образовательно-доверительный сайт


Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова

Автор: Галина Яковлевна Стрельцова. Род. 16.08.1937 - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ.
"Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви".

Лекция 4.

Э.Гидденс

Структура лекции:
2. Типы любви сегодня. Любовь как рефлексивный проект самости (по Э. Гидденсу).
3. От passion к amour passion. Модус «свободы от».
4. Романтическая и ее ассиметричность.
5. Любовь-слияние Vs. романтическая любовь. Ars erotica и чистые отношения.

Обязательная литература:
• Гидденс Э., Трансформация интимности. Гл. 3 (Романтическая любовь и другие привязанности), п.1-2, гл. 4 (Любовь, привязанность и чистые отношения), п.1,4.

Дополнительная литература:
• Беккер, Г. Выбор партнера на брачных рынках.
• Рюриков Ю., Три влечения. Гл. 4 (Тень человека), 5 (Психология современной любви)
• Яргомская Н., Сценарии сексуального дебюта женщин: переход от традиционной к альтернативной модели // В поисках сексуальности.

Вопросы для самостоятельного изучения и последующей презентации:
1. Как происходит встреча партнеров на брачном рынке в условиях полигамии и моногамии? Беккер, Г. Выбор партнера на брачных рынках.
2. Как в современном обществе трансформируются основные сценарии сексуального дебюта женщины? Яргомская Н., Сценарии сексуального дебюта женщин: переход от традиционной к альтернативной модели.

Вопросы для творческой работы и последующей презентации:
1. Обозначьте главные особенности любви-страсти. Напишите историю любви (1—1.5 стр.), которая бы соответствовала этому типу. Гидденс Э., Трансформация интимности. Гл. 3 (Романтическая любовь и другие привязанности), п.1-2
2. Укажите основные черты романтической любви. Напишите историю любви (1—1.5 стр.), которая бы соответствовала этому типу. Гидденс Э., Трансформация интимности. Гл. 3 (Романтическая любовь и другие привязанности), п.1-2
3. Выделите специфические характеристики любви-слияния. Напишите историю любви (1—1.5 стр.), которая бы соответствовала этому типу. Гидденс Э., Трансформация интимности. Гл. 4 (Любовь, привязанность и чистые отношения), п.1,4.

1. Типы любви сегодня. Любовь как рефлексивный проект самости

Исторические типы культуры любви (по Ю. Рюрикову):
1. патриархальная докультура любви;
2. ханжески-пуританская антикультура любви;
3. гуманистическая культура любви;
4. коммерческая антикультура секса.

Типы любви (по Э. Гидденсу):
1) любовь-страсть (amour passion).
2) романтическая любовь (romance).
3) любовь-слияние (confluent love).

Любовь как рефлексивный проект самости

любовь-страсть романтическая любовь любовь-слияние
рефлексивность

2. От passion к amour passion. Модус «свободы от».

Два модуса свободы:
1. «свобода от»
2. «свобода для»

Гидденс Э.: Секулярное использование слова «страсть» (в оригинале — passion — примеч. перев.) — в отличие от его прежнего употребления, означавшего страсть религиозную, — сравнительно новое, имеет смысл оценить страстную любовь, amour passion, как выражение родовой связи между любовью и сексуальной притягательностью.

Характеристики amour passion:
1) конфликт с рутиной повседневной жизни;
2) сильная эмоциональная связь между влюбленными, вытесняющая их социальные связи;
3) экзистенциальная близость amour passion к религиозной passion;
4) харизматичность amour passion, порождающая ее жертвенность и разрушительность;
5) потенциальная а- и контрсоциальность;
6) культурная оценка страстной любви как трагической (Зигфрид, Брумхильда, Кримхильда; Ромео и Джульетта; etc.).

3. Романтическая любовь и ее ассиметричность.

3.1. Рыцарская куртуазная любовь как прообраз романтической любви.
Кон И.: «Куртуазная любовь» как попытка слияния «духовной» и «физической» любви. При всей ее условности и манерности, лирика трубадуров возводит любовную страсть в ранг высшего человеческого переживания. Как ни идеален образ Прекрасной Дамы, рыцарь смотрел на нее преимущественно «телесными очами». Впрочем, куртуазная поэзия была достоянием очень узкой прослойки феодальной элиты и имела мало общего с реальным бытовым поведением.


Хотя буржуазное общество выступало против феодализма под флагом свободы развития личности, уже в XVI-XVII веках человек начинает трактоваться преимущественно как homo economicus (человек экономический), который реализует себя, прежде всего, а то и исключительно, в труде и деловом преуспеянии. Гипертрофированное чувство потребности в достижении материального благополучия означало также изменение временного соотношения труда и игры, при котором последней отводилось теперь подчиненное, ограниченное место («Делу — время, потехе — час»). И когда на смену христианскому аскетизму приходит буржуазная мораль самоограничения, телесно-эмоциональная сторона бытия, включая сексуальность, снова подвергается гонениям.

3.2. Идеализм романтической любви. Характеристики романтической любви (осмысляется с XVIII в.):
1) идеалистичность, заимствованная от христианской passion;
2) эмоциональная привязанность, наследуемая от страстной любви;
3) нарративность, повествовательность (романность)
4) рефлексивность
5) поисковый характер, проективность
6) ассиметричность

Гидденс Э.: В романтической любви привязанность, как элемент возвышенной любви, имеет тенденцию преобладать над сексуальным пылом. Важность этого момента вряд ли возможно переоценить.
Любовь, включая в себя сексуальность, разрушается ею; «добродетель» начинает принимать другой смысл для обоих полов, не означая более одной лишь невинности, а скорее определенные качества характера, которые останавливают выбор на другой личности как «особой».

3.3. Поиск и привязанность.
Гидденс Э.: Поиск — это одиссея, в которой самоидентичность обретения своей законной силы проистекает из открытия другого.
Роман приводит сексуальность в предвосхищаемое будущее, в котором сексуальные сношения рассматриваются как объезды на пути к предстоящим, в конце концов, любовным отношениям. Секс, если он имел место, — это прибор зажигания, роман – как поиск судьбы.

3.4. Романтическая любовь как феминный проект реализации.
Гидденс Э.: Романтическая любовь сделала из amour passion особый кластер убеждений и идеалов, сообщающийся с трансцендентальностью; романтическая любовь может заканчиваться трагедией и служить источником греха, но она также и источник триумфа, победа над предписаниями и компромиссами света. Такая любовь проектируется в двух смыслах: она охватывает и идеализирует другого и она проектирует ход будущего развития.

Различия между мужской и женской версией любовной победы:
1) мужская победа — завоевание;
2) женская победа — творение, пробуждение любви.

3.5. Брак как средство закрепощения и брак как средство автономии. Модус «свободы для».
Главная проблема — не как завоевать свободу, а как распорядиться ею.

3.6. Ассиметричность романтической любви
Гидденс Э.: Романтическая любовь в течение долгого времени обладала характерной чертой эгалитарности, внутренне присущей идее, что отношения проистекают скорее из эмоциональной вовлеченности двух людей, нежели из внешних социальных критериев. Однако де-факто романтическая любовь совершенно асимметрична с точки зрения власти.

4. Любовь-слияние Vs. романтическая любовь. Ars erotica и чистые отношения.

Гидденс Э.: Романтическая любовь зависит от проективной идентификации amour passion как средства с помощью которого предполагаемые партнеры становятся привлекательными друг для друга и затем привязываются друг к другу. Здесь проекция создает ощущение полноты соединения с другим, несомненно, усиливаемое установлением различий между маскулинностью и женственностью, каждая из которых определяется с позиций антитезиса. Трактовки другого «известны» интуитивным образом. Тем не менее в других отношениях проективная идентификация идет поперек развития отношений, продолжение которых зависит от интимности. Открывание себя другому, условие того, что я называю любовью-слиянием (в оригинале — confluent love - примеч. перев.), в определенном смысле противостоит проективной идентификации, даже если такая идентификация иногда прокладывает тропинку для нее.

Характеристики любви-слияния:
1) открытие себя другому (вместо проективной идентификации);
2) замещение проекта «особой личности» проектом «особых отношений»;
3) открытость совместного проекта;
4) темпоральность совместного проекта, связанная с его актуальностью;
5) симметрия, основанная на чистых отношениях.

Гидденс Э.: Любовь-слияние — это активная, неожиданная любовь, и поэтому она находится в дисгармонии с такими качествами комплекса романтической любви, как «навсегда», «ты и только ты».

Особенности чистых отношений: Гидденс Э.: Чистые отношения не имеют ничего общего с сексуальным пуритантизмом это скорее ограничительное, нежели описательное понятие. Оно относится к ситуации, где социальное отношение вводится ради самого себя, ради того, что может быть извлечено каждой личностью из поддерживаемой ассоциации с другим; и которое продолжается лишь до тех пор, пока обе стороны думают, что оно каждому из индивидов доставляет достаточно удовлетворения, чтобы оставаться в его рамках.

На нашем сайте есть и другие лекции . Г. Я. Стрельцовой:

К определению понятий «социальное конструирование» и «эрос». Г. Я. Стрельцова

Феномен любви в традиционном обществе: институт семьи, любовь как сакральный ритуал. Г. Я. Стрельцова

Эрос в историко-культурной перспективе: античность, христианство, ислам. Г. Я. Стрельцова

Эрос в психоаналитической перспективе. Г. Я. Стрельцова

Метафизическая двойственность любви. Г. Я. Стрельцова

Статьи, относящиеся к этой же теме:

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров.

Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
Яндекс деньги :
кошелек
410014252323944
или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми