Любовь в русской философии всеединства. Е.В.Мочалов
София: Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии Выпуск 5, 2002 г. Когда-то проницательный Николай Александрович Бердяев в своей работе «Философия свободы» писал: «Как ужасно, что философия перестала быть объяснением в любви, утеряла эроса, превратилась в спор о словах». Нам думается, что это суждение вполне соотносимо более с западной, а не русской философской традицией. Русские мыслители XIX-XX века, среди которых Владимир Соловьев, братья Трубецкие, отец Сергий Булгаков, отец Павел Флоренский и многие другие, в своих сочинениях немалое место уделяли теме любви. Как нам думается, несмотря на многообразие подходов в оценке феномена любви в русской философии всеединства присутствует целый ряд оригинальных новаций, присущих именно ей.
Во-вторых, отечественные философы в своем творчестве рассматривали любовь в нескольких аспектах: метафизическом, телесном, эротическом, социальном и т.д. Такое видение феномена любви оказалось очень оригинальным и интересным. Любовь трактовалась как одна из божественных тайн, соизмеримых и с человеком, и с Богом, и с природой, и с обществом. В русской философии любовь неразрывно связана с этикой, эстетикой, религией, со всеми аспектами бытия человека.
Яркой иллюстрацией такого взгляда служит творчество Владимира Сергеевича Соловьева, в котором любовь выступает как один из главных атрибутов всеединства, определяющих все и вся, а прежде всего человека.
В-третьих, в философии России любовь всегда и постоянно обращена к человеку, в каких бы ракурсах она ни рассматривалась и осмысливалась. Именно любовь приводит к единству тело и дух, с ее помощью преодолевается отчуждение человека от Бога. Владимир Соловьев и его последователи постоянно обращали внимание на всеобъемлющий и универсальный характер любви, который проявляется индивидуально в каждом человеке. Вся русская философия, а философия Всеединства в особенности, рассматривает универсальность и всеобщность любви в неразрывной связи с личностью человека, его ликом. Ведь именно любовь приближает человека к Творцу, делает возможным их совместное творчество в преобразовании мира и природы.
Феномен любви в философии всеединства трактуется как способ преодоления разобщенности человека, его одиночества. Любовь – это не столько чувство и страсть, сколько жертвенность, самопожертвование ради другого.
В-четвертых, философия всеединства, касаясь вопросов любви, просто немыслима без обращения к ее исторической перспективе, имеющей буквально вселенский масштаб. Она затрагивает не только взаимоотношения между мужчиной и женщиной, а самые сокровенные вопросы бытия, смысла жизни человека, его творчества. С известной долей уверенности можно сделать вывод о появлении в русской философии «особой любви», «любви всеединой и софийной».
И последнее. Наш сегодняшний мир, наша страна и все мы как никогда испытываем потребность в философии любви. ХХ век вошел в историю как век непростой, неспокойный, противоречивый и жестокий, в котором, казалось, для любви было мало места. Сегодня как никогда важно вспомнить о ее непреходящей ценности и значимости. Нам не следует стыдиться любви как чего-то архаичного и пережитого. Она вечна, она не может существовать в мире без человека, без всех нас. Именно в этом нас убеждает богатейшая традиция любви в русской философии всеединства. Хочется надеяться, что наш XXI век станет с ее помощью веком любви и человека.
Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. Шестаков В. П.
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев