Эрос в историко-культурной перспективе: античность, христианство, ислам. Г. Я. Стрельцова
Автор: Галина Яковлевна Стрельцова. Род. 16.08.1937 - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ.
"Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви".
Лекция 3.
Структура лекции:
0. Структурирование Эроса в различных культурных типах:
1. Эрос в античности: философия и реальность.
2. Христианское понимание любви: «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь»
3. Сфера интимного в исламе: поэзия и проза. (Радости любви как дар Аллаха — Брак и вопрос равноправия — Эрос после смерти)
Обязательная литература:
• Рюриков Ю., Три влечения. Гл.2 (Детство человеческой любви)
Дополнительная литература:
• Булгаков С., Свет невечерний. Ч.3, гл.2 (Пол в человеке)
• Бычков В., Идеал любви христианско-византийского мира.
• Введение в гендерные исследования. Гл.2.
• Ксенофонт, «Пир». Гл.8.
• Ксенофонт, «Домострой». Гл. 7-11.
• Любовь и секс в Исламе. Ч.1 (Любовь, секс и религия), ч.2 (Дозволенное и запретное), статья: «Что такое хорошо и что такое плохо», ч.6 (Брак), статьи: «Цель и предназначение брака», «Брак с джинном», «Безбрачие», ч.7 (Муж и жена), статьи: «О равноправии», «Секс – это милостыня», «Мужчины и женщины в Раю».
• Платон, «Пир».
• Троицкий С., Христианская философия брака. Гл.3.
• Чанышев А., Любовь в античной Греции.
Вопросы для самостоятельного изучения и последующей презентации:
1. Каковы основные идеи семьи согласно «Домострою» Ксенофонта?
Ксенофонт, «Домострой». Гл. 7-11.
2. В чем, с точки зрения древнегреческой философии, заключается превосходство духовного Эроса над физическим?
Ксенофонт, «Пир». Гл.8.
Платон, «Пир».
3. В чем заключается магистральная линия понимания любви в раннехристианско-византийском мире?
Бычков В., Идеал любви христианско-византийского мира.
4. Каким образом ислам сочетает Эрос и религию? Каковы рамки раскрепощения Эроса в исламе?
Любовь и секс в Исламе. Ч.1 (Любовь, секс и религия), ч.2 (Дозволенное и запретное), статья: «Что такое хорошо и что такое плохо»
5. В чем ислам видит предназначение брака? Как соотносятся роли и статус мужа и жены в мусульманском обществе?
Любовь и секс в Исламе. Ч.6 (Брак), статьи: «Цель и предназначение брака», «Брак с джинном», «Безбрачие», ч.7 (Муж и жена), статьи: «О равноправии», «Секс – это милостыня», «Мужчины и женщины в Раю».
0. Структурирование Эроса в различных культурных типах:
• Античность (язычество): сила раскрепощенного Эроса.
• Христианская культура: сила удержанного Эроса.
• Исламская культура: сила организованного (упорядоченного) Эроса.
1. Эрос в античности: философия и реальность.
1.1. Основные фазы развития античного Эроса (основываясь на Ю.Рюрикове):
1) пандемическая фаза (Афродита Пандемос).
Основная особенность: неприкрытая чувственность, плотскость любовного влечения.
2) классическая (синкретическая) фаза (Афродита Книдская).
Характеристики:
• едины душа и тело;
• не разделяются любовь телесная и духовная;
• непсихологичность — отсутствие любви как чувства в античной трагедии, любовь как страсть, как судьба;
• преобладание этоса, смешанного с эросом;
3) постсинкретическая фаза (фаза дифференциации) (Афродита Урания).
Сложность чувства любви порождается среди прочего усложнением социальной реальности.
Характеристики:
• разделяются телесная и духовная красота;
• разделяются телесная и духовная любовь;
• преобладание эстетического начала над этическим;
• появление индивидуальной любви и ее эстетическое осмысление.
Открытия индивидуальной любви:
• верность,
• ревность,
• желание бесконечной длительности скоротечной любви,
• наделение самостоятельной ценностью любимого человека и каждого проявления его бытия.
1.2. Полярность пола в Древней Греции.
Вардиман: По мнению Аристотеля, существует лишь один тип: мужской. Женский тип он определяет как негативную форму: женщина является женщиной лишь из-за отсутствия мужского начала. Отсюда все ее слабости, ее неуравновешенность, ее чувствительность.
ВВГИ: Аристотель (384—322 гг. до н.э.): муж¬чина и женщина, так же, как раб и свободный, имеют разную природу и не могут быть равны. В процессе зачатия, считал Аристотель, мужчина дает ребенку «форму», т.е. душу, а женщина — только «материю», т.е. тело. Так как душа по своей природе лучше и божественнее тела, правильно, чтобы женское и мужское были отделены друг от друга — только этим можно объяснить существование двух различных полов. По мнению Аристотеля, женщина фактически не участвует в рождении ребенка: «женщина есть как бы бесплодный мужчина».
1.3. Пиршество Эроса у Платона.
Речи об Эроте:
1) Речь Федра: древнейшее происхождение Эрота
2) Речь Павсания: два Эрота
3) Речь Эриксимаха: Эрот разлит по всей природе
4) Речь Аристофана: Эрот как стремление человека к изначальной целостности
5) Речь Агафона: совершенства Эрота
6) Речь Сократа: цель Эрота - овладение благом
2. Христианское понимание любви: «кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь».
Возможные объекты любви:
1) Бог,
2) другие (ближние),
3) Я сам.
2.1. Бог как источник и цель любой любви
«Как возлюбил Меня Отец, и Я возлюбил вас, пребудьте в любви Моей» (Ин 15, 9).
«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога; кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин 4, 7—8).
2.2. Любовь к Богу и любовь к себе
Два Града блаженного Августина порождены двумя видами любви: Град Небесный — любовью к Богу, а Град Земной — любовью к себе.
2.3. Passion, агапэ и эрос.
«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев; не любящий брата пребывает в смерти. Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца...» Мы познали любовь Христа к нам в том, что «Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин 3, 14—16).
«Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин 4, 20).
Основные производные христианской любви:
1) гуманность,
2) милосердие,
3) сострадание,
4) любовь к людям.
Лактанций (III — нач.IV в.): «Высшими узами, связываю¬щими людей между собой, является гуманность; и кто разрывает их, должен считаться преступником и братоубийцей».
2.4. Духовный эрос: брак Христа и человеческой души. Богопознание.
Августин (354—430) (толкуя слова псалма: «Воспойте Господу песнь новую» (пс 95, 1)): «...любовь сама есть голос к Богу; сама любовь есть новая песнь. Слушай, что есть новая песнь: Господь говорит: «Новую заповедь даю я вам, чтобы вы любили друг друга».
Августин: «Любовью я назы¬ваю стремление души наслаждаться Бо¬гом ради него самого, а собою и ближними — ради Бога; вожделением же — стремление души любить себя и ближнего, и всякий иной предмет не ради Бога. (. . .) Чем более разрушается царство вожделения, тем более укрепляется царство любви».
Макарий Египетский: «Очи души, достойной и верной, просвещенной божественным светом, духовно видят и распознают истинного Друга, сладчайшего и многовожделенного Жениха — Господа... И таким образом, душа, духовно созерцая вожделенную и единую неизглаголанную красоту, уязвляется божественной любовью, настраивается на все духовные добродетели и в результате приобретает беспредельную и неистощимую любовь к вожделенному для нее Господу».
Псевдо-Дионисий: Бог, или Первопричина всего, как Прекрасное-и-Благое, является любимым и вожделенным для всех существ универсума, то есть для людей и духовных чинов, обитающих в небесной сфере (ангелов, архан¬гелов, херувимов, серафимов и др.). Благодаря ему и при его участии все существа любят друг друга: низшие — обращаясь к высшим, равные — общаясь друг с другом, высшие — заботясь о низших. При этом все они вожделеют Прекрасное-и-Благое и устремлены к нему в своей любви. Божественный эрос является бесконечной творческой энергией, постоянно рождающей сущее, и некоей объединяющей весь универсум силой.
2.5. Брак земной как территория половой любви
Павел: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, (...) Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф 5, 25; 28).
Павел: «А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины... Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1-е Коринфянам 7:1,9)
2.6. Христианство и христианский гностицизм
ВВГИ: Через Еву Христос научил Адама вкусить плод познания добра и зла. Но Демиург, не желавший восстановления полноты мироздания, посеял в людях «жажду к порождению», и, вместо того чтобы отвергнуть материальный мир, человек начал «плодиться», увеличивая тем самым размеры творения.
В апокрифическом «Евангелии от Филиппа» Иисус яко¬бы произносит такие слова: «Когда Ева была в Адаме, не было смерти. После того, как она отделилась [от него], появилась смерть. Если она снова войдет в него и он ее примет, смерти больше не будет». Слияние мужского и женского, однако, могло быть у гностиков только духовным, и они, в отличие от христиан, не признавали человеческий брак путем спасения души.
3. Сфера интимного в исламе: поэзия и проза.
3.1. Радости любви как дар Аллаха
Основные положения Ислама в отношении любви (И.Насыров):
1) Любовь и секс в Исламе рассматриваются не только как самодостаточные явления, то есть как сущностные атрибуты бытия человека, но и как реализация трансцендентной силы, воли Аллаха.
2) Любовь и секс между мужчиной и женщиной угодны Аллаху.
3) Коран и Сунна Пророка Мухаммада высказываются в пользу симметрии прав и обязанностей мужчины и женщины в любви и сексе.
4) В рамках, установленных Исламом, мужчина и женщина могут реализовывать свои сексуальные потребности без всяких ограничений или стеснения
5) Ислам однозначно осуждает все виды «нетрадиционной сексуальной ориентации», исходя из необходимости защиты семьи, основной функцией которой является воспроизводство человеческого рода, что является целью Божьего замысла.
Апь-Ахвас ибн Мухаммад аль-Ансари: «Если ты не любил и не знал страсти, то ты - один из камней пустыни»
Коран: «Ваши жены — нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете...» (2, 223). «А теперь прикасайтесь к ним и ищите того, что предписал вам Аллах» (2:187).
Коран: «Из Его знамений - что Он создал для вас из вас самих жен, чтобы вы жили с ними, устроил между вами любовь и милость» (30:21).
Коран: «Разве ты не видел того, кто взял своим божеством свою страсть, и Аллах сбил его с пути при Своем знании и положил печать на его слух и сердце, а на его зрение положил завесу. Кто же его поведет после Аллаха? Разве вы не опомнитесь?» (45:23)
Сексуальное чувство:
1) коренится в природе человека;
2) дозволено и благословлено Богом;
3) является орудием Божьего промысла;
4) является «проекцией потустороннего, трансцендентного в посюстороннем, земном бытии человека».
Любовь:
1) тесно связана с сексуальным чувством;
2) сверхприродна, инициируется Богом.
3.2. Брак и вопрос равноправия
Характеристики брака в Исламе (аль-Газали):
1) бракосочетание входит в религиозный путь подобно приему пищи;
2) брак — причина происхождения бытия, так же как пища — причина продолжения бытия;
3) плотская страсть дозволена Богом, дабы постоянно обращать людей к браку
4) цель брака — умножать число рабов Божиих
Равноправие в браке
Н.Харун: Мужчины и женщины имеют равные права и равные обязанности перед Всевышним, а также равны перед Аллахом в отношении награды и наказания за их поступки:
Коран: «И ответил им Господь их: "Я не погублю деяний ни одного из ваших деятелей - ни мужчины, ни женщины. Одни вы от других"» (3:195);
Коран: «Поистине, мусульмане и мусульманки, верующие мужчины и женщины, покорные [Аллаху] мужчины и женщины, верные мужчины и женщины, терпеливые мужчины и женщины, смиренные [перед Аллахом] мужчины и женщины, дающие милостыню мужчины и женщины, постящиеся мужчины и женщины, хранящие свое целомудрие мужчины и женщины много поминающие Аллаха мужчины и женщины, - уготовил им Аллах прощение и великую награду!» (33:35).
Н.Харун: Мы должны понимать, что равенство прав и обязанностей вовсе не означает, будто эти права и обязанности должны быть одинаковыми, к чему призывают западные феминистки. Равенство надо понимать скорее как справедливость. Ведь мужчины и женщины различаются в физическом, а также в эмоциональном плане. Аллах создал их разными, и с этим нельзя не считаться. Во все времена и у всех народов общественная роль мужчин и женщин различалась.
Брак с джинном
IslamOnline: Вопрос о том, может ли мужчина взять в жены женщину-джинна, является спорным, в Шариате нет на него однозначного ответа. Большинство исламских юристов придерживаются того, что подобный брак нельзя считать законным, однако некоторые все-таки полагают, что он допустим.
Согласно книге по юриспруденции «Аль-Ашбах», написанной Ибн Ну-джаймом, брак между человеком и джинном не является законным, по¬скольку они - представители разных миров. Однако говорят, что апь-Хассан аль-Басри считал подобный брак допустимым при наличии свидетелей. По другим же сведениям, он придерживался противоположного мнения. В любом случае, более правильным представляется мнение, что поскольку люди и джинны происходят из разных миров, браки между ними не могут считаться законными.
3.3. Эрос после смерти
Шейх Ахмад Кутти: Рай и Ад относятся к области того, что в арабском языке называется словом гайб (невидимое, тайное).
Среди описаний Рая большую роль играет образ его обитательниц — гурий. О них говорится во многих аятах Корана:
«...И сочетали Мы их браком с черноглазыми, большеокими» (44:54).
«В них будут целомудренные, со скромным взором, которых не касался раньше ни человек, ни джинн... как рубины и кораллы» (55:56-58).
После Судного дня верующие войдут в Рай вместе со своими праведными супругами: «Войдите в Рай, вы и ваши жены, будьте ублажены!» (43:70); «Воздаяние жилища - Сады Вечности. Войдут в них те, кто был праведен из их отцов, и супруг, и их потомства» (13:22-23).
Шейх Ахмад Кутти: Из того понятия о Рае, которое дают нам Коран и Сунна, мы можем заключить, что там будут удовлетворены все потребности человека: физические, интеллектуальные и духовные. Рай - то место, где все это будет реализовано, он бесконечно совершенен. В то время как все земные блага преходящи, то, что будет в Раю, существует вечно. В то время как за всеми удовольствиями этого мира следуют боль и страдание, удовольствия Рая чисты. Они дают человеку неописуемое блаженство. Мы молим Аллаха о том, чтобы Он сделал нас достойными войти в эту обитель вечного блаженства, оставив позади испытания этого бренного мира. Аминь.
В нашей библиотеке есть книга «Нормы интимных отношений в Исламе»
К определению понятий «социальное конструирование» и «эрос». Г. Я. Стрельцова
Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова
Эрос в психоаналитической перспективе. Г. Я. Стрельцова
Метафизическая двойственность любви. Г. Я. Стрельцова
История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев
Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев