образовательно-доверительный сайт


Метафизическая двойственность любви. Г. Я. Стрельцова

Автор: Галина Яковлевна Стрельцова. Род. 16.08.1937 - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ.
"Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви".

Лекция 12.

Структура лекции:
1. Предметное поле метафизики любви.
2. Дуализм любви: любовь платоническая и любовь половая, любовь и ненависть (Эмпедокл), Эрос и Танатос.
3. Я и Другой: любовь как преодоление Я (трансцендирование).
4. Профаническое и сакральное измерения любви.
5. Восхождение («Путь правой руки») и нисхождение («Путь левой руки») путем Эроса.

Обязательная литература:
• Батай Ж., Из «Слез Эроса» //Танатография Эроса. Введение, Часть первая, гл.1 (Познание смерти), п.1 (Эротизм, смерть и «дьявол»), п.3 (Эротизм, связанный с познанием смерти); Часть вторая, гл.1 (Дионис, или Античность), п.5 (От эротического смеха к запрету), п.6 (Трагический эротизм), п.7 (Бог трансгрессии и праздника: Дионис), п.8 (Диониссийский мир), гл.2 (Эра христианства), п.1 (От христианского проклятия к болезненной экзальтации…)
• Эвола Ю., Метафизика пола. Введение, гл.3 (Явления восхождения в профанической любви), п.18 (Пол и «человеческие ценности»), 21 (Любовь, сердце, сон, смерть), 22 (Союз любви боли и смерти), 23 (Сладострастие и страдание. Садомазохистский комплекс), 24 (Экстазы эротические и экстазы мистические), 27 (Смысл оргии), 28 (Маркиз де Сад и «Путь левой руки»)

Дополнительная литература:
• Ивин А.А., Многообразный мир любви. Глава «Любовь к жизни и влечение к смерти».
• Кэмпбелл Дж., Маски бога. Кн.1, ч.1, гл.2 (Измененный мир), п.1 (Путь прекрасной любви) – 6, ч.2, гл.4 (Любовь-смерть), п.1 (Eros, Agape и Amor), гл. 5 (Огонь птицы Феникс), п.2 (Путь левой руки).
• Киньяр П., Секс и страх. — М.: 2000.

Вопросы для самостоятельного изучения и последующей презентации:
1-2. В каких отношениях, с точки зрения П. Киньяра, находятся между собой Эрос и Фобос? Какова историческая эволюция этих отношений? Киньяр П., Секс и страх.

Фильмы, рекомендуемые для написания эссе и выступления с докладом:
• Орфей (реж.Ж.Кокто)
• Интимный дневник (реж. П.Гринуэй)

1. Предметное поле метафизики любви.

Первый подход к метафизике пола (Ю.Эвола):
«Что такое "метафизика"? Мы употребляем это слово в двойном смысле. Первый — обычен для философии, разумеющей под "метафизикой" предельные, императивные основы бытия. В этом смысле метафизика пола есть изучение неких абсолютов, определяющих как статику пола, так и динамику полового поведения».

Второй подход к метафизике пола (Ю.Эвола):
«слово "метафизика" берется еще и в другом значении, дословно-прямом, то есть как наука, которая непосредственно следует за физикой, "сверхфизика". Это, однако, касается не абстрактных идей, а непосредственного опыта — но уже не физического, а именно метафизического, то есть транс-психологического и транс-физиологического, в соответствии с доктриной множества уровней бытия, антропологией, не ограниченной простым биномом "душа-тело", но знющей модальные, тонкие и даже трансцендентные человеческие состояния».

Эрос
Ю.Эвола: «Эрос – всегда захватывающий поток, открывающий иные миры. Это знали все и всегда — пусть смутно, но Знали. Чтобы знать яснее, не доставало какого-то особого, тонкого чувства, превыше простой чувственности. Не доставало вектора перемещения среди перемещающихся уровней бытия».

Ж.Батай: «Вся цивилизация, эта возможность человеческой жизни, зависит от разумного предусматривания средств обеспечения жизни. Но ведь эта жизнь - эта цивилизованная жизнь, - которую мы обязаны обеспечивать, не сводится к этим средствам, делающим ее возможной. По ту сторону рассчитанных средств мы ищем цель - или цели - этих средств. […] Отклик на эротическое вожделение - так же как на, возможно, более человечное (менее физическое) вожделение поэтическое, или экстатическое (но как отграничить эротизм от поэзии или эротизм от экстаза?), - так вот, отклик на эротическое вожделение и есть цель».

2. Дуализм любви: Афродита Урания и Афродита Пандемия, Филия и Нейкос, Эрос и Танатос.

Любовь платоническая и любовь половая.
Ю.Эвола: «Стремление овладеть любимым существом и есть отличие поло¬вой любви от "чистой", от человеческого расположения. Чистая любовь не рассматривает другого как объект, она онтологически признает его "самость", "отдельность". Такова любовь христианская — проекция любви Бога к своему свободному творению — не принуждающая, не насилующая и не растворяющая в себе. Напротив, поло¬вая любовь включает в себя стремление подчинить, pacтворить самое душу — и даже если обладание не носит искаженного характера, оно все равно является как бы возмещением за унижения, самоутверждением, борьбой за превосходство».

Филия и Нейкос.
А.Н.Чанышев: «Согласно Эмпедоклу(V в. до н. э.), все, что ни есть в космосе, состоит из четырех вечных и неизменных элементов, стихий, «корней вещей»: земли, воды, воздуха и огня, сочетающихся между собой в разных пропорциях, отчего и происходит все разнообразие. Но эти «корни вещей» в представлении Эмпедокла пассивны. Поэтому он дополнил их двумя противоположными враждующими силами. Эти космические вселенские силы — Вражда (Нейкос) и Дружба, Любовь (Филиа). Аристотель говорит, что, по Эмпедоклу, любовь и вражда попеременно управляют миром, космосом. Сохранившиеся отрывки из сочинения Эмпедокла «О природе» подтверждают это сообщение Аристотеля. В своей кос¬могонической философской поэме Эмпедокл говорит: «То любовью соединяется все воедино, то, напротив, враждою ненависти все несется в разные стороны» — и «эта постоянная смена никогда не прекращается».

Эту космическую любовь Эмпедокл, используя мифо¬логический образ, называет также Гармонией и Афро¬дитой. Однако она не дана чувственному созерцанию, она лишь умозрительна. Это также безличная и невидимая сила, которая сосуществует со стихиями:
Огонь, и вода, и земля, и безграничная высь эфира,
Вне их губительная ненависть, равная по силе каждому из них,
А с ними любовь, одинаковая в длину и в ширину...

Правда, такое положение любви — лишь одно из четырех возможных состояний космоса. Полное господство любви приводит к равномерному перемешиванию всех четырех стихий (любовь соединяет разнородное и разделяет однородное). В таком состоянии космоса как многообразного целого фактически нет. В этом состоянии ненависть находится за пределами космоса. Затем ненависть вступает в космос, образуется неравновесное состояние, любовь все более в космосе убывает, ненависть усиливается. Это космическое состояние мира с развитием его от любви к ненависти. Затем, когда любовь совершенно вытеснена из космоса, наступает время ненависти. В этом состоянии все четыре стихии обособлены (ненависть разделяет разнородное и соединяет однородное). Это тоже акосмическое состоя¬ние мира. Затем в мир снова вторгается любовь. Снова образуется неравновесное состояние. Но в таком космосе развитие идет от ненависти к любви».

Любовь и ревность

Ю.Эвола: «В повседневном эротическом опыте чаще всего можно наблюдать смешение этих взаимно противоречивых стремлений — к власти, господству и в то же время к "выходу из себя", к соединению с другим. Некоторым образом это противоречие диалектично. Метафизически обе тенденции взаимно связаны, растут из одного корня и в истоках своих не так враждебны друг другу, как в проявлениях. Однако интегральный эрос, напротив, приобретает характер экзальтации, μανία, он находится под знаком Единого, преодоления как себя, так и другого, восхождения обоих на иной, героический план. Тогда все антитезы преодолеваются. "По ту сторону жизни", "более, чем жизнь"— вот начала, лежащие в основе большой любви, страсти желания. "Я люблю тебя больше самой жизни..." Распространенный прием обольщения женщины, принятый у арабов, заключается в концентрации напряженного усилия, направленного на нее; при этом мужчина как бы ненароком делает три ножевые зарубки на собственной правой руке и произносит: "Нет бога, кроме Бога. И это так же истинно, как и то, что прежде вытечет вся моя кровь, чем погаснет мое желание владеть тобою"».

«Слезы Эроса»

Ж.Батай: «Сущность человека, как она дана в его сексуальности - которая есть исток и начало человека, - ставит перед ним проблему, разрешение которой ведет к безумию.

Образ этого безумия дан в наивысшем эротическом переживании, в эротическом экстазе, оргазме, властно, наподобие смерти, лишающем человека разума. Могу ли я всецело пережить эротический экстаз, не является ли это смертельно властное чувство предвкушением конечной смерти?

Насилие судорожной радости вырывается из самой сокровенной глубины моего сердца. Это насилие в то же время - я трепещу, говоря эти слова, - и есть сердце смерти: оно разверзлось во мне!

Двойственность человеческой жизни - это двойственность безумного смеха и рыданий. В основе ее лежит трудность согласования разумного расчета, утверждающего жизнь, с этими слезами... С этим ужасным смехом...»

Ж.Батай: «Поистине чувство смущения по отношению к сексуальному акту напоминает, хотя бы в одном смысле, чувство смущения по отношению к смерти и мертвым. В обоих случаях «насилие» переполняет нас странным образом: в обоих случаях то, что происходит, кажется странным, сторонним по отношению к принятому порядку вещей, которому и противится в обоих случаях это насилие. Есть что-то непорядочное в смерти, нечто, несомненно отличающееся от неприличия полового акта. Смерть соединяется со слезами, сексуальное желание порой может быть соединено со смехом. Но ведь смех не так уж противоположен слезам: и объект смеха, и объект слез относятся всегда к особого рода насилию, нарушающему установленный порядок, привычный ход вещей».

Ж.Батай: «В основе эротизма лежит сексуальная деятельность человека. Однако эта деятельность попадает под запрет. Непостижимо! запрещено заниматься любовью! Можно лишь скрыто заниматься ей. […] Однако если мы занимаемся любовью скрыто, запрет преобразует ее, он освещает то, что запрещает, особым светом - зловещим и божественным: одним словом, запрет освещает любовь религиозным светом».

Ж.Батай: «Сегодня никто не хочет видеть того, что эротизм - это безумный мир; мир, эфирные очертания которого лишь прикрывают адскую глубину.

Я придал лирическую форму предложенному мною очерку связей смерти и эротизма. Но я настаиваю: смысл эротизма, если он и дан нам в обрывистой глубине, уклоняется от нас. Прежде всего, эротизм есть реальность самая волнующая, и в то же время эротизм есть реальность самая отвратительная. Даже после психоанализа противоречивые стороны эротизма некоторым образом бесчисленны: глубинная основа этих противоречий по существу своему религиозна, она ужасна, трагична и все еще постыдна. Более того, она божественна... […]

Смысл эротизма уклоняется от каждого, кто не хочет видеть в эротизме религиозного смысла.

Соответственно смысл вообще всех религий уклоняется от каждого, кто пренебрегает его связями с эротизмом».

Ю.Эвола: «Если метафизически любовь-страсть всегда трансцендентна, то психологически каждая любовь, даже обычная, физическая, содержит в себе элемент разрушения, саморазрушения и страдания - "удовольствие" и "наслаждение" имеют изнанку, причем грубую».

«Через понимание комплекса "сладострастие-страдание" в целом, то есть соединения либидо с инстинктом смерти и разрушения, можно вообще подойти к средоточию феноменологии трансценденции в профанической любви. Это прежде всего тайна двойственности женских богинь, воплощающих желание, сексуальность, сладострастие с одной стороны, смерть — с другой (например, Венера-Либитина или египетская богиня любви Хатор и она же Шехмет, богиня смерти)».

3. Я и Другой: любовь как преодоление Я (трансцендирование).

Ю.Эвола: «Метафизическая характеристика всякой любви – превышение индивидуального бытия, его ценностей, норм; интересов, интимных связей — тем более спокойствия, благополучия и даже самой физической жизни».

«Все это свидетельствует о присутствии в любви чего-то абсолютного, превыше всех добродетелей; вот почему мы часто видим ее по ту сторону добра и зла. Последний смысл страсти, толкающей мужчину в женские объятья, – жажда бытия в его трансцендентном смысле, того самого, что незримо утверждает каждый день жизни обыденной, наполняя его и делая понятным. Но делая понятным и иное – как и почему элементарная, неделимая сила эроса толкает человека к самоубийству, убийству или безумию».

Пути трансцендирования: три плана проявления Эроса (Ю.Эвола):
1) Во-пер¬вых, когда сила желания поглощает и подавляет все остальные проявления личности, прежде всего социальные.
2) Второй случай - "абсолютное желание, неотъемлемо включающее в себя ненависть и презрение" - это своего рода "испытание реакции" любящих друг на друга.
3) И, наконец, уравновешенное влечение, когда взаимный магнетизм озаряет взаимоотношения любящих без особых потрясений.

Ю.Эвола: «экстатическое акме сексуальности предполагает некий провал, более или менее глубокий, в сознании влюблен¬ных, и разрыв уровней, из которого они выходят как бы оглушенными».

Ю.Эвола: «всякое пробуждение эроса в его простейшей форме, если не ведет к реальному преображению Я (в этом случае происходит расширение сознания через страсть, направленную на другого, на любимое существо), означает сверхнормальное перенасыщение жизненного цикла, переживаемое как страдание, как смертельное желание, импульс, не находящий разрешения».

Ю.Эвола: «надо отделять любовь, ставящую целью овладение женщиной, от высокой, творческой, самопреодолевающей любви – своего рода искупительной жертвы: только о такой любви и может здесь идти речь».

4. Профаническое и сакральное измерения любви.

Современная любовь глазами традиции

Ж.Батай: «Итак, я подхожу к самому решительному моменту человеческой жизни. Выбросив эротизм из религии, люди свели религию к утилитарной морали... Эротизм, утратив свой священный характер, стал отвратительным...»

Ю.Эвола: «сегодня мно¬гие аспекты эроса атрофированы, латентны, почти неразличимы. В обычной половой любви это только следы, знаки, чтобы их как-то выделить, выявить — нужно нечто подобное дифференциальному и интегральному исчислению в математике. В самом деле, вряд ли древние сакралъно-инициатические формы эроса случайны, вряд ли в них было что-то чего бы не было, пусть сокрыто, и в простом человеческом переживании, Но трудно представить себе, что же превратило переживание в привычку, бесконечно далекую от изначального опыта. Скорее всего, переживание это со временем выродилось, утратило остроту и просто отмерло в нашем цивилизационном цикле, ориентированном на материальный мир. Справедливо сказано: "Отрадно, что человечество занимается любовью глупо и бессознательно, как все, что оно делает; благодаря этому тайна любви еще занимает достойное ее высокое место" (S.Péladan. La Science de J'Amour)».

Священное в повседневном

Ю.Эвола: «Абсолютное всегда – по ту сторону замкнутого "я" эмпирической личности — физической, социально-трудовой, моральной и интеллектуальной. Потому только то, что преодолевает эту жизнь и это Я, создает в их недрах кризис, силой своей преодолевает их силу, что перемещает центр самости вне ее самой — иначе говоря все проблематичное, катастрофическое, разрушительное — открывает более высокие измерения.

Даже в повседневной жизни любовь и секс всегда есть некоторое самопредоление, саморасширение. […] Тирания любви и секса, а также способность эроса взрывать и подавлять все остальные проявления есть с одной стороны свидетельство крайней деградации и демонизма человеческого существования, с другой потенциальная возможность так или иначе, тем или иным способом разрушить замкнутость ограниченного индивидуального существования».

Ю.Эвола: «Объективно следует признать, что состояния экстаза, подобные тем, о которых мы говорим, не являются чистыми и за ред¬кими исключениями имеют малое отношение к подлин¬ной духовности (в свете которой — и это следует принять во внимание — указанные выше психопатологические объяснения оказываются не столь уж неверными). Такие состояния относятся к числу смешанных, промежуточных; отличительным признаком собственно извращения является преобладание чувственного над фундаментальным, или иначе – в этих состояниях мистицизм оказывается просто питательной почвой для экзальтации. В христианской мистике это не редкость. В той степени, в какой в ней присутствует очеловечение божественного и обожествление человеческого, она приобретает черты сенсуализации сакрального (с использованием брачной и эротической символики), в противоположность сакрализации пола, известной дионисийско-тантрическому и инициатическому опыту».

5. Восхождение («Путь правой руки») и нисхождение («Путь левой руки») путем Эроса

Оргиастические ритуалы: путь нисхождения в бесформенность. Ю.Эвола о коллективных оргиастических праздниках и ритуалах: «опыт их переживания далеко уводит от обычного секса. Исчезает связанный с сексом "комплекс вины", колебания эроса сдвигаются в сакральную, уводящую от простой похоти область. […]оргиастические проявления промежуточны: индивидуальные аспекты эроса уже предопределены, но еще по-прежнему происходит излияние семени в женское лоно и, соответственно, есть возможность зачатия. […]Конечной целью оргиастического промискуитета, как мы его понимаем, является нейтрализация и последующее исключение из поведения так называемого внутреннего "социального человека"».

Фундамен¬тальный принцип оргий (Ю.Эвола): «освобождающее нисхождение в бесформенность, осененное женским знаком».

М.Элиаде: «В связи с верой в циклическое возрождение космоса, олицетворяемое аграрными культами, возникло неисчислимое множество оргиастических ритуалов, воспроизводящих первоначальный хаос, единство вне противоположностей, существование до сотворе¬ния».

М.Элиаде: «Оргия, как и погружение в воду, растворяет, но в то же время и воссоздает, воссоздает неразделенного, докосмического "нового человека"».

Ю.Эвола: «В точном соответствии со смыслом такого космико-пантеистического откровения, становящегося частью личного опыта, следует вновь подчеркнуть двойную позитивно-негативную возможность эроса. Соединение с Водами, с Бесформенным, если оно затрагивает сверхприродное ядро личности, может это ядро и освободить, но может и разрушить. […]ор¬гия, хотя и может, уничтожая индивидуальные рамки, выводить ее участников на иной план, все же сохраняет, как и всякая человеческая любовь, "двойное лицо", оставаясь промежуточной, серединной формой эроса».

Злой Бог маркиза де Сада

Ю.Эвола: «Согласно маркизу, господствующей силой во вселенной являете сила "зла", разрушения, преступления. Он признавал существование Бога-Создателя и Правителя мира. Но Бог в восприятии маркиза зол, Его природа — "зло". Ему доставляет удовольствие разрушение и преступления — средства осуществления Его замысла о мире. Вот почему все негативное в мире преобладает над позитивным — это закон реальности: природа открывает нам, что создана ради разрушения и оно – первейший ее закон. Все ценности в мире перевернуты: отрицание и разрушение его служит положительным целям. А согласное с Божественной волей – мировому порядку (точнее, беспорядку). Поэтому противление Богу и миру, по де Саду, — благо; противники Бога служат добродетели, гармонии, добру.
Еще одно логическое следствие — порок и преступление находятся в согласии с господствующей космической силой и поэтому всегда побеждают, благоденствуют и наслаждаются удачей в то время как добродетель порушена, наказана и отмечена непреодолимой слабостью. Отсюда берет начало собственно садическая тема – разрушительного экстаза, наслаждения жестокостью как нарушением порядка».

«Путь левой руки» в метафизических традициях

Ж.Батай: «Среди других богов Дионис по существу своему связан с праздником. Дионис есть бог праздника, бог религиозной трансгрессии . Чаще всего Дионис представляется как бог винограда и опьянения. Дионис - пьяный бог, это бог, божественная сущность которого состоит в безумии. Но, если уж по порядку, само безумие по существу своему божественно. Божественный - значит безумный, значит отвергающий разумные правила.

Мы привыкли отождествлять религию с законом, мы привыкли отождествлять ее с разумом. Но если придерживаться того, что лежит в основе всей совокупности религии, мы должны отвергнуть этот принцип.

Я уверен, в основе своей религия разрушительна; она отвращает от соблюдения законов. Религия требует по меньшей мере чрезмерности, она требует трансгрессии святого, святотатства, жертвы, она требует праздника, вершиной которого является экстаз».

«Bhagavad-gîtâ [...]описывает "Путь левой руки" в строго метафизических и теологических терминах. Божество в своей наивысшей форме открывшееся таковым, согласно тексту, воину Арджуне, не может не быть бесконечным, а значит, не может не порождать также и кризисов, разрушений, ломки всего конечного, условного, смертного. Оно подобно току высокого напряжения, сотрясающему все, к нему подключенное. Время, также изменяющее и разрушающее формы, — один из аспектов такого трансцендирующего божества. Плод разрушения — обнажение высшей реальности в моменты самых страшных кризисов и потрясений».

«Можно сослаться на Валентина Гностика (см. Mead, cit., p.224): "С самого начала вы бессмертны, вы сыны Жизни — жизни, участвующей в игре Эонов. И вы должны разделить в себе долю смерти, расточить и растворить саму смерть дабы смерть умерла, в вас от ваших же рук — нерастворимые, вы растворите собою весь мир, и будете мастера сотворения и растворения". О "левом" пути в каббалистике см. у Агриппы (De occulta philosopbia. III, 40): каббалисты разделяют два аспекта божественности: левая рука и" "шпага Божества", аспект ужаса, "отпечатанный на человеке", аспект, подчиняющий все единому порядку, и haesed милосердие, правая рука, принцип любви. Агриппа указывает (ibid., III, 63), что Юпитер держит свой скипетр в левой руке, ибо "с этой стороны — духовное средоточие жизни"».

На нашем сайте есть и другие лекции . Г. Я. Стрельцовой:

К определению понятий «социальное конструирование» и «эрос». Г. Я. Стрельцова

Феномен любви в традиционном обществе: институт семьи, любовь как сакральный ритуал. Г. Я. Стрельцова

Эрос в историко-культурной перспективе: античность, христианство, ислам. Г. Я. Стрельцова

Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова

Эрос в психоаналитической перспективе. Г. Я. Стрельцова

Статьи, относящиеся к этой же теме:

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров.

Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
Яндекс деньги :
кошелек
410014252323944
или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми