Метафизическая двойственность любви. Г. Я. Стрельцова
Автор: Галина Яковлевна Стрельцова. Род. 16.08.1937 - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ.
"Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви".
Лекция 12.
Структура лекции:
1. Предметное поле метафизики любви.
2. Дуализм любви: любовь платоническая и любовь половая, любовь и ненависть (Эмпедокл), Эрос и Танатос.
3. Я и Другой: любовь как преодоление Я (трансцендирование).
4. Профаническое и сакральное измерения любви.
5. Восхождение («Путь правой руки») и нисхождение («Путь левой руки») путем Эроса.
Обязательная литература:
• Батай Ж., Из «Слез Эроса» //Танатография Эроса. Введение, Часть первая, гл.1 (Познание смерти), п.1 (Эротизм, смерть и «дьявол»), п.3 (Эротизм, связанный с познанием смерти); Часть вторая, гл.1 (Дионис, или Античность), п.5 (От эротического смеха к запрету), п.6 (Трагический эротизм), п.7 (Бог трансгрессии и праздника: Дионис), п.8 (Диониссийский мир), гл.2 (Эра христианства), п.1 (От христианского проклятия к болезненной экзальтации…)
• Эвола Ю., Метафизика пола. Введение, гл.3 (Явления восхождения в профанической любви), п.18 (Пол и «человеческие ценности»), 21 (Любовь, сердце, сон, смерть), 22 (Союз любви боли и смерти), 23 (Сладострастие и страдание. Садомазохистский комплекс), 24 (Экстазы эротические и экстазы мистические), 27 (Смысл оргии), 28 (Маркиз де Сад и «Путь левой руки»)
Дополнительная литература:
• Ивин А.А., Многообразный мир любви. Глава «Любовь к жизни и влечение к смерти».
• Кэмпбелл Дж., Маски бога. Кн.1, ч.1, гл.2 (Измененный мир), п.1 (Путь прекрасной любви) – 6, ч.2, гл.4 (Любовь-смерть), п.1 (Eros, Agape и Amor), гл. 5 (Огонь птицы Феникс), п.2 (Путь левой руки).
• Киньяр П., Секс и страх. — М.: 2000.
Вопросы для самостоятельного изучения и последующей презентации:
1-2. В каких отношениях, с точки зрения П. Киньяра, находятся между собой Эрос и Фобос? Какова историческая эволюция этих отношений?
Киньяр П., Секс и страх.
Фильмы, рекомендуемые для написания эссе и выступления с докладом:
• Орфей (реж.Ж.Кокто)
• Интимный дневник (реж. П.Гринуэй)
1. Предметное поле метафизики любви.
Первый подход к метафизике пола (Ю.Эвола):
«Что такое "метафизика"? Мы употребляем это слово в двойном смысле. Первый — обычен для философии, разумеющей под "метафизикой" предельные, императивные основы бытия. В этом смысле метафизика пола есть изучение неких абсолютов, определяющих как статику пола, так и динамику полового поведения».
Второй подход к метафизике пола (Ю.Эвола):
«слово "метафизика" берется еще и в другом значении, дословно-прямом, то есть как наука, которая непосредственно следует за физикой, "сверхфизика". Это, однако, касается не абстрактных идей, а непосредственного опыта — но уже не физического, а именно метафизического, то есть транс-психологического и транс-физиологического, в соответствии с доктриной множества уровней бытия, антропологией, не ограниченной простым биномом "душа-тело", но знющей модальные, тонкие и даже трансцендентные человеческие состояния».
Эрос
Ю.Эвола: «Эрос – всегда захватывающий поток, открывающий иные миры. Это знали все и всегда — пусть смутно, но Знали. Чтобы знать яснее, не доставало какого-то особого, тонкого чувства, превыше простой чувственности. Не доставало вектора перемещения среди перемещающихся уровней бытия».
2. Дуализм любви: Афродита Урания и Афродита Пандемия, Филия и Нейкос, Эрос и Танатос.
Любовь платоническая и любовь половая.
Ю.Эвола: «Стремление овладеть любимым существом и есть отличие поло¬вой любви от "чистой", от человеческого расположения. Чистая любовь не рассматривает другого как объект, она онтологически признает его "самость", "отдельность". Такова любовь христианская — проекция любви Бога к своему свободному творению — не принуждающая, не насилующая и не растворяющая в себе. Напротив, поло¬вая любовь включает в себя стремление подчинить, pacтворить самое душу — и даже если обладание не носит искаженного характера, оно все равно является как бы возмещением за унижения, самоутверждением, борьбой за превосходство».
Филия и Нейкос.
А.Н.Чанышев: «Согласно Эмпедоклу(V в. до н. э.), все, что ни есть в космосе, состоит из четырех вечных и неизменных элементов, стихий, «корней вещей»: земли, воды, воздуха и огня, сочетающихся между собой в разных пропорциях, отчего и происходит все разнообразие. Но эти «корни вещей» в представлении Эмпедокла пассивны. Поэтому он дополнил их двумя противоположными враждующими силами. Эти космические вселенские силы — Вражда (Нейкос) и Дружба, Любовь (Филиа). Аристотель говорит, что, по Эмпедоклу, любовь и вражда попеременно управляют миром, космосом. Сохранившиеся отрывки из сочинения Эмпедокла «О природе» подтверждают это сообщение Аристотеля. В своей кос¬могонической философской поэме Эмпедокл говорит: «То любовью соединяется все воедино, то, напротив, враждою ненависти все несется в разные стороны» — и «эта постоянная смена никогда не прекращается».
Эту космическую любовь Эмпедокл, используя мифо¬логический образ, называет также Гармонией и Афро¬дитой. Однако она не дана чувственному созерцанию, она лишь умозрительна. Это также безличная и невидимая сила, которая сосуществует со стихиями:
Огонь, и вода, и земля, и безграничная высь эфира,
Вне их губительная ненависть, равная по силе каждому из них,
А с ними любовь, одинаковая в длину и в ширину...
Правда, такое положение любви — лишь одно из четырех возможных состояний космоса. Полное господство любви приводит к равномерному перемешиванию всех четырех стихий (любовь соединяет разнородное и разделяет однородное). В таком состоянии космоса как многообразного целого фактически нет. В этом состоянии ненависть находится за пределами космоса. Затем ненависть вступает в космос, образуется неравновесное состояние, любовь все более в космосе убывает, ненависть усиливается. Это космическое состояние мира с развитием его от любви к ненависти. Затем, когда любовь совершенно вытеснена из космоса, наступает время ненависти. В этом состоянии все четыре стихии обособлены (ненависть разделяет разнородное и соединяет однородное). Это тоже акосмическое состоя¬ние мира. Затем в мир снова вторгается любовь. Снова образуется неравновесное состояние. Но в таком космосе развитие идет от ненависти к любви».
Любовь и ревность
Ю.Эвола: «В повседневном эротическом опыте чаще всего можно наблюдать смешение этих взаимно противоречивых стремлений — к власти, господству и в то же время к "выходу из себя", к соединению с другим. Некоторым образом это противоречие диалектично. Метафизически обе тенденции взаимно связаны, растут из одного корня и в истоках своих не так враждебны друг другу, как в проявлениях. Однако интегральный эрос, напротив, приобретает характер экзальтации, μανία, он находится под знаком Единого, преодоления как себя, так и другого, восхождения обоих на иной, героический план. Тогда все антитезы преодолеваются. "По ту сторону жизни", "более, чем жизнь"— вот начала, лежащие в основе большой любви, страсти желания. "Я люблю тебя больше самой жизни..." Распространенный прием обольщения женщины, принятый у арабов, заключается в концентрации напряженного усилия, направленного на нее; при этом мужчина как бы ненароком делает три ножевые зарубки на собственной правой руке и произносит: "Нет бога, кроме Бога. И это так же истинно, как и то, что прежде вытечет вся моя кровь, чем погаснет мое желание владеть тобою"».
«Слезы Эроса»
Ж.Батай: «Сущность человека, как она дана в его сексуальности - которая есть исток и начало человека, - ставит перед ним проблему, разрешение которой ведет к безумию.
Образ этого безумия дан в наивысшем эротическом переживании, в эротическом экстазе, оргазме, властно, наподобие смерти, лишающем человека разума. Могу ли я всецело пережить эротический экстаз, не является ли это смертельно властное чувство предвкушением конечной смерти?
Насилие судорожной радости вырывается из самой сокровенной глубины моего сердца. Это насилие в то же время - я трепещу, говоря эти слова, - и есть сердце смерти: оно разверзлось во мне!
Двойственность человеческой жизни - это двойственность безумного смеха и рыданий. В основе ее лежит трудность согласования разумного расчета, утверждающего жизнь, с этими слезами... С этим ужасным смехом...»
Ж.Батай: «Поистине чувство смущения по отношению к сексуальному акту напоминает, хотя бы в одном смысле, чувство смущения по отношению к смерти и мертвым. В обоих случаях «насилие» переполняет нас странным образом: в обоих случаях то, что происходит, кажется странным, сторонним по отношению к принятому порядку вещей, которому и противится в обоих случаях это насилие. Есть что-то непорядочное в смерти, нечто, несомненно отличающееся от неприличия полового акта. Смерть соединяется со слезами, сексуальное желание порой может быть соединено со смехом. Но ведь смех не так уж противоположен слезам: и объект смеха, и объект слез относятся всегда к особого рода насилию, нарушающему установленный порядок, привычный ход вещей».
Ж.Батай: «В основе эротизма лежит сексуальная деятельность человека. Однако эта деятельность попадает под запрет. Непостижимо! запрещено заниматься любовью! Можно лишь скрыто заниматься ей. […] Однако если мы занимаемся любовью скрыто, запрет преобразует ее, он освещает то, что запрещает, особым светом - зловещим и божественным: одним словом, запрет освещает любовь религиозным светом».
Ж.Батай: «Сегодня никто не хочет видеть того, что эротизм - это безумный мир; мир, эфирные очертания которого лишь прикрывают адскую глубину.
Я придал лирическую форму предложенному мною очерку связей смерти и эротизма. Но я настаиваю: смысл эротизма, если он и дан нам в обрывистой глубине, уклоняется от нас. Прежде всего, эротизм есть реальность самая волнующая, и в то же время эротизм есть реальность самая отвратительная. Даже после психоанализа противоречивые стороны эротизма некоторым образом бесчисленны: глубинная основа этих противоречий по существу своему религиозна, она ужасна, трагична и все еще постыдна. Более того, она божественна... […]
Смысл эротизма уклоняется от каждого, кто не хочет видеть в эротизме религиозного смысла.
Соответственно смысл вообще всех религий уклоняется от каждого, кто пренебрегает его связями с эротизмом».
Ю.Эвола: «Если метафизически любовь-страсть всегда трансцендентна, то психологически каждая любовь, даже обычная, физическая, содержит в себе элемент разрушения, саморазрушения и страдания - "удовольствие" и "наслаждение" имеют изнанку, причем грубую».
«Через понимание комплекса "сладострастие-страдание" в целом, то есть соединения либидо с инстинктом смерти и разрушения, можно вообще подойти к средоточию феноменологии трансценденции в профанической любви. Это прежде всего тайна двойственности женских богинь, воплощающих желание, сексуальность, сладострастие с одной стороны, смерть — с другой (например, Венера-Либитина или египетская богиня любви Хатор и она же Шехмет, богиня смерти)».
3. Я и Другой: любовь как преодоление Я (трансцендирование).
Ю.Эвола: «Метафизическая характеристика всякой любви – превышение индивидуального бытия, его ценностей, норм; интересов, интимных связей — тем более спокойствия, благополучия и даже самой физической жизни».
«Все это свидетельствует о присутствии в любви чего-то абсолютного, превыше всех добродетелей; вот почему мы часто видим ее по ту сторону добра и зла. Последний смысл страсти, толкающей мужчину в женские объятья, – жажда бытия в его трансцендентном смысле, того самого, что незримо утверждает каждый день жизни обыденной, наполняя его и делая понятным. Но делая понятным и иное – как и почему элементарная, неделимая сила эроса толкает человека к самоубийству, убийству или безумию».
Пути трансцендирования: три плана проявления Эроса (Ю.Эвола):
1) Во-пер¬вых, когда сила желания поглощает и подавляет все остальные проявления личности, прежде всего социальные.
2) Второй случай - "абсолютное желание, неотъемлемо включающее в себя ненависть и презрение" - это своего рода "испытание реакции" любящих друг на друга.
3) И, наконец, уравновешенное влечение, когда взаимный магнетизм озаряет взаимоотношения любящих без особых потрясений.
Ю.Эвола: «экстатическое акме сексуальности предполагает некий провал, более или менее глубокий, в сознании влюблен¬ных, и разрыв уровней, из которого они выходят как бы оглушенными».
Ю.Эвола: «всякое пробуждение эроса в его простейшей форме, если не ведет к реальному преображению Я (в этом случае происходит расширение сознания через страсть, направленную на другого, на любимое существо), означает сверхнормальное перенасыщение жизненного цикла, переживаемое как страдание, как смертельное желание, импульс, не находящий разрешения».
Ю.Эвола: «надо отделять любовь, ставящую целью овладение женщиной, от высокой, творческой, самопреодолевающей любви – своего рода искупительной жертвы: только о такой любви и может здесь идти речь».
4. Профаническое и сакральное измерения любви.
Современная любовь глазами традиции
Ж.Батай: «Итак, я подхожу к самому решительному моменту человеческой жизни. Выбросив эротизм из религии, люди свели религию к утилитарной морали... Эротизм, утратив свой священный характер, стал отвратительным...»
Ю.Эвола: «сегодня мно¬гие аспекты эроса атрофированы, латентны, почти неразличимы. В обычной половой любви это только следы, знаки, чтобы их как-то выделить, выявить — нужно нечто подобное дифференциальному и интегральному исчислению в математике. В самом деле, вряд ли древние сакралъно-инициатические формы эроса случайны, вряд ли в них было что-то чего бы не было, пусть сокрыто, и в простом человеческом переживании, Но трудно представить себе, что же превратило переживание в привычку, бесконечно далекую от изначального опыта. Скорее всего, переживание это со временем выродилось, утратило остроту и просто отмерло в нашем цивилизационном цикле, ориентированном на материальный мир. Справедливо сказано: "Отрадно, что человечество занимается любовью глупо и бессознательно, как все, что оно делает; благодаря этому тайна любви еще занимает достойное ее высокое место" (S.Péladan. La Science de J'Amour)».
Священное в повседневном
Ю.Эвола: «Абсолютное всегда – по ту сторону замкнутого "я" эмпирической личности — физической, социально-трудовой, моральной и интеллектуальной. Потому только то, что преодолевает эту жизнь и это Я, создает в их недрах кризис, силой своей преодолевает их силу, что перемещает центр самости вне ее самой — иначе говоря все проблематичное, катастрофическое, разрушительное — открывает более высокие измерения.
Даже в повседневной жизни любовь и секс всегда есть некоторое самопредоление, саморасширение. […] Тирания любви и секса, а также способность эроса взрывать и подавлять все остальные проявления есть с одной стороны свидетельство крайней деградации и демонизма человеческого существования, с другой потенциальная возможность так или иначе, тем или иным способом разрушить замкнутость ограниченного индивидуального существования».
Ю.Эвола: «Объективно следует признать, что состояния экстаза, подобные тем, о которых мы говорим, не являются чистыми и за ред¬кими исключениями имеют малое отношение к подлин¬ной духовности (в свете которой — и это следует принять во внимание — указанные выше психопатологические объяснения оказываются не столь уж неверными). Такие состояния относятся к числу смешанных, промежуточных; отличительным признаком собственно извращения является преобладание чувственного над фундаментальным, или иначе – в этих состояниях мистицизм оказывается просто питательной почвой для экзальтации. В христианской мистике это не редкость. В той степени, в какой в ней присутствует очеловечение божественного и обожествление человеческого, она приобретает черты сенсуализации сакрального (с использованием брачной и эротической символики), в противоположность сакрализации пола, известной дионисийско-тантрическому и инициатическому опыту».
5. Восхождение («Путь правой руки») и нисхождение («Путь левой руки») путем Эроса
Оргиастические ритуалы: путь нисхождения в бесформенность. Ю.Эвола о коллективных оргиастических праздниках и ритуалах: «опыт их переживания далеко уводит от обычного секса. Исчезает связанный с сексом "комплекс вины", колебания эроса сдвигаются в сакральную, уводящую от простой похоти область. […]оргиастические проявления промежуточны: индивидуальные аспекты эроса уже предопределены, но еще по-прежнему происходит излияние семени в женское лоно и, соответственно, есть возможность зачатия. […]Конечной целью оргиастического промискуитета, как мы его понимаем, является нейтрализация и последующее исключение из поведения так называемого внутреннего "социального человека"».
Фундамен¬тальный принцип оргий (Ю.Эвола): «освобождающее нисхождение в бесформенность, осененное женским знаком».
М.Элиаде: «В связи с верой в циклическое возрождение космоса, олицетворяемое аграрными культами, возникло неисчислимое множество оргиастических ритуалов, воспроизводящих первоначальный хаос, единство вне противоположностей, существование до сотворе¬ния».
М.Элиаде: «Оргия, как и погружение в воду, растворяет, но в то же время и воссоздает, воссоздает неразделенного, докосмического "нового человека"».
Ю.Эвола: «В точном соответствии со смыслом такого космико-пантеистического откровения, становящегося частью личного опыта, следует вновь подчеркнуть двойную позитивно-негативную возможность эроса. Соединение с Водами, с Бесформенным, если оно затрагивает сверхприродное ядро личности, может это ядро и освободить, но может и разрушить. […]ор¬гия, хотя и может, уничтожая индивидуальные рамки, выводить ее участников на иной план, все же сохраняет, как и всякая человеческая любовь, "двойное лицо", оставаясь промежуточной, серединной формой эроса».
Злой Бог маркиза де Сада
Ю.Эвола: «Согласно маркизу, господствующей силой во вселенной являете сила "зла", разрушения, преступления. Он признавал существование Бога-Создателя и Правителя мира. Но Бог в восприятии маркиза зол, Его природа — "зло". Ему доставляет удовольствие разрушение и преступления — средства осуществления Его замысла о мире. Вот почему все негативное в мире преобладает над позитивным — это закон реальности: природа открывает нам, что создана ради разрушения и оно – первейший ее закон. Все ценности в мире перевернуты: отрицание и разрушение его служит положительным целям. А согласное с Божественной волей – мировому порядку (точнее, беспорядку). Поэтому противление Богу и миру, по де Саду, — благо; противники Бога служат добродетели, гармонии, добру.
Еще одно логическое следствие — порок и преступление находятся в согласии с господствующей космической силой и поэтому всегда побеждают, благоденствуют и наслаждаются удачей в то время как добродетель порушена, наказана и отмечена непреодолимой слабостью. Отсюда берет начало собственно садическая тема – разрушительного экстаза, наслаждения жестокостью как нарушением порядка».
«Путь левой руки» в метафизических традициях
Ж.Батай: «Среди других богов Дионис по существу своему связан с праздником. Дионис есть бог праздника, бог религиозной трансгрессии . Чаще всего Дионис представляется как бог винограда и опьянения. Дионис - пьяный бог, это бог, божественная сущность которого состоит в безумии. Но, если уж по порядку, само безумие по существу своему божественно. Божественный - значит безумный, значит отвергающий разумные правила.
Мы привыкли отождествлять религию с законом, мы привыкли отождествлять ее с разумом. Но если придерживаться того, что лежит в основе всей совокупности религии, мы должны отвергнуть этот принцип.
Я уверен, в основе своей религия разрушительна; она отвращает от соблюдения законов. Религия требует по меньшей мере чрезмерности, она требует трансгрессии святого, святотатства, жертвы, она требует праздника, вершиной которого является экстаз».
«Bhagavad-gîtâ [...]описывает "Путь левой руки" в строго метафизических и теологических терминах. Божество в своей наивысшей форме открывшееся таковым, согласно тексту, воину Арджуне, не может не быть бесконечным, а значит, не может не порождать также и кризисов, разрушений, ломки всего конечного, условного, смертного. Оно подобно току высокого напряжения, сотрясающему все, к нему подключенное. Время, также изменяющее и разрушающее формы, — один из аспектов такого трансцендирующего божества. Плод разрушения — обнажение высшей реальности в моменты самых страшных кризисов и потрясений».
К определению понятий «социальное конструирование» и «эрос». Г. Я. Стрельцова
Эрос в историко-культурной перспективе: античность, христианство, ислам. Г. Я. Стрельцова
Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова
Эрос в психоаналитической перспективе. Г. Я. Стрельцова
История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев
Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс