века доктор психологии Р. А. Джонсон пишет о том, что «романтическую любовь» уже превращают религию…». А в результате появляется современная амурно - эротическая химера, которую доктор Э. Гидденс назвал «конфлюентной любовью» (confluent love).
Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс
Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» Р.Г.Апресян
- испытуемым китайской национальности свойственна рациональность, противоречивость отсутствует, любовь для них - это гармония, совершенство, музыка, мелодия, стихотворение».
…любовь у представителей русской культуры - это более глубокое и сильное чувство в эмоциональном переживании, по сравнению с китайцами и корейцами из Южной Кореи.
Установленные значимые различия в семантических пространствах значений слова «любовь» между группами испытуемых, принадлежащих к одной национальности, но являющихся носителями разных языков (русскоязычными корейцами и корейцами из Южной Кореи), и отсутствие этих различий между группами испытуемых, принадлежащих к разным национальностям, но являющихся носителями одного (русского) языка (русскими и русскоязычными корейцами), позволили подтвердить научную гипотезу о влиянии языка на образ мышления и образ чувствования говорящего на нем народа.
Кандидат культурологи А.В. Севрюк
Концепт «любовь» в татарском языке содержит 15 когнитивных (осознанных, осмысленных) признаков, а в русском - 45.
К. филол.н. Л.З. Гибадуллина
Любовь во Франции - это комедия, в Англии - трагедия, в Италии - опера, в Германии – мелодрама.
Маргарита де Блессингтон (1789-1849) английская писательница
Для женщин понятие «любовь» означает заботу, нежность, понимание, уважение, преданность и признание.
Участники-мужчины выделили: доверие, одобрение, эротизм, поощрение, признательность, принятие.
«…при соотношении представления о любви с древнегреческой типологией «агапе», «сторге», «филия» и «эрос». Так исследование показало, что супругам невоцерковленным в большей степени присуща любовь «эрос» и «филия», а супругам семей священнослужителей и воцерковленным – любовь «сторге» и в наибольшей степени «агапе», наполненная религиозно – нравственным смыслом».
К.филос.н Д.В. Дементьев
А вот что входит в «понятие любовь» российской молодежи, любовь это когда:
- разум дымится и категорически отказывается работать. И чем больше тупеешь, тем лучше, значит, это «настоящая» любовь;
- я везде хожу с телефоном, ложусь с ним спать, чтобы не пропустить твой звонок;
- я пишу твое имя на стекле, а рядом рисую сердечко;
- я думаю о тебе 61 секунду в минуту;
- я пью из твоего стакана, хоть у меня есть свой;
- я сочиняю о тебе стихи;
- я узнаю тебя из тысячи и т.д.
Рассмотрим еще один пример, к чему приводит путаницы понятия с явлением. Есть достаточно популярная книга Женщины, которые любят слишком сильно. Р. Норвуд , которая у нас издавалась неоднократно и под разными названиями, она обманчивая по названию и полезная по содержанию. В самом названии заложено противоречие, которое искажает ее толковое содержание. Эта книга о болезненной зависимости.
Читаем отзывы об этой книге: «…вот еще одно подтверждение того, что любовь это болезнь…, а значит…», «…ну хорошо мне объяснили, что я люблю слишком сильно, а то я уже стала считать себя чекнутой…». А в результате: Анна Майская в документальной повести пишет: «Настоящей любви нет - в этом вот уже много лет убеждает меня моя лучшая подруга Наташка. И еще больше меня убеждает в этом моя собственная жизнь. Да, любовь подчас случается меж людьми - вот только подлинная и взаимная очень редко».
Р. Норвуд все правильно пишет о болезненной зависимости и ее сходстве с алкоголизмом, и одинаковой методике излечения от них. Но еще больше запутывает страдающих от этой зависимости, используя термин «любовь» для ее обозначения. А ведь из определения Э. Фромма мы узнали, что любовь это «…плодотворная форма отношения к другим и к самому себе...».
Эрих Фромм "Человек для себя."
Вся эта неразбериха с любовью продолжалась до конца ХХ века, когда наконец-то ученые с использованием сложных приборов: функциональных магнитно-резонансных томографов позволяющих сканировать работу головного мозга, сложных биохимических исследований, позволяющих определять самые разные психоактивные вещества, разгадали загадки "любви - явления".
1. любовь;
Естественная любовь. Е. Пушкарев
Любовь это эмоция, чувство или что? Е. Пушкарев
Любовь это болезнь? Е. Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви и симпатии» З.Рубина. Е. Пушкарев
Как рассматривается любовь в соционике. Е. Пушкарев
Настоящая любовь, она же совместимая любовь. Е. Пушкарев.
Дружба + Любовь = Филия. Е. Пушкарев.
Культура долголетия любви. Культура горя разлуки. Е. Пушкарев.
2. естественная влюбленность;
Я влюбилась… Памятка влюбленному человеку. Е. Пушкарев
Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.
3. недоброкачественные влюбленности; (страсти)
Недоброкачественная влюбленность - мания. Е. Пушкарев.
Недоброкачественная влюбленность - людус. Е. Пушкарев.
Недоброкачественная влюбленность - эрос. Е.Пушкарев
4. Вожделение (лат. libido ) – похоть, чувственное половое влечение, «томление плоти», аколасия (др. гр.) - удовольствия тела, «боримъ бывъ на блуд» (др.-русск.), «fals amore», «генитальная потенция», либидо (по Фрейду) потребность сексуального удовлетворения в разрядке это чисто биологический, циклический процесс.
И мы, наивные, обманываясь, вновь,
Томленья плоти примем за любовь.
А. С. Пушкин
Все статьи, книги и видео о сексе, оргазмах (М и Ж) и их значимостях.
Эта мозговая «полигамность» и становится причиной ревности, супружеских измен и разводов.
Профессор, антрополог Х. Фишер
В подтверждение высказывания Х. Фишер можно привести такой пример. В Наш Клуб приходит немало писем от порядочных жен: «Замужем, есть дети… влюбилась в молодого… не знаю, что делать?». Яркие душевные переживания воспринимаются как удар грома среди ясного семейного неба. Что это «от лукавого» или «Любовь это дар божий и ее нужно воспринимать такой. Это все равно, что бог громовержец - молнии разбрасывает». Л. Жуховицкий.
А. Моруа по этому поводу говорил: «Любовь — это недуг, симптомы которого каждый раз проявляются по-разному». Из-за того, что исследованием амурно – эротических влечений занимались поэты, писатели и философы, которым свойственны излишняя фантазия, субъективизм, тяга к фигуральной красоте и слабость в логике, они рассматривались либо как разные варианты любви, либо как различные ее этапы. Из-за чего и существует большое количество самых разных классификаций любви.
Узнав, что четыре независимых психических явления по большому недоразумению были объединены в одно понятие, мы можем уточнить еще одну характеристику термина «понятие»: любовь, влюбленность, страсть, вожделение это разные видовые понятия и как таковые они входят в родовое понятие влечение.
РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ — понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Родовое понятие является подчиняющим понятием, в состав которого входят меньшие по объему видовые понятия.
А в родовое понятие любовь входят: плодотворное отношение к другому и к самому себе, забота, ответственность, уважение, знание, психостимулирование, гармонизация, привязанность, интимность (доверие). Особо уточним, что влюбленность, страсть, вожделение и другие псевдолюбовные эмоции и чувства, как видовые понятия к родовому понятию любовь не имеют отношения.
Подробнее: Что такое любовь. Е. Пушкарев
И получается, что в нашей культуре "любовь - явление" и "любовь - понятие" это как говорят в Одессе: «Две большие разницы или четыре маленьких».
Д.филос.н. О.И. Николина
К тому же, времена У. Шекспира: «Бедна любовь, если ее можно измерить» прошли. В наше время любовь можно измерить уже несколькими способами: биохимическим, с использованием МРТ, а можно с помощью теста З. Рубина. Можно выявить на любом этапе и измерить недоброкачественную влюбленность – манию, которую он так гениально, красочно описывал («Ромео и Джульетта», «Отелло» и др.).
Поэтому ответственность за то, как человек будет относиться к своей любви как к анархическому, языческому понятию, навязываемому поп культурой или как к современным знаниям, которые предлагает наука, лежит на каждом человеке.
Психолог Е. Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"
Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев
Классификации любовных отношений. Е. Пушкарев.
Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.
Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Концепт любви в русском языковом сознании. С.Воркачёв
Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев