Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев
Рене Декарт
Любовь так искажена, профанирована и опошлена в падшей человеческой жизни, что стало почти невозможным произносить слова любви, нужно найти новые слова.
Н. Бердяев
Существует естественное явление любовь между мужчиной и женщиной, а еще существуют влюбленности , псевдолюбовные расстройства и др. влечения. А есть культурное изобретение - «Любовь культурная» это как высоко, так и не очень художественный, чаще романтический макияж второго под первое. Причем в том, чтобы загримировывать, переформатировать влюбленности и психические расстройства в нечто эфемерное, возвышенное, трансцендентное упорно трудились не только обыкновенные труженики художественного цеха, но и гении. В результате чего на протяжении не менее восьми веков существовали драматичная, а нередко и трагичная путаница любви с псевдолюбовями, которая длилась до середины ХХ века, пока ни удалось раскрыть суть и природу межполовой индивидуальной любви.
Владимир Иванов «Любовь и войны полов». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
А началось с того, что З.Фрейд растолковал, в своей работе «Об особом типе «выбора объекта» у мужчины», что вся любовная литература это поэтическая вольница, фантазии, скрытые влечения, а если мы хотим знать, что же такое любовь «необходимо, чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых люди наслаждались испокон веков».
Псевдолюбовь.
Он объяснил - влюбленность это одна из форм псевдолюбви. ввел и расшифровал понятия "фальшивая любовь", "сентиментальная любовь", "невротическая любовь". Он определил смысловые контуры и векторы любви.
Базовое определение любви по Э. Фромму:
Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался.
Дополняющее определение любви по Е. Пушкареву:
Любовь устойчивое гармонизирующее, психостимулирующее, смыслоформирующее состояние (отношения и чувства) исключительного приятия, прошедшее этапы зарождения и развития, основанное на неизменных, на протяжении всей жизни психологических функциях (например, базис К. Юнга), и их лучшей сочетаемости у партнеров, а поэтому с годами становится крепче и благотворнее.
По З. Рубину ключевые признаки любви: привязанность, забота и интимность (доверие).
Если передовому отряду антропологов, нейропсихологов, нейрохимиков, нейробиологов, психотерапевтов, философов и др. профессионалов с использованием новейших биохимических методов и аппаратуры: магнитно-резонансного томографирования удалось выявить различные мозговые центры, участвующие в самых разных амурно – эротических переживаниях и тем самым раскрыть природу любви, то культура по-прежнему пребывает в глубоком иррациональном заблуждении.
О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев
А главным этой разгадки оказалось то, что термином «любовь» называли несколько внешне похожих, но различных по своей природе психических явлений.
Омонимы – слова, которые пишутся и звучат одинаково, но различны по смыслу.
… любовь представляет некую Австро-Венгерскую империю, где под одной шапкой собрано множество достаточно трудносовместимых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений.
Б. Марстейн
Если мы рассмотрим и систематизируем с помощью аппаратуры, биохимических исследований и тестов все влечения между мужчиной и женщиной то получим четыре самостоятельных аффективных системы в работе головного мозга как независимых, психических единиц:
1. любовь;
Естественная любовь. Е. Пушкарев
Любовь это эмоция, чувство или что? Е. Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви и симпатии» З.Рубина. Е. Пушкарев
Как рассматривается любовь в соционике. Е. Пушкарев
Настоящая любовь, она же совместимая любовь. Е. Пушкарев.
Дружба + Любовь = Филия. Е. Пушкарев.
Культура долголетия любви. Культура горя разлуки. Е. Пушкарев.
Любовь это болезнь? Е. Пушкарев
2. естественная влюбленность;
Я влюбилась… Памятка влюбленному человеку. Е. Пушкарев
Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.
3. недоброкачественные влюбленности;(страсти)
Недоброкачественная влюбленность - мания. Е. Пушкарев.
Недоброкачественная влюбленность - людус. Е. Пушкарев.
Недоброкачественная влюбленность - эрос. Е.Пушкарев
4. Вожделение (лат. libido ) – похоть, чувственное половое влечение, «томление плоти», аколасия (др. гр.) - удовольствия тела, «боримъ бывъ на блуд» (др.-русск.), «fals amore», «генитальная потенция», либидо (по Фрейду) потребность сексуального удовлетворения в разрядке это чисто биологический, циклический процесс.
И мы, наивные, обманываясь, вновь,
Томленья плоти примем за любовь.
А. С. Пушкин
Все статьи, книги и видео о сексе, оргазмах (М и Ж) и их значимостях.
Каждая из этих систем - психологических механизмов имеет свой нейронный коррелят. Эти корреляты обычно называют мозговыми модулями, или мозговыми релейными системами. Каждая система отвечает за свой особый чувственный и поведенческий репертуар. Практически всегда одновременно действуют несколько систем, поэтому складываются сложнообразованные сети. Исследователи любви «до приборной эпохи» каждую комбинацию считали самостоятельным типом (видом, цветом) любви, поэтому так много самых разных ее классификаций и толкований.
Классификации любовных отношений. Е. Пушкарев.
Для сравнения можно привести такую аналогию, эти системы различаются между собой как различаются психические явления «эмоция», «чувство», «аффект», «настроение». Для профессионала различить их между собой не составляет никакого труда. Это также как опытный рыбак отличает окуня от чебака, карася, ерша даже не задумываясь. Приведу еще одну аналогию - естественное движение воды в природе. Это может быть дождь, может река, могут быть морские приливы и отливы, а может сокрушительное цунами. Ведь никому же не приходит в голову все природные водные движения назвать одним термином. А вот в истории культуры любви эта терминологическая путаница началась сразу после крушения древнегреческой цивилизации.
В. С. Соловьев
Лучше разобраться в том, чем различаются четыре этих амурных влечения, мы сможем, если договоримся их рассматривать не с позиции нашей культуры и моралистов, которые для этого используют вертикальную оценочную шкалу:
Высшая ценность на этой Земле — Любовь.
А. Блок
Влюбленность — самый непрочный вид любви.
К. Льюис
Согласно Л.Н. Толстому, вожделение, похоть, сладострастие есть грех и грязь, проявление животности. Предаваться сладострастию возможно лишь так, как предаются тайному пороку.
Разве любовь — естественное чувство? Разве человеку свойственно любить? Любовь — болезнь, а для болезни закон не писан.
И. С. Тургенев
А используем горизонтальную, научную, статистическую шкалу, то есть будем рассматривать их все в одной плоскости, как самостоятельные, полноценные психические проявления, без пафоса, безоценочно лучше - хуже. К тому же из статистики мы знаем, что чаще всего люди переживают влюбленности, затем похоть и недоброкачественные влюбленности и на самом последнем месте с большим разрывом – любовь.
«Высказывания о любви. Кому верить?
Все эти амурно – эротические проявления на нашем сайте уже подробно описаны и приведены ссылки, а в этой статье предлагаю представить, что получится, если заменить широко и неразборчиво используемый термин «любовь», терминами, обозначающими самостоятельные явления, которые сейчас содержатся в его семантическом поле.
поэт Артюр Рембо
Для этого мы эксплицируем культурные нормы любви между мужчиной и женщиной.
Самым сложным в адекватной экспликации феномена любви является устранение мифов и предрассудков о любви, которые:
"...любовь уже превращена в религию. Человеческая любовь настолько омрачена чрезмерными страданиями и переживаниями романтизма, что мы лишаемся, возможности относиться к ней так, как она того заслуживает". Роберт А. Джонсон
Экспликацию любви начнем с того, что оба процитированных выше уважаемых исследователя пишут не о любви, а о большом семействе амурно – эротических отношений любовь, в которых находится где-то на обочине.
Для того, чтобы уточнить, экспликацией чего будем заниматься дадим краткую выкладку о современных, культурных штампах представлений о любви:
"Любовь - величайшая тема человеческого бытия и человеческой жизни. Хотя любовь всем очень хорошо знакома, весьма трудно выразить ее в словах. Любовь многолика, ее возникновение непостижимо, ее сила огромна, велико и страдание, слезы и даже смерть, которое сопутствует ей. Ежедневно ее воспевают, как великое счастье, о ней мечтают все, ее страстно жаждут. И, тем не менее, она постоянно в опасности со стороны материального, эгоизма, духовной, нравственной недоразвитости. О ней нужно постоянно заботиться и защищать, чтобы сохранить в пространстве этой жизни".
Психиатрическая неразбериха с любовью в школе. Е. Пушкарев
А вот как Пол Попено описывает, что большинство американцев думает об этом: "Любовь — это непостижимое наваждение, что приходит ниоткуда и сразу полностью овладевает тобой, как корь. Ты узнаешь ее интуитивно. Если это настоящее чувство, тебе не придется долго гадать. Ты разглядишь ее, без сомнений. Любовь настолько важна, что ты должен отказаться от всего ради нее. Мужчине простительно бросить жену ради любви, женщине простительно оставить дом и детей, королю — трон. Она приходит совершенно неожиданно, и ты ничего не можешь поделать. Она не подвластна человеку".
- испытуемым русской национальности свойственна противоречивость, иррациональность. Любовь ассоциируется с красотой, счастьем, радостью, восторгом — с одной стороны, и с грустью, страданием, тоской, печалью, слезами - с другой.
- испытуемым китайской национальности свойственна рациональность, противоречивость отсутствует, любовь для них - это гармония, совершенство, музыка, мелодия, стихотворение.
Кандидат культурологи А.В. Севрюк
…в китайском языковом сознании культивируется идея, что любовь рождается из чувства дружбы. Это подтверждается в анализе иероглифа «любовь» в китайском языке – и сложный, и упрошенный варианты иероглифа в своей основе содержат идеограмму «друг». Отсюда можно сделать вывод о близости в китайском языковом сознании признаков «любви» и «дружбы».
Обращаясь к понятию любовь, мы не видим абсолютной аналогии между русским и китайским национальными характерами. Это тем более неуместно, что истоки русского и китайского слова любовь не тождественны.
Филолог Ч. Абидуева «Паремиологический анализ концепта «любовь» в русской и китайской культурах.
В экспликации нам поможет древнегреческий язык, на который переведем чрезмерно перегруженный современный термин «любовь», потому, что он был более мудрым и разнообразным по сравнению с современными языками не только русским, но и другими. Поэтому древним грекам было гораздо проще и понятнее разбираться в своих амурно – эротических отношениях.
В нем кроме семи уже достаточно известных терминов обозначавших разные состояния, сформировавшиеся под воздействием разнообразных половых влечений: филия, агапе, сторге, прагма, мания, людус, эрос, были и другие: потос - вожделение, сексуальное влечение; эннойа - любовь отдавание; афродизия - «дела Афродиты», аколасия - удовольствия тела, были термины, обозначавшие удовольствия, доставляемые через зрение, слух и обоняние; харис - любовь, опирающаяся на благодарность и уважение и др.
Нужно выделить, что эти термины и понятия были известны при земной жизни Иисуса Христа и оказали влияние на первых идеологов христианства.
Если мы объединим современные инструментальные исследования всего спектра амурно – эротических чувств и семантические пространства терминов древнегреческого языка их обозначающие мы можем сделать вывод, что любовь, влюбленность, страсть, вожделение это разные видовые понятия и как таковые они входят в родовое понятие влечение. А в нашей эре эти четыре независимых влечения по большому недоразумению были объединены в одно понятие любовь.
РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ — понятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Родовое понятие является подчиняющим понятием, в состав которого входят меньшие по объему видовые понятия.
А в родовое понятие любовь входят: плодотворное отношение к другому и к самому себе, забота, ответственность, уважение, знание, психостимулирование, гармонизация, привязанность, интимность (доверие). Особо уточним, что влюбленность, страсть, вожделение и другие псевдолюбовные эмоции и чувства, как видовые понятия к родовому понятию любовь не имеют отношения.
Подробнее: Что такое любовь. Е. Пушкарев
Режимы работы головного мозга, как это переживается субъективно и древнегреческие термины это обозначающие:
* Совместимая любовь ; сопровождается активностью гормонов: вазопрессин, окситоцин, это филия — она же "подлинная любовь", "плодотворная любовь", "зрелая любовь", «любовь-дружба», «расположение», «притяжение», «влечение», «сближение», «соединение», доходящее до полного слияния и отождествления, с годами становится только крепче и плодотворнее. Она позволяет человеку стать самим собой лучшим.
Двадцать четыре века тому назад об этом же, но более развернуто Аристотель в "Никомаховой этике" писал: "Любовь, таким образом, происходит скорее от дружбы, чем от чувственного влечения. Но если больше всего от дружбы, то дружба и есть цель любви. Следовательно, чувственное влечение или вообще не есть цель, или оно есть ради дружбы".
А вот есть состояния в той или иной мере приближенные к настоящей любви. Это как есть золото 999 пробы – чистое золото, а есть 585 или 375 пробы, тоже золото, но уже не такое чистое:
- агапе (каритас, лат.) – человеколюбие; бескорыстная любовь-самоотдача; альтруистическая, духовная любовь, полная жертвенности и самоотречения, построенная на снисходительности и прощении. Это еще и великодушие – форма человечности, характеризующаяся наличием доброты, которая в значительной мере превосходит общепринятые нормы. Великодушие - это гуманность, способность к самопожертвованию ради интересов других.
Следует различать понятия "щедрость" и "великодушие". Они очень близки, но щедрый человек может быть таким благодаря воспитанию или в ситуационном порыве чувств. А настоящее великодушие воспитать почти невозможно. Оно зависит от врожденного количества любви в душе, и ученые считают, что это качество заложено в генах. Поэтому агапе не является индивидуальной межличностной любовью, которая обретается в результате общения, взаимодействия людей. Это как абсолютный слух у некоторых есть, у большинства нет. По данным психолога Д.А. Ли примерно 7% людей обладают подобным даром человеколюбия.
Доктор Майкл Паулин (Michel Poulin), доцент психологии Университета Буффало, ведущий автор исследования, объясняет: «Мы не утверждаем, что обнаружили ген щедрости и человеколюбия. Но мы обнаружили гены, которые вносят вклад в отношение человека к миру и другим людям, в зависимости от того, как человек воспринимает этот мир». В частности, люди, которые считают мир злым и враждебным, реже помогают нуждающимся и реже занимаются благотворительностью.
Для них характерно преобладание особых вариантов генов, контролирующих синтез рецепторов к гормонам. Другие, более «приятные» варианты генов, контролирующие синтез рецепторов к окситоцину и вазопрессину были обнаружены у тех, кто обладает человеколюбием и стремится помочь людям. Среди них отмечено наибольшее количество людей, занимающихся благотворительностью.
Люди, наделенные большим даром агапе, обладают духовной потребностью дарить свою любовь, но это совсем не означает, что они с легкостью обретают межполовую индивидуальную любовь. Потому, что одна из важнейших составных частей агапе это человеколюбие, это сила, которая живет внутри нас, это любовь ко всем людям, либо к определенной категории людей: детям, старикам, больным раком и т.д. А индивидуальная любовь филия это чувство, формирующееся на основе наилучшего сочетания индивидуальных психотипических признаков к единственному, конкретному человеку, который обладает для него сверх ценностью. Это совершенно разные психические явления, у них разные истоки и течение.
"Нет большей той любви (αγαπην - агапе), как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 15. 13),
"Кого Я люблю (φιλω - филия), тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся" (Откр. 3. 19);
В греческой версии Нового Завета используются термины и "agape", и "philia", а в русско и англоязычных версиях они переводятся одним словом любовь (love), что внесло дополнительную путаницу в ее понимание, а значит восприятие.
На заре христианства вместе с Вечерей Господней праздновали "agape", или праздник любви. Он представлял собой что-то вроде общей трапезы, которая проходила в духе любви и братства. В конце праздника любви христиане часто вспоминали Господа хлебом и вином.
Комментарии к Новому Завету Уильяма МакДональда
Христианство усмотрело в любви как сущность своего бога (который, в отличие от богов античной религии, не только любим, но и сам любит всех), так и главную заповедь человеку. Но это была совсем особая любовь («агапе»), не похожая ни на чувственный «эрос», ни на дружбу по выбору («филиа»), ни на патриотическую солидарность граждан. Речь шла о жертвенной, «все покрывающей» и безмотивной любви к «ближнему» — не к «близкому» по роду или по личной склонности, не к «своему», но к тому, кто случайно окажется близко, и в особенности к врагу и обидчику.
Д.филос.н А. Спиркин «Краткая история любви». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Лучшей характеристикой агапе можно считать речь, произнесенную во имя любви апостолом Павлом: «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая, или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, – нет мне в том никакой пользы» (I-е коринф. 13: 1-8).
Мать Тереза (в миру Гонджа) с 12 лет стала мечтать о монашеском служении, чтобы поехать в Индию заботиться там о бедных. Она приложила усилия всей своей жизни, чтобы реализовать мечту и ей это удалось.
А вот в межполовой, личной сфере у Матери Терезы не просто пустота, а скорее безразличие к противоположному полу. Можно предположить, что энергия либидо у нее сублимировалась в агапе тем самым еще больше ее усилив. В 2016 Мать Тереза причислена к лику святых католической церкви.
Мать Тереза
Если мы рассмотрим высказывание Ошо (Бхагаван Шри Раджниш): «Любовь не нуждается в объекте, любовь - это излучение твоей сущности», оно ярко и точно описывает агапе, но абсолютно не имеет никакого отношения к индивидуальной любви филия потому, что филия не просто нуждается в объекте любви, а и вообще без него невозможна, причем с точно сочетающимся с ним соответствующим психотипом.
Н.А. Бердяев, «О назначении человека»
Есть и другие чувства, которые тоже вроде как золото, но уже более низкой пробы:
- сторге – это понимание, опека, покровительство, сознательное, волевое регулирование, отстраивание отношений, умение ладить, привычка, от «супружества-выживания» до «супружества-развития». Это то, чем занимается семейная консультация, поп психология, религия.
Как пример Пять языков любви. Гери Чепмен
- эннойа - любовь отдавание,
- харис - любовь, опирающаяся на благодарность и уважение
- прагма – любовь как осознанное самоопределение. Точнее это не сама любовь это этап, ей предшествующий осмысление, выбор пути для ее обретения, создания семьи. Это судьбоносный этап в жизни человека, когда он определяется, чем же мне руководствоваться для создания семьи собственными чувствами, советами близких родственников, прочитанной литературой или навязчивой поп культурой.
А в русском языке все эти независимые одно от другого состояния пишутся через дефис после слова «любовь». То есть русские культурологи, как впрочем, и западные все эти состояния вызванные чаще всего половыми влечениями, точно дифференцируемые древнегреческими терминами, объединили единой системой кровообращения и назвали их «виды любви», чем непреодолимо запутали ее понимание.
* Влюбленность естественная ; сопровождается активностью нейромедиаторов: допамин, фенилэтиламин, серотонин, окситоцин, это эрос - « романтическая любовь.» «жар», «страстность», «чувственность», «телесность», телесность разжигает и духовно - душевные влечения, буйная тяга к обладанию любимым человеком. Это самое часто встречающееся влечение между мужчиной и женщиной. Отдельно можно выделить такую форму влюбленности как « первая любовь», так как это амурный дебют, происходящий в подростково - юношеском возрасте, она происходит наиболее драматично и захватывающе.
Причиной влюбленности могут быть и другие стимулы: сексуальный или эмоциональный дефицит, «жажда переживаний», когда нуждаются в ярких чувствах и хотят отвлечься от удручающей повседневности, когда переживают внутренний кризис. В некоторых случаях люди с помощью влюбленности спасаются от депрессии и др.
И с этим термином «влюбиться» - "erasthenai" в древнегреческом языке было больше определенности. Его семантическое поле соответствовало однокорневому "eros" – эрос, а в русском языке, влюбиться однокорневое – любить, как оказалось после исследований, явления, не имеющие никакого отношения одно к другому.
* Вожделение; сопровождается активностью гормонов: тестостерон, эстроген, это Потос - божество, олицетворявшее сексуальное влечение, спутник Афродиты. Похоть, чувственное половое влечение, «томление плоти», потребность сексуального удовлетворения, в разрядке это чисто биологическое переживание, не связанное с конкретными отношениями, а потому обезличенное. Наиболее ярко оно бывает выражено у людей с высокой половой конституцией . В определенные возрастные периоды, например юношеская, или пубертатная гиперсексуальность, связана с максимальной продукцией тестостерона, подобный всплеск характерен и для весны. Самые разные аспекты и гипотезы о сексуальном влечении описано в учении З.Фрейда.
В России услугами проституток пользовались до Октябрьской революции 51 % опрошенных мужчин ( Голосенко, Голод 1998).
В дневниках Л.Н. Толстой признается, что в его жизни были минуты, когда он с «затуманенными глазами» бродил по саду, желая лишь одного – затащить в кусты горничную или кухарку и взять ее грубо, по-звериному.
У-у, У-у, У-у, У-у, У-у…
Вася ты меня любишь?
У-у, У-у, У-у, У-у, У-у…
А что, по-твоему, я сейчас делаю?
У-у, У-у, У-у, У-у, У-у…
Сомнения героини этого анекдота вызваны тем, что ей недостает глубинных как внутренних, так и внешних проявлений эроса, для идентификации его «любви». А Вася искренне считает вожделение проявлением «любви». Ведь словосочетание «займемся любовью» не он придумал. Один из многочисленных вариантов как русский язык и культура запутывают простых обывателей, обрекая их на болезненные переживания.
Ошо
А вот как три вышеперечисленных режима работы головного мозга можно прокомментировать разноуровневой теорией Макс Шелера. Он, опираясь на известную схему трех уровней человека (тело, душа, дух) различает и три возможных способа заинтересованного отношения между мужчиной и женщиной. Один способ довольствуется только самым внешним — это сексуальное отношение, которое адресуется исключительно к уровню тела, внешнего наблюдаемого проявления. Физическая внешность другого человека оказывается возбуждающей, это возбуждение вызывает влечение к сексуально привлекательному партнеру, непосредственно воздействуя на физическое существо человека.
Р. Мэй делает еще одно замечание что, отношения секса и эроса в современном обществе оказываются конфликтными, антагонистическими: «Мы противопоставили секс эросу, используя секс именно для того, чтобы избежать обременительно глубоких отношений, связанных с эросом… Мы бежим от эроса; и секс — резвый скакун, уносящий нас от погони…. Мы используем чувственность секса в качестве защиты от страсти эроса».
Ступенькой выше стоит эротическое отношение. Эротика проникает уже в психическую сферу другого человека, вызывая увлечение. Увлеченный человек находится не просто в состоянии физического возбуждения, возбуждается скорее его собственно психологическая эмоциональность; она возбуждается особой психической организацией партнера, скажем, какими-то чертами его характера.
Любовь представляет собой еще более высокую ступень во взаимоотношении с другим человеком как с духовным существом.
*Влюбленности недоброкачественные; расстройства по некоторым признакам напоминают чрезмерную влюбленность, это:
мания – бурное и всепоглощающее чувство. Оно ассоциируется с безумием и смятением. Влюбленный постоянно охвачен стремлением «требовать знаков любви и внимания со стороны любимого». В этом состоянии экстатические всплески перемежаются погружениями в отчаяние. Такое чувство подобно «американским горкам»: крутые головокружительные подъемы и спуски;
Ш. Фере, невропатолог
людус – гедонистическая любовь-игра с изменами; «свободная любовь» пикап, «любовная афера» или «либертинаж», «спонтанный секс», по Гидденсу - "пластическая сексуальность" (plastic sexuality) и т.д.;
эрос чаще бывает как естественная влюбленность, но есть и его болезненная форма, как (сексуальная аддикция).
Критерии различения любви и аддикции. С.Пил, А.Бродски
Любовные и сексуальные аддикции. А. Егоров
Они не только не имеют никакого отношения к любви, а отнесены как к психологическим, так и психическим расстройствам - любовные аддикции по международному классификатору болезней (МКБ—10) раздел F63. «Расстройства привычек и влечений» - классификация нехимических форм зависимого поведения. Это произошло всего лишь в последней трети ХХ века, но современная культура, в том числе и официальная никак с подобными открытиями психиатрии не хочет считаться, ей удобнее находиться в плену многовековых заблуждений – не могут поступиться принципами.
Тесты на выявление:
любовной аддикции по Егорову;
сексуальной аддикции по П. Карнесу
Виктор Гюго
Конечно, переубедить, Виктора Гюго уже возможности нет. А вот объяснить его поклонникам, что губит мания или другая недоброкачественная влюбленность, а любовь – филия, действительно спасает, делает жизнь благотворнее и содержательнее это можно.
Если мы рассмотрим два высказывания известных исследователей любви:
«Эрих Фромм, крупный американский философ, сделал тут важный шаг вперед. В книге «Искусство любить» он выступил с глубокой и новой теорией любви. «Любовь, — говорил он, — это главным образом отдавание, а не получание».
К.филол.н., социолог Ю. Рюриков «Мед и яд любви». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Можно добавить, что книга Э. Фромма «Искусство любить. Исследование природы любви» (1956г) несомненно, повлияла на последующие исследования этой темы.
«Фромм болтун, который психологическими терминами, выдуманными им самим, объясняет предыдущие психологические термины, которые тоже ничего не обозначают. Переживание феномена другого человека как своего собственного – это утверждение с биологической точки зрения является идиотизмом.
< >
… я думаю, что в современном мире девяносто процентов того, что связано со словом «любовь», — это выдумки. Почему? Да потому что мы люди лишь на несколько процентов, то есть ровно на столько, сколько в общем объеме мозга занимает кора. Все остальное — лимбическая система, доставшаяся нам в наследство от рептилий. Именно она отвечает за половое поведение, то есть за любовь».
Профессор д.б.н. С. Савельев
Конфликт этих высказываний можно понять, если предметно рассмотреть о каких любовях говорят авторы.
Взгляды Э. Фромма на природу любви и ее значение в человеческой жизни составляют существенную часть разрабатывавшейся им "гуманистической этики", которая, по его формулировке, есть "прикладная наука искусства жить". Таким образом, "искусство жить" у него включает в себя "искусство любить". Утверждение, что любовь – это искусство, а не инстинкт и не дар свыше, выражает специфику взглядов Э. Фромма, потому, что для него любовь это агапе. По-русски человеколюбие, которому надо учиться.
А для биолога С. Савельева любовь это один из эволюционных приемов для наиболее эффективного размножения, продолжения вида, еще точнее «дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию временных парных связей с целью рождения потомства», которому не надо учиться. По-русски это влюбленность или эрос, в нем главным мотивом и целью является сексуальный контакт.
И если бы С. Савельев с одной стороны и Ю. Рюриков и Э. Фромм с другой стороны договорились, о какой любви они пишут, никакого бы конфликта не было.
А дальше:
д.филос.н. В.М. Розин: «Половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях, они влачат лямку горестной жизни». Именно эти семьи поставщики самых худших окончаний семейной жизни. Ежегодно около 14 тысяч жен погибают от рук своих мужей, более 6 тысяч мужей погибают от рук своих жен.
Лишь 1.5% опрошенных россиян ответили положительно на вопрос «Гармоничны ли ваши отношения с любимым человеком».
Любовь одна — мучение сердец:
Она дарит лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
А. С. Пушкин
В США на семейной почве происходит 40% убийств еще 25% самоубийств приходится на супругов, любовников или соперников в борьбе за благосклонность одного и того же человека. У нас такая статистика не ведется, но жертв примерно столько же.
По незнанию за настоящую любовь люди приняли влюбленность, которая быстро проходит, а далее отчуждение, вражда и большие проблемы как жить дальше?
Вопрос: Если до вступления в брак очарованные влюбленные будут знать, что они переживают не филию (настоящую любовь), а эрос (естественную) влюбленность продолжительность, которого максимум 30 месяцев они его создадут?
«По официальной статистике у нас на 100 браков 70 разводов. А я говорю, что на 100 браков все 100% разводов. У нас семей как таковых нет. Просто люди изолированно живут на одной территории, изолированно друг от друга.
Вот такие у нас семьи, что людей вместе держит только внешняя оболочка. Я исследовал семьи, где брак длился лет 10-15, и спрашивал, задавал вопрос такого типа:, «вы бы сейчас вышли замуж за вашего мужа, но только все повторится, как было». И наоборот. В результате только 5% мужчин не сожалели, что женились на этой женщине. И 9% женщин. Но, допустим, я согласен на ней жениться, а моя жена за меня сейчас бы замуж не вышла, если по новой. Так вот из 11 тысяч 400 семей таких, оказалось, пять, где есть взаимный выбор». Член-корреспондент РАЕН, д.м.н. психотерапевт М.Е. Литвак
А если после такой невеселой статистики вспомним высказывание В.О. Ключевского: «Жить – значит быть любимым. Он жил, или она жила – это значит только одно: его или ее много любили». И сколько же тогда у нас получается людей живущих, и сколько влачащих?
А.И. Герцен сказал как о великой несправедливости в истории человечества о том, что женщина “загнана в любовь”. Женщина загнана не в любовь, а в романтические иллюзии, в драматизированный эрос. А.И. Герцен сделал свое высказывание во второй половине XIX века с тех пор амурно – романтический уклон в культуре только нарастал и как следствие:
Алессандра Бадуэль проводившая исследования женских романов пишет: «Романтизм и счастливый конец в дамских романах создают опасные иллюзии, и женщины теряют контакт с реальностью».
"Дамские романы наносят вред супружеским парам, сексуальности, многочисленным женщинам, которые читают их, впадают в иллюзии, мечтают, пребывают в ожидании чувственных переживаний и заканчивают тем, что не принимают прозаической реальности, своими руками разрушая любовные отношения. Такие читательницы начисто отключают здравый смысл и гонятся за романтикой", - пишет известная британская психолог Сьюзан Куильям.
"Для нас, жителей Запада, впитавших вместе с молоком матери романтический ликер, Белорукая Изольда (символ земной любви) кажется второстепенной фигурой. Мы запрограммированы на другую драму: с тайными свиданиями и расставаниями, интригами, неземной страстью, подобной той, которая бушует между Тристаном и Прекрасной Изольдой".
Мы : глубинные аспекты романтической любви. Роберт А. Джонсон
Можно напомнить: в 68% случаев (в Москве — до 80%) инициатором развода является жена. Особенно активны молодые женщины, только после 50лет инициатором развода чаще становится муж.
Из книги д.псх.н. Ю. Щербатых "Психология любви и секса". Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»: «…на вопрос анкеты «Сильная любовь – это награда или наказание?» большинство студентов (62 %) ответили «награда», 23 % – «наказание», 15 % – «и то и другое».
Из-за путаницы вызванной неблагоприятной экологией любви в нашем обществе к нам в Клуб нередко обращаются с вопросами:
Я замужем, но влюбилась, как избавиться от этой не нужной мне «любви»?
«…у меня хороший муж, но мне очень хочется влюбиться».
«…я с ним не знакома, но сильно люблю».
«Мой муж много работает, а мне не хватает внимания и ласки».
«… я живу с человеком, который меня не любит, как быть».
«Ушла от мужа к любовнику теперь жалею…»
«Я не могу любить, просто не могу, у меня не получается».
Можно ли вновь «полюбить» супруга как в молодости?
Я уже совсем измучалась. Со своим парнем я часто ссорюсь
Подскажите мой парень «любит» меня или как?
Но чаще всего обращаются с вопросом: Как избавиться от "любви"?
Настоящую, большую любовь в понимании Н.Г. Чернышевского он описал в романе «Что делать?», в его версии любовного треугольника Веры Павловны, Лопухова и Кирсанова. Вере Павловне приснилось, что она не любит больше своего мужа, и она с испугом рассказала ему о своем сне. Лопухов помог ей увидеть, что она любит Кирсанова, инсценировал самоубийство, чтобы развязать ей руки, и спустя время Вера Павловна стала женой Кирсанова.
Чувства, которые испытывал Лопухов к жене либо благородство, либо альтруизм. Это все высокие чувства, но они не являются обязательными компонентами любви, а значит не имеют к ней прямого отношения. Их смешивать только себя запутывать.
А обязательные компоненты любви мы знаем из исследований З. Рубина.
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
К тому же из биографии настоящей любви З. Гиппиус и Д. Мережковского, которая продолжалась 52 года ( за это время они ни на один день не расставались), до последнего дня жизни Дмитрия Сергеевича. З. Гиппиус увлекалась и другими мужчинами. Но у нее никогда не возникало мыслей разрывать отношения с мужем.
Профессор антропологии Х. Фишер
Реальная жизнь более содержательна и многогранна, чем теоретические конструкции, высоких мыслителей.
Или вот еще.
Появилось такое понятие «русская любовь», это когда в течение длительного времени женщина испытывает сильное любовное чувство к мужчине, который не отвечает взаимностью, не реагирует на это чувство. Такая любовь называется сверхизбирательная или сверхизбирательность, это «невротическая любовь» и является любовной аддикцией. 20% москвичек (по стране 18%) никогда не выходят замуж, а половина из них не выходят замуж именно по причине «русской любви».
К. Хорни.
Уважаемая Карен Хорни союзы строятся редко навечно только потому, что наша культура никак не стремится объяснить людям, что же такое любовь, а что такое псевдолюбовь и как не попасть в ловушку последней. Культура кормит людей несъедобным амурно – эротическим винегретом, который вначале состоит из ярко закрученных иллюзий, затем вроде бы они начинают наполняться некоторым житейским содержание, после чего наступает быстрое отчуждение, разочарование, недоумение и растерянность… Как жить дальше?
А красивая, яркая захватывающая влюбленность рушится не под тяжестью груза, а потому, что ее срок предопределен генетически. А настоящая любовь с годами становится только крепче и благотворнее.
А эта драматичная путаница потому, что у человека нет врожденного дара, отличать любовь от огромного множества псевдолюбовей, а наша культура больше запутывает, чем помогает в понимании этих душевных переживаний и проблем, в обустройстве личной жизни.
Здесь путаница есть: Бог есть любовь. – Займемся любовью.
А здесь путаницы нет: Бог есть агапе – Займемся потосом (сексом).
Потому, что семантическое поле агапе никаким образом не соприкасается с семантическим полем потос (секс). Секс занимает важное и влиятельное место в жизни взрослеющего и половозрелого человека, но зачем это даже в терминах смешивать с высшими духовными принципами. В жизни нужно и то и другое, но зачем терминами запутывать человека, тем более молодого, у которого гормоны просто бурлят.
Л.Н. Толстой,
Вот и получается, что если мы объединим семантические картинки образующие смысловое поле современного термина «любовь» получится химера, в которой высокая нравственность контактирует с похотью, душевная самоотдача с психическими расстройствами. А ведь пока мы совсем не рассматривали «любовь» к жареной картошке, к театру, к спорту и т.д.
свт. Игнатий
Г.Гегель называл любовь "чудовищным противоречием".
«Любовь полна антиномий: она амбивалентна – включает в себя момент ненависти к своему партнеру, вместе с наслаждением приносит и страдание, она – результат свободного выбора объекта и крайней от него зависимости». д.филол.н. С. Г. Воркачев
Концепт любви в русском языковом сознании. С.Воркачёв
Есть даже диссертации, посвященные этому «Антиномичность понимания любви в контексте западноевропейской и отечественной культуры». О.А. Отраднова: « Любовь содержит в себе ряд подобных противоречий, выражающихся в соединении таких ее аспектов и проявлений, как реальное и идеальное, природное и социальное, моральное и аморальное, внутреннее и внешнее, телесное и духовное, эгоцентрическое и альтруистическое, половое и андрогинное, индивидуальное и унифицированное, свобода и закрепощенность, наслаждение и страдание, действительность и иллюзорность; отсюда ее противоположные истолкования».
Для примера: Если в одной ограде будем содержать волков с овцами, к тому же здесь будем еще выращивать капусту, то между персонажами естественно возникнет антиномия. А если мы их разведем по разным оградам, то антиномия прекратится. И в амурно- эротических отношениях так же, стоит нам развести самостоятельные психические влечения по разным семантическим оградам, то каждое из влечений будет однозначно, а от того понятно. Но вот почему-то наши культурные идеологи этого пока не делают.
Истинная сущность (любви) филии состоит в том, чтобы... обрести самого себя и обладать самим собой. Г.Гегель
--- Когда мы (любим) переживаем эрос, мы теряем зренье. Лопе де Вега
Для развитого человека (любовь) филия не слепа. Н.В.Шелгунов
(Любовь) Филия - это самая интимная точка соединения природы и разума, это единственное звено, где природа вторгается в разум, она, стало быть, есть превосходнейшее среди всего природного. Г. Фихте
--- (Любовь) Эрос интереснейшая и самая простительная из всех человеческих слабостей. Ч.Диккенс
Какой клин, какой молот может сравниться с силой (любви) филии? Ничто не может противостоять ей. Г.Торо
(Великая любовь) Филия неразлучна с глубоким умом. И.А.Гончаров
--- Все побеждает (любовь) агапе, покоримся ж и мы ее власти. Вергилий
Я отрицаю то царственное место, которое дают (любви) эросу в жизни, и отрицаю (ее) его самодержавную власть... А.И.Герцен
--- "От (любви) мании бывает мор, мрак, морока и позор", - приводит Стендаль в своем романе "Красное и черное" слова из Гербовника любви.
(Любовь) Агапе - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого. Ф.Э.Дзержинский
--- (Любовь) Эрос может изменить человека до неузнаваемости. Теренций
Только (любовь) филия делает человека самим собой. Платон.
Счастлив лишь тот, кем владеет (любовь) филия. И. Гете.
--- (Любовь) Мания трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется никаким нормам. (Любовь) Мания сулит (любящим) страдальцам гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в (любви) агапе, то, что сохраняет ее таинственную святость, - это отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Этой жертвы требует всякое творчество, требует жертвы и творческая (любовь) агапе. Жизненное благоустройство, семейное благоустройство - могила (любви) мании. Жертвенная гибель в жизни и кладет на (любовь) манию печать вечности. (Любовь) Мания теснее, интимнее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта, угадываемая поэтами (любви) мании, залог ее вечности. Глубокая противоположность (любви) мании и деторождения". Н.Бердяев
(Любовь) Эрос двуединое чувство, (она) он не бывает без физического влечения, детей продолжения рода. Духовную (любовь) агапе ("платоническую") нельзя признать "истинной", так как не допускает противоположения духа телу: человек в целостности, духовно - телесен. (Любовь) Агапе духовная не имеет и не может иметь за собою никакого реального дела; она вне воли и движения. В.С. Соловьев
Один уважаемый француз, лауреата Нобелевской премии: «Жан-Поль Сартр рассматривал (любовь) манию как непрочное, крайне хрупкое и обманчивое чувство, чреватое изнуряющими душу конфликтами». д.филос.н. Г. Я. Стрельцова
Одна из глав его знаменитой книги "Бытие и ничто" так и называется «(Любовь) Эрос является конфликтом» .
Ошибочка уважаемый Жан-Поль, конфликтом является не филия (настоящая любовь), а мания, людус, эрос (недоброкачественные влюбленности).
Обречены на конфликт после завершения эроса (естественной влюбленности) психотипические конфликтеры.
Но больше всего склонны к конфликтам в амурных отношениях люди с низким уровнем психологического здоровья.
Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев
Если мы пристрастно проанализируем ставшее знаменитым высказывание Сартра «Ад это другие», с полным основанием можно будет предположить, что психологическое здоровье у него было не на высшем уровне.
Другой уважаемый француз: Фредерик Бегбедер написал роман «(Любовь) Эрос живет три года». Его герой Марк Маронье после трех лет брака страстно (влюбляется) переживает новый цикл эроса и все начинается по - новой.
Так вот научно подтверждено ( Хелен Фишер), что три года живет эрос (естественная влюбленность). А вот филия (настоящая любовь как высшая форма ценностных отношений) не только живет до скончания века, а еще и с годами становится крепче и плодотворнее. И тому есть немало примеров:
Как следствие есть немало людей, неоднократно переживавших бурные, захватывающие, драматичные (влюбленности) эросы, которые как им и положены достаточно быстро проходили разочаровано утверждают: «Никакой (любви) нет».
Романсы:
Пришли иные времена. Тебя то нет, то лжешь не морщась.
Я поняла, (любовь) эрос - страна, где каждый человек - притворщик...
(Любовь) Эрос - обманная страна, и каждый житель в ней обманщик...
Неверная страна – (любовь) эрос, здесь каждый человек - предатель."
и поп эстрада выстроены на амурно - эротических переживаниях и страданиях.
Если ты меня разлюбишь, в тот же вечер я умру…
А я и не знал, что (любовь) мания может быть такой жестокой
А сердце таким одиноким.
Ф. Киркоров
Уважаемый Филипп Бедросович (любовь) филия не может быть жестокой, в ней нет, и не может быть обмана и предательства, а вот мания всегда драматична и жестока, обманчива, хотя в ней бывают всплески чарующей, обнадеживающей эйфории. Песни Ф. Киркорова, как и других поп исполнителей об эросе (влюбленности) или мании, людосе (недоброкачественных влюбленностях), а вот о филии (настоящей любви) их, к сожалению нет.
И остается только завидовать древним грекам, так как им было гораздо проще разбираться в своих амурно - эротических отношениях, от этого было меньше драм и трагедий.
Рассмотрим по несколько фраз наиболее известных автору российских исследователей (любви) амурно – эротических влечений второй половины ХХ века.
Д.филос.н. Вадим Маркович Розин: «Предвижу вопрос читателя: можно ли сказать о семье и (любви) что-то, чего бы уже не сказали древние мыслители или современные ученые?»
Новоевропейское представление о любви. В.М. Розин
Можно. И это было уже высказано выше: «Давайте для начала осуществим предметизацию (любви) всех амурно – романтических влечений на отдельные самостоятельные проявления.
Давайте поучимся, как надо (любить) жить в гармонии у братьев наших меньших: серых гусей и животных. Ведь использовал же лауреата Нобелевской премии Конрад Лоренц термин «любовь» для описания отношений серых гусей: «(Любовь) Филия и секс» существуют в гусиной жизни раздельно. Сочетаясь, они надежно связывают пару, но довольно часто наблюдаются и независимо друг от друга».
Это же по-другому можно сформулировать так: давайте разделим амурно – эротические влечения на филогенетические факторы и онтогенетические.
Американский психолог Гарри Харлоу выявил, что у обезьян (макаки-резусы) «любовь», то есть индивидуальная, избирательная, эмоциональная привязанность, не является единым, неизменным состоянием, а включает, по крайней мере, пять автономных "аффективных систем". Ни одна из этих систем не сводится к другой и не вытекает из нее.
У обезьян научились разделять в большом семействе (любовных) эротических влечений независимые "аффективные системы" давайте это сделаем и для человека, ведь для этого уже есть все исходные данные.
Одну из глав своей книги «Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание» В. Розин назвал «Можно ли построить современную семью на любви?»:
«А почему нередко в молодой семье начинаются разочарования и конфликты, чувства ослабевают? Дело в том, что помимо романтической реальности у человека сформированы и многие другие: например, представления о семейной жизни, о добре и зле, о том, что следует, а чего не следует делать, и т.д. Если романтическая реальность не согласована с остальными реальностями личности (а в наше время чаще всего так и бывает), то происходит взаимная блокировка желаний, они не реализуются. К чему это ведет — понятно. Развитие такого процесса может зайти так далеко, что исходная, романтическая реальность или ее конкретное воплощение в данном образе любимой распадается, разрушается. Это и есть феномен умирания любви».
Опять путаница (любви) филии с (влюбленностью) эросом. Используя в вопросе термин «любовь» в рассуждениях В. Розин уже переходит на «романтическую реальность», а это эрос (влюбленность), а он скоротечен. В отношениях изначально не было филии (любви), то, чего нет умереть не может.
Поэтому на вопрос «Можно ли построить современную семью на любви?»: правильный ответ – можно.
Культура долголетия любви. Культура горя разлуки.
Д. филол. н. Сергей Григорьевич Воркачёв: «… семантические признаки по совокупности своей текстовой реализации составляют где-то около трети от общего числа концептуальных описаний (любви) амурно – эротических влечений в русской поэзии. Характер оставшихся признаков заставляет вспомнить слова Гельвеция: «Сущность (любви) мании заключается в том, чтобы никогда не быть счастливым». Действительно, большая часть семантических признаков, вербализуемых в русской поэзии, связана с «оборотной стороной» этого высокого чувства: физическими и духовными страданиями, душевным расстройством, обманом и разочарованием, эфемерностью и иллюзорностью – воистину «из всех доводов против (любви) амурно – эротических переживаний … особенно близок призыв: «Осторожно! Будешь страдать» (Льюис).
В этом высказывании известного филолога выделим два момента:
- сущность амурно – эротических влечений в русской поэзии в большей части связана с физическими и духовными страданиями. З. Фрейд назвал это «поэтической вольницей», а маркетологи уяснили, что именно этот вид душевного драматизма лучше всего продается, а поэтому уже несколько веков самым беззастенчивым образом этим пользуются.
«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е Пушкарев.
- физические и духовные страдания это не оборотная сторона высокого чувства это содержательная часть и основные признаки любовной аддикции. Несмотря на то, что это излечимое психическое расстройство оно уже по своей болезненной сути не может иметь связи с высоким чувством.
Еще раз напомню, (любовь) филия это плодотворная форма отношения не только к другому, но и к самому себе и страдания это явления, не имеющие между собой точек психологического соприкосновения. А то, что семантические признаки в своей текстовой реализации этого не замечают – ошибочка вышла.
Владимир Львович Леви — писатель, поэт, художник, музыкант, доктор медицинских наук, доктор психологических наук, автор научных работ и популярных книг по психологии и медицине, психотерапевт с многолетним стажем.
«1. БОЛЕЗНЬ ПО ИМЕНИ (ЛЮБОВЬ) ТОЖЕ, ПО СЕБЕ ЗНАЮ...» Из книги «Травматология любви». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
В. Леви много внимания в своих интересных книгах уделяет рассмотрению амурно – эротических тем и на конкретно – предметном, и на смысловом уровнях. Он рассматривает (любовь) эрос как слепое влечение, причем влечение это в большинстве случаев не является взаимным. Отсутствие взаимности является фактором, причиняющим страдание. (Любовь) Эрос посещает человека внезапно, он чаще всего не зависит ни от воли человека, испытывающего это состояние, ни от воли того человека, к которому испытывается (любовь) эрос. В его понимании (любовь) эрос это Дар Божий.
Он сравнивает (любовь) эрос с сильнейшим природным наркотиком, «который мы носим всегда с собой, но который можно принимать только вдвоем». Хорошо изученным наркотиком - «гормональным коктейлем», и по времени действия, и по всему спектру психических аберраций является влюбленность – эрос.
А любовь правильнее назвать лекарством для души и природным психоактивным гармонизатором. Еще Платон двадцать четыре века тому назад объяснил, что любовь нужна для исцеления изъянов человеческой природы, возмещения их это «жажда целостности и стремление к ней». А в конце ХХ века это было подтверждено научно с использованием сложных приборов, нейробиологических исследований и тестов.
К сожалению, во взглядах на амурно – эротические отношения в нем победил поэт и лирик ученого. Он не помогает напрямую распутать любовный клубок проблем, а дает высоконравственные советы, как жить в атмосфере заблуждений.
Ж. Санд.
К.псх.н. Леонид Яковлевич Гозман: «Метод наблюдения позволил констатировать существование четких поведенческих коррелятов (любви) эроса. В ходе лабораторных исследований это проявлялось в иной структуре общения (влюбленных) переживающих эрос в сравнении с испытуемыми, которых не связывает это чувство. (Влюбленные) переживающие эрос в два раза больше говорят друг с другом и в восемь раз больше времени проводят, глядя друг другу в глаза».
Пользуясь, случаем хотелось бы еще раз подчеркнуть, (влюбленность) эрос не имеет никакого отношения к (любви) филии. А значит (любовь) филию переживают любящие, а (влюбленность) эрос переживают влюбленные коррелятами, которой и является ненасытность глядеть в глаза друг другу и частота разговоров.
К.филол.н., социолог Юрий Борисович Рюриков отмечает «двойную оптику любви»: «Глаза (любви) филии видят в любимом такие его глубины, о которых иногда не знает и он сам. (Любовь) Филия высвечивает в нем зародыши его хороших свойств, их ростки, которые могут расцвести и сделать человека таким, каким его видят приукрашивающие глаза (любви) эроса. Потому-то (любовь) все семейство амурно – эротических влечений – это одновременно и чувство-иллюзия (эрос), чувство-обман (мания), и чувство-предвидение (прагма), чувство-прогноз (прагма) – чувство, которое видит человека в его возможностях».
Это явление даже назвали специальным термином «аберрация зрения», а биохимики выявили, что она вызывается синтезом целого «гормонального коктейля»: допамин, фенилэтиламин, серотонин, норадреналин, окситоцин и др.
Второе высказывание:
«Пожалуй, (любовь) эрос — единственное на свете чувство, которое — хотя бы на время своего пылания — снимает все барьеры между мужчиной и женщиной. Поэтому любовь — это как бы разрешение загадки пола, но не словесное, “теоретическое”, а сердечное, “практическое” — чувствами, поведением, отношением друг к другу»
Когда пара переживает чувства, которые называются «пыланием», «аберрация зрения», это естественная влюбленность. Одному из гормонов – окситоцину, из состава «гормонального коктейля» даже дали название «гормон объятий». Он в повышенных количествах поступает в кровь, когда влюбленные прикасаются, поглаживают, заключают нежные объятия. Он вызывает чувство общности, возникает феномен "исчезновение границ тела" - тело возлюбленной воспринимается как часть собственного.
Третье высказывание:
«Определение, которое было бы более или менее верным зеркалом любви, должно, видимо, быть сверхмногозвенным — равным сверхмногозвенности любви. В него должно входить очень большое и сложное переплетение мыслей, каждая из которых ухватывает один из множества лучей этого чувства, а все вместе, в единстве, вбирают в себя весь сноп этих лучей — все их переливы друг в друга — в их неразрывной цельности».
Сверхмногозвенным является не любовь, а все семейство амурно – эротических влечений,
а базовое определение любви дал Э. Фромм:
еще в 1947 году, т.е. за несколько лет до того как вы Юрий Борисович написали свои интересные книги.
Четвертое высказывание:
«И правда, где сейчас, в последней трети XХ века, такая любовь, как раньше? Где любовь Леандра, который каждый день переплывал Геллеспонт, чтобы увидеться с Геро? Где подвиг-любовь Петрарки, трагичная любовь Вертера, великое самоотречение кавалера де Грие, любовь-страдание Анны Карениной, полыхающая любовь Маяковского?» А все потому, что перечисленные вами страсти в конце XХ века признаны психическими расстройствами - аддикциями и успешно лечатся. А в первую очередь, что нужно сделать, убрать эту патологию из школьной программы. Не должно быть психиатрической практики в качестве примера в школьных учебниках.
Психиатрическая неразбериха с любовью в школе. Е. Пушкарев
И пожелаем, что б таких наваждений больше ни с кем не случалось.
К.психол.н. А.Л. Федосова, Институт психологии им. Г.С. Костюка АПН Украины
Д.филос.н. Игорь Семенович Кон выделяет шесть видов (любви) амурно – эротических отношений:
- (эротическую любовь, любовь-страсть) эрос, характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, физическим контактом, единению с партнером;
- (гедонистическую любовь) людус выступающую как наслаждение, игра, флирт;
- (любовь-дружба) филия – спокойную, теплую и надежную;
- (прагматическая любовь – любовь рассудочная, по расчету, любовь, реализующую модус «иметь») прагма - улучшение материальных условий существования, повышение статуса и др.;
- (бескорыстную любовь – любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь) агапе;
- (любовь-манию – иррациональную любовь-одержимость) мания - характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером.
Классификация И.С. Кона еще одно подтверждение поговорки «все новое хорошо забытое старое». Ведь до него древние греки несколько тысяч лет назад не только выделяли именно эти же виды амурного - эротического поведения, но чтобы не было в древнегреческой культуре путаницы, они обозначили их различными терминами.
Резюме.
Если возьмемся анализировать на предмет любовь – псевдолюбовь огромные горы амурно – эротической литературы, которые были написаны за всю историю человечества, то сначала потребуется провести современную психолого – психиатрическую экспертизу. Ее не удастся пройти таким шедеврам как шекспировские Ромео и Джульетта, Отелло, карамзинская бедная Лиза, гётевский Вертер, толстовская Анна Каренина, купринский Желтков, и реальным людям с их чувствами, переживаниями и произведениями: Данте, Петрарка, Блок, Маяковский так как они попадают под диагноз «расстройства привычек и влечений» - нехимические формы зависимого поведения - любовные аддикции.
«Великая», «сильная» это степень расстройства, которая определяет излечение возможно или уже нет. К этому же типу расстройств относится мольеровский Дон-Жуану, но у него уже сексуальная аддикция. Если эти расстройства в не очень запущенной форме они излечиваются современной психотерапией.
Критерии различения любви и аддикции. С.Пил, А.Бродски
Любовные и сексуальные аддикции. А. Егоров
Тесты на выявление:
любовной аддикции по Егорову;
сексуальной аддикции по П. Карнесу (Carnes).
Большая часть из оставшейся амурно – эротической литературы это влюбленности естественные - «аффективные аттракции». Affectus (лат.) - душевное волнение, страсть,. Attraction (англ) эмоциональное притяжение между людьми, частичное, временное отклонение от нормы, эндогенное опьянение.
«Самые яркие психические состояния, испытываемые влюбленным, включают в себя:
- навязчивые мысли об объекте влюбленности (ОВ, желаемый человек);
- острая потребность в ответных чувствах со стороны ОВ;
- эйфория или приподнятое настроение при наличии взаимности;
- чувства, мысли и действия сосредоточены на ОВ до такой степени, что остальные заботы (даже очень важные) игнорируются или ими пренебрегают;
- сильная, почти бредовая предвзятость, которая искажает восприятие влюбленным ОВ: эта предвзятость как бы увеличивает выраженность и важность позитивных качеств ОВ, одновременно сводя к минимуму негативные черты ОВ, относя их к нейтральным или даже позитивным;
- половое влечение к ОВ
- выявлена достоверная корреляция состояния влюбленности и наркотического опьянения.
Влюбленность — это психофизиологическое явление, возникшее в ходе эволюции для обеспечения временного скрепления пары, чтобы способствовать зачатию детей и их кормления первые несколько месяцев или лет жизни».
Психолог Дороти Теннов «Love and Limerence» («Любовь и влюбленность»).
Он выделял еще один признак влюбленности: «…чистое сладострастие идет впереди своего объекта».
Еще часть литературы не соответствует теме «любовь» и будет отсеяна, так как ведущим влечением в отношениях героев является вожделение.
Ничем не сдерживаемое художественное описание «узоров», «архитектурных украшений на здании любви», «физиологических кирпичей» привело:
"Понятие любви заменяется другими понятиями, и в целом многие представители постмодернизма говорят уже не столько о чувстве любви, рассматривая этот феномен в контексте подлинного и неподлинного состоянии, сколько о подмене дискурса любви дискурсом сексуальности". Д.филос.н. О.И. Николина
Поэтому термин «любовь» к вышеперечисленным патологиям и неспецифическим душевным и телесным состояниям никак не применим. И если сейчас частотные словари современных языков свидетельствуют о том, что "любовь" - одно из самых употребляемых слов, как в литературе, так и в поп культуре, то после проведения психолого – лингвистического анализа книг о любви останется маленькая полка. Это скорее плохо, чем хорошо, но это реальность, которую нужно осознать и принять для того, чтобы защитить любовь от в чем – то похожих на нее влечений. И начать исправлять многовековые нагромождения и заблуждения, которые так долго и талантливо создавались вокруг любви.
Хосе Ортега-и-Гассет
А если мы проведем еще и рейтинговое исследование того небольшого количество литературных произведений, в которых описывается именно любовь.
На первом месте будет Л.Н. Толстой «Война и мир» отношения и семья Пьера Безухова и Наташи Ростовой. Ценность этого произведения не только в исключительно подробном, до мельчайших деталей описании настоящей любви в браке, а и в том, какой путь должны пройти люди для того чтобы ее брести. Л.Н. Толстой с документальной точностью описал три значимых влюбленности Наташи Ростовой в Бориса Друбецкого, Андрея Болконского, Анатоля Курагина. Яркую влюбленность и женитьбу Пьера на Элен.
На втором месте опять же Л.Н. Толстой роман «Анна Каренина», Китти и Левин. А вот самой Анне Карениной не повезло, у нее была крайне тяжелая любовная аддикция.
На третьем месте Н.В.Гоголь «Старосветские помещики» отношения и семья Афанасия Ивановича Товстогуба и его жены Пульхерии Ивановны.
Считаю, что приведено достаточно примеров и аргументов в пользу того, что наша жизнь существенно упростится, станет более гармоничной долгой и счастливой, если в культуре любви учитывать современные научные исследования позволяющие отличать любовь от самых разных псевдолюбовей и тем более от любовных аддикций.
Психолог Е. Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"
Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Драматургия любви. Е. Пушкарев
Затраханные и гиперсексуальные. Р. Прехт
Психиатрическая неразбериха с любовью в школе. Е. Пушкарев
«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е. Пушкарев
Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев