Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров. начало
Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999.
В современном психоанализе, по нашему мнению, наибольшей полнотой представлений о любви обладает концепция «Искусство любить». Эриха Фромма.
В целях обоснования значения темы нашего исследования достаточно напомнить об экзистенциальном анализе В. Франкля, для которого любовь значима как цельность, формирующая одну из универсальных и уникальных смыслообразующих, и о трансперсональной психотерапии А. Маслоу с его представлением о любви как высшей (трансцендентной) ценности.
Если дать общую характеристику взгляда психоаналитиков на любовь, то можно сказать, что они концентрируются вокруг проблемы половой любви, а философские аспекты психоаналитических концепций любви образуют контуры и вполне органично, хотя и очень своеобразно, вливаются в русло того философского направления, которое в русской эротике одним из ее лидеров Н. А. Бердяевым было обозначено как "философия пола и любви". Из вышеназванных психоаналитиков, пожалуй, только взгляды К. Г. Юнга, В. Франкля, А. Маслоу и Э. Фромма "размывают" эти контуры. Так, например, Э. Фромм в своей книге "Иметь или быть?" выделяет два разных значения любви.
Может ли человек иметь любовь? Будь это возможно, любовь должна была бы существовать в виде какой-то вещи, субстанции, которой человек может владеть и обладать как собственностью. Но дело в том, что такой вещи как "любовь" не существует. "Любовь" - это абстракция; может быть, это какое-то неземное существо или богиня, хотя никому еще не удавалось увидеть эту богиню воочию. В действительности же существует лишь акт любви. Любить - это форма продуктивной деятельности. Она предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения.
Если человек испытывает любовь по принципу обладания, то это означает, что он стремится лишить объект своей "любви" свободы и держать его под контролем. Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает ее. Когда люди говорят о любви, они обычно злоупотребляют этим словом, чтобы скрыть, что в действительности они любви не испытывают. Многие ли родители любят своих детей? Этот вопрос все еще остается открытым. История западного мира двух последних тысячелетий свидетельствует о таких ужасных проявления жестокости родителей по отношению к собственным детям - начиная от физических истязаний и кончая издевательством над их психикой, - о таком безразличном, откровенно собственническом и садистском отношении к ним, что приходится признать, что любящие родители - это скорее исключение, чем правило.
Все это не означает, что брак не может быть наилучшим решением для двух любящих друг друга людей. Вся трудность заключается не в браке, а в собственнической, экзистенциальной сущности обоих партнеров, и в конечном счете всего общества. Приверженцы таких современных форм совместной жизни, как групповой брак, смена партнеров, групповой секс и т.д., пытаются, насколько можно судить, всего лишь уклониться от проблемы, которую создают существующие для них в любви трудности, избавляясь от скуки с помощью все новых и новых стимулов и стремясь обладать как можно большим числом "любовников" вместо того, чтобы научиться любить хотя бы одного. В еще более известной своей книге "Искусство любви. Исследование природы любви" Э. Фромм раскрывает, какое важное место отведено любви в жизни людей и как люди не умеют любить.
Рассматривая любовь как ответ на проблему человеческого существования, как глубочайшую потребность человека в преодолении своей отдельности, своего одиночества, Фромм видит смысл любви в желании межличностного слияния - наиболее мощном стремлении в человеке. Это наиболее фундаментальное влечение, это сила, которая заставляет держаться вместе членов человеческого рода, клана, семьи, общества. Неудача в его достижении ведет к безумию или уничтожению - уничтожению себя и других.
Зрелая любовь - это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности. В то же время любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим. Забота и заинтересованность ведут к другому аспекту любви: к ответственности. Любящий человек чувствует ответственность за всех ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было такого компонента любви как уважение, означающее способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность. Уважение означает желание, чтобы другой человек рос и развивался таким, каков он есть. Уважение существует только на основе свободы. Уважать человека невозможно, не зная его. Забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание, желание познать "тайну человека".
По мнению Фромма, в современном западном обществе любовь "разлагается" на две "нормальные" формы: любовь, как взаимное сексуальное удовлетворение и как "слаженная работа" и убежище от одиночества, в то время как действительно нормальная любовь возможна, только если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значит каждый из них воспринимает себя из глубины своего существования. Любовь, так переживаемая, это постоянный риск, это состояние не отдыха, а движения, роста, работы сообща; наличие гармонии или конфликта, радости или печали, является вторичным по отношению к основному факту, что два человека чувствуют полноту своего существования, глубину и жизненность отношений.
начало --- читать дальше – часть 2 >>>
Эта статья из раздела:О любви философы, писатели и другие интеллектуалы.
История любовного чувства. Е.Пушкарев
Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков
Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев
Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» Р.Г.Апресян
Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова