Авторская концепция психологии межполовой индивидуальной любви. Евгений Пушкарев
Автор
1. «Любовь естественная» «Любовь культурная»
Подробнее:«Любовь естественная» Е. Пушкарев «Любовь культурная». Е. Пушкарев Первой из известных в истории богинь любви была Иштар из шумеро-аккадского эпоса. Иштар была создана 43 века тому назад, но до сих пор нет единого непротиворечивого определения, объяснения любви. А почему так долго превеликие и не совсем великие умы не могли разгадать загадки межполовой индивидуальной любви? Этот вопрос оказался простым, потому, что на него уже в позапрошлом веке дал ответ наш выдающийся философ В.С. Соловьев: «Задача любви не только не ставилась правильно, а вообще не ставилась и не ставится; на любовь не смотрят как на задачу, а лишь как на данный факт, на состояние (нормальное для одних, болезненное для других), которое человек переживает, но которое ни к чему его не обязывает, …тем более, что состояние это всегда временное». Давайте постараемся сформулировать эту «задачу любви» правильно исходя из максимального учета всех уже имеющихся знаний, мудрых мыслей, аппаратуры, био и нейрохимических исследований. Для того, чтобы разгадать все загадки любви решить одну правильно сформулированную задачу этого мало, ключевых задач несколько. Поэтому давайте начнем с первой. Если мы правильно сформулируем задачу, этим мы уже наполовину ее решим. Но давайте для начала определимся какова ситуация с любовью сейчас, в наше время, в реальной жизни. Для этого я применил термин «экология культуры любви», и достаточно подробно ее исследовал, этому посвящена третья часть книги. Экология культуры любви. Эта экология оказалась крайне токсичной и непригодной не только для появления, развития существования настоящей любви, а и даже для ее понимания. Т.к. мудрецы, занимавшиеся понимание, раскрытием ее сути сами находились и находятся под влиянием этой токсичности. Только один штрих для ее характеристики. Более 80% людей знают, что такое любовь, причем не только знают, но и в брак вступают по любви. А дальше: «Сейчас (1999г. тренд нарастающий) половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях...» Д.филос.н. В.М. Розин Проблемы любви в контексте противоречий современной семьи. В.М. Розин
………
Но я пошел еще дальше. Я проверил по тесту Люшера, благодаря которому можно глубоко исследовать бессознательное, и оказалось бывает, что на бессознательном уровне супруги ненавидят друг друга. И счастливыми оказались только три семьи. И знаете, у них у всех одинаковая история. Как Толстой писал, что все семьи счастливы одинаково. Только у меня появилось научное доказательство».
Член-корреспондент РАЕН, к.м.н., психотерапевт М.Е. Литвак «Любовь - вещь редкая».
Устраните двусмысленность – пропадет и волшебство». Сформулируем первую задачу для понимания любви: Как отделить природную ткань от вышивок воображения, а золото от грязи? И когда я стал решать задачку отделения природной ткани от «вышивок воображения» по Вольтеру, отделения золота от грязи по Брюкнеру, мне пришлось создать, сформулировать и ввести новые понятия «естественная любовь» это соответствует природной ткани, золоту и «культурная любовь» это соответствует вышивкам воображения, грязи. В самом начале использования понятия «естественная любовь» нужно обязательно оговориться, она не имеет никакого отношения не только к сексу, а и к эросу. Для характеристики именно этого аспекта любви лучше всего подходит высказывание д.филос.н. В. Розина: «Я уверен, что целое в любви – не половое влечение, телесное наслаждение, общение или семья, а личность (субъектом любви является личность), поэтому все перечисленное в любви преображается и устанавливается по-новому».
В.М. Розин «К различению любви и сексуальности (от романтической любви к «креативной»)». В дальнейшем как синонимы использую термины «настоящая любовь», «совместимая любовь», «естественная любовь» она же естественная ткань, она же золото. Наверняка к такому выводу придете и вы, прочитав Вторую часть книги «Настоящая любовь, она же совместимая любовь» и обязательно «Примеры настоящей любви» . «Любовь культурную» с самых разных сторон описываю в третьей части книги «Экология культуры любви» . Это понятие нужно рассматривать в двух вариантах это те главы, которые написал я сам, они перечислены в содержании книги и есть расширенный вариант этого раздела, где я собрал немало интересных, содержательных статей и книг написанных другими толковыми авторами. А сейчас рассмотрим только один аспект экологии культуры любви. Раньше я думал, если собрать как можно больше высказываний о любви выдающихся и известных людей можно понять, что же такое любовь на самом деле.
Высказывания о любви. Кому верить?
мы на земле для того, чтобы любить, а не быть любимыми.В. Франкл Жить – значит быть любимым. Он жил, или она жила – это значит только одно: его или ее много любили.
В. Ключевский * * * * * --- Любить глубоко - это значит забыть о себе.
Ж.-Ж.Руссо Истинная сущность любви состоит в том, чтобы... обрести самого себя и обладать самим собой.
Г.Гегель * * * * * --- Любви нужно учиться, это величайшее из искусств.
Ошо (неоиндуистский гуру, 1931 - 1990) Э. Фромм также разделял это мнение, целую книгу написал «Искусство любить». Любовь проста. Нет необходимости ей учиться, ни нам, ни нашему ближнему, нужно только дать ей произойти. Любовь должна осуществиться, просто протекать. Любви нельзя обучиться и нельзя разучиться любить.
К. Теппервайн Мало того, попадается немало высказываний, когда его начало противоречит окончанию.
«Любовь-извечное возрождение, сулящее счастье сегодня и слёзы в будущем».
Э.Золя Любовь-это удивительный фальшивомонетчик, постоянно превращающий не только медяки в золото, но нередко и золото в медяки.
О. Бальзак Есть высказывания выдающихся мыслителей, когда в разные жизненные периоды оценка любви меняется, особенно это прослеживается у Л.Н. Толстого. Когда он был в творческом расцвете:
«Любить, значит жить жизнью того, кого любишь». Л. Н. Толстой
еще «Любовь есть лучшее проявление нашей души». Л.Н. Толстой А вот цитата, когда он был уже на излете жизни:
«Ведь что, главное, погано, – В теории предполагается, что любовь есть нечто идеальное, возвышенное, а на практике любовь – нечто мерзкое, свиное, про которое и говорить и вспоминать стыдно… А люди делают вид, что мерзкое и стыдное – прекрасно и возвышенно… Духовное сродство! Единство идеалов! Но в таком случае незачем спать вместе».
Любовь есть лучшее проявление нашей души
или
мерзкое, свиное, про которое и говорить и вспоминать стыдно.
В.М. Розин "Проблемы любви в контексте противоречий современной семьи".
2. Токсичная экология культуры любви.
Подробнее: «Экология культуры любви». Е. Пушкарев У культурной любви известная точная дата рождения. Нина Эптон: «Любовь была изобретением поэтов (трубодуров Прованса), и поэзия еще долго оставалась синонимом любви». Шарль Сейньобо: «Любовь? Изобретение двенадцатого века!»«Мы: глубинные аспекты романтической любви». Роберт А. Джонсон Ульрих Бек и его жена Элизабет в своей работе «Абсолютно нормальный хаос любви» (1990 г.) характеризуют ситуацию с любовью не просто как хаос, а как реальность, в которой мы живем, как нормальную ситуацию. Философ традиционалист Ю. Эвола: «Тирания любви и секса, а также способность эроса взрывать и подавлять все остальные проявления есть с одной стороны свидетельство крайней деградации и демонизма человеческого существования…» Американский семейный психолог Дебора Данн предложила новый термин «романозависимость» ( по аналогии с наркозависимостью) им она назвала болезненнее пристрастие девушек (женщин) к «романтическим отношениям» цитата: «По сути, романтическая любовь похожа на наркоманию. Человек привыкает и не может освободиться. Романтический влюбленный человек очень чувствителен, симптоматика такой любви сравнима с невротизмом…»
«... сердце психиатра едва ли не ежедневно сжимается от боли при виде мучительных заблуждений и страданий, порождаемых этим мифом. Миллионы людей тратят массу энергии, отчаянно и безнадежно пытаясь согласовать реальность своей жизни с нереальностью мифа". Женщины обращаются к психотерапевтам не из-за прихоти, а из-за самого настоящего невроза, как заболевания, которое надо лечить, долго. А это высказывания наших соотечественников. Писатель Виктор Ерофеев, из автобиографического рассказа «Как быть нелюбимым, или Фабрика любви» и как он пострадал от нее цитата : «О любви написано столько глупости что, скорее всего о ней вообще ничего не написано». Виктория Токарева: «Любовь иномирна, в её реальности можно сомневаться...»,
еще одна ее цитата: «... любовь это самый выдуманный мир. Самая большая выдумка человечества». Ксения Волынцева, она же Ксения Стриж трижды была замужем официально и много бурных влюбленностей: «Любовь-это провокация, человек достоин большего, чем любовь». Испанский философ Х. Ортега-и-Гасет «Приметы любви» (это он сказал век тому назад):
«Нет истинной самозабвенности и в «страсти». Эта низшая форма любви последнее время превозносится без каких бы то ни было оснований. Кому-то кажется, что чем ближе любовь к самоубийству или к убийству, к Вертеру или к Отелло, тем она сильнее, а любая иная истолковывается как придуманная и «головная». Я же, наоборот, считаю, что слову «страсть» пора вернуть присущий ему изначально уничижительный смысл. Способность лишить жизни себя или другого человека не гарантирует ни качества жизни, ни количества испытываемого вами чувства. «Страсть» – это патологическое состояние души вследствие ее ущербности. Люди, примитивные по природе или же предрасположенные к маниакальности, будут одержимы как «страстью» решительно всем, что только окажется у них на пути. Пора снять с любви-страсти те романтические побрякушки, которыми она украшена. Пора перестать считать, что человек влюблен ровно настолько, насколько он одурел и натворил глупостей». Самое трагичное в токсичной экологии культуры любви, что амурная патология навязывается в школе, об этом моя статья: Психиатрическая неразбериха с любовью в школьной литературе. Наша школа это фабрика амурных невротиков. Итог токсичной экологии культуры любви подвожу в главе «Это вредоносное слово «любовь». Пару слов, откуда взялось название моей книги «ЛЮБОВЬ! БЛАГО ИЛИ ЗЛО?»
3. Авторская классификация межполовых влечений: 4 разносущностных, от того независимых состояния.
Подробнее: Классификации любовных отношений. Е. Пушкарев. Давайте еще раз вспомним упрек выдающегося философа В.С. Соловьева (19в.): «Задача любви не только не ставилась правильно, а вообще не ставилась и не ставится…»; Две задачи я уже сформулировал в первом и втором разделах и описал подходы для их решения, но нам придется еще не раз формулировать задачи других аспектов в познании любви. Исходные данные для еще одной задачи: Наша культура, не особенно задумываясь, любое влечение мужчины к женщине, женщины к мужчине, хоть обоюдное хоть без взаимности объявляет любовью, влюбленностью, страстью. Это подтверждает и филологическая наука, из диссертации к.филол.н С.В. Валиулиной: «. … влюбленность, любовь и страсть, являются элементами одного синонимического ряда». "Страсть никак не связана с любовью". "Различные чувства любовь и влюбленность".Насколько опасно все межполовые разносущностные влечения называть любовью? Не обращать внимания на их природу. Постараемся осмыслить и понять все различия межполовых влечений за всю историю, чтобы разделить их на минимальное количество разносущностных, психофизиологических состояний.
- любовь как взаимное сексуальное удовлетворение;
- любовь как «слаженная работа» и убежище от одиночества».
Э. Фромм: Влюбленность это одна из форм псевдолюбви. Псевдолюбовь может быть как взаимной - удовлетворенной так и односторонней - неудовлетворенной. 2. Естественная влюбленность - это основной механизм инстинкта продолжения рода, один из этапов возрастного развития человека и животных. Психолог Дороти Теннов: «это психофизиологическое явление, возникшее в ходе эволюции для обеспечения временного скрепления пары, чтобы способствовать зачатию детей и их кормления первые несколько месяцев или лет жизни». Это сложное, циклически повторяющееся навязчивое состояние включения, задействования репродуктивных функций. Оно характеризуется гиперактивностью организма и всех сфер психики: интеллектуальной, эмоциональной, волевой, бессознательной, сомато-вегетативной, сексуальной, гипермобилизацией физической активности. Происходит и мобилизация целого ряда неспецифических психофизиологических проявлений. Ловушки влюбленности , "ясновидение" и телепатия Эта всеобщая активность вызывает состояние влюбленностного опьянения, частичной утрате объективного восприятия реальности. (у человека среднестатистическая продолжительность полгода, максимальная по Х. Фишер 30 месяцев). Если цель любви — это улучшение психологической структуры личности и рода, то естественная влюбленность это биологический феномен, цель которого воспроизводство потомства. Влюбленность и характерное для влюбленных поведение вырабатывалось в течение миллионов лет эволюции – утверждает д.б.н. С. Савельев. Самое поразительное открытие состоит в том, что у человека и других животных работают, по сути дела, одни и те же системы регуляции этих сложнейших форм поведения. Окситоцин и вазопрессин - регуляторы семейных отношений у животных, включая человека. «У животных в центральной нервной системе существуют очень древние нейронные контуры, нейронные сети, специализирующиеся именно на управлении половым и социальным поведением». Д.б.н. А. Марков
-- в социально приемлемой форме – фальшивые влюбленности, когда удается задействовать мощную программу естественной влюбленности не с эволюционной целью воспроизводства потомства, это «любовная афера» или либертинаж, интрижка, роман и пр. их истоки это половой голод – либидо, дефицит эмоциональных стимулов, непереносимость одиночества или отчужденности как это называл Э. Фромм, когда хотят отвлечься от удручающей повседневности, когда переживают внутренний кризис. В некоторых случаях люди с помощью влюбленности спасаются от депрессии и др.
-- клинической форме, любовные аддикции по международному классификатору болезней (МКБ—10) ) относятся к разделу F63. «Расстройства привычек и влечений» - классификация нехимических форм зависимого поведения;
К.м.н., доцент кафедры психиатрии С. И. Ворошилин Подробнее: Любовные аддикции, большая подборка статей и книг о любовных аддикциях, которые наша культура называет «наркоманическая любовь» «сверхизбирательная любовь», «невротическая любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь», «компульсивная любовь», «токсическая любовь» и т.д. и людях страдающих от этих расстройств. И эти 4 влечения протекают практически всегда в самых разных сочетаниях и комбинациях, редко как независимые. Из них самое бурное, яркое, захватывающее, включающее целый ряд мистических переживаний — это естественная влюбленность.
Как назвать тебя чувство новое до вчерашнего дня незнакомое,
От чего-то вдруг гловокружение, ни с того, ни с сего как затмение,
Я похоже впадаю в истерику, я в метаньях от берега к берегу.
Слышишь, сердце бьется, учащенно стучит по вискам,
Видно, разорвется, разорвется оно пополам,
Невесомое, неординарное то тропическое, то полярное,
Не разгаданное, не постижимое, это чувство пришло неожиданно,
И не действует притяжение, бесполезен закон тяготения,
Очевидно, на грани безумия, мое сердце как кратер Везувия,
Песня «Называй меня любовью» Само название еще одно подтверждение устойчивой путаницы влюбленности с любовью. Из них самое болезненное состояние – недоброкачественные влюбленности, клиническая форма. Широко и подробно описаны в литературе Ромео и Джульетта, Отелло и Дездемона, Хозе и Кармен, Бедная Лиза, Анны Карениной и Вронского, телеграфист Желтков и др. «Второй этап любовной мании и Анна Каренина». «Любовные аддикции». У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других псевдолюбовных состояний это можно сделать, только овладев знаниями. А наша культура и наука не дают таких знаний и как-то не очень этим интересуются. Каждая из этих 4 систем - психологических механизмов, имеет свой нейронный коррелят. Эти корреляты обычно называют мозговыми модулями, или мозговыми релейными системами. Каждая система отвечает за свой особый чувственный и поведенческий репертуар. Практически всегда одновременно действуют несколько систем, поэтому складываются сложно образованные сети. Исследователи любви «до приборной эпохи» каждую комбинацию считали самостоятельным типом (видом, цветом) любви, поэтому так много самых разных ее классификаций и толкований. Особо выделю: любовь не имеет никакого отношения не только к недоброкачественной влюбленности, но и к естественной влюбленности. Еще раз любовь не имеет никакого отношения к эросу, вожделению и сексу. Древние греки это хорошо знали, а к нашему времени это как- то подзабылось.
«К различению любви и сексуальности (от романтической любви к «креативной»)». В.М. Розин. А вот естественной влюбленности или эроса без вожделения не бывает.
4. Древнегреческие термины.
Путаница любви с влюбленностью, страстью другими псевдолюбовными состояниями длилась 9 веков, а следствием этого явилось: Д.филол.н. С.Г. Воркачев. «Любовь полна антиномий (противоречий): она амбивалентна (одновременно два противоположных чувства) – включает в себя момент ненависти к своему партнеру, вместе с наслаждением, приносит и страдание, она – результат свободного выбора объекта и крайней от него зависимости». Естественно, что противоречие и одновременно присутствие противоположных чувств в одном явлении сильно затрудняет его понимание, а значит реализацию в своей жизни. Поэтому постараемся разгрузить понятие любовь от антиномий и амбивалентностей. И лучший способ решеня этой задачки подсказал древнегреческий язык потому, что в нем подобные антиномии и амбивалентности были невозможны.Филологи В. Ковач. Л. Панько «Выражение концептов любовь и дружба в русском языке». По этому же подобию были восприняты независимые один от другого древнегреческие термины, которые были приняты как разные виды, стили, цвета любви и стали писать через дефис: филия – любовь-приязнь, любовь-симпатия, любовь-дружба, предполагающая свободный индивидуальный выбор; сторге – любовь-привязанность, родовая нерасторгаемая связь; агапе – жертвенная, бескорыстная любовь к ближнему, благожелательность, милосердие; прагма – уравновешенная осмысленным выбором «практическая» любовь; эрос – чувственная любовь; мания – любовь-одержимость, любовь-зависимость; эунойа любовь –отдавание; потос – любовь вожделение; афродизия - «дела Афродиты»; аколасия – любовь контактная, удовольствия тела, были термины, обозначавшие удовольствия, доставляемые через зрение, слух и обоняние; харис – любовь - благодарность и уважение; латрейя - любовь-почитание «благоговейное поклонение», «культовое служение»,. Были и другие термины, подчеркивавшие различные стороны межполового влечения, интереса. И только один из них обозначал индивидуальную любовь – филия. В западной пост античной культуре возникла не просто путаница с восприятием межполовых влечений, а целое нагромождение этих путаниц. В Древней Греции брак по любви не существовал. Платон подчеркивал, что между 30 и 35 годами каждый должен был жениться. Брак входил в общественные повинности граждан. … Античная Греция считается царством подлинной дружбы. «Сама любовь как интимное переживание, как интимное чувство к конкретному человеку, начинает формироваться в значимой для нас древнегреческой культуре, но субъективным чувством назвать ее нельзя. Женщина выполняла репродуктивную функцию и являлась для мужчины только матерью наследников, домоправительницей и надсмотрщицей над рабынями. Страсть, а также общение, были вынесены за пределы семьи и принадлежали гетерам. Брачный союз скорее делал женщину собственностью определенного мужчины, но никак не подразумевал эгалитарности или его ей верности».
Диана Аккерман «Любовь в истории».
«Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями».
«Как отличать любовь от влюбленности и др. пседолюбовей». То есть русские культурологи, как впрочем, и западные все эти состояния, вызванные чаще всего межполовыми влечениями, точно дифференцируемые древнегреческими терминами, объединили единой системой смыслового кровообращения и назвали их «виды любви», чем непреодолимо запутали ее понимание. Давайте сейчас с особой подробностью рассмотрим смысловую разницу только двух терминов агапе и филия. В греческой версии Нового Завета используются термины и "agape", и "philia", а в русско и англоязычных версиях они переводятся одним словом любовь (love). агапе (каритас, лат.) – человеколюбие; бескорыстная любовь-самоотдача; альтруистическая, духовная любовь, полная жертвенности и самоотречения, построенная на снисходительности и прощении. Это еще и великодушие – форма человечности, характеризующаяся наличием доброты, которая в значительной мере превосходит общепринятые нормы. Великодушие - это гуманность, способность к самопожертвованию ради интересов других. Агапе – человеколюбие относится к такому психическому явлению как задатки, т.е. это то, с чем человек рождается, это как абсолютный слух, поэтический дар и т.д. Великодушие воспитать крайне сложно. Оно зависит от врожденного количества любви в душе, по всей видимости это качество заложено в генах. Можно подчеркнуть агапе не является индивидуальной межличностной любовью, которая обретается в результате общения, взаимодействия двух конкретных людей. Это чувство переживаемое ко всем людям в равной мере. По данным социолога Д.А. Ли примерно 7% людей обладают подобным даром человеколюбия. Филия – любовь-приязнь, любовь-симпатия, любовь-дружба, предполагающая свободный индивидуальный выбор; Филия обретается через душевное расположение, через дружескую духовную близость. Такое состояние может испытывать молодая девушка к парню, которая не познала еще глубины эротических чувств. Она одухотворена ожиданием более пылких страстей и испытывает их смутное ощущение в дружеских контактах. Филию могут переживать и супруги прожившие много лет в браке. Этим чувством окормлены друзья, соединенные духовной близостью. В учении о любви Платона филия имеет самый высокий статус. Доктор Майкл Паулин (Michel Poulin), доцент психологии Университета Буффало, объясняет: «Мы не утверждаем, что обнаружили ген щедрости и человеколюбия. Но мы обнаружили гены, которые вносят вклад в отношение человека к миру и другим людям, в зависимости от того, как человек воспринимает этот мир». В частности, люди, которые считают мир злым и враждебным, реже помогают нуждающимся и реже занимаются благотворительностью. Для них характерно преобладание особых вариантов генов, контролирующих синтез рецепторов к гормонам. Другие, более «приятные» варианты генов, контролирующие синтез рецепторов к окситоцину и вазопрессину были обнаружены у тех, кто обладает человеколюбием и стремится помочь людям. Среди них отмечено наибольшее количество людей, занимающихся благотворительностью.
Нам одиночество не раз расставит сети,
И мы, наивные, обманываясь, вновь,
Томленья плоти примем за любовь.
Подобная смысловая путаница для древних греков была просто невозможной. После того как я разложил все влечения на 4 автономных, эмоциональных состояния из любви сразу исчезли антиномиями и амбивалентности с избытком присутствующие в современном концепте любовь.
«Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями» . Еще одним особо важным термином в древнегреческом языке был сизигия. Для обозначения наивысшей формы половой любви В.С. Соловьев использует понятие сизигии, что в переводе с греческого языка означает «сочетание». Данное слово применялось еще в эпоху поздней античности для обозначения такого сопряжения между мужчиной и женщиной, которое является основой крепкого брачного союза. При определенном конкретном наборе психологических характеристик личностей происходит сизигия, основанная на самости каждого в паре результатом которой становится межличностная любовь или по древнегречески филия. По существу древние греки уже давно дали подсказку для решения задачи, что такое межполовая любовь это результат сизигии.
5. Дружба + Любовь = Филия.
У меня в книге есть большая глава, которая посвящена древнегреческому слову филия. Дружба + любовь = филия. Для того, чтобы лучше понять содержательную часть любви давайте ее рассмотрим совместно с понятием дружба. И лучшим советчиком в этом будет снова древнегреческий язык, потому так как, все, что касается любви, и дружбы древнегреческий язык был более мудрым и точным. У них каждое из множества межполовых влечений обозначалось своим термином, и этих терминов было много, 15 из них уже рассмотрели, подробнее они описаны в книге.« ...самая прочная, верная и прекраснейшая дружба - это взаимная любовь людей достойных, в основе которой, естественно, лежат добродетель и благо». Д. филос. н. В.М. Розин: «Дружба, по Аристотелю, величайшая социальная и личная ценность, "самое необходимое для жизни. Действительно, никто не выберет жизнь без друзей (philoi), даже в обмен на все прочие блага"».
«как, например, Платон трактует любовь? Любовь — это не только поиск своей половины и стремление к целостности, но и дружба между возлюбленным и любящим, причем такая, где любящий ведет (воспитывает) возлюбленного и отчасти самого себя;
это и разумное начало (стремление к мудрости, рассудительности, долгу, справедливости);
это и преодоление страстных, обыденных влечений («нескромности»), столь характерное для философской жизни». Д. филос. н. И.С. Кон: «По Платону, любовь и дружба не столько разные чувства, сколько разные аспекты - духовный и чувственный - одной и той же тотальной личной привязанности, которую философ определяет как "жажду целостности и стремление к ней".
«Настоящие друзья - хотят поддерживать, а не судить, они не потакают нашим слабостям, но никогда не концентрируются на наших недостатках. В трудные времена друзья подставляют друг другу плечо, помогают преодолевать жизненные невзгоды и справляться с текущими заботами. Они никогда не подходят друг к другу с завышенной меркой, не ищут идеала и совершенства, а помогая, не портят друг другу жизнь взаимными притязаниями».
«В романтической любви дружба невозможна. Романтизм и дружба - абсолютно противоположные силы по своей природе и мотивам. Иногда люди говорят: "Я не хочу становиться другом своему мужу (жене), ибо дружба уничтожит всю романтику нашего брака". Это чистая правда: дружба прекращает искусственную драму и устраняет из отношений страсть и накал, но она же удаляет из отношений эгоизм, заменяя драму чем-то человечным и земным».
"Мы : глубинные аспекты романтической любви" Роберт А. Джонсон доктор психологии написал серию полезных и содержательных книг о романтической любви. Джейн Левинджер, американский психолог: «Дружба - это этическая форма любви. В отличие от других форм любви она выбирает свой предмет, пользуясь нравственными критериями, и строит свое отношение к нему, исходя из этих критериев». Джон Готтман, семейный психотерапевт: «Удовлетворение от секса, романтических отношений и страсти в браке у женщин почти на 70% зависит от качества дружеских отношений с супругом. Для мужчин определяющим фактором почти на 70% также является качество дружеских отношений с супругой. Вывод: мужчины и женщины - люди с одной планеты». Психолог Хайди Ридер обнаружила, что те партнеры, которые в отношениях друг с другом превыше всего ценят дружбу, более довольны своей эмоциональной и сексуальной жизнью, чем те, кто испытывает к партнеру в первую очередь сексуальный интерес. Социальный психолог Грейс Корниш утверждает, что пары, чьи отношения начинались с дружбы, более гибко ведут себя в случае конфликтов и внимательнее относятся к чувствам друг друга: «Как друзья, вы испытываете симпатию друг к другу. Вы учитесь уважать друг друга. Вы много узнаете друг о друге. Дружба — это тот фундамент, который может сделать более прочной всю конструкцию пары».
Вторая цитата:
«Новейшие социально-психологические исследования показывают, что эти переживаемые различия тесно связаны с разницей соционормативных определений любви и дружбы». Из всего сказанного выше и других разделов можно сделать вывод, что содержательная, душевная часть и любви, и дружбы одна, а разница только соционормативная. Хотя культурные нормы предписывают любви и дружбе разные смыслы, формы переживания и нормы поведения, что только усложняет понимание любви.
6. Настоящая любовь.
Подробнее: Настоящая любовь, она же совместимая любовь. Е. Пушкарев Еще раз напомню определение любви, которое дал самый известный ее исследователь двадцатого века Эрих Фромм, работы которого, несомненно, повлияли на последующие изучения этой темы:«Любовь представляет собой плодотворную форму отношения к другим и к самому себе. Она предполагает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Это проявление близости между двумя человеческими существами при условии сохранения целостности каждым из них». Уточняющие признаки любви:
"Забота и ответственность означают, что любовь — это деятельность, а не страсть, кого-то обуявшая, и не аффект, кого-то "захвативший".
«Любовь представляет собой активное действие, а не пассивное принятие, тем более не “падение куда-то”. Считаю, что это определение Фромма можно использовать в качестве теста, присутствуют в отношениях перечисленные признаки: плодотворная форма отношения к другому и к самому себе. проявляется забота, ответственность, уважение, знание это любовь, отсутствуют, значит это "псевдолюбовь", или одна из форм «патологии любви", тоже термины разъясненные Фроммом.
«Любовь - это все... И это все, что мы знаем о ней». П. Ж. де Сталь, середина XIX в.:
«Только об одном предмете дозволяется порядочному человеку толковать и вкривь и вкось — о любви, уж это не подлежит сомнению». Г. Финк, середина XIX в.:
"Любовь – это настоящий клубок парадоксов. Она существует в столь разных формах и вариациях, что вы можете говорить о ней все что угодно – и, скорее всего, окажетесь правы". де Шамфор XVIII в.:
«Любовь — единственное чувство, в котором все истинно и все лживо, скажи о ней любую нелепость — и она окажется правдой». Мадлен де Скюдери, XVII в.:
«Любовь – это неизвестно что, которое приходит неизвестно откуда и кончается неизвестно когда». Все эти высказывания известных людей, характеризующих ситуацию с любовью, можно назвать как иррациональность, анархия и растерянность, причем и в наше время эти же иррациональность и анархия торжествуют. Наша культура и наука содержательные признаки Фромма проигнорировали. А вот это мое авторское определение любви:
Любовь устойчивое гармонизирующее, психостимулирующее, смыслоформирующее состояние (отношения и чувства) исключительного приятия, прошедшее этапы зарождения и развития, основанное на неизменных, на протяжении всей жизни психологических функциях (например, базис К. Юнга), и их лучшей сочетаемости у партнеров, а поэтому с годами становится крепче и благотворнее. Прокомментирую ключевые моменты своего определения, потому что оно никак не вписывается в современные нормы и правила любви. Для обозначения наивысшей формы половой любви В.С. Соловьев использует понятие сизигии, что в переводе с греческого языка означает «сочетание». Данное слово применялось еще в эпоху поздней античности для обозначения такого сопряжения между мужчиной и женщиной, которое является основой крепкого брачного союза. Считаю это ключевым условием для возникновения любви. А поэтому источником любви является наилучшая психотипическая сочетаемость или по древнегречески сизигия.
Я люблю тебя
Не только за то, кто ты есть,
Но еще и за то, кем становлюсь я,
Когда я рядом с тобой.
Рой Крофт. Гери Чепмен поясняет эту идею: «Когда меня любят, мне уже не нужно без конца думать о себе. Ведь я в себе уверен. Я свободен и могу заняться чем-то другим. Настоящая любовь всегда дает свободу». Если влюбленность часто бывает с первого взгляда, то любви с первого взгляда не бывает. Она зарождается из симпатии и развивается постепенно. А во влюбленности все по-другому, потому что влюбленность не имеет никакого отношения к любви, это разные психофизиологические природные алгоритмы развития. Так как любовь основывается на лучшей психотипической сочетаемости психологических функций, а они неизменны на протяжении всей жизни, поэтому с годами она становится только крепче и плодотворнее. Это подробно описано в разделе «Примеры настоящей любви» и главе «Культура долголетия любви. Культура горя разлуки».
И.А. Ильин
И др. Древнегреческие философы Сократ, Платон, Аристотель утверждали, что страсть (пафос по-гречески), – аспект, который только отвлекает от сути любви. Фромма можно назвать последователем этих мудрецов потому, что он утверждал это же. А вот в нашей культуре, к сожалению, все с точностью до наоборот. Зика Рубина можно считать последователем Э. Фромма. В результате исследований счастливых и несчастливых в любви пар Зику Рубину удалось выявить три основных, и что важно измеряемых компонента половой индивидуальной любви: привязанность, забота и интимность в смысле доверие, которые можно считать эмпирическими индикаторами любви. Их также можно обозначить, как минимально-достаточное количество конкретизаторов любви. Я модифицировал его шкалу любви и симпатии и назвал «Тест на любовь: «шкала любви» З. Рубина», . Точнее это тест не просто на любовь, а на определение качества любви. Поработав с этим тестом, вы сможете определить у вас любовь или, что-то около нее. Все, что сказано выше это о естественной любви основанной на самости, т.е. какой я есть таким и люблю, таким и меня любят. Рассмотрим этот уточняющий термин «самость», он, как и сизигия еще один ключевой момент любви. «самость» по: В.И. Далю «подлинность, одноличность»;
самость — это то какой я сам с собой. Т.е. когда я с другим человек общаюсь к обоюдному удовольствию, как общаюсь сам с собой это либо любовь, либо дружба. Еще раз уточню окололюбовь это волевая любовь — это «сработавшаяся пара» и по качеству до настоящей, стественной любви не дотягивает. А настоящая любовь — это естественная любовь, по Фромму это "подлинная любовь", "плодотворная любовь", "зрелая любовь" она основана на самости. Считаю лучшим описанием в мировой литературе настоящей любви сделано Л.Н. Толстым в романе «Война и мир» Примеры настоящей любви. Любовь Пьера Безухова и Наташи Ростовой. Л. Н. Толстой не только величайший психолог, а еще и психоаналитик и психотерапевт среди романистов, доносит до нас своеобразие таких душевных реакций, которые без психологической глубины его подхода вряд ли оказались бы вообще раскрытыми, они глубоко человечны и играют существенную роль в поведении личности в целом. «После семи лет супружества Пьер чувствовал радостное, твердое сознание того, что он не дурной человек, и чувствовал он это потому, что он видел себя отраженным в своей жене. В себе он чувствовал все хорошее и дурное смешанным и затемнявшим одно другое. Но на жене его отражалось только то, что было истинно хорошо…» У них уже родились четверо детей. "— Я ужасно люблю тебя! — сказала вдруг Наташа. — Ужасно. Ужасно!" Еще один редкий пример настоящей любви из классической литературы Афанасия Ивановича Товстогуба и его жены Пульхерии Ивановны из рассказа Н.В. Гоголя «Старосветские помещики». Гоголь, показывая Пульхерию Ивановну и Афанасия Ивановича, называет их по имени и отчеству, что говорит об уважении и трепетном внимании героев друг к другу «вы, Афанасий Иванович; вы, Пульхерия Ивановна»; «Это вы продавили стул, Афанасий Иванович?» - «Ничего, не сердитесь, Пульхерия Ивановна: это я». После смерти жены Афанасий Иванович впадает в не проходящее уныние. «Положите меня возле Пульхерии Ивановны» — произносит он перед своею кончиною.
7. Самая большая путаница любви в обыденном сознании с влюбленностью.
В психологическом словаре определение любви есть, пусть оно не конвенциональное, приблизительное, в качестве мнения, а вот определения влюбленности нет вообще. Поэтому наука даже теоретически не может подсказать, как отличать любовь от влюбленности. А используя мою авторскую концепцию это можно сделать.К.филол.н С.В. Валиулина
«В зависимости от интенсивности этой эмоции, любовь может иметь разные проявления, которые носят свои имена: влюблённость, симпатия, увлечение, влечение, привязанность, преданность, верность, обожание, страсть».
В. Ковач. Л. Панько «Выражение концептов любовь и дружба в русском языке». А это означает, что все носители русского языка на ментальном, бытовом уровне путают любовь с влюбленностью, как и другими псевдолюбовными состояниями. А вот на когнитивном уровне на вопрос «любовь отличается от влюбленности?» ответят утвердительно и приведут аргументы: влюбленность — это увлеченность, поверхностное, а любовь — это более глубокое и значимое чувство. В этом случае возникает справедливый вопрос: «Почему же тогда вы, как и все остальные в брак вступили по влюбленности?» А потому, что наша культура уже на протяжении нескольких веков убеждает: есть некие яркие бурные, головокружительные состояния только ими нужно руководствоваться при вступлении в брак. Чаще это состояние обозначают как любовь, реже как влюбленность или что-то еще. Слушайте, что подскажет сердце? Еще один факт. Филологи выявили, что самое распространенное понимание смысла слова любовь в обыденном сознании: «чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола». Потому, что «гормональный коктейль» допамин, фенилэтиламин, серотонин, норадреналин, который вызывает влюбленностное опьянение гораздо мощнее, эйфоричнее, чем окситоцин и вазопрессин вызывающие и сопровождающие любовь. Доктор психологии Роберт Джонсон в своей книге «"ОНА" Глубинные аспекты женской психологии» предложил даже цифровые выражения, соотношения этих чувств: «Если любовь это 110 вольт сетевого напряжения, то влюбленность это 100000 вольт сверхчеловеческой энергии, которая не может постоянно находиться в домашних условиях. Влюбленность — это удел богов и богинь, она существует вне времени и пространства».
«Чувство горячей сердечной склонности» или страсть, ее гораздо больше в естественной влюбленности, вожделении, любовной аддикции, а они не имеют никакого отношения к любви.
Д.псх.н. Евгений Павлович Ильин в своей книге «Психология любви» пишет: «Остановлюсь еще на категоричной позиции Е. Пушкарева в отношении различий между влюбленностью и любовью: «То, что является укоренившимся понятием – сначала возникает влюбленность, которая перерастает в любовь, – оказалось совершенно не так <…> Любовь возникает совершенно независимо от того, была влюбленность или нет», – считает он. Это утверждение было бы верным, если бы автор не употребил слово «совершенно», а написал бы «может быть независимой». И то, что влюбляться можно несколько раз и что влюбленность может не перерастать в любовь, не отрицает варианта, что влюбленность может перерастать в любовь».
Гэри Чепмен "Пять языков любви" «Если устранить путаницу любви с псевдолюбовями». Е. Пушкарев «Как отличать любовь от влюбленности и др. пседолюбовей». Е. Пушкарев И в итоге: Влюбленность не имеет никакого отношения к любви. Е Пушкарев Из этих глав вы узнаете все о состояниях, переживаемых во влюбленностях. А о ключевых базовых признаках любви вы уже узнали из «Теста на любовь: «шкала любви» З.Рубина. .
8. В литературе самая большая путаница любви с любовной аддикцией.
Подробнее: Любовные аддикции. Е. Пушкарев О том, что аддиктивное восприятие любви овладело массами давно, несколько веков тому назад можно подтвердить вот таким примером: Исследования к.филол.н. Н.В. Отургашевой показали, что главным символом настоящей любви для студентов-читателей является герой произведения А. Куприна «Гранатовый браслет» телеграфист Желтков: «Истинное чувство должно быть сопряжено с внутренней конфликтностью образа и требовать от личности жертвенного самоотречения, напряженного духовного устремления, высокой, часто трагической платы за любовь – не случайно «сквозь всю русскую литературу проходит высокая поэзия неосуществленной любви», ибо только такая любовь может оставаться вечной и неизменной». Опрос среди молодежи о самых известных романтических сюжетах: «Наиболее часто испытуемые указывали следующие пары возлюбленных: Ромео и Джульетта - 71,3% испытуемых; Роуз и Джек («Титаник») – 37,3% испытуемых; Мастер и Маргарита – 32,4% испытуемых; Татьяна Ларина и Евгений Онегин – 27,3% испытуемых; Красавица и чудовище – 21,8% испытуемых. Дальнейшие выборы были сделаны с частотой менее 10%.» Юлия Проект «Разработка и апробация методики «Культурный сценарий романтических отношений».«Это вредоносное слово «любовь». Е. Пушкарев И еще: «Нет истинной самозабвенности и в «страсти». Эта низшая форма любви последнее время превозносится без каких бы то ни было оснований. Кому-то кажется, что чем ближе любовь к самоубийству или к убийству, к Вертеру или к Отелло, тем она сильнее, а любая иная истолковывается как придуманная и «головная». Я же, наоборот, считаю, что слову «страсть» пора вернуть присущий ему изначально уничижительный смысл. Способность лишить жизни себя или другого человека не гарантирует ни качества жизни, ни количества испытываемого вами чувства. «Страсть» – это патологическое состояние души вследствие ее ущербности. Люди, примитивные по природе или же предрасположенные к маниакальности, будут одержимы как «страстью» решительно всем, что только окажется у них на пути. Пора снять с любви-страсти те романтические побрякушки, которыми она украшена. Пора перестать считать, что человек влюблен ровно настолько, насколько он одурел и натворил глупостей».
Испанский философ Х. Ортега-и-Гасет «Приметы любви». (Первая половина прошлого века)
«Практически все, что нам с детства рассказывают об отношениях, с точки зрения психологии - мифология, не имеющая никаких корней в реальности. Романы, фильмы, сериалы, песни про любовь, глянцевые журналы, ток-шоу, тематическая литература и тренинги – в тиражирование суеверий о романтических отношениях вовлечена практически вся современная поп-культура. К сожалению, все это влияет на реальные отношения между людьми самым разрушительным образом».
К.м.н., доцент кафедры психиатрии С. И. Ворошилин Эрих Фромм своей классической работе "Искусство любить" 1956г, ввел и дал объяснения целому ряду новых терминов:
"псевдолюбовь", "существует много индивидуальных форм патологии любви", "неплодотворная, или иррациональная любовь", "любовь-поклонение", "фальшивая любовь", "сентиментальная любовь", "невротическая любовь", "незрелая форма любви" или "симбиотический союз", влюбленность это одна из форм псевдолюбви, «эротическая любовь это самая обманчивая форма любви…», «часто под эротической любовью понимается неплодотворная форма любви…». «Из-за того, что половое желание в понимании большинства людей соединено с идеей любви, они легко впадают в заблуждение, что они любят друг друга, когда их физически влечет друг к другу». Еще цитата Э. Фромм "Иметь или быть": «Очень часто - и не только в обыденном словоупотреблении - садомазохизм смешивают с любовью. Особенно часто за проявления любви принимаются мазохистские явления. Полное самоотречение ради другого человека, отказ в его пользу от собственных прав и запросов - все это преподносится как образец "великой любви"; считается, что для любви нет лучшего доказательства, чем жертва и готовность отказаться от себя ради любимого человека. На самом же деле "любовь" в этих случаях является мазохистской привязанностью и коренится в потребности симбиоза». Э. Фромм уже как психоаналитик вводит, объясняет и систематизирует новые понятия: ПСЕВДОЛЮБОВЬ: «в современном обществе имеются «нормальные» - распространенные - социальные модели патологии любви, выступающие как две формы псевдолюбви:
1) любовь как взаимное сексуальное удовлетворение;
2) любовь как «слаженная работа» и убежище от одиночества». Он так же описывает еще целую серию патологий любви, которые наша несовершенная культура относит к высшим образцам любви и всячески восторгается. Существуют и клинические формы недоброкачественных влюбленностей такие как любовные аддикции по международному классификатору болезней (МКБ—10) включенные в разделе F63. «Расстройства привычек и влечений» - классификация нехимических форм зависимого поведения. Подробно это психическое заболевание описано в учебнике по психиатрии Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. «Психосоциальная аддиктология». Внимая призыву психиатра С.И. Ворошилина я уже давно активно информирую население и вас в том числе об этом психическом заболевании. На сайте есть целый раздел посвященный этому расстройству, есть не только тесты для выявления любовной аддикции, но и статьи с перечнем признаков людей предрасположенных к ней.(Подробности в разделе 11)
9. Соционика объясняет миф Платона об андрогинах
Если еще раз вспомним: для обозначения наивысшей формы половой любви философ В.С. Соловьев использует понятие сизигии, что в переводе с греческого языка означает «сочетание». Данное слово применялось еще в эпоху поздней античности для обозначения такого сопряжения между мужчиной и женщиной, которое является основой крепкого брачного союза. За многие века после античности тайну сочетания мужчины и женщины, приводящей к сизигии, способности любящего видеть в любимом то, чего не замечают другие, в особой позитивности и гармоничности взаимного влияния не могли разгадать. Во второй половине ХХ века несколько известных психологов предложили свои версии, объясняющие природу любви как результат наилучшей совместимости, или если быть точнее наилучшей психотипической сочетаемости. Самой известной теорией, у которой наибольшее число последователей является соционика, она лучше, подробнее объясняет разные нюансы сочетаемостей, описана в работе «Дуальная природа человека» Аушрой Аугустинавичюте – основателем соционики. Соционика – учение о психологических типах личности и взаимоотношений между ними. Создана в 1970-х годах Аушрой Аугустинавичюте на основе типологии Юнга. На западе независимо от соционики была создана практически такая же теория, она называется MBTI Типология Майерс — Бриггс. Соционика объяснила миф Платона об андрогинах на психологическом уровне, еще она объединила учение Платона с идеями Э. Фромма: «...это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности.…Осознание человеческой отдельности без воссоединения в любви — это источник стыда и в то же время это источник вины и тревоги. Таким образом, глубочайшую потребность человека составляет стремление покинуть тюрьму своего одиночества». «Любовь позволяет быть собой и сохранить свою целостность. Любовь является парадоксом, в котором два существа становятся одним и, однако, остаются двумя».
Э. Фромм И др. выдающихся мыслителей: «Любовь есть томительное желание воссоединения в целую индивидуальность, стремление каждой половины, каждого пола найти свою другую половину, свой другой пол, таинственное влечение к тому, что восстанавливает индивидуальность».
Н. А. Бердяев «Многие исследователи считают заслугой Платона перенесение рассуждений о любви с мифологического на философский уровень. По мнению античного мудреца, эрос является всеобщим принципом, который проявляется в любом стремлении к благу и к счастью. Такое тяготение вызвано желанием восполнить недостаток блага или счастья; предполагается, что человек осознает собственную неполноценность и верит в существование объекта, наделенного недостающими качествами».
Уолтрауд Айерлэнд «Миф о рождении любви»
«Дуальность - жизненная необходимость». А. Гречинский, Т. Педан «Дуалы раскрепощены, раскованы, уверены в своей востребованности, в своей нужности, в своей полезности (прежде всего, дуалу, а значит, и обществу)»
«Ода дуальному контакту». Г.А. Шульман Г.А
А.С. Пушкин Еще раз авторское определение любви и переживаемые чувства: Любовь устойчивое гармонизирующее, психостимулирующее, смыслоформирующее состояние (отношения и чувства) исключительного приятия, прошедшее этапы зарождения и развития, основанное на неизменных, на протяжении всей жизни психологических функциях (базис К.Юнга или др.), а поэтому с годами становится крепче и благотворнее. Половая индивидуальная любовь — это многокомпонентное базовое чувство в состав, которого входят следующие чувства: - Вдвоем интересно, уютно, свободно, преобладает готовность к радости, оптимизму, спокойно (или успокаивающе), отсутствует готовность защищаться, оправдываться. - Естественное распределение психологических обязанностей (один шутит, другому смешно, один делает логические выстраивания, планирует, другого это устраивает наилучшим образом и т.д.), специфический вклад каждого в оптимальные ход, ритм и насыщенность жизни. - Партнер понятен от этого очевидная прогнозируемость, уверенность в будущем его желанность. - И в себе ощущаешь, и в партнере чувствуешь признательность, нужность, полезность. - Возникает ощущение дополнения друг друга, чувствуешь в партнере вторую половину – собственную завершенность, самодостаточность, происходит дезактуализация личностных проблем и комплексов, остаешься самим собой естественным, отпадает необходимость в себе что-то менять, сдерживать или наоборот усиливать, быть не искренним, подыгрывать, приспосабливаться. Это приводит к раскрепощению, наиболее полному раскрытию способностей. - В паре начинаешь ощущать свою исключительность и незаменимость, от этого повышаются самооценка, уверенность в себе, собственной полноценности, значимости. - Ко всем вышеописанным признакам любви быстро привыкаешь, они становятся будничными, малозаметными и не воспринимаются как феномены, а как само собой разумеющееся. Это как здоровье, когда оно есть, его не замечаешь, а замечаешь, когда оно пошатнулось или утрачено.
В. Франкл Исходя из всего вышесказанного психологическая суть любви это качественно новая, совершенная личность, которая когда-то напугала Зевса, способная к значительному «делу любви» для «восполнения своей и другой жизни», через «исцеление изъянов человеческой природы и возмещение их». Любовь среда обитания наивысшего душевного комфорта. Под влиянием осложняющих обстоятельств, с годами любовь становится крепче и значимее. Только в любви человек может стать самим собой лучшим. Выдающийся русский философ В.С. Соловьев объяснял это тем, что любовь связана с «реализацией полноты личности»: «…через любовь восстанавливается андрогинная целостность личности, человек перестает быть раздробленным, ущербным существом». И все это приводит к «восполнению жизни».
10. Макро амурные тренды.
Этот раздел относится к теме культурная любовь это постоянно меняющаяся субстанция в отличие от любви естественной , которая во все времена и эпохи остается постоянной, неизменной. «История культуры любовного чувства». Е. ПушкаревДемосфен.
Древнерусский язык не просто воспринял это философское и эстетическое осмысление любви старославянского языка, но и по-своему его развил. В современном русском языке утрачено религиозное осмысление любви, она стала категорией сугубо антропоцентрической. Языковое сознание современного человека апеллирует в первую очередь к межличностным отношениям «чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола».
К.филол.н. И. Иванова
Нина Эптон «Любовь и французы». «Любовь? Изобретение двенадцатого века!»
Шарль Сейньобо Куртуазная любовь, возникшая в XII веке в Провансе и быстро распространившаяся в Европе, поэзия трубадуров с ее культом Прекрасной дамы, ради которой рыцарь готов идти на величайшие жертвы и подвиги. В то время ее называли Fin”amor - утонченная любовь. В новое время ей дали другое название куртуазная или придворная любовь. Рыцарскому эпосу присущи стремление к воинской славе и гипертрофированное честолюбие. Сражаться и любить - таков был девиз аристократа. Влюбленность превратилась в число непременных обязанностей феодалов всех рангов. Прекрасная дама соединяла в себе реальную женщину, которой рыцарь хотел обладать, и мадонну, которой можно только поклоняться издали. Отсюда преувеличенная, подчас даже болезненная экзальтированность этих отношений. Ритуал служения Прекрасной даме не мешал рыцарям удовлетворять свои земные потребности с другими женщинами, насиловать простолюдинок, деспотически обращаться с собственными женами. Внутри основных амурных стандартов существовали различные течения, турбулентности и полюса. Если вначале куртуазная любовь это «любовь издалека, на расстоянии, то в конце этой эпохи она является развратом, простым прикрытием супружеской измены.
д.филос.н В.П. Шестаков
Наукой славился любовной,
Сам о себе, везде трубя
И наслаждаясь не любя. На другом полюсе. В 19 веке получило распространение так называемое викторианское (пуританское) воспитание девушки, которое состояло в стремлении сохранить ее в полном неведении об особенностях половой жизни. Половая жизнь рассматривалась как нечто грязное, постыдное, противоречащее морали. «Сразу после Великой Французской революции (конец 18 в.) появилась идея, что брак должен быть результатом романтической любви. Теперь, особенно в англоязычных странах, эта идея принимается как само собой разумеющееся, и многие даже не подозревают, что она когда-то была революционной».
Бертран Рассел. «Любовь для праздного человека — занятие, для воина — развлечение, для государя — подводный камень.
Наполеон
11 «Психологическое здоровье» как обязательное условие для любви
Подробнее «Психологическое здоровье обязательное условие для любви». Е Пушкарев Полноценная, а значит ежедневная, будничная любовь доступна далеко не всем. «Любить могут только люди, достигшие полного развития, т. е. человеки. Сексом могут заниматься и недочеловеки».Психотерапевт к.м.н. М.Е. Литвак «Вступая в брак, бери готовую продукцию, а не полуфабрикат».
М.Е. Литвак «Основные признаки психологически здорового человека и его любви». М. Литвак «Одна из ваших идей — это десакрализация любви. По крайней мере той, о которой пели песни, из-за которой кончали с собой. А пришел Литвак и сказал: любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви, а все остальное - невротическое расстройство». М. Литвак «Любовь - вещь редкая». Вот и в моей концепции психологии любви одна из идей — это десакрализация культурной любви. Термины «человеки», «недочеловеки», «готовая продукция, а не полуфабрикат» будут понятнее если мы рассмотрим их с позиции психологического здоровья.
Д.псх.н Н. Цветкова «Личностные особенности одиноких женщин обращающихся за психологической помощью». Люди с низким уровнем психологического здоровья склонны По Э. Фромму к: "неплодотворной, или иррациональной любви", "любви-поклонению", "фальшивой любви", "сентиментальной любви", "невротической любви", "незрелой форме любви" или "симбиотическому союзу". После Э. Фромма терминология этих влечений и расстройств значительно расширилась: «сверхизбирательная любовь», «навязчивая любовь», «любовный синдром», «наркоманическая любовь», «токсическая любовь», «компульсивная любовь», «слишком большая любовь», «больше чем любовь» и т.д. это все самые разнообразные формы недоброкачественных влюбленностей. Есть тесты не только для выявления нездоровых влечений и аддикций, «Тест на выявление любовной аддикции по Егорову.
Скрининг-тест на выявление сексуальной аддикции по Карнесу (Carnes)». но и по выявлению лиц, предрасположенных к подобным расстройствам.
«Индивидуально-психологические детерминанты любовных аддикций у девушек». С.Скворцова Инфантилы или по терминологии М. Е. Литвака «недочеловеки», «полуфабрикат» — это люди с низшим уровнем психологического здоровья. «Любовь - не для инфантильных!» Е. Белякова «Инфантилы от сильного пола». В. Климов
Если в доме на полу лежит хоть одна крошка, то я очень расстраиваюсь. Из-за этого я не покупаю печенье и не даю его дочке, ведь она обязательно раскрошит его по полу. Если я вижу, что дочка всё-таки крошит, мое сердцебиение усиливается. Из-за этой одной крошки я начинаю мыть всю квартиру заново. Хотя могла бы убрать одну крошку и успокоиться, но не могу!!! Я считаю, раз насорили в одном месте, то становится грязно везде. Из-за этого я срываюсь на дочь. А раньше и на мужа, он ушел от нас 3 года назад.
Мне сейчас 28 лет. На работе меня ценят потому, что я безотказная. Но после работы чувствую постоянное одиночество. Мне никто не звонит, я ни с кем не общаюсь, кроме дочки и мамы.
Может быть, вы мне посоветуете легкий антидепрессант, чтобы настроение было более устойчивое. Спасибо заранее». Инна. Много примеров историй людей со средним и низшим уровнем психологического здоровья приведены внизу на страници «Психологическое здоровье обязательное условие для любви». Е Пушкарев Психологическое здоровье — это не категория незыблемости и закостенелости она улучшаема и развиваема, как и здоровье физическое. Только имея высокий уровень психологического здоровья можно обрести настоящую любовь, добиться полной самореализации, максимальных жизненных успехов.