образовательно-доверительный сайт


2. Классификации любовных отношений. Начало. Е. Пушкарев

Начало
Окончание.

Классификации любовных отношений

Познание начинается с классификации.
Карл Линней

Определяйте значения слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений.
Рене Декарт

В широком смысле любовь это зонтичный термин покрывающий множественность смыслов и чтобы не запутаться и не заблудиться в этих смыслах необходимо их упорядочить и уточнить. Для этого было создано множество классификаций любви, небольшая часть которых приведена в этой главе.

… любовь представляет некую Австро-Венгерскую империю, где под одной шапкой собрано множество достаточно трудносовместимых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений.
Б. Марстейн

Познакомившись с ними, возникает много вопросов. Поэтому автором предложена своя классификация, в которой пытаюсь ответить на вопросы, возникшие при изучении предыдущих классификаций.

Для начала давайте разделим весь массив имеющейся информации о любви на ту часть, которая больше запутывает

«Любовь (в русском языке) полна антиномий (противоречий): она амбивалентна (одновременно два противоположных чувства) – включает в себя момент ненависти к своему партнеру, вместе с наслаждением приносит и страдание, она – результат свободного выбора объекта и крайней от него зависимости».
Д.филол.н. С. Г. Воркачев.

Разберемся, какое отношение антиномии и амбивалентности имеют к любви или не имеют?

Именно для этого всю уже имеющуюся любовную информацию поделим на две неравных части: «Любовь культурную» и «Любовь естественную».

«Любовь культурная»

Это то, как объясняет смыслы, содержание, признаки, чувства и преподносит любовь культура: литература, поэзия, драматургия, философия, эстрада и т.д. в последние 900 лет, ее еще можно назвать второсигнальная:

«Нет проблемы настолько серьезной, чтобы ее не могла решить любовь… Нет двери, которую любовь не могла бы открыть. Нет пролива, через который любовь не могла бы перекинуть мост. Нет стены, которую любовь не могла бы сокрушить… Неважно, насколько серьезной кажется вам проблема, насколько велика ошибка, вооружитесь любовью – и вы сможете все исправить и решить. Если вы будете любить, то станете самым счастливым и сильным во Вселенной».
Эммет Фокс

«Настоящая любовь, всегда бывает редким цветком, агонизирует и исчезает из мира, мир стал слишком низок для нее».
Н.А. Бердяев

«Любовь — наказание, а может награда,
А может быть, вместе и то и другое».
Р. И. Рождественский

«Концепт любви, безусловно, принадлежит к числу настолько высоких духовных абстракций, выше которых, по выражению Р. Рождественского, «в человеческой душе начинается мертвое, безвоздушное пространство».
Д.филол.н. С.Г. Воркачев.

Предлагаю считать эти высказывания сухим остатком, который нам дала культура.

В качестве определения культурной любви лучше всего подходит высказывание мексиканского поэта Октавио Паса:
«Любовь не имеет ничего общего с природой. Она — удел человека, она — его предел, иначе говоря — плод его трудов, созданный им и не существующий в природе».

И дополняющее уточнение:
"ЛЮБОВЬ - ДИТЯ ИСТОРИИ, растущее и развивающееся вместе с нею"
Р.Г. Подольный

Все это позволяет утверждать, что «культурная любовь» уже давно превращена в симулякр.

Симулякр — это ложная копия, искажающая идею-прототип, не отражающая ее сущности. А значит, нарушающая гармонию человеческой жизни, в отличии от жизни в животном мире. Ж. Бодрийяр приходит к выводу, что симулякры не только взяли верх над реальностью, но и, опережая, формируют ее.

Изучением занимаются философы, психологи, психиатры, культурологи, литературоведы, филологи, публицисты, социологи и т.д. Причем это рассматривается не только как культурное наследие в виде огромного количества книг и др. носителей, а и как это наследие запечатлено в нашей ментальности, как проявляется в реальной жизни и к каким социальным, демографическим последствиям это приводит.
Рассмотрению «Любви культурной» в книге посвящен целый раздел,

Экология культуры любви.

Ее история

Современная любовь.

Ниже для начального ознакомления приведен только небольшой ее фрагмент.
«Любовь? Изобретение двенадцатого века!»
Шарль Сейньобо

«Любовь была изобретением поэтов (трубадуров Прованса), и поэзия еще долго оставалась синонимом любви».
Нина Эптон «Любовь и французы». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Из этих и некоторых других высказываний мы узнаем, дату зарождения культурной любви, и что она является изобретением поэтов. На всем протяжении культурной истории любви ее содержательное наполнение существенно менялось. Можно выделить пять макро амурных трендов: «любовь античности» , «любовь средневековья» , «куртуазная любовь» затем «романтическая любовь», на смену которой сейчас приходит «конфлюентная любовь»

Макро амурные тренды, это культурные коды, чувственная, ритуальная идеология, различающиеся как когнитивно так и эмоционально-поведенческие компоненты переживаний. Их содержание это результат коллективной рефлексии процессов осмысления любви, всех душевных, эротических переживаний страстей, которые существовали в обществе в конкретном историческом периоде развития. Внутри амурных трендов существуют турбулентности, изменчивости амурных форм проявления персонажей.

Подробнее «История культуры любовного чувства». Е. Пушкарев

В 1988 году американские ученые Ф. Кансиан и С. Гордон исследовали женские журналы с 1900 по 1979 год и проанализировали роль любви в отношениях между партнерами. Ученые обнаружили следующие закономерности. В 1920-х годах любовь «рождалась» и «развивалась» только после того, как все было тщательно спланировано: т.е. подготовлен дом, достигнута эмоциональная зрелость и т.д. В 1950- х годах проявлением любви было самопожертвование, для женщин было принято ставить мужей выше себя. В 1960-х годах фокус снова сместился, на этот раз в сторону самореализации в любви (выяснение личных потребностей, саморазвитие, личное счастье и т.д.). К 1970-м годам любовь в браке рассматривалась как партнерские отношения, но с сохранением личного пространства.

С самого начала культурная любовь, была коммерческим проектом. Богатые сеньоры заказывали сюжет и платили поэтам, а те вдохновенно писали стихи и другие произведения. Достаточно быстро писатели и поэты поняли, что это выгодное занятие и «…половая любовь в течении последних 8 столетий стала обязательной осью, вокруг которой, вращается вся поэзия» Ф. Энгельс. Сейчас этот вербальный, аудиовизуальный много миллиардный бизнес процветает как никогда раньше. Если в то время поэты классифицировали свое творчество как «утонченная любовь» то позже амурные изобретения поэтов взяли курс на наращивание драматического градуса своих произведений.

Поэты и драматурги, будучи людьми кроме всего прочего и коммерсантами, чутко улавливали запросы публики. Современный французский исследователь Жорж Минуа приводит замечание наблюдателя 1561 года: «Если драматург хочет понравиться публике, он делает все, чтобы в произведении было как можно больше дьявольщины… Вот чем можно больше всего привлечь публику. Вот что ей больше всего нравится»

Шекспир решил, что драматизм это уже пресно в амурных сюжетах и задал для своих героев суицидальное направление. Ровно через два века после «Ромео и Джульетты» амурная суицидальность пришла в русскую литературу: Н.М. Карамзин «Бедная Лиза». В Европе в это же время появляется культ несчастной любви, любви без взаимности, которая рисуется столь возвышенной и прекрасной, что, даже умирая от нее, герой вызывает восхищение и зависть.

Если во времена Шекспира его суицидальные произведения были встречены настороженно с недопониманием, то через два века после публикации романа в письмах И. В. Гёте «Страдания юного Вертера» по Европе пронеслась эпидемия самоубийств молодых людей от несчастной любви.
Трагическую судьбу Анны Карениной Л.Н. Толстой не сам выдумал, а взял из жизни. Тогда это было крайне редкое исключение, а сейчас ежедневное.

Исследования к.филол.н. Н.В. Отургашевой показали, что главным символом настоящей любви для студентов-читателей является герой произведения А. Куприна «Гранатовый браслет» телеграфист Желтков: «Истинное чувство должно быть сопряжено с внутренней конфликтностью образа и требовать от личности жертвенного самоотречения, напряженного духовного устремления, высокой, часто трагической платы за любовь – не случайно «сквозь всю русскую литературу проходит высокая поэзия неосуществленной любви», ибо только такая любовь может оставаться вечной и неизменной».

Из другого исследования, опрос среди молодежи о самых известных историях любви:

«Наиболее часто испытуемые указывали следующие пары возлюбленных: Ромео и Джульетта - 71,3% испытуемых; Роуз и Джек («Титаник») – 37,3% испытуемых; Мастер и Маргарита – 32,4% испытуемых; Татьяна Ларина и Евгений Онегин – 27,3% испытуемых; Красавица и чудовище – 21,8% испытуемых. Дальнейшие выборы были сделаны с частотой менее 10%». Юлия Проект «Разработка и апробация методики «Культурный сценарий романтических отношений».

Джулия Лернер, израильский социолог проанализировав обсуждения в различных телевизионных ток-шоу, содержание российской прессы, проведя интервью установила, что для русских любовь остается «судьбой, моральным актом и ценностью; ей невозможно противостоять, она требует жертв и предполагает страдание и боль».

«Умирать от любви — значит жить ею».
В. Гюго

Трагическая связь «любви» и смерти не просто укоренилась в массах, обрела своих поклонников, а нарастает по сегодняшний день.

Выдержки из форума молодежного сайта о любви:

«Я завидую таким людям, которые могут сигануть с крыши из-за любви. Это же надо, у человека любовь – самая большая проблема! То есть, более серьёзной причины для суицида нет... Я тоже так хочу».

«Я сама неудачная (к сожалению) самоубийца, и, как ни парадоксально это звучит – мне нравится это... Я глотала таблетки, резала вены и травилась газом, но всё тщетно – кто-то обязательно приходил и спасал меня... Быть может, это вошло в мой образ жизни... Я считаю, что суицид – один из лучших способов самовыражения, демонстрации внутренней Свободы и тоталитарной Анархии... А самоубийство из любви – это ещё и красиво...»

«Это прекрасно... Я всегда мечтала и продолжаю мечтать, чтобы кто-нибудь умер из-за любви ко мне. И если я полюблю этого человека – наши сердца воссоединятся на небесах».

Страница, на которой была тема этого форума, находилась на сайте и пополнялась несколько лет, но после указа президента N 761 (1.06.12) и кампании против пропаганды молодежной суицидальности была удалена. Еще один парадокс «любви культурной» в интернете пропагандировать молодежную суицидальность нельзя, а в школе можно.

«Психиатрическая неразбериха с любовью в школьной литературе». Е. Пушкарев

О том, что высказывания на форуме не пустые фантазии говорит печальная статистика:

По данным следственного комитета РФ в 2014 году покончили жизнь самоубийством 737 подростков. (2 подростка в день)

Из другого источника. По данным Агентства социальной безопасности каждый год в нашей стране из жизни добровольно уходит 2800 детей (5-18 лет) (7.7 подростка в день). 14157 несовершеннолетних покончили жизнь самоубийством за последние 5 лет. За это же время в России количество случаев суицида возросло на 60%...

В 2013 году Россия, как сообщил главный государственный санитарный врач РФ академик РАМН Г. Онищенко, вновь занимает первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков.
Можно отметить и поблагодарить филологов за то, что они лучше других выявили, объяснили содержательные характеристики «любви культурной».

«Это вредоносное слово «любовь». Е. Пушкарев

А психиатров поблагодарить за то, что они помогли отделить психические расстройства

«Любовь это болезнь?» Е.Пушкарев

«Наркоманическая (компульсивная) любовь». М. Литвак

от

«Настоящая любовь, она же совместимая любовь». Е. Пушкарев.

Поэтому для серьезной классификации любовных отношений будет лучше, если не будем пользоваться плодами «любви культурной», отстранимся подальше из-за ее чрезмерной антиномности и амбивалентности.

Поэтому необходимо, чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых люди наслаждались испокон веков. Эти замечания должны служить оправданием строгой научной обработки и вопросов любовной жизни человека.
З. Фрейд

Современные коллеги З. Фрейда выполнили его наказ, а вот культура открытия в этой области упорно не признает.

«Любовная аддикция является разновидностью аддитивного поведения с фиксацией на одном человеке, воспринимаемая как страстная любовь. Это поведенческое расстройство приводит к невозможности создать семью или разрушает семью, к конфликтам, преступлениям, самоубийствам, психосоматическим и невротическим расстройствам. Из-за разнородности клинических проявлений любовной аддикции предлагается именовать это расстройство «любовным расстройством». Пациенты с этим расстройством редко обращаются за психологической и медицинской помощью из-за малой известности для населения этого расстройства. Поэтому очень важно для профилактики любовной аддикции информирование населения об этом заболевании и различиях между нормальной любовью и любовной аддикцией».
К.м.н., доцент кафедры психиатрии С.И. Ворошилин

«Любовь естественная»

Предлагается другой подход к рассмотрению любви как к природному, естественному явлению, т.е. это взаимодействие мужчины и женщины как двух психологических субъектов природы объединенных «родством душ», без малейшей лирики, романтики, драматизма и секса, что является обязательным для современного понятия любви.

Именно потому, что я всегда стараюсь устранить из области психологии все чуждое ей, в том числе и биологическое мышление, я хочу в данном случае вполне определенно признать, что допущение отдельных влечений «Я» и сексуальных, т. е. теория либидо, меньше всего зиждется на психологических основах и по существу обоснована биологически.
З. Фрейд «Теория либидо»

Между тем нет сомнений в том, что, любовь по существу есть явление несоциальное и внесоциальное и не имеет никакого отношения к обществу и роду, это есть явление совершенно личное, связанное исключительно с личностью.
Н.А. Бердяев, «О назначении человека»

Я уверен, что целое в любви – не половое влечение, телесное наслаждение, общение или семья, а личность (субъектом любви является личность), поэтому все перечисленное в любви преображается и устанавливается по-новому.
Д.филос.н. В.М. Розин «К различению любви и сексуальности (от романтической любви к «креативной»)».

Это же, но другими словами излагает еще один доктор философии:

Любовь, в сущности, не нуждается в телесном контакте. Более того, тело, зачастую, является главным препятствием для любви, особенно в своих физиологических проявлениях. Для любви лучше бы иметь бесплотное, ангельское тело или то, что люди должны обрести в раю.
Д.филос.н. Л.В. Жаров

Г. Гегель утверждал, что условием любви является, прежде всего, духовный союз сердец…

К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривают любовь с классовой точки зрения, поэтому только пролетариат как новый класс способен на высокие чувства, так как условием любви является не материальная, а духовная привязанность людей друг к другу.

М. Цветаева: хотеть – это дело тел, а мы друг для друга – души.

В продолжение этой идеи«Любовь и вожделение».

Естественная любовь результат взаимодействия наилучшего сочетания двух психотипических систем (определяющих родство душ, единство мировосприятия) основанных на конституциональных, неизменных на протяжении всей жизни человека психологических свойствах, характеристиках личности.

Аналогом естественной любви по классификации А. Маслоу является бытийная любовь.

Бытийная любовь (being love) - это любовь к сущности другого человека, его жизни. Этой любви несвойственно стремление к полному обладанию предметом любви, и она, скорее, связана с тем хорошим, что есть в другом человеке, чем с собственным удовлетворением.
«Дефицитарная любовь и бытийная любовь А. Маслоу». Р.Фрейджер, Д.Фэйдимен

Бытийная любовь ненасыщаема, ею можно наслаждаться бесконечно, обычно она возрастает, а не ослабевает.
А. Маслоу

Для обозначения наивысшей формы половой любви В.С. Соловьев использует понятие сизигии, что в переводе с греческого языка означает «сочетание». Данное слово применялось еще в эпоху поздней античности для обозначения такого сопряжения между мужчиной и женщиной, которое является основой крепкого брачного союза.

При определенном конкретном наборе психологических характеристик личностей происходит сизигия, основанная на самости каждого в паре результатом которой становится межличностная филия.

Дружба + Любовь = Филия. Е. Пушкарев.

Т.е. происходит взаимодействие двух природных факторов один психотип - мужчина, как явление природы с другим психотипом - женщиной, поэтому и любовь естественная, без малейших культурных отягощений.

Ее еще можно назвать первосигнальная потому, что она основана на реальных образах, личных контактах и отношениях, как это происходит у животных, у людей до ХI века.

Любовь есть томительное желание воссоединения в целую индивидуальность, стремление каждой половины, каждого пола найти свою другую половину, свой другой пол, таинственное влечение к тому, что восстанавливает индивидуальность.
Н. А. Бердяев

На сегодняшний день лучше всего для классификации межполовых влечений подходит типология К.Г. Юнга, которая наиболее полно проработана и дополнена в соционике. Когда наилучшая сочетаемость психотипов, возникает любовь, дружба, при худшей, возникает неприятие, вражда. Естественная любовь развивается вне законов культуры и даже вопреки ей. Можно предположить, что эти же закономерности работают как в животном мире, так и в архаических культурах.

Чтобы иметь представления как культурная любовь соотносится с любовью естественной, воспользуемся высказываниями:

Вольтера: «Любовь — это природная ткань, расшитая воображением».

Природная ткань это естественная любовь, а расшитие воображением это культурная любовь.

Питирима Сорокина: «… психические же парения, надрывы, стоны, вздохи, смех, отчаяние и надежда и т.д. - все это лишь "узоры", одни лишь архитектурные украшения на здании любви…».
Естественная любовь это здание, а психические же парения, надрывы, стоны, вздохи, смех, отчаяние и надежда и т.д. - все это лишь "узоры", они же архитектурные украшения это культурная любовь.

Если природная ткань, здание по совершенной случайности оказались крепкими и надежными любовь в браке выживает и процветает, если нет то разводы драматизм, которых гораздо больше.

Примеры настоящей любви.

Над научным исследованием любви кроме филологов, психиатров хорошо поработали антропологи за счет использования новейших биохимических методов и аппаратуры ФМРТ - функционального магнитно-резонансного томографирования удалось получить достаточно объективных данных, чтобы раскрыть загадки природы половой индивидуальной любви.

О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев

Томография любви.

Оказалось, что все разнообразные сюжеты влечений между мужчинами и женщинами в бытовом понимании и литературном изложении именуемые как влюбленность, страсть, а чаще просто как любовь это явления не только существенно различающиеся по своей природе, не имеющие между собой связи, а и даже расположенные по разные стороны баррикады здоровье \ болезнь. Удалось выявить достаточное количество признаков, по которым можно точно отличать любовь от влюбленности, других псевдолюбовных, окололюбовных чувств и расстройств. Они приведены в главах, где эти чувства и расстройства описываются.
После того как мы получили и систематизировали все научные результаты самых разных влечений мужчин и женщин их можно классифицировать как четыре независящих один от другого, но нередко одновременно протекающих разно сущностных, эмоциональных психофизиологических состояний:

1. Любовь устойчивое гармонизирующее, психостимулирующее, смыслоформирующее состояние (отношения и чувства) исключительного приятия, прошедшее этапы зарождения и развития, основанное на неизменных, на протяжении всей жизни психологических функциях (например, базис К. Юнга), и их лучшей сочетаемости у партнеров, а поэтому с годами становится крепче и благотворнее.

Подробнее:
Естественная любовь. Е. Пушкарев
Суть любви. Е. Пушкарев.
Что такое любовь. Е. Пушкарев.
Понятие «любовь». Е. Пушкарев.
Любовь это эмоция, чувство или что? Е. Пушкарев
Любовь это болезнь? Е. Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина. Е. Пушкарев
Как рассматривается любовь в соционике. Е. Пушкарев
Настоящая любовь, она же совместимая любовь. Е. Пушкарев.
Дружба + Любовь = Филия. Е. Пушкарев.
Культура долголетия любви. Культура горя разлуки. Е. Пушкарев.

Межполовая индивидуальная любовь это высшая форма близких отношений, но есть целый ряд похожих, но уступающих ей по уровню, качеству чувств:

Окололюбовь любовь как волевой акт, как усердие и работа, основанные на доброй воле обоих партнеров. Это сознательное отстраивание отношений, умение ладить, привычка, от «супружества-выживания» до «супружества-развития». Раньше это называли «смирится, слюбится», теперь «сработавшиеся пары». Наиболее яркие сторонники таких отношений Эрих Фромм «Искусство любить» и Гери Чепмен «Пять языков любви» он назвал это «рациональная, волевая любовь».
У древних греков даже было несколько специальных терминов для характеристики данного типа отношений: сторге – понимание, опека, покровительство; эннойа - отдавание; харис - благодарность и уважение; прагма – выбор на осознании и самоопределении и др.
Психотерапия семейных отношений.
Мифы поп - психологии успеха.

Окололюбовь как и сама любовь может быть только взаимной - удовлетворенной. А главное различие между ними в том, что естественная любовь основывается на самости, а окололюбовь на чувстве долга и волевых усилиях.

Псевдолюбовь - это группа в разной мере устойчивых половых влечений, различных по своей природе, но схожих по формам проявлений, характеризующихся желанием взаимных интимных отношений и чувств. Термин «псевдолюбовь» ввел и расшифровал Э. Фромм: «форма нормальная, в современном обществе, имеются «нормальные» - распространенные - социальные модели патологии любви, выступающие как две формы псевдолюбви:
- любовь как взаимное сексуальное удовлетворение;
- любовь как «слаженная работа» и убежище от одиночества».

Да, одиночество и сексуальные желания делают влюбленность легким делом, и здесь нет ничего таинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришел.
Э. Фромм: Влюбленность это одна из форм псевдолюбви.

Псевдолюбовь может быть как взаимной - удовлетворенной так и односторонней - неудовлетворенной.

Персидский поэт XIV века Хафиз заявлял, что пьяный и влюбленный принадлежат к «одному и тому же племени». Для них жизнь создает удовольствия, изгоняя хотя бы на время свет разума.

2. Естественная влюбленность - это основной механизм инстинкта продолжения рода, один из этапов возрастного развития.
Психолог Дороти Теннов: « это психофизиологическое явление, возникшее в ходе эволюции для обеспечения временного скрепления пары, чтобы способствовать зачатию детей и их кормления первые несколько месяцев или лет жизни». Это сложное, циклически повторяющееся навязчивое состояние включения, задействования репродуктивных функций. Оно характеризуется гиперактивностью организма и всех сфер психики: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, бессознательной, сомато-вегетативной, сексуальной, гипермобилизацией физической активности. Происходит и мобилизация целого ряда неспецифических психофизиологических проявлений. Эта всеобщая активность вызывает состояние влюбленностного опьянения, частичной утрате объективного восприятия реальности. (у человека среднестатистическая продолжительность полгода, максимальная по Х. Фишер 30 месяцев).
Если цель любви — это улучшение психологической структуры личности, то естественная влюбленность это биологический феномен, цель которого воспроизводство потомства.

Влюбленность и характерное для влюбленных поведение вырабатывалось в течение миллионов лет эволюции – утверждает д.б.н. С. Савельев.

Самое поразительное открытие состоит в том, что у человека и других животных работают по сути дела одни и те же системы регуляции этих сложнейших форм поведения.
Окситоцин и вазопрессин - регуляторы семейных отношений у животных, включая человека.
У животных в центральной нервной системе существуют очень древние нейронные контуры, нейронные сети, специализирующиеся именно на управлении половым и социальным поведением.
Д.б.н. А. Марков

Нейробиологи определяют влюбленность как «дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей с целью рождения потомства».

Подробнее:
Влюбленность. Е. Пушкарев
Я влюбилась… Памятка влюбленному человеку. Е. Пушкарев
Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.

3. Недоброкачественные влюбленности – большая группа межполовых влечений от фальшивых влюбленностей до психологических и даже психических расстройств, развиваются вследствие неразрешенных внутриличностных конфликтов, низкого уровня психологического здоровья, неблагоприятной культурной экологии любви именно под ее деструктивным воздействием и сформировалась.
По Э.Фромму: "неплодотворная, или иррациональная любовь", "любовь-поклонение", "фальшивая любовь", "сентиментальная любовь", "невротическая любовь", "незрелая форма любви" или "симбиотический союз".
После Э. Фромма терминология этих переживаний и расстройств значительно расширилась: «сверхизбирательная любовь», «идолопоклонническая любовь», «навязчивая любовь», «любовный синдром», «наркоманическая любовь», «токсическая любовь», «компульсивная любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «хищная любовь» и т.д.
Недоброкачественные влюбленности могут проявляться:
-- в социально приемлемой форме – фальшивые влюбленности, когда удается задействовать мощную программу естественной влюбленности не с эволюционной целью воспроизводства потомства, это «любовная афера» или либертинаж, интрижка, роман и пр. их истоки это половой голод – либидо, дефицит эмоциональных стимулов, непереносимость одиночества или отчужденности как это называл Э. Фромм, когда хотят отвлечься от удручающей повседневности, когда переживают внутренний кризис. В некоторых случаях люди с помощью влюбленности спасаются от депрессии и др.

Да, одиночество и сексуальные желания делают влюбленность легким делом, и здесь нет ничего таинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришел.
Э. Фромм
Влюбленность это одна из форм псевдолюбви. "Эрих Фромм о любви".

Любовь для праздного человека — занятие, для воина — развлечение, для государя — подводный камень.
Наполеон I

«...когда поцелуй закончился» (о любовном романе без любви) В. Долинский
Что такое любовь, что такое роман и какая разница между ними. - Роберт А. Джонсон

-- как любовные аддикции по международному классификатору болезней (МКБ—10) ) относятся к разделу F63. «Расстройства привычек и влечений» - классификация нехимических форм зависимого поведения;

Любовная аддикция (love addiction) является разновидностью аддитивного поведения с фиксацией на одном человеке, воспринимаемая как страстная любовь. Это поведенческое расстройство приводит к невозможности создать семью или разрушает семью, к конфликтам, преступлениям, самоубийствам, психосоматическим и невротическим расстройствам. Пациенты с этим расстройством редко обращаются за психологической и медицинской помощью из-за малой известности для населения этого расстройства. Поэтому очень важно для профилактики любовной аддикции информирование населения об этом заболевании и различиях между нормальной любовью и любовной аддикцией.
К.м.н., доцент кафедры психиатрии С. И. Ворошилин

Подробнее:
Любовные аддикции, большая подборка статей и книг о любовных аддикциях, которые наша культура называет «наркоманическая любовь» «сверхизбирательная любовь», «невротическая любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «компульсивная любовь», «токсическая любовь» и т.д. и людях страдающих от этих расстройств.
Недоброкачественные влюбленности. Е. Пушкарев.
Недоброкачественная влюбленность - мания. Е. Пушкарев.
Недоброкачественная влюбленность - людус. Е. Пушкарев.
Недоброкачественная влюбленность - эрос. Е. Пушкарев

4. Вожделение (лат. libido ) – похоть, чувственное половое влечение, «томление плоти», аколасия (др. гр.) - удовольствия тела, «боримъ бывъ на блуд» (др.-русск.), luxuria (лат), «fals amore», либидо - «темная сила влечения» (по З. Фрейду), «генитальная тирания» (по В. Райху) потребность сексуального удовлетворения в разрядке это чисто биологический, циклический процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых сопровождается специфическими переживаниями, чаще не связанными с конкретными отношениями, а потому обезличенными.

Нам одиночество не раз расставит сети,
И мы, наивные, обманываясь, вновь,
Томленья плоти примем за любовь.
А. С. Пушкин

Наиболее ярко оно бывает выражено у людей с сильной половой конституцией. В определенные возрастные периоды, например юношеская, или пубертатная гиперсексуальность, вызвана и у мужчин, и у женщин максимальной продукцией тестостерона, подобный всплеск характерен и для весны.

Даже вожделение, испытываемое нами к женщине, направлено лишь к стремлению избавиться от мучения, порождаемого пылким и неистовым желанием; мы жаждем лишь утолить его и успокоиться, освободившись от этой лихорадки.
М. Монтень

Именно вожделению обязано возникновение «древнейшей профессии» - проституции.

У людей со слабой половой конституцией в старшем возрасте вожделение выражено слабо или вообще отсутствует.

Можно выделить четыре функции вожделения и его сексуальной разрядки: репродуктивной, гедонистической (как источник наслаждения), гигиенической (как условие поддержания психологического здоровья) и поведенческой (как элемент интимного общения).

Все статьи, книги и видео о сексе, оргазмах (М и Ж) и их значимостях.

Любовь, если можно любовью назвать
Безумной похоти женской власть,
Опасней чудовищ, страшнее бури.
Эсхил

В перечень семи смертных грехов у христиан, входит похоть (сладострастие).

Руководители кадетских корпусов, по-отечески заботясь о здоровье подопечных юношей, издавали приказы, разрешавшие кадетам старших курсов после медосмотра повзводно посещать закрепленный за училищем публичный дом выше средней категории. Главным правилом офицерской чести, которое внушали кадетам в этой связи, было - никогда не посещать такие заведения "в долг" (вторая половина XIX в.).
И.А. Голосенко

В дневниках Л.Н. Толстой признается, что в его жизни были минуты, когда он с «затуманенными глазами» бродил по саду, желая лишь одного – затащить в кусты горничную или кухарку и взять ее грубо, по-звериному.
Подобные аффективные переживания у женщин описываются как «состояние чрезмерного (спонтанного) сексуального гостеприимства», чаще они бывают в период овуляции, опьянения.

Из страстей самая сильная, злая и упорная – половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти, и последняя, самая сильная из них – плотская любовь, то исполнится пророчество: люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута …
Л. Н. Толстой

В плотской любви нет места для почтения и уважения к любимому существу, вот почему она будит в человеке зверя, все равно, охвачен он гневом или порывом страсти.
А. Доде

Данте людей с подобным раскладом мыслей, влечений поместил во второй круг ада:
И я узнал, что это круг мучений
Для тех, кого земная плоть звала,
Кто предал разум власти вожделений.

«Вечный» триумвират, движущая сила этого материального мира – Власть, Деньги и Секс.
Стивен Рассел «Вечный танец Инь и Ян». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…».

Половая похоть по самой природе своей дает самое острое из наслаждений; будучи же воспитана в течении тысячелетий, как основная радость жизни, она разрастается, мне кажется, в особый психоз, который был не известен древнему человечеству и вероятно исчезнет в будущем.
М.О.Меньшиков, философ XIX в.

В пределах живых, размножающихся исключительно половым образом (отдел позвоночных), чем выше поднимаемся мы по лестнице организмов, тем сила размножения становится меньше, а сила полового влечения, напротив, больше.
В. С. Соловьев

Сексуальная гармония и удовлетворенность — третий по значимости фактор, от которого зависит благополучие и устойчивость брака, после духовной и психологической совместимости у супругов, состоящих в браке до 10 лет, и после духовной и бытовой совместимости — у проживших совместно от 10 до 15 лет.
Д.филос.н С. И. Голод

Социолог Питирим Сорокин относил проявления сексуальности и потребности людей в этих проявлениях к одному из трех главных побудительных мотивов, которые оказывают огромное влияние на судьбы целых государств и народов. Сексуальный инстинкт, наряду с пищевым и инстинктом безопасности, он относил к разряду «базовых» или «основных» инстинктов.

… животные не знают того огромного сексуального удовольствия, часто граничащего с эмоциональным потрясением и даже безумием, которое присуще человеку.
Д.филос.н В.Ф. Шаповалов (2013) «Мужчина и женщина: любовь, семья, брак». Книга есть в нашей библиотеке

… я думаю, что в современном мире девяносто процентов того, что связано со словом «любовь», — это выдумки. Почему? Да потому что мы люди лишь на несколько процентов, то есть ровно на столько, сколько в общем объеме мозга занимает кора. Все остальное — лимбическая система, доставшаяся нам в наследство от рептилий. Именно она отвечает за половое поведение, то есть за любовь. Когда кора бездействует, а включена только лимбическая система, мозг потребляет девять процентов энергии, когда же включается кора, мозгу требуется уже двадцать пять процентов. Более того, молчание коры мозг оплачивает выбросом эндорфинов — своеобразного органического наркотика. Не думать выгодно и безумно приятно. Когда перед нами выбор между рассудочной деятельностью и «пиписькиным скаканием», выбор осуществляется, конечно, в сторону пиписьки. Это вечный баланс между двумя системами — древней и рассудочной.
Профессор д.б.н. С.Савельев

Вся сложность любовной загадки существовавшей на протяжении многих веков заключалась в том, что все неисчислимые сюжеты влечений между мужчинами и женщинами образуются этими четырьмя разносущностными по своей природе психическими эмоциональными состояниями (разные сроки эволюционного зарождения, истоки, течение, завершение). Каждое из этих состояний - психологических механизмов имеет свои нейронные корреляты в головном мозге, которые называют мозговыми модулями, или мозговыми релейными системами. Каждая система имеет свою нейрохимическую картину и отвечает за свой особый чувственный и поведенческий репертуар.

Профессор психологии Лиза Даймонд (2008) пишет, что любовь и сексуальное желание не имеют общего нейрохимического процесса, скорее речь идет о дифференцированных механизмах. Эстрогены и андрогены главным образом отвечают за сексуальное желание, в то время как привязанность нейрохимически обеспечивается теми же самыми процессами, что благодарность и награда. Последние, как и любовь “питаются опиоидами, катехоламинами и нейропептидами, активизированными в общем концерте”.

Gonzaga et al. (2008) приводят также данные о том, что эмоции, связанные с чувством счастья и возбуждением, проводятся по другим неврологическим путям, подтверждая тем самым предположение о различии между сексуальным желанием и романтической любовью.
Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева «Интимность»

Еще З. Фрейд считал, что “чувственное” и “нежное” влечения по своей природе автономны, и что в основе всех неврозов лежит подавленная сексуальность.
Т. Власова "Сексуальные отношения в любви как источник личностного роста".

Каждая система мозга эволюционировала, чтобы рационализировать, повышать эффективность различных аспектов репродукции, социализации:

Любовь , возникла за миллионы лет до появления человека, чтобы воспитать здоровое и гармоничное потомство, (у людей это возможно только в филогамной семье) спасающее общество, вид от злобы, гнева, саморазрушения.

Естественная влюбленность возникла за миллионы лет до появления человека, чтобы заставить самца и самку сфокусировать их внимание на спаривании с избранным индивидом.

Недоброкачественные влюбленности это сбои и болезненные ошибки естественного хода эволюции, цивилизационного и культурного развития, были всегда.

Вожделение развилось, чтобы мотивировать самца стремиться к сексуальным контактам с наибольшим числом партнерш, самок к выбору самца с наилучшими генами, возникло за многие миллионы лет до появления человека.

В данной классификации независимое разделение любовь\вожделение сделано не как это делается в "платонической любви" с использованием вертикальной оценочной шкалы, одно высокое другое низкое, а с использованием горизонтальной.

Любовь и вожделение — настолько различные, исключающие друг друга, даже противоположные состояния, что в те моменты, когда человек действительно любит, для него совершенно невозможна мысль о телесном единении с любимым существом. И лжет тот, кто утверждает, что еще любит женщину, которою он желает обладать, — или он никогда не знал, что такое любовь... Половое влечение растет с телесным приближением, любовь же сильнее всего вырастает при отсутствии любимого существа, для своего поддержания она нуждается в разлуке, в известном расстоянии... Смерть истинной любви достигается каким-нибудь непреднамеренным телесным прикосновением к возлюбленной: оно вызывает половую страсть и — в один миг убивает любовь... Итак, существует платоническая любовь, хотя профессора психиатрии и не признают ее. Я сказал бы даже: существует только «платоническая» любовь. Ибо все, что, кроме нее, называют любовью, просто свинство. Есть только одна любовь: любовь к Беатриче, поклонение Мадонне. Для полового акта существует вавилонская блудница.
О. Вейнингер «Пол и характер». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Мнимая платоническая любовь. К. Василев

Оба этих влечения в равной мере важны и значимы в жизни человека и игнорирование, возвышение одного из них может испортить другое, да и всю жизнь.

«Любовь и сексуальное желание активируются отдельными, но связанными областями в мозге – разными зонами стриатума, или полосатого тела» – выявлено группой исследователей Университета Конкордии (Concordia University) в Канаде, под руководством профессора Джима Пфауса (Jim Pfaus).

Филологи выявили, что самое распространенное понимание смысла слова «любовь» в обыденном сознании носителей русского языка это «чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола».

Если мы с особым вниманием рассмотрим температурною градиенту из этого определения в четырех вышеописанных состояниях то получим:

Любовь эту устойчивое комфортно – теплое состояние до скончания века, причем к старости ее согревание становится только благотворнее.

Если любовь это 110 вольт сетевого напряжения, то влюбленность это 100000 вольт сверхчеловеческой энергии, которая не может постоянно находиться в домашних условиях. Влюбленность — это удел богов и богинь, она существует вне времени и пространства.
Доктор психологии Роберт Джонсон. «"ОНА" Глубинные аспекты женской психологии». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Естественная влюбленность это бурно и ярко даже ослепляще, обжигающе вспыхнувший огонь, горение неровное может не просто затухать, а и уходить в леденящий холод ревности. Чаще всего через полгода горение начинает ослабевать и вскоре:

Ни один человек не может стать более чужим, чем тот, которого ты в прошлом любил.
Э. Ремарк

Недоброкачественные влюбленности это широкий спектр душевных проявлений от социально приемлемых - согревающего тепла до клиники - сердечной горячки, испепеляющего зноя, вулканического извержения, в котором может погибнуть сам человек, если не успеет вовремя обратиться к специалисту.

Второй этап любовной мании и Анна Каренина. Е. Пушкарев

Вожделение оно может быть прохладным, теплым, обжигающе горячим, но оно не относится к чувству «сердечной склонности» его драйвер - тестостерон синтезируется в другом месте.

И проявляются эти четыре психофизиологических состояния: всегда в самых разных динамических комбинациях. Это также как все мелодии образованы из комбинаций семи нот, так и все любовные сюжеты, переживания, влечения образованы из этих состояний.

Любовь – это настоящий клубок парадоксов. Она существует в столь разных формах и вариациях, что вы можете говорить о ней все что угодно – и, скорее всего, окажетесь правы.
Г. Финк, ученый при дворе королевы Виктории

У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание.
К. Паустовский

Любовь — это недуг, симптомы которого каждый раз проявляются по-разному.
А. Моруа

Человек рождается с большим количеством врождённых программ поведения, которые возникли в разное эволюционное время, в силу чего нередко друг другу противоречат. Механизмы реализации врождённых программ поведения способны лишь на сигнатурный анализ обстановки, предполагающий формально-поверхностное сопоставление обстановки со схематичными сигнальными признаками, заложенными в эти программы. А тут еще культурные установки активно вмешиваются, внося дополнительную путаницу в адекватное восприятие происходящего.

Из современных нейрофизиологических и биохимических исследований любовных отношений происходящих в организме и мозговых структурах влюбленных Хелен Фишер делает вывод, что мы обладаем тремя различными мозговыми структурами, обеспечивающими возможность испытывать разные виды любви в один и тот же период времени: сексуально-окрашенную влюбленность (sex drive), романтическую любовь (romantic love) и чувство глубокой устойчивой привязанности. Х. Фишер пишет: «биологически возможно, проявлять чувство глубокой привязанности к основному (primary) партнеру, при этом быть романтически влюбленным в другого и при этом же ощущать сексуальное влечение к еще большему числу людей… это позволяет нам быть социально моногамными и тайно изменяющими одновременно» (Fisher H., 1994).

Достаточное совпадение внешних условий с этими сигнальными признаками порождает ту или иную эмоцию, побуждающую человека к реализации соответствующей инстинктивной программы. Истинная мотивировка действий при этом не осознаётся – для рассудочного объяснения инстинктивно-мотивированного поведения привлекаются самые случайные доводы, носящие характер подгонки под ответ.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от псевдолюбовей, которые могут проявляться в самых разных сочетаниях. Именно поэтому до 80% вступающих в брак сообщают, что делают это по любви, а на самом деле по влюбленности, она проходит, через год половина, через три года две трети из них разведутся. А а из сохранившихся браков 70% супругов проживут всю оставшуюся жизнь в напряженных отношениях, для них даже термин специальный придумали – «узники брака».

Версий классификаций, теорий, моделей любви существует много, их истоки уходят в глубокую старину. Из древних литературных источников можно проследить, что люди обращали внимание на то, что одни любят пылко с надрывом, другие спокойно, надежно до самой смерти. Эти наблюдения даже нашли свое отражение в древнегреческом языке, происходящем из наиболее древней, культурной цивилизации. Поэтому сам древнегреческий язык и явился первым и самым полным классификатором амурных влечений. В нем было немало терминов для обозначения духовной, душевной, телесной любви. До сих пор это самая содержательная и полезная классификация любовных состояний сформировавшихся под воздействием разнообразных, в том числе и половых влечений:

"Согласно распространенному мнению, – пишет д. филос.н. Р.Г. Апресян, – древние гораздо тоньше осознавали нюансы в человеческих отношениях и чувствах и имели соответствующие языковые средства для выражения своего понимания разного опыта любви. Ни одна книга о любви не обойдет устойчивый набор соответствующих греческих слов..."


филия – любовь-приязнь, любовь-симпатия, любовь-дружба, предполагающая свободный индивидуальный выбор;
сторге – родовая нерасторгаемая связь, любовь-привязанность;
агапе (каритас, лат.) – жертвенная, бескорыстная любовь к ближнему, благожелательность, милосердие;
прагма – уравновешенная осмысленным выбором «практическая» любовь;
эрос – чувственная любовь;
мания – любовь-одержимость, любовь-зависимость;
людус – любовь игра, причем выиграть как можно больше, потратив как можно меньше сил;
эунойа любовь –отдавание;
потос – вожделение;
афродизия - «дела Афродиты»;
аколасия - удовольствия тела, были термины, обозначавшие удовольствия, доставляемые через зрение, слух и обоняние;
харис – любовь - благодарность и уважение;
латрейя - «благоговейное поклонение», «культовое служение», любовь-почитание;

диафосис – любовь к другим, равная любви к себе, самая редко встречающаяся из прочих (Аристотель)

В древнегреческом языке были и другие термины, подчеркивавшие различные стороны любовного влечения.

Если бы русский язык обладал таким терминологическим богатством, удалось бы избежать многих личных, социальных драм и трагедий.

А вот Бенедикт Спиноза полагал, что видов чувств существует столько, сколько существует видов объектов, то есть бесконечное множество.

И Л.Н. Толстой также считал: „Если сколько голов, столько умов, то и сколько сердец, столько родов любви“.

Канадский психолог и социологу Джон Алан Ли для создания своей классификации воспользовался шестью из этих терминов наполнив их уточняющими признаками. Они отчасти зависят от темперамента человека, хотя имеют значение и уровень его духовной зрелости и воспитание. Нужно учитывать, что чистые виды любви (так же, как чистые виды темпераментов) встречаются нечасто, и чаще любовь бывает смешанной: к основе одного типа любви могут добавляться черточки от других типов.

1. Агапе. Она сосредоточена на "ты", полна альтруизма и обожания, она терпелива и полна негаснущей привязанности. Любящий такой любовью готов простить все, даже измену.
Агапе - основана на традиционном христианском взгляде, согласно которому любовь ничего не требует взамен, она добра, терпелива и постоянна. Эта любовь ассоциируется с Иисусом Христом.
По данным Ли примерно 7% людей предрасположены к переживанию такого типа любви.
Примером любви - агапе могут являться чеховская Душечка, любовь супругов Ломоносовых. Академией Наук России Михаил Васильевич Ломоносов (в 26 лет) был направлен на обучение в Германию в город Марбург. Там он поселился на квартиру в семью Цирьх, с дочерью хозяев, Елизаветой Христиной (ей было 16 лет) у него возник роман. Через два года обучения у Михаила Васильевича с некоторыми профессорами марбургского университета возник конфликт, из-за которого он перевелся в университет Фрейбурга. К этому времени их роман перерос в большое и глубокое чувство, Елизавета была беременной. После рождения дочери они обвенчались, хотя родители Елизаветы были не в восторге от этого брака.
После возвращения в Москву Михаила Васильевича назначили на должность адъюнкта с небольшим жалованьем, и еще несколько лет он не мог привезти из Германии жену и дочь. Как только у него улучшилось материальное положение, он сразу перевез семью в Москву. Они прожили с Елизаветой Андреевной (такое имя она приняла после православного крещения) почти 30 лет душа в душу. Современники называли ее берегиней. Елизавета Андреевна жила для мужа, она понимала, что он неординарный ученый и человек, поэтому старалась сделать все, чтобы ему хорошо работалось и жилось.
Михаил Васильевич был вспыльчив, а иногда и резок и его любящая жена умела погасить его гнев, успокоить, избавить от нервных перегрузок. Тем самым избавила его от многих служебных и житейских неприятностей.
Елизавету Андреевну можно назвать первой русской женщиной - предпринимательницей, так как после смерти Михаила Васильевича она пыталась продолжить его дело - строительство фабрики по производству цветного стекла. Завершить строительство фабрики ей не удалось, не хватало средств. А через полтора года после смерти горячо любимого мужа она умерла.

Любовь - маска на инстинкте продолжения рода.
А. Шопенгауэр

2. Сторге - это любовь похожая на родительскую нежность, понимание, любовь опека, покровительство, обожание "без лихорадки, без смятения и безрассудства, мирная и чарующая привязанность" (Прудон). Она развивается постепенно - не как "удар стрелы", а как медленное расцветание бутона, прорастание корней и уход их в глубину.
Для них не существует быта, им нравится обычный ход домашних дел, привычка не гасит их чувства. Они испытывают удовольствие, зная близкого, предвидя, как он отзовется на их поступки. Они глубоко доверяют друг другу, они не боятся неверности, зная, что их внутренняя тяга друг к другу не угаснет от увлечения одного из супругов на стороне. Секс в такой любви ясен и прост, любящие считают его продолжением душевной близости, и он входит в их отношения не сразу, на поздних ступенях сближения.
Сторге - прочный и устойчивый тип любви, который выдерживает любые испытания. Такая любовь может перенести даже долгую разлуку, как перенесла знаменитая любовь Пенелопы к Одиссею, древний прообраз сторгэ.

В любви, как во всем, опыт - врач, являющийся, после болезни.
Н. Ланкло

3. Прагма - уравновешенная и в определенном смысле "практическая" любовь. Прагма это не только тип любви, а и способ ее обретения, любящий подбирает партнера исходя из хорошо продуманных требований к нему. Когда подходящий кандидат, наконец, найден и достигнуто взаимопонимания, прагмическая любовь развивается в более сильное и глубокое чувство.
Настоящий прагмик не может любить того, кто не достоин любви. Он до мелочей видит всю ценность или неценность человека. Любовь для него - столько же дело головы, сколько сердца, и он сознательно руководит своим чувством.
Он бескорыстно относится к любимому: помогает ему раскрыть себя, делает добро, облегчает жизнь, остается преданным ему в испытаниях. У прагмы есть преимущество перед другими любовными чувствами: со временем она делается теплее, душевнее, желаннее.
Прагма – совсем не «низшее», а полноценное, естественное для человека чувство, характерное для людей с логическим, рациональным типом мышления, дающее положительные эмоции, здоровое, полноценное потомство.

«Рациональная, волевая любовь — вот та любовь, к которой нас всегда призывали мудрецы. Это любовь, которая объединяет причину и эмоции и включает в себя акт воли, требует дисциплины, а также признает необходимость роста личности. Мы не можем ставить себе в заслугу все те добрые и великодушные поступки, которые совершали под влиянием этого «наваждения». Нас увлекает и несет сила, рожденная инстинктом. Но если мы, вернувшись в реальный мир выбора, выбираем доброту и великодушие — то это и есть истинная любовь. Это решение расходовать энергию на усилия, которые принесут пользу другому человеку, знание того, что если его или ее жизнь благодаря вашим усилиям станет богаче, то вы тоже получите удовлетворение, суть которого в том, что вы искренне кого-то любили. Для этого не нужна эйфория состояния влюбленности». Г. Чепмен.
Он полагает, что настоящая любовь не может начаться до того, как влюбленность исчерпает себя. Очевидно, говоря о «настоящей любви», Г. Чепмен имеет в виду любовь-прагму.

Пять языков любви. Гери Чепмен

Все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут, а не исполняют даже возможного.
В. Шекспир.

4.Мания - бурное и всепоглощающее чувство. Оно ассоциируется с безумием и смятением. Влюбленный постоянно охвачен стремлением "требовать знаков любви и внимания со стороны любимого". В этом состоянии экстатические всплески перемежаются погружениями в отчаяние. Такое чувство подобно "американским горкам": крутые головокружительные подъемы и спуски ведут к внезапному и стремительному окончанию.

В любви теряют рассудок, в браке же замечают эту потерю.
М. Сафир

5.Людус разновидность чувства, которое напоминает флирт. По этой схеме любовники легко вовлекаются в игру и, как правило, не требуют друг от друга каких бы то ни было серьезных обязательств. У людянина могут быть несколько партнеров, что дает возможность выбирать, и позволяет избежать зависимости от кого-то одного. Людяне сексу отводят скорее роль занятной игры, хобби, нежели глубокого интимного чувства.

Истинная любовь не может говорить, потому что истинное чувство выражается скорее делом, чем словами. В.Шекспир.

6.Эрос (от греческого erasthai, означает страсть, непреодолимое желание) подразумевает чувство, основанное на физическом влечении и соответственно проявляющееся в сильном чувственном, сексуальном притяжении. Ли считает, что "эротическая любовь" подобна искре: легко вспыхивает и тут же гаснет. Она редко приводит к глубоким и прочным отношениям.
Эрос римляне называли: "pontifex", что значит "строитель мостов".

Мумтаз и Джахан

К наиболее древним классификациям любовных отношений относится КАМА – СУТРА.
«Любовь отличается глубиной и интенсивностью переживаний и ее можно распознать по следующим признакам: взгляд влюбленного человека страстен; его мысль витает в облаках; влюбленный страдает бессонницей; его тело хиреет; он отказывается от того, что всегда любил; теряет стыд; бледнеет; у него проявляется сумасшествие, и он медленно умирает».
Знатоки сведущие в этой науке, различают четыре рода любви.
1. Любовь, порожденная постоянной привычкой.
Это род любви - результат постоянного вовлечения чувств в такие действия, как охота, верховая езда и т.д.
2. Любовь, возникшая вследствие воображения.
Это род любви - результат не прямых действий, продиктованных чувствами, их предвосхищением.
3. Любовь, возникшая из веры в себя и веры в других.
Любовь этой категории узнается взаимно мужчиной и женщиной, и она так убедительна, что ее узнают и окружающие.
4. Любовь, возникшая в результате восприятия внешних объектов.
Восприятие внешних объектов и наслаждение от этого являются также результатом любовного удовольствия, которое мы легко узнаем. Этот род любви, по существу, порождает и включает в себя три вышеотмеченные. Руководствуясь текстом, человек способен различить эти типы любви и решить для себя, какой из них он в подходящее время примет, после определения склонности к нему другого лица.

"Стендаль – один из тех, кто любит любить". В своей книге „Интимная жизнь Стендаля“ Авель Боннар пишет: „От женщин он требует лишь подтверждения своих иллюзий. Он влюбляется, чтобы не чувствовать одиночества; впрочем, по правде говоря, его любовные отношения на три четверти – плод его собственной фантазии».

Стендаль в своем трактате "О любви" писал о четырех видах любви.
1. Любовь - страсть... любовь Элоизы к Абеляру...
2. Любовь - влечение, которое царило в Париже в 1760 году и которое можно найти в романах того времени.
Это картина где все, вплоть до теней должно быть розового цвета, куда ничто неприятное не должно вкрасться ни под каким предлогом, потому, что это было бы нарушением верности обычаю, хорошему тону, такту и т.д. Человеку хорошего происхождения заранее известны все приемы, которые он употребляет и с которыми столкнется в различных фазисах этой любви: в ней нет ничего страстного и непредвиденного, и она чаще бывает изящнее настоящей любви, ибо ума в ней много; это холодная и красивая миниатюра по сравнению с картиной одного из Карачи, и в то время как любовь - страсть заставляет нас жертвовать всеми нашими интересами, любовь - влечение всегда умеет приноравливаться к ним.
3. Физическая любовь.
Подстеречь на охоте красивую и свежую крестьянку, убегающую в лес. ... Всем знакома любовь, основанная на удовольствиях этого рода; какой бы сухой и несчастный характер ни был у человека в шестнадцать лет, он начинает с этого.
4. Любовь - тщеславие.
Огромное большинство мужчин, особенно во Франции желают обладать и обладают женщинами, которые в моде, как красивыми лошадьми, как необходимым предметом роскоши молодого человека; более или менее польщенное, более или менее возбужденное, тщеславие рождает порывы восторга.

Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредотачивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне. К.Гельвеций.

П. Успенский, известный американский эзотерик, ученик Г. Гурджиева, свою классификацию любви сделал через классификацию женщин.
"...Для каждого мужчины все женщины в мире делятся на несколько категорий, это деление зависит от степени их возможного физического и эмоционального влияния на него - и совершенно не связано с тем, какие он или она выражают вкусы, симпатии, склонности.
Женщина первой категории, которых у каждого мужчины очень мало, пробуждают в нем максимум чувств, желаний, воображения и мечтаний. Они влекут его к себе с непреодолимой силой, вопреки всем преградам и препятствиям, часто даже к большому его изумлению. В случае взаимной любви они вызывают у него максимум ощущений. Такие женщины остаются для него вечно новыми и вечно неизвестными. Любопытство мужчины по отношению к ним никогда не ослабевает; их любовь никогда не становится для него привычкой, возможной или объяснимой. В ней всегда остается элемент чудесного и невозможного, и его чувство остается неувядающим.
Женщины второй категории, которых у каждого мужчины существует гораздо больше, также привлекают его; но в этом случае чувства легче поддаются контролю со стороны разума или внешних обстоятельств. Такая любовь более спокойна; она легче укладывается в условные нормы, как внешние, так и внутренние; она может перейти в чувство дружбы или симпатии, может ослабнуть и исчезнуть, но всегда оставляет после себя теплые воспоминания.

До свадьбы думал, что знаю ее, как пять пальцев. Но после оказалось, что все они у нее указательные. Д.Глухов, Белгород

Женщины третьей категории оставляют мужчину равнодушным. Если они молоды и привлекательны, они могут воздействовать на его воображение, но не прямым путем, а через какой-то другой жизненный интерес: (например через гордость, тщеславие, материальное соображение, общность интересов, симпатию дружбу). Но это чувство, приходя извне, длится недолго и быстро исчезает. Ощущения при этом слабы и бесцветны. Первое удовлетворение, как правило, полностью истощает всякий интерес. Если первые ощущения были достаточно живыми, они превращаются иногда в свою противоположность - антипатию, враждебность и тому подобное.
Женщины четвертой категории интересуют мужчину еще меньше. Изредка они привлекают; он может обманывать себя, думая, что они привлекают его. Но физические взаимоотношения с ними содержат трагический элемент: мужчина совсем их не любит. Продолжение интимных отношений с ними является механическим насилием над личностью и может тяжело повлиять на нервную систему, вызвать половое бессилие и прочие явления, свойственные низшему полу.
Конечно, нужно иметь в виду, что женщины, принадлежащие к одной категории для одного мужчины, могут принадлежать к совершенно другой категории для другого мужчины; кроме того, у разных людей число категорий может быть большим или меньшим".
В отдаленной истории были и другие предложения, отношения к любовному чувству мужчины и женщины.
В утопии Платона брак заключается на год, через год он сменялся, чтобы каждый мужчина имел за жизнь пятнадцать - двадцать жен, каждая женщина - пятнадцать - двадцать мужей.
Мужей и жен у него выбирают по жребию. Дети не знают отцов и матерей, со дня рождения их передают в общественные дома. Семьи у Платона нет, есть только любовные пары, которые возникают и распадаются каждый год.
Вот, что пишет Плутарх о древней Спарте в своих "Сравнительных жизнеописаниях". "Ликург первый решил, что дети принадлежат не родителям, всему государству". Когда мальчикам исполнялось 7 лет, Ликург забирал их у родителей, и распределял по отрядам, чтобы они вместе жили, играли, трудились. "Главным следствием такого образа жизни были привычка повиноваться.
В те времена у спартанцев не было ревности и не было собственнического отношения к женам. Спартанец разрешал вступать в связь со своей женой тому, кто об этом просил, чтобы та от него понесла, но женщина по-прежнему оставалась в доме мужа, и узы законного брака не расторгались".

Существуют народные теории любви, у которых нет авторов, но они весьма живучи. Одной из них может быть «один любит, другой позволяет любить».
В качестве примера:
Третья жена Огарева, Мэри (в прошлом лондонская проститутка), с которой он прожил 18 лет в мире и согласии до самой своей смерти, даже не понимала по-русски, а тем более его стихов или политической деятельности. Зато она его обожала, создавала ему все условия для нормальной жизни и работы, т.е. была просто женой, без каких - либо дополнительных претензий. «Мэри Сатерленд, пишет Лидия Лебединская в повести об Огареве, боготворила его, не понимая. И с годами Огарев стал думать, что, наверное, это естественно, коли так, и уже ничего и не пытался разъяснять. Впрочем, это и не надо было Мэри. Все, что делал муж, заведомо представлялось ей в ореоле непреложной справедливости и правоты».

...В утопическом городе Солнца Кампанеллы было три правителя - Мощь, Мудрость и Любовь. Но эта Любовь - еще далеко не любовь. Любви у Кампанеллы, в общем-то, нет, есть любовные связи, которые идут под надзором врачей и начальников. Людей у него называют "производителями", а на месте любви стоит "производство потомства".
Начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению, и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг к другу. Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же - с худыми, а худые с полными, дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга.

В.С. Соловьев Свою теорию любви выдающийся русский философ В.С. Соловьев описал в трактате «Смысл любви».
Он видит у любви пять возможных путей развития – два ложных и три истинных.

Первый ложный путь любви — «адский» — мучительная неразделенная страсть. Второй, тоже ложный – «животный» — неразборчивое удовлетворение полового влечения.

Третий путь (первый истинный) — брак. Четвертый — аскетизм. Высший, пятый путь — это Божественная любовь, когда перед нами предстает не пол — «половина человека», а целый человек в соединении мужского и женского начал. Человек становится в этом случае «сверхчеловеком»; именно здесь он решает главную задачу любви — увековечить любимое, спасти его от смерти и тлена.

Единственная сила, которая в состоянии обуздать врожденный эгоизм, не упраздняя индивидуальности, а, наоборот, утверждая и поднимая ее, это - любовь. Поэтому смысл человеческой любви - оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма.
В.С. Соловьев

Подробнее: Теория любви философа В.С. Соловьева

Бенедикт Спиноза Бенедикт Спиноза классифицировал любовь в зависимости от трех источников, из которых она может происходить:
мнений, верных понятий и от услышанного.

Лишь любовь от верных понятий ведет к высшему благу, поскольку связана с познавательной любовью к Богу и отсутствием аффектов. Человек, полагаясь на представление (мнение) о хорошем, стремится найти и соединиться с ним, но когда он находит лучшее, то обращает свою любовь от одного возлюбленного к другому. Любовь, зародившаяся из услышанного, априорна и подобна вере ребенка в естественную правоту слов его отца.

Психолог Е. Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"

начало --- читать дальше - окончание.

Эта страница из раздела ”Психология любви”.

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.

Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев

Влюблённость и любовь. В. Альбисетти

Влюбленность К.С. Льюис

Что такое любовь, что такое роман и какая разница между ними. Роберт А. Джонсон.

Одна из основных потребностей современного человека состоит в том, чтобы доучиться различать земную любовь, составляющую основу любых отношений, и романтическую любовь. Роберт А. Джонсон.

В нашей библиотеке книг и видео (которые можно скачать бесплатно): «Любовь, семья, секс и около…» почти 2000 единиц хранения. Есть и по теме этой статьи.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Интернет - клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через

ЮMoney https://yoomoney.ru :

кошелек 410014252323944

или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru

Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

По моей книге уже с 2010 года обучают студентов по Программе дисциплины – «Психология любви»

Чтобы познакомиться бесплатно скачайте Это презентация моей книги

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхизбирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми