образовательно-доверительный сайт


КОНЦЕПЦИЯ СЕКСУАЛЬНОСТИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА. В.М. Розин

Глава из книги В.М. Розина «ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ, СЕМЬЕ И ВЗГЛЯДАХ НА ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Об авторе: Вадим Маркович Розин, 1937г.р., доктор наук: философия 1991г. В.М. Розин.

Профессор Калифорнийского университета Г. Сантас замечает, что Зигмунд Фрейд размышляет о любви в терминах симптомов и причин, как если бы любовь была разновидностью недуга. Все виды любви по Фрейду основываются на сексуальности. Чтобы понять, как Фрейд объясняет любовь и отклоняющиеся случаи сексуального поведения (половое влечение к лицам того же пола, к подросткам, детям, животным, сексу¬альное применение рта, заднего прохода, разных частей тела, предметов, сексуальный садизм и мазохизм и т.д.), нужно вспом¬нить основные положения его теории. И психическое поведе¬ние, и генезис (развитие) человека в детстве, считал Фрейд, можно объяснить, рассматривая взаимодействие двух основных сил в человеке: бессознательных сексуальных влечений («либидо») и осознаваемых социальных требований или условий. На первом этапе своих исследований Фрейд называл одну из этих сил «бессознательной психической инстанцией», а другую «инстанцией сознания», на втором — первая сила получила название «Оно», а вторая — «Я».

Что такое либидо? Это не только сексуальные инстинктивные влечения, либидо представляет собой особую энергию, которая может трансформироваться, принимать разный вид; да¬лее, либидо — это и определенное количество энергии, разное у разных людей. «У нас, пишет Фрейд, возникает представление об определенном количестве либидо, психически представленное, как мы говорили, Я — либидо, продукция которо¬го, увеличение или уменьшение, распределение и сдвиг, должна дать нам возможность объяснить наблюдаемые психосексу¬альные феномены».

Бесплатно скачать презентацию моей книги: "ЛЮБОВЬ! БЛАГО ИЛИ ЗЛО? Психологические измерения." Евгений Пушкарев

Но одновременно либидо — это и неосознаваемые желания, которые стремятся реализоваться, причем есть два важных условия такой реализации. Во-первых, либидо может реализоваться, если находит свой объект (Фрейд называет его то «сексуальный объект», то «объект-либидо»). Фрейд пи¬шет, что исследование либидо «становится доступным только тогда, когда это либидо нашло психическое применение, чтобы привязаться к сексуальным объектам, т.е. превратиться в объект-либидо... Мы видим тогда, как либидо концентри¬руется на объектах, фиксируется на них или оставляет эти объекты, переходит с них на другие и с этих позиций на¬правляет сексуальную деятельность индивида, которая ведет к удовлетворению, т.е. частичному временному потуханию либидо... будучи отнятым от объектов, либидо остается витающим в состоянии напряжения и, наконец, возвращается к «Я»...».

Второе условие реализации либидо — представление его в сознании (прохождение через сознание). Именно это условие является проводником социальных требований: одни бессознатель¬ные сексуальные желания (морально и культурно оправданные) допускаются сознанием, другие — нет. В последнем случае про¬исходит или вытеснение этих желаний, как правило, с трансформацией в область патологии (неврозы и прочее), или их сублимация, т.е. выход и применение энергии либидо в других об¬ластях (например, в творчестве — научном, художественном, духовном).

Зигмунд Фрейд набрасывает следующий сценарий развития сексуальности человека. Первоначально, в детстве либидо не имеет соответствующего сексуального объекта (пока еще нет «примата», как говорит Фрейд, «генитальной зоны»), а «употребляется на другие несексуальные цели». Правда, в раннем детстве можно говорить о «зародышах сексуальной деятельности» (сосание груди матери). Поскольку в этот период либидо витает в состоянии напряжения, не прикреплено к объекту, оно временно может фиксироваться на любых объектах. Отсюда Фрейд делает принципиальный вывод, что предрасположение к отклоняющимся формам сексуального поведения «составляет общее первоначальное сексуальное предрасположение полового влечения человека, из которого в течение периода созревания развивается нормальное сексуальное поведение».

Фрейд указывает два основных фактора, под влиянием которых развивается или нормальное сексуальное поведение, или отклоняющиеся его формы. Это, с одной стороны, пропущенные через сознание требования культуры (стыд, со¬страдание, отвращение, конструкции морали и авторитета и т.п.), с другой — выбор того или иного сексуального объекта (нормальное развитие идет, если таким объектом становятся гениталии субъекта противоположного пола и срабатывает принцип инцеста). Так как сексуальное развитие представ¬ляет собой сложный и длительный процесс, то, как замечает Фрейд, «всякий шаг на этом длинном пути развития может привести к месту фиксации (т.е. случайному, как оправдан¬ному, так и неоправданному культурой выбору сексуального объекта), всякая спайка этого запутанного сочетания может стать поводом к диссоциации полового влечения», т.е. нарушению нормального развития. Это может быть неправильное воспитание, перепутывание пола в результате неправильных акцентов и идеалов, влияние культуры, нарушения соматичес¬ких структур и др.

Противоположные половые признаки, указывает Фрейд, сами по себе недостаточны для того, чтобы исключить, например, «инверсию», т.е. перепутывание пола. Необходимы и дру¬гие моменты.

Прежде всего, сдерживающий авторитет общества: там, где инверсия не рассматривается как преступление, можно убедиться, что она вполне соответствует сексуальным склонностям многих индивидов (курсив наш.В.Р.). Далее относительно мужчины можно допустить, что детские воспоминания о нежности матери и других женских лиц, попечению которых он в детстве был предоставлен, энергично содействует тому, чтобы направить его выбор на женщину, между тем как испытанные со сто¬роны отца в детстве сексуальное запугивание и положение соперника с ним отвлекают от одинакового пола. Но оба момента имеют, однако, силу и для девушки, сексуальная деятельность которой находится под особой опекой матери. Таким образом создается враждебное отношение к сво¬ему собственному полу, которое оказывает решительное влияние на выбор объекта в смысле, считающемся нормальным. Воспитание мальчиков мужчинами (рабами древнего мира), по-видимому, способствовало гомо¬сексуальности, несколько более понятной становится частота инверсии у современной знати, благодаря услугам мужской прислуги и благодаря меньшим личным заботам матери о детях. У некоторых истеричных происходит так, что благодаря отсутствию в раннем детстве одного из роди¬телей (смерть, развод, отчуждение), после чего оставшийся привлекает к себе всю любовь ребенка, создается условие, предрешающее пол выбираемого позже в сексуальные объекты лица и вместе с тем и возможность постоянной инверсии.

Итак, что же получается? Поскольку основа любви — либидо, т.е. биологическая энергия, уже не удивляет следующий вывод Фрейда: «любовь, в основе своей и теперь настолько же животна, какой она была испокон веков. Любовные влечения с трудом поддаются воспитанию, их воспитание дает то слишком много, то слишком мало. То, что стремится из них сделать культура, недостижимо; оставшиеся без примене¬ния возбуждения дают себя знать при активных половых про¬явлениях в виде неудовлетворенности».

В ранних своих исследованиях Фрейд так и определял отношения между сознанием и бессознательным — как цензуру. Он говорил в связи с этим, что психике присущ «элемент демонизма», в соответствии с которым отношение между бессознательной и сознательной инстанция¬ми таково, «будто одно лицо, находящееся в зависимости от другого, желает сказать то, что последнему неприятно слушать» (Фрейд З. Психология сна. — М., 1926. — С. 67).

Получить бесплатную психологическую помощь, консультацию у нашего партнера, самого большого «сайта психологов №1» в интернете

Для Фрейда либидо и культура всегда находятся в конфликте. Если К. Льюис срав¬нивает отношения между вожделением и влюбленностью с отношением между котом и ангелом, то в концепции Фрейда отношения между либидо и культурой напоминают отноше¬ния кота с псом, который, следуя указаниям хозяина, загоняет кота на дерево. У Фрейда культура — это цензура, запреты, ведущие к страданиям и неудовлетворенности. Правда, считает Фрейд,

именно эта неспособность полового влечения давать полное удов¬летворение, как только влечение подчинилось первым требованиям культуры, становится источником величайших культурных достижений, осуществляемых благодаря все дальше идущему сублимированию компонентов этого влечения. Ибо какие мотивы могли бы побудить людей да¬вать другое применение сексуальным импульсам, если бы при каком-либо распределении их они могли бы получать полное счастье? Они не отошли бы от этого счастья и не делали бы дальнейших успехов^.

Ну ладно, наука, искусство, философия, религия подталки¬ваются неудовлетворенной сексуальностью, но любви-то что за дело, она все равно существует в конфликтном пространстве. Понимание культуры как цензуры и запрета не позволяет ста¬вить вопрос о возвышенных аспектах любви, о преображении любви в духе. В этом смысле Фрейд и Бердяев антиподы. Кстати, Бердяев это хорошо понимал. «Только наша эпоха, писал он, допустила разоблачение жизни пола. И человек оказался разложенным на части. Таков Фрейд и психоанализ, таков со¬временный роман. В этом бесстыдство современной эпохи, но также и обогащение знаний о человеке».

На это Фрейд бы возразил, что точное, научное изучение не предполагает моральные категории («бесстыдство») или апелля¬цию к идее целостности человека, ведь научное изучение всегда ведет к частичному (модельному) представлению объекта. Фрейд решительно отказывается от моральных и духовных оценок сексуальных форм поведения, в этом он совпадает с Платоном. Но Благо Фрейд понимает иначе, чем Платон, физикалистски. Для Фрейда отклоняющиеся формы сексуального поведения всего лишь один из видов поведения наряду с другими, не хуже и не лучше остальных. В то же время он не уклоняется от ответст¬венности, просто понимает границы своего подхода. «Психоана¬лиз, ¬пишет Фрейд,¬ не может ничего иметь против того, что¬бы его выводы были использованы при проведении реформы для создания полезного против вредного. Но он не может наперед сказать, не будут ли те или иные установления иметь следстви¬ем другие, более тяжелые жертвы. Цель науки — ни пугать, ни утешать». Не правда ли, хорошо сказано для ученого, кем Фрейд себя считал.

Теория, в определенном смысле противоположная фрейдистской, — это теория сексуальности Мишеля Фуко.

Литература:
Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. — М., 1989.
Бердяев Н.А. Цит. соч.
Фрейд З. Цит. соч.

Книга В.М. Розина «ЛЮБОВЬ И СЕКСУАЛЬНОСТЬ В КУЛЬТУРЕ, СЕМЬЕ И ВЗГЛЯДАХ НА ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ» есть в нашей библиотеке: «Любовь, семья, секс и около…»

Эта статья из раздела Психология любви.

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Зигмунд Фрейд о любви.

Об унижении любовной жизни. З.Фрейд.

Познавательные высказывания З.Фрейда.

Все статьи о сексе, оргазмах (М и Ж) и их значимостях.

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Влюбленность и гипноз. З. Фрейд

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Сексуальные предпочтения психотипов.

Сексуальная совместимость соционических психотипов

В нашей библиотеке есть книги:

Анна Фрейд «Психология Я и защитные механизмы»

Зигмунд Фрейд «Письма к невесте»

Зигмунд Фрейд «К теории полового влечения»

Зигмунд Фрейд «Бессознательное»

Зигмунд Фрейд «Массовая психология и анализ человеческого «Я»

и другие посвященные фрейдизму, которые можно бесплатно скачать.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Интернет - клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через

ЮMoney https://yoomoney.ru :

кошелек 410014252323944

или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru

Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

По моей книге уже с 2010 года обучают студентов по Программе дисциплины – «Психология любви»

Чтобы познакомиться бесплатно скачайте Это презентация моей книги

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхизбирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми