образовательно-доверительный сайт


Психиатрическая неразбериха с любовью в школьной литературе. Е Пушкарев

Эта статья входит в "школьный блок":

"Первая любовь" - важный шаг полового взросления. Е. Пушкарев

Психиатрическая неразбериха с любовью в школьной литературе. Е. Пушкарев

Второй этап любовной мании и Анна Каренина. Е. Пушкарев

Наташа Ростова и Пьер Безухов. Примеры настоящей любви. Е.Пушкарев

Грамматика любви. Иван Бунин

Концепция любви в рассказах И.А.Бунина. О.Ерёмина

Любовь и Гранатовый Браслет. Л.Г. Боринг

Драматургия любви. Е. Пушкарев

«Правда половой любви могла бы быть разъяснена без больших усилий, если бы не господствовал в нашем миросозерцании неподвижный, многовековой культ этой любви, унаследованный еще от старинного рыцарства, если бы не та мгла, в которою заволакивают любовь бездарные и безнравственные писатели, поэты, хранители дурных преданий, - все те, кто утверждают в человечестве миросозерцание в данное время».
«Литература сыграла огромную роль в любовном культе». М.О.Меньшиков, философ XIX в.

Краткий исторический обзор темы: любви.

Тема межполовой индивидуальной любви интересовала человека на протяжении всей его истории, а в последние пять тысячелетий человечество начинает ее осмыслять: легенды, мифы, философские трактаты, романы, песни, стихи, народное творчество, кинематограф, телевидение, интернет.

Но до сих пор отсутствуют единая непротиворечивая концепция межполовой индивидуальной любви и ее определение, с одной стороны, а с другой стороны огромные горы любовной литературы, популярной и народной драматургии.

Из-за чрезмерной неопределенности с любовью в литературе, в том числе и в школьной, и в жизни, в статье о любви без определения любви никак не обойтись, чтобы уяснить, что же под этим понятием имеется ввиду. Это определение будет приведено и даже два, но сначала предыстория, этих определений.

Бесплатно скачать книгу: "ЛЮБОВЬ! БЛАГО ИЛИ ЗЛО? Психологические измерения." Евгений Пушкарев

Платон Двадцать четыре века назад Платон в своем труде «Пир» [1] создал первую в человеческой культуре яркую и содержательную философскую концепцию любви, миф об андрогинах. Они благодаря своему необычному устройству: два в одном были «страшные своей силой и мощью» по сравнению с обычными людьми, так действует синергетический эффект любви. Что, в конечном счете, и напугало богов.

Итак, Платон делает попытку философского осмысления образа андрогина и связывает этот образ с идеей любви как вечной жажды воссоединения. Философия Платона во многих аспектах определила развитие европейской мысли. [2]

Трансформируясь, образ андрогина сохраняет свою базовую семантику и ассоциируется с понятиями идеала, совершенства, исключительности, божественности, гармонии и сочетания противоположностей. [2]

Еще один важный признак любви: «Идеалом Платона была любовь - дружба, подчинение любви общей задаче спасения человека, выдвижение на первый план не чувственности и удовольствий, а духовной работы» [3]

Итогом концепции любви Платона можно считать: любовь это стремление восстановить разделенную единую сущность, это «жажда целостности и стремление к ней». Вместе с этим происходит исцеление изъянов человеческой природы и возмещение их и тем самым человек преодолевает свое земное несовершенство. Уже в самой первой теории любви возникла мысль об особой силе любви, о ее роли исправителя людской природы, и в этом качестве она делает любящего человека эффективнее и плодотворнее.

Суть любви. Е. Пушкарев

За тысячелетия после Платона было написано огромное количество художественной любовной литературы красиво ярко, выразительно с самыми невероятными сюжетами, деталями и подробностями. Ф. Энгельс в работе "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" отмечает, что «…половая любовь в течение последних 8 столетий стала обязательной осью, вокруг которой, вращается вся поэзия». [4]

Все это перечитать простому человеку невозможно, но это сделали профессионалы филологи, они как никто другой добросовестно работали над исследованием всего спектра амурных отношений описанных в литературе.

Любовь полна антиномий: она амбивалентна – включает в себя момент ненависти к своему партнеру, вместе с наслаждением приносит и страдание, она – результат свободного выбора объекта и крайней от него зависимости. [5] Концепт любви в русском языковом сознании. С.Воркачёв.

В научной литературе зафиксирована связь любви со многими положительными и отрицательными эмоциями, такими как благоговение, благодарность, благорасположение, гнев, жестокость, зависть, любезность, месть, надежда, негодование, ненависть, неудовольствие, печаль, подавленность, порицание, похвала, преданность, признательность, приниженность, пьянство, радость, разврат, ревность, самолюбие, самоудовлетворенность, скупость, сострадание, страх, уверенность, удовольствие, честолюбие и чревоугодие. [6]

Филологи делают свою работу, помогают разобраться, что о любви написано в огромном количестве литературы, делают интегрированную сводку то, что называется «сухой остаток», но они не могут объяснить, что такое любовь, полагаясь на литературу. Они также не могут объяснить: авторы используют термин «любовь» для обозначения одного или нескольких явлений.

Чрезмерное количество антиномий в мировой любовной литературе можно подтвердить и таким фактом. Автором собраны более ста пар высказываний выдающихся, известных людей, в которых первое противоречит второму. Или в одном и том же высказывании уже заложено противоречие. [7]

Высказывания о любви. Кому верить?

Еще одна форма литературных запутываний восприятия любви, все активнее используемая писателями и философами.

Виктория Токарева: «Любовь иномирна, в её реальности можно сомневаться...»
«... любовь это самый выдуманный мир. Самая большая выдумка человечества». [8]

Анна Майская: «Настоящей любви нет - в этом вот уже много лет убеждает меня моя лучшая подруга Наташка. И еще больше меня убеждает в этом моя собственная жизнь. Да, любовь подчас случается меж людьми - вот только подлинная и взаимная очень редко». [9]

Специализированные СМИ за 100 лет ХХ в. насчитали 9000 способов секса, но о любви в 1990-е гг. практически перестали упоминать (иногда всплывает некий намек об особом чувстве как самотерапии, но «само-» есть скорее нарциссизм, нежели полноценная любовь). [10]

Любовью мы называем самые разные вещи, начиная с любви-блага, которую нужно пронести через всю жизнь, и кончая любовью на одну ночь. Самые жесткие модели можно найти в поп-культуре — но только там есть и популярные ремейки «Ромео и Джульетты». В интеллектуальной литературе господствует ирония. Современные романы никогда не заканчиваются свадьбой. Всегда встает вопрос: а что было потом? А потом — быт, разочарование… [11]

Горы любовной литературы есть, а самой любви нет? Любовь есть!

Культура долголетия любви. Культура горя разлуки. Е. Пушкарев.

Примеры настоящей любви. Е. Пушкарев

Настоящая любовь, она же совместимая любовь. Е. Пушкарев

Но псевдо любовные страсти, которые воспеваются в большинстве амурных романов, к ней не имеют никакого отношения. Амурные писатели на протяжении многих веков так много и старательно фантазировали, что сами себя, а заодно и читателей окончательно запутали.

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

Как быть нелюбимым, или Фабрика любви. В. Ерофеев

Такое количество противоречий исключает любую попытку понять, что такое любовь, черпая информацию из художественных произведений потому, что на любое утверждение о ней можно найти контр утверждение его отрицающее.

Это вредоносное слово «любовь». Е. Пушкарев

Если обратимся за помощью понимания любви к философам, но не тем, кто занимается исследованием самой любви потому, что в их трудах антиномий и амбивалентностей не меньше, чем в художественных произведениях [12], а к тем, кто исследует романтическую литературу, получим полезную информацию.

Уже к концу XIX века философ М. О. Меньшиков пишет: «Но особенно огромную роль литература сыграла в любовном культе». [12]

Литература сыграла огромную роль в любовном культе. М.О.Меньшиков

«Действуя в течение веков на неустойчивые мозги средних людей, любовный роман развращает половое чувство более, чем какое-нибудь другое влияние».

«Мы все теперь упиваемся любовными романами, но, повторяю я, будет время, когда самый чистый рассказ об ощущениях влюбленного, даже такой изящный, как "Вертер", будет казаться столь же неуместным, как рассказ о пищеварении и расстройстве его. Любовные романы будут описываться в клинических журналах, как теперь описываются болезни, потому что любовь половая - типическая "болезнь роста", где вместо острой физической боли в пароксизмах - острое наслаждение. Я не сомневаюсь, что ученый медик мог бы, тщательно изучив влюбленность, собрать достаточно материала для интересной диссертации». [13]
Суеверия и правда любви. М.О.Меньшиков

А. И. Герцен сосредотачивается на том, как романтическая литература влияет на женщин: «Да, женщину в этом вопросе мне всего больше жаль: ее безвозвратное точит и губит всепожирающий Молох любви. Она больше верует в него, больше страдает. Она больше сосредоточена на одном половом отношении, больше загнана в любовь... Она больше сведена с ума и меньше нас доведена до него». [14] Высказывания В. Токаревой и А. Майской приведенные выше подтверждают эту мысль А. И. Герцена. К тому же «Молох любви» после него только наращивал свои обороты, усиливая свое деструктивное воздействие.

К концу ХХ века, философ В. Розин также скептически относится к вкладу лирической литературы в понимание любви: «…любовная лирика учит чему угодно, только не трезвому размышлению. Это дурман, грезы». [15]
Проблемы любви в контексте противоречий современной семьи. В.М. Розин

Академическая психология тему любви долгое время игнорировала, исследования носили эмпирико-описательный и экспериментальный характер, они отражали опыт автора как человека и / или терапевта. Психологических классификаций любви много и чтобы разобраться в них хотя бы кратко нужно выделить несколько подходов:

- концепции любви связанные с уровнями потребностной сферы человека. Психологические школы: классические варианты психоанализа и бихевиоризма - соотносят любовь с потребностями организма и природного субъекта. Биологизаторские теории любви раскрывают ее смысл через потребности вида (продолжение рода). Позднее любовь связывается с познавательной потребностью субъекта (создание образа мира) в когнитивной психологии (уровень социального культурного субъекта), с потребностью в социальном контакте (уровень социального культурного субъекта) в гештальт-психологии. В гуманистической психологии происходит соотнесение любви с потребностями субъекта нравственного: в самоактуализации, повышении уровня психологического здоровья, самореализации, личностном самосовершенствовании (высший уровень потребностной сферы человека).

- деление теорий любви на пессимистические и оптимистические. В пессимистической модели постулируется любовь как отражение личностной неадекватности, слабости и несовершенство человека, ( Л. Каслер, Ж. П.Сартр , А. Афанасьев), в оптимистической — конструктивная сила любви, как взаимное чувство адекватных личностей (А. Маслоу, Дж. Ли, Р. Мей, Р. Хатисс, З. Рубин, В. Мустейн, Э. Фромм, Е. Пушкарев). Фридрих Ницше помогает понять, чем пессимистические теории отличаются от оптимистических: «Любить другого человека — это добродетель, если любовь проистекает из внутренней силы, но она — порок, если проистекает из неспособности человека быть самим собой».

Теорий много, а единой, общепринятой нет. Поэтому психологи тоже не очень помогают с пониманием любви, а значит ее обретением.

Если до ХХ века любовь в литературных романах развивалась по одним законам, а в жизни по другим, то после, литературные законы перешли в реальную жизнь. Это тот случай, когда литературное количество перешло в новое жизненное качество. И, казалось бы, вот она сбылась многовековая мечта поэтов и писателей, семейные пары стали создаваться по личному выбору руководствуясь взаимной любовью.

Сочинение на тему: Любовь в жизни. Школьные знания com

Любовь - самое прекрасное чувство на земле.

Поговорим о любви. Ведь у каждого она бывает, или еще будет. Любовь, что это такое? Это чувства, которые окрыляют нас, нам хочется видеть того, кого мы любим, нам хочется, чтобы этому человеку было комфортно и хорошо с нами. Любовь - это песня, которая льется из нашей души.

Любовь способна на многое, очень на многое. [16]

Но в реальной жизни все оказалось не только не так красиво и романтично как в литературных произведениях, а с точностью до наоборот. Институт семьи столкнулся с проблемами, которых еще не знало человечество.

Кому неизвестна тревожная статистика разводов в нашей стране: сейчас (1999 г.) половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях... [15]

По данным демографического ежегодника ООН 2012 года, Россия - первая среди стран с самым большим числом разводов. Далее Белоруссия, Украина, на 6-м - США. [17]

Нужно оговориться, что подобные деструктивные процессы характерны в основном для христианских, так называемых цивилизованных стран, а в мусульманских странах, Индокитае, на Африканском континенте с институтом семьи больше порядка и стабильности.

Разгадка любовной литературы.

Загадку любовной литературы, но не загадку любви помог разгадать З. Фрейд в своей работе «Об особом типе «выбора объекта» у мужчины». Которая начинается так: «До сих пор мы представляли только поэтам изображать «условия любви», при которых люди совершают их «выбор объекта» и согласуют свои мечты с действительностью. В самом деле, поэты отличаются от других людей некоторыми особенностями, позволяющими им разрешить такую задачу. Обладая особенно тонкой организацией, большей восприимчивостью сокровенных стремлений и желаний других людей, они в то же время обнаруживают достаточно мужества, чтобы раскрыть перед всеми свое собственное бессознательное. Но ценность познания, заключающегося в их описаниях, понижается благодаря одному обстоятельству. Цель поэта – выставить интеллектуальные и эстетические удовольствия и воздействовать на чувство, вот почему поэт не может не изменить действительности, а должен изолировать отдельные его части, разрывая мешающие связи, смягчая целое и дополнять недостающее. Таковы преимущества так называемой «поэтической вольности». Поэт может проявить весьма мало интереса к происхождению и к развитию подобных душевных состояний, описывая их уже в готовом виде. Поэтому необходимо, чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых люди наслаждались испокон веков. Эти замечания должны служить оправданием строгой научной обработки и вопросов любовной жизни человека. Как раз наука и требует самого полного отказа от «принципов наслаждения», насколько это возможно для нашей психической деятельности». [18]

З. Фрейд объяснил, что все написанное поэтами писателями, от себя добавлю и философами о влечении и событиях между мужчиной и женщиной это фантазии, мечты, художественные образы, квазисубъекты, результат «поэтической вольности». Этот материал может служить только для разгадки внутренних ориентаций, влечений, комплексов авторов, но не для разгадки и понимания любви.

Поэтому бессмысленно читать поэтов, писателей даже выдающихся, если есть желание понять, что такое любовь, влюбленность и весь спектр чувств, эмоций, влечений их сопровождающих. Вся мировая любовная литература это для эстетических удовольствий и эмоций, один из способов отвлечься от трудовых будней, жизненных реалий, а для понимания любви, обустройства своей жизни она только все запутывает, усложняет и как следствие коверкает жизнь большинства людей.

И действительно следуя заветам З. Фрейда «чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами» подключились антропологи, нейропсихологи, нейрохимики, нейроэндокринологи, нейробиологи, нейрогистологи, для исследования любовных чувств стали применять новейшие биохимические методы с использованием: магнитно-энцефалографического сканирования, функционального магнитно-резонансного и позитронно-эмиссионного томографирования было получено достаточное количество объективной информации о природе любви и всего спектра любовных чувств. [19]

Для мировой любовной литературы подтверждением правила «теория верна, если в ней есть исключения» является предбрачная, и что ценнее, семейная любовь Наташи Ростовой и Пьера Безухова гениально описанную в романе «Война и мир» Л. Н. Толстым. [20]

Л. Н. Толстому удалось подробно в мельчайших деталях описать не только саму любовь от начала до ее расцвета, но и то, что ее предопределило: семейное воспитание, жизненные коллизии, через которые прошли герои романа, чтобы стать способными для обретения плодотворной любви. Именно для этого Л. Н. Толстой описывает три значимых влюбленности Наташи Ростовой к Борису Друбецкому, Андрею Болконскому, Анатолию Курагину и захватывающую влюбленность Пьера в Элен, последующие их семейные отношения.

Наташа Ростова и Пьер Безухов. Примеры настоящей любви. Е.Пушкарев

Без всяких оговорок описание любви Пьера и Наташи Безуховых можно взять и за учебник, и за эталон зрелой любви. Но вот почему-то полноценная любовь Наташи и Пьера оказывается в тени, а скороспелая и драматичная влюбленность Наташи и Андрея Болконского выходит на первый план?

— Князь Андрей в "Войне и мире", например, попадает в такую ловушку влюбленности, как "на безрыбье и рак рыба". Эта ловушка очень распространена в социально ограниченных группах. Наташа Ростова может совершенно не соответствовать его ожиданиям и психологическим особенностям, но она "человек из своего круга, девушка на выданье". Складывается система "ключ — замок". Князю Андрею хочется создать семью, у него есть потребность в любви, и тут появляется Наташа. Все дальнейшие конструкции героев лишь в выгодной романтической форме объясняют им произошедшее. Наташе кажется, что она уже в первый приезд князя Андрея в поместье Ростовых влюбилась в него, ему тоже. Но это самообман. Истинный мотив — "ловушка ожидания пары". Толстой был неплохим житейским психологом, и потому он дал в ходе повествования этой паре распасться. [21]

Ведь мы сейчас уже знаем, что влюбленность, какой бы бурной и захватывающей она ни была, к любви не имеет никакого отношения. Влюбленность это нерядовое эмоциональное событие в жизни человека, но она скоротечна, а любовь это до скончания века, к тому же с годами она становится крепче и благотворнее. Только в любви человек может стать самим собой лучшим. [22]

Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.

Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев

Как отличать любовь от влюбленности и др. пседолюбовей. Е. Пушкарев

В. С. Соловьев объяснял это тем, что любовь связана с «реализацией полноты личности»: «…через любовь восстанавливается андрогинная целостность личности, человек перестает быть раздробленным, ущербным существом», происходит «восполнению жизни». [23]

Исключительно важный вклад в понимание любви и всего спектра псебдолюбовных чувств и любовных расстройств сделал Э. Фромм, который является продолжателем идей Платона о любви.

Теория любви Э. Фромма ее систематизация, анализ психологического содержания явилась самой обсуждаемой, изучаемой в ХХ веке, она, несомненно, повлияла на последующие ее исследования. И особо нужно выделить главную его книгой по этой теме «Искусство любить. Исследование природы любви» [24], хотя и в других он неоднократно возвращался к ее анализу и дополнениям.

Определение любви по Э. Фромму: «Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них». [25]

И еще один уточняющий признак: «Забота и ответственность означают, что любовь - это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший"». [25]

Это самое содержательное определение любви, оно дает направление, общий контур, указывает ключевые составные части любви. Его можно использовать даже как тест: нет плодотворности во взаимоотношениях, заботы, ответственности, уважения, достаточных знаний о партнере значит это не любовь. Но его нельзя считать академическим потому, что оно не раскрывает всех ключевых компонентов любви и ее истоков.

Определение межполовой индивидуальной любви по Е. Пушкареву:

Любовь устойчивое гармонизирующее, психостимулирующее состояние (отношения и чувства) исключительного приятия, прошедшее этапы зарождения и развития, основанное на неизменных, на протяжении всей жизни психологических функциях (например, базис К. Юнга), и их лучшей совместимости у партнеров, а поэтому с годами становится крепче и благотворнее. [19]

К. Г. Юнг писал об этом чувстве: «Это состояние обозначается как совершенная гармония и оценивается как великое счастье («одно сердце и одна душа») и, конечно, по праву... ибо это истинное переживание божества... мужчина и женщина становятся орудиями продолжающейся жизни». [26] Особо подчеркивая важность и значимость в любви гармонии.

Если писатели и поэты любое влечение между мужчиной и женщиной, не особо задумываясь, называют любовью с самыми разными эпитетами, реже влюбленностью, то Э. Фромм ввел и дал объяснения целому ряду новых понятий: «подлинная любовь», «плодотворная любовь», «зрелая любовь». Наиболее фундаментальный вид любви, составляющий основу всех типов любви, это «братская любовь». Также: «псевдолюбовь», «существует много индивидуальных форм патологии любви», «неплодотворная, или иррациональная любовь», «любовь-поклонение», «фальшивая любовь», «сентиментальная любовь», «невротическая любовь», «незрелая форма любви» или «симбиотический союз», «влюбленность это одна из форм псевдолюбви», «эротическая любовь это самая обманчивая форма любви…», «часто под эротической любовью понимается неплодотворная форма любви…». «Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга, когда их физически влечет друг к другу». [27]

Особо выделенные признаки любви у Э. Фромма и комментарии. Е. Пушкарев

Любовная аддикция (love addiction) в художественных произведениях и ее интерпретация на уроках литературы.

И если с определением любви пока нет общего согласия, то с любовной страстью она же, «идолопоклонническая любовь», «навязчивая любовь», «наркоманическая любовь», «токсическая любовь», «компульсивная любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь» это то, что Э. Фромм называл «индивидуальная форма патологии любви», «симбиотический союз», есть полная документальная и академическая определенность.

О любовных теориях Платона, Э. Фромма, З. Фрейда, В. С. Соловьева, автора, изложенные выше можно спорить, с ними можно соглашаться или не соглашаться, то с тем как трактует страстные отношения литература: роковая, неистовая, непосильная, окаянная, дороже жизни, сильнее смерти, пожар сердца и др., а за ней и школа, спорить уже не надо потому, что эти расстройства занесены в Международный классификатор болезней - 10 (МКБ-10).

Любовная аддикция в МКБ-10 ¬отнесена к психическим отклонениям, в разделе «Расстройства привычек и влечений» (F63) в подраздел F 63.9 – «Расстройства привычек и влечений». Общие симптомы для нее определены следующие: навязчивые мысли о другом, резкие перепады настроения, завышенное чувство собственного достоинства, жалость к себе, бессонница, прерывистый сон, необдуманные, импульсивные поступки, перепады артериального давления, головные боли. [28]

Для работы с любовными аддиктами готовят как врачей психотерапевтов, так и клинических психологов. Любовная аддикция это излечимое расстройство но, как и в алкоголизме, процент излечимости низкий, так как желание или готовность к избавлению редкость. На начальной стадии любовные аддикты не подозревают о серьезности своего расстройства, а в запущенной, компульсивной стадии страдалец настолько вживается в это расстройство, что в нем ему уже спокойнее, чем в здоровой жизни. Эту тяжелую стадию любовной аддикции можно назвать, «когда уже невозможно избавиться от любви». Наиболее известным примером такого расстройства является страсть Ф. Киркорова к А. Пугачевой. Если проанализировать все его многочисленные рассказы, высказывания, песни, поступки можно сделать вывод, что он страдает не просто любовной аддикцией, а что она уже в компульсивной стадии. Это когда от «любви» вылечиться уже нельзя или «медицина бессильна», точка возврата к нормальным межполовым индивидуальным отношениям давно пройдена.

Если описание Л. Н. Толстым любви Наташи Ростовой и Пьера Безухова можно назвать самым выдающимся примером настоящей любви в истории литературы, то описание страсти Анны Крениной к Вронскому можно взять за образец в учебник по психиатрии, в раздел «любовные аддикции в совместной (супружеской) жизни» то есть, когда уже предбрачные ухаживания закончились. По этой трагической, но талантливо и подробно описанной истории можно с высокой долей вероятности спрогнозировать, как бы стали развиваться аддиктивные отношения как у литературных героев Ромео и Джульетты, Хозе и Кармен, бедной Лизы и Эраста, Отелло и Дездемоны, Желткова и Веры Николаевны, так и у реальных людей Абеляра и Элоизы, Петрарки и Лауры, Данте и Беатриче.

Второй этап любовной мании и Анна Каренина. Е. Пушкарев

Из школьных сочинений:

книга Анна Каренина «В Анне Карениной воплощен образ человека, созданного для великой любви, но постигшего законы реальности, погубившей ее». [29]

«Мир не извинил Анне открытой и честной любви».

«Драма Анны Карениной заключается в том, что она, имея чистейшие моральные чувства и помыслы, вступила в противоречие со своей средой, своей эпохой». [30]

Нужно заметить, что в реальной жизни великой любви не бывает, есть нормальная любовь или просто любовь, разные виды псевдолюбовей, к которым относятся влюбленности и любовные аддикции. В разные эпохи существовали различные амурные стандарты, которые и дальше будут меняться, а вот любовь, как естественное явление также как и температура тела человека во все времена одинаковы. [10, с.60-65]

Для большей ясности и убедительности подробнее рассмотрим аддиктивные элементы в отношениях Анны Карениной к Вронскому. После бурного романа у Анны родилась дочь от Вронского. Она уходит от мужа, и они живут в богатом поместье Вронского. Казалось бы, живи да радуйся, рядом любимый и любящий мужчина, дочь - малышка, но уменьшилась «доза любви».

Вронский старается принимать активное участие в управлении имением, немалую часть дня он в хозяйских разъездах. Анна усматривает в этом его охлаждение. Анне постоянно недостает его любви, точнее страсти: «Если бы ты любил меня как я тебя…». Вронский: «Анна, за что так мучать себя и меня?» - говорил он, целуя ее руки». [31]

Толстой подбирает удачное сравнение «она опутывает его любовными сетями»:

«Вронский ценил это, сделавшееся единственною целью ее жизни, желание не только нравиться, но служить ему, но вместе с тем и тяготился теми любовными сетями, которыми она старалась опутать его. Чем больше проходило времени, чем чаще он видел себя опутанным этими сетями, тем больше ему хотелось не то что выйти из них, но попробовать, не мешают ли они его свободе. Если бы не это все усиливающееся желание быть свободным, не иметь сцены каждый раз, как ему надо было ехать в город на съезд, на бега, Вронский был бы вполне доволен своею жизнью». [31]

Прожив все лето и часть осени в деревне, Вронский и Анна приехали в Москву для решения хозяйственных и документальных дел, чтобы после снова вернуться в деревню на постоянное место жительство. Вронский выражает желание, чтобы у них еще были дети.

Первый этап любовной аддикции это страстные отношения, многократно и подробно описанные в мировой литературе: Ромео и Джульетта, Хозе и Кармен, Отелло и Дездемона, бедной Лизы к Эрасту, Желткова к Вере Николаевне. И у читателя складывается мысль, как были бы счастливы герои, если бы их отношения закончились браком. Но любовная аддикция это расстройство, в течении которого, нет гармоничного, счастливого продолжения. А совместная жизнь - второй этап любовной аддикции. То к чему страстно стремится аддикт, начинается с неприятного сюрприза: желаемое с действительностью не совпадает. Не дотягивает любимый до идеала грез. Его «больному любовью» все время мало. Когда он был вне зоны ежедневного общения, любая встреча вызывала эйфорию, а когда он и днем и ночью рядом, уже этого не хватает. В результате «больному» и без него плохо, и с ним плохо, так как не соответствие ожиданиям приводит к неудовлетворенности и отягощению расстройства.

За два дня до самоубийства:

«Раздражение, разделявшее их, не имело никакой внешней причины, и все попытки объяснения не только не устраняли, но увеличивали его. Это было раздражение внутреннее, имевшее для нее основанием уменьшение его любви, для него - раскаяние в том, что он поставил себя ради ее в тяжелое положение, которое она, вместо того чтоб облегчить, делает еще более тяжелым. Ни тот, ни другой не высказывали причины своего раздражения, но они считали друг друга неправыми и при каждом предлоге старались доказать это друг другу.

Для нее весь он, со всеми его привычками, мыслями, желаниями, со всем его душевным и физическим складом, был одно - любовь к женщинам, и эта любовь, которая, по ее чувству, должна была быть вся сосредоточена на ней одной, любовь эта уменьшилась; следовательно, по ее рассуждению, он должен был часть любви перенести на других или на другую женщину, - и она ревновала. Она ревновала его не к какой-нибудь женщине, а к уменьшению его любви. Не имея еще предмета для ревности, она отыскивала его. По малейшему намеку она переносила свою ревность с одного предмета на другой. То она ревновала его к тем грубым женщинам, с которыми благодаря своим холостым связям он так легко мог войти в сношения; то она ревновала его к светским женщинам, с которыми он мог встретиться; то она ревновала его к воображаемой девушке, на которой он хотел, разорвав с ней связь, жениться. И эта последняя ревность более всего мучала ее, в особенности потому, что он сам неосторожно в откровенную минуту сказал ей, что его мать так мало понимает его, что позволила себе уговаривать его жениться на княжне Сорокиной.

И, ревнуя его, Анна негодовала на него и отыскивала во всем поводы к негодованию. Во всем, что было тяжелого в ее положении, она обвиняла его. Мучительное состояние ожидания, которое она между небом и землей прожила в Москве, медленность и нерешительность Алексея Александровича, свое уединение - она все приписывала ему. Если б он любил, он понимал бы всю тяжесть ее положения и вывел бы ее из него. В том, что она жила в Москве, а не в деревне, он же был виноват. Он не мог жить, зарывшись в деревне, как она того хотела. Ему необходимо было общество, и он поставил ее в это ужасное положение, тяжесть которого он не хотел понимать. И опять он же был виноват в том, что она навеки разлучена с сыном.

Даже те редкие минуты нежности, которые наступали между ними, не успокоивали ее: в нежности его теперь она видела оттенок спокойствия, уверенности, которых не было прежде и которые раздражали ее». [31]

Важный признак этой невротической потребности в любви. – ее ненасытность, выражающаяся в крайней ревности, которая представляет собой не реакцию, основанную на рациональных факторах, а на требовании быть единственным предметом внимания. Еще один признак ненасытности это потребность в «безусловной любви», ожидания постоянных доказательств любви. Любое невыполнение этих абсолютных требований воспринимается как отвержение, а «больной» крайне чувствителен к отвержению оно вызывает панику и ощущение краха всей жизни.

За день до самоубийства. Разговор Анны с Вронским:

«Отчего ты, хвастаясь своею прямотой, не говоришь правду?

- Я никогда не хвастаюсь и никогда не говорю неправду, - сказал он тихо, удерживая поднимавшийся в нем гнев. - Очень жаль, если ты не уважаешь...

- Уважение выдумали для того, чтобы скрывать пустое место, где должна быть любовь. А если ты больше не любишь меня, то лучше и честнее это сказать.

- Нет, это становится невыносимо! - вскрикнул Вронский, вставая со стула. И, остановившись пред ней, он медленно выговорил:- Для чего ты испытываешь мое терпение? - сказал он с таким видом, как будто мог бы сказать еще многое, но удерживался. - Оно имеет пределы.

- Что вы хотите этим сказать? - вскрикнула она, с ужасом вглядываясь в явное выражение ненависти, которое было во всем лице и в особенности в жестоких, грозных глазах.

- Я хочу сказать... - начал было он, но остановился. - Я должен спросить, чего вы от меня хотите.

- Чего я могу хотеть? Я могу хотеть только того, чтобы вы не покинули меня, как вы думаете, - сказала она, поняв все то, чего он не досказал.

- Но этого я не хочу, это второстепенно. Я хочу любви, а ее нет. Стало быть, все кончено!

Она направилась к двери.

- Постой! По...стой!- сказал Вронский, не раздвигая мрачной складки бровей, но останавливая ее за руку. - В чем дело? Я сказал, что отъезд надо отложить на три дня, ты мне на это сказала, что я лгу, что я нечестный человек.

- Да, и повторяю, что человек, который попрекает меня, что он всем пожертвовал для меня, - сказала она, вспоминая слова еще прежней ссоры, - что это хуже, чем нечестный человек, - это человек без сердца.

- Нет, есть границы терпению!- вскрикнул он и быстро выпустил ее руку. "Он ненавидит меня, это ясно", - подумала она и молча, не оглядываясь, неверными шагами вышла из комнаты.

«Он любит другую женщину, это еще яснее, - говорила она себе, входя в свою комнату. - Я хочу любви, а ее нет. Стало быть, все кончено, - повторила она сказанные ею слова, - и надо кончить».

………..

- Брось меня, брось!- выговаривала она между рыданьями. - Я уеду завтра... Я больше сделаю. Кто я? развратная женщина. Камень на твоей шее. Я не хочу мучать тебя, не хочу! Я освобожу тебя. Ты не любишь, ты любишь другую!

Вронский умолял ее успокоиться и уверял, что нет призрака основания ее ревности, что он никогда не переставал и не перестанет любить ее, что он любит больше, чем прежде.

- Анна, за что так мучать себя и меня? - говорил он, целуя ее руки. В лице его теперь выражалась нежность, и ей казалось, что она слышала ухом звук слез в его голосе и на руке своей чувствовала их влагу.

И мгновенно отчаянная ревность Анны перешла в отчаянную, страстную нежность; она обнимала его, покрывала поцелуями его голову, шею, руки». [31]

Самый счастливый период в таком состоянии - это предвкушение встречи (на короткое время возвращается эйфория), впрочем, и у алкоголика эйфория наступает в предвкушении выпивки. Подробно по пунктам аналогию признаков любовной и алкогольной аддикций описала психотерапевт Р. Норвуд: «Я впервые познакомилась с феноменом «слишком сильной любви» как со специфическим синдромом определенного образа мыслей, чувств и способов поведения после семи лет консультативной практики с людьми, злоупотребляющими алкоголем и наркотиками». [32]

Р. Норвуд выявила, что развитие и отягощения любовной аддикции или как она называет «слишком большой любви» так и излечение от них тождественны. На схемах, которые она приводит, показано, что пристрастие, будь то пристрастие к химическому соединению или к нездоровым взаимоотношениям, в конечном счете, затрагивает каждый аспект жизни больного, вызывая прогрессирующее расстройство во всех отношениях. [32, с.345-350]

И чем больше необходимая для удовлетворения «больного» «доза любви», тем больше объект любви не совпадает с идеалом, тем сильнее во время и после встречи разочарование, ведущее к страданию, горю. Ведь, когда не додают дозу, зависимый (хоть от алкоголя, хоть от наркотиков, хоть от игровых автоматов) страдает. «Больному» хочется увеличить дозу любви (доказательств, страсти), а объект любви не хочет ее увеличивать. Он любит по-своему, как записано в его жизненном сценарии.

У «больного» появляется потребность улучшить, изменить горячо любимого. Ему кажется, что если любимый изменится, начнет «любить по-настоящему» то ему, «больному», станет легче. Образуется порочный круг: чем больше он пытается изменить любимого, тем тот больше сопротивляется и меньше отвечает «больному» взаимностью, а чем любимый больше сопротивляется, тем «больной» сильнее переживает и старается его изменить «ну почему ты не хочешь меня понять», и тем больше страдает. В таких отношениях нет свободы, гармонии и равенства. Любое желание кого-нибудь изменить (даже если ты пристрастно выясняешь отношения, тем более плачешь, умоляешь о чем-то) - это насилие над этим человеком. А от любого насилия человек стремится, уйти, убежать, даже если это выряжено в «одежды любви».

Зависимость как телесное (физическое) состояние изменяет уровни бодрствования, выносливости, физического самочувствия, вегетативные функции, сексуальную активность и т. д. Границы между психологической и физической зависимостью относительны, и на соматическом уровне отсутствие объекта потребности (вещества, человека, занятия и т. п.) ведет к достаточно глубоким отклонениям и расстройствам организма, иногда даже не совместимым с жизнью. [33]

В день самоубийства. Мысли Анны:

«Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет, и вот отчего мы расходимся, - продолжала она думать. - И помочь этому нельзя. У меня все в нем одном, и я требую, чтоб он весь больше и больше отдавался мне. А он все больше и больше хочет уйти от меня. Мы именно шли навстречу до связи, а потом неудержимо расходимся в разные стороны. И изменить этого нельзя. Он говорит мне, что я бессмысленно ревнива, и я сама говорила себе, что я бессмысленно ревнива; но это неправда. Я не ревнива, а я недовольна. Но... - Она открыла рот и переместилась в коляске от волнения, возбужденного в ней пришедшею ей вдруг мыслью. - Если б я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем другим. И я этим желанием возбуждаю в нем отвращение, а он во мне злобу, и это не может быть иначе. Разве я не знаю, что он не стал бы обманывать меня, что он не имеет видов на Сорокину, что он не влюблен в Кити, что он не изменит мне? Я все это знаю, но мне от этого не легче. Если он, не любя меня, из долга будет добр, нежен ко мне, а того не будет, чего я хочу, - да это хуже в тысячу раз даже, чем злоба! Это - ад! А это-то и есть. Он уж давно не любит меня. А где кончается любовь, там начинается ненависть». [31]

Л. Н. Толстой не только величайший писатель - психолог, а еще и психоаналитик, и психотерапевт среди романистов, доносит до нас своеобразие таких душевных реакций, которые без психологической глубины его подхода вряд ли оказались бы вообще раскрытыми в художественной и в специальной литературе, они глубоко человечны и играют существенную роль в поведении личности в целом.

Так знаменитый русский психотерапевт Н.Е.Осипов (1877—1934) называл произведения Л. Н. Толстого «психоанализом в художественной форме» и в своих работах упоминал имя писателя не реже, чем имя основоположника психоаналитического учения З.Фрейда.

Более того, Н. Е.Осипов видит в самом Толстом интуитивного психоаналитика, предвосхитившего открытия 3. Фрейда, ученый видит общность в методах психоанализа и художественного метода Толстого. Н. Е.Осипов считал общим у Толстого и Фрейда внимание к мелким штрихам и отношение к ним как имеющим глубокий смысл.

С профессиональной точки зрения привлекало творчество Л. Н. Толстого знаменитого физиолога И. П. Павлова. О внутреннем монологе Анны, когда она перед своим концом торопится на Нижегородский вокзал, И. П. Павлов, например, скажет, что «наука тут наталкивается на то, чем с ее позиций надлежит заняться». [34]

И психиатрическая наука добросовестно выполнила этот наказ И. П. Павлова, а вот наша культура это упорно не замечает.

Приведенные здесь отрывки это только небольшая часть описания пристрастных отношений Анны и Вронского, в романе все в мелких деталях и подробностях и все очень точно.

Когда Л. Н. Толстой писал роман, он, конечно, не думал о любовной мании и невротической потребности в любви, но так получилось, что в виде прообраза отношений Анны Карениной и Вронского он выбрал именно любовную аддикцию в крайне тяжелой компульсивной, неодолимой стадии. И в силу его гениальности патология получилась такой романтичной, выразительной, а от этого заразительной.

Неразделенная страсть – разновидность любовной аддикции.

Распространенным видом любовной аддикции является неразделенная любовь (Unrequited Love). Возлюбленная (возлюбленный) может быть или может не быть в курсе глубокой и сильной романтический привязанности поклонника (поклонницы). Неспособность безответного «влюбленного» выразить и реализовать свои эмоциональные потребности часто приводит к низкой самооценке, тревоге, или колебаниям настроения между депрессией и эйфорией. [53]

Большим приверженцем возвышенного романтического описания любовной аддикции был A. И. Куприн: «Это была единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная любовь». [35]

Вот как тему любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» рекомендуют рассматривать учителя русского языка и литературы СОШ № 32 г. Астрахани. Ирина Викторовна Полякова, Наталья Валерьевна Крицкая: «Для Желткова любить Веру Николаевну даже без взаимности — «громадное счастье». Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». Прощаясь с ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”».

«Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».

«Маленький человек» возвышается, становится велик своей жертвенной любовью». [36]

А вот, что предлагает другой источник. «800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5 — 11 классов»:

«Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя ее ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию. Устами генерала Аносова он говорит, что это чувство не должно быть ни легкомысленным, ни примитивным, ни, тем более, основываться на выгоде и корысти: "Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться". Любовь, по Куприну, должна основываться на возвышенных чувствах, на взаимном уважении, честности и правдивости. Она должна стремиться к идеалу.

Именно такой была любовь Желткова. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу так называемого высшего сословия. Много лет продолжается безответная и безнадежная любовь». [37]

«Он уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: “Да святится имя Твое”. Желтков умирает, благословляя любимую женщину.

Так описывает любовь А. Куприн. Читаешь и думаешь: наверное, так в жизни не бывает. Но, вопреки здравому смыслу, хочется, чтобы было».

«Книги А. Куприна никого не оставляют равнодушным, напротив, они всегда манят к себе. Многому можно учиться молодым людям у этого писателя: гуманизму, доброте, душевной мудрости, умению любить, ценить любовь». [37, с.505, 506]

Вот чему не нужно учиться из произведений А. Куприна это «умению любить» именно так потому, что он спутал любовь, которая ассоциируется с силой, мощью, гармонией… (по Платону), «плодотворное отношения к другим и к самому себе» (по Фромму), «обозначается как совершенная гармония и оценивается как великое счастье («одно сердце и одна душа»)» (по к. Юнгу), «гармонизирующее, психостимулирующее состояние» (по Е. Пушкареву) с любовной аддикцией. Человек, который плодотворно относится к другим и к самому себе никогда не совершит самоубийства.

Альтернативной версией развития подобных аддиктивных отношений может быть пример из жизни И. С. Тургенева и Полины Виардо. И. С. Тургенев в течение почти сорока лет испытывал страстное влечение к Полине, за эти годы он стал не только другом всей семьи Виардо, а и ее мужа Луи. Он много времени проводил в доме Виардо, сопровождал Полину на концерты, принимал активное участие в воспитании ее дочерей. Еще два более ярких и известных адиктивных влечения длившихся до конца жизни: Петрарки к Лауре, Данте к Беатриче. Свою версию любовной аддикции подобного типа описал Ги де Мопассана в рассказе «Плетельщица стульев». В этих историях герои, большую часть жизни, переживая страстное влечение, и не помышляли о суициде.

Поэтому причиной самоубийства как Желткова, так и Анны Карениной является не болезненная страсть, а некие другие патологические истоки личности, которые в динамике развития отягощения сначала породили аддикцию, всего лишь как один из этапов психического расстройства.

Школьные знания com: Эссе(сочинение) на тему: Любовь или…:

«Был ли Желтков сумашедший? Но любить - это то необыкновенное чувство, которое граничит с помешательством. Только тот, кто любил, может понять это чувство.

Любовь это болезнь? Е.Пушкарев

Повесть Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет» - это свет любви, любви необыкновенной и потому - трагической.

У человека, который смог так сильно полюбить, должно быть, какое-то особое мировосприятие.

Хотя Желтков был всего лишь маленьким чиновником, он оказался выше общественных норм и стандартов.

Он - ЛЮБИЛ и умер во имя Любви». [38]

А. Л. Федосова к. псх. н.: «Основным мотивом личностей, имеющих склонность к аддиктивным формам поведения является активное изменение психического состояния, которое их не удовлетворяет, о котором они говорят как о "сером", "скучном", "монотонном", "апатичном".

Безумная и несчастная любовь, которая несет боль и страдания даже в начале отношений, не является настоящей здоровой любовью, а представляет собой "голод", "жажду" по любимому человеку, аналогию наркомании, и поэтому называется еще и "наркотической любовью". Это чувство может быть взаимным или наоборот, но в любом случае оно вводит в заблуждение, как наркотики и алкоголь…» [39]

Психологические особенности любовной аддикции и пути ее преодоления. А. Федосова

Все любовные аддикты переживают практически одинаковый набор расстройств, страстей, страданий, но когда это переживает гений, он в силу своего дара описывает это настолько возвышенно, романтично, красочно, а от того заразительно, что кажется и он, и эти страдания являются некоей исключительностью, божьей отметкой. По статистике любовных аддиктов немало и среди обыкновенных людей, которые переживают не меньшие страсти, перепады страданий и экстаза, восторга и душевной боли.

Наиболее ярко, восторженно, высокохудожественно, а от того и заразительно любовные аддикции в формате неразделенной любви в силу их поэтической гениальности описали Данте к Беатриче, Петрарка к Лауре.

«800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5 — 11 классов»:

«Среди восторженных певцов любви выделяется великий итальянский поэт эпохи Ренессанса Франческо Петрарка. Ему принадлежит самая искренняя поэтическая лирическая исповедь о любви, пронесенной через всю жизнь:
Благословен день, месяц, лето, час
И миг, когда мой взор те очи встретил!
Благословен тот край, и дол тот светел,
Где пленником я стал прекрасных глаз! [37, с271]

Поэт мечтал встретить Лауру хотя бы в грезах или снах. Интересно, что Петрарка надеялся в образе любимой найти поддержку на пути спасения души и вечной жизни.
Я зряч — без глаз; без языка — кричу.
Зову конец - и вновь молю: "Пощади!"
Кляну себя — и все же дни влачу.
Мой плач — мой смех.
Ни жизни мне не надо, Ни гибели.
Я мук своих — хочу...
И вот за пыл сердечный мой награда!

До последнего мгновения Петрарка оставался верным памяти Лауры. Светлому образу любимой девушки посвящено более трехсот сонетов». [36, с272]

Выше были приведены описания болезненных переживаний любовных аддиктов из художественной литературы, для полноты картины приводятся их описания из психиатрии.

Психиатр д. м. н. Ц. П. Короленко и Н. В. Дмитриева определяют любовную аддикцию, как аддикцию отношений с фиксацией на другом человеке.

1. Аддикт непропорционально много времени и внимания уделяется человеку, на которого направлена аддикция. Мысли о «любимом» доминируют в сознании, становясь сверхценной идеей. Процесс носит в себе черты навязчивости, сочетаясь с насильственностью, от чего страдающему чрезвычайно трудно освободиться.

2. Аддикт находится во власти переживания нереальных ожиданий в отношении другого человека, находящегося в системе этих отношений, без критики к своему состоянию.

3. Любовный аддикт забывает себя, перестает заботиться о себе и думать о своих потребностях вне аддиктивных отношений. Это распространяется и на отношение к родным и близким. У аддикта имеются серьезные эмоциональные проблемы, в центре которых страх, который он старается подавить, в том числе страх быть покинутым. Страх часто находится на уровне подсознания. [40]

Романтическая любовь и сексуальная аддикция. Ц. П. Короленко.

Чтобы подробнее представить другие грани любовной аддикции приведен еще один перечень ее признаков, неакадемический, составленный членом-корреспондентом РАЕН, психотерапевтом М. Е. Литваком. Для этого он пользуется термином «наркоманическая (компульсивная) любовь» более распространенным в популярной литературе:

1. Наркоманическая любовь посещает как мужчин, так и женщин, но по глубине страданий и продолжительности у женщин она несколько слабее. Дело в том, что женщина легче выражает свои эмоции, что несколько ослабляет напряжение.

2. То, что это болезнь, часто было понятно даже женам (мужьям), которые не обижались на своих супругов, жалели их и даже сами приводили на прием.

3. Всеми ими восхищались их сладкозвучные сирены (так я назвал объекты наркоманической любви), чего не делали их половины.

4. Все они чувствовали и понимали, что их предали, что объект не стоит их любви, но стоило только поманить их пальцем, как они все бросали и мчались к нему.

5. Резко тормозился социальный и личностный рост страдающих от наркоманической любви.

6. Появлялись соматические заболевания.

Наркоманическая любовь, как, оказалось, имеет более широкое распространение, чем я думал. [41]

Наркоманическая (компульсивная) любовь. М. Литвак
Любовь здоровая и наркоманическая. М. Литвак

Трагедия Ромео и Джульетты и ее последствия.

Но самым трагичным по своим последствиям как мировая литература, а вслед за ней и школа преподносит страстные отношения юных героев Ромео и Джульетта.

Преподаватель литературы; кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы ХХ века и зарубежной литературы Елецкого госуниверситета имени И. А. Бунина, Елена Валерьевна Исаева:

«Это произведение о жестокости мира, о силе любви, о взрослении юных героев».

«Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность».

«Для них высшей ценностью является любовь. Поэтому они не могут остаться в мире один без другого, поэтому они выбирают смерть. Даже их слова похожи».

«Юные герои У. Шекспира радостно встретили свою любовь, которая вошла в их жизнь неожиданно. Они не смогли жить друг без друга, предпочтя смерть, но их гибель открыла глаза их родителям; Шекспир показал, что любовь действительно сильнее смерти». «Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала. Но в пьесе Шекспира нет трагедии любви, чувство героев торжествует, хотя сами они погибают, отстаивая свой идеал». [42]

Школьные знания com:

школьные годы"Их соединила любовь. Трагедия любви Ромео и Джульеты", сочинение.

Однако время показало, что яркую и горячую любовь не может победить никакая вражда и ненависть. Скрывая свои чувства от родителей, главные герои боролись за свое счастье, преодолевали преграды, которые ставила перед ними жизнь — и в этой борьбе они становились сильнее. [43]

Пример еще из одного источника. «800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5 — 11 классов»:

«Только юные, чистые, не связанные предрассудками люди могут так любить. И только отважные натуры действуют так решительно, стремясь соединить свои жизни, хотя судьба неумолимо разводит их».

«Этот сюжет в литературе будет до тех пор, пока человечество будет любить» [37, с.126, 127]

Неверно, что нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте, печальнее, а еще хуже трагичнее это последствия этой повести.

Шекспир написал «Ромео и Джульетта» в самом конце XVI в. и в то время у молодежи переживающей самые разные амурные влечения и в мыслях не было повторять их безумный поступок. А вот после выхода романа в письмах И. В. Гёте «Страдания юного Вертера» (1774), началась настоящая эпидемия самоубийств в подражание его герою. [44]

Между этими яркими произведениями, а больше после них было написано немало подобных амурно - суицидальных клонов, которые «облагородили, возвысили» раскрутили трагический самоубийственный маховик.

Выдержки из форума молодежного сайта о любви:

«Я завидую таким людям, которые могут сигануть с крыши из-за любви. Это же надо, у человека любовь – самая большая проблема! То есть, более серьёзной причины для суицида нет... Я тоже так хочу».

«Я сама неудачная (к сожалению) самоубийца, и, как ни парадоксально это звучит – мне нравится это... Я глотала таблетки, резала вены и травилась газом, но всё тщетно – кто-то обязательно приходил и спасал меня... Быть может, это вошло в мой образ жизни... Я считаю, что суицид – один из лучших способов самовыражения, демонстрации внутренней Свободы и тоталитарной Анархии... А самоубийство из любви – это ещё и красиво...»

«Это прекрасно... Я всегда мечтала и продолжаю мечтать, чтобы кто-нибудь умер из-за любви ко мне. И если я полюблю этого человека – наши сердца воссоединятся на небесах».

Страница, на которой была тема этого форума, находилась на сайте и пополнялась несколько лет, но после указа президента N 761 (1.06.12) [45] и кампании против пропаганды молодежной суицидальности была удалена. Получается, что в интернете пропагандировать молодежную суицидальность нельзя, а в школе можно.

О том, что высказывания на форуме не пустые фантазии говорит печальная статистика:

Основные причины суицида: неразделенная любовь. Показатель суицида среди молодежи на 100 тыс. составляет 20, что превышает средний мировой показатель в 2,7 раза. [44] 2012г – 2870 (7.9 в день) самоубийств.

Д. Кук в своем исследовании 604 студентов американских колледжей сообщил, что любовная аддикция – это самая распространенная аддикция и встречается более чем у 25% выборки. Сходные данные были получены на выборке канадских студентов. < > В одном из последних исследований приводится цифра 34,3%: так оцениваются проявления любовной аддикции у американских старших школьников в течение предыдущей жизни. [47] Можно только предполагать, что у отечественных старшеклассников этот процент не меньше, у нас таких исследований не проводилось.

По распространенности суицидов среди подростков Россия занимает одно из ведущих мест в мире, уровень смертности детей значительно выше, чем в других европейских странах. [46]

В 2013 году Россия, как сообщил главный государственный санитарный врач РФ академик РАМН Г. Онищенко, вновь занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. [48]

Эти трагические цифры можно дополнить: на каждое завершенное самоубийство приходится примерно 10 незавершенных, часть из этих суициндентов становятся инвалидами.

Д. филос. н. В.В. Жириновский: "Ромео и Джульетта" - самое вредное произведение». [49]

Не заразиться трагедийным отношением к любви в такой красивой обертке юным душам трудно: гений Шекспир восхитительно написал «Ромео и Джульетта», один из множества фильмов снял Франко Дзефирелли, он получил «Оскара», Нино Ротто написал чудесную музыку, очаровательные актеры, в одной из версий художественного фильма молодых влюбленных играют Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс. Существуют самые разные фан клубы «Ромео и Джульетты», есть они в интернете.

Обратной стороной этого трагедийно – романтического отношения к любви является:
«…45 % студенток занимаются различными видами проституции (уличная, элитарная, офисная, тусовочная и т. д.)»
К.псх.н. Р. Гарифуллин «Психологическая национальная эмоциональная безопасность»

Мнение профессионалов о страстных влечениях из литературы.

Мнение психотерапевтов А. Бабин, Н. Аныкина: «Попробуйте ответить, не задумываясь: о чем пьеса "Ромео и Джульетта"? Автоматический ответ, конечно же: "О любви". И это - единственно возможный неправильный ответ. Как произведение гениальное, "Ромео и Джульетта" - обо всем; и только любви нет в этом явлении искусства…» [50]

Реальна ли "первая любовь"? А. Бабин, Н. Аныкина

Мнение психолога А.Л. Федосовой к. псх. н.: «К сожалению, та любовь, которая воспевается в литературных источниках и является образцом для подражания, является именно любовной зависимостью. Истории Ромео и Джульетты, Петрарки и Лауры, Хозе и Кармен, Анны Карениной и Вронского и другие прекрасные описания подобных взаимоотношений показывают людям, каким именно должна быть настоящая любовь. Полная страданий и тревоги, препятствий и унижений, скорее всего не имеющая перспектив и протекающая, как песок. Подавляющее большинство песен о любви посвящено именно зависимым отношениям. Сериалы, в которых герои преодолевают почти невозможные преграды, страдают от издевательств и измен, а в конце концов получают желаемое, воспевают именно любовную зависимость. Людей с детства воспитывают на подобных примерах, формируя стереотип, что настоящая любовь может и должна быть несчастной и полной страданий». [39]

Мнение Б. Ю. Шапиро — декан факультета МВШСН, к. псх. н., доцент, действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Европейской ассоциации психотерапевтов: «Тот факт, что в СССР и сейчас в России школьники воспитываются главным образом на примерах романтической любви, привел к тому, что была искорежена и разбита не одна жизнь. Романтическая любовь зародилась в Средние века, она красива, и, собственно, большинство нынешних ритуалов ухаживания построены на канонах романтической любви, но она очень опасна. В варианте романтической любви происходит эмоциональное ослепление. Человек не видит реалий того, кого он или она любит. Второй момент заключается в том, что человек становится, психологически зависим. Лозунг романтической любви звучит жутко: "Я не могу жить без тебя". Фактически человек теряет часть своего я.

По сути, романтическая любовь похожа на наркоманию. Человек привыкает и не может освободиться. Есть крючки, которые держат. Но страсть проходит, пелена спадает с глаз, наступает жесткое разочарование. Романтический влюбленный человек очень чувствителен, симптоматика такой любви сравнима с невротической: плохой сон, желудочно-кишечные расстройства, эмоциональные качели. Подавляющее число суицидантов, кончающих жизнь из-за несчастной любви, — зависимые романтические влюбленные. В противовес романтической любви реалистическая характеризуется четким видением большинства черт своего партнера и принятием его таким, какой он есть». [21]

Мнение И. А. Шаповал, д. пед. н.: «Созависимость в виде стереотипов поведения и чувствования в цивилизационном процессе культурной традиции, особенно российской, принималась и утверждалась обществом в качестве идеала, пропагандировалась искусством и литературой. Всякое посягательство на эти стереотипы воспринимаются как сознательный бунт – бунт Анны Карениной у Толстого, Катерины у Островского и многих других персонажей. С другой стороны, истории Ромео и Джульетты, Сольвейг, юного Вертера интерпретируются как истории великой любви, а не явной патологии отношений». [33]

В художественных произведениях героев в чувствах Анны Карениной к Вронскому Жеткова к Вере Николаевне, Ромео и Джульетты признаки любви, выявленные Платоном, Э. Фромом, В. С. Соловьевым, К. Юнгом, Е. Пушкаревым отсутствуют хотя бы потому, что они закончились трагично, а любовь ассоциируется с силой, мощью, гармонией…, это «плодотворная форма отношения к другим и к самому себе», «обозначается как совершенная гармония и оценивается как великое счастье («одно сердце и одна душа»)», «гармонизирующее, психостимулирующее состояние (отношения и чувства)»

В чувствах Петрарки к Лауре, Данте к Беатриче также признаки любви отсутствуют потому, что любовь это обязательно отношения, «… любовь - это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший"». [25] Больше того это гармоничные отношения. [19]

О том, что люди страдали от пристрастных отношений и желали избавиться от них известно с древнейших времен, а первый лечебник от этих страданий написал Овидий «Лекарство от любви». [51]

Любовь травами не лечится.

Легче добиться в любви конца, нежели умеренности. [49]

Еще до того как У. Шекспир написал «Ромео и Джульетта» «психиатрия стала рассматривать болезненную любовь в старейшей классификации психических болезней Феликса Платера (1614 ), первой классификации, возникшей после античных классификаций, выделялась как болезнь «Amor». [52]

Любовная аддикция является разновидностью аддитивного поведения с фиксацией на одном человеке, воспринимаемая как страстная любовь. Это поведенческое расстройство приводит к невозможности создать семью или разрушает семью, к конфликтам, преступлениям, самоубийствам, психосоматическим и невротическим расстройствам. Из-за разнородности клинических проявлений любовной аддикции предлагается именовать это расстройство «любовным расстройством». Пациенты с этим расстройством редко обращаются за психологической и медицинской помощью из-за малой известности для населения этого расстройства. Поэтому очень важно для профилактики любовной аддикции информирование населения об этом заболевании и различиях между нормальной любовью и любовной аддикцией. [28, с.70]

И начать информирование населения об этом заболевании нужно с чиновников из нашей школы, педагогической элиты отвечающих за литературное образование, ведь именно от них в немалой степени зависит насколько, долго будет продолжаться пропаганда нездоровых страстных отношений.

Можно отметить, что специалистов лечащих любовных аддиктов и пропагандирующих эту аддикцию готовит одно и то же Министерство образования и науки.

Тест на выявление любовной аддикции по Егорову, Скрининг-тест на выявление сексуальной аддикции по Карнесу (Carnes).

Социологическое исследование.

Проведено социологическое исследование, педагогической элиты. Сначала было разослано краткое содержание этой статьи всем заведующим кафедр литературы в педвузах с целью узнать о необходимости обсуждения темы интерпретации страстной любви в школе – ни малейшей реакции. Затем письма были направлены в федеральные агентства по образованию, центры средств обучения, научно-методические центры, центры исследования проблем воспитания, департаменты образования, академии самых разных гуманитарных наук, преподавателям литературы, имеющим свои сайты. С 2011 года написано уже более сотни писем – никакой реакции.

Читать книгу «Любовь! Благо или зло? Психологические измерения». Евгений Пушкарев

Выводы.

Во-первых, проведенный анализ мировой художественной литературы выявил, что из-за чрезмерных антиномий, амбивалентностей в описаниях любви невозможно понять, ни ее признаков, ни как ее обрести.

Во-вторых, проведенный анализ страстных отношений, в художественной литературе, которые восторженно рассматриваются на школьных уроках, показал, что они полностью соответствуют признакам любовной аддикции.

В- третьих, анализ этих же страстных отношений на наличие признаков любви выявленных Платоном, Э. Фроммом, В. С. Соловьевым, К. Юнгом, Е. Пушкаревым показал, что они отсутствуют.

В-четвертых, проведенный социологический опрос профессионалов ответственных за интерпретацию любви, страстных влечений в школьной литературе показал, что они относятся к этому безразлично.

В-пятых в педагогическом сообществе есть отдельные голоса, которые не разделяют мнения, подавляющего большинства коллег, сторонников любовных трагедий, аддикций, высокохудожественно описанных выдающимися писателями.

В-шестых, если бы в наше время Анна Каренина, Ромео и Джульетта, Желтков, Петрарка, Данте и все другие литературные и реальные герои, переживающие страстные влечения обратились к участковому психотерапевту или клиническому психологу то они могли бы успешно излечиться от своих болезненных амурных пристрастий. Больше того, сейчас предрасположенность к этим расстройствам можно выявить до их наступления и принять меры по их недопущению.

Индивидуально-психологические детерминанты любовных аддикций у девушек. С. Скворцова

Библиография

1. Платон «Пир», 1С-Паблишинг, 2009.

2. Копылова Н. А. Мифологема андрогинна в европейской культуре (от романтизма к постмодерну). // Журнал Одесского национального политехнического университета. Искусствоведение, архитектура и строительство – Теория история культуры. Июнь 2014. URL: http://sworld.com.ua/konfer35/448.pdf

3. Розин В.М. Пространство жизни и секса современного маргинала. // Журнал "Психолог" № 2 за 2013. URL: http://e-notabene.ru/psp/article_400.html

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., 1962. т.21.

5. Воркачев С. Г. Концепт любви в русском языковом сознании. // Коммуникативные исследования: Современная антология. Волгоград, Перемена, 2003.

6. Смоленцева М. В. Эмоциональный концепт «любовь» в песенном дискурсе (на материале русского, немецкого и горномарийских языков». Автореферат. к. филол. н. Чебоксары 2009. URL: http://www.chuvsu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=912

7. Интернет - Клуб «Просвещенная любовь» Высказывания о любви. Кому верить? URL: http://www.lyubi.ru/famous_texts.php

8. Токарева В. С. Извинюсь. Не расстреляют (сборник). АСТ, 2009.

9. Майская А. Р. «Новая жизнь». URL: http://lit.lib.ru/m/majskaja_a_r/1-4nnldoc.shtml

10.Шабанов Л.В., Сметанкина Л.В. Лычагина Л.В. Феномен любви в ментальном отражении современного социального пространства. Вестник Кемеровского государственного университета 2016 № 2 URL: http://vestnik.kemsu.ru/jour/article/viewFile/1943/1915

11.Шапинская Е.Н. Избранные работы по философии культуры Серия «Академическая библиотека российской культурологии» URL: http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=9528808

12.Пушкарев Е. А. Любовь! Благо или зло? Психологические измерения. LAP, LAMBERT Academic Publishing, Германия, 2013, 49с. URL: http://www.lyubi.ru/psy1.2.php

13. Меньшиков М. О. "О любви". URL: http://www.russdom.ru/oldsayte/mom/m6/m602_1.html

14. Герцен А. И. Собрание сочинений в 30 томах. М. Академии наук СССР Том 10. Былое и думы, 1852 - 1868, Ч. 5. 1954-1965.

15. Розин В. М. Любовь и сексуальность в культуре, семье и взглядах на половое воспитание. М. «Логос», «Высшая школа», 1999.

16. Сочинение на тему: Любовь в жизни человека. Школьные знания com. URL: http://znanija.com/task/582876

17. В разводах виноваты измены и бедность. Российская газета – неделя. 19.07.13 URL: http://www.rg.ru/2013/07/18/razvod.html

18. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. Минск, Попурри, 1997, 145с.

19. Пушкарев Е. А. Что такое любовь. URL: http://www.lyubi.ru/psy28.php

20. Толстой Л. Н. «Война и мир» М. Олимп, АСТ. 2002.

21. Шапиро Б. Ю. Профилактика разочарований // Консерватор. 2002. №12. 12с. URL: http://www.msses.ru/about/teachers/b-yu-shapiro-profilaktika-razocharovaniy.php

22. Пушкарев Е. А. Различные чувства любовь и влюбленность. URL: http://www.lyubi.ru/psy3.php

23. Соловьев В. С. Смысл любви. Сочинения в двух томах. М. Мысль, 1990. Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

24. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. M. Педагогика, 1990. Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

25. Фромм Э. Человек для себя. Астрель, 2012. Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

26. Юнг. К. Г. Брак как психологическое отношение //Сознание и беззсознательное. Университетская книга. АСТ. Сакт-Петербург-Москва, 1997. Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

27. Пушкарев Е. А. Особо выделенные признаки любви у Э. Фромма и комментарии. URL: http://www.lyubi.ru/psy32.9.php

28. Ворошилин С. И. Любовная аддикция: клинические варианты, социальное значение и вопросы профилактики.. // Уральский журнал психиатрии, наркологии и психотерапии. 2013. № 2 (1). 52с. URL: http://psy96.ru/uzh_psikhiatrii_2-2013.pdf

29. Сочинение на тему Трагедия Анны Карениной. Толстой Л. Н. URL: http://www.5ro4ka.ru/paper/author_sochineniya/ref142807.html

30. Сочинение на тему Трагедия и любовь Анны Карениной в романе Л. Н. Толстого. URL: http://sochinenienatemu.ru/sochinenie-na-temu-sochineniya-po-russkoj-literature/sochinenie-na-temu-tragediya-i-lyubov-annyi-kareninoj-v-romane-l-m-tolstogo/

31. Толстой Л. Н. Анна Каренина. М. АСТ, 2009.

32. Норвуд Р. Надо ли быть рабой любви? М. Мирт, 1994, 7с. Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

33. Шаповал И. А. Созависимость как жизнь, М. Университетская книга, 2009. URL: http://www.litres.ru/irina-shapoval/sozavisimost-kak-zhizn/chitat-onlayn/page-3/

34. Базарова Е. Н. Воспитание чувств по Толстому о глубинном психологизме повести «Детство». URL: http://instanswer.ru/vneklassnaya-rabota/obrazovanie/bazarova-e-n-vospitanie-chuvstv-po-tolstomu-o-glubinnom-psikholo/

35. Куприн А. И. Гранатовый браслет, Азбука, 2014.

36. Полякова И. В., Крицкая Н. В. Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды... Тема любви в творчестве А. И. Куприна. По рассказу «Гранатовый браслет» // Литература. URL: http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200601813

37. 800 современных сочинений по русской и мировой литературе для 5 — 11 классов /Составители: Э. В. Велик, С. В. Музычук. Ростов-на-Дону. БАРО-ПРЕСС, 2003, 499с.

38. Эссе (сочинение) на тему: Любовь или… Школьные знания.сом. URL: http://znanija.com/task/3302366

39. Федосова А. Л. Психологические особенности любовной аддикции и пути ее преодоления. URL: http://www.lyubi.ru/psy167.php

40. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, Олсиб, 2001, 251с.

41. Литвак М. Е. Принцип сперматозоида. Феникс, 2007. Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

42. Исаева Е. В. Нет повести прекраснее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте… // Литература. URL: http://lit.1september.ru/articlef.php?ID=200501905

43. Их соединила любовь. Трагедия любви Ромео и Джульеты, сочинение. Школьные знания.сом. URL: http://znanija.com/task/3305388

44. Холодковский Н. А. Вольфганг Гете. Его жизнь и литературная деятельность. URL:http://az.lib.ru/h/holodkowskij_nikolaj_aleksandrowich/text_0060.shtml

45. Указ Президент Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы

46. Статистика самоубийств. URL: http://www.lossofsoul.com/DEATH/suicide/statistic.htm

47. Егоров А.Ю. Любовные аддикции. Вестник психиатрии и психологии Чувашии. 2015. Т. 11, № 2. 67с. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/lyubovnye-addiktsii

48. Тихомиров Д. А. Демографический кризис и проблемы здоровья российской молодежи. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» / № 5 2013. URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2013/5/Tikhomirov_Demographic-Crisis-Youth/

49. Голос истины. URL: http://shakerid.narod.ru/gb/9

50. Бабин А., Аныкина Н. Реальна ли «первая любовь»? URL: http://www.psy-analyst.ru/articles/1amor.asp

51. Овидий. Наука любви. Лекарство от любви. Эксмо, 2006.

52. Каннабих Ю. В. История психиатрии. – Л., Государственное медицинское издательство, 1928, 520с.

53. Berne E. Sex in Human Loving UK: Simon & Schuster; 1970 – 288 p. Unrequited

ВЦИОМ представил рейтинг российской элиты 2011 года, в нем больше ста человек: патриарх Кирилл и Ф.Киркоров (явно выраженный аддикт, охотно это выставляет напоказ) с равным количеством процентов вошли в десятку, А.Пугачева (присутствуют признаки аддикта) выше, у нее третье место. Педагогов в рейтинге элиты нет, много артистов, певцов и телеведущих.

Е. Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"

P. S. Эта статья здесь с 2010 года. Будучи человеком неравнодушным я решил узнать, как педагогические деятели с литературным профилем относятся к пропаганде любовной аддикции в школе. Сначала написал практически всем зав кафедр литературы в педвузах – ни малейшей реакции. Затем стал писать в самые разные: федеральные агентства по образованию, центры средств обучения, научно-методические центры, центры исследования проблем воспитания, департаменты образования, академии самых разных гуманитарных наук и т.д. и т.п. С 2011 года написал уже более сотни писем – ни малейшей реакции.

Письмо в минобр не могло быть без ответа, но… министерскими чиновниками не рождаются, ими становятся во время регулярных, тупых отписок. Столичному чиновнику любые аргументы в глаза, а он все равно «божья роса». Ею для минобровского чиновника является приказ № 1089 (2004г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов…», еще № 273-ФЗ (2012г.) «Об образовании в Российской Федерации» эти документы содержат набор умных и звонких лозунгов и требований. А выполнять это должна рядовая школа и как она это выполняет, чиновник считает себя не причем.

А в результате имеем: наше среднее образование это равнодушно – чиновничья машина, которая не скупится на умные лозунги и лицемерие, цивилизованные требования и безразличие к их исполнению, дает обширные знания, не всегда полезные, иногда опасные для психологического здоровья,

а вот с разумным, добрым, неформальным (душевным) большой дефицит. А поэтому совет мудрого человека остается в силе: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование» Марк Твен.

Это страница из раздела: Психология любви

Статьи, относящиеся к этой же теме:

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев

Понятие «любовь». Е. Пушкарев

Как понять парня. Е. Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев

Любовь и ее место в жизни человека. Б.Рассел

Демистификация любви. А.Орлов

Зигмунд Фрейд о любви.

В нашей библиотеке книг и видео (которые можно скачать бесплатно): «Любовь, семья, секс и около…» почти 1500 единиц хранения. Есть и по теме этой статьи.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
Яндекс деньги :
кошелек
410014252323944
или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми