2. Классификации любовных отношений. Окончание. Е. Пушкарев
В современных классификациях любви мужчины и женщины можно выделить несколько подходов:
- концепции любви связанные с уровнями потребностной сферы человека. Психологические школы: классические варианты психоанализа и бихевиоризма - соотносят любовь с потребностями организма и природного субъекта. Биологизаторские теории любви раскрывают ее смысл через потребности вида (продолжение рода). Позднее любовь связывается с познавательной потребностью субъекта (создание образа мира) в когнитивной психологии (уровень социального культурного субъекта), с потребностью в социальном контакте (уровень социального культурного субъекта) в гештальт-психологии. В гуманистической психологии происходит соотнесение любви с потребностями субъекта нравственного: в самоактуализации, повышении уровня психологического здоровья, самореализации, личностном самосовершенствовании (высший уровень потребностной сферы человека).
- деление теорий любви на пессимистические и оптимистические. В пессимистической модели постулируется любовь как отражение личностной неадекватности, слабости и несовершенство человека, (З. Фрейд, Л. Каслер, Ж.П.Сартр , А. Афанасьев, феминистская позиция), в оптимистической — конструктивная сила любви, как взаимное чувство адекватных личностей (А. Маслоу, Дж. Ли, Р. Мей, Р. Хатисс, З. Рубин, В. Мустейн, Э. Фромм, та, что предложена на нашем сайте).
По Л. Каслеру.
1) потребность в признании;
2) удовлетворение сексуальных потребностей;
3) конформистская реакция (так принято). Любовь по Каслеру - это сплав совокупности эмоций, среди которых ведущую роль играет страх потери источника удовлетворения своих потребностей. Влюбленность, конструируемая постоянным страхом потерять его, делает человека несвободным, зависимым и мешает личностному развитию. Позитивное эмоциональное состояние влюбленного он связывает с благодарностью человека за удовлетворение своих потребностей. Следовательно, свободный человек не испытывает любви.
Народный артист России А.Ширвиндт
Я не только не могу представить свою жизнь без жены, мне становится жутко, если такая мысль промелькнет. Такая мысль меня ввергает в ужас, холодный пот, дрожь: «Не дай бог». Этот накат я могу прервать только мыслью: «жизнь неизбежно закончится, только бы ее не закончилась раньше моей.
Народный артист России Илья Олейников. Похоронен 14.11.12 на Казанском кладбище в пригороде Санкт-Петербурга.
Ж.-П. Сартр формулирует тройную разрушаемость любви: во-первых, любовь – источник самообмана, нереализованное желание, чтобы меня любили; во-вторых, любовь всегда усомневает любящего, предоставляя человеку его первичное бытие, утраченное в состоянии вещной собственности в массовой культуре; в-третьих, любовь опирается на доказательство абсолютной ценности любимого, который постоянно релятивизируется.
По мнению Ж.-П. Сартра любовь это игра вокруг свободы влюбленных, и жертва собственной свободой становится свидетельством любви, но одновременно любовь к несвободному исчезает, и доказательство любви становится ее пределом. Только интрига обмана, дарение свободы в мнимой форме, сохраняет любовь как самообман. Исходя из теории Ж.-П. Сартра, в современной массовой культуре любовь понимается не как сила, дающая возможность перерождения индивидуальности, а как сексуальная игра в узком пространстве.
…Рассмотрение любви в категориях страсти, эротики, соблазна позволяет сформулировать синтез феноменов игры и любви в современной культуре, что указывает на игровой характер этой культуры.
Д.филос.н. О.И. Николина
«...в любви нет ничего, кроме отношения, основанного на доминации мужчины, которая обманно наряжается в одежды, сулящие блага женщине. Без этих одежд не останется ничего из того, что мы называем любовью».
Gilbert P. ( Oxford UK-Cambridge USA, 1991)
Любовь и социальная субординация женщин.
Он ее вывел из своей теории, по которой он психологию человека делил на дефицитарную и бытийную. На эти же два вида: дефицитарную (Д-любовь) и бытийную (Б-любовь) Маслоу подразделял и любовь. Маслоу систематизирует, различия эти две разновидности любви в десяти пунктах:
1. Б- любовь осознается с радостью, она приятна целиком и полностью, это скорее восхищение, нежели влечение, и потому она не приносит неприятностей и практически всегда дарит наслаждение.
2. Б-любовь ненасыщаема, ею можно наслаждаться бесконечно, обычно она возрастает, а не ослабевает. Она цель, а не средство.
3. Переживание бытийной любви часто описывается как сходное с эстетическим или мистическим переживанием.
4. В Б-любви выражен терапевтический или «психогогический», как называет его Маслоу, трансформационный эффект, что относится не только к половой любви, но к любви материнской или любви к Богу.
5. Б-любовь дает гораздо более высокий и богатый субъективный опыт переживания, чем Д-любовь, по мнению всех, кто имеет возможность сравнить их.
6. Д-любовь может быть удовлетворена, а к Б-любви понятие «удовлетворение» вряд ли применимо.
7. Б-любовь, в отличие от Д-любви, практически не содержит враждебности и тревожности.
8. Влюбленные, испытывающие Б-любовь, менее зависимы друг от друга, более автономны, менее испуганы и озабочены, более индивидуальны и бескорыстны, и в то же время больше стремятся помочь другому в самоактуализации, больше гордятся его успехами, более альтруистичны и великодушны.
9. Б-любовь позволяет по-настоящему проникновенно воспринять другого, это не только эмоциональная, но и познавательная реакция, и Маслоу утверждает, что ослепляет не любовь, а наоборот, ее отсутствие.
10. Именно Б-любовь в определенном смысле творит партнера, она дарит ему самоуважение, самопринятие, ощущение того, что он достоин любви – все это обеспечивает его рост.
подробнее Дефицитарная любовь и бытийная любовь А. Маслоу. Р.Фрейджер, Д.Фэйдимен
Современная любовь. (1950 г.) П.А. Сорокин
Он выделял семь видов любви: религиозный (любовь к Богу), этический (сопоставление любви с ценностями, такими как добро, истина, красота), онтологический (любовь, относящаяся к единству, гармонии, обогащению и вдохновению), физический (любовь, выраженная посредством утверждения единства, интеграции и упорядочения энергии вселенной), биологический (любовь, выраженная сексуально, романтически и посредством страсти), психологический (любовь, выраженная эмоционально посредством проявления или испытания сопереживания, сочувствия, доброты и доброжелательности) и социальный (любовь, проявляющаяся во взаимодействиях или взаимоотношениях, обусловленных взаимообменом, взаимопомощью и альтруизмом).
Применительно к этим видам любви П.А. Сорокин выделяет также пять их характеристик: интенсивность, экстенсивность, продолжительность, чистота и самодостаточность. Интенсивность варьируется от нуля до бесконечности; экстенсивность – от любви к самому себе до любви к человечеству и всем живым существам; продолжительность – от кратчайшего мига до любви на протяжении всей жизни; чистота любви колеблется от «любви ради любви» (любовь как самоцель) до «загрязненной любви» (любовь как средство); самодостаточность любви колеблется от абсолютного тождества субъективных целей действия любви и их объективных следствий до их полного расхождения.
Любовь, также можно представить в виде трехмерной модели отношений: симпатия/антипатия, уважение/презрение, близость/дальность.
Но у этой версии возможно и такое продолжение. В романе “Война и мир» Лев Николаевич с документальной точностью описал четыре, достаточно разных варианта влюбленностей\любви Наташи Ростовой: в Бориса Друбецкого, Андрея Болконского, Анатоля Курагина и семейную любовь с Пьером Безуховым. На одно сердце приходится несколько влюбленностей\любовей, а значит и во столько же увеличивается количество родов любви?
• Секс, вожделение, либидо;
• Эрос, любовь как стремление к воспроизводству или творчеству – высшим, по мнению древних греков, формам бытия и отношений между людьми;
• Филия, или дружба, братская любовь;
• Агапе, забота о благе другого человека, прототипом которой является Божья любовь к человеку.
Особо Мэй разъясняет диалектическую взаимосвязь любви и силы: «Мы должны обратить внимание на взаимодействие любви и силы, на тот факт, что для того, чтобы любовь была чем-то большим, чем сентиментальность, ей нужна сила, а силе, чтобы не превратиться в голое манипулирование, нужна любовь».
1. Установление взаимосвязи. Имеется в виду легкость общения двух людей, иными словами - насколько «в своей тарелке» они чувствуют себя в обществе друг друга. Это зависит как от социально-культурных факторов (социального класса, образования, религии, стиля, воспитания), так и от индивидуальных способностей человека вступать в контакт с другими людьми.
2. Самораскрытие. Ощущение взаимосвязи с другим человеком рождает чувство расслабления, доверия и облегчает раскрытие себя перед другим. Здесь также большое влияние оказывают социально-культурные факторы.
3. Формирование взаимной зависимости. Постепенно у мужчины и женщины возникает и развивается система взаимосвязанных привычек, появляется чувство необходимости друг другу.
4. Реализация основных потребностей личности, какими, по мнению А. Рейса, являются потребности в любви, доверии, стимуляции кем-либо ее амбиций и др. Развитие чувства любви идет в направлении от первого процесса к четвертому. Безусловно, что пропуск одного из них негативно сказывается на развитии или стабильности любовных отношений.
И.В. Бестужев-Лада.
Выдвигает, что природа любви не имеет непосредственной связи с теми или иными жизненными потребностями и функциями. Любовь, хотя и может возникать на основе, например, полового влечения, которое иногда служит в качестве предварительного условия зарождения любовного чувства, но как таковая не тождественна и не подчинена никаким витальным импульсам, с которыми она, в то же время, может вполне гармонично сосуществовать.
В понятие "любовь" входят множество характеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения: а) чувство, б) установка, в) поведение, r) здравый смысл.
Однако ни один из них не является ведущим критерием определения "любви". Например, партнеры могут прийти к выводу, что они "любят", "ссылаясь на чувства, отношения или поведение, но оценка их состояния остается, однако, осознанным решением" (а воля "забивает" непосредственность выражения, присущую любви). Вопрос остается открытым.
По мнению В. И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях "любви": а) страстная любовь; б) романтическая; в) супружеская любовь. Страстная любовь включает сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности. Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности, на "постоянно возрастающем знании друг о друге, заменяющем фантазию". Результат каждой стадии и их последовательность не изучены. Одна из схем следующая: страстная любовь (физическая аттракция), быстро следующая за идеализацией (романтическая любовь), затем переходящая в длительную супружескую любовь. Однако некоторые начинают с дружбы, затем следуют романтическая и страстная любовь. Изучение этих стадий — предмет дальнейших исследований.
Oн выделяет следующие типы: военная экономика, экономика богатства, буржуазная экономика и экономика потребления.
Д. Майерс пишет, что для любого человека крайне важно найти родственную душу, кому мы можем довериться, которая будет ценить нас за то, какие мы есть. Романтическую любовь он сравнивает с импринтингом: человек, долгое время находящийся с нами, в поле нашего зрения, и разделяющий наши взгляды, вызывает романтические чувства.
Кернберг определяет любовь как многокомпонентную структуру, к числу основных составляющих, которой он относит, прежде всего, сексуальное возбуждение и эротическое желание.
Кернберг считает, что сексуальное возбуждение представляет собой основной аффект, вокруг которого происходит интеграция частичных отношений в целостные объектные отношения — то есть отщепленных или диссоциированных Я- и объект-репрезентаций в цельные и всеохватывающие.
К числу других компонентов любви Кернберг относит: нежность как выражение способности заботиться об объекте любви, обретающую свое происхождение в интеграции либидинальных и агрессивно нагруженных Я- и объект-репрезентациях.
Особо хотелось бы подчеркнуть, что нежность, как и другие душевные проявления в любви, он рассматривает как сублимацию либидо.
Подробнее:
Зрелая сексуальная любовь и сексуальная пара. Отто Кернберг.
Зигмунд Фрейд о любви.
"Я хочу поведать вам одну важную истину, незнание которой является причиной почти всех разводов: вступить в брак по любви — невозможно. Любовь — это единение двух людей, которое рождается в браке и взращивается в течение 10 — 15 лет совместной жизни".
Священник Илья Шугаев
Библия: «Мужья, любите своих жен, как и Христос, возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Ефесянам 5:25).
Известный психотерапевт Морган Скотт Пек «Любовь – не чувство» : "Истинная любовь – преимущественно волевая, а не эмоциональная работа. Человек, который по-настоящему любит, поступает так в силу решения любить. Этот человек взял на себя обязательство быть любящим, независимо от того, присутствует ли любовное чувство. Если оно есть, тем лучше; но если его нет, то решимость любить, воля любить все равно остается и действует.
Истинная любовь – это не чувство, переполняющее нас; это обязывающее, обдуманное решение.
… по-настоящему внимательно выслушивать повествование жены (мужа) о том, как прошел день на службе или что случилось в прачечной, понимать их проблемы «изнутри», стараясь быть неизменно терпеливым и предельно внимательным, – все это часто бывает скучно, неудобно и всегда утомляет, отнимает силы: это работа. Если мы очень ленивы, мы не будем ее делать. Если мы не очень ленивы, то будем делать ее чаще или лучше. Если любовь – это работа, то не-любовь – это лень.
Именно наше чувство долга после бракосочетания позволяет нам выдержать переход от влюбленности к настоящей любви».
Гери Чепмен «Пять языков любви» : «Рациональная, волевая любовь» - вот та любовь, к которой нас всегда призывали мудрецы».
«Вопреки распространенным представлениям, любовь – это не результат судьбы или удачи, она не "приходит и уходит", мы создаем ее… и у каждого из нас есть способность ее создать. У каждого из нас есть способность любить и быть любимым, у каждого из нас есть способность создавать отношения, главное в которых – любовь. Не важно, как мы живем сейчас, - в одиночестве или пойманными в ловушку несчастливых, выдохшихся отношений, - жизнь может измениться, и именно мы способны ее изменить».
Адам Дж. Джексон. «Десять секретов любви» Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
И много других практикующих психотерапевтов и психологов сторонников этого подхода.
Приверженцем этой же теории любви был и Э. Фромм. Говоря о любви Фромм подчеркивает, что любовь – это искусство, такое же, как искусство жить.
По мнению Фромма:
Первый шаг в достижении этого искусства — осознание, что если хотим научиться любить, важно поступать точно так же, как если бы хотели научиться любому другому искусству: музыке, живописи, столярному, врачебному или инженерному делу.
Второй шаг — это овладение практикой. После длительной практики знание и навык соединятся в одно – в интуицию, что и будет подлинным мастерством.
Третий шаг, который выделяет Фромм — сосредоточенность, полная самоотдача себя, своих сил и мыслей этому мастерству.
Овладевая этим искусством, совершенствуя свое мастерство человек, обретает способность любить. Фромм разделяет понятия быть любимым и самому любить. При этом любить самому — это значить быть способным любить. Быть способным любить - это зрелая любовь, а стремление быть любимым — незрелая.
Но систематизация любви Э. Фромма заслуживает отдельного рассмотрения.
• эротическую — любовь между мужчиной и женщиной;
• братскую, выступающую как идеал отношений между людьми, основанных на уважении, равноправии и сотрудничестве;
• материнскую, пронизанную заботой и ответственностью; это любовь безусловная, иррациональная, любовь к слабому, где преобладает стремление отдавать;
• любовь к себе как действенное утверждение бытия и продуктивности своего существования; ее отсутствие не позволяет человеку строить отношения любви с другими людьми, поскольку не способный любить себя не может дать любви и другому;
• любовь к Богу, воплощающую в себе утверждение жизни во всех формах ее проявления.
Э.Фромм «Кризис психоанализа»
Э. Фромм "Иметь или быть"
Э. Фромм уже как психоаналитик вводит, объясняет и систематизирует новые понятия:
ПСЕВДОЛЮБОВЬ: форма нормальная - «в современном обществе имеются «нормальные» - распространенные - социальные модели патологии любви, выступающие как две формы псевдолюбви:
1) любовь как взаимное сексуальное удовлетворение;
2) любовь как «слаженная работа» и убежище от одиночества».
А есть и другая форма патологии любви:
«Разнообразные индивидуальный формы патологии любви, приводящие к страданиям и неврозам. Сюда относятся:
1) любовь невротическая - форма псевдолюбви при коей партнеры центрируются на родителях и переносят на партнера чувства ожидания и страхи, испытанные по отношению к родителям;
2) любовь-поклонение - форма псевдолюбви при коей человек теряет себя в любимом отчаянно стремится раствориться в объекте любви, проживает чужую жизнь, испытывая внутреннюю опустошённость, обнаруживая нищету духа и отчаяние поклоняющегося;
3) любовь сентиментальная - форма псевдолюбви при коей чувство переживается лишь в воображении, а не в реальных отношениях; самый распространенный вид - «заместительное» любовное удовлетворение потребителей песен, фильмов, романов и прочего; другой - временная аберрация, когда партнеры живут воспоминаниями о прежних чувствах и фантазиями о будущей любви;
4) форма псевдолюбви центрированная на недостатках и слабостях партнера, кои постоянно разоблачаются и обличаются;
5) форма псевдолюбви проецирующая смысл и проблемы на детей, использующая детей в компенсаторных целях».
На нашем сайте теории любви Фромма уделено особое место, ссылки приведены в верхнем левом углу страницы.
Подробный анализ и разъяснения теории любви Э. Фромма делает к.и.н., д.филол.н., д.филос.н., академик РАЕН П. Гуревич В любви человек хочет стать богом (об Эрихе Фромме).
Когда мужчина и женщина рассматриваются как природные субъекты, антропные феномены с конкретными характеристиками, свойствами, признаками, и при взаимодействии их наилучших сочетаемостей возникает «Любовь естественная»
Подробнее:
Суть любви. Е. Пушкарев.
Что такое любовь. Е. Пушкарев
Разные авторы типологий в качестве определяющих признаков выбрали и разные характеристики: психологические, психофизиологические, психосексуальные, темпераментов, гормональные и т.д.
Еще Платон в самой первой попытке философского осмысления любви высказал идею любви как вечной жажды воссоединения, причем не просто мужчины и женщины абы кто, а именно половинок обладающих родством душ, только в этом случае восстанавливается андрогинная целостность личности, за счет исцеления изъянов человеческой природы и возмещения их.
Марсилио Фичино написал «Комментарий на "Пир" Платона». В нем любовь описывалась автором как космическая сила, интегрирующая душу и тело, человека и природу. Он высказался о том, что в основе любви лежит сходство людей (по темпераменту, рождению под одной планетой и пр.), что делает их привлекательными друг для друга и облегчает взаимопонимание.
В астрологии появившейся задолго до Платона древние исследователи заметили, что люди, рожденные под знаками зодиака одной стихии, хорошо сходятся между собой, что является лучшей основой для любви, под другими хуже. А есть и такие сочетания знаков зодиака, при которых вообще не стоит даже и пробовать выстраивать отношения. Эта астрологическая теория выдержала многовековое испытание и до наших дней остается популярной и востребованной.
Для обозначения наивысшей формы половой любви В.С. Соловьев использует понятие сизигии, что в переводе с греческого языка означает «сочетание». Данное слово применялось еще в эпоху поздней античности для обозначения такого сопряжения между мужчиной и женщиной, которое является основой крепкого брачного союза.
При определенном конкретном наборе психологических характеристик личностей происходит сизигия, основанная на самости каждого в паре результатом которой становится межличностная филия.
А в другом случае встретились два положительных, позитивно настроенных человека, решили создать полноценный брачный союз, и начали строительство. А получилась у них прагма договорные отношения, их еще называют «сработавшаяся пара» основанная на долге, волевых усилиях, старании и контроле. А потому, что сочетание психотипических характеристик личностей в этой паре не соответствует сизигии.
Под сизигией может пониматься не только благотворный брак, но и форма единства человеческого начала с божественной сущностью. Рассуждения о психотипических характеристиках личности относится и к религиозности, для определенного психотипа сочетание с божественной сущностью становится реальной жизненно важной силой, опорой. А другой и хотел бы добиться органического соединения с божественной сущностью, но не получается у него, психотипом не вышел. А для третьего сама божественная сущность это эфемерная мистика и мифология.
В авторской методике рассматривается естественная любовь как результат взаимодействия наилучшего сочетания двух психотипических систем (определяющих родство душ) основанных на конституциональных, неизменных на протяжении всей жизни человека психологических свойствах, характеристиках личности, поэтому с годами становится крепче и благотворнее. Лучше всего для этого подходит типология К.Г. Юнга, которая наиболее полно проработана в соционике. В ней психотип определяет конфигурация четырех дихотомных психологических функций. "Соционика любви"
Э. Фромм «Искусство любить»
Данная книга Евгений Пушкарев «Любовь! Благо или зло? Психологические измерения»
Аушра Аугустинавичюте – основатель соционики, самое динамично и теоретически, и практически развивающееся направление. Она и ее последователи изучили весь спектр психотипических сочетаемостей и то, как благотворно влияет на жизнь человека наилучшая сочетаемость – дуальность, и как деструктивно влияют неблагоприятные сочетаемости.
Дуальная природа человека. Аушра Аугустинавичюте
Как рассматривается любовь в соционике. Е. Пушкарев
Ода дуальному контакту.Г.А. Шульман
Об отношениях дуальных. В.М. Шлаина
Катарина Бриггс и ее дочь Изабель Майерс разработали Типологию также как в соционике на основе трудов К.Г. Юнга. Описана в книге О. Крегер и Дж. М. Тьюсон «16 дорог любви. Как 16 типов личности определяют ваши возможности в любви». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
В основе типологии антрополога из США доктора Хелен Фишер лежит деление людей в зависимости от уровня таких химически активных веществ как допамин, серотонин, тестостерон и эстроген, которые синтезируются в организме.
Если преобладает выработка допамина, то человек постоянно находится в поисках чего-то нового. Людей из этой группы она назвала «исследователями».
Если доминирует выработка серотонина, то это обуславливает наличие таких черт личности как спокойствие, верность, любовь к правилам, порядку и фактам. Эту группу людей она называла «строителями».
Люди с высоким уровнем тестостерона (независимо от пола) попадают в третью группу — группу «директоров», так как они решительны, требовательны, трезво смотрят на мир и обладают хорошим стратегическим мышлением.
Личности, у которых доминирует гормон эстроген (он влияет и на мужчин, и на женщин),— творческие, чуткие натуры, которые отлично ведут переговоры, имеют большое количество вербальных и социальных навыков и умеют собирать и анализировать разрозненные факты. Их она называла «переговорщиками».
Она выявила, какие из этих психотипов приводят к качественным взаимоотношениям, какие к дисгармонии.
Пройдите тест Хелен Фишер для выбора партнера по наилучшей гормональной сочетаемости.
О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев
К.филол.н., социолог Ю. Рюриков «Мед и яд любви». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Ю.Б. Рюриков отмечает, что типов любви столько же сколько типов людей. Автор высказывает мысль о том, что невозможно рассматривать реестры любовных чувств в отрыве от анализа человеческих типов, т.е. без психологической (теоретической) базы, анализа внутренних корней их возникновения. Исходя из этих размышлений, он предлагает определять любовь, как «внутреннюю тень человека, эхо его темперамента и характера, зеркало его биологической и психологической самости».
Александр Юрьевич Афанасьев писатель, ученый, изобретатель, философ, психолог, геронтолог, педагог, художник свою типологию назвал - психософия (психе-йога), описал в книге "Синтаксис любви".
Людмила Николаевна Собчик, кандидат медицинских наук, доктор психологических наук. Директор института прикладной психологии, описала свою теорию в книге «Диагностика психологической совместимости. Еще раз про любовь», глава из этой книги Любовь. Семья. Л. Собчик
Наталия Львовна Нагибина доктор психологических наук, профессор, Основательница псикосмологии, разработала модель системы психологических типов и основные положения системы, которые окончательно после ряда промежуточных гипотез оформились к 1999 году в стройную и согласованную эмпирическую системную классификацию.
Эдвард Хоффман и Марселла Бакур Вейнер «Книга о совместимости в любви, или Двенадцать особенностей личности, которые помогут вам найти спутника жизни». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
<<<Начало - - - Окончание
Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев
Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев
Влюблённость и любовь. В. Альбисетти
Что такое любовь, что такое роман и какая разница между ними. Роберт А. Джонсон.