образовательно-доверительный сайт


Феномен любви в традиционном обществе: институт семьи, любовь как сакральный ритуал. Г. Я. Стрельцова

Автор: Галина Яковлевна Стрельцова. Род. 16.08.1937 - специалист в области истории философии, культурологии и этики; доктор философских наук, профессор кафедры истории зарубежной философии МГУ.
"Судьба любви сегодня" (1990) утверждается трагизм любви как "вечная судьба любви".

Лекция 2.

большая семья Структура лекции: 0.
Основные схемы конструирования Эроса в традиционном обществе
1. Институт семьи в древности.
2. Двойной стандарт: положение мужчины и женщины в традиционном обществе.
3. Сакрализация Эроса. Половая магия. Ритуалы плодородия. Ритуальная иерогамия.

Обязательная литература:
• Вардиман Е., Женщина в древнем мире. Ч.2, гл. 9 (семейный конфликт)
• Токарев С., Ранние формы религии. — М., 1990. Гл. 4 (эротические обряды), стр. 116—133.

Дополнительная литература:
• Вардиман Е., Женщина в древнем мире. Ч.2, гл.4 (семья), 7 (образ женщины), разделы: «Индивидуальное и общее», «Благодарение господу, что не сотворил меня… женщиной», «Все женщины — ксантиппы», 8 (эротика)
• Фрэзер Дж.Дж., Золотая ветвь. — М., 1983. Гл. XI (пол и плодородие), XII (иерогамии).
• Эвола Ю., Метафизика пола. Гл.5, п.42 (Брак как таинство в традиционном мире), 44 (Священная проституция. Иерогамия)
• Элиаде М., Трактат по истории религии. Т.2. Гл. 7 (Земля, женщина и плодородие), 9 (Земледелие и культы плодородия)

Вопросы для самостоятельного изучения и последующей презентации:
1) Какие следы матриархата доступны современной науке? Какие выводы о матриархате они позволяют нам сделать? Вардиман Е., Женщина в древнем мире, ч.1, гл.1 «Матриархат»
2) Как при помощи религиозных конструктов в традиционном обществе конструируется институт семьи? Токарев С., Ранние формы религии, гл.4, разделы «Экзогамия и эндогамия…», «Религиозное освящение брака»
3) Как происходила институционализация эроса за рамками брака? Вардиман Е., Женщина в древнем мире, ч.2, гл.8 «Эротика»
4) В чем коренятся и какое социо-культурное выражение находят суеверия, связанные с «нечистотой» женщины? Токарев С., Ранние формы религии, гл.4, раздел «Суеверные представления о нечистоте женщины»
5) На чем базировалась и какие формы принимала вера в сексуальную связь человека со сверхъестественными существами?
Токарев С., Ранние формы религии, гл.4, раздел «Вера в половую связь человека со сверхъестественными существами»

0. Основные схемы конструирования Эроса в традиционном обществе

Э Р О С

Профанный аспект

Сакральный аспект

Любовь в браке Любовь вне брака Сила плодородия Жертвоприношение богам Повторение иерогамии

1. Институт семьи в древности.

1.1. Возникновение института брака.
Институт брака считается наиболее древним из всех социальных институтов.
Теории перехода от эндогамии к экзогамии /происхождение запрета на инцест/ (по И.Кону):
1) Биологическая: вырождение генофонда;
2) Психологическая: ослабление полового влечения к хорошо знакомым на протяжении лет людям;
3) Социальная: упорядочивание сексуальных отношений как первый шаг к организации общества

1.2. Матриархат или патриархат?

1.3. Вавилон. Законы царя Хамураппи.
Сузы (Иран): базальтовый столб высотой 2,25 метра, относящийся к эпохе великого вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.); сейчас он находится в парижском Лувре. На нем тщательно высечены 282 параграфа законов.
От женщины требовалось абсолютное послушание мужчине.
Законы Хаммурапи делали женщину бесправной во всех отношениях.
Женщина не принимала никакого участия в общественной жизни.
Важнейшие статьи законов обязывали женщину заботиться о потомстве; бездетная женщина должна была привести мужу другую женщину, чтобы та вместо нее родила наследника-мальчика.
Ее клятва перед алтарем имела силу только тогда, когда ее подтверждал кто-либо «уполномоченный». Так что даже перед богом она объявлялась существом недостойным.

1.4. Египет.
Миф об Исиде и Осирисе утверждает, что лишь женщина могла обеспечить воскресение, возрождение и вечную жизнь.
Каждый египтянин, испытавший счастье в браке, хотел в ином мире продолжать вечную жизнь с той же самой женщиной.
Неписаные религиозные законы Египта, тысячелетиями определявшие совместную жизнь людей, обязывали не только женщину, но и мужчину хранить верность как до, так и после смерти.

1.5. Греция.
Власть мужчины распространялась не только на имущество и домашнее хозяйство, но и на всех живших в доме, включая жену и рабов.
В Греции закон предписывал мужчине строгую моногамию, но в его распоряжении были все служанки, рабыни и рабы, а вне дома он мог иметь сколько угодно подруг и приятелей.
Плутарх сравнивал заключавшиеся по государственным установлениям браки в Спарте с прекрасно организованным коневодством или собаководством (+Идеальное государство Платона).
Софокл в своей трагедии «Антигона» описывает конфликт между неумолимыми требованиями государственных законов и «неписаными» законами человечности, естественными требованиями любви: естественные права любви, по мысли Софокла, не могут найти осуществления, столкнувшись с законами царскими. Греческие законы о браке представлялись Софоклу законами ненависти.

1.6. Семья как социальная и экономическая ячейка общества. Репродуктивная любовь.
Египетский мудрец Птаххотеп поучал своего сына: «Когда войдешь в силу, женись и создай дом. Люби жену свою, как это положено. Наполняй тело ее, одевай ее и одаривай. Она — твое поле, которое надо усердно обрабатывать».
«Ваши жены — нива для вас, ходите па вашу ниву, когда пожелаете...» (Коран, 2, 223).
Рабби бен Аццаи : «Горе тем, кто пренебрегает продолжением рода, каждый, кто умышленно так поступает, подобен преступнику, проливающему кровь».
Платон: деторождение — не только об¬щественный и нравственный, но также непременный религиозный долг. Женщин, не рожавших детей, как и женщин, не желавших зачинать, постигает кара богов.

1.7. Полигамия.
«Классические» гаремы получили наибольшее распространение в Персии уже в эпоху Сасанидов. В 651 году, империя Сасанидов пала под ударами мусульман. Ислам ввел некоторые ограничения: у мужчины могло быть не более четырех жен.
Аль-Газали: «Спрашивают, почему благословенный Иисус остался неженатым, а у нашего многоблагословенного пророка Магомета было столько жен, хотя оба они считали самым лучшим полностью посвятить себя служению богу; и ответ таков: лучше всего объединить то и другое, если избранный обладает для этого необходимой силой и величием... Наш многоблагословенный пророк получил такую силу и соединил преданность богу с браком. Хотя у него и было девять жен, он целиком отда¬вал себя служению богу». Аль-Газали хотел, таким образом, сказать, что Ма¬гомет был сильнее, чем неженатый Иисус, и должен быть поставлен выше его.

1.8. Две любви: жены — рабы, рабыни, гетеры.
Хотя грекам предписана была моногамия и закон запрещал им держать несколько жен, к услугам каждого зажиточного мужчины в доме были рабыни, а вне дома — гетеры.
Римский писатель Варрон (116—27 гг. до и. э.) на¬зывает рабов «instrumentum vocale» (говорящим орудием). Менандр, «Третейский суд»:
Свободной трудно женщине,—
Памфила, знай — тягаться с потаскухою (которую посещает её муж.— Примеч. пер.).
Она куда хитрей, куда бесстыдней,
И льстит сильней.

Афинский трагик Еврипид влагает в уста Андромахи, супруги Гектора, невеселые слова: «Жена, которая действительно любит своего мужа, должна терпеть со¬перницу, делая вид, что ничего не замечает».
Демосфен (около 384—322 гг. до н. э.): «Гетеры каждому нужны для радости. Да, для радости; на почтенных женщинах женятся по обязанности, чтобы родить полноправных, закон¬ных детей и иметь в доме верную хранительницу». Это греческое слово означает «спутница», по толкованию Демосфена — «спутница радости».
Гетеры были единственные представительницы жен¬щин в сфере культуры.

2. Двойной стандарт: различие положения мужчины и женщины в традиционном обществе.

Гомер ценил женщину наравне с мужчиной. Он описывает ее с величайшей проникновенностью. Нет ничего луч¬ше, говорит Гомер, чем когда муж и жена согласно живут в своем доме, «ближним на радость, на счастье себе».
А затем возникло учение о женщине как о неполноценном и неспособном к обучению существе. Этот взгляд находит особенно полное выражение в теологи¬ческих и философских трудах, причем не только в Гре¬ции, но и в Библии. Благочестивый еврей ежеднев¬но повторял молитву: «Благодарение господу за то, что не сотворил меня язычником, непросвещенным и женщиной». Только мужчина обладал способностью возвы¬шаться духовно и постигать бога. Женщина погрязла в земном и отвращала мужчину от всего высокого и святого.
Со¬крат: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты муж¬чина, а не женщина», «Лучше чаша с ядом, чем Ксантиппа».
Аристотель: «Женщина является жен¬щиной в силу отсутствия мужских свойств. Мы должны видеть в женщине существо, страдающее природной неполноценностью».
Менандр: «Среди странных животных, населяющих сушу и море, поистине ужаснейшее животное — женщина».

3. Сакрализация любви. Половая магия. Ритуалы плодородия. Ритуальная иерогамия.

3.1. Половая магия.
Между народными верованиями и магией не было существенной разницы. Прежде чем бездетная женщина в отчаянии соглашалась пойти на крайнюю меру и предоставляла своему мужу служанку или рабыню, она испытывала тысячи всяких тайных средств, чтобы сделать себя плодоносящей, а мужа — более сильным. Этой цели мог служить обет в храме, инкубация в священном месте или визит к знахарке. По-гречески «аптекарь» — «ридзотомос», что значит «собиратель кореньев».
О мандрагоре в Библии: «Рувим пошел во время жатвы пшеницы, и нашел мандрагоровые яблоки в поле, и принес их Лии, матери своей. И Рахиль сказала Лии: дай мне мандрагоров сына твоего. Но она сказала ей: неужели мало тебе завладеть мужем моим, что ты домогаешься и мандрагоров сына моего? Рахиль сказала: так пусть он ляжет с тобою эту ночь за мандрагоры сына твоего... И лег он с нею эту ночь... и она зачала, и родила Иако¬ву пятого сына» (Быт. 30, 14—17).
«Medicina magica». Из множества дошедших до нас книг особый интерес представляет греческая книга из Египта, датируемая 400 г. н. э.; она хранится сейчас в Парижской Национальной библиотеке. Каждый рецепт делился на три части: первая часть содер¬жала призыв к богам, во второй подробно излагались магические предписания и, наконец, в последней приводились волшебные заклинания.

3.2. Беременность и силы плодородия.
Многие народы древности не считали зачатие результатом полового общения; по их представлениям, оно случалось, когда в женщину входил некий дух, даже если она оставалась девственницей. Они считали, что жизнь зарождается в материнском теле, когда материя обретает душу, когда ее «одухотворяет» божественное дыхание.
Сушрутасамхита: «Беременной рекомендуется с первого дня быть постоянно довольной, красиво одетой, исполненной радости, счастья, преданной божеству и брахманам. Она должна избегать всякого смятения чувств и жить обособленно от других. Ей дают все, что потребуется, ибо если оба сердца получат то, что им нужно, то женщина произведет на свет крепкого сына, который будет жить долго».

3.3. Священная проституция.
В Малой Азии и в Израиле храмовые рабыни имели общее название «посвященная богу»; в Греции их называли «иеродулы». Считалось, что храмовые блудницы могут цивилизовать (освятить) человечество посредством любви. Культовая проституция означала жертвенную отдачу божеству; общавшийся с этими женщинами тем самым служил божеству. Частная практическая цель: магически способствовать плодовитости человека, плодородию животных и растений.
Посещение иеродулы не воспринималось как что-то «непристойное» в современном смысле. Напротив, оно приравнивалось к молитве, жертвоприношению, «священному браку». Это и было «возвышением сердца».
«Возвышением сердца» называл житель Вавилона посещение храмовой девушки. Любовь к своей жене он, наоборот, считал унизительным «долгом».

И. Зейберт в книге «Женщина на древнем Ближнем Востоке»: «То, что в сфере влияния христианской религии считалось „греховным", а именно половое удовольствие, в древневосточных религиях связывалось с самой приро¬дой. Половое соединение считалось культовым священным действием и в своем сакральном значении не предполагало ничего непристойного или аморального. Религия, представлявшая богов в антропоморфном виде — они и ведут себя как люди, в том числе и по части любви, полового желания,— находила место и для сексуальности, причем с такой открытостью, какую сейчас нам трудно представить. Житель древнего Востока говорил о любви и зачатии у богов и людей без робости и без моральных опасений, в соответствии со своими специфическими, совершенно естественными представлениями».

3.3.1. Вырождение сакральной проституции в профанную.
Птаххотеп: «Всего лишь миг любовной радости, подобный краткому сну, а человек уже во власти смерти. Тысячи сгубили из-за это¬го свою жизнь: глупеешь в их нежных объятиях, и конец их бывает ужасен».
Лукиан проклинал сакральную, но защищал обычную проституцию, ибо, по его мнению, «ничто не постыдно, если сам не считаешь этого постыдным». Сак¬ральная проституция порождена религиозным безумием, обычная же проституция — необходимость, в которой повинно общество.
В Риме обитательниц публичных домов звали «luрае» (волчицы), а сами публичные дома назывались «lupanaria». До четырех часов заведения открывать не разрешалось, чтобы не отвлекать молодых людей от учебы.
На внешних стенах (Помпеи) выведены заманчивые надписи: «Для любящих жизнь сладка, как для пчел (в этих ячейках)». На другом публичном доме была надпись: «Hic habitat felicitas» («Здесь обитает наслаждение»).
Ю.Эвола: Можно предположить, что профаническое "искусство любви", ars amatoria зародилось из деградировавших внешних сторон собственно любовной науки, основанной на традиционном и сакральном знании.

3.4. Брак как таинство. Повторение иерогамии.
Ю.Эвола: «В древней семье индивидуальное начало было обычно подавлено и не выступало как определяющее.
В древних тотемических обществах концепция деторождения не сводилась только к биологическому продолжению рода, но включала в себя стремление сохранить и передать сквозь время мистическую силу; крови, gens, исходящую от родоначальника, его гения, жившего в родовом вечном огне, который хранили в доме.
Разность полов была подчинена режиму взаимодополнения.
В çathapata-brahmâna женщина говорит: "Если ты относишься ко мне как к жертвеннику, то какой бы благодати ты ни возжелал, обретешь ее мною".
Соитие с женщиной рассматривается по аналогии с жертвоприношением сомы (Vajapeya), a каждая часть ее тела при этом как имеющая космические аналоги.

Мужчина и женщина уподобляются Небу и Земле: приближаясь к жене, муж произносит: "Я - Небо, ты — Земля; я — Небо. Я песня (sâman), a ты строфа... Я Небо, а ты Земля. Обнимем друг друга, смешаем наше семя ради рождения сына и благополучия нашего дома. Затем, когда жена начинает символически отклонять объятие, муж произносит: "О Небо и Земля, соединитесь!"

В рамках креационистских религий также присутствуют представления о сакральном характере деторождения, как бы продолжающего божественное творение».
Ибн Арави: любящий женщин, соединяясь с ними, "любит их божественной любовью". Но для тех, которые слепо следуют только физическому влечению, "половой акт — бездуховная форма; дух недоступен для того, кто приближается к супруге — или любой" другой женщине с одной только похотью — он не ведает об истинной природе и объекте своего желания..."
М.Элиаде: «Космическая иерогамия, брак между Небом и Землей, является космогоническим мифом, имеющим широчайшее распространение. Чаще всего он встречается в Океании, от Индонезии до Микронезии; но также и в Азии, Африке и обеих Америках.
Этот миф более или менее сходен с тем, о котором повествует нам Гесиод в своей Теогонии (126 и так далее). Уран, Небо, соединяется с Геей, Землей, и божественная пара порождает богов, циклопов и других исполинских существ. "Священные Небеса опьянены (желанием) войти в тело Земли", - говорит Эсхил в своих Данаидах (фрагм. 44). Все, что существует - Космос, Боги и Жизнь - рождается от этого брака».

На нашем сайте есть и другие лекции . Г. Я. Стрельцовой:

К определению понятий «социальное конструирование» и «эрос». Г. Я. Стрельцова

Эрос в историко-культурной перспективе: античность, христианство, ислам. Г. Я. Стрельцова

Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова

Эрос в психоаналитической перспективе. Г. Я. Стрельцова

Метафизическая двойственность любви. Г. Я. Стрельцова

Статьи, относящиеся к этой же теме:

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров.

Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми