Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров. часть 2
Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999.
Наше время ставит перед человеком ряд проблем, в том числе и проблему осмысления природы и своеобразия его сексуальности, эротической культуры, философии любви. Принципиальное значение в решении этой проблемы имеет актуализация исторически предшествующего опыта. Современная философия любви как один из наиболее высоких уровней развития и осмысления сексуально-эротической культуры рождается как сплетение главных богатств всей культуры человечества. Впитывание всего лучшего в человечестве - это, возможно, ее магистральный путь. Уже с первых шагов в нее начинает входить старинное "искусство любви" - гуманная любовная культура Древней Индии, Китая, Греции.
I. От мифологии Эроса к философии любви.
(Проблема любви в древних сексуально-эротических культурах)
"Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу, Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь" (Ветки персика)
У Гесиода Эрос появляется в самом начале космогонического процесса. Он, наряду с Землей, произошел непосредственно из Хаоса, первобытной материи; он организует мир. Но это меньше всего разум, не демиург. Это слепая, не отдающая себе никакого отчета, сила: он и у богов, и у людей помрачает ум и освобождает их от всех забот.
Но наиболее ярко представлена мифология Эроса у орфиков. В орфизме Эрос называют как первоначально, сам по себе, мудрый Эрот. Это разумное и светлое божество. По учению орфиков, из первобытной тьмы появилось мировое яйцо, которое, расколовшись, породило Эроса - Протогона, имевшего голову быка и сияющие крылья, носящегося по эфиру и двуполого. Из него произошли все люди, и он стал источником света. Эрос Гесиода у орфиков есть космическое начало, начало животворное и всепроникающее. Оно формирует мир, и без него ничего бы не появилось. Это самый старый бог и самый первый по времени.
Впервые в древней культуре мифология Эроса становится философией любви у Платона. В платонизме речь идет о духовном развитии Эроса - от восхищения телесной красотой через любовь к людям, возвышения духовной красоты над телесной вплоть до созерцания божественной красоты. Если в раннем диалоге Платона "Лисий" проявляется тенденция трактовать любовь как чувство глубинное и философское по преимуществу, то в наиболее известном своем произведении, посвященном любви, - "Пире", Платон формирует первую в европейской культуре философскую концепцию любви, которая есть не что иное, как прославление высшей красоты, к которой стремится человек. "Если бы это прекрасное ты увидел, то и не подумал бы сравнивать его ни с золотом, ни с нарядом, ни с прекрасными мальчиками и юношами, что видя, теперь поражаешься и готов сам, подобно любым другим, которые видят своих любезных и всегда обращаются с ними, если возможно, не есть и не пить, а только смотреть и быть вместе с любимым. Это красота в себе, не имеющая никаких здешних определений. Узревший этот запредельный, тамошний мир, живет истинной жизнью, и он любезен богу больше, чем всякий другой смертный".
II. От философии любви к психологии любви.
(Философия любви средневековья и Нового времени)
"Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом "Я" и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя". (Гегель Лекции по эстетике. - Соч., т. 13. М., 1940, с. 107 ).
Именно акцент на личностном начале любви, позволяет увидеть значение психологии в развитии концепции любви. В отличие от средневековых представлений о любви, выявляющих глобальные, преимущественно нравственные проблемы, научная психология ставит такие вопросы: каково соотношение аффективных, когнитивных и коммуникативных аспектов любви? Являются ли безотчетная страсть и дружественное расположение принципиально разными феноменами или аспектами одного и того же? Каковы психологические механизмы влюбленности и чем детерминируется выбор объекта? Какие индивидуально-личностные и ситуационные факторы способствуют возникновению, поддержанию и угасанию влюбленности? Как меняются соотношение и значение этих факторов на разных стадиях жизненного пути и в зависимости от продолжительности парного союза? От чего зависит устойчивость любовных отношений? Хотя эти вопросы и тем более ответы на них довольно фрагментарны, собираемая психологами информация заслуживает серьезного внимания и имеет большое философское значение как в разработке вопроса о роли любви в утверждении безусловного значения индивидуальности, уникальности человека, его личностного начала, так и в постановке вопроса об иррациональности любви.
<<< начало --- часть 2--- читать дальше - окончание >>>
Эта статья из раздела:О любви философы, писатели и другие интеллектуалы.
История любовного чувства. Е.Пушкарев
Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков
Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев
Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» Р.Г.Апресян
Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова