Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова
Автор: Галина Яковлевна Стрельцова. Род. 16.08.1937 - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ.
"Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви".
Лекция 4.
Структура лекции:
2. Типы любви сегодня. Любовь как рефлексивный проект самости (по Э. Гидденсу).
3. От passion к amour passion. Модус «свободы от».
4. Романтическая и ее ассиметричность.
5. Любовь-слияние Vs. романтическая любовь. Ars erotica и чистые отношения.
Обязательная литература:
• Гидденс Э., Трансформация интимности. Гл. 3 (Романтическая любовь и другие привязанности), п.1-2, гл. 4 (Любовь, привязанность и чистые отношения), п.1,4.
Дополнительная литература:
• Беккер, Г. Выбор партнера на брачных рынках.
• Рюриков Ю., Три влечения. Гл. 4 (Тень человека), 5 (Психология современной любви)
• Яргомская Н., Сценарии сексуального дебюта женщин: переход от традиционной к альтернативной модели // В поисках сексуальности.
Вопросы для самостоятельного изучения и последующей презентации:
1. Как происходит встреча партнеров на брачном рынке в условиях полигамии и моногамии?
Беккер, Г. Выбор партнера на брачных рынках.
2. Как в современном обществе трансформируются основные сценарии сексуального дебюта женщины?
Яргомская Н., Сценарии сексуального дебюта женщин: переход от традиционной к альтернативной модели.
Вопросы для творческой работы и последующей презентации:
1. Обозначьте главные особенности любви-страсти. Напишите историю любви (1—1.5 стр.), которая бы соответствовала этому типу.
Гидденс Э., Трансформация интимности. Гл. 3 (Романтическая любовь и другие привязанности), п.1-2
2. Укажите основные черты романтической любви. Напишите историю любви (1—1.5 стр.), которая бы соответствовала этому типу.
Гидденс Э., Трансформация интимности. Гл. 3 (Романтическая любовь и другие привязанности), п.1-2
3. Выделите специфические характеристики любви-слияния. Напишите историю любви (1—1.5 стр.), которая бы соответствовала этому типу.
Гидденс Э., Трансформация интимности. Гл. 4 (Любовь, привязанность и чистые отношения), п.1,4.
1. Типы любви сегодня. Любовь как рефлексивный проект самости
Исторические типы культуры любви (по Ю. Рюрикову):
1. патриархальная докультура любви;
2. ханжески-пуританская антикультура любви;
3. гуманистическая культура любви;
4. коммерческая антикультура секса.
Типы любви (по Э. Гидденсу):
1) любовь-страсть (amour passion).
2) романтическая любовь (romance).
3) любовь-слияние (confluent love).
Любовь как рефлексивный проект самости
любовь-страсть романтическая любовь любовь-слияние
рефлексивность
2. От passion к amour passion. Модус «свободы от».
Два модуса свободы:
1. «свобода от»
2. «свобода для»
Характеристики amour passion:
1) конфликт с рутиной повседневной жизни;
2) сильная эмоциональная связь между влюбленными, вытесняющая их социальные связи;
3) экзистенциальная близость amour passion к религиозной passion;
4) харизматичность amour passion, порождающая ее жертвенность и разрушительность;
5) потенциальная а- и контрсоциальность;
6) культурная оценка страстной любви как трагической (Зигфрид, Брумхильда, Кримхильда; Ромео и Джульетта; etc.).
3. Романтическая любовь и ее ассиметричность.
3.1. Рыцарская куртуазная любовь как прообраз романтической любви.
Кон И.: «Куртуазная любовь» как попытка слияния «духовной» и «физической» любви. При всей ее условности и манерности, лирика трубадуров возводит любовную страсть в ранг высшего человеческого переживания. Как ни идеален образ Прекрасной Дамы, рыцарь смотрел на нее преимущественно «телесными очами». Впрочем, куртуазная поэзия была достоянием очень узкой прослойки феодальной элиты и имела мало общего с реальным бытовым поведением.
Хотя буржуазное общество выступало против феодализма под флагом свободы развития личности, уже в XVI-XVII веках человек начинает трактоваться преимущественно как homo economicus (человек экономический), который реализует себя, прежде всего, а то и исключительно, в труде и деловом преуспеянии. Гипертрофированное чувство потребности в достижении материального благополучия означало также изменение временного соотношения труда и игры, при котором последней отводилось теперь подчиненное, ограниченное место («Делу — время, потехе — час»). И когда на смену христианскому аскетизму приходит буржуазная мораль самоограничения, телесно-эмоциональная сторона бытия, включая сексуальность, снова подвергается гонениям.
3.2. Идеализм романтической любви.
Характеристики романтической любви (осмысляется с XVIII в.):
1) идеалистичность, заимствованная от христианской passion;
2) эмоциональная привязанность, наследуемая от страстной любви;
3) нарративность, повествовательность (романность)
4) рефлексивность
5) поисковый характер, проективность
6) ассиметричность
Гидденс Э.: В романтической любви привязанность, как элемент возвышенной любви, имеет тенденцию преобладать над сексуальным пылом. Важность этого момента вряд ли возможно переоценить.
Любовь, включая в себя сексуальность, разрушается ею; «добродетель» начинает принимать другой смысл для обоих полов, не означая более одной лишь невинности, а скорее определенные качества характера, которые останавливают выбор на другой личности как «особой».
3.3. Поиск и привязанность.
Гидденс Э.: Поиск — это одиссея, в которой самоидентичность обретения своей законной силы проистекает из открытия другого.
Роман приводит сексуальность в предвосхищаемое будущее, в котором сексуальные сношения рассматриваются как объезды на пути к предстоящим, в конце концов, любовным отношениям. Секс, если он имел место, — это прибор зажигания, роман – как поиск судьбы.
3.4. Романтическая любовь как феминный проект реализации.
Гидденс Э.: Романтическая любовь сделала из amour passion особый кластер убеждений и идеалов, сообщающийся с трансцендентальностью; романтическая любовь может заканчиваться трагедией и служить источником греха, но она также и источник триумфа, победа над предписаниями и компромиссами света. Такая любовь проектируется в двух смыслах: она охватывает и идеализирует другого и она проектирует ход будущего развития.
Различия между мужской и женской версией любовной победы:
1) мужская победа — завоевание;
2) женская победа — творение, пробуждение любви.
3.5. Брак как средство закрепощения и брак как средство автономии. Модус «свободы для».
Главная проблема — не как завоевать свободу, а как распорядиться ею.
3.6. Ассиметричность романтической любви
Гидденс Э.: Романтическая любовь в течение долгого времени обладала характерной чертой эгалитарности, внутренне присущей идее, что отношения проистекают скорее из эмоциональной вовлеченности двух людей, нежели из внешних социальных критериев. Однако де-факто романтическая любовь совершенно асимметрична с точки зрения власти.
4. Любовь-слияние Vs. романтическая любовь. Ars erotica и чистые отношения.
Характеристики любви-слияния:
1) открытие себя другому (вместо проективной идентификации);
2) замещение проекта «особой личности» проектом «особых отношений»;
3) открытость совместного проекта;
4) темпоральность совместного проекта, связанная с его актуальностью;
5) симметрия, основанная на чистых отношениях.
Гидденс Э.: Любовь-слияние — это активная, неожиданная любовь, и поэтому она находится в дисгармонии с такими качествами комплекса романтической любви, как «навсегда», «ты и только ты».
Особенности чистых отношений: Гидденс Э.: Чистые отношения не имеют ничего общего с сексуальным пуритантизмом это скорее ограничительное, нежели описательное понятие. Оно относится к ситуации, где социальное отношение вводится ради самого себя, ради того, что может быть извлечено каждой личностью из поддерживаемой ассоциации с другим; и которое продолжается лишь до тех пор, пока обе стороны думают, что оно каждому из индивидов доставляет достаточно удовлетворения, чтобы оставаться в его рамках.
К определению понятий «социальное конструирование» и «эрос». Г. Я. Стрельцова
Эрос в историко-культурной перспективе: античность, христианство, ислам. Г. Я. Стрельцова
Эрос в психоаналитической перспективе. Г. Я. Стрельцова
Метафизическая двойственность любви. Г. Я. Стрельцова
История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев
Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс