Трансформация экзистенциала любви. А. Руденко
Фрагмент статьи Андрея Михайловича Руденко «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ».
Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса Кафедра философии и истории.
Какова интенциональность смысложизненных человеческих экзистенциалов в современной европейской культуре? В рамках нашей работы можно выделить лишь некоторые существенные тенденции, имеющие место в современной европейской и отечественной культуре относительно таких важнейших человеческих экзистенциалов, как любовь и ненависть.
Однако в современной европейской культуре дискурс любви тесно связан с дискурсом сексуальности, а понятие любви часто заменается понятием «любовная афера» или «либертинаж». По мнению немецкого теоретика и философа средств массовой информации Норберта Больца, в нем усматриваются не только слабые стороны радикальной коммерциализации жизни, но и шанс мирового сообщества выработать иммунитет против вируса фанатичной религии и фундаментализма.
После того, как был развенчан модерн, только консумизм предсказывает захват «посюсторонней глубины» жизни, в том числе и в такой сфере, как любовь [8, с. 141-146]. Общеизвестно, что секс не всегда соотносится с любовью. К этому знанию Н. Больц добавляет, что сама репродукция человека на сегодняшний день не обязательно связана с сексом. Пилюли дали возможность использовать секс ради удовольствия. Сегодня медицина обеспечивает возможность появления на свет детей без секса. Это противостоит архаичному уровню развития человека. Еще М. Фуко отмечает, что «…начиная с классической эпохи происходило постоянное усиление и возрастание значимости дискурса о сексе; …от этого дискурса, сугубо аналитического, ждали многочисленных эффектов перемещения, интенсификации, реориентации и изменения по отношению к самому желанию» [9, с. 118]. Сегодня же сексуальный выбор становится формой рыночного выбора. Сексуальная ориентация рассматривается как свободный выбор потребителя. Однако Ж. Бодрийар приходит к недоверию относительно сексуального освобождения. Отказ от ограничений и запретов привел к тому, что все стало сексуальным, и от этого секс как бы растворился и исчез [1, с. 7].
Раньше и мужчины, и женщины жили совместно, но по различным правилам. Сегодня считается, что и мужчины, и женщины живут по одним и тем же правилам, но как параллели, которые не пересекаются. Наша современная культура предписывает мужчинам и женщинам скорее быть партнерами или приятелями.
Список литературы
1. Бодрийар Ж. Забыть Фуко. СПб.: Владимир Даль, 2000.
2. Глюксманн А. Философия ненависти / пер. с. фр. А. Демина. М.: АСТ; АСТ МОСКВА; Транзиткнига, 2006.
3.Жаров Л. В. Бисексуальная революция. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4.Малахов В. Уязвимость любви // Вопр. философии. 2002. № 11.
5. Розин В. М. Что такое любовь? // Философские науки. 2002. № 2.
6. Руденко А. М. Любовь и секс в культуре постмодерна: консумизм вместо коммунизма // Человек и общество: на рубеже столетий: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О. И. Кирикова. Воронеж, 2007. Вып. XXXVII.
7. Руденко А. М. Философско-антропологическая экспликация любви в философии постмодерна // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. Воронеж, 2006. Вып. 11.
8. Руденко А. М. Философско-антропологическая экспликация феномена любви: от классики до постмодерна: дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2007.
9.Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: работы разных лет / пер. с франц. М., 1996.
Источник: Архив научных статей
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Концепт любви в мировой культуре.Вал. А. Луков, Вл. А. Луков
Новоевропейское представление о любви. В.М. Розин
К различению любви и сексуальности (от романтической любви к «креативной»). В.М. Розин
Эволюция представлений о любви и браке в последние два столетия. В.М. Розин