КОНЦЕПЦИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА. В.М. Розин
Глава из книги В.М. Розина «ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ, СЕМЬЕ И ВЗГЛЯДАХ НА ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Об авторе: Вадим Маркович Розин, 1937г.р., доктор наук: философия 1991г.
Профессор Калифорнийского университета Г. Сантас замечает, что Зигмунд Фрейд размышляет о любви в терминах симптомов и причин, как если бы любовь была разновидностью недуга. Все виды любви по Фрейду основываются на сексуальности. Чтобы понять, как Фрейд объясняет любовь и отклоняющиеся случаи сексуального поведения (половое влечение к лицам того же пола, к подросткам, детям, животным, сексу¬альное применение рта, заднего прохода, разных частей тела, предметов, сексуальный садизм и мазохизм и т.д.), нужно вспом¬нить основные положения его теории. И психическое поведе¬ние, и генезис (развитие) человека в детстве, считал Фрейд, можно объяснить, рассматривая взаимодействие двух основных сил в человеке: бессознательных сексуальных влечений («либидо») и осознаваемых социальных требований или условий. На первом этапе своих исследований Фрейд называл одну из этих сил «бессознательной психической инстанцией», а другую «инстанцией сознания», на втором — первая сила получила название «Оно», а вторая — «Я».
Что такое либидо? Это не только сексуальные инстинктивные влечения, либидо представляет собой особую энергию, которая может трансформироваться, принимать разный вид; да¬лее, либидо — это и определенное количество энергии, разное у разных людей. «У нас, пишет Фрейд, возникает представление об определенном количестве либидо, психически представленное, как мы говорили, Я — либидо, продукция которо¬го, увеличение или уменьшение, распределение и сдвиг, должна дать нам возможность объяснить наблюдаемые психосексу¬альные феномены».
|
---|
Но одновременно либидо — это и неосознаваемые желания, которые стремятся реализоваться, причем есть два важных условия такой реализации. Во-первых, либидо может реализоваться, если находит свой объект (Фрейд называет его то «сексуальный объект», то «объект-либидо»). Фрейд пи¬шет, что исследование либидо «становится доступным только тогда, когда это либидо нашло психическое применение, чтобы привязаться к сексуальным объектам, т.е. превратиться в объект-либидо... Мы видим тогда, как либидо концентри¬руется на объектах, фиксируется на них или оставляет эти объекты, переходит с них на другие и с этих позиций на¬правляет сексуальную деятельность индивида, которая ведет к удовлетворению, т.е. частичному временному потуханию либидо... будучи отнятым от объектов, либидо остается витающим в состоянии напряжения и, наконец, возвращается к «Я»...».
Второе условие реализации либидо — представление его в сознании (прохождение через сознание). Именно это условие является проводником социальных требований: одни бессознатель¬ные сексуальные желания (морально и культурно оправданные) допускаются сознанием, другие — нет. В последнем случае про¬исходит или вытеснение этих желаний, как правило, с трансформацией в область патологии (неврозы и прочее), или их сублимация, т.е. выход и применение энергии либидо в других об¬ластях (например, в творчестве — научном, художественном, духовном).
Зигмунд Фрейд набрасывает следующий сценарий развития сексуальности человека. Первоначально, в детстве либидо не имеет соответствующего сексуального объекта (пока еще нет «примата», как говорит Фрейд, «генитальной зоны»), а «употребляется на другие несексуальные цели». Правда, в раннем детстве можно говорить о «зародышах сексуальной деятельности» (сосание груди матери). Поскольку в этот период либидо витает в состоянии напряжения, не прикреплено к объекту, оно временно может фиксироваться на любых объектах. Отсюда Фрейд делает принципиальный вывод, что предрасположение к отклоняющимся формам сексуального поведения «составляет общее первоначальное сексуальное предрасположение полового влечения человека, из которого в течение периода созревания развивается нормальное сексуальное поведение».
Фрейд указывает два основных фактора, под влиянием которых развивается или нормальное сексуальное поведение, или отклоняющиеся его формы. Это, с одной стороны, пропущенные через сознание требования культуры (стыд, со¬страдание, отвращение, конструкции морали и авторитета и т.п.), с другой — выбор того или иного сексуального объекта (нормальное развитие идет, если таким объектом становятся гениталии субъекта противоположного пола и срабатывает принцип инцеста). Так как сексуальное развитие представ¬ляет собой сложный и длительный процесс, то, как замечает Фрейд, «всякий шаг на этом длинном пути развития может привести к месту фиксации (т.е. случайному, как оправдан¬ному, так и неоправданному культурой выбору сексуального объекта), всякая спайка этого запутанного сочетания может стать поводом к диссоциации полового влечения», т.е. нарушению нормального развития. Это может быть неправильное воспитание, перепутывание пола в результате неправильных акцентов и идеалов, влияние культуры, нарушения соматичес¬ких структур и др.
Противоположные половые признаки, указывает Фрейд, сами по себе недостаточны для того, чтобы исключить, например, «инверсию», т.е. перепутывание пола. Необходимы и дру¬гие моменты.
Итак, что же получается? Поскольку основа любви — либидо, т.е. биологическая энергия, уже не удивляет следующий вывод Фрейда: «любовь, в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков. Любовные влечения с трудом поддаются воспитанию, их воспитание дает то слишком много, то слишком мало. То, что стремится из них сделать культура, недостижимо; оставшиеся без примене¬ния возбуждения дают себя знать при активных половых про¬явлениях в виде неудовлетворенности».
|
---|
Для Фрейда либидо и культура всегда находятся в конфликте. Если К. Льюис срав¬нивает отношения между вожделением и влюбленностью с отношением между котом и ангелом, то в концепции Фрейда отношения между либидо и культурой напоминают отноше¬ния кота с псом, который, следуя указаниям хозяина, загоняет кота на дерево. У Фрейда культура — это цензура, запреты, ведущие к страданиям и неудовлетворенности. Правда, считает Фрейд,
Ну ладно, наука, искусство, философия, религия подталки¬ваются неудовлетворенной сексуальностью, но любви-то что за дело, она все равно существует в конфликтном пространстве. Понимание культуры как цензуры и запрета не позволяет ста¬вить вопрос о возвышенных аспектах любви, о преображении любви в духе. В этом смысле Фрейд и Бердяев антиподы. Кстати, Бердяев это хорошо понимал. «Только наша эпоха, писал он, допустила разоблачение жизни пола. И человек оказался разложенным на части. Таков Фрейд и психоанализ, таков со¬временный роман. В этом бесстыдство современной эпохи, но также и обогащение знаний о человеке».
На это Фрейд бы возразил, что точное, научное изучение не предполагает моральные категории («бесстыдство») или апелля¬цию к идее целостности человека, ведь научное изучение всегда ведет к частичному (модельному) представлению объекта. Фрейд решительно отказывается от моральных и духовных оценок сексуальных форм поведения, в этом он совпадает с Платоном. Но Благо Фрейд понимает иначе, чем Платон, физикалистски. Для Фрейда отклоняющиеся формы сексуального поведения всего лишь один из видов поведения наряду с другими, не хуже и не лучше остальных. В то же время он не уклоняется от ответст¬венности, просто понимает границы своего подхода. «Психоана¬лиз, ¬пишет Фрейд,¬ не может ничего иметь против того, что¬бы его выводы были использованы при проведении реформы для создания полезного против вредного. Но он не может наперед сказать, не будут ли те или иные установления иметь следстви¬ем другие, более тяжелые жертвы. Цель науки — ни пугать, ни утешать». Не правда ли, хорошо сказано для ученого, кем Фрейд себя считал.
Теория, в определенном смысле противоположная фрейдистской, — это теория сексуальности Мишеля Фуко.
Литература:
Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. — М., 1989.
Бердяев Н.А. Цит. соч.
Фрейд З. Цит. соч.
Книга В.М. Розина «ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ, СЕМЬЕ И ВЗГЛЯДАХ НА ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ» есть в нашей библиотеке: «Любовь, семья, секс и около…»
Об унижении любовной жизни. З.Фрейд.
Познавательные высказывания З.Фрейда.
Все статьи о сексе, оргазмах (М и Ж) и их значимостях.
Влюбленность и гипноз. З. Фрейд
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Сексуальные предпочтения психотипов.
Сексуальная совместимость соционических психотипов
В нашей библиотеке есть книги:
Анна Фрейд «Психология Я и защитные механизмы»
Зигмунд Фрейд «Письма к невесте»
Зигмунд Фрейд «К теории полового влечения»
Зигмунд Фрейд «Бессознательное»
Зигмунд Фрейд «Массовая психология и анализ человеческого «Я»
и другие посвященные фрейдизму, которые можно бесплатно скачать.