образовательно-доверительный сайт


Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» Р.Г.Апресян. часть 5

«Этическая мысль». Вып. 4. М.: ИФ РАН. 2003.

Моим друзьям Лиле и Курту

Экзистенциальная потребность в любви разрешается различным образом

Р.Г.Апресян Но возможен и другой взгляд, а именно, что экзистенциальная потребность в любви разрешается различным образом в разных социально-культурных условиях: в одних – в виде романтической любви, в других – в виде конфлюентной любви. И всегда чувственная любовь в духовном плане отвечает потребности человека преодолеть внутреннее одиночество. При таком подходе концепции Гидденса и Джонсона могут оказаться взаимно дополнительными. Концепция Гидденса нуждается в психологическом прояснении любви. Фактически показывая, что любовь вытесняется из любви, уступая место эротике, он не задается вопросом, почему же это сохраняет название любви и что заставляет молодых людей, вроде свободных от романтических предрассудков, не просто соединяться, но посвящать себя друг другу, пусть и кратковременно, в преходящих отношениях интимности. Концепции Джонсона не хватает социологических экспликаций; у него немало высказываний относительно характера современного западного человека (в первую очередь, мужчины) и современной европейской коммуникативной культуры, однако в целом он ничего не говорит о современной амурной, амурно-эротической практике.

Понятно, что сами Гидденс и Джонсон не нуждаются в подобных дополнениях, однако понятно и то, что стоит только признать чуть более пространным амурологическое дискурсивное пространство, как каждый из них сам по себе, предстанет не-договорившим, не-прояснившим себя и потому сохраняющим внутренние противоречия; впрочем, благодатные для следующих за ними исследователей.

[1] Статья написана в рамках исследования по гранту РГНФ № 04-03-00177а.

[2] Giddens A. The Transformation of Intimacy: Sexuality, Love, and Eroticism in Modern Societies. Stanford: Stanford University Press, 1992. Р. 61. Эта книга переведена на русский язык (в пер. В.Анурина. СПб.: Питер, 2004), но по ряду причин, изложенных мной в рецензии в «Вопросах философии» (2005, № 2. С. 187–189), я буду пользоваться оригинальным изданием.

[3] См. Giddens A. Modernity and Self-Identity. Cambridge: Polity Press, 1991. P. 89–97.

[4] См., например (в порядке выхода в свет), Rougemont D. de. The Crisis of the Modern Couple // Family, Function, and Destiny / Ed. R.N.Anshen. New York: Harpers, 1949; Biegel H.G. Romantic Love // American Sociological Review, 1951. Vol. 16, № 3; Wilkinson M.L. Romantic Love and Sexual Expression // The Family Coordinator, 1978. Vol. 27, № 2; Critelli J.W., Myers, E.J., Loos, V.E. The Components of Love: Romantic Attraction and Sex Role Orientation // Journal of Personality, 1986. Vol. 54, № 2; Marston P.J., Hecht M.L., Roberts T. "True Love Ways": The Subjective Experience and Communication of Romantic Love // Journal of Social and Personal Relationships, 1987. Vol. 4, № 4; Kanekar S. Toward a scientific understanding of romantic love // Science progress, 1989. Vol. 73, № 4; Simon R.W., Edder D., Evans C. The Development of Feeling Norms Underlying Romantic Love Among Adolescent Females // Social Psychology Quarterly, 1992. Vol. 55, № 1.

[5] Джонсон Р. Мы: Источник и предназначение романтической любви / Пер. В.К.Мершавки. М.: Гиль-Эстель, 1998.

[6] Шелер М. Ordo Amoris // Шелер М. Избр. произв. М.: Гнозис, 1994. С. 341.

[7] Полеев А. Свет и тени романтической любви // Follow.ru: Познай себя и окружающих. – http://www.follow.ru/article/123.

[8] Гидденс использует здесь французское выражение «passion amour», заимствованное у Стендаля (См. Стендаль А. О любви // Стендаль. Собр. соч. в 12 т. Т. 7. М.: Худлит, 1970), хотя при этом он специально оговаривает, что понимает страстную любовь иначе, чем понимал ее Стендаль.

[9] Giddens A. The Transformation of Intimacy. Р. 39–40.

[10] См. Семенов Л.Е. Любовь в эстетике раннего романтизма: романтический идеал в контексте культурно-исторического развития // Романтизм: грани и судьбы / Под неуч. ред. проф. И.В. Карташовой. Тверь: РИК ЦГР, 1998.

[11] См. гл. 3 в очерке «Любовь» в издании: Альберони Ф. Дружба и любовь. М.: Прогресс, 1991. С. 192–198.

[12] Giddens A. The Transformation of Intimacy. Р. 40.

[13] Op. cit.

[14] Op. cit. P. 43.

[15] Рюриков Ю.Б. Мед и яд любви. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 335–342.

[16] Там же. С. 339.

[17] Op. cit. P. 45.

[18] Платон. Пир 193а // Платон. Соч. в 3 т. Т. 2. М.: Мысль, 1970. С. 121. Платон как будто бы не существует для Гидденса (или в самом деле не существует), однако это непростое совпадение одной из ключевых характеристик романтической любви с одним из платоновских определений любви в любом случае нуждается в объяснении.

[19] В дни когда писались эти страницы у меня случился разговор с одной моей давнишней приятельницей, переживавшей третью молодость благодаря новой любви, случайно обретенной через знакомство и довольно продолжительное общение посредством Интернета. Говоря о чувствах своего будущего мужа, она обронила: «романтические». Я не мог не попросить пояснить мне, как она понимает романтическую любовь. На минуту задумавшись, она сказала: «Когда двое пишут из своей жизни роман». Я точно знаю, что моя приятельница даже не слышала о Гидденсе.

[20] Не говорю о том, что 150 интервью с молодыми людьми и 75 интервью с людьми старшего возраста может быть достаточно для установления тенденций в развитии нравов, но количественно не репрезентативно для конкретно-социальных обобщений. И другой вопрос, что апеллируя, без особых оговорок, к психологическим данным, Гидденс, который хорошо известен читающей публике именно как социолог, в общем-то морочит голову тем читателям, которые воспринимают его книгу как книгу социолога.

[21] Как я уже указывал в другом месте, я не согласен с переводом термина «confluent love» выражением «любовь-слияние». Это романтическая любовь – «любовь-слияние», а конфлюентная любовь – это любовь-перетекание: и слияние, и растекание. В слове «слияние» слышится завершенность и не слышится текучести. А Гидденс говорит именно о текучести, подвижности, невечности, преходящести нового типа любви. Поэтому я не нахожу другого выхода для терминологического закрепления этого понятия, как заимствование английского слова, подобранного Гидденсом и создание русской кальки: «конфлюентная любовь».

[22] Bauman Z. Liquid Love: On the Frailty of Human Bonds. Cambridge: Polity, 2002.

[23] Giddens A. Op. cit. P. 58.

[24] Giddens A. Op. cit. P. 61–64.

[25] Johnson R. We: Understanding the Psychology of Romantic Love. San Francisco, CA: Harper & Row, 1983. Название книги в русском переводе – «Мы: источник и предназначение романтической любви» – кажется даже более точным: ведь автор не просто говорит о психологических корнях романтической любви, но и о ее символике, ее роли в западной культуре и жизни человека, принадлежащей этой культуре.

[26] См. гл. 1–4 в кн. Юнг К.Г. Aion: Исследование феноменологии самости. М.: Рефл-Бук; Киев: Ваклер, 1997.

[27] Джонсон Р. Мы: Источник и предназначение романтической любви. С. 101–102. Тема двойственности именно романтической любви возникает у Джонсона не сразу, но только в последней части книги. До этого романтическая любовь рассматривается именно как особого рода выражение, нередко превратное, сублимативного устремления личности.

[28] Там же. С. 105.

[29] Там же. С. 110.

[30] Там же. С. 38.

[31] Там же. С. 49.

[32] Там же. С. 43.

[33] См. Гильдебранд Д. фон. Метафизика любви / Пер. с нем. А.И.Смирнова. СПб.: Алетейя; Ступени, 1999. С. 205–245.

[34] Джонсон Р. Мы… С. 44. Андрогинические мотивы очевидны в этой характеристике. Но и фейербаховско-соловьевские сизигические мотивы здесь вполне просматриваются.

[35] Там же. С. 45. Строго-критически, рассуждения Джонсона в значительной своей части не отвечают современным ригористичным критериям гендерной корректности. Понятно, он следует старинной легенде, и в ней Тристану уделено первостепенное внимание. Но говоря и о современном обществе Джонсон имеет в виду в первую очередь западного мужчину. В специальном «Замечании для женщин», предваряющем книгу, Джонсон оговаривает, что в легенде романтическая любовь преподносится через призму мужского восприятия, добавляя, что этим легенда может быть интересной для женщин, имеющих возможность лучше понять мужчин. О женском переживании любви Р.Джонсон пишет в другой книге: «She: Understanding Feminine Psychology» («Она: Глубинные аспекты женской психологии» / Пер. с англ. В.К.Мершавки. М.: Когито-Центр, 2005).

[36] Фромм Э. Здоровое общество // Фромм Э. Мужчина и женщина / Отв. ред. П.С.Гуревич. М.: АСТ, 1998. С. 154.

<<< начало --- окончание---

Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» Р.Г.Апресян

Рецензия на книгу: Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Е. Вовк

Рецензия на книгу Антони Гидденса «Трансфомация интимности» И.Тартаковская

Что такое конфлюентная любовь»? В. Шаповалов

Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова

Статьи, относящиеся к этой же теме:

Драматургия любви. Е. Пушкарев

Все статьи о романтической любви, почти энциклопедия.

Понятие любви в полиамории: составляющие дискурса о множественных любовных отношениях. К. Клессе

Религия любви. Р. Прехт

Психиатрическая неразбериха с любовью в школе. Е. Пушкарев

О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев

«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е. Пушкарев

Общество потребления и его антилюбовная сущность. Е. Пушкарев

Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев

О деструктивном влиянии "общества потребления" на половую любовь. Э, Фромм

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
WebMoney:
WMR 854184784200
WMZ 853215145380
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми