образовательно-доверительный сайт


Трансформация экзистенциала любви. А. Руденко

Фрагмент статьи Андрея Михайловича Руденко «СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ».

Южно-Российский государственный университет экономики и сервиса Кафедра философии и истории.

либертинаж Какова интенциональность смысложизненных человеческих экзистенциалов в современной европейской культуре? В рамках нашей работы можно выделить лишь некоторые существенные тенденции, имеющие место в современной европейской и отечественной культуре относительно таких важнейших человеческих экзистенциалов, как любовь и ненависть.

Что касается экзистенциала любви, то он претерпевает в современных условиях существенные культурные трансформации. В этой связи К. Ясперс еще в начале 30-х годов XX века писал, что любовь исчезла, осталась только польза [7, с. 129]. Все это заставляет говорить о современной уязвимости любви. «В XX в. концепция любви вступает во все более ощутимое расхождение с целостным человеческим опытом и вытекающим из него восприятием жизни… Любовь уязвимая и уязвленная, любовь, парадоксальным образом сочетающая жалость и восторг, эротику и сострадание, все в большей мере приобретает ныне значение некой человеческой константы для самых различных областей проявления этого чувства...», – считает отечественный исследователь В. Малахов [4, с. 233-234].
Некоторые авторитетные исследователи, отмечая кризис любви в современном обществе, призывают к переосмыслению ее традиционных экспликаций. Так, В. М. Розин считает, что «единственный способ сохранить любовь как глубокое и устойчивое чувство – не держаться всю жизнь за образ романтической любви, а выращивать новый орган или тип любви…» [5, с. 131]. Новый тип любви он называет креативной любовью или любовью-творчеством: «Любовь - творчество, зрелая любовь должна сменять романтическую любовь, беря из нее все лучшее – духовное делание, идеализацию, эстетическую установку» [Там же].

Однако в современной европейской культуре дискурс любви тесно связан с дискурсом сексуальности, а понятие любви часто заменается понятием «любовная афера» или «либертинаж». По мнению немецкого теоретика и философа средств массовой информации Норберта Больца, в нем усматриваются не только слабые стороны радикальной коммерциализации жизни, но и шанс мирового сообщества выработать иммунитет против вируса фанатичной религии и фундаментализма.

После того, как был развенчан модерн, только консумизм предсказывает захват «посюсторонней глубины» жизни, в том числе и в такой сфере, как любовь [8, с. 141-146]. Общеизвестно, что секс не всегда соотносится с любовью. К этому знанию Н. Больц добавляет, что сама репродукция человека на сегодняшний день не обязательно связана с сексом. Пилюли дали возможность использовать секс ради удовольствия. Сегодня медицина обеспечивает возможность появления на свет детей без секса. Это противостоит архаичному уровню развития человека. Еще М. Фуко отмечает, что «…начиная с классической эпохи происходило постоянное усиление и возрастание значимости дискурса о сексе; …от этого дискурса, сугубо аналитического, ждали многочисленных эффектов перемещения, интенсификации, реориентации и изменения по отношению к самому желанию» [9, с. 118]. Сегодня же сексуальный выбор становится формой рыночного выбора. Сексуальная ориентация рассматривается как свободный выбор потребителя. Однако Ж. Бодрийар приходит к недоверию относительно сексуального освобождения. Отказ от ограничений и запретов привел к тому, что все стало сексуальным, и от этого секс как бы растворился и исчез [1, с. 7].

Раньше и мужчины, и женщины жили совместно, но по различным правилам. Сегодня считается, что и мужчины, и женщины живут по одним и тем же правилам, но как параллели, которые не пересекаются. Наша современная культура предписывает мужчинам и женщинам скорее быть партнерами или приятелями.

Брак трансформируется от таинства через родство душ к юридически оформленному соглашению партнеров. У истоков современного брака находится не священный, а чисто юридический брачный контракт, а следовательно и антиципация развода. Поэтому брак является лишь «периодом жизни», который кончается не смертью супруга, а по соглашению двух экономически ориентированных партнеров [8, с. 144]. Таким образом, положение экзистенциала любви в культуре постмодерна характеризуется ироничным восприятием.
Постмодернистская экспликация любви добавляет очень важный аспект утверждению о том, что «немногие люди влюблялись бы, если бы они не слышали об этом» [6, с. 53-57].

Список литературы

1. Бодрийар Ж. Забыть Фуко. СПб.: Владимир Даль, 2000.
2. Глюксманн А. Философия ненависти / пер. с. фр. А. Демина. М.: АСТ; АСТ МОСКВА; Транзиткнига, 2006.
3.Жаров Л. В. Бисексуальная революция. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4.Малахов В. Уязвимость любви // Вопр. философии. 2002. № 11.
5. Розин В. М. Что такое любовь? // Философские науки. 2002. № 2.
6. Руденко А. М. Любовь и секс в культуре постмодерна: консумизм вместо коммунизма // Человек и общество: на рубеже столетий: международный сборник научных трудов / под общей ред. проф. О. И. Кирикова. Воронеж, 2007. Вып. XXXVII.
7. Руденко А. М. Философско-антропологическая экспликация любви в философии постмодерна // Философия в XXI веке: международный сборник научных трудов / под общ. ред. проф. О. И. Кирикова. Воронеж, 2006. Вып. 11.
8. Руденко А. М. Философско-антропологическая экспликация феномена любви: от классики до постмодерна: дисс. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2007.
9.Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: работы разных лет / пер. с франц. М., 1996.
Источник: Архив научных статей

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров.

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Концепт любви в мировой культуре.Вал. А. Луков, Вл. А. Луков

Новоевропейское представление о любви. В.М. Розин

К различению любви и сексуальности (от романтической любви к «креативной»). В.М. Розин

Эволюция представлений о любви и браке в последние два столетия. В.М. Розин

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми