Гармоничные отношения, от симпатии к любви. Е. Гаврилова
Гаврилова Е. А., Филиал Российского государственного социального университета.
Социосфера №1/2011
Это сокращенная версия статьи.
Проблема категории «отношения» давно находится в поле внимания психологов. Человеку небезразлично, что другие имеют представление о нём, и очень важно, что они признают его. В своём воображении человек пытается представить, как его воспринимают другие люди, и соответственно этому строит взаимодействие с ними (Л. Б. Шнейдер). Отношение (межличностное) – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляемые в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения [6, с. 468].
Отношение одного человека к другому как особый предмет широко исследовались ленинградской психологической школой. Выделяют три направления: 1) познавательные отношения – другой как предмет познания (А. А. Бодалев); 2) эмоциональные отношения (или аттракции) – другой как предмет симпатии (Л. Я. Гозман); 3) практические отношения – другой как предмет воздействия (Г. А. Ковалев, А. У. Хараш). Г. А. Ковалев выделяет три модели воздействия одного человека на другого: а) объектная (или императивная); б) субъектная (манипулятивная); в) субъектсубъектная (диалогическая или развивающая). Автор отдаёт явное предпочтение последней, поскольку она в наибольшей мере отвечает «полисубъективной, диалогической природе человеческой психики» [7, с. 7].
В контексте данной статьи рассмотрим второе направление – эмоциональные отношения (или аттракция) – другой как предмет симпатии (Л. Я. Гозмана).
Говоря об отношениях между людьми, Л. Я. Гозман (в своей работе «Психология эмоциональных отношений») уделяет внимание двум классам явлений. Это, во-первых, некая система взаимодействия, контактов, связей, во-вторых, оценка субъектом самих этих взаимодействий и контактов и, главное, участвующих в них партнёров. Эта оценка всегда носит ярко выраженный эмоциональный характер и может быть названа эмоциональным компонентом или эмоциональным аспектом межличностных отношений [1, с. 7].
Л. Я. Гозман подчёркивает в эмоциональных отношениях три ипостаси: эмоцию, имеющую своим предметом другого человека, аттитюд на другого человека и эмоциональный компонент межличностного восприятия [9, с. 277].
Автор уделяет особое внимание понятию «аттракция». Прежде всего, аттракция – это чувство одного человека к другому. Как таковая она представляет собой частный случай в ряду эмоциональных явлений. Затем аттракция – это отношение к другому человеку, то есть она принадлежит и к классу социальных установок; наконец, аттракция – это оценка человека (хороший, симпатичный), следовательно, она представляет собой определённый компонент межличностного восприятия (Л. Я. Гозман).
Развитие и продолжение эмоциональных отношений предполагает прохождение определённых фильтров. Первый фильтр – закономерности детерминации аттракции на начальном этапе развития отношений. На этом этапе объект представляется в качестве стимула, обладающего определёнными характеристиками (внешность, склонность к кооперативности и др.), которые оцениваются субъектом в зависимости от их социальной ценности, параметров ситуации, в которой происходит взаимодействие, и состояния и свойства самого субъекта. Второй фильтр состоит в требовании определённого уровня сходства между собой и партнёром. Третий фильтр – ролевое соответствие – носит для каждой пары свой, сугубо индивидуальный характер, здесь отношения всё более индивидуализируются [1, с. 98].
Эмоциональные отношения, ведущие к любви, в своём развитии, проходят несколько уровней: от отношения к партнёру как объекту, вызывающему интерес, до отношения к нему как к субъекту – личности, интересы которой совпадают с интересами данного партнёра. Согласно взглядам исследователя, можно говорить об идеализации партнёра, о стремлении самому к такому совершенству: от симпатии к любви. Тогда слово «нравится» перерастёт в «люблю» и в стремление к созданию равноправных, взаимоуважительных, и даже в некотором плане идеальных отношений, в которых комфортно жить, взаимодействовать и самоактуализироваться.
Категория «отношение» связывается также с такими известными именами, как А. Ф. Лазурский и В. Н. Мясищев. А. Ф. Лазурский детально разработал концепцию психической составляющей отношений как целостной системы индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности – системы, которая складывается в ходе конкретной истории каждого отдельного человека и которая не только выражает его личный опыт, но и определяет его поведение и переживания.
В отношении каждого человека к любой категории явлений учёный различает следующие четыре стороны: 1 – наличие или отсутствие определённого отношения (интереса, склонности, отвращения) к данной категории явлений и степень его интенсивности; 2 – специфические формы, качественные особенности интереса; 3 – уровень развития или дифференцированности интереса; 4 – широта или объём его [2, с. 241].
Рассматривая гармоничный брак как отношения мужчины и женщины, категорию явлений, важно отметить: а) интерес партнёров к согласованным отношениям внутри пары; б) гармоничный брак как «форма интереса» супругов, которая отражается и в активном, и в пассивном наслаждении супружескими отношениями, а также в способах достижения (любовь, ухаживание, разделение общих интересов) и формах удовлетворения данного интереса (эгалитарные отношения, совместимость, сексуальная гармония); в) уровень развития супругов (определенный уровень знаний психологии партнёра (гендерной психологии), а также представление об основах супружеской жизни), который во многом определяется степенью сознательности (умение контролировать себя и др.) и степень культурности формы интереса (отношение к супруге/супругу с уважением, взаимным доверием, нежностью, совместное проведение досуга и др.); г) гармоничные отношения в браке представляют собой многостороннее взаимодействие, которое выражается в разнообразии не только отношений между супругами внутри пары, но и в общественных условиях (моральных и юридических нормах) и сферах жизнедеятельности.
Отношения человека, в теории В. М. Мясищева (теория отношений) представляют собой сознательную, избирательную, основанную на опыте психологическую связь его с различными сторонами объективной действительности, выражающуюся в его действиях, реакциях и переживаниях [4, с. 51].
Психическая жизнь человека представляет целое, в котором научный анализ выделяет отдельные стороны: психические процессы, отношения, состояния и свойства личности. Под процессом понимается последовательность изменений психической деятельности при том или ином виде взаимодействия человека с миром, начиная от деятельности мышления и кончая двигательными реакциями. Состояние – общий функциональный уровень, на фоне которого развивается процесс. Состояние может быть возбужденное, подавленное, вялое, деятельное, утомлённое и др. (В. Н. Мясищев).
Вопрос о свойствах ставится в психологии обычно в плане свойств характера или личности. Так вопрос, конечно, должен ставиться, но нужно указать, что свойства обнаруживаются и в процессах, и в отношениях, и в состояниях человека. Например, свойство устойчивости – неустойчивости относится к отношениям, состояниям, к характеру деятельности. Свойства отношений, состояний и деятельности выступают как свойства личности. Это, с одной стороны, подчёркивает центральный характер понятия личности, а с другой стороны, требует, чтобы понятие психологических свойств применялось с достаточной точностью и определённостью [4, с. 17].
В целом данная теория описывает принцип целостности субъекта как системы; в основе отношений лежит психическая составляющая личности (общепсихологический, патологический, медицинский компоненты субъектсубъектных и субъектобъектных отношений), а также «отношение» следует понимать как взаимодействие внутренней составляющей человека с реальной действительностью.
Ранее нами были отмечены фильтры развития эмоциональных отношений (стр. 3). Однако как же происходит развитие супружеских отношений в целом между мужчиной и женщиной в период подготовки к вступлению в брак и после заключения брака?
Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис рассматривают следующие стадии развития супружеских отношений: 1) выбор партнёра; 2) романтизация отношений. На этой фазе влюблённые находятся в отношениях симбиоза, воспринимают в фигуре партнёра только достоинства, смотрят друг на друга сквозь «розовые очки»; 3) индивидуализация стиля супружеских отношений. Формирование правил. В результате переговоров вырабатываются правила, определяющие кто, каким образом, и в какой последовательности совершает в семье определённые поступки; 4) стабильность/изменчивость. Супруги ежедневно проходят через различные испытания, каждый день отвечают на вопросы: чему отдать предпочтение? повторить то, что уже стало правилом, или попробовать создать новое?; 5) фаза экзистенциальной оценки супружеского итога совместной жизни, когда выясняют степень удовлетворённости/неудовлетворённости прожитыми годами, готовятся вместе или порознь к последнему переходу. Основной итог этой фазы – решение вопроса о том, был ли брак подлинным или случайным [10, с. 44]. Сложно сказать, что есть чёткое разделение между перечисленными стадиями.
Чувство вины, а скорее, сожаления часто присутствует при уходе от партнёра. Воспрепятствовать такому исходу брака может согласованное взаимодействие супругов, которое направлено на совместное решение поставленных вопросов, в число которых входят любовь, взаимопонимание, супружеская совместимость, уважение и самореализация, стремление быть гармоничной личностью.
Рассматривая отношение как важную составляющую взаимоотношений между мужчиной и женщиной, отметим психологию гендерных отношений – новое направление в науке, посвящённое изучению закономерностей дифференциации и иерархизации личных и групповых отношений в сфере межполового взаимодействия (И. С. Клецина, 2004).
Всё многообразие содержательных характеристик межполовых отношений можно свести к двум альтернативным моделям: партнёрской и доминантно-зависимой. Первая модель – партнёрские отношения – это отношения двух равноправных субъектов, каждый из которых обладает собственной ценностью. Данная модель характеризуется следующими особенностями: сотрудничество при использовании власти; взаимозаменяемость ролей; гибкое распределение супружеских обязанностей и видов деятельности; конструктивный способ разрешения конфликтов; неудачи и ошибки не скрываются, обсуждаются без упрёков, прощаются, забываются; уважение к личным делам, интимным сторонам жизни без посягательства на индивидуальную сферу жизни партнёра без его разрешения и др. [3, с. 182]. Эта модель позволяет рассматривать гармоничные отношения в браке с позиции взаимного уважения, поддержки и заботы в диаде (паре). Гибкий подход супругов к совместной жизни и решению возникших проблем выражается в их уверенности в будущем супружеской жизни.
В результате анализа категории «отношения» как основополагающей для изучения гармоничных отношений в браке мы можем сделать следующие выводы.
Во-первых, под гармоничными отношениями в браке мы можем понимать осознанное субъектсубъектное взаимодействие супругов, где они выступают и объектами и субъектами в процессе совместного проживания, в основе которого любовь, эмоциональная близость, взаимопомощь, ответственность, степень высокой сплочённости при решении сложных жизненных ситуаций, разделение супружеских ролей, следование традициям родительской семьи и культура межличностного общения.
Во-вторых, мы можем рассматривать гармоничные отношения в браке как идеальные, под которыми мы понимаем высшую цель супружеских отношений: равновесие позиций, лёгкость в общении и взаимопонимании, сексуальную гармонию, где контрасты взглядов супруга и супруги дополняют общую жизненную концепцию, то есть общность ценностей, мотивов, интересов, потребностей мужчины и женщины в браке. Такие отношения носят характер положительных (А. Ф. Лазурский) и служат целостному развитию человека как субъекта и объекта реальной действительности (В. М. Мясищев).
Анализ категории «отношения» как основополагающей для изучения гармоничных отношений в браке показал неотъемлемую значимость данной категории как связующего звена в процессе взаимодействия человека с объективной действительностью, где любить – значит бороться с тысячами преградами в нас самих и вокруг нас (Ж. Ануй).
Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений: монография. – М.: Издательство Московского университета. – 1987. – 177 с.
Лазурский А. Ф. Избранные труды по психологии. – М.: Наука. – 1997. – 446 с.
МалкинаПых И. Г. Гендерная терапия. – М.: Эксмо, 2006. – 928 с.
Мясищев В. Н. Психология отношений / под ред. А. А. Бодалева; вступ. ст. А. А. Бодалева. – М.: Издво Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 400 с.
Обозов Н. Н. Психология межличностных отношений. – К.: Изд-во «Лыбидь» при Киев. унте, 1990. – 192 с.
Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. – 2е изд., перераб. и доп. – Мн.: Харвест, 2001. – 976 с.
Смирнова Е. О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 5–15.
Целуйко В. М. Психология современной семьи: кн. для педагогов и родителей. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – 287 с.
Шнейдер Л. Б. Основы семейной психологии: учеб. пособие. – 2е изд. – М.: Издво Московского психологического института; Воронеж: издво НПО «МОДЭК», 2005. – 928 с.
Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб.: Питер, 2008. – 672 с.
Настоящая любовь, она же совместимая любовь.
Факторы супружеской совместимости.
Культура долголетия любви. Культура горя разлуки.
От дисгармонии выбора брачного партнера к гармонии.
Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.