образовательно-доверительный сайт


Рецензия на книгу: Гидденс Э. «Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах». Е. Вовк

Пер. с англ. В. Анурин. Издательский дом "Питер". 2004

Гидденс фото Автор книги, английский социолог Энтони Гидденс, вряд ли нуждается в представлении. Российским читателям он известен как автор теории структурации, а также как один из разработчиков концепций "рефлексивной модернизации" и "институциональной рефлексивности". А вот такая работа, как "Трансформация интимности" [1; 2], посвященная осмыслению современных практик близких отношений – в первую очередь брачных, любовных и сексуальных, – отечественному читателю, к сожалению, практически неизвестна. Между тем, в зарубежной социологической литературе эта вышедшая 12 лет назад книга стала одной из самых часто упоминаемых и цитируемых. Не будет преувеличением сказать, что на сегодня ни одна сколь-нибудь серьезная публикация на тему современных моделей брака, интимности, любви и близких отношений в целом не может быть написана и принята профессиональным сообществом без обозначения ее соотнесенности с гидденсовской "Трансформацией интимности".

Основная идея и главное утверждение, которое отстаивает Гидденс в "Трансформации интимности", заключается в следующем: в последние десятилетия близкие отношения (Напомним, к близким отношениям принято относить сексуальные, любовные, брачные, дружеские и даже родственные.) претерпели глубинные и даже революционные изменения, превратившись из социального института в инструмент эмоциональной самореализации индивида. Иначе говоря, по мнению Гидденса, близкие отношения все более освобождаются от навязанных им извне, общих для всех правил, норм и ролевых предписаний и все чаще регулируются исключительно соображениями личностного удовольствия, удовлетворения и самораскрытия.

Гидденс проясняет социологический смысл и описывает социальное значение этих изменений при помощи трех терминов: "пластическая сексуальность" (plastic sexuality) – т.е. сексуальность, которая становится сознательно культивируемой чертой личности; "чистые отношения" (pure relationships) – отношения, поддерживаемые только ради приносимого ими удовлетворения; и "любовь-слияние" (confluent love) – подразумевающая равноправие и взаимное самораскрытие.

С помощью этих трех понятий-концептов автор объясняет, как процессы тотальной, всеобъемлющей индивидуализации и детрадиционализации, происходящие начиная с последней трети ХХ века, в корне меняют самые интимные стороны жизни людей, устраняя какую бы то ни было заданность, нормативность и институциональность, превращая любые отношения в постоянный поиск и непрестанную самореализацию, в первую очередь – эмоциональную. Вообще исходной интенцией Гидденса, по его собственному утверждению, была интерпретация того факта, что некоторые мыслители возлагали очень большие надежды на сексуальность, расценивая ее как потенциальную сферу свободы (с. 30) – здесь Гидденс подразумевает неомарксистские концепции сексуальности, свободы, социальных изменений и революций.

По мнению Гидденса, главный итог сексуальной революции состоял именно в том, что возник феномен пластической сексуальности – сексуальности, освобожденной от давления культурных норм, связанных с репродуктивностью, а также "правил фаллоса", т.е. преимущественной значимости в социальной культуре мужского сексуального опыта (с. 31). Именно с этим Гидденс связывает развитие "женской сексуальной автономии" и "расцвет гомосексуальности". Пластическая сексуальность, говорит Гидденс, это сексуальность, которая более не является чем-то природным и заданным в своей нормативности и определенности целей. Она перестает быть инстинктом – и становится личностной характеристикой, сознательно формируемой и неотъемлемо связанной с "Я-концепцией" человека, с его самостью и идентичностью. Сексуальность как природное предназначение превращается в личностный ресурс, во что-то, чем каждый из нас обладает, что сознательно культивирует, и "взращивает", и безусловно рассматривает в качестве одного из компонентов собственного жизненного стиля (с. 43). В конечном счете сексуальность, приобретая полную независимость (как считает Гидденс) от деторождения, от воспроизводства рода и продолжения поколений, становится одним из важнейших качеств межличностного взаимодействия (с. 53 – 54) и, добавим от себя, компонентом и инструментом собственной биографической ситуации.

Межличностные отношения кардинально меняются под влиянием пластической сексуальности: они начинают строиться преимущественно на принципах удовольствия и удовлетворения, эмоциональной и сексуальной свободы, равенства и самореализации, тогда как ранее, говорит Гидденс, они строились преимущественно на принципе максимизации полезности. Сегодня же мужчины и женщины в плане сексуальности ждут и требуют от брака гораздо большего, чем ранее, и удовлетворенность именно сексуальной стороной супружеских отношений становится ключевым аспектом удовлетворенности браком в целом (с. 40).

Дальнейшие рассуждения Гидденса строятся следующим образом. В современную эпоху личностная идентичность индивида становится особенно проблематичной и "открытой" – связанной с постоянным критическим осмыслением прошлого, настоящего и будущего. Но главное – она становится не просто отображением социального статуса человека в субъективной картине мира, формирующейся в его сознании, а "рефлексивным проектом", биографией, конструируемой самим индивидом на основе собственных желаний и исчисления вероятностей. То есть и идентичность, и межличностные отношения уже не находятся под таким безапелляционным и репрессирующим влиянием институций и нормативных предписаний как прежде. В результате возникает новый тип брака и брачных отношений. Если традиционный брак основан на идее естественного предназначения, на конвенциональном разделении семейных ролей, на понятии долга – то брак нового типа представляет собой девиацию практически по всем базовым параметрам. "Новый" брак – это сложная система взаимодействий, которые необходимо постоянно отлаживать и отрабатывать; это мир сексуальных договоренностей, в которых на первый план выступают понятия ответственности и интимности. По Гидденсу – это брак "с открытым концом", серия постояных проб и экспериментов, это вероятностный проект (с. 36 – 37).

Таким образом, Гидденс определяет главный результат трансформации института брака в современную эпоху: институциональные, надличностные факторы утрачивают свою значимость и влияние в определении форм существования и изменения близких отношений. Межличностное общение в каждом конкретном случае становится своего рода лабораторией и испытательным полигоном для здесь же вырабатываемых норм – на основе рефлексивности, идентичности, и, конечно же, пластической сексуальности.

В этой связи следует сказать еще о двух новых терминах, введенных Гидденсом в работе "Трансформация интимности". Оба они связаны с попыткой исследователя найти новые факторы целеполагания, новые сущностно значимые элементы, структурирующие близкие отношения в повседневной практике людей, – взамен утрачивающих свою значимость нормативных предписаний традиционной культуры.

Термином "чистые отношения" Гидденс обозначает ситуацию, когда близкие и продолжительные эмоциональные связи устанавливаются ради самих этих отношений и их особого качества, ради удовлетворения, получаемого от таких отношений. Понятно, что подобная связь продолжается лишь до тех пор, пока каждая из сторон сохраняет ощущение удовлетворенности существующими отношениями и лишена сомнений относительно совместного будущего (с. 80). В "чистых отношениях" значение имеют только эмоциональное удовлетворение и эмоциональная вовлеченность партнеров, они непременно подразумевают эмоциональное и сексуальное равенство, и только в таком контексте и могут быть установлены – в силу того что единственной "скрепой" подобных отношений выступает эмоциональная коммуникация между партнерами, постоянное самораскрытие и эмоциональный обмен (с. 83). Именно такую эмоциональную коммуникацию Гидденс называет современной "интимностью".

Второй термин – "любовь-слияние" – в работе Гидденса кажется не вполне методологически проработанным и вызывает сомнения в необходимости его введения. Автору этот термин нужен в первую очередь для выстраивания оппозиции к романтической любви как типу близких отношений в традиционной системе норм и культурных образцов. В понятийной системе Гидденса "любовь-слияние" – это активная и контингентная любовь, не совместимая с типично романтическими идеалами жизненной предначертанности и любви навсегда с единственным и неповторимым возлюбленным. В "любви-слиянии" самым важным становится качество близких отношений, а вот значимость выбора партнера отходит на второй план (с. 83). Иными словами, определяющими, по мнению Гидденса, дающими жизнь отношениям такого рода оказываются соображения эмоционального удовлетворения и самореализации; в частности, сексуальность, утверждает автор, все чаще становится связанной не с любовью в браке, а с природой "чистых отношений" (с. 80) (Следует сказать, что, по всей видимости, два концепта - "чистые отношения" и "любовь-слияние" - если не являются терминологическим удвоением, то находятся скорее в отношении рода и вида, и едва ли их можно считать разновидностями, видовыми характеристиками близких отношений). Соответственно открытие в эпоху современности "любви-слияния" как новой формы близких отношений становится естественной причиной генезиса "общества разводов": выстраивая отношения, люди заранее предполагают (или даже настроены) менять партнеров, как только существующие в настоящий момент отношения по какой-либо причине перестанут их устраивать.

В целом, хотя к изложенным в книге Гидденса идеям следует относиться с определенной критичностью, эта работа безусловно заслуживает внимания – хотя бы за одну только содержащуюся в ней идею о происходящей трансформации моделей близких отношений, когда брак уже не является естественно предзаданным, а супружеские отношения переживают период социокультурного переосмысления и переопределения. Наличие такой трансформации действительно трудно отрицать. В определенном смысле книга "дала имя" проблеме и положила начало плодотворной дискуссии, обозначив тем самым современную тематическую и проблемную площадку для исследований брака и близких отношений.

Отметим, что "Трансформация интимности" получила немало как одобрительных, так и критических отзывов: в частности, автора критиковали за неоправданное увлечение неологизмами, отсутствие новых идей, некритическую интерпретацию наблюдаемых в близких отношениях тенденций, невнимание к процессам сохранения многих паттернов отношений – как на практике, так и в их институциональном контексте [6; 7]. Кроме того, проблема, о которой Гидденс ведет речь – трансформация моделей брака и близких отношений в современных обществах, – стала предметом социологической рефлексии уже довольно давно. Гидденс не только не является ее "первооткрывателем", но и вряд ли привнес что-то принципиально новое в проработку этой темы. Например, тезис о формировании пластической сексуальности присутствует в социологическом дискурсе с конца 1960-х годов [3], тезис о приватизации брака – с начала 1950-х [4], а мысль о значении эротики и эмоциональности в гендерных отношениях обдумывалась еще "отцами-основателями" данной тематической площадки [5]. Гидденс же, практически не меняя фокуса проблематизации, выстраивает разговор таким образом, будто все отмеченные им процессы – явление исключительно недавнее, а обозначенные проблемы как будто бы ранее не становились предметом осмысления и обсуждения.

Вместе с тем, хотя новизна поднятых в "Трансформации интимности" проблем, а также обоснованность выдвинутых в книге идей могут оспариваться и критиковаться (Исследования, основывавшиеся на предложенном Гидденсом подходе, как правило, не подтверждали эту концепцию. См., например: Jamieson L. Intimacy transformed? A critical look at the 'pure relationship' // Sociology, 1999. Vol. 33. Issue 3.), актуальность работы не подлежит сомнению – свидетельством тому вызванный ею резонанс. Как уже говорилось, книга попала в разряд "обязательно упоминаемой литературы", когда речь идет о проблемах современного брака и интимных отношений. И хотя иногда ссылки на "Трансформацию интимности" носят скорее ритуальный, а не дискуссионный характер, следует признать заслугу Гидденса хотя бы в том, что в этой работе он сформулировал тезис, уже более десятилетия претендующий на статус концепции: в современном мире сфера интимности претерпевает кардинальную трансформацию, превращаясь из регулируемого внешними нормами социального института в самоценные частные взаимоотношения.

Литература:

Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Пер.с англ. В. Анурин. Издательский дом "Питер". 2004.

Giddens A. The transformation of intimacy. Sexuality, love & eroticism in modern societies. Polity Press. 1992.

Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Издательство АСТ. 2002.

Finch J., Summersfield P. Social reconstruction and the emergence of companionate marriage, 1945 – 59 / The sociology of the family. A reader. Allan G. (ed). Oxford: Blackwell Publishers. 1999.

Lichtblau K. Eros and culture: gender theory in Simmel, Tennis and Weber / Georg Simmel. Critical Assessements. Frisby D. (ed). Vol.3. London: Routledge. 1994.

Kaye L. Howard. Theory on steroids: Antony Giddens on modernity // Qualitative Sociology, 1994. Vol. 17. Issue 4.

Jamieson L. Intimacy transformed? A critical look at the `pure relationship // Sociology, 1999. Vol. 33. Issue 3.

Клуб: Важным глубинным процессам, происходящим с половой интимностью – смене макро амурных стандартов в современном обществе на нашем сайте уделено много внимания.

Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э. Гидденс И три существенно различающиеся одна от другой рецензии на эту книгу:

Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» Р.Г.Апресян

Рецензия на книгу: Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Е. Вовк

Рецензия на книгу Антони Гидденса «Трансфомация интимности» И.Тартаковская

Что такое конфлюентная любовь»? В. Шаповалов

Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Драматургия любви. Е. Пушкарев

Понятие любви в полиамории: составляющие дискурса о множественных любовных отношениях. К. Клессе

Религия любви. Р. Прехт

Психиатрическая неразбериха с любовью в школе. Е. Пушкарев

О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев

«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е. Пушкарев

Общество потребления и его антилюбовная сущность. Е. Пушкарев

Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев

О деструктивном влиянии "общества потребления" на половую любовь. Э, Фромм

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
Яндекс деньги :
кошелек
410014252323944
или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми