образовательно-доверительный сайт


К определению понятий «социальное конструирование» и «эрос». Г. Я. Стрельцова

Автор: Галина Яковлевна Стрельцова. Род. 16.08.1937 - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ.
"Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви".

Лекция 1. Эрос как продукт социального конструирования Эрос как продукт социального конструирования

Структура лекции:
1. Социальное конструирование, социальные конструкты и их предназначение.
2. Любовь через призму социальных конструктов.
3. Эрос и типологизация любви.

Обязательная литература:
• Стендаль, О любви. Гл. 1—6, 10 (избранные фрагменты)

Дополнительная литература:
• Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности
• Губин В., Любовь, творчество и мысль сердца.
• Ивин А., Многообразный мир любви. Раздел: Девять кругов любви.
• Кон И., Сексуальность и культура. Лекции 1 (Сексуальная культура), 2 (Сексуальная культура в России).
• Рубенис А., Сущность любви — тема философского размышления.
• Стрельцова Г., Судьба любви сегодня.

Вопросы для самостоятельного изучения и последующей презентации:
1) Как и из чего конструируется реальность повседневной жизни? Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности, Гл.1
2) Из чего возникает и как протекает институционализация человеческой жизни? Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности, Гл.2, раздел 1.
3) Каковы механизмы сохранения социальных конструктов? Как они возникают и функционируют? Бергер П., Лукман Т., Социальное конструирование реальности, Гл.2, раздел 2.
4) (анализ) Какие основные модели «любви» упоминаются А.Ивином в указанной работе? Каков его личный вклад в конструирование идеи «любви»? Ивин А., Многообразный мир любви. Раздел: Девять кругов любви.
5) (анализ) Обозначьте основные культурные конструкты сексуального и механизмы их закрепления, передачи и реализации (на основании лекции И.Кона «Сексуальная культура»). Кон И., Сексуальность и культура. Лекция 1 (Сексуальная культура).

1. Социальное конструирование, социальные конструкты и их предназначение.

Под «социальным конструированием» в рамках данного курса мы будем понимать исторический процесс моделирования определенных интерпретаций той или иной идеи или явления, который осуществляет общество с точки зрения доминирующей или же оппозиционной культуры. В результате социального конструирования выделяется одна или несколько связанных между собой интерпретаций, через которые человек данного общества, как правило, смотрит на то явление. Сами явления практически не существуют для человека, он живет в мире социальных конструктов. Чем абстрактнее явление, тем в большей степени оно подвержено интерпретациям. Однако даже самые простые явления — такие, как, например, предметы быта, в разных культурах имеют отличные интерпретации, по-разному вписываются в социальный контекст.

Зачем нужны социальные конструкты? Назначение социальных конструктов — способствовать типизации, систематизации и тем самым организации жизненного опыта и жизненного пространства посредством определенных моделей, коими социальные конструкты и являются. В конечном итоге конструирование социальной реальности направлено на организацию (конструирование) самой жизни, поскольку четкая организация и упорядоченность жизни возможны только при условии четкой организации реальности, в которой жизнь протекает.

Разные социальные конструкты имеют различную степень важности для человека, от чего зависит интенсивность обращенности человека к этому конструкту, то насколько интерпретация данного явления будет влиять на формирование интерпретаций других явлений.

2. Любовь через призму социальных конструктов.

Бергер П., Лукман Т. («Социальное конструирование реальности»): «Хотя у человека есть сексуальные влечения, сопоставимые с имеющимися и у других высших млекопитающих, человеческая сексуальность характеризуется очень высокой степенью пластичности. Она не только относительно независима от временных циклов, но и пластична в отношении как объектов, на которые может быть направлена, так и форм проявления. Этнологические данные свидетельствуют о том, что в сексуальных отношениях человек способен почти на все. Можно стимулировать сексуальное воображение до уровня лихорадочной страсти, но вряд ли возможно вызвать в воображении какой-либо образ, который бы не соответствовал тому, что в той или иной культуре является нормой или по крайней мере считается естественным. Если термином "нормальность" называют то, что является антропологической необходимостью, или то, что универсально для данной культуры, тогда ни сам этот термин, ни его антоним неприменимы к многообразию форм человеческой сексуальности. В то же время человеческая сексуальность, конечно же, управляема, иногда строго упорядочена в каждой конкретной культуре. В каждой культуре - свои, весьма различные формы, проявления сексуальности, специфические образцы сексуального поведения и "антропологические" предпосылки в сексуальной сфере. Эмпирическая относительность всех этих форм, их огромное разнообразие и блестящая изобретательность в данной сфере указывают на то, что все они - скорее продукт созданных человеком социо-культурных образований, нежели биологической человеческой природы».
Ниже приводятся примеры социальных конструктов, устанавливающих приоритетную интерпретацию понятия «любовь»:
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. Автор Н. Абрамов
Любовь (горячая, беззаветная, бескорыстная, страстная), влечение, увлечение, привязанность, склонность, наклонность, слабость (к чему), страсть, пристрастие, преданность, тяготение, мания, симпатия, верность, благоволение, благорасположение, благо-склонность, доброжелательство, предрасположение; амур.
Любить, обожать, чувствовать (питать) любовь к кому, вздыхать по ком, влюбиться в кого, привязаться, пристраститься, приохотиться к кому-чему, быть без ума (без души) от кого, с ума сходить по ком, не надышаться на кого, души не чаять (не слышать) в ком. Он пристрастился к музыке, предался музыке, ударился в музыку. Пылать бескорыстной страстью к науке. Она его не очень жалует, недолюбливает, не терпит. Любить кого без памяти, горячо, страстно, как душу, влюбиться по уши (простор.: вляпаться, врезаться, втюриться, втюриться в кого по уши).

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

ЛЮБИТЬ, любливать кого, что — чувствовать любовь, сильную к кому привязанность, начиная от склонности до страсти; сильное желанье, хотенье; избранье и предпочтенье кого или чего по воле, волею (не рассудком), иногда и вовсе безотчетно и безрассудно.

Любиться, любить друг друга; более говор. о любви половой. Любитеся и множитеся.

Глоссарий.ру: словари по общественным наукам
Любовь - эмоционально окрашенное отношение к человеку, предмету, идее, Родине или иному объекту, выражающееся в потребности идентификации с ним.

Большая советская энциклопедия
Любовь — интимное и глубокое чувство, устремлённость на другую личность, человеческую общность или идею. Л. необходимо включает в себя порыв и волю к постоянству, оформляющиеся в этическом требовании верности. Л. возникает как самое свободное и постольку "непредсказуемое" выражение глубин личности; её нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть. Важность и сложность явления Л. определяются тем, что в нём, как в фокусе, пересеклись противоположности биологического и духовного, личностного и социального, интимного и общезначимого. С одной стороны, половая или родительская Л. включает в себя здоровые биологические инстинкты, общие у человека с животными, и немыслима без них. С другой стороны, Л. к идее может представлять собой интеллектуальный восторг, возможный только на определённых уровнях культуры. Но как ни различны между собой по своему психологическому материалу Л., которой мать любит своего новорождённого младенца, Л., которой влюблённый любит свою возлюбленную, и Л., которой гражданин любит свою родину, всё это есть Л., отличающаяся от всего, что только "похоже" на неё - от эгоистического "влечения", или "предпочтения", или "интереса".

В. С. Соловьев: любовь — «влечение одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни»

Г.В.Ф. Гегель: "Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом я и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя и обладать самим собою" (Гегель, Сочинения, том 13, М., 1940, с. 107).

3. Типологизации любви и Эрос.

Типология любви, закрепленная посредством языка в древнегреческой культуре: •
"Эрос" - это стихийная и страстная самоотдача, восторженная влюблённость, направленная на плотское или духовное, но всегда смотрящая на свой предмет "снизу вверх" и не оставляющая места для жалости или снисхождения.
• "Филиа" - это Л.-дружба, Л.-приязнь индивида к индивиду, обусловленная социальными связями и личным выбором.
• "Сторгэ" - это Л.-нежность, особенно семейная.
• "Агапэ" - жертвенная и снисходящая Л. "к ближнему". (С. С. Аверинцев.)
• “Ксения” - любовь к чужакам, основа гостеприимства.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
Любовь есть чувствование, чрезвычайно разнообразное по содержанию и силе.
Гл. виды Л.:
1) половая Л.- влечение существа одного пола к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни;
2) Л. кровная, родственная, имеет своим источником половую Л. (стремление родителей найти продолжение своей жизни в детях), жалость к нуждающимся в защите и заботах беспомощных, слабых существ (родительская Л.), чувства благодарности, привязанности за заботы и ласки (детская Л.), привычку общей жизни (Л. братская);
3) Л. общечеловеческая - продукт позднейшего социального развития; путем воспитания и наследственности сознание общности интересов людей и равноценности человеческой личности превращается в прочное чувство альтруистической Л., способное в своем высшем напряжении доходить до аффектов самопожертвования;
4) Л., как высшая духовная эмоция, выражается в чувствах благоговения и восторга при умственном созерцании образа, олицетворяющего высшее совершенство и красоту. Здесь источник религиозного и художественного творчества. Философия с древнейших времен пыталась найти синтез всех видов Л., свести все виды к одному началу. Часто первоисточник мировой Л. усматривался в половом влечении. Были попытки перенести источник Л. от человека к основам мироздания; для Эмпедокла Л. является одним из 2 начал вселенной - связующим центростремительным началом мира. У Платона Л. есть демоническое стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и к творчеству красоты. В христианстве союз Бога с людьми, Христа с церковью, мыслится как единение в любви. Спиноза отождествлял абсолютное познание с Л.; познавать Бога - значит любить Его. Шопенгауэр видел в Л. стремление жизненной воли к воспроизведению совершеннейших представителей рода.

Большая советская энциклопедия
В марксистской философии Л. трактуется в контексте диалектико-материалистического понимания личности, её духовного мира, соотношения с обществом. Л. есть достояние общественно развитого человека. Она имеет свои биологические предпосылки у животных, выражающиеся в родительских и половых инстинктах, связанных с продолжением и сохранением рода. История общества, социально-трудовая деятельность, общение, искусство подняли эти биологические инстинкты до уровня высшего нравственно-эстетического чувства подлинно человеческой Л. Л. есть переживание, всегда детерминированное внешним воздействием, которое преломляется через внутренние условия духовной жизни человека, а также через инстинктивные потребности и влечения. Половая Л., по Марксу, есть своеобразное мерило того, в какой мере человек в своём индивидуальном бытии является общественным существом.
(А. Г. Спиркин.)

Виды любви (Соловьев В.С.):
• лю¬бовь, которая более дает, чем получает, или нисходя¬щая любовь — родительская любовь;
• любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь — любовь де¬тей к родителям;
• любовь, в которой и то, и дру¬гое уравновешено — половая (супружеская) любовь.

С.Л. Франк: «Как бы много правды ни содержа¬лось в этом возвышенном учении /учении Платона о восхождении от любви к «прекрасным телам» до любви к «прекрасным душам» и, наконец, к Прекрасному вообще, к Красоте-Истине/, оно все же не содержит всей правды любви; мы не можем подавить впечатления, что этот путь очищения и возвышения любви содержит все же и некое ее умаление и обеднение, ибо «любовь» к Богу, как к «самой Красоте» или «самому Добру», есть менее конкретно-живое, менее насыщенное, менее полное чувство, чем подлинная любовь, которая есть всегда любовь к конкретному существу; можно сказать, что любовь к Богу, купленная ценою ослабления или потери любви к живому человеку, совсем не есть настоя¬щая любовь»

9 кругов любви (Ивин А.А.):
1 круг — эротическая (половая) любовь и любовь к самому себе.
2 круг — любовь к ближнему. Включает родительскую любовь и любовь к родителям.
3 круг — любовь к человеку. К человеку вообще, к «ближним» и «дальним», к человечеству, к будущим поколениям, за которые человек ответственен.
4 круг — любовь к родине/жизни/богу, etc. (?? – не вполне ясно, на каком основании объединены эти виды любви)
5 круг — любовь к природе, в частности «космическая» любовь.
6 круг — любовь к истине, любовь к добру/прекрасному/справедливости.
7 круг — любовь к свободе/творчеству/славе/власти/собственной деятельности/богатству/ /«закону и порядку» и т.д.
8 круг — любовь к игре/общению/коллекционированию/развлечениям/ /новизне/путешествиям, etc.
9 круг — (не является «кругом любви») любовь к пище/сквернословию/лжи, etc.

Под «эросом» в контексте читаемого курса будут пониматься формы проявления энергии сексуального, связанной с функционированием человека как носителя пола — социального (гендера), биологического и (гипотетически) метафизического. Кроме того, мы допускаем использование термина «эрос» для обозначения возможного источника этой энергии. Сама энергия эроса в свою очередь рассматривается как социальная, а также как биологическая и (снова гипотетически) космическая (метафизическая).

Понятие «эрос», соответственно, будет включать в себя интенсивную устремленность, различного рода влечения и прочие формы культурного, психического и метафизического напряжения, возникающие между полярными оппозициями (например, «Мужское—Женское»), в основании которого в явной или скрытой форме лежит сексуальное.

Курс состоит из трех тематических блоков. Первая часть курса посвящена изучению основных историко-культурных форм эротического — феноменологическому уровню исследования эроса как социального конструкта. Во второй части рассматриваются механизмы, благодаря которым в рамках социальной реальности формируются те или иные модели реализации эроса, то есть мы выходим на уровень социальной онтологии эроса. Однако среди этих моделей мы порой встречаем такие, которые, будучи сами продуктом социального конструирования, стремятся направить человека в область, которую они определяют как безусловную, независимую от любого человеческого конструирования, в область метафизического, чему и посвящена третья часть курса.

На нашем сайте есть и другие лекции . Г. Я. Стрельцовой:

Феномен любви в традиционном обществе: институт семьи, любовь как сакральный ритуал. Г. Я. Стрельцова

Эрос в историко-культурной перспективе: античность, христианство, ислам. Г. Я. Стрельцова

Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова

Эрос в психоаналитической перспективе. Г. Я. Стрельцова

Метафизическая двойственность любви. Г. Я. Стрельцова

Статьи, относящиеся к этой же теме:

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков

Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров.

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс

Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» Р.Г.Апресян

Рецензия на книгу: Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Е. Вовк

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми