образовательно-доверительный сайт


Женщины и порнография. Ж. Липовецкий. часть 5

На нашем сайте опубликована Глава 1. «ОНА ГОВОРИТ О ЛЮБВИ» из книги Ж. Липовицкого «Третья женщина», состоящая из шести частей:

Она говорит о любви. Ж. Липовецкий. часть 1

От любви-вероисповедания к любви-тюрьме. Ж. Липовецкий. часть 2

Разобрать любовь на составляющие части. Ж. Липовецкий. часть 3

Говорите мне о любви. Ж. Липовецкий. часть 4

Женщины и порнография. Ж. Липовецкий. часть 5

Любовь, современность и индивидуальность. Ж. Липовецкий. часть 6

Жиль Липовецкий (род. 1944), профессор философии в Гренобле;

исторический роман Жиль Липовецкий в своей книге «Третья женщина» (1997г.; в 2003г. издана в России) набрасывает краткую историю женской участи: презрительное игнорирование женщин в античной культуре, инквизиторское преследование - в Средние века, мистико-эстетическое обожествление - в эпоху Возрождения, заточение в темнице буржуазного брака - в Новое время. Архаическое пренебрежение вторым полом Липовецкий называет эпохой "первой женщины", женщины-недочеловека. Ренессансное возвеличивание Прекрасной Дамы - периодом "второй женщины", женщины-сверхчеловека, женщины - рабыни идеала.
"Третья женщина", женщина эпохи постмодерна, - это женщина-гражданин, свободно распоряжающаяся собой. "Третья женщина" вольна, открыто жить с любовником, сама зарабатывает себе на жизнь, сама решает, за кого идти замуж, сама подает на развод, сама строит свою профессиональную карьеру и добивается почти таких же социальных привилегий, как и мужчины.

 Женщины и порнография. Отрицательное в основном отношение женщин к порнографии предоставляет еще одну возможность подтвердить живучесть различий между полами во взглядах на любовные установления. Как известно, потребление порнографии - это явление в гораздо большей степени мужское, нежели женское: женщины не только редко переступают порог sex shop*, но часто даже просмотр черной порнографии вызывает у них что-то вроде чувства неловкости, порой близкого к антипатии или же к отвращению. Вид hi-fi** плотских утех забавляет, развлекает или возбуждает мужчин, но он неприятен для подавляющего большинства женщин.

ссылки

*Sex shop (англ.) - магазин, в котором торгуют порнографической литературой и предметами, призванными удовлетворять неординарные половые потребности.

**Hi-fi (англ.) - высокая точность воспроизведения.

Следует ли увязывать подобную реакцию с застарелыми пережитками женской морали, нетерпимой к распутству? Основания для этого весьма и весьма сомнительны. Из виду, безусловно, упускают нечто весьма существенное, когда хотят снова затянуть старую песню о женской стыдливости, как если бы женщины были на веки вечные отторгнуты от секса. Самое примечательное в этом вопросе то, что даже чувственные женщины, не переносящие пуританской строгости и сами предельно раскованные в любовной жизни, часто выражают весьма прохладное, неприязненное или безразличное отношение к порнографии. И в том, что коробит женщин в порнографии, нет ничего общего с неприятием секса, а есть только неприятие безличностного, если можно так выразиться, «павловского» осуществления полового акта.

Женщины ничего не имеют против чтения эротических произведений и не отказывают себе в удовольствии, когда речь идет о просмотре эротических фильмов. Вот только черная порнуха с ее механистичностью и «гинекологичностью» неизменно чужда женским сексуальным фантазиям. И вовсе не переизбыток чувств болезненно задевает женщин, а прежде всего дефицит этих самых чувств в тех случаях, когда секс сведен к обезличенным функциональным действиям, вызывающим скудный отклик в сфере воображения, восприятия прекрасного и в эмоциональной жизни*. Различные проявления женщинами скованности свидетельствуют тогда не о всплесках морального аскетизма, а о важности той роли, которую душевные чувства играют в их эротизме**.

ссылки

* «Нет смысла выяснять, какие фантазмы таятся в порнографии (фетишистские, перверсивные, первосцены и т.п.): избыток "реальности" перечеркивает и блокирует любой фантазм» (Бодрийяр Жан. Соблазн. M.: Ad Marginem, 2000. С. 68).

**Женщины вообще проявляют особую чувствительность и нетерпимость к наигранности во время близости, которая неизбежно появляется при дефиците чувств: «Сексуальный акт не происходит, а разыгрывается, если человек не выражает внутреннее чувство, а пытается произвести впечатление на партнера», - утверждает американский психолог А. Лоуэн (Лоуэн Александр. Любовь и оргазм... Указ. соч. С. 12).

Лишенные поэтического и эмоционального измерения, слишком откровенные крупные планы выглядят скорее карикатурой на занятия любовью, нежели побуждением к удовольствию; они скорее контрастируют с эротическими чувствами, нежели их стимулируют.

Все это не мешает женщинам смотреть порнографию: есть сведения, что в Германии, как и в Соединенных Штатах, 40 % кассет «X» берут напрокат женщины. Как примирить этот факт с теми, в основном далеко не восторженными суждениями, которые они высказывают по поводу порнографии? Давайте поостережемся усматривать в подобных поступках приметы движения к слиянию полов: никакой маскулинизации в отношении женщин к сексуальности здесь нет. Женщина, которая смотрит порнофильм, далеко не во всем повторяет мужчину, поскольку ее отношение к этому зрелищу подчинено не столько стремлению к сексуальному возбуждению, сколько желанию продолжить или усилить близость с партнером, создать с ним атмосферу эротического соучастия. Женщины обычно берут напрокат кассеты «X» не для того, чтобы смотреть их в одиночку: они их просматривают либо вместе со своим любовником, либо с мужем. Если смотреть черную порнографию парой, то она отчасти утрачивает свой безличностный характер и начинает функционировать как разделяемая обоими участниками игра, как некий инструмент для обмена и общения, как некий компонент общего для двоих эротизма. Межличностно-эмоциональное пространство, которое упраздняет порнография, оказывается частично восстановленным в условиях ее совместного восприятия. Порнография, задействованная при таком предполагающем определенные отношения между людьми посредничестве, уже не сводится к созерцанию безличностных оргазмов.

Женщины не только отвергают порнографию как лишенный поэтического флера секс, они еще и обвиняют ее в том, что порнография их оскорбляет, принижает их образ, подстрекает к насилию и жестокости: «Порнография - это теория, изнасилование - это практика»^. Распространяя стереотипы женщины-жертвы, которая сама хочет, чтобы ее подчиняли, укрощали или насиловали, порнография, по их мнению, - это затея, направленная на принижение женского начала*. Что выражает порнография, увиденная под таким углом зрения? Не столько мораль удовольствий, сколько политику особей мужского пола, предназначенную для освящения всевластия мужчин посредством неустанного внедрения образа женщины продажной, рабски покорной и уязвимой, женщины глупой и бессильной устоять перед домогательствами, женщины - объекта для предприимчивости мужчин. Гнетущее чувство, испытываемое женщинами при просмотре черной порнографии, будто бы возникает из-за подобных унизительных и гнусных представлений о втором поле.

ссылки

^Такова знаменитая формулировка Робина Моргана; см.: Robin Morgan, «Theory and Practice: Pornography and Rape» in Going Too Far: the Personal Chronicle of a Feminist, New York, Ramdom House, 1977.

*Несколько иной, и весьма неординарный, взгляд на порнографию предлагает нам Жан Бодрийяр: «Не случайно, - утверждает он, - порнография концентрируется на женских половых органах. Ведь эрекция - дело ненадежное (никаких сцен импотенции в порнографии - все плотно ретушируется галлюцинацией безудержной раскрытости женского тела). Сексуальность, от которой требуется постоянно, непрерывно доказывать и показывать себя, становится проблематичной в смысле шаткости маркированной (мужской) позиции. Пол женщины, напротив, всегда самому себе равен: своей готовностью, своим зиянием, своей нулевой ступенью. И эта непрерывность, контрастирующая с прерывистостью мужского, обеспечивает женственности решительное превосходство в плане физиологического изображения наслаждения, в плане сексуальной бесконечности, сделавшейся фантазматическим измерением нашего бытия» (Бодрийяр Жан. Соблазн. Указ. соч. С. 64-65).

И все-таки можно усомниться в том, что женский «отказ» от порнографии действительно коренится в глубоком моральном уязвлении. Ибо реакция возмущения выглядит вторичной по отношению к отсутствию интереса, к скуке и безразличию, с которыми женщины воспринимают картины разврата. На первое место здесь выступает не оскорбление морали, а чувство, словно все увиденное никак с ней не связано, словно все, что она видит, ей чуждо или к ней безотносительно. Глядя на эти тела, женщины не узнают в них себя, идентификация* полностью отсутствует и происходит это потому, что порнография по своей структуре базируется на предпосылке отказа от проведения различий в половой сфере между мужским и женским.

Все то, что составляет специфику эротизма женщины - прелюдии, слова, ожидание, любовное томление, ласки, - лишено права на существование для вящей пользы одного только фаллического и объективистского удовольствия. В порнографии женщина, превращенная в безотказно функционирующую и сверхмощную, быструю и постоянно готовую к смене партнеров секс-машину, просто «не существует»; она представляет собой всего только копию мужской сексуальности и инструментальных фантазмов^. Если и существует «жестокость» порнографии, то она скорее обусловлена этим сбрасыванием со счетов специфичности женского восприятия и равнодушием к различиям между полами, чем псевдопринижением женщин. И как вообще можно удивляться отрицательному отношению женщин к порнографии, имеющей тенденцию развиваться не иначе, как на основе отрицания женского желания?

ссылки

*В психологии и социологии идентификацией называется процесс эмоционального и иного самоотождествления личности с другим человеком, группой, образцом.

^Pascal Bruckner, Alain Finkieikraut, Le Nouveau Desordre amoureux, Paris, Seuil, 1977.

На пути к мужчине-объекту?

Справедливость требует признать, что сегодня многие печатные выступления женщин направлены на то, чтобы осудить неприятие женщинами порнографии. Подобное неприятие будто бы есть лишь проявление их угнетенности в области культуры, их страха показать свое несоответствие идеальному образу чистой и романтичной женщины. Точнее говоря, отказ от порнографии, по их мнению, объясняется еще и тем обстоятельством, что женская мастурбация по-прежнему под моральным запретом. В отличие от мужчин, которым просмотр сексуальных картин служит для мастурбации, женщин буквально «парализует» созерцание развратных действий, и само по себе, без присутствия «другого», оно неспособно возбудить их сексуальность^. Так давайте же освободим женщин от этой моральной нормы, наносящей громадный ущерб сексуальности, уничтожим запрет на мастурбацию, и тогда женщины, наравне с мужчинами, сумеют оценить порнографию. Утверждается идея, будто никакое глубинное несходство в самой эротической сфере не разделяет между собой два пола и оппозиции между либидо мужским и либидо женским нет; тогда эротизм, порождаемый зрительными образами, и эротизм, порождаемый чувствами, а также свойственное мужчинам стремление к объективации* и свойственная женщинам сентиментальность - все это не более чем унаследованные модели поведения, которые должны быть усовершенствованы.

ссылки

^Lisa Polac, «How Dirty Pictures Changed My Life», in Debating Sexual Correctuess (под ред. Adele M. Stan), New York, Delta, 1995, p. 244.

*Объективация - в философии этот термин обозначает превращение в объект, опредмечивание.

В этой связи подчеркивают различные изменения, которые якобы характеризуют сближение между мужчинами и женщинами в области порнографии. Феминистки утверждают, будто при первой же возможности женщины обращаются с мужчинами как с сексуальными объектами; кинозвезды Голивуда выбирают себе любовников среди мужчин гораздо моложе себя; опросы показывают, что женщины хотели бы видеть в фильмах больше обнаженных мужчин; читательницы настоятельно советуют иллюстрированным журналам давать изображения эрекции; появляются фильмы и порнографические журналы для женщин; в разговорах между собой женщины теперь без колебаний «объективируют» мужчин, говорят о них как об эстетически привлекательных объектах, описывают размеры их пениса, хвастают своими любовными победами. Не следует забывать и о неизбежных gogo boys*, и о всевозможных «чиппенделзах»**, представления которых, призванные ублажать женщин, выглядят живым подтверждением женского эротизма - активного, зрительного и объективирующего^.

Однако наибольший интерес вызывает отнюдь не существование подобных явлений. Гораздо более значима их предельная маргинальность и то, что они выглядят скорее результатом выдвижения требований и проведения «политики», нежели глубоко укорененными явлениями. Почему женские журналы не выставляют напоказ мужчин-объектов, обнаженных подобно playmates***? Почему нет улиц красных фонарей, созданных специально для женщин? По всем законам рынка, если существует спрос, то возникает и предложение. Нельзя убедительно объяснить отсутствие подобных услуг одной только притеснительной силой моральных норм. Судя по всему, ближе к истине стоит иная разгадка: слабость этих «объективистских» устремлений, плохо совместимых с женским эротизмом, глубоко проникнутым потребностью в длительных отношениях, в близости и в эмоциональной вовлеченности.

ссылки

*Gogo boys (англ.) - разбитные ребята.

** «Чиппенделз» - название известного в США ансамбля танцоров-мужчин, которые выходят на сцену строго одетыми, но по ходу сценического действия раздеваются; их выступления рассчитаны преимущественно на женскую аудиторию.

^Naomi Wolf, Fire with Fire, Londres, Vintage, 1994, p. 239-241.

***Playmates (англ.) - партнеры (зд.: партнеры по сексу).

Причины, которые отвращают женщин от порнографических изображений, по сути те же, что делают для них неприемлемыми расписанное по минутам «обслуживание» проститутками незнакомых клиентов: в обоих случаях задействованный эротизм слишком обезличен, слишком отрешен от всей личности в целом. Снятие запрета на женскую мастурбацию - уже, впрочем, осуществленное в широких масштабах, - судя по всему, не должно будет серьезно повлиять на отношение женщин к порнографии, если согласиться с тем, что истинный корень женского эротизма - в яркости чувств, а не в технике секса, в подлинной интимности отношений, а не в сексуальной выносливости. Именно потому, что черная порнография устраняет женский эротизм, женщины заняты теперь созданием иных образов и иных эротических сценариев. И даже недавно возникшие представления мужского стриптиза не следует воспринимать как новую победу в деле сближения полов.

Стремления двух полов взаимоуподобляются только на поверхностный взгляд. В отличие от посещаемых мужчинами реер shows*, где каждый из них занимает отдельный кабинет, чтобы там, наедине с собой, испытывать возбуждение, женщины смотрят мужские стриптизы, собравшись вместе, и забавляются тем, что играют в мужчин; подобные зрелища способствуют возникновению женской солидарности и пространства межличностных отношений, пусть даже они и выражаются в объективации мужчин. То, что выдают за признак сходства между полами, в гораздо большей мере выражает неискоренимое отличие женского эротизма.

ссылка

*Реер shows (англ.) - автоматы, которые за 25 центов покажут вам начало порнодейства; для продолжения прерываемого просмотра вам каждый раз надо опускать новую монету.

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Литература сыграла огромную роль в любовном культе. М.О.Меньшиков

Суеверия и правда любви. М.О.Меньшиков

Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров.

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Интернет - клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через

ЮMoney https://yoomoney.ru :

кошелек 410014252323944

или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru

Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

По моей книге уже с 2010 года обучают студентов по Программе дисциплины – «Психология любви»

Чтобы познакомиться бесплатно скачайте Это презентация моей книги

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхизбирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми