Эрос в психоаналитической перспективе. Г. Я. Стрельцова
Автор: Галина Яковлевна Стрельцова. Род. 16.08.1937 - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ.
"Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви".
Лекция 7.
Структура лекции:
1. Открытие бессознательного. Триада «Сознательное—Предсознательное—Бессознательное» на заре психоанализа.
2. Эротизация бессознательного. Понятие либидо.
3. Принцип удовольствия и принцип реальности.
4. Триада «Оно (id)—Я (Ego)—Сверх-Я (superego). Ограничение либидозной энергии и формирование морали и культуры. Культура как источник и результат (сублимация) ограничения либидо. Реакционность Сверх-Я.
5. Влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти (Танатос).
Обязательная литература:
•
Фрейд З., Я и Оно.
Дополнительная литература:
• Фрейд З., Введение в психоанализ. Лекции. Ч.3, лекции 20 (Сексуальная жизнь человека), 21 (Развитие либидо и сексуальная организация), 26 (Либидо и нарциссизм)
• Фрейд З., Мы и смерть
• Фрейд З., Недовольство культурой.
• Фрейд З., Очерки по психологии сексуальности.
• Фрейд З., По ту сторону принципа удовольствия.
• Фрейд З., Психология масс и анализ человеческого "Я"
• Фрейд З., Толкование сновидений
• Фромм Э., Искусство любить.
• Юнг К.Г., Либидо, его метаморфозы и формулы. Ч.2, гл.2 (О понятии и генетической теории либидо).
• Юнг К.Г., Брак как психологическое взаимоотношение.
• Юнг К.Г., Психология бессознательного. Гл. 1 (Психоанализ), 2 (Теория Эроса).
Вопросы для самостоятельного изучения и последующей презентации:
1. Что обнаруживает З.Фрейд «по ту сторону принципа удовольствия»?
Фрейд З., По ту сторону принципа удовольствия.
2. Какова структура и логика брачных отношений с точки зрения аналитической психологии?
Юнг К.Г., Брак как психологическое взаимоотношение.
3. В чем, по мнению З.Фрейда, проявляется амбивалентность культуры? Как строятся отношения культуры и эроса?
Фрейд З., Недовольство культурой.
4. Какое место, с точки зрения психоаналитической теории, в нашей жизни занимает смерть?
Фрейд З., Мы и смерть
5. Какую роль играет энергия либидо в массовой психологии, согласно учению З. Фрейда?
Фрейд З., Психология масс и анализ человеческого "Я" (гл.4 «Внушение и либидо» и далее)
1. Открытие бессознательного. Триада «Сознательное—Предсознательное—Бессознательное» на заре психоанализа.
Фрейд З. («Я и Оно»): «Разделение психики на сознательное и бессознательное является основной предпосылкой психоанализа и дает ему одному возможность понять в такой же мере частые, как и важ¬ные, патологические процессы психической жизни и причис¬лить их к научным явлениям. Повторяю еще раз другими сло¬вами: психоанализ не может считать сознательное сутью пси¬хики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать.
[…]«Быть сознательным» есть чисто описательный термин, ссы¬лающийся на наиболее непосредственные и наиболее надежные восприятия. Но дальше опыт показывает нам, что психический элемент, например представление, обычно не осознается дли¬тельно. Напротив, характерно то, что состояние осознанности быстро проходит; осознанное сейчас представление в следую¬щий момент делается неосознанным, но при известных легко осуществимых условиях может снова вернуться в сознание. И мы не знаем, чем оно было в промежутках; мы можем сказать, что оно было латентно, и подразумеваем под этим, что оно в любой момент было способно быть осознанным.
2. Эротизация бессознательного. Понятие либидо.
3. Принцип удовольствия и принцип реальности. Ананке: борьба за существование как необходимость.
Фрейд З. («По ту сторону принципа удовольствия»): В психоаналитической теории мы без колебания при¬нимаем положение, что течение психических процессов автоматически регулируется принципом удовольствия (Lustprinzip),возбуждаясь каждый раз связанным с не¬удовольствием напряжением и принимая затем направ¬ление, совпадающее в конечном счете с уменьшением этого напряжения, другими словами, с устранением не¬удовольствия (Unlust) или получением удовольствия (Lust). Рассматривая изучаемые нами психические про¬цессы в связи с таким характером их протекания, мы вводим тем самым в нашу работу «экономическую» точку зрения.
4. Триада «Оно (id)—Я (Ego)—Сверх-Я (superego). Ограничение либидозной энергии и формирование морали и культуры. Культура как источник и результат (сублимация) ограничения либидо. Реакционность Сверх-Я.
Фрейд З. («Я и Оно»): «индивид для нас — психическое Оно, неузнанное и бессознательное, на котором поверхностно покоится Я, развитое из системы В как ядра. Если изобразить это графически, то следует прибавить, что Я не це¬ликом охватывает Оно, а только постольку, поскольку система В образует его поверхность, т. е. примерно так, как пластинка зародыша покоится на яйце. Я не четко отделено от Оно, кни¬зу оно с ним сливается. Но и вытесненное сливается с Оно — оно является лишь его частью. Вытесненное только от Я резко ограничено сопро¬тивлениями вытеснения; при помощи Оно оно может с ним сообщаться».
Фрейд З. («Я и Оно»): «Если бы Я было только частью Оно, модифицированным влиянием системы восприятий — представителем реального внешнего мира в психике, то мы имели бы дело с простым по-ложением вещей. Добавляется, однако, еще нечто другое.
Мотивы, побудившие нас предположить в Я еще одну сту¬пень-дифференциацию внутри самого Я — назвать эту ступень Идеалом Я или Сверх-Я, разъяснены в других местах1. Эти мотивы обоснованные2. Новостью, требующей объяснения, является то, что эта часть Я имеет менее тесное отношение к сознанию.
[…]отделение Сверх-Я от Я не является чем-то случайным: оно отображает самые значительные черты развития индивида и развития вида, а кроме того, создает устойчивое выраже¬ние влияния родителей, т. е. увековечивает те моменты, которым оно само обязано своим происхождением. […]
Таким образом, Идеал Я является наследием Эдипова комп¬лекса и, следовательно, выражением наиболее мощных движений в наиболее важных судеб либидо в Оно. Вследствие установле¬ния Идеала Я, Я овладело Эдиповым комплексом и одновремен¬но само себя подчинило Оно. В то время как Я, в основном, явля¬ется представителем внешнего мира, реальности, — Сверх-Я про¬тивостоит ему как поверенный внутреннего мира, мира Оно. Мы теперь подготовлены к тому, что конфликты между Я и идеалом будут, в конечном итоге, отражать противоположность реально¬го и психического, внешнего мира и мира внутреннего.
5. Влечение к жизни (Эрос, принцип удовольствия) и влечение к смерти (Танатос, принцип нирваны). Их отношения со Сверх-Я.
Маркузе Г. («Эрос и цивилизация»): «Если в начале своего развития теория Фрейда строится вокруг антагонизма между сексуальными (либидозными) и "Я"-влечениями (направленными на самосохранение), то впоследствии ее центром становится конфликт между влечением к жизни (Эрос) и влечением к смерти. В течение короткого промежуточного периода место дуалистической концепции заняло предположение о всепроникающем (нарциссическом) либидо. Однако во всех модификациях теории доминирующее положение в структуре инстинктов остается за сексуальностью, что обусловлено, согласно Фрейду, самой природой психического аппарата: так как первичные психические процессы управляются принципом удовольствия, следовательно, тот инстинкт, который поддерживает жизнь, подчиняясь этому принципу, должен быть влечением к жизни».
Маркузе Г. («Эрос и цивилизация»): Из общей природы жизни инстинктов развиваются два типа антагонистических влечений, и влечение к жизни (Эрос) берет верх над влечением к смерти. Они постоянно действуют против друг друга и замедляют "нисхождение к смерти": "требования Эроса, сексуальные влечения, являются тем, что в виде потребностей влечений задерживает снижение уровня и вносит новые напряженности"* (* "Я" и "Оно", с. 381. (Перевод слегка изменен. - Примеч. пер.) - Примеч. авт.) Их функция воспроизводства жизни начинается с отделением эмбриональных клеток от организма и соединением двухклеточных тел* (* По ту сторону принципа удовольствия, с. 232. - Примеч. авт.), что ведет к формированию и сохранению "более крупных единств жизни"* (*An Outline of Psychoanalysis. New York: W. W. Norton, 1949, p. 20. - Примеч. авт.) Таким образом, они завоевывают потенциальное бессмертие живой материи в борьбе со смертью* (* По ту сторону принципа удовольствия, с. 233. - Примеч. авт.)».
К определению понятий «социальное конструирование» и «эрос». Г. Я. Стрельцова
Эрос в историко-культурной перспективе: античность, христианство, ислам. Г. Я. Стрельцова
Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова
Метафизическая двойственность любви. Г. Я. Стрельцова
История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев
Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс