образовательно-доверительный сайт


От любви-вероисповедания к любви-тюрьме. Ж. Липовецкий. часть 2

На нашем сайте опубликована Глава 1. «ОНА ГОВОРИТ О ЛЮБВИ» из книги Ж. Липовицкого «Третья женщина», состоящая из шести частей:

Она говорит о любви. Ж. Липовецкий. часть 1

От любви-вероисповедания к любви-тюрьме. Ж. Липовецкий. часть 2

Разобрать любовь на составляющие части. Ж. Липовецкий. часть 3

Говорите мне о любви. Ж. Липовецкий. часть 4

Женщины и порнография. Ж. Липовецкий. часть 5

Любовь, современность и индивидуальность. Ж. Липовецкий. часть 6

Жиль Липовецкий (род. 1944), профессор философии в Гренобле;

исторический роман Жиль Липовецкий в своей книге «Третья женщина» (1997г.; в 2003г. издана в России) набрасывает краткую историю женской участи: презрительное игнорирование женщин в античной культуре, инквизиторское преследование - в Средние века, мистико-эстетическое обожествление - в эпоху Возрождения, заточение в темнице буржуазного брака - в Новое время. Архаическое пренебрежение вторым полом Липовецкий называет эпохой "первой женщины", женщины-недочеловека. Ренессансное возвеличивание Прекрасной Дамы - периодом "второй женщины", женщины-сверхчеловека, женщины - рабыни идеала.
"Третья женщина", женщина эпохи постмодерна, - это женщина-гражданин, свободно распоряжающаяся собой. "Третья женщина" вольна, открыто жить с любовником, сама зарабатывает себе на жизнь, сама решает, за кого идти замуж, сама подает на развод, сама строит свою профессиональную карьеру и добивается почти таких же социальных привилегий, как и мужчины.

Женская любовная страсть
От любви-вероисповедания к любви-тюрьме. «Одно и то же слово "любовь", - писал Ницше, означает разные вещи для мужчины и женщины»^. Для нее, продолжает Ницше, любовь - это самоотречение, безусловная цель, «совершенная преданность душою и телом»^. Совсем по-иному любовь проявляется у мужчины, который желает сделать женщину своей, завладеть ею ради собственного обогащения и увеличения собственной жизненной силы: «Женщина отдается, мужчина использует ее в качестве дополнения»^. Симона де Бовуар посвятила замечательные страницы теме обусловленного полом различия ролей, питаемых любовью, и отнюдь не равного значения любви для одного и другого пола*. Любовь не дается мужчинам как некое призвание, таинство, идеал жизни, способный заполнить всю жизнь без остатка: для них она скорее второстепенная цель, нежели единственный смысл бытия. Совершенно другую позицию занимает влюбленная женщина, которая живет только ради любви, не думает ни о чем, кроме любви, и каждый свой вздох посвящает возлюбленному - одной и единственной цели своего существования. «Я умею только любить», - писала Жюли де Лепинас*.
ссылки

^Веселая наука. Кн. V. С. 363.

^Там же.

^Simone de Beauvoir, Le Deuxieme Sexe, Paris, Gallimard 1949, t. II. chap. XII.

*Содержание и смысл эссе Симоны де Бовуар подробно рассмотрены в статье Н. И. Полторацкой «Книга Симоны де Бовуар "Второй пол" в контексте современной культуры» в кн.: Бовуар Симона де. Второй пол, СПб.: Алетейя, 2002.

И ей вторила Жермена де Сталь**. «Единственный способ существовать для женщин - это любовь, история их жизни с любви начинается и ею же заканчивается». Вместе с тем Симона де Бовуар подчеркивает, и вполне справедливо, что нередко женщины отводят в своей жизни любви куда меньше места, чем детям, быту и домашним обязанностям. И все-таки нельзя не признать, что редко доводится встречать женщин, которые никогда не мечтали о «большой любви», редки среди них и те, кто в ту или иную минуту жизни не проявили склонности к любовному недугу. У женщины возникает гораздо более настойчивая, более порабощающая и более ненасытная потребность в любви, чем у мужчины. Отсюда и отчаяние женщин, рождаемое существованием без любви: «Утратив величие любви, я утратила и себя саму [...] теперь я всего лишь обыкновенная женщина», - писала Констанс де Сальм^.

ссылки

*Лепинас, Жанна Жюли Элеонора де (1732-1776) - французская писательница, натура страстная и меланхолическая; была незаконной дочерью графини д'Альбон, которая дала ей превосходное воспитание, но тщательно скрывала от нее происхождение; после смерти матери поступила в 1754 г. в компаньонки к маркизе Дюдефан и скоро снискала симпатии многих известных людей, и особенно Д*Аламбера; ее салон стал местом сбора блестящего общества; не отличаясь красотой, она очаровывала всех живой остроумной беседой; ее письма были изданы в 1809 г.

**Сталь (Сталь-Гольштейн), Анна Луиза Жермена де (17661817) - знаменитая французская писательница, теоретик литературы, публицист; в своих романах она бунтовала против патриархальных обычаев, отстаивая свободу чувств, и создавала образы независимых в своих мнениях и непокорных женщин («Дельфина» (1801), «Коринна, или Италия» ( 1807) и др.). Заметим кстати, что в отношениях со своим возлюбленным, французским писателем Бенжаменом Констаном, она никогда не считала себя в чем-то уступающей ему, поскольку, как дочь Никкера, министра финансов при Людовике XVI, Ж. де Сталь изначально занимала особое место в европейском обществе.

С давних времен, но особенно и все более с XVIII века, женщину превозносят как чувствительное создание, предназначенное для любви; она, и только она, олицетворяет собой высшее воплощение любовной страсти, беспредельной и всепоглощающей любви*. В XVIII веке мадемуазель де Лепинас, госпожа де Лапоплиньер, принцесса Конде**, подобно Жюльетте Друз*** в XIX веке, служат наглядным образчиком^ любви-поклонения, забвения себя в другом, полнейшей зависимости от возлюбленного, неуемной потребности любить с беспредельной покорностью. Это женское призвание к любви будет неисчислимое множество раз восславлено - сначала в XIX, а затем и в XX веке - массовой культурой. «Я знаю только лишь любовь, любовь - и ничего другого»; после Марлен Дитрих Эдит Пиаф использовала свой незабываемый голос для исполнения женского гимна любви - любви абсолютной в ее подчиненности другому: «Для тебя кем хочешь стану, если ты прикажешь мне».

ссылки

^Цит. по: Sullerot Evelyne, Histoire et mythologie de l'amour, Paris, Hachette, 1974, p. 204.

*Вот почему «восприимчивого мужчину не раз приводила в смущение его неспособность к полной отдаче, к максимализму в любви, на который способна женщина. Мужчина постоянно демонстрирует свою бездарность в любви и неспособность к совершенству, которого женщине удается достичь в этом чувстве» (Ортега-иГассет Х. Этюды о любви. Указ. соч. С. 159).

**Принцесса Конде (Анна Женевьева Бурбон) - сестра Людовика XIV (1638-1715); во времена Фронды, после ареста брата Мазарини, организовала настоящую междоусобную войну.

***Друз, Жюльетта (1805-1883) - французская актриса, преданная подруга Виктора Гюго, которая последовала за ним в ссылку и выполняла для него работу секретаря; почти все его рукописи, переданные в Национальную библиотеку, переписаны ее рукой.

^Edmond et Jules de Goncourt, La Femme au XVIII" siecle (1862), Paris, Flammarion, 1982, p. 181-188.

В современном обществе любовь призвана служить основным центром женской идентичности. Предполагается, что женщина, низведенная до роли суетного и неподвластного логике создания, по самой своей природе предрасположена к горячке страстей: «Я видел, как любовь, ревность, предубеждение и гнев достигают в женщинах такого накала, какого мужчине не дано испытать никогда»^. И Софи, героиня Руссо, «обладает очень чувствительным сердцем, и эта необычайная чувствительность порой наделяет ее такими порывами воображения, которые трудно обуздать»^. Потребность в любви, нежность, чувствительность все в большей степени проявляются как специфически женские атрибуты: «Умиление, сочувствие, доброжелательность, любовь таковы чувства, которые она испытывает и пробуждает чаще всего»^.

Со времен классицизма выражение чувств считается более приличествующим женскому полу, нежели мужскому: мужчины проявляют в своих сокровенных признаниях большую осторожность, большую сдержанность, больший самоконтроль, чем женщины ^. В XIX веке Бальзак провозглашает, что «жизнь женщины - это любовь». Поскольку женщина, по мнению Мишле*, не может жить без мужчины и без домашнего очага, ее высшим идеалом может быть только лишь любовь: «Каково ее природное предназначение, ее миссия? Во-первых, любить; во-вторых, любить кого-то одного; в-третьих, любить всегда»^.

Традиционное представление о женщине как о создании, склонном к эксцессам и к преувеличениям, наряду с современными воззрениями, отказывающимися рассматривать женщину в качестве независимой личности, живущей для себя и за собственный счет, способствовали прочному увязыванию женской идентичности с тягой к любви. «Поэтому, воспитывая женщин, надобно иметь в виду их взаимоотношения с мужчинами. Нравиться мужчинам, быть им полезной, заслужить их любовь и уважение, воспитывать их в раннем возрасте, ухаживать за ними в зрелости, подавать им советы, утешать, делать им жизнь легкой и отрадной - таковы женские обязанности во все времена»^*, - писал Руссо: распределение по половому признаку ролей в области чувств коренится в представлении о женственности, самая суть которой в том, чтобы отдаваться, существовать ради другого, посвятить всю жизнь счастью мужчины. Воспевая власть страсти над женщиной и определяя женственность через любовь, наши современники узаконили ее местоположение в сфере частной жизни: взгляды на любовь подготовили почву для тиражирования в обществе представления о женщине, естественным образом зависящей от мужчины и не способной достичь полной самостоятельности.

ссылки

^Diderot, Sur les femmes, in: Oeuvres, Paris, Gallimard, La Pleiade, p. 949.

^Rousseau, Emile, Paris, Gallimard, Folio Essais, p. 582.

^Pierre Roussel, Systeme physique et moral de la femme (1755), Ed. de Paris, 1860, p. 36.

^Daumas Maurice, La Tendresse amoureuse, XVI" - XVIII" siecle, Paris, Perrin, 1996, p. 176.

*Мишле, Жюль (1798-1874) - французский историк романтического направления, прозванный «Виктором Гюго в истории»; он проповедовал либерализм и антиклерикализм и был автором таких монументальных произведений, как «История Франции» (1833-1846).

^Michelet, L'Amour (1858), Paris, p. 61.

Невозможно отделить исключительное место, отводимое любви в идентичности и в мечтах женщин, от целой совокупности социальных явлений, таких, в частности, как предназначение женщины для роли супруги, профессиональная несостоятельность женщин буржуазного сословия и их потребность в уходе от действительности в царство грез. К этому следует также добавить современное выдвижение идеала личного счастья и все большую легитимацию брака по любви. В конце XVIII века разворачивается то, что Чортер называет «первой сексуальной революцией», которая сопровождалась усилением внимания к собственным чувствам, более полным вовлечением женщины в любовные отношения, «прочувствованной сексуальностью», особенно благотворной и для развития личности, и для романтической любви, и для свободного выбора партнера в противовес материальным соображениям и подчинению заведенным традициям. Вследствие этого произошло усиление добрачной половой активности и резкое увеличение числа незаконнорожденных^.

Мало-помалу, по мере того как обычай принудительно навязывать дочерям мужей отмирал, девушки начинали грезить о том, чтобы привнести в свою супружескую жизнь любовь, они желали большей близости в личных отношениях, желали слышать любовные признания и выражать собственные чувства. Нет такой девицы, которая не мечтала бы влюбиться, найти свою большую любовь, выйти замуж за прекрасного принца. Инвестирование женщиной своих душевных сил в любовь свидетельствует об окрепшем влиянии идеалов счастья и самореализации в сфере интимной жизни; хотя подобное явление и несет на себе печать зависимости одного человека от другого, оно тем не менее представляет собой проявление современного индивидуалистического универсума.

ссылки

^Rousseau, Emile, op. cit., p. 539.

*Цит. по изд.: Руссо Ж.-Ж. Избр. соч.: В 3 т. Т. I. M.: Художественная литература, 1961. С. 556.

В дополнение ко всему женский романтизм в области чувств доводила до крайности страсть к чтению, подпитываемая с конца XIX века и уводящими от действительности романами, выходившими большими тиражами, и «романами-фельетонами»*, публикуемыми в женских журналах, и вообще всей литературой, предназначенной для женщин и зацикленной на жизни супружеской пары, на любовных страстях и адюльтере.

ссылки

^Edward Shorter, Naissance de la famille moderne, Paris, Seuil, 1977.

* «Романы-фельетоны» - печатавшиеся с начала XIX века в газетах и журналах произведения, характерными чертами которых были захватывающая интрига, изобретательная композиция, определенная условность и упрощенность персонажей. К жанру «романов-фельетонов» относились, например, «Три мушкетера» А. Дюма и «Парижские тайны» Э. Сю.

В конце века часто можно было наблюдать, как молодые девушки весь воскресный день проводят лежа в постели и проглатывая очередные, только что напечатанные главы «романов-фельетонов»^. Один из романов Евгении Марлитт*, опубликованный в 1866 году, в течение двадцати лет переиздавался в Германии двадцать два раза^. Однако неутолимая тяга к чтению романтических историй не только отражала, но еще и возбуждала женский пыл и женские мечты о любви. Этим и объясняется то большое значение, которое на протяжении всего XIX века придавали вопросу о женском чтении. Поскольку романы, как утверждают, будоражат воображение юной девицы, губят ее невинность и внушают ей тайные помыслы и неведомые желания, то настоятельно необходимо контролировать все, что она читает.

В буржуазных семьях родители запрещали дочерям читать романы Лота*, Бурже**, Мопассана, Золя; и верующие и антиклерикалы сходились на мысли, что «добродетельная девица никогда не читает сочинений о любви». Даже те романы, где нет ничего аморального, попадают в индекс запрещенных книг, ибо «одни только эти слова: "любовь", "брак", "обручение" и т.п.,- как писал г-н де Лассю в "Настольной книге для девушек", - напускают воистину непостижимые колдовские чары на невинные души, которые ими мысленно упиваются»; в своих «Мемуарах» Элизабет де Грамон доходит даже до такого заявления: «Женщина, читающая романы, - это уже не вполне добродетельная женщина»^.

ссылки

^Anne-Marie Thiesse, Le Roman du quotidien, Paris, Le Chemin Vert, 1984, p. 125-127.

*Евгения Марлитт (1825-1887) - немецкая писательница, в книгах которой увлекательный сюжет не вступает в противоречие с сентиментальным тоном повествования и мелодраматическими эффектами; в данном случае имеется в виду роман Е. Марлитт «Двенадцать апостолов».

^Marie-Claire Hook-Demarle, «Lire et ecrire en Allemagne», Lиtoire des femmes, I-V, Paris, Pion, 1991, t. IV, p. 161.

**Лота, Пьер (наст. имя Луи Мари Жюльен Вио; 1850-1923)французский морской офицер и автор романов о природе и нравах людей в странах Ближнего и Дальнего Востока.

***Бурже, Поль ( 1852-1935) - французский писатель; утверждал в своих произведениях превосходство морали и религии над научным мышлением.

Совершенно очевидно, что этим запретам не удавалось загасить страсть женщин к чтению, и многие девушки тайком от родителей зачитывались дешевыми сентиментальными романами. В XX веке тяга женщин к романтическим историям еще более возросла, как об этом свидетельствует бурное развитие печатной продукции на любовную тему: литературы, называемой «литературой розовой водицы», и, после Второй мировой войны, фотороманов. В 1939 году тираж «Признаний» перевалил за миллион экземпляров. В 60-е годы романы Делли* и Макса дю Вези постоянно переиздают и в огромных количествах сбывают их молодым девушкам; в Соединенных Штатах рынок любовных романов процветает, как никогда: некоторые женщины покупают до 80 книг в год^. В то же самое время в Италии количество читателей фотороманов исчисляется 12 миллионами; 10000 названий были запущены в продажу между 1946 годом и концом 70-х годов. Серия «Арлекин»* возникла в 1958 году и в 1977 году ее общий тираж достиг 100 миллионов экземпляров. Барбара Картленд продала 400 миллионов экземпляров своих книг.

ссылки

^Цит. по кн.: Anne Martin-Fugier, La Bourgeoise, Paris, Grasset, Biblio-Essais, 1983, p. 292, 289.

*Делли - псевдоним двух писателей, Мари и Фредерика Петижан де Лярозьер, авторов сентиментальных любовных романов со счастливым концом («Между двумя душами», 1913; «Хозяин молчания», 1918; «Враждующие сердца», 1928).

^Germaine Greer, La Femme eunuque, Paris, Laffont, 1970, p. 218.

**В своем исследовании сентиментальных романов Бруно Пекиньо различает несколько периодов романа серии «Арлекин»: после первого периода (1977-1982), соответствовавшего традиционным состояниям женщин, когда героиня - девственница и часто сирота и когда нет сексуальных отношений, во втором периоде (1982-1988) появляются разведенные женщины, вдовы или женщины, уже познавшие плотскую любовь и более старшие по возрасту (подробнее об этом см.: Bruno Pequignot, La Relation amoureuse. Analyse sociologique du roman sentimental moderne, Paris,L'Harmattan, 1991,p. 17-18).

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Литература сыграла огромную роль в любовном культе. М.О.Меньшиков

Суеверия и правда любви. М.О.Меньшиков

Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров.

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми