образовательно-доверительный сайт


Эрос в психоаналитической перспективе. Г. Я. Стрельцова

Автор: Галина Яковлевна Стрельцова. Род. 16.08.1937 - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ.
"Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви".

Лекция 7. Зигмунд Фрейд

Структура лекции:
1. Открытие бессознательного. Триада «Сознательное—Предсознательное—Бессознательное» на заре психоанализа.
2. Эротизация бессознательного. Понятие либидо.
3. Принцип удовольствия и принцип реальности.
4. Триада «Оно (id)—Я (Ego)—Сверх-Я (superego). Ограничение либидозной энергии и формирование морали и культуры. Культура как источник и результат (сублимация) ограничения либидо. Реакционность Сверх-Я.
5. Влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос).

Обязательная литература:
Фрейд З., Я и Оно.

Дополнительная литература:
• Фрейд З., Введение в психоанализ. Лекции. Ч.3, лекции 20 (Сексуальная жизнь человека), 21 (Развитие либидо и сексуальная организация), 26 (Либидо и нарциссизм)
• Фрейд З., Мы и смерть
• Фрейд З., Недовольство культурой.
• Фрейд З., Очерки по психологии сексуальности.
• Фрейд З., По ту сторону принципа удовольствия.
• Фрейд З., Психология масс и анализ человеческого "Я"
• Фрейд З., Толкование сновидений
• Фромм Э., Искусство любить.
• Юнг К.Г., Либидо, его метаморфозы и формулы. Ч.2, гл.2 (О понятии и генетической теории либидо).
• Юнг К.Г., Брак как психологическое взаимоотношение.
• Юнг К.Г., Психология бессознательного. Гл. 1 (Психоанализ), 2 (Теория Эроса).

Вопросы для самостоятельного изучения и последующей презентации:
1. Что обнаруживает З.Фрейд «по ту сторону принципа удовольствия»? Фрейд З., По ту сторону принципа удовольствия.
2. Какова структура и логика брачных отношений с точки зрения аналитической психологии? Юнг К.Г., Брак как психологическое взаимоотношение.
3. В чем, по мнению З.Фрейда, проявляется амбивалентность культуры? Как строятся отношения культуры и эроса? Фрейд З., Недовольство культурой.
4. Какое место, с точки зрения психоаналитической теории, в нашей жизни занимает смерть? Фрейд З., Мы и смерть
5. Какую роль играет энергия либидо в массовой психологии, согласно учению З. Фрейда? Фрейд З., Психология масс и анализ человеческого "Я" (гл.4 «Внушение и либидо» и далее)

1. Открытие бессознательного. Триада «Сознательное—Предсознательное—Бессознательное» на заре психоанализа.

Фрейд З. («Я и Оно»): «Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере частые, как и важ¬ные, патологические процессы психической жизни и причис¬лить их к научным явлениям. Повторяю еще раз другими сло¬вами: психоанализ не может считать сознательное сутью пси¬хики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать.

[…]«Быть сознательным» есть чисто описательный термин, ссы¬лающийся на наиболее непосредственные и наиболее надежные восприятия. Но дальше опыт показывает нам, что психический элемент, например представление, обычно не осознается дли¬тельно. Напротив, характерно то, что состояние осознанности быстро проходит; осознанное сейчас представление в следую¬щий момент делается неосознанным, но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание. И мы не знаем, чем оно было в промежутках; мы можем сказать, что оно было латентно, и подразумеваем под этим, что оно в любой момент было способно быть осознанным.

[…]мы приобретаем наше понятие о бессозна¬тельном из учения о вытеснении. Вытесненное является для нас примером бессознательного; мы видим, однако, что есть два вида бессознательного: латентное, но способное к осозна¬нию, и вытесненное — само по себе и без дальнейшего неспо¬собное для осознания. Наше представление о психической ди¬намике не может не повлиять на номенклатуру и описание. Мы называем латентное — бессознательное — только в дес¬криптивном, а не в динамическом смысле, предсознательным названием бессознательного мы ограничиваем только дина¬мически бессознательно вытесненное и получаем, таким обра¬зом, три термина: сознательное (СЗ), предсознательное (ПСЗ) и бессознательное (БСЗ), смысл которых — уже не чисто дес¬криптивный. ПСЗ, как мы думаем, гораздо ближе к СЗ, чем БСЗ, и так как БСЗ мы назвали психическим, то тем уверен¬нее отнесем это название к латентному ПСЗ».

2. Эротизация бессознательного. Понятие либидо.

3. Принцип удовольствия и принцип реальности. Ананке: борьба за существование как необходимость.

Фрейд З. («По ту сторону принципа удовольствия»): В психоаналитической теории мы без колебания при¬нимаем положение, что течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия (Lustprinzip),возбуждаясь каждый раз связанным с не¬удовольствием напряжением и принимая затем направ¬ление, совпадающее в конечном счете с уменьшением этого напряжения, другими словами, с устранением не¬удовольствия (Unlust) или получением удовольствия (Lust). Рассматривая изучаемые нами психические про¬цессы в связи с таким характером их протекания, мы вводим тем самым в нашу работу «экономическую» точку зрения.

4. Триада «Оно (id)—Я (Ego)—Сверх-Я (superego). Ограничение либидозной энергии и формирование морали и культуры. Культура как источник и результат (сублимация) ограничения либидо. Реакционность Сверх-Я.

Фрейд З. («Я и Оно»): «индивид для нас — психическое Оно, неузнанное и бессознательное, на котором поверхностно покоится Я, развитое из системы В как ядра. Если изобразить это графически, то следует прибавить, что Я не це¬ликом охватывает Оно, а только постольку, поскольку система В образует его поверхность, т. е. примерно так, как пластинка зародыша покоится на яйце. Я не четко отделено от Оно, кни¬зу оно с ним сливается. Но и вытесненное сливается с Оно — оно является лишь его частью. Вытесненное только от Я резко ограничено сопро¬тивлениями вытеснения; при помощи Оно оно может с ним сообщаться».

Фрейд З. («Я и Оно»): «Если бы Я было только частью Оно, модифицированным влиянием системы восприятий — представителем реального внешнего мира в психике, то мы имели бы дело с простым по-ложением вещей. Добавляется, однако, еще нечто другое.

Мотивы, побудившие нас предположить в Я еще одну сту¬пень-дифференциацию внутри самого Я — назвать эту ступень Идеалом Я или Сверх-Я, разъяснены в других местах1. Эти мотивы обоснованные2. Новостью, требующей объяснения, является то, что эта часть Я имеет менее тесное отношение к сознанию.

[…]отделение Сверх-Я от Я не является чем-то случайным: оно отображает самые значительные черты развития индивида и развития вида, а кроме того, создает устойчивое выраже¬ние влияния родителей, т. е. увековечивает те моменты, которым оно само обязано своим происхождением. […]

Таким образом, Идеал Я является наследием Эдипова комп¬лекса и, следовательно, выражением наиболее мощных движений в наиболее важных судеб либидо в Оно. Вследствие установле¬ния Идеала Я, Я овладело Эдиповым комплексом и одновремен¬но само себя подчинило Оно. В то время как Я, в основном, явля¬ется представителем внешнего мира, реальности, — Сверх-Я про¬тивостоит ему как поверенный внутреннего мира, мира Оно. Мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между Я и идеалом будут, в конечном итоге, отражать противоположность реально¬го и психического, внешнего мира и мира внутреннего.

То, что биология и судьбы человеческого вида создали и оставили в Оно, путем образования идеала передается в Я и вновь индивидуально в нем переживается. Идеал Я, вследствие истории своего образования, имеет самую обширную связь с филогенетическим приобретением — архаическим наследием отдельного человека. То, что в отдельной психической жизни было самым глубоким, становится путем создания идеала наи¬высшим в человеческой душе, соответственно в нашей шкале оценок».

5. Влечение к жизни (Эрос, принцип удовольствия) и влечение к смерти (Танатос, принцип нирваны). Их отношения со Сверх-Я.

Маркузе Г. («Эрос и цивилизация»): «Если в начале своего развития теория Фрейда строится вокруг антагонизма между сексуальными (либидозными) и "Я"-влечениями (направленными на самосохранение), то впоследствии ее центром становится конфликт между влечением к жизни (Эрос) и влечением к смерти. В течение короткого промежуточного периода место дуалистической концепции заняло предположение о всепроникающем (нарциссическом) либидо. Однако во всех модификациях теории доминирующее положение в структуре инстинктов остается за сексуальностью, что обусловлено, согласно Фрейду, самой природой психического аппарата: так как первичные психические процессы управляются принципом удовольствия, следовательно, тот инстинкт, который поддерживает жизнь, подчиняясь этому принципу, должен быть влечением к жизни».

Маркузе Г. («Эрос и цивилизация»): Из общей природы жизни инстинктов развиваются два типа антагонистических влечений, и влечение к жизни (Эрос) берет верх над влечением к смерти. Они постоянно действуют против друг друга и замедляют "нисхождение к смерти": "требования Эроса, сексуальные влечения, являются тем, что в виде потребностей влечений задерживает снижение уровня и вносит новые напряженности"* (* "Я" и "Оно", с. 381. (Перевод слегка изменен. - Примеч. пер.) - Примеч. авт.) Их функция воспроизводства жизни начинается с отделением эмбриональных клеток от организма и соединением двухклеточных тел* (* По ту сторону принципа удовольствия, с. 232. - Примеч. авт.), что ведет к формированию и сохранению "более крупных единств жизни"* (*An Outline of Psychoanalysis. New York: W. W. Norton, 1949, p. 20. - Примеч. авт.) Таким образом, они завоевывают потенциальное бессмертие живой материи в борьбе со смертью* (* По ту сторону принципа удовольствия, с. 233. - Примеч. авт.)».

На нашем сайте есть и другие лекции . Г. Я. Стрельцовой:

К определению понятий «социальное конструирование» и «эрос». Г. Я. Стрельцова

Феномен любви в традиционном обществе: институт семьи, любовь как сакральный ритуал. Г. Я. Стрельцова

Эрос в историко-культурной перспективе: античность, христианство, ислам. Г. Я. Стрельцова

Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова

Метафизическая двойственность любви. Г. Я. Стрельцова

Статьи, относящиеся к этой же теме:

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров.

Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми