образовательно-доверительный сайт


Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров. часть 2

Журнал практического психолога, N 7-8, июль-август, 1999.

Наше время ставит перед человеком ряд проблем, в том числе и проблему осмысления природы и своеобразия его сексуальности, эротической культуры, философии любви. Принципиальное значение в решении этой проблемы имеет актуализация исторически предшествующего опыта. Современная философия любви как один из наиболее высоких уровней развития и осмысления сексуально-эротической культуры рождается как сплетение главных богатств всей культуры человечества. Впитывание всего лучшего в человечестве - это, возможно, ее магистральный путь. Уже с первых шагов в нее начинает входить старинное "искусство любви" - гуманная любовная культура Древней Индии, Китая, Греции.

I. От мифологии Эроса к философии любви.
(Проблема любви в древних сексуально-эротических культурах)

Джахан и Мумтаз "Три источника имеют влечения человека: душу, разум и тело. Влечения душ порождают дружбу, Влечения ума порождают уважение. Влечения тела порождают желание. Соединение трех влечений порождает любовь" (Ветки персика)

Первоначально формы осмысления любви связаны с мифологическими представлениями даосцев в Древнем Китае, тантристов в Непале и Древней Индии, орфиков в Древней Греции. В древнегреческой литературе весьма распространены любовные, эротические и сексуальные мотивы. У Гомера употребляются два термина, служащие синонимами позднейшего Эроса - желание (влечение, страсть) и томление (тоска, любовная страсть). Гомер оперирует с ними как с понятиями, яркой же концепции любви, а тем более концепции, схваченной в единстве образа и понятия, у него не имеется.

У Гесиода Эрос появляется в самом начале космогонического процесса. Он, наряду с Землей, произошел непосредственно из Хаоса, первобытной материи; он организует мир. Но это меньше всего разум, не демиург. Это слепая, не отдающая себе никакого отчета, сила: он и у богов, и у людей помрачает ум и освобождает их от всех забот.

Но наиболее ярко представлена мифология Эроса у орфиков. В орфизме Эрос называют как первоначально, сам по себе, мудрый Эрот. Это разумное и светлое божество. По учению орфиков, из первобытной тьмы появилось мировое яйцо, которое, расколовшись, породило Эроса - Протогона, имевшего голову быка и сияющие крылья, носящегося по эфиру и двуполого. Из него произошли все люди, и он стал источником света. Эрос Гесиода у орфиков есть космическое начало, начало животворное и всепроникающее. Оно формирует мир, и без него ничего бы не появилось. Это самый старый бог и самый первый по времени.

Впервые в древней культуре мифология Эроса становится философией любви у Платона. В платонизме речь идет о духовном развитии Эроса - от восхищения телесной красотой через любовь к людям, возвышения духовной красоты над телесной вплоть до созерцания божественной красоты. Если в раннем диалоге Платона "Лисий" проявляется тенденция трактовать любовь как чувство глубинное и философское по преимуществу, то в наиболее известном своем произведении, посвященном любви, - "Пире", Платон формирует первую в европейской культуре философскую концепцию любви, которая есть не что иное, как прославление высшей красоты, к которой стремится человек. "Если бы это прекрасное ты увидел, то и не подумал бы сравнивать его ни с золотом, ни с нарядом, ни с прекрасными мальчиками и юношами, что видя, теперь поражаешься и готов сам, подобно любым другим, которые видят своих любезных и всегда обращаются с ними, если возможно, не есть и не пить, а только смотреть и быть вместе с любимым. Это красота в себе, не имеющая никаких здешних определений. Узревший этот запредельный, тамошний мир, живет истинной жизнью, и он любезен богу больше, чем всякий другой смертный".

II. От философии любви к психологии любви.
(Философия любви средневековья и Нового времени)

"Истинная сущность любви состоит в том, чтобы отказаться от сознания самого себя, забыть себя в другом "Я" и, однако, в этом же исчезновении и забвении впервые обрести самого себя". (Гегель Лекции по эстетике. - Соч., т. 13. М., 1940, с. 107 ).

Сначала в средневековой культуре, а затем и в философии Нового времени философия любви оказывается одновременно и этикой и эстетикой, и психологией, и постижением божественного. Если средневековая философия любви формирует идеал простоты и чистоты человека, рассматриваемого в рамках средневековой аскетики, в подвигах аскетов, которые боролись с грехом плоти и показывали замечательные примеры воздержания, то философия Нового времени видит в любви главный источник духовного обновления, возрождения духовной культуры. Если средневековое христианское понимание любви выделяет в качестве основной, наиболее важной и значительной стороны любви - сострадание, милосердие, жалость, то в философии Нового времени, наряду с развитием представлений о любви как "чисто духовном чувстве", начинает формироваться и развиваться гуманистическое толкование любви, позволяющее выявлять роль любви и ее значение в жизни человечества, в обогащении и развитии многоцветия человеческой культуры. Немецкие романтики усматривают в любви онтологическое самоутверждение человека. По убеждению юного Гегеля, субъект ищет в любви самоутверждение и бессмертие, а приближение к этим целям возможно только тогда, когда объект любви достоин субъекта по своей внутренней силе и возможностям и в этом смысле ему равен. В зрелой философской системе Гегеля обращает на себя внимание то, что ценность индивидуализации в избрании предмета своей страсти он связывает с рыцарством средних веков, и, опираясь на сонеты и драматургию эпохи Возрождения и на немецкую прозу Нового времени, указывает на психологические коллизии индивидуальной любви, достигающей как раз поэтому высочайшего накала страстей.

Именно акцент на личностном начале любви, позволяет увидеть значение психологии в развитии концепции любви. В отличие от средневековых представлений о любви, выявляющих глобальные, преимущественно нравственные проблемы, научная психология ставит такие вопросы: каково соотношение аффективных, когнитивных и коммуникативных аспектов любви? Являются ли безотчетная страсть и дружественное расположение принципиально разными феноменами или аспектами одного и того же? Каковы психологические механизмы влюбленности и чем детерминируется выбор объекта? Какие индивидуально-личностные и ситуационные факторы способствуют возникновению, поддержанию и угасанию влюбленности? Как меняются соотношение и значение этих факторов на разных стадиях жизненного пути и в зависимости от продолжительности парного союза? От чего зависит устойчивость любовных отношений? Хотя эти вопросы и тем более ответы на них довольно фрагментарны, собираемая психологами информация заслуживает серьезного внимания и имеет большое философское значение как в разработке вопроса о роли любви в утверждении безусловного значения индивидуальности, уникальности человека, его личностного начала, так и в постановке вопроса об иррациональности любви.

<<< начало --- часть 2--- читать дальше - окончание >>>

Эта статья из раздела:О любви философы, писатели и другие интеллектуалы.

Статьи, относящиеся к этой же теме:

История любовного чувства. Е.Пушкарев

Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство. В.П.Шестаков

Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями. Е. Пушкарев

Философия любви и философия сексуальности: в истории развития человеческой культуры и современном психоанализе. В.П.Петров.

Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Э.Гидденс

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Психология любви. Е.Пушкарев

Идеал романтической любви в «постромантическую эпоху» Р.Г.Апресян

Рецензия на книгу: Гидденс Э. Трансформация интимности. Сексуальность, любовь и эротизм в современных обществах. Е. Вовк

Любовь как рефлексивный проект самости. Г. Я. Стрельцова

Зигмунд Фрейд о любви.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через
Яндекс деньги :
кошелек
410014252323944
или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru
Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Rambler's Top100 Rambler's Top100

Индекс цитирования

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

Ознакомительную версию книги можно скачать Миникнига

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхибирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми