образовательно-доверительный сайт


Определение любви исходя из ее антиномичного понимания. О. Отраднова

Фрагмент Автореферат «АНТИНОМИЧНОСТЬ ПОНИМАНИЯ ЛЮБВИ В КОНТЕКСТЕ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ» кандидата философских наук ОТРАДНОВОЙ Ольги Анатольевны.

Раздел «Определение любви» состоит из нескольких статей:

Определения любви из толковых словарей.

Определение любви. «Большая энциклопедия по психиатрии» В. Жмуров

Определение любви. «Психологическая энциклопедия». Р. Корсини, А. Ауэрбах.

Определение любви. «Словарь практического психолога». С. Головин

Определение любви исходя из ее антиномичного понимания. О. Отраднова

Определение любви – филологический анализ. Е. Балашова

Определение любви в психоаналитических словарях.

Определение любви и ее признаки. "Эрих Фромм о любви".

влюбленная парочка В результате анализа подходов к пониманию любви в истории культуры были выявлены ее сущностные характеристики, к числу которых относятся антиномичность, интенциональность, аксиологичность, креативность. В связи с этим была предложена следующая дефиниция:

любовь есть устремленность одной человеческой индивидуальности к другой, реализация физического и духовного влечений, трансцендирование личности за пределы собственной экзистенции в сферу Другого, выступающая возможностью формирования высших ценностей, которые составляют квинтэссенцию культуры.

Проведен философский анализ наиболее значимых трактовок содержательного наполнения понятия «любовь» в контексте философской рефлексии.

Понимание в данном случае включает не только рефлексивный, теоретический процессы, но и «предпонимание» – формирование представлений на эмоциональном, эмпирическом, обыденном уровнях. В качестве результатов понимания выделяются как понятия, суждения, теории, концепции, так и представления, идеи, выраженные в феноменах культуры повседневности, произведениях искусства (прежде всего, литературы). Феномены бытия рассматриваются с позиции данного подхода как «раздвоенные» разумом (И. Кант, М. Хайдеггер), неизбежно подвергаемые «отнесению к ценности» (М. Вебер). На основе понимания любви в истории культуры дается классификация вкладываемых в нее смыслов, которая включает «физическую», «метафизическую» и «синкретическую» трактовки и описание соответствующих им типов любви.

Сущность «физической» любви в целом понимается как природная, связанная с инстинктивными потребностями, телесным вожделением, продолжением рода. К такой характеристике любви относятся следующие представления о ней:

 любовь есть проявление внутренней или внешней необходимости. В этом случае она понимается как продолжение рода (И. Кант, Г. Фихте, А. Шопенгауэр, Э. Гартман, В.Г. Белинский и др.); как функция организма (Ш. Фурье, Г. Зиммель, З. Фрейд, В. Райх, К. Юнг, Н.Г. Чернышевский, И.М. Сеченов, А. Бебель, Ю. Эвола, А. Аугустинавичюте и др.); как удовольствие, сопровождаемое внешней причиной (Дж. Бетусси, Л. Валла, Р. Декарт, Б. Спиноза, Б. Паскаль, Ж. Ламетри, Г. Лейбниц, М.О. Гершензон, Э. Берн и др.); как зло, необходимое человеку (стоицизм, Ф. Бэкон, Ф. Ларошфуко, Стендаль, Ж.П. Сартр, А. Камю, О. Вейнингер и др.); как «сильное желание приятного» (Д. Дидро, Т. Гоббс, Дж. Локк, К. Гельвеций, Ж.Ж. Руссо, А.И. Герцен и др.); как наслаждение от «самости» Другого (Ф. Ницше, Р. Эмерсон, Д. фон Гильдебранд и др.);

 любовь – социальный фактор. В таком случае она понимается как средство управления обществом (Г. Маркузе, М. Фуко, Э. Гидденс, Р.А. Джонсон, Ф. Альберони и др.); как средство преобразования общества (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, П.А. Сорокин и др.).

«Метафизическая» трактовка исходит из признания доминирования духовной сущности любви. Она связана с видением в этом чувстве альтруизма, жертвенности, «умерщвления» в человеке природного начала с целью будущего духовного преобразования и включает в себя следующие представления:

 любовь – сверхъестественная сила. В этом случае она понимается как мистическая связь человека с космосом, благом, истиной (Николай Кузанский, М. Фичино, Дж. Пико делла Мирандола, Дж. Бруно, Я. Беме, Н. Мальбранш, П. Тейяр де Шарден и др.); как объединение полов (создание «андрогина») и попытка гармонизации личности и мира (Платон, В.В. Розанов, Н.А. Бердяев, Н.Ф. Федоров и др.); как добро, исходящее от Бога и стремящееся к нему (Августин Блаженный, Григорий Нисский, Климент Александрийский, Фома Аквинский, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк, П.А. Флоренский, И.А. Ильин и др.).

 любовь есть духовно-преображающая сила. Понимается как преобразование личности (П. Абеляр, Э. Роттердамский, М. Унамуно, М. Шелер, М. Бубер, Э. Фромм, Х. Ортега-и-Гассет, В. Франкл, В.С. Соловьев, Л.П. Карсавин, В.М. Розин, А. Бэттлер и др.); как духовное очищение (Ф. Шлегель, Й. Геррес, Ф. Баадер, К. Льюис и др.); как познание себя в другом (Г. Гегель, Л. Фейербах, Ж.П. Сартр, А. Камю, С. де Бовуар, М. Мерло-Понти, С.Л. Рубинштейн и др.).

«Синкретическая» трактовка.
Попытки диалектического «снятия» физического и метафизического элементов любви порождают теории, раскрывающие преимущества ее третьего типа, который можно условно назвать «синкретическим». Такая любовь объединяет ценности «физической» и «метафизической» трактовок: принимает природное начало, заботится о телесном удовольствии, продолжении рода – и стремится к духовному совершенству, преодолению эгоцентризма личности. «Синкретическая» любовь имеет как духовное, так и физическое выражение (Ю.Б. Рюриков, В.П. Шестаков, Р.Г. Апресян, Г. Иванченко, Р.Б. Сабекия, Р. Скратон и др.).

В четвертом параграфе второй главы «Антиномии подходов к пониманию любви в русской культуре» предпринята попытка доказать, что противопоставление «метафизического» и «физического» в трактовке любовного чувства в отечественной культуре во многом находится в зависимости от антиномии традиционно русского и привнесенного западного мировоззрений. Так, к рассмотрению любви как преимущественно «физического» начала в большей степени склоняются западники, продолжая теории западноевропейских рационалистов, волюнтаристов и др. (А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Н.В. Станкевич, Н.Г. Чернышевский и др.); в искусстве эта идея воплощается А.С. Пушкиным, Е.А. Баратынским, М.Ю. Лермонтовым, И.А. Буниным и др. Теория обоснования «метафизической» сущности любви, в свою очередь, формируется в рамках русской религиозной культуры в тесной связи с такими понятиями, как соборность, богочеловечество, всеединство, софийность, и характерна для философии В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского и др., а также творчества Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова, Д.С. Мережковкого, З.Н. Гиппиус и др.

Рассмотрев различные традиции в понимании любви в истории западной и русской культуры, диссертант приходит к выводу, что ее истолкование связано с противопоставлением двух определяющих смыслов: духовного и натуралистического. Подобная дуальность имплицитна двойственному восприятию бытия (как идеального и реального), специфике когнитивного метода (разграничивая противоположности, делать акцент на борьбе между ними). Эта традиция берет начало в античности и получает мощный импульс в контексте христианства, что нашло развитие и проявления в европейской и российской культуре. Каждая эпоха в соответствии со своими мировоззренческими особенностями дополняла антиномии в понимании любви новыми аспектами, отражавшимися как в философских теориях, так и в литературных произведениях.

В третьей главе диссертации «Трансформация понимания любви в культуре ХХ – начала ХХI века» выявлены особенности философских парадигм понимания любви в современной культуре, изучено отношение к этому чувству в культуре повседневности, прослежена динамика трансформации любви как феномена, выделены и охарактеризованы ее новые формы, проанализированы варианты возможных траекторий дальнейшего изменения сущности любви в современной культуре.

Первый параграф третьей главы «Антиномичность понимания любви в культуре эпохи модернизма» доказывает, что в это время развитие философских взглядов на любовь шло по двум противоположным направлениям. С одной стороны, любовь относится к наиболее упрощенным гедонистическим чувствам, удовольствиям; подобная ситуация обусловлена влиянием фрейдизма, индустриализацией общества, культивированием потребительства, массовизацией культуры, порождающей обезличивание, сексуальной революцией и другими факторами. Такой подход выявляет бессознательно-либидозную сущность любви, характерную для учений З. Фрейда, В. Райха и др., а в искусстве – для творчества С. Дали, А. Бретона, П. Элюара, Л. Арагона и др.

С другой стороны, любовь возводится в ранг высших смысложизненных ценностей личности, поскольку, по мнению философов-экзистенциалистов, любые надежды и устремления, кроме взаимной потребности людей друг в друге, терпят крах и не позволяют оправдать существования личности. Экзистенциальная сущность любви, связанная с реализацией свободы выбора и осуществлением подлинной трансценденции индивидуальностей по направлению друг к другу, раскрывается в трактатах Э. Фромма, М. Мерло-Понти, М. Бубера, Х. Ортеги-и-Гассета и др., а также в литературных произведениях М. Пруста, Г. Аполлинера, В. Вульф, Э.М. Ремарка и др.

Второй параграф третьей главы «Особенности понимания любви эпохи постмодернизма и современности» посвящен анализу предпосылок утверждения плюралистической культурной парадигмы, формируемой в рамках постмодернистских течений и обусловленной наступлением эпохи информатизации.

Диссертант выделяет ряд факторов, оказывающих влияние на дальнейшие изменения в понимании любви, к которым относятся: культ потребления; плюрализм как стремление к свободе от социокультурных детерминаций; повышение роли информации, приводящее к ее доминированию в развитии общества; симуляция, виртуализация общества как новый способ коммуникации личности с социумом; рост значимости телесности в процессе самореализации, коммуникации, самоидентификации индивида в обществе. Постулируя первичность «физической» любви, культура постмодернизма порождает ряд новых феноменов, сближающих любовь и сексуальность. К их числу можно отнести появление новых типов любви:

 «гендерный либерализм», предполагающий многозначный подход, с одной стороны, в понимании самого гендера, пола и сексуальности, а с другой стороны, в выборе партнера, который может не зависеть от пола. Происходит становление гендера не как природной принадлежности индивида к определенному полу со всеми связанными с ним психологическими характеристиками, но как свойства личности, формируемого ею самой в течение жизни;

 «виртуальная любовь» – тип отношений, выстраивающихся в рамках виртуального интернет-пространства (а также СМС-пространства), которые, одновременно с освобождением личности от социальных, моральных и других детерминаций, скрывают истинную сущность партнеров, идеализирующих свой образ в Сети;

 «свободная любовь» – хаотичное удовлетворение сексуального влечения в любой момент и с любым партнером. Такие взаимоотношения, согласно тем, кто в них вступает, лишают индивида собственнического, эгоистического отношения к партнеру, благодаря чему в этой среде образуется иллюзия полной свободы и независимости от любых детерминаций;

 «чайлдфри-любовь» – тип отношений между юношами и девушками, которые сознательно отказываются от продолжения рода по ряду причин: боязнь стать плохими родителями, нежелание менять привычный образ жизни, опасение социальной и финансовой нестабильности, нежелание женщины перестраивать свою ценностную иерархию и жертвовать работой и карьерой. Наряду со снятием обязательств и проблем, связанных с рождением и воспитанием ребенка, такой тип отношений формирует эгоизм как онтологическую основу жизни партнеров, в результате чего разрушается любовь, целостность внутри семьи и, в конечном счете, происходит деградация личности.

Анализируемые типы симуляции любви, появившиеся в эпоху постмодернизма, оказывают деструктивное влияние на социокультурное развитие современного мира, вызывая кризис его основополагающих ценностей – этических (забота о ближнем, сопереживание, сострадание, уважение, бескорыстность и др.), социальных (семья, дети, дом, родина, отечество и др.), общекультурных (диалог с Другим, передача духовного наследия, толерантность, открытость и др.). Эти процессы, трактуемые как неизбежные или описанные с позиции критического анализа, находят выражение как в философии, так и в литературе обозначенного периода.

Философские исследования сущности любви эпохи постмодернизма, рассматривают ее в тесной связи с ценностями свободы, плюрализма, толерантности, в том числе в сфере пола. Это способствует сведению любви к одной из личных потребностей, «удовлетворение» которой может иметь разнообразный характер, что соответствует множественности самого субъекта. Такой подход во многом способствует доминированию в сознании индивидов значимости «физической» любви по отношению к «метафизической». Подобные концепции предлагают Г. Маркузе, М. Фуко, Э. Гидденс, Р.А. Джонсон, Ф. Альберони и др.

Понимание любви как набора социально-экономических и физических детерминант личности преломляется и в массовой культуре, частью которой является искусство «альтернативного» плана, где находит воплощение «контркультурная» традиция, отрицающая духовные ценности и предлагающая современному человеку своего рода «свободу от нравов» (яркими примерами здесь могут служить произведения Д. Коупленда «Generation-X», С. Минаева «Духless: повесть о ненастоящем человеке», «The тёлки: повесть о ненастоящей любви» и др.).

В современной культуре, прежде всего, в философии и литературе, наблюдаются тенденции, с одной стороны, к преодолению неразрешимости противоречия духовного и чувственного начал в любви, а с другой стороны, особенно в массовой культуре, – к упрощению проблематики любви через полное отрицание последней (сведение ее к частной потребности, не имеющей смысло-жизненного, социокультурного, экзистенциального, аксиологического и т.д. аспектов).

В ходе анализа любви в культуре постмодернизма нами раскрыто, что в результате доминирования физического начала в ее понимании, содержательного сближения понятий «любовь» и «секс» происходит девальвация ценности любовного чувства. Эта тенденция опасна для общества и человека, поскольку овеществление глубинных межличностных отношений, отказ от детей и взаимной ответственности любящих друг друга людей способны привести, с одной стороны к углублению демографического кризиса в западном и российском обществе, с другой - к полной деградации высших ценностей, большая часть которых имманентно связана со способностью любить Другого. Все это требует пристального внимания научной и культурной элиты, непосредственно связанной с формированием ценностных установок общества.

В то же время было отмечено, что в современной философии актуализируются исследования онтологического понимания любви, в которых осуществляется попытка возрождения ее духовного элемента и обнаруживается тенденция к разрешению исследуемой антиномии путем утверждения «синкретического» типа любви, основанного на диалектическом снятии «физического» и «метафизического» аспектов. Это видится возможным в условиях осознания рисков доминирования той или иной из рассмотренных в работе тенденций в культуре понимания любви.

О том, какие сложности существуют с определением любви говорит такой факт: более ста пар высказываний, в которых первое противоречит второму:
Высказывания о любви. Кому верить?

Составил Е.Пушкарев Председатель Интернет - Клуба «ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ»

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Концепт любви в русском языковом сознании. С.Воркачёв.

Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков

Литература сыграла огромную роль в любовном культе. М.О.Меньшиков

Зигмунд Фрейд о любви.

Все книги из нашей библиотеки «Любовь, семья, секс и около…» по теме «О любви философы, писатели и другие интеллектуалы» собраны: Здесь

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Интернет - клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через

ЮMoney https://yoomoney.ru :

кошелек 410014252323944

или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru

Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

По моей книге уже с 2010 года обучают студентов по Программе дисциплины – «Психология любви»

Чтобы познакомиться бесплатно скачайте Это презентация моей книги

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхизбирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми