образовательно-доверительный сайт


Контент - анализ любовного романа. О. Фридлянд

любовный треугольник Одной из форм проявления архетипов в повседневной жизни являются коллективные представления, связанные с каким либо идеалом. Поэтому «любая связь с архетипом, пережита она или просто выражена, «трогает». Это значит, что она действует, высвобождая в нас голос, более могучий, чем наш собственный; тот, кто разговаривает первообразами, говорит тысячью голосами; он постигает, преодолевает и вместе с тем возводит обозначаемое им из единичного и преходящего до сферы вечно сущего, он возвышает личную судьбу до судьбы всего человечества». Такого рода связью личного и всеобщего Юнг характеризует «тайну художественного воздействия», а также социальную значимость искусства. В творческом процессе «происходит оживление архетипа и его же развитие и оформление до завершённого произведения». Элементарный образ, воссозданный творческой фантазией писателя или художника, переведенный на язык современности, передает душевный опыт предыдущих поколений и осуществляет «связь времён»19.

Э. Кассирер в очерке «Пандора», посвященном творчеству Гёте, отмечал, что любой мифологический образ, в том числе и заново рожденный или преобразованный в творчестве писателя, поэта, художника, всегда несет в себе какую-то идею, будь то идея любви, красоты, блага, или соблазна. Обычно идея, передаваемая художественным образом героя или героини (главного персонажа) мифа, постигается по его воздействию на чувства, а впоследствии на жизненные события других персонажей. Образ, воспринятый писателем из первичного источника, в данном случае мифа, способен преображаться в зависимости от его личного восприятия, обусловленного социальными и эстетическими взглядами, принятыми в современную писателю эпоху. Так, образ Пандоры из образа соблазнительницы превращается в образ «совершенно прекрасной молодой женщины, действительно наделенной всеми дарами»20.

Итак, на субъективность восприятия отдельной личности влияют события, которые могли быть общими и для него/неё, и для его/её сверстников, возможно, принадлежащих к референтной для него/неё группе, а также опыт предыдущих поколений, опыт восприятия художественных образов мировой литературы. По свидетельству отечественного социолога литературы И.Тартаковской, среди разных жанров художественной литературы – сентиментальной, романтической – любовному роману особенно присущи эти свойства. В литературных произведениях, посвященных частной жизни людей и любовным историям, рассказано о событиях, которые могут произойти в жизни каждого человека, что превращает чтение «Марианны» Дж. Бенцони в «очень личностное чтение». Важными аспектами образа героини становятся именно события ее частной жизни, связанные с любовными переживаниями21. Личные переживания, связанные с периодом влюбленности, осознание разделенной любви или любви неразделенной, ревность, разные способы добиться взаимности, по наблюдениям Р.Барта, являются важными аспектами образа влюбленного в разных произведениях художественной литературы22.

Таким образом, по мнению многих исследователей, важными чертами образов героев в различных произведениях являются описанные в текстах взаимоотношения, действия по отношению друг к другу и личные переживания. Если рассматривать образ героя или героини как смысловую единицу, репрезентирующую социальные и мифологические представления, то ее признаками в тестах будут соответствующие словесные описания.

У Л. Н. Федотовой, опиравшейся на исследование, проведенное П. Лазерсфельдом, такие описания характеризуются как упоминания в тексте. Наиболее практичным и экономящим время исследователя способом является простая фиксация появления в тексте социально значимых характеристик того или иного образа, связанных с ролевым набором или фактами биографии персонажа23.

Итак, образ героя (героини) генетически связан с мифическим образами, с социальными ожиданиями, идеалами. Также - и с особенностями человеческого восприятия. В этом смысле образ любого человека, литературного или мифического героя несет в себе некоторое знание о нем, и потому может служить «связующим звеном» между мирами вымысла и реальности. И тот и другой образы являются взаимодополняющими, поскольку речь идет о персонажах, которые обладают общими фактами биографии, связанных личными отношениями и общими душевными переживаниями. Поэтому равноправными смысловыми единицами в настоящем исследовании стали образы героя и героини любовного романа.

В соответствии с нашими исследовательскими задачами – выявлением в текстах любовных романов комплекса социальных мифов, в центре которого находятся образы главных героев, выбрана методика сбора и анализа данных. Для исследования были отобраны 24 романа издательства «Радуга», серия «Любовный роман», и 78 романов издательства «Панорама», серия «Панорама романов о любви», всего 102 романа; все это многотиражные, карманного формата книги. Оба издательства являются «пионерами» в выпуске любовных романов в России; то и другое публикуют романы преимущественно современных авторов24. Романы, вышедшие в обоих издательствах и обеих сериях, представляют интерес для данного исследования в качестве трансляторов социальных мифов и как признанные популярными среди читательниц.

Смысловыми «единицами» в данном исследовании, как уже упоминалось, стали образы героя и героини, поскольку именно они являются важными составляющими социальных мифов, репрезентируя идеальные представления, которые связаны с любовными отношениями, а также моделями ролевого поведения полов.

В известной работе В.Я.Проппа о русском героическом эпосе образ героя характеризуется именно через историю его подвигов и женитьбы, описанную в текстах; об этом же писал Дж.Кемпбелл; иногда приключения и подвиги выпадали на долю женских персонажей25. Именно эти факты биографии оцениваются нами как важные характеристики образов героев, а описание их в исследуемых текстах представляет интерес, поскольку присутствует почти во всех из них, является устойчивым и постоянным, то есть доступным для социального измерения, обобщения и анализа.

В настоящем исследовании контент-анализ проводился согласно общим принципам, применимым к любым текстам, содержащим важную для исследования информацию. Предварительно осуществлялся внешний анализ документов. Оценивались принадлежность романов к изданию и серии, признанных популярными и объединённых общей тематикой.

Методика сбора данных представляла собой их целенаправленный поиск в текстах, оцененных предварительно как содержащие нужную для исследования информацию. Согласно определению В.А.Ядова, под методикой любого социологического исследования, «обозначается совокупность технических приёмов и процедур, связанных с данным методом, включая частные операции и их взаимосвязь»26.

После выбора источников информации и нахождения смысловой единицы и ее показателей, производился выбор единицы счета, совпадающей или не совпадающей со смысловой единицей и ее показателем27. При контент-анализе художественных текстов, как отмечала Л.Н.Федотова, единицей счета можно считать упоминание в тексте того или иного важного для исследования показателя, то есть простую фиксацию его появлений в тексте. В нашем случае показателями смысловых единиц (образов героя и героини) были обстоятельства встречи, любовные отношения, факты биографии до встречи, обстоятельства и место встречи, социально-демографический статус, препятствия или помощь со стороны третьих лиц, внешние обстоятельства. Признаками смысловой единицы являются появления в текстах тех или иных вариантов названных выше показателей и их место в тексте, так же, как и препятствия – надо иметь в виду простор фантазии автора.

Для фиксации и подсчета названных выше показателей нами был использован специально разработанный бланк контент-анализа по признакам, характеризующим образы героев. Согласно существующим правилам, такие бланки специально разрабатываются для каждого конкретного исследования28.

Анализ и интерпретация полученных данных также проводились в зависимости от целей и задач исследования: значимые факты биографии и любовные отношения главных персонажей разных произведений оценивались как схожие для героев и героинь. Их сходство позволяло интерпретировать их личные истории – как мифические, любовные отношения, как репрезентацию идеальных моделей гендерного поведения, а «Happy end» как современный вариант мифов об исполнении желаний и «Золотом веке». Здесь мы опираемся на Э.Фромма и Г.Маркузе: оба автора сходятся в том, что ожидания, оценка собственных достижений и мотивация социального поведения продиктованы идеалами общества. Идеальная личная история становится негласным мифическим повествованием, легко угадываемым в чаяниях, мечтах и нередко поступках других людей29.

По завершении контент-аналитического исследования мы пришли к следующим выводам.

В современном любовном романе действительно присутствует разветвлённая система социальных мифов, понимаемых как идеальные представления. Система социальных мифов связана с самыми разнообразными сторонами личной истории героев, представленной в тестах в качестве социально желательного варианта личной истории человека. Эта история включает в себя представления о личном и социальном успехе, подразумевая успех в любви, красивую внешность и соединение с избранником (избранницей). Социальный успех (достижения) представлен более скромно, чаще можно говорить о социальном благополучии героев. Герой несколько более успешен, чем героиня, и ему чаще достается активная роль.

История героини и, соответственно, героя любовного романа предстает как развернутая картина современной модификации героического мифа, приземленного до уровня повседневности. Личный успех человека, прежде всего, означает реализацию желания быть любимым (любимой) и благополучной жизни в целом. Несмотря на то, что любовный роман часто трактуется как женская история, образы героев являются взаимодополняющими, личная история героини не существует без личной истории ее возлюбленного.

Элементы мифологических представлений анализировались и интерпретировались нами в соответствии с задачами исследования. На страницах современных любовных романов представлены следующие варианты социальных мифов.

Социальный и личный успех. Содержание этого мифа составляют идеальные представления: о высоком или по крайней мере, «приличном» социальном статусе, как обязательном условии жизни индивида. Также - идеальные представления о привлекательной внешности, успехе в любви, о дружеских, семейных и родственных связях, о благополучной семье, потомстве. Согласно полученным нами данным, большинство героев социально благополучно.

Традиционная женская роль и отсутствие самоценности женщины. Содержание этого мифа составляет представление о женщине как социально менее значимой, менее активной личности, зависящей от мужчины и рассматриваемой только с точки зрения репродуктивных функций. На самом деле, как мы уже упоминали выше, героиня не обладает профессиональным статусом лишь в двух процентах текстов. Служебные отношения начальник – подчиненный присутствуют только в пятнадцати процентах текстов. Ведущая роль герою принадлежит чаще в завязке любовных отношений: он добивается ее взаимности в пятидесяти трех процентах текстов. Потомство является показателем, важным для обоих героев, упоминание об общем потомстве присутствует в сорока процентах текстов. Таким образом, можно считать, что в любовном романе репрезентирована скорее идеальная модель ролевого поведения женщины, а представления о меньшей социальной значимости женщины представлены более умеренно. В этой связи уместно отметить, что в современном любовном романе чаще представлена современная модификация мифа о традиционном женском предназначении, в которой женщине не отказано в праве на профессиональный статус и социальную реализацию.

Миссия героя-избавителя женщины. Содержание этого мифа составляет представление о герое как о спасителе героини, оберегающем ее от грозящей ей опасности, или в современном варианте, как помощнике в трудных жизненных обстоятельствах. Таким спасителем герой становится только в пятнадцати процентах текстов. Главным является то, что он избавляет героиню от одиночества – в девяносто одном проценте текстов.

С мифическими персонажами героев любовных романов сближают: привлекательная внешность, воспроизведение традиционных моделей идеального мужского или женского поведения в обществе, преодоление препятствий на пути к соединению любящих сердец, составляющие основу их межличностных отношений. Важную сторону взаимоотношений героев составляет их восхищение друг другом30.

В большинстве текстов, как мы уже упоминали, говорится о внешней привлекательности героев. Привлекательной внешностью и удачным началом личной истории обладают и герой, и героиня; это наблюдается в подавляющем большинстве исследованных нами текстов, что делает их образы сходными с эталоном успешных мужчины и женщины.

Социальные мифы об успехе, как личном, так и социальном, неизменно представлены в образах героя и героини любовного романа. Они демонстрируют идеальный, желательный для человека вариант счастливой любовной истории, образы героя и героини являются взаимодополняющими. В целом такой комплекс мифических представлений составляет миф об исполнении желаний или же о «золотом веке», репрезентированный в любовном романе как литературном произведении.

Можно сказать, что контент-анализ текстов массовой литературы, в частности любовного романа, как исследовательский метод, позволяет выявить достаточно полно необходимые характеристики образов героев, рассеянных в разных местах каждого текста, и не всегда, на первый взгляд, представляющие единое целое. Между тем именно образы героев, как показали результаты исследования, лежат в основе комплекса идеально-мифических представлений, транслируемых на страницах многочисленных любовных романов.

1 Бутенко И. А. Прикладная социология. Наука и искусство. М.: Анкил, 1999. С. 113.
2 Федотова Л. Н. Анализ средств массовой коммуникации. М., 2000. С. 15.
3 Куркин В. В. Контент- анализ художественных текстов. // Социологические исследования: 1991. №6. С. 65.
4 Федотова Л. Н. Анализ средств массовой коммуникации. М., 2000. С.21, 29.
5 Тернер. Р. Сравнительный контент-анализ биографий.// Вопросы социологии. 1992, №2, С. 123.
6 Аристотель. Поэтика. М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957. С. 41 – 45.
7 Тард Габриель. Социальная Логика. СПб., 1996. С. 480 – 482.
8 Сакулин П. Н. Социологическая сатира. М., 1914. С.23 – 26 .
9 Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении. М., 1925. С. 23.
10 Сакулин П. Н. Социологический метод в литературоведении. М., 1925. С. 31.
11 (С) «Ех Libris НГ» (ELНГ), электронная версия приложения к НГ №19 от 20.11.1997, четверг, восьмая полоса.
12 Семёнов В. Е. Молодёжь. Образование, воспитание, профессиональная деятельность. Л., 1973. С. 164 - 171.
13 Канторович В. Я. Литература и читатель. М., 1976 . С. 23 – 24.
14 Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон - Пресс – Ц, 200., С 301 – 302.
15 Зарецкий И. Образ как информация // Вопросы литературы. 1963, №2. С. 189 - 193
16 Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984 . С. 444.
17 Смирнов С. Д. Мир образов и образ мира. Вестник МГУ. Сер. «Психология». 1981, №2. С. 15 – 29.
18 Леонтьев. А. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. С. 30.
19 Юнг. К. Г. Об отношении аналитической психологии к произведениям художественной литературы.// Проблемы души нашего времени. М.: Прогресс, 1993. С. 58 – 59.
20 Кассирер Э. Пандора.// Опыт о человеке М.: Гардарика, 1998. С. 256 - 258.
21 Тартаковская И. Феномен бестселлеров и массовая культура. //Социологический журнал. 1994, №1. С. 81.
22 Барт Р. Фрагменты речи влюблённого. М.: Гардарика, 2000 . С. 288.
23 Федотова Л. Н. Анализ средств массовой коммуникации. М., 2000. С. 23.
24 Книжный бизнес. 1997, №11. С. 8, 11, 15.
25 Пропп В. Я. Русский героический эпос. М., 1958. С 45-53. Кемпбелл Дж. Тысячеликий герой. М.: АСТ, 1997. С. 18, 49.
26 Ядов В. А. Социологические исследования. Методология. Программа. Методы. Самарский университет, 1995. С. 38.
27 Рабочая книга социолога. М. Наука. 1983. С. 298.
28 Бутенко И. А. Прикладная социология. Наука и искусство. М. Анкил, 1997. С. 116.
29 Фромм Э. Душа человека. М.: Прогресс, 1992. С. 183-184. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1984. С. 71-72.
30 Фридлянд О. А. Социальная мифология любовного романа. Диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии. М. 2003. С. 98 –106.

Источник Фридлянд О. А. «Контент - анализ текстов массовой культуры».

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Экология любви. Е. Пушкарев

Драматургия любви. Е. Пушкарев

Все статьи о романтической любви, почти энциклопедия.

Психиатрическая неразбериха с любовью в школе. Е. Пушкарев

«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е. Пушкарев

Мифопоэтическая основа жанров современной массовой культуры (женский любовный роман киномелодрама) и рекламный дискурс. Е. Кармалова

О деструктивном влиянии "общества потребления" на половую любовь. Э, Фромм

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Новоевропейское представление о любви. В.М. Розин

Литература сыграла огромную роль в любовном культе. Меньшиков М.О.

Суеверия и правда любви. М.О. Меньшиков

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми