Любовь: на путях познания. В. Петленко
Глава из книги В.П. Петленко. «Основы валеологии». Книга третья. 1999.- 433 с.
Любовь трудно поддается познанию, потому что она относится к явлениям психического порядка, то есть существует в форме переживания, отношения, ценности, в виде морально-этического понятия. Идеальное же не видимо, не находится в пространстве и далеко не всегда проявляется в поведении человека. Кроме того, научному познанию любви всегда мешали какие-нибудь социальные обстоятельства или установки людей. Некоторые из препятствий уместно напомнить, ибо они раскрывают как процесс формирования общественного интереса к любви, так и некоторые ее исторические тенденции.
Вера в непознаваемость любви. Агностицизм объявляет любовь самой таинственной областью человеческих отношений, которую в принципе понять невозможно. Такое убеждение основано на том, что любовь берет начало в глубинах человеческой натуры и проявляется свободно и индивидуально, уникально, индивидуально-неповторимо.
Привнесение научной строгости в этот процесс познания означает лишь новый этап в исследовании данного предмета. Правда, знание о чем-либо всегда имеет предел, обусловленный уровнем развития отдельных сфер науки и степенью совершенства методов изучения действительности.
Мы имеем в виду прежде всего позицию современной науки. Литература, кино, театр и телевидение любовную тему освещают многогранно, сделав ее объектом художественного отображения. Но художественное познание неадекватно научному. Исследовательское отношение к любви встречаем реже и преимущественно в публицистических жанрах. Что же касается современных физиологов, психологов, социологов, этиков, то их внимание к любви обратно пропорционально таинственности и важности роли этого чувства в жизни человека и общества. Достаточно сказать, что в большинстве учебников по психологии и социальной психологии, выпускаемых для студентов вузов, любовь даже не упоминается.
Сведение к внеземному. Причиной малой изученности любви было причисление ее к разряду загадочных явлений, не управляемых волей человека, обусловленных сверхмощными силами природы. Древние философы рассматривали "эрос" (половую любовь) как явную космическую субстанцию, подобную силе тяготения: строящей, сплачивающей, движущей и соразмеряющей энергии мироздания. Такое понимание любви берет начало в мифологии. Бог Эрос (то же, что и Эрот) упомянут в мифологическом эпосе Гесиода как один из породителей и устроителей мироздания, родившийся сразу после Хаоса и Матери-Земли (есть и другая мифологическая версия происхождения Эрота).
Для древнегреческого философа Эмпедокла вся история космоса — это противоборство любви ("филиа") как конструктивного начала и ненависти. Другой древнегреческий философ Аристотель видел в движении небесных сфер проявление покоя вселенской любви к духовному принципу движения — неподвижному перводвигателю. В средневековой философии это положение было теологически переосмыслено и отразилось в заключительном стихе "Божественной комедии" Данте: "Любовь, что движет солнце и светила".
Посредством внеземных сил характеризует любовь немецкий философ-идеалист А. Шопенгауэр (1788-1860), рассматривая ее как некую первичную, субстанциональную, космическую волевую силу.
Боязнь рационализации. Долгое время умами людей владела мысль, что "любовь не терпит света". Философы и естествоиспытатели верили в то, что любовь — это тайна, которую не следует подвергать всестороннему научному обсуждению. И не только из моральных соображений, но прежде всего из опасения, что холодный разум разрушит самое существо любви, превратив переживание в предмет логического анализа. Концентрация внимания на чувствах, считали противники рационального подхода к любви, исказила бы их, в значительной мере видоизменила познаваемый объект, в результате чего истинное чувство было бы подменено представлением о нем.
По Г. Марселю (представитель экзистенциализма), любовь есть подлинное бытие, трансценденция, она не является предметной. Любовь есть порыв к другому, будь то личность человеческая или божественная, а поскольку такой порыв с помощью рассудка понять нельзя, то Марсель относит его к сфере "таинств".
Этого не произойдет, если, вооружившись научными методами познания, человек будет изучать чувства других, заняв позицию объективного наблюдателя. Кроме того, тема любви не исчерпывается анализом состояний человека. Утверждая, что любовь — явление социально-историческое и этическое, мы тем самым признаем его существование, но только в виде переживаний отдельной личности, но и в виде общечеловеческой ценности, формы взаимодействия между людьми. Любовь как общественное явление может быть познана с помощью научных, художественных методов, освещающих ее прошлое, ее сегодня и завтра.
Романтизация любви. Данная причина, мешавшая половой любви, связана с игнорированием ее биологической и физиологической основы. Любовь при этом понимается лишь как некое бесплотное, эфемерное общение и соприкосновение душ. Платоническая любовь осуждает половой контакт, побуждает к стремлению ощущать себя "невинным", получать духовное наслаждение в общении с представителем другого пола.
В позднее средневековье была разработана "куртуазная" теория любви между мужчиной и женщиной из феодальной среды. Такая любовь возможна исключительно вне брака как обожание издали и подчиняется собственным законам учтивости, тонкости и благородства. Этот специфический культ дамы прошел через поэзию трубадуров и миннезингеров, найдя отклик в образах Беатриче у Данте и Лауры у Петрарки.
Романтическая любовь — один из возможных и по-своему привлекательный вариант отношений между мужчиной и женщиной. Но его признание не устраняет природной необходимости полового влечения, плотских отношений, чего страшились ярые защитники платонической любви и сторонники христианской аскетической морали. Отрицание полового влечения исключает его из сферы познания, лишает любовь ее физиологической основы.
Отождествление с инстинктом. В данном случае любовь рассматривается как некое врожденное начало в человеке, действующее спонтанно, передаваемое по наследству. В любви следует разграничивать биологическое и социальное; игнорирование того или другого начала или признание доминирующего значения биологического приводит к извращению и обеднению этой формы человеческих отношений.
Представление об инстинктивной природе любви встречаем в греческой и римской мифологии. Биологическое, трудно управляемое начало любви олицетворяет Эрот (Амур, Купидон) — веселый, шаловливый, коварный, а подчас и жестокий мальчик. Никто не защищен от его золотых стрел, несущих с собой радость и счастье или страдания, муки любви и даже гибель. Самому богу солнца Аполлону, самому тучегонителю Зевсу немало страданий причинили эти стрелы. Хотелось Зевсу умертвить малыша еще при рождении, но скрыла Эрота мать в лесных дебрях, где его вскормили своим молоком две свирепые львицы. В последнем обстоятельстве содержится явный намек на животную инстинктивную природу эроса.
Идеи об инстинктивности любви неоднократно высказывались учеными разных направлений. Так, А. Шопенгауэр считал, что любовь мужчины и женщины служит не индивиду, не отдельной личности, а роду, который должен постоянно воспроизводиться и двигаться по пути естественного отбора. Любовь, согласно такой точке зрения, — это внутренняя тенденция развития, часть генетического наследия, которое человек получает при рождении.
Инстинктивное начало преобладает в любви согласно концепции австрийского ученого 3. Фрейда (1856-1939). Человеческая духовность, по Фрейду, подчинена половому влечению (либидо) — первоисточнику, по его мнению, других потенций человека. Либидо, согласно Фрейду, — иррациональная сила в человеке, направленная на получение удовольствий. Будучи генетически обусловленной, она действует слепо, навязчиво проявляется во всех помыслах и деяниях человека. Либидо находится в постоянном противоречии с запретами (табу), которые частично передаются индивиду по наследству, а в основном усваиваются под влиянием ближайшего окружения и общества.
Общество как бы придает либидо приемлемую в данной культуре форму проявления.
Отождествление любви с инстинктом резко ограничивает возможности ее познания: цели исследования в таком случае связаны с изучением лишь генетического наследия и сводятся к доказательству "автоматизма", навязанности половых отношений мужчины и женщины. Напротив, признание социальных основ любви предполагает изучение социально-исторических ее форм, оценку роли нормативных регуляторов в ее проявлении в разные эпохи, выявление удельного веса воспитания и социализации в возникновении любви у конкретной личности.
Уход в метафору. Здесь мы имеем в виду подмену научного представления о любви ее поэтическим описанием, индивидуальным переживанием. Долгое время поэтизированное воображение оставалось доминирующим средством познания и выражения состояний влюбленного человека.
Разумеется, поэтический образ имеет большую художественную ценность, передает человеческую индивидуальность и, как правило, философию своего времени, но в то же время художественное отражение действительности не должно подменять научное мышление. Художественный образ уместен в научном повествовании лишь как факт, показывающий субъективность переживания чувств, обосновывающий или подтверждающий научную гипотезу.
Недооценка диалектики любви. Признавая социальную и, в частности, моральную обусловленность отношений любви мужчины и женщины, следует учитывать различные особенности их развития. Прежде всего любовь необходимо рассматривать с точки зрения изменчивости: во-первых, как историческое явление социальной жизни, в котором отражаются наиболее существенные признаки отношений между мужчинами и женщинами, накопленные человечеством и передаваемые от поколения к поколению; во-вторых, как динамическое явление на уровне конкретной личности, отражающее судьбу человека.
Любовь — явление социально обусловленное; это означает, что любовь каждого поколения отражает в себе черты времени и психологии людей, несет на себе отпечаток условий жизни и нравственно-этических принципов, сложившихся в данном обществе. Однако лишь в первом приближении нам известно, какое влияние оказала на отношения между мужчиной и женщиной та или иная эпоха, например урбанизированный образ жизни. Как он повлиял на традиционные ценности, что нового внес в половую мораль?
Не получила стройного и всестороннего научного изложения противоречивость природы любви, проявляющаяся в разных соотношениях: идеального и реального, эмоционального и рационального (чувства и разума), биологического и социального, единичного и общего, типичного и уникального. Любовь как форма человеческих отношений связана с разными формами жизнедеятельности личности, но эта связь слабо отражена наукой. Перемены, происходящие в любовных отношениях мужчины и женщины, конечно же, сказываются на их отношениях в семейной жизни, на любви к детям, на отношениях к обществу. Явления, наблюдающиеся, например, в области половой морали, переносятся в более широкую область межличностных отношений, некоторые элементы отношений между мужчиной и женщиной отражаются в отношениях родителей к детям.
Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев
Классификации любовных отношений. Е. Пушкарев.
Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.
Психологическое здоровье обязательное условие для любви. Е. Пушкарев
"Первая любовь" и ее исход. Дин Келис, К.Филлипс.
Влюблённость и любовь. В. Альбисетти
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Что такое любовь, что такое роман и какая разница между ними. Роберт А. Джонсон.
Романтическая любовь, следуя своей парадоксальной природе, постоянно нас дурачит. Роберт А. Джонсон.
Что же такое любовь как некая психологическая реальность? Л. Гозман, Н. Ажгихина
ЛЮБОВЬ + ОБРАЗОВАНИЕ = ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ» М. И. Розенова
Романтическая любовь и супружество союзники или враги?
«Романтическая любовь»: аспекты, анализ и последствия. Е Пушкарев.