образовательно-доверительный сайт


Что такое "конфлюентная любовь"? В. Шаповалов

Шаповалов Виктор Федорович Шаповалов Виктор Федорович; философ, историк, профессор Факультета Государственного управления МГУ им. М.В.Ломоносова; доктор философских наук (1993); специалист в области философии социально-гуманитарного познания, историософии России, философской антропологии, истории русской философии.

Фрагмент из книги Виктора Шаповалова «Мужчина и женщина: любовь, семья, брак». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

В обществе всеобщего эротизма вполне естественен культ секса. Секс, наряду с насилием, доминирует в массовой культуре начала XXI столетия. Очевидно, что чем больше современный мир ориентируется на секс — тем дальше он уходит от любви: происходит извращение понимания полноценной любви между мужчиной и женщиной, имеет место искажение всего комплекса отношений.

Тем не менее было бы ошибкой думать, что культ секса и связанное с ним отрицание семьи — явления новые, невиданные в предшествующей истории человечества. Чтобы убедиться в этом, не обязательно погружаться вглубь веков. Достаточно, например, вспомнить относительно недавнюю советскую историю. Речь идет о 20-х годах XX столетия, т.е. о периоде, когда революционно-болыпевисткий взгляд на все вопросы жизни человека и общества (в том числе на вопросы сексуальных отношений) получил широкое распространение. Может быть, в напоминании о нем не было бы особого смысла, если бы не одно обстоятельство. Оно состоит в поразительном сходстве большевистских взглядов 20-х годов, ныне рассматривающихся как нечто архаическое, с современными взглядами, считающимися продвинутыми, передовыми, модными. Поэтому невольно возникает предположение: а не является ли современная «продвинутость» не более чем переодетым в новую словесную оболочку всё тем же большевистским подходом к сфере сексуальных отношений? Иначе говоря, не принимается ли за нечто, отвечающее реалиям XXI века, то, что в действительности давно отжило и списано в архив самим ходом истории?

В 20-е годы в СССР получила широкое распространение так называемая теория стакана воды. Суть этой «теории» в том, что вступить в половую связь все равно что выпить стакан воды. Все условности, касающиеся отношений мужчины и женщины (в терминологии, характерной для большевизма 20-х годов XX века), — «буржуазно-феодального происхождения», поэтому в «новом, социалистическом обществе должны быть отброшены как отживший хлам».

«Теория стакана воды» получила широкую популярность на волне революционного энтузиазма и активно обсуждалась молодежью 20-х годов. Некоторая попытка ее теоретического обоснования с применением марксистской терминологии сформулирована в высказываниях героя повести С. Малашкина «Луна с правой стороны» молодого человека по имени Исайка Чужак. Повесть Малашкина, посвященная новой, «пролетарски-революционной» трактовке сексуальных отношений, широко обсуждалась на тысячах диспутах по всему Советскому Союзу. Речи героев повести по поводу революционного, т.е. наиболее «современного» и «правильного» понимания половых отношений, в то время воспринимались читателями, разумеется, с полной серьезностью.

Главный герой, уже упомянутый Исайка Чужак, выразил новое кредо в речи перед участниками групповых сексуальных игр: «Стоя на столе перед несколькими парами юношей и девушек (последние были одеты в газовые прозрачные платья), он, как заправский оратор, вещал: любовь красива и свободна только до тех пор, пока есть необходимость в другом. Ведь марксизм говорит: сознание необходимости это и есть свобода. В любви люди дополняют друг друга... Поэтому нарушение гармонии, появление диссонирующих ноток должно приводить к разрыву связи. Следует ли страшиться разрыва? — задается риторическим вопросом студент. И отвечает в категорической форме — нет. Ибо это вполне закономерно. И затем Исайка уточняет: живя в „иных" условиях, он встречает женщину — товарища по делу и взглядам, у них зарождаются общие интересы, они стали дополнять друг друга и тем самым устанавливается новая связь, а предыдущая с полным сознанием необходимости расторгается» (1).

Таким образом, в соответствии с революционно-пролетарским взглядом как мужчина, так и женщина имеют право на свободную любовь, т.е. на бесконечные переходы от одного партнера к другому. С этой точки зрения сексуальный контакт не накладывает на его участников никаких моральных обязательств и не нуждается ни в каких оправданиях нравственного характера: достаточно одного желания — желания. Естественно, семья, брак и связанные с ними понятия, такие как супружеская верность и др., рассматриваются как безнадежно устаревшие.

Исследованию современной сексуальной культуры, т.е. сексуальной культуры эпохи глобализации, посвящена книга Э. Гидденса (см. гл. 2) — профессора, известного британского социолога, директора всемирно известной Лондонской высшей школы экономики. Британский автор разрабатывает и отстаивает концепцию конфлюентной любви, которая, по его мнению, пришла на смену всем прежним формам отношений мужчины и женщины и в наибольшей мере соответствует характеру современной эпохи — эпохи глобализации. Но как это ни покажется странным и удивительным, концепция конфлюентной любви практически повторяет тезисы упомянутой мной выше «теории стакана воды», приобретшей популярность в начале другой «небывало светлой эры» — эры коммунизма. Пламенные же выступления персонажей повести Малашкина в защиту сексуальной свободы по сути настолько совпадают с рассуждениями Гидденса, что в них без труда усматривается некоторое гротескное подобие концепции современного британского автора.

Центральным для концепции Гидденса является понятие «конфлюентная любовь». Это выражение можно перевести как «текучая (льющаяся, переходящая, изменчивая) любовь». Согласно автору, в эпоху «после сексуальной революции», т.е. в современную эпоху глобализации, любовные чувства и отношения меняются. На смену романтической любви приходит то, что автор называет конфлюентной любовью. Конфлюентной любви присущи следующие характеристики: «Первое, сексуальность становится непременным и основным компонентом любовных отношений. Второе, ценным в любви оказывается не объект любви, который не воспринимается более в качестве неповторимого, единственного и в идеале обретенного навсегда, а сами отношения как факт осуществляющейся жизни. Третье, это — текучая, преходящая любовь» (3).

Отметим, что в современном мире «брендов», особенно брендов, основанных на эротизме или на теме эротизма, ни титулы, ни ученые звания не дают гарантии качественности идей и концепций. Сегодня Энтони Гидденс — «хорошо раскрученный бренд»: его книги печатаются значительными тиражами на многих языках мира. И они, разумеется, находят своих читателей. Именно поэтому следует обратить внимание на его концепцию.

Автор, профессор социологии, открывает читателям «громовую истину», что «ценным в любви оказывается не объект любви, который не воспринимается более в качестве неповторимого, единственного», а сам половой контакт «как факт осуществляющейся жизни». Замечание по поводу так понимаемой «любви» напрашивается само собой: если объект любви, т.е. другой человек, не является ценностью, а ценностью является то, что я хочу от него получить (в данном случае, сексуальное удовольствие), то о какой любви вообще может идти речь? «Другой» вообще не существует для меня как человек, как личность. Такого рода отношения можно называть как угодно, но только не любовью.

Скорее всего, это то самое холодно отстраненное отношение к человеку «как к средству только, но не как к цели», против которого, формулируя категорический императив, резко выступал Кант, а вслед за ним и последующая философия и европейская культура в целом. Утилитарное отношение человека к человеку сопровождает, к сожалению, всю историю человечества. Поэтому в нем нет ничего нового. Но культура и философия всегда сопротивлялись превращению человека в штифтик, в разменную монету, в средство, утверждая и возвышая достоинство личности.

«Характерно, — отмечает Р. Г. Апресян, — что 3. Бауман, другой известный английский социолог, пишущий на темы, близкие тем, что развивает Гидденс, говорит о liquid love, прибегая к лексеме, семантически близкой лексеме confluent (4). Замечу, тем не менее, liquid love — буквально «жидкая любовь», в русском языке имеет богатую и не однозначную семантику. Так, если о ком-то говорят «жидкий человек», то, конечно, не имеют в виду его «текучесть». Смысл в данном случае совсем иной, вполне понятный. Для более ясного и точного выражения идей Гидденса как раз и следовало бы перевести его confluent как «жидкий». Тогда «жидкая любовь» полностью встраивается в контекст «жидкий человек», «жидкое общество», «жидкая жизнь» и т.д. Вот эту «жидкую жизнь» и предлагает нам английский автор, заменяя возвышенное понимание любви на одномоментную связь.

Расплавленность, расжиженность, растекание, размазанность — все это синонимы утраты способности к самоорганизации, разрушения структурности, утраты функциональности и замирания жизни, это синонимы «бледной немощи», т.е. смерти. Смерть ведь не есть пустота, не есть абсолютное ничто. Она есть бледное подобие жизни. С приходом смерти человек превращается в труп, который еще полностью не утратил сходства с живым человеком, но из него исчезло то, что делало его живым: самоорганизованность всех телесно-душевных проявлений. Все жизненные системы (кровеносная, нервная, опорно-двигательная и др.) прекратили функционировать, что и лишает тело его структурной организации, а затем влечет за собой разжижение покровов и тканей, их растекание и расплывание, «размазывание» по окружающей среде. Впрочем, о том, что уничтожение любви (хотя бы и теоретическое) равнозначно покушению на саму жизнь, скажем ниже. Пока обратим внимание на следующее обстоятельство.

Не знаю, как авторы и читатели с берегов туманного Альбиона, но мы в России (еще в Советском Союзе) все, что отстаивает Гидденс, «уже проходили» в начале другой «новой, небывало светлой эры», наступившей задолго до светлой эры глобализации. Поэтому не составляет особого труда сделать вывод: концепция британского автора есть не более чем переодетая в наукообразную форму хорошо известная в СССР 20-х годов ушедшего столетия так называемая теория стакана воды. Приведенные выше рассуждения героя повести Малашкина свидетельствуют, что стремление к получению сексуального удовольствия можно оправдать не только свободой (как у Гидденса), но при желании и необходимостью: дескать, я вовсе этого и не хочу, это необходимо, поэтому следует «осознать» необходимость и подчиниться ей. Так даже будет более убедительно, чем некие туманные рассуждения о свободе. И здесь, конечно, нельзя не вспомнить М. Булгакова, в произведениях которого глубоко философски и одновременно в сатирически-символической форме отражена реальность советского общества 20-х — начала 30-х годов. «Как же так? С первым встречным... — говорит в пьесе М. Булгакова «Собачье сердце» профессор Преображенский молоденькой домработнице, со слезами признавшейся ему в последствиях случайной сексуальной связи, — ну разве можно?..» Вообще говоря, конечно, можно. Но зачем называть это любовью?

Тот факт, что молодежь воспринимает давно известное как новое, вполне понятен. Но факт, что маститый профессор, не зная истории вопроса, взялся за пропаганду примитивной «теории стакана воды», облекая ее в наукообразную оболочку и выдавая за последнее слово социологии, не может не вызывать опасений. Сходство современного культа секса с тем же явлением, наблюдавшимся в 20-е годы в Советской России, свидетельствует о том, что такой культ отнюдь не признак нормального демократического общества. Это признак социальной деградации, сопровождающей большевистским по своей сути желанием ниспровергнуть все исторические достижения: «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем...».

Не имеет ли место сегодня на Западе то же самое, что наблюдалось в России непосредственно после 1917 года и что А. Платонов характеризовал в известной повести как «ювенильное море» (от лат. juvenile — молодой, юный)? «Ювенильное море» — это отрыв от истории, от культуры, это «изобретение велосипеда», «открытие Америки», за что неизбежно берется молодежь, если происходит разрыв времен, если старшие утрачивают авторитет и, конечно, если старшее поколение, в лице профессоров философии и социологии, добровольно отказывается от своей миссии передавать исторический опыт культуры в будущее.

Похоже, что дело обстоит именно так: английский профессор либо сознательно превращает в ювенильное море своих читателей, либо сам впал в историческое беспамятство. Ведь только и остается, что удивляться: из страны, где консерватизм, что называется, «в крови», раздается призыв, один в один повторяющий то, что в 20-е годы громко звучало в леворадикальной коммунистической России: «Сбросим классиков с корабля современности!». Согласно Гидденсу место под солнцем теперь принадлежит «жидким» отношениям, а любовь в собственном смысле безвозвратно ушла в прошлое, она есть анахронизм, ей место на «свалке истории». Следовательно, и для художественных произведений, в которых она воспета, не найти уже места попристойнее...

А мы-то по простоте душевной полагали, что Запад создал великие образцы, значение которых всемирно и непреходяще, сам следует им. «Русская литература не знает таких прекрасных образов любви, как литература Западной Европы, — писал Н. Бердяев. — У нас нет ничего подобного любви трубадуров, любви Тристана и Изольды, Данте и Беатриче, Ромео и Джульетты. Любовь мужчины и женщины, любовный культ женщины — прекрасный цветок христианской культуры Европы... У нас не было настоящего романтизма в любви. Романтизм — явление Западной Европы» (2). Если сегодняшняя Европа решила растоптать ею же взращенный «прекрасный цветок», что же — это ее выбор...

В свете нашей темы важно то, что книга британского профессора не дает ответа на основные вопросы, связанные с фундаментальной трансформацией современного мира. Как влияет на человека и общество высвобождение энергии эротизма, наблюдающееся во всех сферах общественной жизни в последние десятилетия? Каковы последствия жизни под непрерывным воздействием ауры эротизма?

На мой взгляд, такие последствия не являются однозначно негативными хотя бы потому, что воздействие атмосферы эротизма не дает человеку превращаться в чисто рассудочное существо, постоянно напоминая ему об эмоциональной, страстной стороне жизни и человеческой природы. Эта же атмосфера напоминает женщине, что она прежде всего женщина, а мужчине — что он прежде всего мужчина. Тем не менее воздействие атмосферы эротизма весьма противоречиво. Британский же автор всю сложность ситуации свел к древнейшему факту: половой контакт сопровождается острым чувством удовольствия.

Заметим, что сладострастие присуще человеку еще с первобытных времен. Археологические данные не оставляют сомнений в том, что первобытный человек не только «задумывался», а реально получал от сексуального контакта весьма и весьма яркие ощущения. Половой акт изначально осуществлялся отнюдь не в целях деторождения, а из совершенно иных мотивов, одним из которых был мотив удовольствия. Что же касается деторождения, то первобытные люди далеко не сразу обнаружили причинно-следственную связь между сексуальным контактом и рождением ребенка.

Краткий анализ нашумевшей публикации английского социолога показывает, что во всей несуразице, которая присуща рассуждениям профессора, имеется, пожалуй, один вопрос, заслуживающий серьезного внимания. Этот вопрос состоит в следующем: имеются ли в жизни человека прочные константы, вневременного характера, без которых эта жизнь не возможна? Или же все целиком и полностью зависит от времени, от эпохи, от социальных условий?

Философия XX века, в лице таких влиятельных направлений, как феноменология , экзистенциализм , персонализм и др. пришла к выводу, что такие константы существуют. Так же как в космосе существуют константы постоянства скорости света, гравитационная постоянная, постоянная Планка и др., так и в человеческой жизни есть константы, на которых она основана и без которых она превращается лишь в подобие жизни, в действительности трансформируясь в небытие. Константы человеческой жизни связаны с понятием свободы («человек обречен быть свободным»), с ответственным выбором («тревога» — К. Ясперс, «забота» — М. Хайдеггер, «тяжесть» — Н. Бердяев), с творчеством, и разумеется, с любовью.

Конечно же, любовь это не одномоментное получение удовольствия, а сложный культурно-духовный феномен, который может быть понят только в широком контексте всей истории человеческой культуры, в контексте понимания любви как особой формы человеческого бытия в мире.

Что же касается получения сексуального удовольствия в максимальной степени, то задача не нова и пути ее решения приблизительно те же. Чтобы убедиться в этом, сравним два текста. Один взят из журнала 2008 года и представляет собой рекламу «чудодейственного» средства. Другой — отрывок из пародии на рекламу не менее «чудодейственного» аппарата того же предназначения, относится к 1926 году, т.е. к восьмому году Советской власти, к периоду революционного энтузиазма, переворота во всех областях жизни. Предоставим читателю возможность самостоятельно определить, какой из нижеприведенных текстов относится к нашему времени, а какой — к 1926 году.

Текст №1

«Такой природный источник силы, прежде всего сексуальной, можно считать подарком современному мужчине. Научные исслеования обнаружили, что Тонгкат содержит уникальные ингредиенты, способные значи-тельно увеличить приток крови к половым органам. Так решаются две проблемы, по поводу которых нередко комплексуют мужины: эрекция и размер.

Но если когда-то главным считалась способность продолжить род, то сегодня мы уже больше задумываемся о яркости ощущений от интимной близости. Оказалось, и на это влияет Тонгкат, позволяет партнерам наслаждаться новыми ощущениями и достичь искрометного оргазма.

Но все-таки главное свойство малайзийского корня — обеспечивать сильную и устойчивую эрекцию. В западноевропейской практике чудо-корень уже зарекомендовал себя в течение последних 10 лет»

Текст №2

«Патентованные аппараты. Беркман, Шотлуа и Сн. Лтд.

Учитывая высокоценный момент наслаждения, обязательно присущий соприкосновению полов, мы придали нашему аппарату конструкцию, позволяющую этого достигнуть, по крайней мере, в тройной степени против прекраснейшей из женщин, если ее длительно использует только что освобожденный заключенный после 10-ти лет строгой изоляции. Таково наше сравнение, таков эквивалент качества наших патентованных аппаратов.

Особый регулятор позволяет достигать наслаждения любой длительности — от нескольких секунд до нескольких суток, будет свободное время у уважаемого потребителя. Особая планшайба позволяет регулировать в объемных единицах расход семени, и этим достигать оптимальной степени душевного равновесия, т.е. не допускать излишнего истощения организма и понижения тонуса жизнедеятельности. Наш лозунг — душевная и физиологическая судьба нашего покупателя, совершающего половое отправление, вся должна находиться в его руках, положенных на соответствующие регуляторы. И мы этого достигли. Кроме того, глубокие старики, выпавшие из сексуального чувства, вновь приобщаются к нему нашими приборами. Мы работаем для всех возрастов и для всех народов.

Мы уже 8 лет выпускаем лишь три типа наших аппаратов для мужчин и три типа для женщин. Рынок, по-видимому, не требует большего разнообразия благодаря широким вариациям, которые допускает устройство каждого типа, в соответствии с индивидуальными особенностями потребителя»

Как видим, аппарат из последней рекламы, конечно, помощней какого-то тонгката: он дает возможность получать непрерывное сексуальное удовольствие продолжительностью до нескольких суток. Поистине, он стал бы находкой для современных сексоголиков и сексоголичек!

Автор второго текста (пародии на современную ему рекламу) русский писатель А. Платонов. Конечно же, он не случайно указывает, что фирма уже 8 лет выпускает аппарат, а цены приведены на 1926 год, когда написан рассказ. С какого же года «все началось»... Однако и наши дни отчетливо свидетельствуют, что неуемное желание «осчастливить человечество» поистине неистребимо. Неуемное желание, о котором идет речь, тесно связано с характерным стилем изложения. Обязательными являются ссылка на науку, «революционная» уникальность продукта, трогательная забота о людях, т.е. о потребителе, и конечно же, упоминание об успешном применении в течение ряда лет. Все это блестяще спародировано Платоновым.

Литература:

1. Цит. по: Голод С. И. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. — СПб., 1996. С. 22—23.

2. Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах: пер. с англ. В. Анурин. Издат. дом. «Питер», 2004.

3. Апресян Р.Г. Идеал романтической любви в «постро-мантическую эпоху». / Этическая мысль. Вып. 4. — М.: ИФ РАН, 2003.

4. Апресян Р. Г. Цит. произв.

Клуб: Важным глубинным процессам, происходящим с половой интимностью – смене макро амурных стандартов в современном обществе на нашем сайте уделено много внимания.

Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э. Гидденс

И существенно различающиеся одна от другой рецензии на эту книгу:

Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» Р.Г.Апресян

Рецензия на книгу: Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Е. Вовк

Рецензия на книгу Антони Гидденса «Трансфомация интимности» И.Тартаковская

Что такое конфлюентная любовь»? В. Шаповалов

Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Драматургия любви. Е. Пушкарев

Религия любви. Р. Прехт

О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев

«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е. Пушкарев

Общество потребления и его антилюбовная сущность. Е. Пушкарев

Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев

О деструктивном влиянии "общества потребления" на половую любовь. Э, Фромм

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
Яндекс деньги :
кошелек
410014252323944
или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми