образовательно-доверительный сайт


2. Классификации любовных отношений. Начало. Е. Пушкарев

Начало
Окончание.

Классификации любовных отношений

По традиции, психология пренебрегала изучением любви (Berschied, 1982). Предметом ее исследования было «межличностное влечение» и гипотезы формулировались в терминах отношения.
Кэрролл Э.Изард «Психология эмоций»

Определяйте значения слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений.
Рене Декарт

В широком смысле любовь это зонтичный термин покрывающий множественность смыслов и чтобы не запутаться и не заблудиться в этих смыслах необходимо их упорядочить и уточнить. Для этого воспользуемся культурологической классификацией любви. Как жизненная ценность любовь сочетает в себе следующие культурные смыслы:

- социальный - любовь связана с идеей разумной социальной организации, с гармонизацией человеческих отношений;

- этический - любовь есть гуманистический принцип, вершина нравственного отношения к человеку;

- эстетический — любовь есть духовное наслаждение, желание красоты и влечение к красоте;

- эротический - любовь есть половое влечение, имеющие в основе биологические инстинкты, обусловливающие взаимное притяжение полов, сопровождаемое яркими переживаниями;

- индивидуальный – любовь воссоединение. Еще Платон в самой первой попытке философского осмысления любви высказал идею любви как вечной жажды воссоединения, и как форма такой любви и появляются андрогинны. Эта идея в дальнейшем была развита и дополнена.

...это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности. …Осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви — это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги. Таким образом, глубочайшую потребность человека составляет стремление покинуть тюрьму своего одиночества.
Э. Фромм

Любовь есть томительное желание воссоединения в целую индивидуальность, стремление каждой половины, каждого пола найти свою другую половину, свой другой пол, таинственное влечение к тому, что восстанавливает индивидуальность.
Н. А. Бердяев

В дальнейшем речь пойдет о классификациях любовных отношений затрагивающих в основном эротические, индивидуальные смыслы.

В ХХ веке антропологов, нейропсихологов, нейрохимиков, нейробиологов, психотерапевтов, философов, и др. профессионалов жизнь все-таки заставила всерьез заняться изучением всего спектра любовных чувств между мужчиной и женщиной. К этому времени был накоплен огромный материал для изучений и анализа. И когда специалисты стали без заклинаний и мистики изучать не только многочисленные любовные сюжеты, а и подробные жизненные истории их героев от раннего детства до старости: воспитание – родительское внимание, здоровье – болезни, творчество – застои, жизнелюбие – фатализм, стали применять современные приборы, аппаратуру, биохимические и томографические исследования великая любовная загадка стала раскрываться.

… любовь представляет некую Австро-Венгерскую империю, где под одной шапкой собрано множество достаточно трудносовместимых когнитивных, эмоциональных и поведенческих явлений.
Б. Марстейн

Оказалось, что все разнообразные сюжеты влечений между мужчинами и женщинами в бытовом понимании и литературном изложении именуемые как влюбленность, страсть, а чаще просто как любовь это явления не только существенно различающиеся по своей природе, не имеющие между собой связи, а и даже расположенные по разные стороны баррикады здоровье \ болезнь. Удалось выявить достаточное количество признаков, по которым можно точно отличать любовь от влюбленности, других псевдолюбовных, окололюбовных чувств и расстройств. Они приведены в главах, где эти чувства и расстройства описываются.

Поэтому необходимо, чтобы наука, более грубыми прикосновениями и совсем не для удовольствия, занялась теми же вопросами, поэтической обработкой которых люди наслаждались испокон веков. Эти замечания должны служить оправданием строгой научной обработки и вопросов любовной жизни человека.
З. Фрейд

Все влечения между мужчиной и женщиной можно классифицировать как четыре независящих один от другого эмоциональных состояния:
1. Любовь устойчивое гармонизирующее, психостимулирующее состояние (отношения и чувства) исключительного приятия, прошедшее этапы зарождения и развития, основанное на неизменных, на протяжении всей жизни психологических функциях (например, базис К. Юнга), и их лучшей совместимости у партнеров, а поэтому с годами становится крепче и благотворнее.

Подробнее:
Настоящая любовь, она же совместимая любовь. Е. Пушкарев.
Дружба + Любовь = Филия. Е. Пушкарев.
Культура долголетия любви. Культура горя разлуки. Е. Пушкарев.
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина. Е. Пушкарев

Окололюбовь – это позитивные отношения, которые в разной мере приближаются к любви по своим проявлениям, но по качеству все – таки ей уступают. Это сознательное, волевое регулирование, отстраивание отношений, умение ладить, привычка, от «супружества-выживания» до «супружества-развития». Это то, чем занимается семейная консультация, поп психология, религия. У древних греков даже было несколько специальный терминов для характеристики данного типа отношений: сторге – понимание, опека, покровительство; эннойа - отдавание; харис - благодарность и уважение; прагма – выбор на осознании и самоопределении и др.
Психотерапия семейных отношений.
Мифы поп - психологии успеха.

Окололюбовь как и сама любовь может быть только взаимной - удовлетворенной.

Псевдолюбовь - это группа в разной мере устойчивых половых влечений, различных по своей природе, но схожих по формам проявлений, характеризующихся желанием взаимных интимных отношений и чувств. Термин «псевдолюбовь» ввел и расшифровал Э. Фромм: «форма нормальная, в современном обществе, имеются «нормальные» - распространенные - социальные модели патологии любви, выступающие как две формы псевдолюбви:
- любовь как взаимное сексуальное удовлетворение;
- любовь как «слаженная работа» и убежище от одиночества».

Да, одиночество и сексуальные желания делают влюбленность легким делом, и здесь нет ничего таинственного, но это тот успех, который так же быстро уходит, как и пришел.
Э. Фромм: Влюбленность это одна из форм псевдолюбви.

Псевдолюбовь может быть как взаимной - удовлетворенной так и односторонней - неудовлетворенной.

Персидский поэт XIV века Хафиз заявлял, что пьяный и влюбленный принадлежат к «одному и тому же племени». Для них жизнь создает удовольствия, изгоняя хотя бы на время свет разума.

2. Естественная влюбленность - это состояние характеризуется гиперактивностью всех шести сфер психики: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, сомато-вегетативной, сексуальной, бессознательной, а также гипермобилизацией физической активности. Происходит и мобилизация целого ряда неспецифических психофизиологических проявлений. Эта всеобщая активность вызывает состояние влюбленностного опьянения. Она возникла в ходе эволюции для обеспечения временного скрепления пары с целью зачатия потомства и их кормления первые несколько месяцев или лет жизни, после чего происходит ее аннигиляция (у человека среднестатистическая продолжительность полгода, максимальная по Х.Фишер 30 месяцев).
И любовь, и влюбленность это антропологические феномены, относящиеся: первый к психологической структуре личности, второй к воспроизводству потомства.

Влюбленность и характерное для влюбленных поведение вырабатывалось в течение миллионов лет эволюции – утверждает д.б.н. Сергей Савельев.

Нейробиологи определяют влюбленность как «дофаминэргическая целеполагающая мотивация к формированию парных связей с целью рождения потомства».

Подробнее:
Влюбленность. Е. Пушкарев
Я влюбилась… Памятка влюбленному человеку. Е. Пушкарев
Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.

3. Недоброкачественные влюбленности – психологические или даже психические расстройства, развиваются вследствие неразрешенных внутри личностных проблем, низкого уровня психологического здоровья, неблагоприятной культурной экологии любви и др.
По Э.Фромму: "неплодотворная, или иррациональная любовь", "любовь-поклонение", "фальшивая любовь", "сентиментальная любовь", "невротическая любовь", "незрелая форма любви" или "симбиотический союз".
После Э. Фромма терминология этих переживаний и расстройств значительно расширилась: «сверхизбирательная любовь», «идолопоклонническая любовь», «навязчивая любовь», «любовный синдром», «наркоманическая любовь», «токсическая любовь», «компульсивная любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «хищная любовь» и т.д.
Недоброкачественные влюбленности могут проявляться:
-- в социально приемлемой форме – фальшивые влюбленности, их истоки это половой голод – либидо, дефицит эмоциональных стимулов, непереносимость одиночества или отчужденности как это называл Э. Фромм, когда хотят отвлечься от удручающей повседневности, когда переживают внутренний кризис. В некоторых случаях люди с помощью влюбленности спасаются от депрессии и др.
-- как любовные аддикции по международному классификатору болезней (МКБ—10) включенные в разделе F63. «Расстройства привычек и влечений» - классификация нехимических форм зависимого поведения;

Любовная аддикция (love addiction) является разновидностью аддитивного поведения с фиксацией на одном человеке, воспринимаемая как страстная любовь. Это поведенческое расстройство приводит к невозможности создать семью или разрушает семью, к конфликтам, преступлениям, самоубийствам, психосоматическим и невротическим расстройствам. Пациенты с этим расстройством редко обращаются за психологической и медицинской помощью из-за малой известности для населения этого расстройства. Поэтому очень важно для профилактики любовной аддикции информирование населения об этом заболевании и различиях между нормальной любовью и любовной аддикцией.
К.м.н., доцент кафедры психиатрии С. И. Ворошилин

Подробнее:
Недоброкачественные влюбленности. Е. Пушкарев.
Недоброкачественная влюбленность - мания. Е. Пушкарев.
Недоброкачественная влюбленность - людус. Е. Пушкарев.
Недоброкачественная влюбленность - эрос. Е. Пушкарев
Большая подборка статей и книг о любовной аддикции, которую наша культура нередко называет «наркоманическая любовь» «сверхизбирательная любовь», «невротическая любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «компульсивная любовь», «токсическая любовь» и т.д. и людях страдающих от этих расстройств.

4. Вожделение – похоть, чувственное половое влечение, «томление плоти», аколасия (др. гр.) - удовольствия тела, «боримъ бывъ на блуд» (др.-русск.), luxuria (лат), «fals amore», «генитальная потенция», либидо - «темная сила влечения» (по Фрейду) потребность сексуального удовлетворения в разрядке это чисто биологический, циклический процесс, состоящий из нескольких этапов, каждый из которых сопровождается специфическими переживаниями, чаще не связанными с конкретными отношениями, а потому обезличенными.

Нам одиночество не раз расставит сети,
И мы, наивные, обманываясь, вновь,
Томленья плоти примем за любовь.
А. С. Пушкин

Наиболее ярко оно бывает выражено у людей с сильной половой конституцией. В определенные возрастные периоды, например юношеская, или пубертатная гиперсексуальность, вызвана максимальной продукцией тестостерона, подобный всплеск характерен и для весны.

Даже вожделение, испытываемое нами к женщине, направлено лишь к стремлению избавиться от мучения, порождаемого пылким и неистовым желанием; мы жаждем лишь утолить его и успокоиться, освободившись от этой лихорадки.
М. Монтень

Именно вожделению обязано возникновение «древнейшей профессии» - проституции.

У людей со слабой половой конституцией в старшем возрасте вожделение выражено слабо или вообще отсутствует.

Можно выделить четыре функции вожделения и его сексуальной разрядки: репродуктивной, гедонистической (как источник наслаждения), гигиенической (как условие поддержания психологического здоровья) и поведенческой (как элемент интимного общения).

Все статьи, книги и видео о сексе, оргазмах (М и Ж) и их значимостях.

Любовь, если можно любовью назвать
Безумной похоти женской власть,
Опасней чудовищ, страшнее бури.
Эсхил

Руководители кадетских корпусов, по-отечески заботясь о здоровье подопечных юношей, издавали приказы, разрешавшие кадетам старших курсов после медосмотра повзводно посещать закрепленный за училищем публичный дом выше средней категории. Главным правилом офицерской чести, которое внушали кадетам в этой связи, было - никогда не посещать такие заведения "в долг" (вторая половина XIX в.).
И.А. Голосенко

В дневниках Л.Н. Толстой признается, что в его жизни были минуты, когда он с «затуманенными глазами» бродил по саду, желая лишь одного – затащить в кусты горничную или кухарку и взять ее грубо, по-звериному.

Из страстей самая сильная, злая и упорная – половая, плотская любовь, и потому если уничтожатся страсти, и последняя, самая сильная из них – плотская любовь, то исполнится пророчество: люди соединятся воедино, цель человечества будет достигнута …
Л. Н. Толстой

В плотской любви нет места для почтения и уважения к любимому существу, вот почему она будит в человеке зверя, все равно, охвачен он гневом или порывом страсти.
А. Доде

Данте людей с подобным раскладом мыслей, влечений поместил во второй круг ада:
И я узнал, что это круг мучений
Для тех, кого земная плоть звала,
Кто предал разум власти вожделений.

«Вечный» триумвират, движущая сила этого материального мира – Власть, Деньги и Секс.
Стивен Рассел «Вечный танец Инь и Ян». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…».

Половая похоть по самой природе своей дает самое острое из наслаждений; будучи же воспитана в течении тысячелетий, как основная радость жизни, она разрастается, мне кажется, в особый психоз, который был не известен древнему человечеству и вероятно исчезнет в будущем.
М.О.Меньшиков, философ XIX в.

В пределах живых, размножающихся исключительно половым образом (отдел позвоночных), чем выше поднимаемся мы по лестнице организмов, тем сила размножения становится меньше, а сила полового влечения, напротив, больше.
В. С. Соловьев

… животные не знают того огромного сексуального удовольствия, часто граничащего с эмоциональным потрясением и даже безумием, которое присуще человеку.
Д.филос.н В.Ф. Шаповалов (2013) «Мужчина и женщина: любовь, семья, брак». Книга есть в нашей библиотеке

… я думаю, что в современном мире девяносто процентов того, что связано со словом «любовь», — это выдумки. Почему? Да потому что мы люди лишь на несколько процентов, то есть ровно на столько, сколько в общем объеме мозга занимает кора. Все остальное — лимбическая система, доставшаяся нам в наследство от рептилий. Именно она отвечает за половое поведение, то есть за любовь. Когда кора бездействует, а включена только лимбическая система, мозг потребляет девять процентов энергии, когда же включается кора, мозгу требуется уже двадцать пять процентов. Более того, молчание коры мозг оплачивает выбросом эндорфинов — своеобразного органического наркотика. Не думать выгодно и безумно приятно. Когда перед нами выбор между рассудочной деятельностью и «пиписькиным скаканием», выбор осуществляется, конечно, в сторону пиписьки. Это вечный баланс между двумя системами — древней и рассудочной.
Профессор д.б.н. С.Савельев

Вся сложность любовной загадки существовавшей на протяжении многих веков заключалась в том, что все неисчислимые сюжеты влечений между мужчинами и женщинами образуются этими четырьмя различными по своей природе психическими эмоциональными состояниями (разные сроки эволюционного зарождения, истоки, течение, завершение). Каждое из этих состояний - психологических механизмов имеет свой нейронный коррелят в головном мозге, которые называют мозговыми модулями, или мозговыми релейными системами. Каждая система отвечает за свой особый чувственный и поведенческий репертуар.

Именно поэтому в данной классификации независимое разделение любовь\вожделение сделано не как это делается в "платонической" любви с использованием вертикальной оценочной шкалы, одно высокое другое низкое, а с использованием горизонтальной.

Любовь и вожделение — настолько различные, исключающие друг друга, даже противоположные состояния, что в те моменты, когда человек действительно любит, для него совершенно невозможна мысль о телесном единении с любимым существом. И лжет тот, кто утверждает, что еще любит женщину, которою он желает обладать, — или он никогда не знал, что такое любовь... Половое влечение растет с телесным приближением, любовь же сильнее всего вырастает при отсутствии любимого существа, для своего поддержания она нуждается в разлуке, в известном расстоянии... Смерть истинной любви достигается каким-нибудь непреднамеренным телесным прикосновением к возлюбленной: оно вызывает половую страсть и — в один миг убивает любовь... Итак, существует платоническая любовь, хотя профессора психиатрии и не признают ее. Я сказал бы даже: существует только «платоническая» любовь. Ибо все, что, кроме нее, называют любовью, просто свинство. Есть только одна любовь: любовь к Беатриче, поклонение Мадонне. Для полового акта существует вавилонская блудница.
О. Вейнингер «Пол и характер». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Мнимая платоническая любовь. К. Василев

Оба этих влечения в равной мере важны и значимы в жизни человека и игнорирование, возвышение одного из них может испортить другое, да и всю жизнь. Потому, что для «любви» к Беатриче уже есть диагноз: «любовная аддикция».

«Любовь и сексуальное желание активируются отдельными, но связанными областями в мозге – разными зонами стриатума, или полосатого тела» – выявлено группой исследователей Университета Конкордии (Concordia University) в Канаде, под руководством профессора Джима Пфауса (Jim Pfaus).

И проявляются они всегда в самых разных динамических комбинациях. Это также как все мелодии образованы из комбинаций семи нот, так и все любовные сюжеты, переживания, влечения образованы из комбинаций четырех эмоциональных состояний.

Любовь – это настоящий клубок парадоксов. Она существует в столь разных формах и вариациях, что вы можете говорить о ней все что угодно – и, скорее всего, окажетесь правы.
Г. Финк, ученый при дворе королевы Виктории

У любви тысячи аспектов, и в каждом из них — свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание.
К. Паустовский

Любовь — это недуг, симптомы которого каждый раз проявляются по-разному.
А. Моруа

Человек рождается с большим количеством врождённых программ поведения, которые возникли в разное эволюционное время, в силу чего нередко друг другу противоречат. Механизмы реализации врождённых программ поведения способны лишь на сигнатурный анализ обстановки, предполагающий формально-поверхностное сопоставление обстановки со схематичными сигнальными признаками, заложенными в эти программы. А тут еще культурные установки активно вмешиваются, внося дополнительную путаницу в адекватное восприятие происходящего.

Достаточное совпадение внешних условий с этими сигнальными признаками порождает ту или иную эмоцию, побуждающую человека к реализации соответствующей инстинктивной программы. Истинная мотивировка действий при этом не осознаётся – для рассудочного объяснения инстинктивно-мотивированного поведения привлекаются самые случайные доводы, носящие характер подгонки под ответ.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от псевдолюбовей, которые могут проявляться в самых разных сочетаниях. Именно поэтому до 80% вступающих в брак сообщают, что делают это по любви, а на самом деле по влюбленности, она проходит, через год половина, через три года две трети из них разведутся. А а из сохранившихся браков 70% супругов проживут всю оставшуюся жизнь в напряженных отношениях, для них даже термин специальный придумали – «узники брака».
Версий классификаций, теорий, моделей любви существует много, их истоки уходят в глубокую старину. Из древних литературных источников можно проследить, что люди обращали внимание на то, что одни любят пылко с надрывом, другие спокойно, надежно до самой смерти. Эти наблюдения даже нашли свое отражение в древнегреческом языке, происходящем из наиболее древней, культурной цивилизации. Поэтому сам древнегреческий язык и явился первым и самым полным классификатором любви. В нем было немало терминов для обозначения духовной, душевной, телесной любви. До сих пор это самая содержательная и полезная классификация любовных отношений:
филия – любовь-приязнь, любовь-симпатия, любовь-дружба, предполагающая свободный индивидуальный выбор;
сторге – родовая нерасторгаемая связь, любовь-привязанность;
агапе (каритас, лат.) – любовь к ближнему, бескорыстная, жертвенная любовь;
прагма – уравновешенная осмысленным выбором «практическая» любовь;
эрос – чувственная любовь;
мания – любовь-одержимость, любовь-зависимость;
людус – любовь игра, причем выиграть как можно больше, потратив как можно меньше сил;
эунойа любовь –отдавание;
потос – вожделение;
афродизия - «дела Афродиты»;
аколасия - удовольствия тела, были термины, обозначавшие удовольствия, доставляемые через зрение, слух и обоняние;
харис – любовь - благодарность и уважение;
латрейя - «благоговейное поклонение», «культовое служение», любовь-почитание.

В древнегреческом языке были и другие термины, подчеркивавшие различные стороны любовного влечения.

Если бы русский язык обладал таким терминологическим богатством, удалось бы избежать многих личных, социальных драм и трагедий.

Канадский психолог и социологу Джон Алан Ли для создания своей классификации воспользовался шестью из этих терминов наполнив их уточняющими признаками. Они отчасти зависят от темперамента человека, хотя имеют значение и уровень его духовной зрелости и воспитание. Нужно учитывать, что чистые виды любви (так же, как чистые виды темпераментов) встречаются нечасто, и чаще любовь бывает смешанной: к основе одного типа любви могут добавляться черточки от других типов.

Люби ближнего, но не давайся ему в обман.
К.Прутков

1. Агапэ. Она сосредоточена на "ты", полна альтруизма и обожания, она терпелива и полна негаснущей привязанности. Любящий такой любовью готов простить все, даже измену.
Агапэ - основана на традиционном христианском взгляде, согласно которому любовь ничего не требует взамен, она добра, терпелива и постоянна. Эта любовь ассоциируется с Иисусом Христом.
По данным Ли примерно 7% людей предрасположены к переживанию такого типа любви.
Примером любви - агапэ могут являться чеховская Душечка, любовь супругов Ломоносовых. Академией Наук России Михаил Васильевич Ломоносов (в 26 лет) был направлен на обучение в Германию в город Марбург. Там он поселился на квартиру в семью Цирьх, с дочерью хозяев, Елизаветой Христиной (ей было 16 лет) у него возник роман. Через два года обучения у Михаила Васильевича с некоторыми профессорами марбургского университета возник конфликт, из-за которого он перевелся в университет Фрейбурга. К этому времени их роман перерос в большое и глубокое чувство, Елизавета была беременной. После рождения дочери они обвенчались, хотя родители Елизаветы были не в восторге от этого брака.
После возвращения в Москву Михаила Васильевича назначили на должность адъюнкта с небольшим жалованьем, и еще несколько лет он не мог привезти из Германии жену и дочь. Как только у него улучшилось материальное положение, он сразу перевез семью в Москву. Они прожили с Елизаветой Андреевной (такое имя она приняла после православного крещения) почти 30 лет душа в душу. Современники называли ее берегиней. Елизавета Андреевна жила для мужа, она понимала, что он неординарный ученый и человек, поэтому старалась сделать все, чтобы ему хорошо работалось и жилось.
Михаил Васильевич был вспыльчив, а иногда и резок и его любящая жена умела погасить его гнев, успокоить, избавить от нервных перегрузок. Тем самым избавила его от многих служебных и житейских неприятностей.
Елизавету Андреевну можно назвать первой русской женщиной - предпринимательницей, так как после смерти Михаила Васильевича она пыталась продолжить его дело - строительство фабрики по производству цветного стекла. Завершить строительство фабрики ей не удалось, не хватало средств. А через полтора года после смерти горячо любимого мужа она умерла.

Любовь - маска на инстинкте продолжения рода". Шопенгауэр

2. Сторге - это любовь похожая на родительскую нежность, понимание, любовь опека, покровительство, обожание "без лихорадки, без смятения и безрассудства, мирная и чарующая привязанность" (Прудон). Она развивается постепенно - не как "удар стрелы", а как медленное расцветание бутона, прорастание корней и уход их в глубину.
Для них не существует быта, им нравится обычный ход домашних дел, привычка не гасит их чувства. Они испытывают удовольствие, зная близкого, предвидя, как он отзовется на их поступки. Они глубоко доверяют друг другу, они не боятся неверности, зная, что их внутренняя тяга друг к другу не угаснет от увлечения одного из супругов на стороне. Секс в такой любви ясен и прост, любящие считают его продолжением душевной близости, и он входит в их отношения не сразу, на поздних ступенях сближения.
Сторге - прочный и устойчивый тип любви, который выдерживает любые испытания. Такая любовь может перенести даже долгую разлуку, как перенесла знаменитая любовь Пенелопы к Одиссею, древний прообраз сторгэ.

В любви, как во всем, опыт - врач, являющийся, после болезни. Н.Ланкло

3. Прагма - уравновешенная и в определенном смысле "практическая" любовь. Прагма это не только тип любви, а и способ ее обретения, любящий подбирает партнера исходя из хорошо продуманных требований к нему. Когда подходящий кандидат, наконец, найден и достигнуто взаимопонимания, прагмическая любовь развивается в более сильное и глубокое чувство.
Настоящий прагмик не может любить того, кто не достоин любви. Он до мелочей видит всю ценность или неценность человека. Любовь для него - столько же дело головы, сколько сердца, и он сознательно руководит своим чувством.
Он бескорыстно относится к любимому: помогает ему раскрыть себя, делает добро, облегчает жизнь, остается преданным ему в испытаниях. У прагмы есть преимущество перед другими любовными чувствами: со временем она делается теплее, душевнее, желаннее.
Прагма – совсем не «низшее», а полноценное, естественное для человека чувство, характерное для людей с логическим, рациональным типом мышления, дающее положительные эмоции, здоровое, полноценное потомство.

Все влюбленные клянутся исполнить больше, чем могут, а не исполняют даже возможного. В.Шекспир.

4.Мания - бурное и всепоглощающее чувство. Оно ассоциируется с безумием и смятением. Влюбленный постоянно охвачен стремлением "требовать знаков любви и внимания со стороны любимого". В этом состоянии экстатические всплески перемежаются погружениями в отчаяние. Такое чувство подобно "американским горкам": крутые головокружительные подъемы и спуски ведут к внезапному и стремительному окончанию.

В любви теряют рассудок, в браке же замечают эту потерю. М.Сафир

5.Людус разновидность чувства, которое напоминает флирт. По этой схеме любовники легко вовлекаются в игру и, как правило, не требуют друг от друга каких бы то ни было серьезных обязательств. У людянина могут быть несколько партнеров, что дает возможность выбирать, и позволяет избежать зависимости от кого-то одного. Людяне сексу отводят скорее роль занятной игры, хобби, нежели глубокого интимного чувства.

Истинная любовь не может говорить, потому что истинное чувство выражается скорее делом, чем словами. В.Шекспир.

6.Эрос (от греческого erasthai, означает страсть, непреодолимое желание) подразумевает чувство, основанное на физическом влечении и соответственно проявляющееся в сильном чувственном, сексуальном притяжении. Ли считает, что "эротическая любовь" подобна искре: легко вспыхивает и тут же гаснет. Она редко приводит к глубоким и прочным отношениям.
Эрос римляне называли: "pontifex", что значит "строитель мостов".

Мумтаз и Джахан

К наиболее древним классификациям любовных отношений относится КАМА – СУТРА.
«Любовь отличается глубиной и интенсивностью переживаний и ее можно распознать по следующим признакам: взгляд влюбленного человека страстен; его мысль витает в облаках; влюбленный страдает бессонницей; его тело хиреет; он отказывается от того, что всегда любил; теряет стыд; бледнеет; у него проявляется сумасшествие, и он медленно умирает».
Знатоки сведущие в этой науке, различают четыре рода любви.
1. Любовь, порожденная постоянной привычкой.
Это род любви - результат постоянного вовлечения чувств в такие действия, как охота, верховая езда и т.д.
2. Любовь, возникшая вследствие воображения.
Это род любви - результат не прямых действий, продиктованных чувствами, их предвосхищением.
3. Любовь, возникшая из веры в себя и веры в других.
Любовь этой категории узнается взаимно мужчиной и женщиной, и она так убедительна, что ее узнают и окружающие.
4. Любовь, возникшая в результате восприятия внешних объектов.
Восприятие внешних объектов и наслаждение от этого являются также результатом любовного удовольствия, которое мы легко узнаем. Этот род любви, по существу, порождает и включает в себя три вышеотмеченные. Руководствуясь текстом, человек способен различить эти типы любви и решить для себя, какой из них он в подходящее время примет, после определения склонности к нему другого лица.

"Стендаль – один из тех, кто любит любить". В своей книге „Интимная жизнь Стендаля“ Авель Боннар пишет: „От женщин он требует лишь подтверждения своих иллюзий. Он влюбляется, чтобы не чувствовать одиночества; впрочем, по правде говоря, его любовные отношения на три четверти – плод его собственной фантазии».

Стендаль в своем трактате "О любви" писал о четырех видах любви.
1. Любовь - страсть... любовь Элоизы к Абеляру...
2. Любовь - влечение, которое царило в Париже в 1760 году и которое можно найти в романах того времени.
Это картина где все, вплоть до теней должно быть розового цвета, куда ничто неприятное не должно вкрасться ни под каким предлогом, потому, что это было бы нарушением верности обычаю, хорошему тону, такту и т.д. Человеку хорошего происхождения заранее известны все приемы, которые он употребляет и с которыми столкнется в различных фазисах этой любви: в ней нет ничего страстного и непредвиденного, и она чаще бывает изящнее настоящей любви, ибо ума в ней много; это холодная и красивая миниатюра по сравнению с картиной одного из Карачи, и в то время как любовь - страсть заставляет нас жертвовать всеми нашими интересами, любовь - влечение всегда умеет приноравливаться к ним.
3. Физическая любовь.
Подстеречь на охоте красивую и свежую крестьянку, убегающую в лес. ... Всем знакома любовь, основанная на удовольствиях этого рода; какой бы сухой и несчастный характер ни был у человека в шестнадцать лет, он начинает с этого.
4. Любовь - тщеславие.
Огромное большинство мужчин, особенно во Франции желают обладать и обладают женщинами, которые в моде, как красивыми лошадьми, как необходимым предметом роскоши молодого человека; более или менее польщенное, более или менее возбужденное, тщеславие рождает порывы восторга.

Страсти вводят нас в заблуждение, так как они сосредотачивают все наше внимание на одной стороне рассматриваемого предмета и не дают нам возможности исследовать его всесторонне. К.Гельвеций.

П.Успенский, известный американский эзотерик, ученик Г.Гурджиева, свою классификацию любви сделал через классификацию женщин.
"...Для каждого мужчины все женщины в мире делятся на несколько категорий, это деление зависит от степени их возможного физического и эмоционального влияния на него - и совершенно не связано с тем, какие он или она выражают вкусы, симпатии, склонности.
Женщина первой категории, которых у каждого мужчины очень мало, пробуждают в нем максимум чувств, желаний, воображения и мечтаний. Они влекут его к себе с непреодолимой силой, вопреки всем преградам и препятствиям, часто даже к большому его изумлению. В случае взаимной любви они вызывают у него максимум ощущений. Такие женщины остаются для него вечно новыми и вечно неизвестными. Любопытство мужчины по отношению к ним никогда не ослабевает; их любовь никогда не становится для него привычкой, возможной или объяснимой. В ней всегда остается элемент чудесного и невозможного, и его чувство остается неувядающим.
Женщины второй категории, которых у каждого мужчины существует гораздо больше, также привлекают его; но в этом случае чувства легче поддаются контролю со стороны разума или внешних обстоятельств. Такая любовь более спокойна; она легче укладывается в условные нормы, как внешние, так и внутренние; она может перейти в чувство дружбы или симпатии, может ослабнуть и исчезнуть, но всегда оставляет после себя теплые воспоминания.

До свадьбы думал, что знаю ее, как пять пальцев. Но после оказалось, что все они у нее указательные. Д.Глухов, Белгород

Женщины третьей категории оставляют мужчину равнодушным. Если они молоды и привлекательны, они могут воздействовать на его воображение, но не прямым путем, а через какой-то другой жизненный интерес: (например через гордость, тщеславие, материальное соображение, общность интересов, симпатию дружбу). Но это чувство, приходя извне, длится недолго и быстро исчезает. Ощущения при этом слабы и бесцветны. Первое удовлетворение, как правило, полностью истощает всякий интерес. Если первые ощущения были достаточно живыми, они превращаются иногда в свою противоположность - антипатию, враждебность и тому подобное.
Женщины четвертой категории интересуют мужчину еще меньше. Изредка они привлекают; он может обманывать себя, думая, что они привлекают его. Но физические взаимоотношения с ними содержат трагический элемент: мужчина совсем их не любит. Продолжение интимных отношений с ними является механическим насилием над личностью и может тяжело повлиять на нервную систему, вызвать половое бессилие и прочие явления, свойственные низшему полу.
Конечно, нужно иметь в виду, что женщины, принадлежащие к одной категории для одного мужчины, могут принадлежать к совершенно другой категории для другого мужчины; кроме того, у разных людей число категорий может быть большим или меньшим".
В отдаленной истории были и другие предложения, отношения к любовному чувству мужчины и женщины.
В утопии Платона брак заключается на год, через год он сменялся, чтобы каждый мужчина имел за жизнь пятнадцать - двадцать жен, каждая женщина - пятнадцать - двадцать мужей.
Мужей и жен у него выбирают по жребию. Дети не знают отцов и матерей, со дня рождения их передают в общественные дома. Семьи у Платона нет, есть только любовные пары, которые возникают и распадаются каждый год.
Вот, что пишет Плутарх о древней Спарте в своих "Сравнительных жизнеописаниях". "Ликург первый решил, что дети принадлежат не родителям, всему государству". Когда мальчикам исполнялось 7 лет, Ликург забирал их у родителей, и распределял по отрядам, чтобы они вместе жили, играли, трудились. "Главным следствием такого образа жизни были привычка повиноваться.
В те времена у спартанцев не было ревности и не было собственнического отношения к женам. Спартанец разрешал вступать в связь со своей женой тому, кто об этом просил, чтобы та от него понесла, но женщина по-прежнему оставалась в доме мужа, и узы законного брака не расторгались".

Существуют народные теории любви, у которых нет авторов, но они весьма живучи. Одной из них может быть «один любит, другой позволяет любить».
В качестве примера:
Третья жена Огарева, Мэри (в прошлом лондонская проститутка), с которой он прожил 18 лет в мире и согласии до самой своей смерти, даже не понимала по-русски, а тем более его стихов или политической деятельности. Зато она его обожала, создавала ему все условия для нормальной жизни и работы, т.е. была просто женой, без каких - либо дополнительных претензий. «Мэри Сатерленд, пишет Лидия Лебединская в повести об Огареве, боготворила его, не понимая. И с годами Огарев стал думать, что, наверное, это естественно, коли так, и уже ничего и не пытался разъяснять. Впрочем, это и не надо было Мэри. Все, что делал муж, заведомо представлялось ей в ореоле непреложной справедливости и правоты».

...В утопическом городе Солнца Кампанеллы было три правителя - Мощь, Мудрость и Любовь. Но эта Любовь - еще далеко не любовь. Любви у Кампанеллы, в общем-то, нет, есть любовные связи, которые идут под надзором врачей и начальников. Людей у него называют "производителями", а на месте любви стоит "производство потомства".
Начальники определяют, кто способен и кто вял к совокуплению, и какие мужчины и женщины по строению своего тела более подходят друг к другу. Женщины статные и красивые соединяются только со статными и крепкими мужами; полные же - с худыми, а худые с полными, дабы они хорошо и с пользой уравновешивали друг друга.

В.С. Соловьев Свою теорию любви выдающийся русский философ В.С. Соловьев описал в трактате «Смысл любви».
Он видит у любви пять возможных путей развития – два ложных и три истинных.

Первый ложный путь любви — «адский» — мучительная неразделенная страсть. Второй, тоже ложный – «животный» — неразборчивое удовлетворение полового влечения.

Третий путь (первый истинный) — брак. Четвертый — аскетизм. Высший, пятый путь — это Божественная любовь, когда перед нами предстает не пол — «половина человека», а целый человек в соединении мужского и женского начал. Человек становится в этом случае «сверхчеловеком»; именно здесь он решает главную задачу любви — увековечить любимое, спасти его от смерти и тлена.

Единственная сила, которая в состоянии обуздать врожденный эгоизм, не упраздняя индивидуальности, а, наоборот, утверждая и поднимая ее, это - любовь. Поэтому смысл человеческой любви - оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма.
В.С. Соловьев

Подробнее: Теория любви философа В.С. Соловьева

Бенедикт Спиноза Бенедикт Спиноза классифицировал любовь в зависимости от трех источников, из которых она может происходить:
мнений, верных понятий и от услышанного.

Лишь любовь от верных понятий ведет к высшему благу, поскольку связана с познавательной любовью к Богу и отсутствием аффектов. Человек, полагаясь на представление (мнение) о хорошем, стремится найти и соединиться с ним, но когда он находит лучшее, то обращает свою любовь от одного возлюбленного к другому. Любовь, зародившаяся из услышанного, априорна и подобна вере ребенка в естественную правоту слов его отца.

Е.Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"

начало --- читать дальше - окончание.

Эта страница из раздела ”Психология любви”.

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.

Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев

Влюблённость и любовь. В. Альбисетти

Влюбленность К.С. Льюис

Что такое любовь, что такое роман и какая разница между ними. Роберт А. Джонсон.

Одна из основных потребностей современного человека состоит в том, чтобы доучиться различать земную любовь, составляющую основу любых отношений, и романтическую любовь. Роберт А. Джонсон.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми