"Трансформация Интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. " Э. Гидденс. Фрагменты из книги. часть 6
6. Социологическое значение созависимости
Об авторе: Барон Энтони Гидденс; 1938г.р.; английский социолог; доктор философии Кембриджского университета; директор Лондонской школы экономики и политических наук.
Книга "Трансформация Интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. " Э. Гидденс есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Интимность, родство, родительство
Трансформация интимности относится и к сексу, и к гендеру, однако не ограничивается только ими – этот факт поддерживается тем тезисом, который я постараюсь позже развить несколько подробнее, о том, что проблема здесь заключается в базовом сдвиге этики личной жизни как целого. Подобно гендеру, родство когда-то рассматривалось как нечто данное естественным образом – ряд прав и обязанностей, которые создают биологические и брачные связи. Широко утверждалось, что родственные связи в значительной степени разрушаются с развитием современных институтов, которые оставили нуклеарную семью в великолепной изоляции. Не рассматривая этот вопрос в каких-либо подробностях, можно убедиться, что такой взгляд был ошибочным или, по меньшей мере, вводящим в заблуждение. В разделяющемся и разводящемся обществе нуклеарная семья порождает разнообразие новых родственных связей, ассоциирующихся, например, с так называемыми рекомбинантными (в оригинале – "recombinant" – Прим. перев.) семьями.
Жанет Финч, анализируя нынешние родственные отношения, говорит о неком процессе "выработки" (Janet Finch. Family Obligations and Social Change. Cambridge: Polity, 1989. P. 194 - 211).
Людям приходится вырабатывать новые способы обращения с родственниками и при этом конструировать новую этику повседневной жизни. Она явно трактует этот процесс с точки зрения приверженности ("сommitment"; напомним, что это также может переводиться как "привязанность". – Прим. перев.).
Люди стремятся организовать свои родственные связи через "договорную приверженность", посредством которой они вырабатывают "вещи, которые надлежит делать" в отношении своих родственников в особых контекстных рамках. К примеру, индивид не решает, одалживать ли деньги своему шурину, поскольку в семье или более широком обществе это определено как своего рода обязанность; деньги одалживаются скорее потому, что личностью разработан определенный ряд приверженностей к другой личности, которые определяют такой поступок как правильный.
Насколько отличаются от такой ситуации отношения между родителями и детьми? Очевидно, что во взаимодействии взрослые-дети существует значительный дисбаланс власти, особенно в ранние годы детства. В свете этого факта можно было бы предполагать, что качество этой связи имеет мало отношения к обеспечению заботы, поскольку с обеих сторон существуют заданные социальные обязательства ограничивающего типа. И все же есть основания усомниться в том, насколько сильны сегодня такие обязательства в некоторых группах. Наилучший способ продемонстрировать это состоит в том, чтобы пройти "в обратном направлении" – от связей "родители-дети", которые носят отчетливо договорный характер, к характеристикам раннего детства. Многие родители сегодня являются приемными родителями, равно как и биологическими отцом и матерью. Приемные родители обычно принимают на себя определенные права и обязанности относительно детей, но эти права и обязанности являются сегодня обычно "договорными приверженностями" в том смысле, какой вкладывает в это понятие Финч, со стороны и родителей, и детей. Или возьмем случай таких обязанностей, которые предполагаются со стороны взрослых детей в отношении своих престарелых родителей. В некоторых обстоятельствах и культурных контекстах считается более или менее само собой разумеющимся, что родители могут рассчитывать на материальную и социальную поддержку своих детей. Но отчетливая тенденция развития состоит в том, что такая поддержка зависит от качества отношений, постепенно выходящих на первое место.
Нам кажется, что детерминирующее влияние могло бы быть описано как формирование кумулятивных привязанностей (Janet Finch. Family Obligations and Social Change. Cambridge: Polity, 1989. P. 204 - 205).
К примеру, в одном из исследований матерей и дочерей одна из респонденток говорит: "Моя мать и я жили вместе, потому что мы сами сделали такой выбор и любили друг друга... Мы разделяли общий дом, мы могли смеяться вместе... Я была независимой личностью, моя мать тоже. Я не просто ухаживала за ней, мы просто жили вместе" (J. Lewis and В. Meredith. Daughters Who Care. London: Routledge, 1988. P. 54).
Она чувствовала приверженность к тому, чтобы заботиться о своей матери, и это было результатом их долгой совместной истории; но не менее важным был здесь и элемент взаимной любви. Как указывает Финч, понятие кумулятивных привязанностей помогает нам понять, каким образом на протяжении времени для одного из детей становится совершенно "очевидной" необходимость заботы об одном или об обоих родителях, в то время как другой человек мог бы относиться к этому совершенно иначе (Janet Finch. Family Obligations and Social Change. Cambridge: Polity, 1989. P. 205.J. Lewis and В. Meredith. Daughters Who Care. London: Routledge, 1988. P. 54.).
Точно так же, как одни говорили о нарциссизме относительно позиции самости в современном обществе, другие предполагали, что взаимодействие родитель-ребенок движется ко все большей "дозволенности". Но это неадекватный ярлык относительно стремления разработать такие стратегии воспитания детей, которые были бы альтернативны тем, что имели место в прошлом. Это качество отношений, которое выходит на передний план, несет на себе акцент интимности, вытесняющей родительскую авторитарность. С обеих сторон возникает спрос на чувствительность и понимание (Gadlin H. Child discipline and the pursuit of the self: an Historical interpretation, Advances in Child Development and Behaviour, vol. 12, 1978. P. 75 - 82.).
<<< начало --- часть 6--- читать дальше - часть 7 >>>
Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» Р.Г.Апресян
Рецензия на книгу Антони Гидденса «Трансфомация интимности» И.Тартаковская
Что такое конфлюентная любовь»? В. Шаповалов
Расслабь свой секс. А. ХолинаЛюбовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова
Драматургия любви. Е. Пушкарев
Понятие любви в полиамории: составляющие дискурса о множественных любовных отношениях. К. Клессе
Психиатрическая неразбериха с любовью в школе. Е. Пушкарев
О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев
«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е. Пушкарев
Общество потребления и его антилюбовная сущность. Е. Пушкарев
Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев
О деструктивном влиянии "общества потребления" на половую любовь. Э, Фромм
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев