образовательно-доверительный сайт


«ЛЮБОВЬ + ОБРАЗОВАНИЕ = ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ» М. И. Розенова

Розенова Марина Ивановна Об авторе: Розенова Марина Ивановна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общей и практической психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, практикующий психолог.

Дайте мне других матерей и я дам вам другой мир.
Св. Августин.

Сегодняшний период развития нашего общества ознаменован, наконец-то, тем, что на уровне правительства, главных законодательных органов и национальных программ заговорили о необходимости пристального и серьезного внимания к проблемам воспитания. Данная проблема назрела давно. Насколько разговоры власти о проблемах воспитания смогут перейти в область осуществления практических решений, и насколько это будут комплексные, а не фрагментарные (ничего не дающие) меры, покажет время. С нашей же стороны мы должны подчеркнуть, что только целостное, объемное понимание основных механизмов формирования и адаптации человека в мире, позволит принимать и реализовывать системные, комплексные мероприятия по моральному, духовному и физическому оздоровлению нации и общества.

Основа развития человеческой личности – это система отношений с окружающими, в которые человек «погружен» фактом своей изначальной социальности: даже природа человека, уже изначально социализирована [3;4;5;6;14;16;18].

Понятие «отношение» относится, одновременно, к арсеналу научных и житейских понятий. Оно используется для описания, объяснения и характеристики, как «плана содержания личности», так и «плана ее выражения». В отечественной психологии благодаря работам А. Ф. Лазурского, С. Л. Рубинштейна, В. Н. Мясищева, Б. Ф. Ломова, Д. А. Леонтьева, В. Д. Шадрикова разработана концепция субъективных отношений личности, в которой отношения рассматриваются, как форма проявления психики (наряду с психическими состояниями и свойствами), связанная, практически, с любой стороной человеческой жизнедеятельности [9;10;11;12;14;19]. Субъективно–личностные отношения в психологии рассматриваются, с одной стороны, как разновидность смысловых структур (Д.А. Леонтьев), с другой стороны, как важнейший аспект в общей психогигиене человека (В. Н. Мясищев) [10;12]. Опираясь на указанные работы, под отношениями мы понимаем: систему объективных взаимосвязей человека с реальностью, в лице других людей, предметного мира и деятельности и, одновременно, некую внутреннюю субъективную реальность, в которой эти взаимосвязи отражены на сознательном или бессознательном уровнях. В концентрированном виде отношения выступают в личности в виде особенностей характера, переживаний, мотивов поведения и жизненных выборов.

Отношения человека могут быть проявлены на различных уровнях: импульсивно –– потребностном, бессознательном (уровень влечений и желаний), на сознательно – бессознательном (уровень правил и норм поведения, мышления, оценок), и на сознательно-рациональном (уровень направленности личности: идеалов, стремлений, мировозрения и убеждений).

Отношения, как и многие другие феномены в личности, являются социально – обусловленной формой проявления психического [11]. Источники любых отношений человека – это социальные взаимодействия и отношения с окружающими, действующие в совокупности с внутренними импульсами и установками субъекта, направленными на себя, на других и на взаимодействия с предметным миром. Именно система отношений с окружением задает качество и характер человеческого развития с самых ранних этапов онтогенеза (З. Фрейд, М. Кляйн, А. Валлон, Л. Выготский, В. Мясищев, Ф. Бо и др.) [1;3;5;8;12;17].

В совокупности человеческих отношений, влияющих на нормальное или аномальное, искаженное личностное развитие главная роль принадлежит отношениям любви. Отношения любви – это комплексный, многосторонний, многостадиальный и многоплановый феномен проявления человека. Способность к установлению отношений любви не дана человеку изначально, а формируется в процессе онтогенеза, под влиянием, все тех же, отношений любви («любовь формирует любовь»). Таким образом, чтобы у человека могла сформироваться способность и установка на любовь (в широком смысле слова, как созидательная жизненная ориентация), он должен сам испытать опыт любви по отношению к самому себе с самых ранних периодов своего развития (1).

Под отношениями любви мы понимаем сложное эмоционально – когнитивное и поведенческое образование особого рода, связанное с переживанием особой ценности и значимости какого-либо объекта, который не только удовлетворяет самые важные потребности субъекта, но и сам является источником его новых потребностей. Отношения любви – это, по-настоящему, сложный внутренне – внешний феномен, имеющий стадии развития и степени выражения, который приводит к увеличению обоюдной безопасности участников этих отношений и повышению их взаимной удовлетворенности.

В общем смысле, отношения любви – это общая жизненная ориентация, выражающая созидательные и конструктивные начала личности при ее взаимодействии с окружающими миром.

Общее развитие человека происходит в направлении от эгоизма (который первоначально задан биологической необходимостью, а затем, очень быстро становится психологической характеристикой) к аллоцентризму – умению переключаться с собственной персоны и своих потребностей на нужды других людей (2). Качества аллоцентризма обеспечивают субъекту возможность нормальной социализации и адаптации в сложном и меняющемся мире: «сначала эгоизм защищает организм, но потом надо начать любить, чтобы не заболеть» [15, 9]. Насколько удачно реализуется переход от эгоистических тенденций к аллоцентризму, целиком определяется особенностями тех отношений, которые устанавливаются у человека с окружающими людьми (прежде всего с родителями), и которые реализуются в той или иной системе воспитания.

Опыт теоретического изучения проблем человеческого развития и практическая консультативная работа, равно, как и наблюдения и обобщения окружающего мира, не оставили сомнений в необходимости рассмотрения отношений любви, как базовых факторов формирования здоровой, адаптированной, социализированной и нравственной личности.

Основа перспективных субъективных отношений личности закладывается на очень ранних этапах онтогенеза. Ключ к пониманию формирования этой основы лежит в совокупном взаимодействии внутренних и внешних условий развития. Большая часть психологического знания о роли раннего периода, как ни странно, в самой же психологии, остается непризнанным (психоанализ, например, до сих пор считается не совсем наукой). Но многое из того, что приобретается и усваивается ребенком в первые 2-3 года жизни, не может быть немедленно замечено и отслежено (а именно такие отслеживания делает экспериментальная наука): значительная часть приобретений не может быть очевидна сразу, т.к. между «фактом», его «записью» и воспроизведением должен быть некоторый временной разрыв –– латентный период, хотя бы потому, что восприятие требует меньшей зрелости нервной системы, чем воспроизведение (например, мы понимаем многие слова раньше, чем начинаем говорить). Эти ранние приобретения, от воздействий физической и социальной среды, проявляются значительно позже [2;4;6;7;8;16;17;18;20].

Отец и Мать (в широком понимании, т.е. любые лица, которые осуществляют уход и заботу о ребенке) дают человеку первичный опыт отношений, и, прежде всего опыт отношений любви (или не любви). Эти отношения формируют личность человека во всей ее специфике внутреннего и внешнего. Первичные отношения любви определяют и то, как человек, впоследствии, реализовывает уже в своей жизни собственные отношения любви: к своим детям, к другим людям, к самому себе, к тому, чем и как он в своей жизни занимается.

Значение наличия и качества отношений любви, которые мы получаем от тех, кто нас окружает в первые годы жизни, можно сравнить со значением материнского молока для младенца: с молоком матери без труда, автоматически передаются все необходимые питательные вещества, микроэлементы и иммунные клетки, жизненно важные для полноценного физического развития организма. Материнское молоко – это самый простой и надежный способ (другие способы – искусственное питание, пищевые добавки и витаминные растворы – требуют дополнительных экономических, временных и психологических затрат) полноценного обеспечения жизнедеятельности и роста организма, что в последствии, проявлено в более крепком здоровье и иммунитете, большей устойчивости нервной системы к стрессовым факторам. Точно так же, отношения подлинной любви, получаемые нами в ранний период онтогенеза, подобно материнскому молоку, самый легкий и доступный способ сформировать в ребенке устойчивые основания для перспективы нормального позитивного личностного развития и успешной социализации.

При наличии любви и качественного ухода за ребенком, даже в ситуации, когда в структуре человека есть некоторые нарушения, связанные с факторами наследственности или изменений, произошедших в период жизни плода, связанных с состоянием здоровья матери, течения беременности, гигиены питания, эмоциональных шоков, – остается огромное поле для влияния окружения на ребенка с целью получить наилучший результат в отношении его развития, поведения и жизни в целом. При отсутствии любви, или ее искаженных формах и проявлениях, вся система формирования личности и ее жизненная реализация (в отношениях и деятельности), получает не совсем ровное развитие: неизбежны трудности личностного становления, общения и отношений с окружающими, проблемы обретения личностной автономии и индивидуальности, а так же, общие проблемы социализации.

Для психологии, особенно в разделах психотерапии и психологического консультирования, уже давно стало очевидным и доказанным, что источник большинства детских проблем (которые потом трансформируются в проблемы взрослого человека) – это неправильное поведение и отношение родителей. Именно родительский дуэт (а не трудности эпохи, сверстники и несовершенство средств массовой информации, коих преимущественно и обвиняют во всех проблемах воспитания) своей любовью и солидарностью, создает у ребенка первоначальное, базовое ощущение защищенности и стабильности, которые служат основой сбалансированного, разностороннего и гармоничного личностного развития (З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, М. Кляйн, Э. Эриксон, В. Франкл, Э. Фромм, Р. Мэй, К. Роджерс, А. Маслоу, Л. Выготский, Д. Эльконин, Эйдемиллер, А. Захаров, А. Варга, Л. Гозман, и многие другие).

Если от родителей ребенок недополучает, или получает, но в искаженном виде: любовь, нежность, привязанность, принятие, тепло, то он «замыкается на себе», укрепляя эгоистические основания своей биологической природы, и приучается любить одного себя. Этот развиваемый и закрепляемый эгоизм, агрессия, противопоставление, сопротивление, гнев используются ребенком, как средства защиты от неблагоприятной (а временами и невыносимой) среды.

Это не означает, что мы совершенно сбрасываем со счетов влияние на развитие и психику человека других общественных институтов, по мимо семьи. Но общество, на уровне массового сознания, должно наконец, понять всю глобальность влияния родительского отношения на здоровое и качественное или психологически безобразное свое воспроизводство от поколения к поколению. И прежде чем воспитывать и образовывать ребенка, необходимо воспитать и образовать родителя. Только такой подход в состоянии хоть как-то скорректировать вопиющие психологические дисгармонии, а то и прямую психопатологию, задаваемые детям со стороны своих же родителей, что может происходить даже в тех случаях, когда внешне, родители считаются довольно приличными и заботящимися людьми, но в их поведении неверно «расставлены» акценты взаимодействия с ребенком.

Мы уже упоминали, что в процессе роста и развития первоначальный биологический и психологический эгоизм с необходимостью должен трансформироваться в аллоцетризм – способность «отключиться» от себя и переориентироваться на других и их нужды: осуществить бескорыстное действие, понять и позаботиться о других. Такая трансформация эгоизма в аллоцентризм осуществляется постепенно, нелегко и небезболезненно, благодаря воспитанию, дисциплине и целому ряду ограничений, задаваемых внешними системами отношений с родителями и воспитателями, в широком смысле. Если во внешней системе отношений и воспитания имеют место «сбои» и различного рода искажения и неадекватности, то переход от эгоизма к аллоцентризму будет осложнен или вообще блокирован. В этом случае, мы получаем «личностный продукт» весьма сложный для адаптации и нормального, приемлемого поведения среди других. А жизнь в обществе – это не что иное, как понимание и приспособление к другим с учетом своих и чужих нужд. В случае, когда ребенок не чувствует себя объектом привязанности, симпатии, интереса и любви, то ему трудно представить и, тем более реализовать, хорошие отношения с другими. Жестокость (физическая или эмоционально-психологическая) «блокирует» нормальное развитие ребенка. Его козырями становятся вражда и равнодушие, в основе которых лежат ощущения острой неопределенности, неуверенности, зыбкости себя и своего положения. В такой ситуации, для завоевания симпатии и любви к себе, для того, чтобы «пробить» равнодушие окружающих, ребенок будет вынужден «прикидываться» интересным (в широком смысле). В результате, очень скоро, психика и личность ребенка делают вывод о том, что ложь, во всех ее проявлениях, эффективна и для завоевания любви и внимания другого, и для достижения любых поставленных целей. Так ложь становится единственной основой и средством существования человека в мире. Можем ли мы быть уверенными, что эта лживость и изворотливость не обернется злом для окружающих. Вот простой и лаконичный механизм порождения личности с проблемами адаптации, а формы дезадаптированности могут быть самыми разными в диапазоне: от проблем общения – до криминального поведения и тяжелых антисоциальных расстройств.

Таким образом, мы можем констатировать:

1. отношения любви являются базовым фактором формирования, социализации и адаптации человеческой личности;

2. способности к переживанию и осуществлению отношений любви не являются врожденной составляющей, но формируются (нормально или искаженно) уже на самых ранних стадиях онтогенеза под влиянием окружающих условий и отношений, прежде всего тех, которые задаются со стороны родителей и тех, кто занимается воспитанием ребенка;

3. чтобы обеспечить полноценное формирование человеческой личности и ее способности любить, необходимо сформировать или актуализировать «установки любви» у тех, кто занимается заботой и воспитанием ребенка;

4. реализация третьего пункта во многом может быть усилена и дополнена через массированное, квалифицированное и целенаправленное психологическое просвещение и обучение, что возможно при осуществлении не только специализированных национальных программ, но и в рамках традиционного школьного и вузовского образования.

Образовательные программы высших учебных заведений предусматривают в рамках блока гуманитарных дисциплин, курс «Психологии и педагогики». Мы глубоко убеждены, что, либо в рамках существующего курса, либо в рамках отдельного курса, необходимо (и желательно, это закрепить официальными образовательными стандартами) уделять особое внимание вопросам психологии человеческого развития (чтобы сформировать верные и адекватные представления о механизмах и факторах этого развития) и психологии семейных отношений (чтобы вместо наивных и стереотипных, а значит, часто, ошибочных, представлений о семье, можно было сформировать научные и адекватные представления). Надо очень хорошо понимать, что любое учебное заведение готовит не только специалиста – профессионала в какой-либо предметной области, но, прежде всего, является «площадкой» дальнейшего формирования личности и ее осуществления: учащиеся это потенциальные жены, мужья и родители, которые могут либо порождать своим отношением и воспитанием здоровое поколение, либо несчастное и болезненное, как в психологическом, так и в физическом плане (3).

Еще Г. Спенсер отмечал: «Разве не странно, что хотя жизнь и смерть наших детей, их потери и преимущества в моральном плане зависят от способа их воспитания, в учебных заведениях никогда не было ни малейшего обучения этим вопросам, хотя ученики завтра станут отцами и матерями семейств» [1, 41].

Каким человек вырастет, и что он принесет с собой в мир (любовь и созидание, или ненависть и разрушение) зависит от тех отношений, в которые он будет «погружен» с момента рождения. Цели и смыслы человеческой жизни не заданы изначально, не являются врожденными: они формируются и определяются по ходу приобретения человеком опыта (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, Д. А. Леонтьев, В. Н. Мясищев, Д. Б. Эльконин, А. Валлон, В. Франкл и др.). Набор целей, к которым стремится человек и то, почему он выбирает именно эти, а не другие цели, преимущественно определяется теми «вкладами» (эмоциональными, интеллектуальными, практическими), которые были сделаны в человека окружающими именно через систему отношений. Иллюстрацией к описываемой ситуации развития может служить совершенно гениальное, на наш взгляд, высказывание Л. С. Выготского о том, что ребенок – это всегда два человека: Он и Взрослый [5]. Вот почему архиважная задача для нормального, психологически здорового воспроизводства общества – это правильное формирование окружения и отношений, в которые приходит маленький человек: он эти отношения вынесет (интериоризируя) в свою жизнь и внедрит через себя в других людей. Если эти отношения позитивны – мы получим нормальную адаптацию личности, без ущерба для окружающих, если исходные отношения плохи – неизбежно получим проблемную или негативную экспансию человека в мир.

Формирование способности к любви, как позитивной жизненной ориентации, задача очень сложная, уходящая своими корнями в ранние периоды онтогенеза, поэтому, образование и просвещение потенциальных родителей (на всех уровнях: от общих образовательных программ до специального психологического сопровождения будущих или осуществленных родителей) поможет существенно снизить риски нездорового воспроизводства населения, в целом. Если общество заботиться о здоровье нации и ее сохранении в целостности, социальной, культурной и национальной идентичности, и духовном здоровье, то проблемы воспитания надо решать комплексно и незамедлительно.

Литратура:
1. Бо Ф. Отношения между людьми. Спб., 2003.- 203с.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Семья в психологической консультации. М., 1989 – 268с.
3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М., 1967 –198 с.
4. Варга А.А. Структура и типы родительского отношения. М, 1987.
5. Выготский Л.С. Проблемы развития психики /Психология аномального развития ребенка. Хрестоматия. М., 2002. Том 1. С. 10 – 23.
6. Дольто Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург,2003. – 672с.
7. Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. М.: «Класс», 2000.–256с.
8. Кляйн М. Развитие в психоанализе. М., 2001. – 512с.
9. Лазурский А.Ф. Программа исследования личности в ее отношениях к среде. – В кн.: Избранные труды по психологии. М., 1997. С. 239 – 266.
10. Леонтьев Д.А. О диспозиционном смысловом механизме отношений личности. – В кн.: Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. К 100-летию В.Н. Мясищева. С-Петербург, 1994. С. 55-61.
11. Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. – 444с.
12. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960. – 426с.
13. Розенова М. И. Психология чувств и отношений: парадоксы любви. Омск: Изд-во ФГОУ ВПО ОмГАУ, 2005.- 152с.
14. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976. – 416с.
15. Соколова Е.Т., Чечельницкая Е.П. Психология нарциссизма. М., 2001. – 90с.
16. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. – 368с.
17. Фрейд З. Психология сексуальности. М, 1991. – 110с.
18. Фромм Э. Искусство любви. Минск ТПЦ «Полифакт», 1991. – 80с.
19. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностей. М., 1996.- 320.
20. Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Спб, 1996 -198 с.

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

Настоящая любовь, она же совместимая любовь. Е. Пушкарев.

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Влияние отношений в паре на продолжительность жизни. М.И. Розенова

ЭКОЛОГИЯ И ДРАМАТУРГИЯ ЛЮБВИ.

Дружба + Любовь = Филия. Е. Пушкарев.

Культура долголетия любви. Культура горя разлуки. Е. Пушкарев.

Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев

"Первая любовь" - важный шаг полового взросления. Е. Пушкарев

Эрих Фромм о любви (фрагменты из книг)

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Интернет - клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через

ЮMoney https://yoomoney.ru :

кошелек 410014252323944

или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru

Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

По моей книге уже с 2010 года обучают студентов по Программе дисциплины – «Психология любви»

Чтобы познакомиться бесплатно скачайте Это презентация моей книги

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхизбирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми