образовательно-доверительный сайт


Романтическая любовь и сексуальная аддикция. Ц. П. Короленко начало

фрагменты из книги «МИФОЛОГИЯ ПОЛА» Ц. П. Короленко, психиатр, доктор медицинских наук, профессор. 1994г.
Книга есть в нашей библиотеке: «Любовь, семья, секс и около…»

любовный треугольник Под словом «влюбиться» подразумевается — думать о другом человеке практически постоянно. Американская писательница Дороти Тинов (Dorothy Tenov) описывает проявление романтической любви, которую она называет «limerance», Под limerance подразумевается постоянно думать о ком-то, исключаются другие возможные сексуальные партнеры. Если по каким-либо причинам потенциальный любовник (любовница) находятся вне досягаемости, романтические чувства к ним усиливаются. Все мысли и чувства фиксированы на одном человеке, некоторое успокоение достигается путем включения сферы воображения на эту же тему. Даже самые незначительные признаки внимания или симпатии со стороны избранного объекта резко повышают настроение, полностью изменяют восприятие окружающего мира, который сразу же становится ярким, интересным, жизнь приобретает новый смысл. Для сохранения состояния романтической любви обычно должна существовать хотя бы потенциальная возможность интимного сближения с избранным человеком, и в то же время всегда необходимы некоторая неуверенность, какое-то сомнение в отношении реализации желаемых отношений. Подобная характеристика совпадает со многими образами литературы: древних и средневековых преданий и легенд, рыцарских романов, произведений периода романтизма. Известна легенда о Святом Валентине (считающимся покровителем романтической любви), которая хорошо отражает содержание этого понятия.

Римский император Клавдий Готический во время своего правления издал декрет, согласно которому все граждане Рима должны были поклоняться 12 римским богам. Валентин был ученым человеком и набожным христианином. Он не подчинился декрету Клавдия, не отказался от своих религиозных убеждений. Когда об этом узнал император, он приказал арестовать Валентина и судить за неповиновение. Согласно законам Римской империи, такого рода неповиновение воле самого императора наказывалось смертной казнью. Валентин был заключен в тюрьму, приговорен и ждал неминуемого конца. Во время своего заключения Валентин познакомился с дочерью тюремщика Юлией. Юлия была красивой девушкой, но слепой. Тюремщик, будучи осведомленным об учености Валентина, обратился к нему с просьбой обучать Юлию. Валентин дал согласие и стал обучать Юлию пониманию мира, природы и Бога. Уроки Валентина произвели на Юлию очень сильное впечатление. Через некоторое время она призналась Валентину, что каждый день она молится о том, чтобы прозреть и увидеть все то прекрасное, о чем рассказывал ей Валентин. Валентин ответил: «Бог заботится о нас, только если мы веруем в Него». Однажды, когда Валентин и Юлия вместе молились, тюремная камера внезапно озарилась необыкновенно ярким светом. Юлия пронзительно закричала: «Валентин, я могу видеть, я прозрела!» В последний вечер перед казнью Валентин написал письмо Юлии, в котором просил ее продолжать верить в Бога и быть близкой к Нему. Письмо было подписано: «От твоего Валентина». Смертный приговор был приведен в исполнение на следующий день. Дата эта известна: 4 февраля 270 г.

В Риме на месте захоронения Валентина сейчас находится церковь Пракседы. Юлия всю жизнь продолжала любить Валентина. Она посадила на его могиле миндальное дерево. Розовое цветение минда¬ля до настоящего времени является символом непреходящей любви.

Что же отличает настоящую любовь от сексуальной аддикции? Ответить на этот вопрос нельзя упрощенно. Например, было бы неправильным в качестве критерия «настоящей любви» принимать тот факт, что люди живут вместе. Можно жить вместе и не изменять друг другу, не испытывая при этом любви. В настоящих здоровых любовных отношениях мужчина и женщина всегда стремятся обогатить, сделать более полной их совместную жизнь посредством обоюдных стараний, обоюдного участия в процессе.

Сексуальные аддиктивные отношения не имеют с этим ничего общего. Человек с сексуальным аддиктивным поведением совершенно или почти не заботится о состоянии своего партнера, о его внутреннем мире, самочувствии, благополучии. Характерно, что сексуальные аддикты нередко требуют к себе положительного отношения, проявления страсти, восхищения, внимания, но взамен ничего не дают. Связи с сексуальными аддиктами (мужчинами или женщинами) опасны как для психологического самочувствия, так и для физического здоровья. В последние годы получили определенное распространение рассказы о так называемых «психических вампирах» — людях, «высасывающих» психическую энергию и оставляющих свою жертву совершенно опустошенной. Очень часто более подробное рассмотрение таких случаев показывает, что речь идет о сексуальных партнерах, один из которых проявляет отчетливые черты, присущие сексуальным аддиктам. Чем длительнее интимные контакты с сексуальными аддиктами, тем серьезнее неблагоприятные последствия. Они касаются прежде всего нарастающего раздражения, неудовлетворенности жизнью. Возникает чувство внутрен¬ней пустоты, бессмысленности происходящего. Нарушаются мотивации, становится неинтересно работать. Общее состояние неудовлетворенности, психического напряжения, как и всякое состояние хронического стресса, не может не сказываться отрицательно на общем физическом здоровье.

В результате снижения резистентности организма в целом повышается риск развития различных болезней. Наиболее часто развиваются заболевания психосоматического характера, в возникновении которых психологические, психогенные факторы имеют решающее значение (гипертоническая болезнь, сердечно-сосудистые заболевания, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки, бронхиальная астма и др.), а также неврозы, пограничные состояния, депрессии. Подобные ситуации объективно благоприятствуют повышенному стремлению хотя бы временно избавиться от неприятных состояний с помощью алкоголя или других веществ, изменяющих психическое состояние, снимающих напряжение, смягчающих злость, агрессивность, отчаяние. В этих случаях может развиваться алкогольная аддикция у партнера (партнерши) сексуального аддикта. Хорошо известно выражение: «Эта женщина (мужчина) довела меня до такого состояния». При этом под «состоянием» может подразумеваться крах профессиональной карьеры, разрыв отношений с близкими, снижение творческих способностей, безволие, увлечение алкоголем, употребление наркотиков и др.

Существует и другая сторона явления, также вписывающаяся в схему «психического вампиризма». Она заключается в том, что сами сексуальные аддикты нуждаются в определенной поддержке со стороны их партнеров, которые при этом воспринимаются как объекты для манипулирования. В случаях отсутствий такой поддержки сексуальные аддикты испытывают серьезный дискомфорт, снижение общего тонуса, апатию или озлобленность. Клайн, Либовиц (1967) из Нью-Йоркского психиатрического института предложили специальный термин для определенного состояния сексуальных аддиктов при невозможности реализации их желаний: «истероидная дисфория», характеризующаяся хронической и интенсивной формой «любовной болезни», представляющая ранее не описанный в психиатрии вид психического нарушения. Это нарушение, согласно описанию авторов, включает сниженное настроение, угнетение, истощение энергии, а также усиление аппетита как реакцию на отторжение. Состояние сразу же изменяется, если сексуальный аддикт почувствует появление к нему интереса, в ответ на это сразу же повышается настроение, возникает прилив энергии, усиливается активность.

Имеется одна весьма типичная черта, присущая сексуальным аддиктам: они очень легко влюбляются, проявляют отсутствие какой-либо осторожности, благоразумия при вступлении в интимные отношения. Потенциально эти лица представляют категорию повышенного риска распространения венерических заболеваний и, что является сегодня наиболее опасным, — распространения СПИДа." Всемирно известные специалисты по лечению сексуальных расстройств Мастере и Джонсон, чьи исследования четверть века тому назад проложили путь сексуальной революции, в 1988 г. опубликовали данные по новым исследованиям распространения СПИДа. Авторы пришли к заключению, что вирус «прорывается» за пределы традиционных групп риска (гомосексуалистов, наркоманов) и представляет реальную угрозу для «гетеросексуального общества».

Проведено исследование 800 мужчин и женщин в возрасте от 21 до 40 лет. Авторами производился поиск признаков инфекции в двух группах: жестко моногамной и группе, члены которой имели сексуальные контакты с шестью и более гетеросексуальными партнерами в течение года. Результаты оказались следующими: в моногамной (первой) группе (400 чел.) только у одного обнаружены антитела к вирусу СПИДа. В то же время во второй группе вступавших в половые контакты со множественными партнерами (тоже 400 чел.), ни один из которых (что следует особенно подчеркнуть) не оценивался как представляющий какую-либо опасность в плане наличия инфекции, 7% женщин и 5% мужчин выявили позитивные результаты! Эти данные, по мнению авторов, особенно настораживают, поскольку «гетеросексуалы с многочисленными партнерами способны распространить вирус в более широкую популяцию». В связи с этим подчеркивается, что эти данные должны вызвать «глубокую обеспокоенность среди многих сексуально активных взрослых с множественными партнерами, как и среди тех, кто готов вступить в новые сексуальные отношения».

Сексуальное аддиктивное поведение с самого начала своего возникновения формируется на основе неправильных, ложных убеждений, корни которых уходят в подсознание. Каждому человеку свойственно свое видение реальности, включающее основные убеждения, суждения, верования, мифологические представления. На основе этой системы строится модель окружающего мира, планируются совершаются те или иные действия, решаются проблемы, устанавливаются приоритеты, делается карьера.

Система взглядов сексуального аддикта основывается на убеждении, что наиболее важным для него в жизни является секс. Только ради секса стоит жить. Все другие ценности имеют лишь второстепенное, подчиненное значение. Сверхценное отношение к сексу сопровождается «сексуализацией» всей системы межличностных отношений, включая различные интересы, заботу, поддержку, помощь, любовь и др. Сексуальная активность, естественно, не способна заменить эти отношения и чувства, но аддикт не видит для себя другого выхода. Сексуальность становится все более насильственной и во все большей степени захватывает сознание аддикта, приводя к изменению мышления, ритуализации сексуального поведения.

На начальных этапах процесса аддикты внушают себе мысль о том, что они способны контролировать свое сексуальное поведение. Эта Иллюзия связана с тем, что сексуальная активность еще не носит постоянного характера, сексуальные эксцессы еще чередуются с периодами воздержания, длящимися несколько недель или даже месяцев. В этом периоде Сексуальное аддиктивное поведение может, например, проявляться только в командировках, при проведении отпуска в другом месте. В таких случаях возможна рационализация, убеждение себя в том, что «все в порядке», «в этом отношении я не очень сильно отличаюсь от других».

Основная идея о сверхценности секса и обусловленное ею поведение приводят к необходимости оправда¬ния этой жизненной позиции, наряду со скрыванием ее от своих близких и знакомых. Оправдание перед самим собой отражает попытки защиты от присущего аддикту - изначального комплекса неполноценности. Аддикт внутренне уверен в том, что он по своей сути плохой, недостойный человек. Борьба между сексуальными желаниями и сдерживающими моментами усиливает низкую самооценку. С последней, в свою очередь, связано убеждение в том, что «мне никто не поможет, я не могу никому доверять». Отсутствие веры в то, что кто-то в состоянии искренне полюбить его, приводит аддикта к чувству изолированности, постоянному страху быть брошенным, обманутым при попытке установить глубокие и стойкие отношения. Аддикты защищаются от опасности быть отвергнутыми, превращая своих партнерш / партнеров в сексуальные объекты, поскольку всегда легче умириться с отторжением сексуальным объектом, чем человеком, личностью.

Аддикты предпочитают изолированный от других эмоций секс альтернативе раскрытия себя, так как считают это опасным в связи со страхом отторжения. Для оправдания часто используются формально-логические построения, как, например: «Всякое воздержание вредно для здоровья», «ничего не поделаешь, я гиперсексуален/гиперсексуальна, это у нас в генетике», «я таким образом освобождаюсь от стрессов повседневной жизни», «это никого не должно касаться, а мне это необходимо», «я не могу справиться со своими желаниями» и др. Сексуальные аддикты заставляют себя верить в «правдивость» подобных деклараций, что отражает серьезное нарушение мышления, подчинение его аддиктивным механизмам.

Развитие сексуальной аддикции приводит к тому, что жизнь аддикта становится все менее управляемой, затронутыми постепенно оказываются фактически все ее аспекты: происходит оскудение духовных интересов, снижается продуктивность работы, творческие способности, возникают дополнительные финансовые проблемы, изменяется круг прежнего общения, порываются связи с друзьями, снижается чувство ответственности, резко возрастает риск возникновения различных заболеваний, прежде всего венерических, но также и других, в связи с нарушением общего привычного стиля жизни, диеты и др.

Кэрнис (Carnes, 1963) считает, что особенности жизни сексуального аддикта оказывают влияние на всю семью, приводя к возникновению явлений созависимости. Созависимость выражается в изолированности, увеличивающейся дистантности между членами семьи, чувстве стыда, постоянных конфликтах или уходах в «зону молчания». Часто возникает тенденция защищать аддикта от последствий его поведения с целью сохранения положительного имиджа семьи в глазах окружающих, что сопровождается отрицанием очевидного, стремлением рационализировать поведение аддикта. Характерны постоянные попытки добиться у аддикта обещания изменить свое поведение, любым путем контролировать его действия.

Следует отметить, что сексуальная аддикция в процессе развития может приводить не только к количественному нарастанию сексуальных контактов, но и к возникновению разных вариантов отклонений,когда формируются социально опасные и преступные виды сексуальной активности, как неприличные звонки по телефону, эксгибиционизм, вуайеризм, насилие, инцест.

Милкмэн и Сандервит (Milkman, Sunderwith, 1967) предлагают обращать внимание на некоторые признаки, говорящие в пользу становления сексуальной аддикции. К ним, в частности, относится феномен отрицания. Он выражается в том, что, когда друзья или родственники аддикта обращают внимание на ненормальный характер отношений, начинающий аддикт игнорирует эти замечания. К признаку сексуальной аддикции относится также «немедленность» удовлетворения сексуального желания, невзирая на окружающую неблагоприятную ситуацию.

Большое значение придается следующим признакам: насильственность, потеря контроля, прогрессирование, симптомы отнятия. Остановимся кратко на их основных характеристиках.

Насильственность выражается в том, что, несмотря на серьезные неблагоприятные последствия сексуальной связи с различными лицами, желание «экспериментировать» не исчезает, а усиливается, т. е. не происходит обучения на отрицательном опыте. Человек находится во власти своих желаний, не раздумывая о последствиях. Потеря контроля проявляется в ощущении беспомощности и невозможности сдерживать свои чувства в отношении к любовному объекту. Прогрессирование выражается в нарастающей кратковременности увлечений по отношению к любовным объектам. Для симптомов отнятия характерны возникновение угнетения, сниженное настроение, потеря сна, изменение аппетита и употребление алкоголя в период отсутствия любовного приключения.

Изучение особенностей аддиктивного сексуального поведения показывает, что для него характерно изменение различных фаз эмоциональных состояний, развивающихся при влюбленности. К ним относятся, например, возбуждение, пресыщение, фантазирование. В условиях настоящей влюбленности стремление к сексуальному контакту hs является самоцелью, а сочетается со многими, сложными чувствами; симпатии друг к другу, взаимопонимания, сочувствия, сопереживания. Примитивные импульсы и эмоции находятся под контролем. Если в процессе совместней жизни и возникают конфликтные ситуации, противоречия, то брутальные примитивные реакции мало типичны и обычно не бывает непредвиденных трагических последствий.

В то же время неконтролируемые страсти, свойственные сексуальным аддиктам, содержат в себе потенциальный риск совершения самоубийства, а также убийства.

начало --- читать дальше – часть 2 >>>

Эта страница из раздела ”Психология любви”.

О влиянии сексуальных аддикций на здоровье в книге Курта Теппервайна «Психосоматика, отношения и здоровье». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Большая подборка статей и книг о любовной аддикции, которую наша культура нередко называет «наркоманическая любовь» «сверхизбирательная любовь», «невротическая любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «компульсивная любовь», «токсическая любовь» и т.д. и людях страдающих от этих расстройств.

Все статьи о романтической любви, почти энциклопедия.

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Как избавиться от "любви"? Е. Пушкарев

Второй этап любовной мании и Анна Каренина. Е. Пушкарев

Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев

Все статьи, книги и видео о сексе, оргазмах (М и Ж) и их значимостях.

Зигмунд Фрейд о любви.

Сексуальность, женский и мужской оргазмы.

В нашей библиотеке книг и видео более 1000 единиц хранения по теме «Любовь, семья, секс и около…» Есть книги по теме этой статьи:

Скотт Даулинг «Психология и лечение зависимого поведения»

Валентина Москаленко «Когда любви слишком много. Профилактика любовной зависимости»

Борис Диденко «Хищная любовь»

Сьюзен Израэльсон, Элизабет Макавой «Синдром Мэрилин Монро»

Роман М. Койдль «Мерзавцы: почему женщины выбирают не тех мужчин»

Филипп ван Манчинг, Берни Катц «Во всем виноваты родители, или почем не складываются ваши любовные отношения»

Робин Норвуд «Надо ли быть рабой любви?»

Робин Норвуд «Женщины которые любят слишком сильно»

Стентон Пил, Арчи Бродски. «Любовь и зависимость»

Геннадий Старшенбаум «Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей»

Стивен Хассен «Освобождение от психологического насилия»

Ирвин Ялом «Лечение от любви и другие психотерапевтические новеллы»

и другие.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
Яндекс деньги :
кошелек
410014252323944
или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми