"Трансформация Интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. " Э. Гидденс. Фрагменты из книги. часть 2
Об авторе: Барон Энтони Гидденс; 1938г.р.; английский социолог; доктор философии Кембриджского университета; директор Лондонской школы экономики и политических наук.
Книга "Трансформация Интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. " Э. Гидденс есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
3. Романтическая любовь и другие привязанности
"Любовь, – делится своими наблюдениями Бронислав Малиновски в своем исследовании Тробрианских островов, – это для меланезийцев такая же страсть, как и для европейцев, и она в большей или меньшей степени причиняет мучения уму и телу; многих она приводит в тупик, к скандалу или трагедии; гораздо реже она озаряет жизнь, расправляет сердце и переполняет его радостью" (Bronislaw Malinowski. The Sexual Life of Savages. London: Routledge, 1929. P. 69…)
От взгляда на нее мне делается хорошо!
Когда она открывает свои глаза, мое тело молодеет,
Ее речь делает меня сильным;
Ее объятия прогоняют мои болезни – Семь дней, как она ушла от меня! (Martin S. Bergmann. The Anatomy of Loving. New York: Columbia, 1987. P. 4.)
Поскольку секулярное использование слова "страсть" (в оригинале – "passion" – Прим. перев.) – в отличие от его прежнего употребления, означавшего страсть религиозную, – сравнительно новое, имеет смысл оценить страстную любовь, amour passion (Этот термин принадлежит Стендалю, но я не придерживаюсь его значения или той классификации типов любви, которую он предлагает. В скобках можно было бы отметить, что на раннем этапе своего развития социальная наука была тесно переплетена со спекуляциями на тему о природе любви, а также о разделениях труда между полами. Стендаль испытывал сильное влияние Дестатта де Траси и ссылался на его работу о любви как "книгу идеологии". Он имел под этим в виду "дискурс идей", но он принимает также форму научного исследования. Очарованность любовью Конта документально подтверждена в его последних работах, свидетельством этому служит также его связь с Клотильдой де Во. Однако к "классическому" периоду формирования современности эти влияния стали снижаться. Например, Дюркгейм, который широко опирался на работы Конта в других отношениях, мало уделяет внимания поздним его работам и относится к ним с некоторой иронией.), как выражение родовой связи между любовью и сексуальной притягательностью.
Страстная любовь характеризуется настойчивостью, с которой она отделяет себя от рутины повседневной жизни, с которой она действительно имеет склонность вступать в конфликт. Эмоциональная связь с другим пронизывает все, она настолько сильна, что может привести индивида или обоих индивидов к игнорированию своих обычных обязанностей. Страстная любовь обладает свойством особого очарования, которое в своем рвении может действительно стать прямо-таки религиозным. Все в мире внезапно выглядит свежим, хотя, возможно, в то же самое время не может охватить интересы самого индивида, столь сильно связанные с объектом любви. На уровне личностных отношений страстная любовь разрушительна, уподобляясь в этом смысле харизме; она отрывает индивида от почвы и порождает готовность к самым радикальным поступкам и жертвам. (Francesco Alberoni. Falling in Love. New York: Random House, 1983)
По этой причине она опасна, если рассматривать ее с позиций социального порядка и общепринятых обязанностей. Вряд ли стоит удивляться, что страстная любовь нигде не признается необходимым или достаточным условием для брака и в большинстве культур считается противостоящей ему.
Страстная любовь – это более или менее универсальное явление. Я постараюсь доказать, что ее следует отличать от романтической любви, которая очерчена гораздо более культурально. В дальнейшем я попытаюсь идентифицировать определенные отличительные черты романтической любви и исследовать то, что под этим понятием подразумевается. Моя цель – изначально аналитическая; я не собираюсь писать историю романтической любви, даже в миниатюре. Тем не менее начинать следует с очень краткой исторической интерпретации.
Брак, сексуальность и романтическая любовь
В премодернистской Европе большинство браков заключались по контракту – не столько на основе взаимного сексуального притяжения, сколько по экономическим обстоятельствам. Среди бедняков брак был средством организации аграрного труда. Вряд ли жизнь, наполненная непрестанным тяжелым трудом, могла направляться страстью. Утверждают, что в XVII веке среди женатых крестьянских пар Франции и Германии поцелуи и ласки были редким явлением. Однако возможности, которыми располагали для внебрачных связей мужчины, были сколь угодно многочисленными (Michael Mitteraurer and Reinhard Sieder. The European Family, Oxford: Blackwell, 1982. P. 126 - 129. Однако эти утверждения весьма противоречивы среди различных историков.).
Только в аристократических группах имелась определенная сексуальная привилегия, открыто допускаемая для "респектабельных" женщин. Сексуальная свобода следует за властью и является выражением ее; в определенные времена и в определенных местах женщины были в достаточной мере освобождены от требований воспроизводства и от рутинной работы, чтобы располагать возможностями для поисков собственного сексуального наслаждения. Конечно, фактически оно никогда не было связано с браком. В большинстве цивилизаций создавались истории и мифы, которые утверждали, что те, кто пытается создать устойчивую привязанность с помощью страстной любви, обречены.
Различия, обрисованные как граница между целомудренной сексуальностью брака и эротикой, характерной для страстной внебрачной связи, носили достаточно общий характер для всех аристократий, за исключением, может быть, европейских. Специфическим для Европы было возникновение идеалов любви, связанных с моральными ценностями христианства (Этот вопрос особенно утонченно обсуждается в работе Niklass Luhmann. Love as Passion. Cambridge: Polity, 1986, Ch. 5.).
Предписание, что кто-то должен посвятить себя Богу для того, чтобы познать его, и что через этот процесс можно достичь познания самого себя, стал частью мистического единения мужчины и женщины. Временная идеализация другого, типичная для страстной любви, здесь соединялась с еще более постоянным единением с объектом любви; и даже в не столь уж давние времена уже имела место определенная рефлективность ( Beatrice Gottlieb. The meaning of clandestine marriage, in Pobert Wheaton and Tamara K. Harven: Family and Sexuality in French History. Philadelphia: University of Pennsylvania Press, 1980.).
Романтическая любовь, присутствие которой начинает ощущаться примерно с конца XVIII века и далее, впитывала в себя эти идеалы, одновременно инкорпорируя элементы страстной любви, и тем не менее отличалась и от той, и от другой. Романтическая любовь ввела в индивидуальную жизнь идею повествования – доктрину, которая радикальным образом расширила рефлексивность возвышенной любви. Изложение рассказа – это одно из средств "романа", но этот рассказ теперь становился индивидуализированным, вводя себя и другого в личностное повествование, которое не имело особого отношения к более широким социальным процессам. Рост романтической любви в большей или меньшей степени совпадал с возникновением романа (romance – это понятие в английском языке, означает жанр любовного, рыцарского, героического романа, в противоположность novel – повествованию более обыденного характера – Прим. перев.): эта связь принадлежала вновь открытой повествовательной форме.
Комплекс идей, ассоциировавшихся с романтической любовью, первое время связывал любовь со свободой, рассматривая и ту и другую как нормативно желательное состояние. Страстная любовь всегда была освобождающей, но лишь в смысле порождения разрыва с рутиной и повседневными обязанностями. Это было как раз то качество страстной любви (в оригинале – "amour passion" – Прим. перев.), которое размещало ее отдельно от существующих институтов.
Напротив, идеалы романтической любви сами себя внедрили прямо в возникшие связи между свободой и самореализацией.
В романтической любви привязанность – как элемент возвышенной любви имеет тенденцию преобладать над сексуальным пылом. Важность этого момента вряд ли возможно переоценить. Комплекс романтической любви в этом отношении настолько необычен, насколько трактует это Макс Вебер в протестантской этике (Max Weber. The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. London: Allen and Unwin, 1976.).
Любовь, включая в себя сексуальность, разрушается ею; "добродетель" начинает принимать другой смысл для обоих полов, не означая более одной лишь невинности, а скорее определенные качества характера, которые останавливают выбор на другой личности как "особой".
Под романтической любовью часто подразумевают мгновенное влечение – "любовь с первого взгляда". Однако в той мере, в какой непосредственное влечение является частью романтической любви, оно должно быть совершенно четко отделено от сексуально-эротических принудительных влияний страстной любви. "Первый взгляд" – это коммуникативный жест, интуитивное восприятие другого, процесс притяжения к кому-то, кто может сделать чью-то любовь, как говорится, "совершенной" .
Идея "романа" в том смысле, который вкладывался в это понятие в XIX веке, выражала секулярные изменения, оказавшие свое влияние на социальную жизнь в целом, и вносила в них свой собственный вклад (Lawrence Stone. The Family, Sex and Marriage in England 1500 - 1800. Harmonswordth: Pelican, 1982. P. 189 ff.).
В качестве альтернативы можно было прибегнуть к консультации священника. Однако судьба индивида в его личных привязанностях, как и в других сферах, была связана с более широким космическим порядком. Тем не менее "роман", как его можно понимать с XVIII века и далее, включал в себя резонансы предшествующих концепций космической судьбы, но смешивал их с аттитюдом, который был направлен в открытое будущее. Роман более не был, как это обычно бывало прежде, специфически нереальным заклинанием возможностей из области фантастики. Взамен этого он становился потенциальным средством контроля над будущим, равно как и формой психологической безопасности (в принципе) для тех, чьих жизней он касался.
<<< начало --- часть 2--- читать дальше - часть 3 >>>
Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» Р.Г.Апресян
Рецензия на книгу Антони Гидденса «Трансфомация интимности» И.Тартаковская
Что такое конфлюентная любовь»? В. Шаповалов
Расслабь свой секс. А. ХолинаЛюбовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова
Драматургия любви. Е. Пушкарев
Понятие любви в полиамории: составляющие дискурса о множественных любовных отношениях. К. Клессе
О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев
«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е. Пушкарев
Общество потребления и его антилюбовная сущность. Е. Пушкарев
Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев
О деструктивном влиянии "общества потребления" на половую любовь. Э, Фромм
Возможно ли счастливое супружество в эпоху сексуальной революции? Т. Брыкова
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев