образовательно-доверительный сайт


Психиатрическая неразбериха с любовью в школьной литературе. Е Пушкарев

Эта статья входит в "школьный блок":

"Первая любовь" - важный шаг полового взросления. Е. Пушкарев

Психиатрическая неразбериха с любовью в школьной литературе. Е. Пушкарев

Второй этап любовной мании и Анна Каренина. Е. Пушкарев

Наташа Ростова и Пьер Безухов. Примеры настоящей любви. Е.Пушкарев

Грамматика любви. Иван Бунин

Концепция любви в рассказах И.А.Бунина. О.Ерёмина

Любовь и Гранатовый Браслет. Л.Г. Боринг

Драматургия любви. Е. Пушкарев

«Правда половой любви могла бы быть разъяснена без больших усилий, если бы не господствовал в нашем миросозерцании неподвижный, многовековой культ этой любви, унаследованный еще от старинного рыцарства, если бы не та мгла, в которою заволакивают любовь бездарные и безнравственные писатели, поэты, хранители дурных преданий, - все те, кто утверждают в человечестве миросозерцание в данное время».
«Литература сыграла огромную роль в любовном культе». М.О.Меньшиков, философ XIX в. [18]

книга Анна Каренина Тема межполовой индивидуальной любви интересовала человека на протяжении всей его истории, а в последние пять тысячелетий человечество начинает ее активно осмыслять: легенды, мифы, философские трактаты, романы, песни, стихи, народное творчество, кинематограф, телевидение, интернет.

Но до сих пор отсутствуют единая непротиворечивая концепция межполовой индивидуальной любви и ее определение, с одной стороны, а с другой стороны огромные горы любовной литературы, популярной и народной драматургии, в которой бесконечные стенания о любви в различных ее формах, модусах, цветах и мелодиях. А в результате ситуация такова, что вопрос любви для современного человека по важности своей равен вопросу о смысле жизни, а для многих — тождественен ему. Прожить жизнь и не любить, прожить жизнь и не быть любимым это ли не самый страшный кошмар? Особенно для молодых.

Из-за этой неопределенности с любовью в литературе, в том числе и в школьной, в статье о любви без определения любви никак не обойтись, чтобы уяснить, что же под этим понятием имеется в виду.

Теория любви Э. Фромма ее систематизация, анализ психологического содержания явилась самой обсуждаемой, изучаемой в ХХ веке, она, несомненно, повлияла на последующие ее исследования. И особо нужно выделить главную его книгу по этой теме «Искусство любить. Исследование природы любви» [43], хотя и в других он неоднократно возвращался к ее анализу и дополнениям.
Определение любви по Э. Фромму: «Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них». [44]

И еще один уточняющий признак: «Забота и ответственность означают, что любовь - это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший"». [44]

Это самое содержательное определение любви, оно дает направление, общий контур, указывает ключевые составные части любви. Его можно использовать даже как тест: нет плодотворности во взаимоотношениях, заботы, ответственности, уважения, достаточных знаний о партнере значит это не любовь. Но его нельзя считать академическим потому, что оно не раскрывает ключевых компонентов любви и ее истоков.

Если писатели и поэты любое влечение между мужчиной и женщиной, не особо задумываясь, называют любовью с самыми разными эпитетами, реже влюбленностью, то Э. Фромм ввел и дал объяснения целому ряду новых понятий: «подлинная любовь», «плодотворная любовь», «зрелая любовь». Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви, это «братская любовь». Также: «псевдолюбовь», «существует много индивидуальных форм патологии любви», «неплодотворная, или иррациональная любовь», «любовь-поклонение», «фальшивая любовь», «сентиментальная любовь», «невротическая любовь», «незрелая форма любви» или «симбиотический союз», «влюбленность это одна из форм псевдолюбви», «эротическая любовь это самая обманчивая форма любви…», «часто под эротической любовью понимается неплодотворная форма любви…». «Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга, когда их физически влечет друг к другу». [23]

«Эрих Фромм о любви. Терминыи понятия»

Любовная аддикция (love addiction) в художественных произведениях и ее интерпретация на уроках литературы.

И если с определением любви пока нет общего согласия, то с болезненной любовной страстью она же, «идолопоклонническая любовь», «навязчивая любовь», «наркоманическая любовь», «токсическая любовь», «компульсивная любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь» это то, что Э. Фромм называл «индивидуальная форма патологии любви», «симбиотический союз», есть полная документальная и академическая определенность. Эти страстные отношения уже в прошлом веке были достаточно изучены и занесены в Международный классификатор болезней - 10 (МКБ-10).

Любовная аддикция в МКБ-10 отнесена к психическим отклонениям, в разделе «Расстройства привычек и влечений» (F63) в подраздел F 63.9. Общие симптомы для нее определены следующие: навязчивые мысли о другом, резкие перепады настроения, завышенное чувство собственного достоинства, жалость к себе, бессонница или прерывистый сон, необдуманные, импульсивные поступки, перепады артериального давления, головные боли. [4]

Для работы с любовными аддиктами готовят как врачей психотерапевтов, так и клинических психологов. Любовная аддикция это излечимое расстройство но, как и в алкоголизме, процент излечимости низкий, так как желание или готовность к избавлению редкость. На начальной стадии любовные аддикты не подозревают о серьезности своего расстройства, а в запущенной, компульсивной стадии страдалец настолько вживается в это расстройство, что в нем ему уже спокойнее, чем в здоровой жизни.

Если описание Л. Н. Толстым любви Наташи Ростовой и Пьера Безухова можно назвать самым выдающимся примером настоящей любви в истории литературы, так как эта любовь по всем признакам соответствует определению любви Э. Фромма. [24] То описание страсти Анны Карениной к Вронскому можно взять за образец в учебник по психиатрии, в раздел «любовные аддикции в совместной (супружеской) жизни» то есть, когда уже предбрачные ухаживания закончились. [25] По этой трагической, но талантливо и подробно описанной истории можно с высокой долей вероятности спрогнозировать, как бы стали развиваться аддиктивные отношения как у литературных героев Ромео и Джульетты, Хозе и Кармен, бедной Лизы и Эраста, Отелло и Дездемоны, Желткова и Веры Николаевны, так и у реальных людей Абеляра и Элоизы, Петрарки и Лауры, Данте и Беатриче.

Из школьных сочинений:

«В Анне Карениной воплощен образ человека, созданного для великой любви, но постигшего законы реальности, погубившей ее». [35]

«Мир не извинил Анне открытой и честной любви».

«Драма Анны Карениной заключается в том, что она, имея чистейшие моральные чувства и помыслы, вступила в противоречие со своей средой, своей эпохой». [36]

Нужно заметить, что в реальной жизни великой любви не бывает, есть нормальная любовь или просто любовь [22], разные виды псевдолюбовей, к которым относятся влюбленности, любовные аддикции, вожделения. [26] В разные эпохи существовали различные амурные стандарты, которые и дальше будут меняться, а вот любовь, как естественное явление [27] также как и температура тела человека во все времена одинаковы.

Существует подробный анализ болезненных, аддиктивных отношений Анны Карениной и Вронского. [25] Причем Л.Н. Толстой описал не предбрачную аддикцию, а уже болезненные отношения после того как влюбленные начали совместную, фактически брачную жизнь.

Л. Н. Толстой не только величайший писатель - психолог, а еще и психоаналитик доносит до нас своеобразие таких душевных реакций, которые без психологической глубины его подхода вряд ли оказались бы вообще раскрыты в художественной и в специальной литературе, они глубоко человечны и играют существенную роль в поведении личности в целом.

Так знаменитый русский психотерапевт Н. Е. Осипов называл произведения Л. Н. Толстого «психоанализом в художественной форме» и в своих работах упоминал имя писателя не реже, чем имя основоположника психоаналитического учения З. Фрейда.

Зигмунд Фрейд о любви.

С профессиональной точки зрения привлекало творчество Л. Н. Толстого знаменитого физиолога И. П. Павлова. О внутреннем монологе Анны, когда она перед своим концом торопится на Нижегородский вокзал, И. П. Павлов, например, скажет, что «наука тут наталкивается на то, чем с ее позиций надлежит заняться». [3]

И психиатрическая наука добросовестно выполнила этот наказ И. П. Павлова, а вот наша культура это упорно не замечает.

Когда Л. Н. Толстой писал роман, он, конечно, не думал о любовной аддикции и невротической потребности в любви, но так получилось, что в виде прообраза отношений Анны Карениной и Вронского он выбрал именно любовную аддикцию в крайне тяжелой компульсивной, неодолимой стадии. А в силу его гениальности патология получилась такой романтичной, выразительной, яркой, а от этого заразительной.

Неразделенная страсть – разновидность любовной аддикции.

Распространенным видом любовной аддикции является неразделенная любовь (Unrequited Love). Возлюбленная (возлюбленный) может быть или может не быть в курсе глубокой и сильной романтический привязанности поклонника (поклонницы). Неспособность безответного «влюбленного» выразить и реализовать свои эмоциональные потребности часто приводит к низкой самооценке, тревоге, или колебаниям настроения между депрессией и эйфорией. [50]

Большим приверженцем возвышенного романтического описания неразделенной любви - любовной аддикции был A. И. Куприн: «Это была единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная любовь». [14]

Вот как тему любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» рекомендуют рассматривать учителя русского языка и литературы СОШ № 32 г. Астрахани. Ирина Викторовна Полякова, Наталья Валерьевна Крицкая: «Для Желткова любить Веру Николаевну даже без взаимности — «громадное счастье». Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». Прощаясь с ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”».

«Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

«Маленький человек» возвышается, становится велик своей жертвенной любовью». [21]
А вот, что предлагает другой источник. «800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5 — 11 классов» [1]:

«Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого высшего сословия. Много лет продолжается безответная и безнадежная любовь». [1]

«Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: “Да святится имя Твое”. Желтков умирает, благословляя любимую женщину. Так описывает любовь А. Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было».

«Книги А. Куприна никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, ценить любовь». [1]

В рассказе "Гранатовый браслет" Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он не хочет смириться с пошлыми, практичными взглядами на любовь и брак, обращая наше внимание на эти проблемы довольно необычным способом, равняясь на идеальное чувство. Устами генерала Аносова он говорит: "...Люди в наше время разучились любить! Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел". Что это?

У человека, который смог так сильно полюбить, должно быть какое-то особое мировосприятие. Хотя Желтков был всего лишь маленьким чиновником, он оказался выше общественных норм и стандартов. Таких людей, как они, людская молва возводит в ранг святых, и долго живет о них светлая память. [38]

Школьница по теме «Всегда ли настоящая любовь трагична?» (Итоговое сочинение) рассматривает любовь героев произведений А. И. Куприна "Олеся" и "Гранатовый браслет" в полном соответствии, как это объяснили на уроке литературы в восхитительно – трагических тонах: «Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”».
Последний абзац ее сочинения:
«Из приведённых выше примеров мы видим, что настоящая любовь всегда трагична. Поднятая проблема заставила меня задуматься о роли настоящей любви в жизни человека. Я пришла к выводу, что лучше никого не любить, чтобы жизнь не закончилась трагедией». [37]

Еще пример из образовательной программы. «Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». [31]

Другой психолого-психиатрический взгляд на события происходящие в «Гранатовом браслете». В своей аналитической статье Н.Р. Чернышова «Исследование феномена суицида в повести А.И. Куприна «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» с точки зрения междисциплинарного подхода»: «Однако, на наш взгляд, это не что иное, как манипуляция, как и все то, что делает Желтков по отношению к Вере. Так, Дж. Саймон – английский врач и философ – выделил двадцать видов психологической манипуляции. Одной из самых известных является «исполнение роли жертвы». [47]

Доказывает, что Желтков манипулятор в роли жертвы, как одна из форм проявления невротизма, психопатии, социопатии и других психопатологий.

«На наш взгляд, школьное понимание «Гранатового браслета» как произведения о любви не соответствует ценностным ориентирам русской литературы. Манипуляции, эмоциональная аддикция, совершенно неадекватное поведение по отношению к себе и к объекту воздыхания – это не любовь, это то, что в настоящее время называют любовной зависимостью, и мы видим, к какой трагедии она может привести». [47]

Нужно отметить, что А.И. Куприн склонен к амурно – суицидальным сюжетам, в рассказе «Последний дебют» – Лидия Гольская принимает яд и умирает на сцене, в рассказе «Allez!» юная циркачка Нора кончает жизнь самоубийством, выбрасываясь из окна с криком: «Allez!». Свой большой писательский талант он тратит на разукрашивание, по - существу рекламу самоубийства из-за «несчастной любви».

Вот поэт может сказать: «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», он личность вольная, а вот учитель просто обязан предугадывать, как отзовется его слово в головах, душах и дальнейшей жизни учеников, которых ему доверили просвещать.

Вот чему не нужно учиться из произведений А. Куприна это «умению любить» именно так потому, что он спутал любовь, это «плодотворное отношения к другим и к самому себе» (по Фромму), с любовной аддикцией . Человек, который плодотворно относится к другим и к самому себе никогда не совершит самоубийства.

К месту будет напомнить, что сюжет для своего звездного произведения А.И. Куприн взял из реальной жизни. Жил некий мелкий телеграфный чиновник П.П. Жолтиков, который был безнадежно, трогательно влюблен в Людмилу Ивановну жену Дмитрия Николаевича Любимого родственника Александра Ивановича по линии жены. Дмитрий Николаевич и Людмила Ивановна Любимовы считали П.П. Жолтикова психически больным и относились к этой истории, длившейся несколько лет иронично. [19]

А П.П. Жолтиков все душевные порывы своей страстной влюбленности излагал в письмах к Людмиле Ивановне, естественно ответов не получал и скорее всего, был вполне удовлетворен ситуацией, потому, что никакой большей активности не проявлял. Это обычный сюжет из эпохи куртуазной любви, но для эпохи поздней романтической любви этот сюжет пресный.

Поэтому А.И. Куприн со всей мощью своего таланта героя «Гранатового браслета» телеграфиста Желткова обрек на суицид, о котором П.П. Желтиков и не помышлял. Вот пример как дурашливую житейскую ситуацию можно превратить в высококлассную трагедию.

Э. Фромм подбирает квалифицирующий термин для обозначения этой болезненной псевдолюбви героя произведения А.И. Куприна «любовь-поклонение» и как психоаналитик объясняет ее природу:

«Форма псевдолюбви, которая нередко встречается и часто воспринимается (а еще чаще изображается в кинокартинах и романах) как "великая любовь", это любовь-поклонение. Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство аутентичности, собственного "я", благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей, он имеет склонность "поклоняться" любимому человеку. Он отчужден от своих собственных сил и проецирует их на любимого человека, которого почитает как высшее благо (summum bonum), воплощение любви, света, блаженства. В этом процессе он лишает себя всякого ощущения собственной силы, теряет себя в любимом человеке вместо того, чтобы находить себя в нем. < >

Эта любовь-поклонение часто описывается как истинная, великая любовь; но хотя она, казалось бы, должна свидетельствовать о силе и глубине любви, на самом деле она лишь обнаруживает голод и отчаяние поклоняющегося». [43]

Ведь есть же у А.И. Куприна произведения о настоящей любви, к примеру «Куст сирени». В этом рассказе он описал самую настоящую любовь Веры и ее мужа Николая Евграфовича Алмазова. Это приземленная, ежедневная, позитивная любовь, после ее анализа мы убедимся, что она полностью соответствует всем признакам определения любви Э. Фромма.

Но школьных идеологов культуры почему-то нормальная любовь не устраивает, они упорно и самозабвенно тяготеют к опасным патологическим страстям. Не составит труда предположить, как бы закончила свое итоговое сочинение школьница, если бы она выбрала тему, не «Всегда ли настоящая любовь трагична?», а «Куст сирени» или любовь Пьера Безухова и Наташи Ростовой как примеры любви по Э. Фромму подлинной, плодотворной, зрелой любви. «И я хочу также любить».

Современная наука дополняет и уточняет выводы Э. Фромма: А. Л. Федосова к. псх. н.: «Основным мотивом личностей, имеющих склонность к аддиктивным формам поведения является активное изменение психического состояния, которое их не удовлетворяет, о котором они говорят как о "сером", "скучном", "монотонном", "апатичном".

Безумная и несчастная любовь, которая несет боль и страдания даже в начале отношений, не является настоящей здоровой любовью, а представляет собой "голод", "жажду" по любимому человеку, аналогию наркомании, и поэтому называется еще и "наркотической любовью". Это чувство может быть взаимным или наоборот, но в любом случае оно вводит в заблуждение, как наркотики и алкоголь…» [42]
Поэтому причиной самоубийства как Желткова, так и Анны Карениной является не бурная, непереносимая любовная страсть, а некие другие патологические истоки личности, которые в динамике развития отягощения, сначала породили любовную аддикцию, всего лишь как один из этапов психического расстройства. Не было бы этой аддикции, было бы какое-то другое психопатическое событие, которое бы точно также привело к суициду. Дополняющими примерами этих процессов являются история болезненной, трагической страсти В. Маяковского к Л. Брик, судьба С. Есенина.

Все любовные аддикты переживают практически одинаковый набор страстей от безграничной, вселенской эйфории до глубочайшей депрессии, от мистической трансценденции до неконтролируемого гнева, от страданий, до счастья, но когда это переживает гений, он в силу своего дара описывает это настолько возвышенно, романтично, красочно, а от того заразительно, что кажется и он, и эти страдания являются некоей исключительностью, божьей отметкой избранных. По статистике любовных аддиктов немало и среди обыкновенных людей, которые переживают не меньшие страсти, эмоциональные перепады, страданий и экстаза, восторга и душевной боли.

Наиболее ярко, восторженно, высокохудожественно, а от того и заразительно любовные аддикции в формате неразделенной любви в силу их поэтической гениальности описали Данте к Беатриче, Петрарка к Лауре.

«800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5 — 11 классов» [1]:

«Среди восторженных певцов любви выделяется великий итальянский поэт эпохи Ренессанса Франческо Петрарка. Ему принадлежит самая искренняя поэтическая лирическая исповедь о любви, пронесенной через всю жизнь:

Благословен день, месяц, лето, час

И миг, когда мой взор те очи встретил!

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз! [1]

Поэт мечтал встретить Лауру хотя бы в грезах или снах. Интересно, что Петрарка надеялся в образе любимой найти поддержку на пути спасения души и вечной жизни.

Я зряч — без глаз; без языка — кричу.

Зову конец - и вновь молю: "Пощади!"

Кляну себя — и все же дни влачу.

Мой плач — мой смех.

Ни жизни мне не надо, Ни гибели.

Я мук своих — хочу...

И вот за пыл сердечный мой награда!

До последнего мгновения Петрарка оставался верным памяти Лауры. Светлому образу любимой девушки посвящено более трехсот сонетов». [1]

Выше были приведены описания болезненных переживаний любовных аддиктов как это преподносится на уроках литературы. Для полноты картины приведен перечень признаков того же самого составленный психиатрами д. м. н. Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриевой, они определяют любовную аддикцию, как аддикцию отношений с фиксацией на другом человеке.

1. Аддикт непропорционально много времени и внимания уделяет человеку, на которого направлена аддикция. Мысли о «любимом» доминируют в сознании, становясь сверхценной идеей. Процесс носит в себе черты навязчивости, сочетаясь с насильственностью, от чего страдающему чрезвычайно трудно освободиться.

2. Аддикт находится во власти переживания нереальных ожиданий в отношении другого человека, находящегося в системе этих отношений, без критики к своему состоянию.

3. Любовный аддикт забывает себя, перестает заботиться о себе и думать о своих потребностях вне аддиктивных отношений. Это распространяется и на отношение к родным и близким. У аддикта имеются серьезные эмоциональные проблемы, в центре которых страх, который он старается подавить, в том числе страх быть покинутым. Страх часто находится на уровне подсознания. [12]

С восхищением и восторгом описывает педагог - организатор МБОУ «Красногорбатская СОШ» Н.В. Хаянова болезненную страсть Ивана Сергеевича Тургенева к Полине Виардо. Эта драматичная история, исковеркавшая всю жизнь Ивана Сергеевича, хорошо известна и подробно описана, поэтому не составляет труда квалифицировать ее как любовную аддикцию. Свои знания об этой бурной, но пессимистичной истории педагог Н.В. Хаянова и своим ученикам преподносит как образец яркой любви. [45]

Трагедия Ромео и Джульетты и ее последствия.

Но самым трагичным по своим последствиям как мировая литература, а вслед за ней и школа преподносит страстные отношения юных героев Ромео и Джульетты.

Преподаватель литературы; кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы Елецкого госуниверситета имени И. А. Бунина, Е. В. Исаева:

«Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев».

«Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность».

«Для них высшей ценностью является любовь. Поэтому они не могут остаться в мире один без другого, поэтому они выбирают смерть. Даже их слова похожи».

«Юные герои У. Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти». «Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал». [8]

"Их соединила любовь. Трагедия любви Ромео и Джульетты", сочинение.

Однако время показало, что яркую и горячую любовь не может победить никакая вражда и ненависть. Скрывая свои чувства от родителей, главные герои боролись за свое счастье, преодолевали преграды, которые ставила перед ними жизнь — и в этой борьбе они становились сильнее. [9]

Пример еще из одного источника. «800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5 — 11 классов» [1]:

«Только юные, чистые, не связанные предрассудками люди могут так любить. И только отважные натуры действуют так решительно, стремясь соединить свои жизни, хотя судьба неумолимо разводит их».

«Этот сюжет в литературе будет до тех пор, пока человечество будет любить» [1]

Но у высказанной выше, школьной точки зрения есть научные оппоненты.

«Ромео и Джульетта» - это пьеса отнюдь не о любви и тем более не о сексе. Вот потому-то, кстати, она – трагедия. Почему? Сейчас разберемся.

Существует такая наука – возрастная психология. Она изучает, как и в каком возрасте формируются у человека те или иные психические функции – восприятие, речь, память, мышление.

Так вот: в том возрасте, в котором находились Ромео и Джульетта (14-16 лет), формируется способность человека выбирать свою социальную среду. [33] И влюбленность [28] в этом возрасте наступает нередко, а межполовая индивидуальная любовь [29] никогда.

Объяснял же Э. Фромм, что такое «незрелая форма любви», «эротическая любовь это самая обманчивая форма любви», «часто под эротической любовью понимается неплодотворная форма любви». «Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга, когда их физически влечет друг к другу». [23]
Фразу Э. Фромма «влюбленность это одна из форм псевдолюбви» современная антропология с использованием томографии и нейрохимических анализов уточнила - влюбленность не имеет никакого отношения к любви. [30]

Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.

Пьеса описывает 5 дней из жизни влюблённых, которые успели за это время уже пройти постельный дебют.

Эти влюбленные растворены друг в друге и им больше никто и не нужен. Самым ярким примером являются Ромео и Джульетта из одноименной трагедии Вильяма Шекспира, они так страстно любили друг друга, что буквально на следующий день после знакомства решают обвенчаться, а после вообще умирают друг за другом, потому что не могут жить друг без друга. И ведь многие мечтают о таких отношениях, о такой любви, не осознавая, что любви-то здесь как раз и нет, а лишь созависимые отношения. [17]

К тому же «С моей точки зрения, все Ромео — глубочайшие невротики». Это диагноз поставил член-корреспондентом РАЕН, к.м.н., психотерапевт М. Е. Литвак [15]

Когда поэт связывает единой высокохудожественной цепочкой душевные переживания любовные аффекты, суицид, смерть происходит навязывание неосознаваемых механизмов окрашенных в возвышенные облагороженные цвета. Л.С. Выготский обозначал это как «тонкий яд». [6] Это только сначала как первая доза, этот яд тонкий, но когда эти дозы накапливаются веками, да еще благословляются школой, это уже превращается в сформированное мировоззрение и руководство к действию.

Шекспир написал «Ромео и Джульетта» в самом конце XVI в. и в то время у молодежи переживающей самые разные амурные влечения и в мыслях не было повторять их безумный поступок. Но проходит два века и в Европе появляется культ несчастной любви, любви без взаимности, которая рисуется столь возвышенной и прекрасной, что, даже умирая от нее, герой вызывает восхищение и зависть.

И как следствие после выхода романа в письмах И. В. Гёте «Страдания юного Вертера» (1774), началась настоящая эпидемия самоубийств в подражание его герою. [46]

Во многих странах мира роман (И. В. Гете «Страдания юного Вертера» ) был запрещен к публикации как провоцирующий массовые самоубийства [7].

В это же время амурная суицидальность пришла в русскую литературу: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», которая также изучается в школе, как новый, высокий уровень любви.

После этих ярких произведений было написано немало подобных амурно - суицидальных клонов, которые «облагородили, возвысили» раскрутили трагический самоубийственный маховик.

Красиво написанная Шекспиром патологическая история оказалась чеховским ружьем, которое он повесил на стенку и потом в течение нескольких веков по наши дни магазин этого ружья пополняется патронами. И одновременно с пополнением патронов это ружье уже давно ежедневно и по несколько раз в день стреляет и убивает и взрослых, и детей. И патронов в этом ружье хватит еще не на один век.

Неверно, что нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте, печальнее, а еще хуже трагичнее это последствия этой повести, которые исчисляются количеством жертв как в большой войне.

Выдержки из форума молодежного сайта о любви:

«Я завидую таким людям, которые могут сигануть с крыши из-за любви. Это же надо, у человека любовь – самая большая проблема! То есть, более серьёзной причины для суицида нет... Я тоже так хочу».

«Я сама неудачная (к сожалению) самоубийца, и, как ни парадоксально это звучит – мне нравится это... Я глотала таблетки, резала вены и травилась газом, но всё тщетно – кто-то обязательно приходил и спасал меня... Быть может, это вошло в мой образ жизни... Я считаю, что суицид – один из лучших способов самовыражения, демонстрации внутренней Свободы и тоталитарной Анархии... А самоубийство из любви – это ещё и красиво...»

«Это прекрасно... Я всегда мечтала и продолжаю мечтать, чтобы кто-нибудь умер из-за любви ко мне. И если я полюблю этого человека – наши сердца воссоединятся на небесах».

Страница, на которой была тема этого форума, находилась на сайте и пополнялась несколько лет, но после указа президента N 761 (1.06.12) [41] и кампании против пропаганды молодежной суицидальности была удалена. Получается, что в интернете пропагандировать детскую, молодежную суицидальность нельзя, а в школе можно.

О том, что высказывания на форуме не пустые фантазии говорит печальная статистика:

По данным следственного комитета РФ в 2014 году покончили жизнь самоубийством 737 подростков. [5] (2 подростка в день)

Из другого источника.

По данным Агентства социальной безопасности каждый год в нашей стране из жизни добровольно уходит 2800 детей (5-18 лет) (7.7 подростка в день). 14157 несовершеннолетних покончили жизнь самоубийством за последние 5 лет. За это же время в России количество случаев суицида возросло на 60%... [39]

В 2013 году Россия, как сообщил главный государственный санитарный врач РФ академик РАМН Г. Онищенко, вновь занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. [40]

…нами была составлена характеристика личности преднамеренно покончивших жизнь самоубийством из-за неразделенной любви, которыми в основном являются лица женского пола (соотношение с мужским примерно 1/2,5) в возрасте до 25 лет (76 %) (в этой возрастной категории лидируют несовершеннолетние в возрасте от 15 до 16 лет (21 %), остальные возрастные группы распределились следующим образом: от 17 до 18 лет – 16 %, от 19 до 20 лет – 14 %, от 21 года до 22 лет – 13 %, от 23 до 25 лет – 8 %, от 13 до 14 лет – 4 %).

После 25 лет суицидальная активность из-за неразделенной любви заметно снижается и к 36 годам практически исчезает. Доля несовершеннолетних среди суицидентов по рассматриваемой причине составила 41 %, что вызывает опасения. [34]
Не заразиться трагедийным отношением к любви в такой красивой обертке юным душам трудно: гений Шекспир восхитительно написал «Ромео и Джульетта», один из множества фильмов снял Франко Дзеффирелли, он получил «Оскара», Нино Ротто написал чудесную музыку, очаровательные актеры, в одной из версий художественного фильма молодых влюбленных играют Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс. Существуют самые разные фан клубы «Ромео и Джульетты».

Мнение не школьных профессионалов о страстных влечениях из литературы.

Мнение психотерапевтов А. Бабина, Н. Аныкиной: «Попробуйте ответить, не задумываясь: о чем пьеса "Ромео и Джульетта"? Автоматический ответ, конечно же: "О любви". И это - единственно возможный неправильный ответ. Как произведение гениальное, "Ромео и Джульетта" - обо всем; и только любви нет в этом явлении искусства…» [2]

Мнение психолога А.Л. Федосовой к. псх. н.: «К сожалению, та любовь, которая воспевается в литературных источниках и является образцом для подражания, является именно любовной зависимостью. Истории Ромео и Джульетты, Петрарки и Лауры, Хозе и Кармен, Анны Карениной и Вронского и другие прекрасные описания подобных взаимоотношений показывают людям, каким именно должна быть настоящая любовь. Полная страданий и тревоги, препятствий и унижений, скорее всего не имеющая перспектив и протекающая, как песок. Подавляющее большинство песен о любви посвящено именно зависимым отношениям. Сериалы, в которых герои преодолевают почти невозможные преграды, страдают от издевательств и измен, а в конце концов получают желаемое, воспевают именно любовную зависимость. Людей с детства воспитывают на подобных примерах, формируя стереотип, что настоящая любовь может и должна быть несчастной и полной страданий». [42]

Мнение антрополога С. Клемина: «Как известно, в пространстве человеческой культуры лакуна любви занимает, пожалуй, едва ли не главное место в произведениях искусства, художественной литературы. Однако прекрасное чувство, демонстрируемое в сюжетах, образах, анналах мировой классики, представляющее для многих высокие образцы любви, к сожалению, является формой любовной зависимости.
Болезненное, амурно-невротическое состояние репрезентируется в качестве любовного идеала. Всемирно известные амурные истории Орфея и Эвридики, Тристана и Изольды, Меджнун и Лейли, Ромео и Джульетты, Петрарки и Лауры, Вронского и Карениной, Позднышева и Лизы, Хозе и Кармен, Резанова и Кончиты и многие другие полны трагизма, несчастий, тревоги, иллюзорных надежд, бессмысленных мук. К сожалению, в большинстве поэтических произведений, пьес, песен, романсов о любви воспеваются именно зависимые отношения, неизбежно ведущие к драматическим событиям, нередко — трагическим финалам.
Показательна драматическая история тяжелых любовных переживаний Данте к Беатриче Портинари, принесшие автору «Божественной комедии» немало внутренних страданий (впрочем, и вдохновения, позволившего гению Данте наиболее полно раскрыть поэтический дар).
Также достаточно вспомнить знаменитый «Гранатовый браслет» А. Куприна, закончившийся самоубийством влюбленного, тяжелую «Митину любовь» И. Бунина, имеющую столь же трагическое завершение, или «сентиментальный роман» И. Гете «Страдания юного Вертера», глубоко поразивший современников…» [11]

Мнение Б. Ю. Шапиро — декан факультета МВШСН, к. псх. н., доцент, действительный член Академии педагогических и социальных наук: «Тот факт, что в СССР и сейчас в России школьники воспитываются главным образом на примерах романтической любви, привел к тому, что была искорежена и разбита не одна жизнь. Романтическая любовь зародилась в Средние века, она красива, и, собственно, большинство нынешних ритуалов ухаживания построены на канонах романтической любви, но она очень опасна. В варианте романтической любви происходит эмоциональное ослепление. Человек не видит реалий того, кого он или она любит. Второй момент заключается в том, что человек становится, психологически зависим. Лозунг романтической любви звучит жутко: "Я не могу жить без тебя". Фактически человек теряет часть своего я.
По сути, романтическая любовь похожа на наркоманию. Человек привыкает и не может освободиться. Есть крючки, которые держат. Но страсть проходит, пелена спадает с глаз, наступает жесткое разочарование. Романтический влюбленный человек очень чувствителен, симптоматика такой любви сравнима с невротической: плохой сон, желудочно-кишечные расстройства, эмоциональные качели. Подавляющее число суицидантов, кончающих жизнь из-за несчастной любви, — зависимые романтические влюбленные. В противовес романтической любви реалистическая характеризуется четким видением большинства черт своего партнера и принятием его таким, какой он есть». [48]

Мнение И. А. Шаповал, д. пед. н.: «Созависимость в виде стереотипов поведения и чувствования в цивилизационном процессе культурной традиции, особенно российской, принималась и утверждалась обществом в качестве идеала, пропагандировалась искусством и литературой. Всякое посягательство на эти стереотипы воспринимаются как сознательный бунт – бунт Анны Карениной у Толстого, Катерины у Островского и многих других персонажей. С другой стороны, истории Ромео и Джульетты, Сольвейг, юного Вертера интерпретируются как истории великой любви, а не явной патологии отношений». [49]

О том, что люди страдали от пристрастных отношений и желали избавиться от них известно с древнейших времен, а первый лечебник от этих страданий написал в самом начале нашей эры Овидий «Лекарство от любви». [20]

Любовь травами не лечится.

Легче добиться в любви конца, нежели умеренности. [20]

Еще до того как У. Шекспир написал «Ромео и Джульетта» «психиатрия стала рассматривать болезненную любовь в старейшей классификации психических болезней Феликса Платера (1614 ), первой классификации, возникшей после античных классификаций, выделялась как болезнь «Amor». [10]

Мнение к.м.н., доцента кафедры психиатрии С.И. Ворошилина: «Любовная аддикция является разновидностью аддитивного поведения с фиксацией на одном человеке, воспринимаемая как страстная любовь. Это поведенческое расстройство приводит к невозможности создать семью или разрушает семью, к конфликтам, преступлениям, самоубийствам, психосоматическим и невротическим расстройствам. Из-за разнородности клинических проявлений любовной аддикции предлагается именовать это расстройство «любовным расстройством». Пациенты с этим расстройством редко обращаются за психологической и медицинской помощью из-за малой известности для населения этого расстройства. Поэтому очень важно для профилактики любовной аддикции информирование населения об этом заболевании и различиях между нормальной любовью и любовной аддикцией». [4]

В современном российском обществе проблема зависимого (аддиктивного) поведения с каждым годом приобретает всё более острый характер. Повсеместно увеличивается процент людей, страдающих каким-либо видом зависимости.[13] Ситуация усугубляется тем, что неуклонно происходит омоложение зависимого поведения, что особенно неприятно, так как аддиктивное поведение искажает процесс формирования личности, приводит к ее деградации, грубому искажению, а зачастую и к смертельному исходу. [16]
И начать информирование населения об этом заболевании нужно с чиновников из нашей школы, педагогической элиты отвечающих за литературное образование, ведь именно от них в немалой степени зависит насколько, долго будет продолжаться пропаганда нездоровых, аддиктивных, страстных отношений.

Можно отметить, что специалистов лечащих любовных аддиктов и пропагандирующих эту аддикцию в школе готовит одно и то же Министерство образования и науки.

Социологическое исследование

Проведено социологическое исследование, педагогической элиты. Сначала было разослано краткое содержание этой статьи всем заведующим кафедр литературы в педвузах, университетах с целью узнать о необходимости обсуждения темы интерпретации страстной любви в школе – ни малейшей реакции. Затем письма были направлены в федеральные агентства по образованию, центры средств обучения, научно-методические центры, центры исследования проблем воспитания, департаменты образования, академии самых разных гуманитарных наук, преподавателям литературы, имеющим свои сайты, в министерство образования и науки, Председателю Российского общества "Знание", депутату ГД, профессору, д.пед.н. Духаниной Л. Н. С 2011 года написано уже более сотни писем – никакой реакции.

Выводы.

школьные годы Во-первых, проведенный анализ страстных отношений, в художественной литературе, которые восторженно рассматриваются на школьных уроках, показал, что они полностью соответствуют признакам любовной аддикции. Лауреат Нобелевской премии Б. Рассел определял это как «социальную модель патологии любви». [33]
А признаки любви указанные в определении Э. Фромма отсутствуют.

Во-вторых, проведенный социологический опрос профессионалов ответственных за интерпретацию страстных влечений в школьной литературе показал, что они относятся к этому безразлично.

В-третьих, в педагогическом сообществе есть отдельные голоса, которые не разделяют мнения, подавляющего большинства коллег, сторонников любовных трагедий, аддикций, высокохудожественно описанных выдающимися писателями, но эти голоса полностью игнорируются педагогической элитой, чиновниками.

В-четвертых, если бы в наше время Анна Каренина, Ромео и Джульетта, «Бедная Лиза», «юный Вертер», Желтков, Петрарка, Данте, Элоиза и все другие литературные и реальные герои, переживающие болезненные влечения обратились к участковому психотерапевту или клиническому психологу, то они могли бы успешно излечиться от своих болезненных амурных пристрастий. Больше того, сейчас предрасположенность к аддиктивным расстройствам можно выявить до их наступления и принять меры по их недопущению.

Литература

1. 800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5 — 11 классов /Составители: Э. В. Велик, С. В. Музычук. Ростов-на-Дону. БАРО-ПРЕСС, 2003, 499с.

2. Бабин А., Аныкина Н. Реальна ли «первая любовь»? URL: http://www.psy-analyst.ru/articles/1amor.asp (дата обращения: 09.12.2019).

3. Базарова Е. Н. Воспитание чувств по Толстому о глубинном психологизме повести «Детство». URL: https://refdb.ru/look/1961644.html (дата обращения: 09.12.2019).

4. Ворошилин С. И. Любовная аддикция: клинические варианты, социальное значение и вопросы профилактики.. // Уральский журнал психиатрии, наркологии и психотерапии. 2013. № 2 (1). 52с.

5. В СК предложили «упразднить анонимность» в интернете из-за роста числа самоубийств среди детей. URL: https://novayagazeta.ru/news/2018/05/29/142060-v-sk-predlozhili-uprazdnit-anonimnost-v-internete-iz-za-rosta-chisla-samoubiystv-sredi-detey (дата обращения: 09.12.2019).

6. Выготский Л.С. Психология искусства. – Москва : Искусство, 1968. – 575 с

7. Голубкова Е.А. «Феномен заразительности» как фактор суицидального риска / Социальная психология XXI столетия. Т. 1. / под редакцией В.В. Козлова. –Ярославль, 2005. – 316 с

8. Исаева Е. В. Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте… // Литература. URL: http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200501905 (дата обращения: 09.12.2019).

9. Их соединила любовь. Трагедия любви Ромео и Джульеты, сочинение. URL: http://vpartere.ru/pomoshh-uchenikam/literatura/ix-soedinila-lyubov-tragediya-lyubvi-romeo-i-dzhulety-sochinenie (дата обращения: 09.12.2019).

10. Каннабих Ю. В. История психиатрии. – Л., Государственное медицинское издательство, 1928, 520с.

11. Клемин Сергей. Любовь vs псевдолюбовь, или о любовной аддикции. URL: http://www.lyubi.ru/psy179.php (дата обращения: 09.12.2019)

12. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, Олсиб, 2001, 251с.

13. Кошкина Е. А., Киржанова В. В. Основные тенденции распространенности наркологических расстройств в России в 2003-2004 годах // Вопросы наркологии. 2005. №3. С. 57-67.

14. Куприн А. И. Гранатовый браслет, Азбука, 2014.

15. Литвак М. Е. Секс в семье и на работе Ростов-на-Дону. Феникс 2002.

16. Макушина О. П. Склонность к суицидальному поведению у подростков с межличностной зависимостью // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2014. №1(262). С. 129-131.

17. Мантурова Н.М., Огнева А.В. Любовная зависимость. Любовь или зависимость? СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ 2017. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30216060 (дата обращения: 09.12.2019).

18. Меньшиков М.О. Литература сыграла огромную роль в любовном культе. URL: http://www.lyubi.ru/phil9.php (дата обращения: 09.12.2019).

19. Миленко В.Д. Куприн: Возмутитель спокойствия URL: https://www.litmir.me/br/?b=593996&p=47 (дата обращения: 09.12.2019)

20. Овидий. Наука любви. Лекарство от любви. Эксмо, 2006.

21. Полякова И. В., Крицкая Н. В. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды... Тема любви в творчестве А. И. Куприна. По рассказу «Гранатовый браслет» // Литература. URL: http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200601813 (дата обращения: 09.12.2019).

22. Примеры настоящей любви. http://www.lyubi.ru/psy800.php (дата обращения: 09.12.2019).

23. Пушкарев Е. Особо выделенные признаки любви у Э. Фромма и комментарии. URL: http://www.lyubi.ru/psy32.9.php (дата обращения: 09.12.2019).

24. Пушкарев Е. Любовь! Благо или зло? Психологические измерения. LAP, LAMBERT Academic Publishing, Германия, 2013. Наташа Ростова и Пьер Безухов. Примеры настоящей любви. URL: http://www.lyubi.ru/psy804.php (дата обращения: 09.12.2019).

25. Там же. Второй этап любовной мании и Анна Каренина. URL: http://www.lyubi.ru/psy20.php (дата обращения: 09.12.2019).

26. Там же. Классификации любовных отношений. URL: http://www.lyubi.ru/psy2.php (дата обращения: 09.12.2019).

27. Там же. Любовь естественная. URL: http://www.lyubi.ru/psy2.php#a4" (дата обращения: 09.12.2019).

28. Там же. Влюбленность. http://www.lyubi.ru/psy30.2.php (дата обращения: 09.12.2019).

29. Там же. Что такое любовь. http://www.lyubi.ru/psy28.php (дата обращения: 09.12.2019).

30. Там же. Различные чувства любовь и влюбленность. http://www.lyubi.ru/psy3.php дата обращения: 09.12.2019).

31. Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.01 Литература по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Л.В. Барабанова URL: http://magistrln38.ru/images/doc/obraz/2020222_11.pdf (дата обращения: 01.12.2020)

32. «Ромео и Джульетта» - пьеса вовсе не о любви. URL: http://psymania.info/gend/polwosp/romeo.php (дата обращения: 09.12.2019).

33. Сазонова А.Л. Любовь и развитие личности URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17854098 (дата обращения: 09.12.2019)

34. Смирнов А. М. Суицид из-за неразделенной любви как социально-психологическая проблема. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suitsid-iz-za-nerazdelennoy-lyubvi-kak-sotsialno-psihologicheskaya-problema (дата обращения: 09.12.2019).

35. Сочинение по Анне Карениной на тему любви. Вариант 1. URL: https://alphacat.ru/sochinenie-po-anne-kareninoj-na-temu-lyubvi.html (дата обращения: 09.12.2019).

36. Сочинение на тему Трагедия и любовь Анны Карениной в романе Л. Н. Толстого. URL: https://sochinenienatemupro.ru/sochinenie-na-temu-kratkoe-soderzhanie/sochinenie-na-temu-tragediya-i-lyubov-annyi-kareninoj-v-romane-l-m-tolstogo/ (дата обращения: 09.12.2019).

37. Сочинения по ЕГЭ Всегда ли настоящая любовь трагична? (Итоговое сочинение) URL: https://www.kritika24.ru/page.php?id=69113 (дата обращения: 09.12.2019)

38. Сочинение "ЧИСТЫЙ СВЕТ ВЫСОКОЙ НРАВСТВЕННОЙ ИДЕИ” В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ (По рассказу А. И. Куприна “Гранатовый браслет”) URL: https://znanija.com/task/33270306 (дата обращения: 09.12.2019).

39. Тимофеева Е.С. Профилактика суицидального поведения в школе. НАУЧНЫЙ ФОРУМ: ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ. Сборник статей по материалам XLIII международной научно-практической конференции № 9(43) Октябрь 2020 г URL: https://nauchforum.ru/files/2020_10_01_ped/9%2843%29.pdf (дата обращения: 10.12.2020)

40. Тихомиров Д. А. Демографический кризис и проблемы здоровья российской молодежи. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 5 2013. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/5/Tikhomirov_Demographic-Crisis-Youth/ (дата обращения: 09.12.2019).

41. Указ Президент Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы

42. Федосова А. Л. Психологические особенности любовной аддикции и пути ее преодоления. URL: http://www.lyubi.ru/psy167.php (дата обращения: 09.12.2019).

43. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. URL: http://www.lyubi.ru/psy41.php (дата обращения: 09.12.2019).

44. Фромм Э. Человек для себя. URL: http://www.lyubi.ru/psy32.2.php (дата обращения: 09.12.2019).

45. Хаянова Н.В. педагог - организатор МБОУ «Красногорбатская СОШ» Селивановского района Владимирской области, Любовь всей жизни Ивана Сергеевича Тургенева. Эссе.URL: https://aeterna-ufa.ru/sbornik/NK-320.pdf#page=90 (дата обращения: 18.09.2020).

46. Холодковский Н. А. Вольфганг Гете. Его жизнь и литературная деятельность. URL: http://az.lib.ru/h/holodkowskij_nikolaj_aleksandrowich/text_0060.shtml (дата обращения: 09.12.2019).

47. Чернышова Н.Р. «Исследование феномена суицида в повести А.И. Куприна «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» с точки зрения междисциплинарного подхода» Homo dicens — 2022: Сборник научных статей / Сост. М. В. Захарова, отв. ред. И. Н. Райкова. М.: МГПУ, 2022. — 209 с.

48. Шапиро Б. Ю. Профилактика разочарований // Консерватор. 2002. №12. 12с. URL: http://www.msses.ru/about/teachers/b-yu-shapiro-profilaktika-razocharovaniy.php (дата обращения: 09.12.2019).

49. Шаповал Ирина Анатольевна. Созависимость как жизнь. URL: https://detectivebook.net/book/4200122/?page=1 (дата обращения: 09.12.2019).

50. Berne E. Sex in Human Loving UK: Simon & Schuster; 1970

ВЦИОМ представил рейтинг российской элиты 2011 года, в нем больше ста человек: патриарх Кирилл и Ф.Киркоров (явно выраженный аддикт, охотно это выставляет напоказ) с равным количеством процентов вошли в десятку, А.Пугачева (присутствуют признаки аддикта) выше, у нее третье место. Педагогов в рейтинге элиты нет, много артистов, певцов и телеведущих.

Психолог Е. Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"

P. S. Эта статья здесь с 2010 года. Будучи человеком неравнодушным я решил узнать, как педагогические деятели с литературным профилем относятся к пропаганде любовной аддикции в школе. Сначала написал практически всем зав кафедр литературы в педвузах – ни малейшей реакции. Затем стал писать в самые разные: федеральные агентства по образованию, центры средств обучения, научно-методические центры, центры исследования проблем воспитания, департаменты образования, академии самых разных гуманитарных наук, Председателю Российского общества "Знание", депутату ГД, профессору, д.пед.н. Л.Н. Духаниной, Уполномоченной при презеденте Росийской Федерации по правам ребенка М.А. Львовой-Беловой и т.д. и т.п. С 2011 года написал уже более сотни писем – ни малейшей реакции.

Письмо в минобр не могло быть без ответа, но… министерскими чиновниками не рождаются, ими становятся во время регулярных, тупых отписок. Столичному чиновнику любые аргументы в глаза, а он все равно «божья роса». Ею для минобровского чиновника является приказ № 1089 (2004г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов…», еще № 273-ФЗ (2012г.) «Об образовании в Российской Федерации» эти документы содержат набор умных и звонких лозунгов и требований. А выполнять это должна рядовая школа и как она это выполняет, чиновник считает себя не причем.

А в результате имеем: наше среднее образование это равнодушно – чиновничья машина, которая не скупится на умные лозунги и лицемерие, цивилизованные требования и безразличие к их исполнению, дает обширные знания, не всегда полезные, иногда опасные для психологического здоровья,

а вот с разумным, добрым, неформальным (душевным) большой дефицит. А поэтому совет мудрого человека остается в силе: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование» Марк Твен.

Это страница из раздела: Психология любви

Статьи, относящиеся к этой же теме:

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев

Понятие «любовь». Е. Пушкарев

Как понять парня. Е. Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев

Любовь и ее место в жизни человека. Б.Рассел

Демистификация любви. А.Орлов

Зигмунд Фрейд о любви.

В нашей библиотеке книг и видео (которые можно скачать бесплатно): «Любовь, семья, секс и около…» почти 1800 единиц хранения. Есть и по теме этой статьи.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Интернет - клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через

ЮMoney https://yoomoney.ru :

кошелек 410014252323944

или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru

Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

По моей книге уже с 2010 года обучают студентов по Программе дисциплины – «Психология любви»

Чтобы познакомиться бесплатно скачайте Это презентация моей книги

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхизбирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми