Психиатрическая неразбериха с любовью в школьной литературе. Е Пушкарев
Эта статья входит в "школьный блок":
"Первая любовь" - важный шаг полового взросления. Е. Пушкарев
Психиатрическая неразбериха с любовью в школьной литературе. Е. Пушкарев
Второй этап любовной мании и Анна Каренина. Е. Пушкарев
Наташа Ростова и Пьер Безухов. Примеры настоящей любви. Е.Пушкарев
Концепция любви в рассказах И.А.Бунина. О.Ерёмина
Любовь и Гранатовый Браслет. Л.Г. Боринг
Драматургия любви. Е. Пушкарев
«Литература сыграла огромную роль в любовном культе». М.О.Меньшиков, философ XIX в. [18]
Тема межполовой индивидуальной любви интересовала человека на протяжении всей его истории, а в последние пять тысячелетий человечество начинает ее активно осмыслять: легенды, мифы, философские трактаты, романы, песни, стихи, народное творчество, кинематограф, телевидение, интернет.
Но до сих пор отсутствуют единая непротиворечивая концепция межполовой индивидуальной любви и ее определение, с одной стороны, а с другой стороны огромные горы любовной литературы, популярной и народной драматургии, в которой бесконечные стенания о любви в различных ее формах, модусах, цветах и мелодиях. А в результате ситуация такова, что вопрос любви для современного человека по важности своей равен вопросу о смысле жизни, а для многих — тождественен ему. Прожить жизнь и не любить, прожить жизнь и не быть любимым это ли не самый страшный кошмар? Особенно для молодых. Из-за этой неопределенности с любовью в литературе, в том числе и в школьной, в статье о любви без определения любви никак не обойтись, чтобы уяснить, что же под этим понятием имеется в виду. Теория любви Э. Фромма ее систематизация, анализ психологического содержания явилась самой обсуждаемой, изучаемой в ХХ веке, она, несомненно, повлияла на последующие ее исследования. И особо нужно выделить главную его книгу по этой теме «Искусство любить. Исследование природы любви» [43], хотя и в других он неоднократно возвращался к ее анализу и дополнениям.Любовная аддикция (love addiction) в художественных произведениях и ее интерпретация на уроках литературы.
И если с определением любви пока нет общего согласия, то с болезненной любовной страстью она же, «идолопоклонническая любовь», «навязчивая любовь», «наркоманическая любовь», «токсическая любовь», «компульсивная любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь» это то, что Э. Фромм называл «индивидуальная форма патологии любви», «симбиотический союз», есть полная документальная и академическая определенность. Эти страстные отношения уже в прошлом веке были достаточно изучены.
Любовная аддикция в МКБ-10 отнесена к психическим отклонениям, в разделе «Расстройства привычек и влечений» (F63). Общие симптомы для нее определены следующие: навязчивые мысли о другом, резкие перепады настроения, завышенное чувство собственного достоинства, жалость к себе, бессонница или прерывистый сон, необдуманные, импульсивные поступки, перепады артериального давления, головные боли. [4] Для работы с любовными аддиктами готовят как врачей психотерапевтов, так и клинических психологов. Любовная аддикция это излечимое расстройство но, как и в алкоголизме, процент излечимости низкий, так как желание или готовность к избавлению редкость. На начальной стадии любовные аддикты не подозревают о серьезности своего расстройства, а в запущенной, компульсивной стадии страдалец настолько вживается в это расстройство, что в нем ему уже спокойнее, чем в здоровой жизни. Если описание Л. Н. Толстым любви Наташи Ростовой и Пьера Безухова можно назвать самым выдающимся примером настоящей любви в истории литературы, так как эта любовь по всем признакам соответствует определению любви Э. Фромма. [24] То описание страсти Анны Карениной к Вронскому можно взять за образец в учебник по психиатрии, в раздел «любовные аддикции в совместной (супружеской) жизни» то есть, когда уже предбрачные ухаживания закончились. [25] По этой трагической, но талантливо и подробно описанной истории можно с высокой долей вероятности спрогнозировать, как бы стали развиваться аддиктивные отношения как у литературных героев Ромео и Джульетты, Хозе и Кармен, бедной Лизы и Эраста, Отелло и Дездемоны, Желткова и Веры Николаевны, так и у реальных людей Абеляра и Элоизы, Петрарки и Лауры, Данте и Беатриче. Из школьных сочинений: «В Анне Карениной воплощен образ человека, созданного для великой любви, но постигшего законы реальности, погубившей ее». [35] «Мир не извинил Анне открытой и честной любви». «Драма Анны Карениной заключается в том, что она, имея чистейшие моральные чувства и помыслы, вступила в противоречие со своей средой, своей эпохой». [36] Нужно заметить, что в реальной жизни великой любви не бывает, есть нормальная любовь или просто любовь [22], разные виды псевдолюбовей, к которым относятся влюбленности, любовные аддикции, вожделения. [26] В разные эпохи существовали различные амурные стандарты, которые и дальше будут меняться, а вот любовь, как естественное явление [27] также как и температура тела человека во все времена одинаковы. Существует подробный анализ болезненных, аддиктивных отношений Анны Карениной и Вронского. [25] Причем Л.Н. Толстой описал не предбрачную аддикцию, а уже болезненные отношения после того как влюбленные начали совместную, фактически брачную жизнь. Л. Н. Толстой не только величайший писатель - психолог, а еще и психоаналитик доносит до нас своеобразие таких душевных реакций, которые без психологической глубины его подхода вряд ли оказались бы вообще раскрыты в художественной и в специальной литературе, они глубоко человечны и играют существенную роль в поведении личности в целом. Так знаменитый русский психотерапевт Н. Е. Осипов называл произведения Л. Н. Толстого «психоанализом в художественной форме» и в своих работах упоминал имя писателя не реже, чем имя основоположника психоаналитического учения З. Фрейда. С профессиональной точки зрения привлекало творчество Л. Н. Толстого знаменитого физиолога И. П. Павлова. О внутреннем монологе Анны, когда она перед своим концом торопится на Нижегородский вокзал, И. П. Павлов, например, скажет, что «наука тут наталкивается на то, чем с ее позиций надлежит заняться». [3] И психиатрическая наука добросовестно выполнила этот наказ И. П. Павлова, а вот наша культура это упорно не замечает. Когда Л. Н. Толстой писал роман, он, конечно, не думал о любовной аддикции и невротической потребности в любви, но так получилось, что в виде прообраза отношений Анны Карениной и Вронского он выбрал именно любовную аддикцию в крайне тяжелой компульсивной, неодолимой стадии. А в силу его гениальности патология получилась такой романтичной, выразительной, яркой, а от этого заразительной.Неразделенная страсть – разновидность любовной аддикции.
Распространенным видом любовной аддикции является неразделенная любовь (Unrequited Love). Возлюбленная (возлюбленный) может быть или может не быть в курсе глубокой и сильной романтический привязанности поклонника (поклонницы). Неспособность безответного «влюбленного» выразить и реализовать свои эмоциональные потребности часто приводит к низкой самооценке, тревоге, или колебаниям настроения между депрессией и эйфорией. [50]
Большим приверженцем возвышенного романтического описания неразделенной любви - любовной аддикции был A. И. Куприн: «Это была единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная любовь». [14] Вот как тему любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» рекомендуют рассматривать учителя русского языка и литературы СОШ № 32 г. Астрахани. Ирина Викторовна Полякова, Наталья Валерьевна Крицкая: «Для Желткова любить Веру Николаевну даже без взаимности — «громадное счастье». Он благодарен ей за то, что она восемь лет была для него «единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью». Прощаясь с ней, он пишет: «Уходя, я в восторге говорю: “Да святится имя Твое”». «Желтков велик своим страданием, своей любовью. Это поняла и Вера Николаевна, вспомнив слова генерала Амосова: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». «Маленький человек» возвышается, становится велик своей жертвенной любовью». [21]Последний абзац ее сочинения:
«Из приведённых выше примеров мы видим, что настоящая любовь всегда трагична. Поднятая проблема заставила меня задуматься о роли настоящей любви в жизни человека. Я пришла к выводу, что лучше никого не любить, чтобы жизнь не закончилась трагедией». [37] Еще пример из образовательной программы. «Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Любовь как великая и вечная духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека». [31] Другой психолого-психиатрический взгляд на события происходящие в «Гранатовом браслете». В своей аналитической статье Н.Р. Чернышова «Исследование феномена суицида в повести А.И. Куприна «ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ» с точки зрения междисциплинарного подхода»: «Однако, на наш взгляд, это не что иное, как манипуляция, как и все то, что делает Желтков по отношению к Вере. Так, Дж. Саймон – английский врач и философ – выделил двадцать видов психологической манипуляции. Одной из самых известных является «исполнение роли жертвы». [47] Доказывает, что Желтков манипулятор в роли жертвы, как одна из форм проявления невротизма, психопатии, социопатии и других психопатологий. «На наш взгляд, школьное понимание «Гранатового браслета» как произведения о любви не соответствует ценностным ориентирам русской литературы. Манипуляции, эмоциональная аддикция, совершенно неадекватное поведение по отношению к себе и к объекту воздыхания – это не любовь, это то, что в настоящее время называют любовной зависимостью, и мы видим, к какой трагедии она может привести». [47] Нужно отметить, что А.И. Куприн склонен к амурно – суицидальным сюжетам, в рассказе «Последний дебют» – Лидия Гольская принимает яд и умирает на сцене, в рассказе «Allez!» юная циркачка Нора кончает жизнь самоубийством, выбрасываясь из окна с криком: «Allez!». Свой большой писательский талант он тратит на разукрашивание, по - существу рекламу самоубийства из-за «несчастной любви». Вот поэт может сказать: «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», он личность вольная, а вот учитель просто обязан предугадывать, как отзовется его слово в головах, душах и дальнейшей жизни учеников, которых ему доверили просвещать. Вот чему не нужно учиться из произведений А. Куприна это «умению любить» именно так потому, что он спутал любовь, это «плодотворное отношения к другим и к самому себе» (по Фромму), с любовной аддикцией . Человек, который плодотворно относится к другим и к самому себе никогда не совершит самоубийства. К месту будет напомнить, что сюжет для своего звездного произведения А.И. Куприн взял из реальной жизни. Жил некий мелкий телеграфный чиновник П.П. Жолтиков, который был безнадежно, трогательно влюблен в Людмилу Ивановну жену Дмитрия Николаевича Любимого родственника Александра Ивановича по линии жены. Дмитрий Николаевич и Людмила Ивановна Любимовы считали П.П. Жолтикова психически больным и относились к этой истории, длившейся несколько лет иронично. [19] А П.П. Жолтиков все душевные порывы своей страстной влюбленности излагал в письмах к Людмиле Ивановне, естественно ответов не получал и скорее всего, был вполне удовлетворен ситуацией, потому, что никакой большей активности не проявлял. Это обычный сюжет из эпохи куртуазной любви, но для эпохи поздней романтической любви этот сюжет пресный. Поэтому А.И. Куприн со всей мощью своего таланта героя «Гранатового браслета» телеграфиста Желткова обрек на суицид, о котором П.П. Желтиков и не помышлял. Вот пример как дурашливую житейскую ситуацию можно превратить в высококлассную трагедию. Э. Фромм подбирает квалифицирующий термин для обозначения этой болезненной псевдолюбви героя произведения А.И. Куприна «любовь-поклонение» и как психоаналитик объясняет ее природу: «Форма псевдолюбви, которая нередко встречается и часто воспринимается (а еще чаще изображается в кинокартинах и романах) как "великая любовь", это любовь-поклонение. Если человек не достиг уровня, на котором он обретает чувство аутентичности, собственного "я", благодаря продуктивной реализации своих собственных возможностей, он имеет склонность "поклоняться" любимому человеку. Он отчужден от своих собственных сил и проецирует их на любимого человека, которого почитает как высшее благо (summum bonum), воплощение любви, света, блаженства. В этом процессе он лишает себя всякого ощущения собственной силы, теряет себя в любимом человеке вместо того, чтобы находить себя в нем. < > Эта любовь-поклонение часто описывается как истинная, великая любовь; но хотя она, казалось бы, должна свидетельствовать о силе и глубине любви, на самом деле она лишь обнаруживает голод и отчаяние поклоняющегося». [43] Ведь есть же у А.И. Куприна произведения о настоящей любви, к примеру «Куст сирени». В этом рассказе он описал самую настоящую любовь Веры и ее мужа Николая Евграфовича Алмазова. Это приземленная, ежедневная, позитивная любовь, после ее анализа мы убедимся, что она полностью соответствует всем признакам определения любви Э. Фромма. Но школьных идеологов культуры почему-то нормальная любовь не устраивает, они упорно и самозабвенно тяготеют к опасным патологическим страстям. Не составит труда предположить, как бы закончила свое итоговое сочинение школьница, если бы она выбрала тему, не «Всегда ли настоящая любовь трагична?», а «Куст сирени» или любовь Пьера Безухова и Наташи Ростовой как примеры любви по Э. Фромму подлинной, плодотворной, зрелой любви. «И я хочу также любить». Современная наука дополняет и уточняет выводы Э. Фромма: А. Л. Федосова к. псх. н.: «Основным мотивом личностей, имеющих склонность к аддиктивным формам поведения является активное изменение психического состояния, которое их не удовлетворяет, о котором они говорят как о "сером", "скучном", "монотонном", "апатичном". Безумная и несчастная любовь, которая несет боль и страдания даже в начале отношений, не является настоящей здоровой любовью, а представляет собой "голод", "жажду" по любимому человеку, аналогию наркомании, и поэтому называется еще и "наркотической любовью". Это чувство может быть взаимным или наоборот, но в любом случае оно вводит в заблуждение, как наркотики и алкоголь…» [42]
Трагедия Ромео и Джульетты и ее последствия.
Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.
Пьеса описывает 5 дней из жизни влюблённых, которые успели за это время уже пройти постельный дебют. Эти влюбленные растворены друг в друге и им больше никто и не нужен. Самым ярким примером являются Ромео и Джульетта из одноименной трагедии Вильяма Шекспира, они так страстно любили друг друга, что буквально на следующий день после знакомства решают обвенчаться, а после вообще умирают друг за другом, потому что не могут жить друг без друга. И ведь многие мечтают о таких отношениях, о такой любви, не осознавая, что любви-то здесь как раз и нет, а лишь созависимые отношения. [17] К тому же «С моей точки зрения, все Ромео — глубочайшие невротики». Это диагноз поставил член-корреспондентом РАЕН, к.м.н., психотерапевт М. Е. Литвак [15] Когда поэт связывает единой высокохудожественной цепочкой душевные переживания любовные аффекты, суицид, смерть происходит навязывание неосознаваемых механизмов окрашенных в возвышенные облагороженные цвета. Л.С. Выготский обозначал это как «тонкий яд». [6] Это только сначала как первая доза, этот яд тонкий, но когда эти дозы накапливаются веками, да еще благословляются школой, это уже превращается в сформированное мировоззрение и руководство к действию. Шекспир написал «Ромео и Джульетта» в самом конце XVI в. и в то время у молодежи переживающей самые разные амурные влечения и в мыслях не было повторять их безумный поступок. Но проходит два века и в Европе появляется культ несчастной любви, любви без взаимности, которая рисуется столь возвышенной и прекрасной, что, даже умирая от нее, герой вызывает восхищение и зависть. И как следствие после выхода романа в письмах И. В. Гёте «Страдания юного Вертера» (1774), началась настоящая эпидемия самоубийств в подражание его герою. [46] Во многих странах мира роман (И. В. Гете «Страдания юного Вертера» ) был запрещен к публикации как провоцирующий массовые самоубийства [7]. В это же время амурная суицидальность пришла в русскую литературу: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза», которая также изучается в школе, как новый, высокий уровень любви. После этих ярких произведений было написано немало подобных амурно - суицидальных клонов, которые «облагородили, возвысили» раскрутили трагический самоубийственный маховик. Красиво написанная Шекспиром патологическая история оказалась чеховским ружьем, которое он повесил на стенку и потом в течение нескольких веков по наши дни магазин этого ружья пополняется патронами. И одновременно с пополнением патронов это ружье уже давно ежедневно и по несколько раз в день стреляет и убивает и взрослых, и детей. И патронов в этом ружье хватит еще не на один век. Неверно, что нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте, печальнее, а еще хуже трагичнее это последствия этой повести, которые исчисляются количеством жертв как в большой войне. Выдержки из форума молодежного сайта о любви: «Я завидую таким людям, которые могут сигануть с крыши из-за любви. Это же надо, у человека любовь – самая большая проблема! То есть, более серьёзной причины для суицида нет... Я тоже так хочу». «Я сама неудачная (к сожалению) самоубийца, и, как ни парадоксально это звучит – мне нравится это... Я глотала таблетки, резала вены и травилась газом, но всё тщетно – кто-то обязательно приходил и спасал меня... Быть может, это вошло в мой образ жизни... Я считаю, что суицид – один из лучших способов самовыражения, демонстрации внутренней Свободы и тоталитарной Анархии... А самоубийство из любви – это ещё и красиво...» «Это прекрасно... Я всегда мечтала и продолжаю мечтать, чтобы кто-нибудь умер из-за любви ко мне. И если я полюблю этого человека – наши сердца воссоединятся на небесах». Страница, на которой была тема этого форума, находилась на сайте и пополнялась несколько лет, но после указа президента N 761 (1.06.12) [41] и кампании против пропаганды молодежной суицидальности была удалена. Получается, что в интернете пропагандировать детскую, молодежную суицидальность нельзя, а в школе можно. О том, что высказывания на форуме не пустые фантазии говорит печальная статистика: По данным следственного комитета РФ в 2014 году покончили жизнь самоубийством 737 подростков. [5] (2 подростка в день)Из другого источника.
По данным Агентства социальной безопасности каждый год в нашей стране из жизни добровольно уходит 2800 детей (5-18 лет) (7.7 подростка в день). 14157 несовершеннолетних покончили жизнь самоубийством за последние 5 лет. За это же время в России количество случаев суицида возросло на 60%... [39]
В 2013 году Россия, как сообщил главный государственный санитарный врач РФ академик РАМН Г. Онищенко, вновь занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков. [40] …нами была составлена характеристика личности преднамеренно покончивших жизнь самоубийством из-за неразделенной любви, которыми в основном являются лица женского пола (соотношение с мужским примерно 1/2,5) в возрасте до 25 лет (76 %) (в этой возрастной категории лидируют несовершеннолетние в возрасте от 15 до 16 лет (21 %), остальные возрастные группы распределились следующим образом: от 17 до 18 лет – 16 %, от 19 до 20 лет – 14 %, от 21 года до 22 лет – 13 %, от 23 до 25 лет – 8 %, от 13 до 14 лет – 4 %). После 25 лет суицидальная активность из-за неразделенной любви заметно снижается и к 36 годам практически исчезает. Доля несовершеннолетних среди суицидентов по рассматриваемой причине составила 41 %, что вызывает опасения. [34]Мнение не школьных профессионалов о страстных влечениях из литературы.
Мнение психотерапевтов А. Бабина, Н. Аныкиной: «Попробуйте ответить, не задумываясь: о чем пьеса "Ромео и Джульетта"? Автоматический ответ, конечно же: "О любви". И это - единственно возможный неправильный ответ. Как произведение гениальное, "Ромео и Джульетта" - обо всем; и только любви нет в этом явлении искусства…» [2]
Мнение психолога А.Л. Федосовой к. псх. н.: «К сожалению, та любовь, которая воспевается в литературных источниках и является образцом для подражания, является именно любовной зависимостью. Истории Ромео и Джульетты, Петрарки и Лауры, Хозе и Кармен, Анны Карениной и Вронского и другие прекрасные описания подобных взаимоотношений показывают людям, каким именно должна быть настоящая любовь. Полная страданий и тревоги, препятствий и унижений, скорее всего не имеющая перспектив и протекающая, как песок. Подавляющее большинство песен о любви посвящено именно зависимым отношениям. Сериалы, в которых герои преодолевают почти невозможные преграды, страдают от издевательств и измен, а в конце концов получают желаемое, воспевают именно любовную зависимость. Людей с детства воспитывают на подобных примерах, формируя стереотип, что настоящая любовь может и должна быть несчастной и полной страданий». [42] Мнение антрополога С. Клемина: «Как известно, в пространстве человеческой культуры лакуна любви занимает, пожалуй, едва ли не главное место в произведениях искусства, художественной литературы. Однако прекрасное чувство, демонстрируемое в сюжетах, образах, анналах мировой классики, представляющее для многих высокие образцы любви, к сожалению, является формой любовной зависимости.Болезненное, амурно-невротическое состояние репрезентируется в качестве любовного идеала. Всемирно известные амурные истории Орфея и Эвридики, Тристана и Изольды, Меджнун и Лейли, Ромео и Джульетты, Петрарки и Лауры, Вронского и Карениной, Позднышева и Лизы, Хозе и Кармен, Резанова и Кончиты и многие другие полны трагизма, несчастий, тревоги, иллюзорных надежд, бессмысленных мук. К сожалению, в большинстве поэтических произведений, пьес, песен, романсов о любви воспеваются именно зависимые отношения, неизбежно ведущие к драматическим событиям, нередко — трагическим финалам.
Показательна драматическая история тяжелых любовных переживаний Данте к Беатриче Портинари, принесшие автору «Божественной комедии» немало внутренних страданий (впрочем, и вдохновения, позволившего гению Данте наиболее полно раскрыть поэтический дар).
Также достаточно вспомнить знаменитый «Гранатовый браслет» А. Куприна, закончившийся самоубийством влюбленного, тяжелую «Митину любовь» И. Бунина, имеющую столь же трагическое завершение, или «сентиментальный роман» И. Гете «Страдания юного Вертера», глубоко поразивший современников…» [11] Мнение Б. Ю. Шапиро — декан факультета МВШСН, к. псх. н., доцент, действительный член Академии педагогических и социальных наук: «Тот факт, что в СССР и сейчас в России школьники воспитываются главным образом на примерах романтической любви, привел к тому, что была искорежена и разбита не одна жизнь. Романтическая любовь зародилась в Средние века, она красива, и, собственно, большинство нынешних ритуалов ухаживания построены на канонах романтической любви, но она очень опасна. В варианте романтической любви происходит эмоциональное ослепление. Человек не видит реалий того, кого он или она любит. Второй момент заключается в том, что человек становится, психологически зависим. Лозунг романтической любви звучит жутко: "Я не могу жить без тебя". Фактически человек теряет часть своего я.
По сути, романтическая любовь похожа на наркоманию. Человек привыкает и не может освободиться. Есть крючки, которые держат. Но страсть проходит, пелена спадает с глаз, наступает жесткое разочарование. Романтический влюбленный человек очень чувствителен, симптоматика такой любви сравнима с невротической: плохой сон, желудочно-кишечные расстройства, эмоциональные качели. Подавляющее число суицидантов, кончающих жизнь из-за несчастной любви, — зависимые романтические влюбленные. В противовес романтической любви реалистическая характеризуется четким видением большинства черт своего партнера и принятием его таким, какой он есть». [48] Мнение И. А. Шаповал, д. пед. н.: «Созависимость в виде стереотипов поведения и чувствования в цивилизационном процессе культурной традиции, особенно российской, принималась и утверждалась обществом в качестве идеала, пропагандировалась искусством и литературой. Всякое посягательство на эти стереотипы воспринимаются как сознательный бунт – бунт Анны Карениной у Толстого, Катерины у Островского и многих других персонажей. С другой стороны, истории Ромео и Джульетты, Сольвейг, юного Вертера интерпретируются как истории великой любви, а не явной патологии отношений». [49] О том, что люди страдали от пристрастных отношений и желали избавиться от них известно с древнейших времен, а первый лечебник от этих страданий написал в самом начале нашей эры Овидий «Лекарство от любви». [20] Любовь травами не лечится. Легче добиться в любви конца, нежели умеренности. [20] Еще до того как У. Шекспир написал «Ромео и Джульетта» «психиатрия стала рассматривать болезненную любовь в старейшей классификации психических болезней Феликса Платера (1614 ), первой классификации, возникшей после античных классификаций, выделялась как болезнь «Amor». [10] Мнение к.м.н., доцента кафедры психиатрии С.И. Ворошилина: «Любовная аддикция является разновидностью аддитивного поведения с фиксацией на одном человеке, воспринимаемая как страстная любовь. Это поведенческое расстройство приводит к невозможности создать семью или разрушает семью, к конфликтам, преступлениям, самоубийствам, психосоматическим и невротическим расстройствам. Из-за разнородности клинических проявлений любовной аддикции предлагается именовать это расстройство «любовным расстройством». Пациенты с этим расстройством редко обращаются за психологической и медицинской помощью из-за малой известности для населения этого расстройства. Поэтому очень важно для профилактики любовной аддикции информирование населения об этом заболевании и различиях между нормальной любовью и любовной аддикцией». [4] В современном российском обществе проблема зависимого (аддиктивного) поведения с каждым годом приобретает всё более острый характер. Повсеместно увеличивается процент людей, страдающих каким-либо видом зависимости.[13] Ситуация усугубляется тем, что неуклонно происходит омоложение зависимого поведения, что особенно неприятно, так как аддиктивное поведение искажает процесс формирования личности, приводит к ее деградации, грубому искажению, а зачастую и к смертельному исходу. [16]
Социологическое исследование
Проведено социологическое исследование, педагогической элиты. Сначала было разослано краткое содержание этой статьи всем заведующим кафедр литературы в педвузах, университетах с целью узнать о необходимости обсуждения темы интерпретации страстной любви в школе – ни малейшей реакции. Затем письма были направлены в федеральные агентства по образованию, центры средств обучения, научно-методические центры, центры исследования проблем воспитания, департаменты образования, академии самых разных гуманитарных наук, преподавателям литературы, имеющим свои сайты, в министерство образования и науки, Председателю Российского общества "Знание", депутату ГД, профессору, д.пед.н. Духаниной Л. Н. С 2011 года написано уже более сотни писем – никакой реакции.Выводы.
Во-первых, проведенный анализ страстных отношений, в художественной литературе, которые восторженно рассматриваются на школьных уроках, показал, что они полностью соответствуют признакам любовной аддикции. Лауреат Нобелевской премии Б. Рассел определял это как «социальную модель патологии любви». [33]
А признаки любви указанные в определении Э. Фромма отсутствуют.
P. S. Эта статья здесь с 2010 года. Будучи человеком неравнодушным я решил узнать, как педагогические деятели с литературным профилем относятся к пропаганде любовной аддикции в школе. Сначала написал практически всем зав кафедр литературы в педвузах – ни малейшей реакции. Затем стал писать в самые разные: федеральные агентства по образованию, центры средств обучения, научно-методические центры, центры исследования проблем воспитания, департаменты образования, академии самых разных гуманитарных наук, Председателю Российского общества "Знание", депутату ГД, профессору, д.пед.н. Л.Н. Духаниной, Уполномоченной при презеденте Росийской Федерации по правам ребенка М.А. Львовой-Беловой и т.д. и т.п. С 2011 года написал уже более сотни писем – ни малейшей реакции.
Письмо в минобр не могло быть без ответа, но… министерскими чиновниками не рождаются, ими становятся во время регулярных, тупых отписок. Столичному чиновнику любые аргументы в глаза, а он все равно «божья роса». Ею для минобровского чиновника является приказ № 1089 (2004г.) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов…», еще № 273-ФЗ (2012г.) «Об образовании в Российской Федерации» эти документы содержат набор умных и звонких лозунгов и требований. А выполнять это должна рядовая школа и как она это выполняет, чиновник считает себя не причем.
А в результате имеем: наше среднее образование это равнодушно – чиновничья машина, которая не скупится на умные лозунги и лицемерие, цивилизованные требования и безразличие к их исполнению, дает обширные знания, не всегда полезные, иногда опасные для психологического здоровья,
а вот с разумным, добрым, неформальным (душевным) большой дефицит. А поэтому совет мудрого человека остается в силе: «Я никогда не позволял школе вмешиваться в мое образование» Марк Твен.
История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев
Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев
Любовь и ее место в жизни человека. Б.Рассел