образовательно-доверительный сайт


Введение.

- Ты помидоры любишь?
- Есть люблю, а так нет
Шутка

В русском языке термин любовь используется для характеристики широкого диапазона чувств, находящихся далеко друг от друга. Мы говорим об эротической любви и любви как вершине нравственного отношения к человеку, любви к истине и к жареной картошке, любви к добру и полежать на диване, любви как духовному наслаждению и семечкам, любви к власти и обливанию холодной водой и т.д. Выделяются также любовь романтическая, рыцарская, платоническая, братская, родительская, харизматическая и т.п. Существует любовь-страсть и любовь-жалость, любовь-нужда, и любовь-дар, любовь к ближнему и любовь к дальнему и т.д. При перечислении разновидностей любви возникает чувство, что нет такой единой плоскости, на которой удалось бы разместить их все, нет общего, однородного пространства, в котором они могли бы встретиться.

«Любовь — это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, и ей можно все приписывать».
Д. Бруно, XVI в.

общение

Чтобы себе представить наиболее полно весь диапазон понятия "любовь" воспользуемся системой классификации предложенной д.филос.н профессором А.А. Ивиным.
"Самое простое и, как кажется, естественное их упорядочение - это представление всего поля любви в виде ряда "ступеней" или серии "кругов". Каждый из кругов включает в чем-то близкие виды любви, а движение от ядра к периферии подчиняется определенным принципам.
Следуя классическому образцу, выделим девять таких "кругов", ведущих от эротической любви через любовь к ближнему, любовь к человеку и т.д. любви к истине, к добру и т.п. и далее к любви к власти, к богатству и т.д. Понятно, что круг здесь не более чем образ.
В первый "круг любви" следует, судя по всему, включить эротическую (половую) любовь и любовь к самому себе. "Человеческая любовь, - замечает Э.Жильсон, обязательно начинается с эгоизма, любви к себе и плотской любви. Эти виды любви - парадигма всякой любви, независимо от ее предмета, их следы можно обнаружить едва ли не в каждом ее виде". Примечательно, что когда слово "любовь" встречается без всяких дальнейших определений, можно не сомневаться: речь идет именно об эротической любви.
Второй "круг любви" - это любовь к ближнему. Она включает любовь к детям, к родителям, к братьям и сестрам, членам семьи и т.д.
Третий "круг любви" - любовь к каждому иному человеку, независимо от каких-либо дальнейших его определений. В четвертом "круге любви" - любовь к родине, любовь к жизни любовь к богу и т.п.
Пятый "круг любви" - это любовь к природе, и в частности космическая любовь.

Шестой "круг" - любовь к истине, любовь к добру, любовь к прекрасному, любовь к справедливости и т.п.
Седьмой "круг" - любовь к свободе, любовь к творчеству, любовь к славе, любовь к власти, любовь к богатству, любовь к "закону и порядку" и т.п.
Восьмой "круг" - любовь к игре, любовь к общению, любовь к собирательству, коллекционированию, любовь к развлечениям, к постоянной новизне, любовь к путешествиям и т.п.
И, наконец, последний, девятый "круг", который, собственно, уже и не является "кругом любви" - влечение к пище, пристрастие к сквернословию и т.п.
Прежде всего, по мере удаления от центра уменьшается эмоциональная составляющая любви, непосредственность и конкретность этого чувства".
В этой книге речь пойдет только о любви из "круга" первого.

К любви в разные века общество относилось по-разному, а соответственно это чувство оказывало различное влияние на судьбы людей.

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

ХХ век занимает особое место в истории любви. С одной стороны "он принес стремительную "демократизацию" романтической любви, резкое ускорение того, что с полным основанием можно назвать "революцией чувств", - пишет А.Г.Вишневский. - Сегодня романтическая любовь - уже не привилегия избранных, и для миллионов людей она уже совсем не та, что была прежде". Любовь выходит за пределы элитарного круга, охватывая значительные слои населения, становится доступной всем. Браки по любви стали казаться престижнее брака по расчету почти во всех слоях населения, во всех развитых странах.

С другой стороны, начался окололюбовный бум. От сдержанности маятник качнулся в другую крайность - бездумного экзальтированного поклонения любовному чувству. Страдания ради любви и одержимая увлеченность любимым человеком романтизируется в культуре, ничем не помогая в реальной жизни. В популярных песнях и операх, в классической литературе и романсах в ежедневных "мыльных операх" и в восхваляемых критиками кинолентах можно найти бесчисленные примеры безответственных, незрелых взаимоотношений, которые почему-то восхваляются и считаются прекрасными.
Существует мало моделей поведения, в которых люди относятся друг к другу как равные к равным, проявляют зрелость и искренность, не пытаются манипулировать чувствами партнера или эксплуатировать его.
Развитие человечества до ХХ века можно считать как неторопливую прогулку, а в ХХ веке человек стал бежать, а к концу века он так разбежался, что стал еле касаться земли. Прорыв во многих областях науки, техники, медицине генетике оказался просто фантастическим.

Средняя продолжительность жизни гуманоида на протяжении более 99% времени его существования на планете была равна 18 годам. В XXI в. она доведена в развитых странах почти до 80 лет (у российских мужчин до 61г.) Причем, скачок пришелся на последние два столетия. Это означает, что человек благодаря своим знаниям «обошел» природу в четыре раза.

А в некоторых проблемах человек наоборот стал уходить в сторону от магистрального пути развития: алкоголь, наркотики, нездоровые любовные отношения, экстремизм и как следствие многие проблемы и трагедии.

Патриархальное общество относилось к этому непонятному явлению как в пословице: "Не знаешь брода, не лезь в воду" и было право. У молодых людей была установка на семью, на традиционные социальные роли, выполняемые в ней, теперь стала установка на феномен любви. Есть вот некое явление "любовь" оно самое важное, великое, оно как тяжеловоз вывезет из любой житейской сложности. Была бы любовь, а все остальное либо дополнение к ней, либо достигается, преодолевается с ее помощью.
Внушенная с малых лет установка на феномен любви запутывает, усложняет индивидуальную жизнь молодых людей, лишает ее ясности и цельности, существовавшей в прежние века. Молодежь влюблена в феномен любви, не имея четких понятий о ее границах, содержании и формах.

Любовь уже превращена в религию. Человеческая любовь настолько омрачена чрезмерными страданиями и переживаниями романтизма, что мы лишаемся, возможности относиться к ней так, как она того заслуживает.
Доктор психологии Р. Джонсон
Так что же такое любовь? Какова она? Как отличить ее от всевозможных "копий", "подделок" - и не только "постороннему наблюдателю", а молодому человеку, переживающему определенное чувство? Прогрессивное мировое искусство, и, прежде всего литература и драматургия, дали нам множество ярких примеров любви. Но это в основном была любовь - страсть, любовь - вспышка, и притом нередко любовь, отделенная от брака (добрачная или внебрачная любовь). В ней проявляется стремление двух полов к близости, к сексуальному удовлетворению. В ней все возвышенно и трагично. Она связана с риском, потому что в ней нет норм, выработанных цивилизацией, она не санкционирована обществом. Это чувство, несущее с собой или падение, или гибель.
Представляете, сегодня - влюбленные взгляды, белая фата, красота, а через год - слезы, крик души, пустота. В 1913 году на 95 миллионов православного населения Синодом было зарегистрировано около 4-х тысяч разводов. К концу ХХ века население страны выросло примерно в полтора раза, а количество расторгаемых браков - в 240 раз!: Такие-то метаморфозы происходят у нас с некогда устойчивой традиционной семьей. Место столкновения двух могучих трансконтинентальных течений создает такой водоворот, такую исполинскую воронку, такие тайфуны, циклоны и смерчи в регионе, что индивидуальные судьбы мужчин и женщин несутся и кувыркаются в них, как ничтожные, едва заметные щепочки-былиночки. Но что же будет дальше в результате этого глобального коловращения?

Человечество будет погибать от дисгармонии между мужчинами и женщинами.
Д.филос.н. В. Жириновский

напряженка в отношениях

Многие, кстати думают, что – развод главная беда семьи, но подчас это не беда, а избавление от беды, избавление от враждебности, ссор, слез и всего того, что так сильно отравляет семейную жизнь. Разводы – только один из показателей кризиса семьи. По данным д.филос.н. В.М. Розина: половина молодых семей распадается в первый год жизни, две трети — в первые пять лет, в 70% семей, которые еще не распались, супруги находятся в напряженных отношениях, они влачат лямку горестной жизни. Именно эти семьи поставщики самых худших окончаний семейной жизни. Ежегодно около 14 тысяч жен погибают от рук своих мужей, более 6 тысяч мужей погибают от рук своих жен, это больше чем потери нашей армии за 9 лет войны в Афганистане.
В США на семейной почве происходит 40% убийств еще 25% самоубийств приходится на супругов, любовников или соперников в борьбе за благосклонность одного и того же человека. У нас такая статистика не ведется, но жертв примерно столько же.

Согласно исследованиям ВОЗ неспособность человека пережить страсть занимает 6-е место из 800 причин самоубийств и составляет долю около 6 %. Исходя из этой закономерности, в России в 2018 году было 1320 (всего 22000) самоубийств, 3.6 в день.

В обзоре записок американских самоубийц говорится, что любовь – более распространенная причина суицида у обоих полов, чем чувство собственной никчемности. Ежедневно в Индии около десяти человек убивают себя из-за потери любви – это больше, чем от нищеты, безработицы или банкротства.
Л. Янг, Б. Александер «Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

…первое место среди всех человечьих невзгод (войны, болезни, эпидемии, природные и др. катастрофы) уверенно держат неурядицы любовные и семейные. Жизнь показывает уже не первое тысячелетие, что эта область нашего бытия - самая неуправляемая, самая непредсказуемая и коварная, самая жестокая и чреватая травмами и трагедиями.
Психотерапевт В. Леви

Познакомившись с трагической любовной статистикой, вспоминается, что самой первой из известных в истории богинь любви была Иштар из шумеро-аккадского эпоса (более 4 тыс. лет тому назад), богиня любви и войны, распри одновременно. Недалеко культура цивилизованных стран в вопросах любви ушла за это время, если до сих пор межполовые любовь, распри, война объединены в одном понятии.

История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев

А вот еще один парадокс любви. Пермский социолог З.Файнбург выяснил, что среди 15 тысяч обследованных им семей 70 – 80% (в разных социальных группах по-разному) женятся по сердечному влечению, 15 – 20% – по шаблону («все женятся и мне пора») и от 3 до 10 % - по расчету.
По проведенным опросам (США, 1991г.) Уильяма Кефарта не готовы вступить в брак без любви 86% мужчин и 91% женщин.

график соотношения женившихся по любви и по расчету Есть совпадающая статистика женившихся «по любви» и «по расчету» З. Файнбурга и индийских психологов Уша Гупта и Пушпа Сингх (Usha Gupta & Pushpa Singh, 1982). Женившиеся по любви отмечали угасание любовного чувства, если их брак продолжался более пяти лет. Те же, кто женились по расчету, напротив, указывали, что чувство любви усиливается по сравнению с тем чувством, которое они испытывали, будучи новобрачными. На графике сделанном Уша Гупта и Пушпа Сингх, по вертикали «сила любви», по горизонтали возраст брака.

Д.псх.н., д.филос. н. С. Ковалев считает, что семейные союзы, заключенные через службу знакомств, в несколько раз устойчивее, чем браки по любви.

С. Ковалев «Психотерапия личной истории. Психотехнологии изменения прошлого и создания будущего». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

Эти данные переворачивают вверх дном наши привычные представления о качестве и влиянии чувств при создании семьи. Выходит, как будто, любовь – совсем не залог семейного счастья, или то, что вступающие в брак считают любовь вовсе таковой не является?
Можно ли ввести какие-то рамки, границы, внутри которых это любовь, а за пределами уже нет?

Как отличать любовь от влюбленности и др. псевдолюбовей. Е. Пушкарев

Во время репетиции Игорь Сорин бывший солист "Иванушек ..." вышел на балкон (6 этаж) покурить, и выбросился, ему было 29 лет(4.09.98).
Вскоре после этого девятиклассница, москвичка Настя Волкова поднялась на лестничную площадку 6 этажа, открыла окно и выбросилась, разбилась насмерть. В предсмертной записке Настя написала: "После смерти Игоря жизнь потеряла всякий смысл". После самоубийства Игоря еще 5 девушек по всей России покончили жизнь самоубийством.
Чувство, которое испытывала к Игорю Настя и еще пять девушек это любовь или нет?
Рауль де Роусси де Сеймс замечает: "Оказывается, Америка - единственная страна в мире, где любовь является национальной проблемой. Кажется, огромное количество американцев обоих полов пребывает в состоянии замешательства по поводу любви". Ничего подобного в этом же замешательстве Россия не намного отстала от Америки.
Появилось даже такое явление как "русская любовь", это когда в течение длительного времени женщина испытывает сильное любовное чувство к мужчине, который не отвечает взаимностью, не реагирует на это чувство. 20% москвичек не выходят замуж, ждут того, кто соответствует их идеалу любви, а половина из них не выходят замуж именно по причине "русской любви".
Культ любви породил множество социальных проблем, самая большая из них - пошатнулись устои семьи. Все эти негативные процессы происходят в христианских, так называемых цивилизованных странах, а в мусульманских странах, Индокитае, на Африканском континенте либо "любовная революция" еще не дошла, либо ей усиленно противостоит традиционный уклад жизни.

Семейная статистика.

А вот мудрецы и ученые, как прежних веков, так и современные без лишнего восторга давали определения более трезвые, предупреждающие общество от бездумного отношения к любви.
Марк Туллий Цицерон: "...Ибо если есть любовь на свете, - а она есть! - то она недалека от безумия"
Древнеримский поэт Лукреций Кар: "Влюбленные похожи на сумасшедших, они не видят очевидного и умудряются увидеть несуществующее".
Еще в XI в. знаменитый Авиценна - Абу Али Ибн Сина признавал "слишком сильную любовь" болезнью, он занимался исцелением юношей, которые таяли от несчастной любви, теряли сон и аппетит. Г.Торо: "Буйной любви надо страшиться так же, как ненависти. Когда любовь прочна, она всегда ясна и спокойна".
В.С. Соловьев: "Задача любви не только не ставилась правильно, а вообще не ставилась и не ставится; на любовь не смотрят как на задачу, а лишь как на данный факт, на состояние (нормальное для одних, болезненное для других), которое человек переживает, но которое ни к чему его не обязывает, :тем более, что состояние это всегда временное". Зинаида Гиппиус в своей статье "О любви" пишет: "Первый шаг к успешному разрешению всякой задачи есть сознательная и верная ее постановка; но задача любви никогда сознательно не ставилась, а потому и никогда не решалась, как следует".

Заблуждения, заключающие в себе некоторую долю правды, самые опасные.
А Смит

Папа Римский Иоанн Павел II в 1959 году написал книгу "Любовь и ответственность" в ней он пишет: "Любовь - понятие доступное человеческой мысли".

Любовь является высказыванием самой глубокой, самой сокровенной правды о человеке, поэтому взаимное влечение мужчины и женщины, супружеский акт – не есть явление чисто биологическое, ибо оно затрагивает саму суть человеческого существования.
Иоанн Павел II

Эрих Фромм: "Поверхностное и легковесное отношение к любви демонстрируется огромным количеством "ширпотребных фильмов" о счастливой и несчастливой любви, а также "низкопробных песенок" о любви, из которых массовый потребитель черпает незамысловатые сведения. Хотя публика до предела насыщена информацией "вроде бы о любви", мало кто имеет представление о "настоящей любви", не умея ее отличить от "любви фальшивой". Ныне на Западе считается "модной" любовь в истоке - внезапно нахлынувшее чувство, эмоциональная спонтанность, необузданная страсть, чаще всего исключающие ответственность, человеческую серьезность, духовно-нравственное родство и взаимопонимание между партнерами. Несмотря на то, что все горят "страстным желанием любви", практически в обществе потребления "почти все считается более важным, чем любовь: успех, престиж, деньги, власть; вся энергия тратится на достижение этих целей, и почти ничего не делается для того, чтобы научиться искусству любви".

Песня все-таки не точна: "О любви не говори, о ней все сказано:" Не все! Слишком много, но не все.

Самый большой вклад в запутывании, в перегреве понятия «любовь» сделали поэты и писатели. Были написаны огромные горы амурной литературы.

Любовь - это все... И это все, что мы знаем о ней.
Эмили Дикинсон

Любовь ужасна, беспощадна, она чудовищна. Любовь нежна. Любовь воздушна. Любовь неизреченна и необъяснима…
К.Д. Бальмонт

«Любовь это дар божий и ее нужно воспринимать такой. Это все равно, что бог громовержец - молнии разбрасывает».
Л. Жуховицкий.

Но уже в XIX веке философ М.О. Меньшиков пишет о «культе любви…», «..любовный роман развращает половое чувство», к середине ХХ века Философ традиционалист Ю.Эвола пишет о «Тирании любви и секса…».

К концу ХХ века доктор психологии Р. А. Джонсон пишет о том, что «романтическую любовь» уже превращают религию…». А в результате появляется современная амурно - эротическая химера, которую доктор Э. Гидденс назвал «конфлюентной любовью» (confluent love).

Что такое конфлюентная любовь»? В. Шаповалов

Не очень от поэтов и писателей в амурных противоречиях отставали философы.

Н. Бердяев: «Любовь трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви, то, что сохраняет ее таинственную святость, - это отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Этой жертвы требует всякое творчество, требует жертвы и творческая любовь. Жизненное благоустройство, семейное благоустройство – могила любви. Жертвенная гибель в жизни и кладет на любовь печать вечности. Любовь теснее, интимнее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта, угадываемая поэтами любви, залог ее вечности. Глубокая противоположность любви и деторождения».

«О любви «...нельзя ни богословствовать, ни морализировать, ни социологизировать, ни биологизировать, она вне всего этого, она не «от мира сего», она не здешний цветок, гибнущий в среде этого мира».

В. В. Розанов: «…Любовь вовсе не огонь (часто определяют), любовь — воздух. Без нее нет дыхания, а при ней «дышится легко».

Эту же позицию поддерживает явный сторонник романтической любви д.соц.н. С. Самыгин: «Разные науки: философия, психология, история и прочие пытаются дать человеку определения, границы любви. Нужны ли они? В психологии выделяют различные стадии и названия любви. Люди читают и сравнивают: у нас год назад была любовь-страсть, а теперь любовь-дружба. Наши отношения перешли со второй стадии на третью. Нужны ли для любви классификации, стадии, параметры, станет ли легче, если знать, на какой стадии вступать в брак, а на какой разводиться или рожать детей? Вряд ли большое количество людей становится счастливее, когда с помощью тестов и определений узнают, на какой стадии находится любовь <…> Мир проиграет очень много, если дать четкие определения чувствам и эмоциям».

Поэты писатели, философы так противоречили друг другу, что проще найти высказывание опровергающее утверждение предыдущего мыслителя, чем его понять.

Высказывания о любви. Кому верить?

А еще, позицию поэтов, писателей, философов можно охарактеризовать, используя известную притчу о слоне. Когда слепцы подходили к слону: один щупал хобот и говорил: «Слон это канат», другой щупал туловище и говорил: «Слон это бочка» и т.д. А их логика эта полная противоположность этой притчи, они все амурно - эротические влечения, не имеющие сущностной связи, затолкали в одно понятие «любовь».

Это вредоносное слово «любовь». Е. Пушкарев

Это также как объединить ужа, ежа, моржа, стрижа в один животный вид только потому, что в их обозначении есть буква «ж», и после этого начать его изучать. В отношении к любви у них действует принцип «перед тем как ее исследовать то, что просто, надо переусложнить, перегреть драматизмом, перегрузить экзистенциализмом и эклектикой», и только после этого чувство становится достойным их рассмотрению.

... любовь — это не только любовь, а еще и свобода, и истина, и красота, и добро, и справедливость. И когда человек любит, он не только любит — он обретает какую-то свободу, добывает какую-то красоту, творит какое-то добро, постигает какую-то истину.
Ю.Б.Рюрикова «Три влечения». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

...нельзя ни богословствовать, ни морализировать, ни социологизировать, ни биологизировать, она (любовь) вне всего этого, она не «от мира сего», она не здешний цветок, гибнущий в среде этого мира.
А.Н.Бердяев

Современные философы тоже переполнены сомнениями:
«Онтологическая неопределенность любви настолько велика, что нет однозначного ответа даже на вопрос, существует ли она в принципе».
Д.филос.н В.В. Афанасьева

«… многоаспектность и сложность феномена любви демонстрирует несостоятельность любой попытки адекватной и исчерпывающей экспликации в рассмотренных направлениях классической философии и философской антропологии, а также на ее различных междисциплинарных гранях».
Д.филос.н. А. М. Руденко

«…большинство философов потеряло к любви всякий интерес, переключившись на более податливые и простые объекты экзистенциальных переживаний, торжественно заявив нам, что, быть может, и вовсе нет никакой любви, ибо все смутные свидетельства на сей счет всего лишь обычные шалости рефлексии либо затейливая игра нашего воображения».
Д.филос.н. А. В. Нехаев

Философы честно признались:
«Поэтому, вопреки моральной трусости и интеллектуальному дезертирству большинства философов, нам все же следует попробовать разобраться с тем, что есть такое любовь и что же именно мы испытываем, когда переживаем это загадочное и парадоксальное чувство».
Д.филос.н. А. В. Нехаев «Патанатомия любви, или Чем может быть полезно знание о том, что «знаешь, что влюблен»?

А каков вклад психологии в понимание любви?

Психолог Г. Харлоу: «Что касается любви, то тут психологи не справились со своей миссией. То немногое, что нам известно о любви, не выходит за рамки простого наблюдения, а то немногое, что мы о ней пишем, гораздо лучше описано поэтами и писателями».

А. Маслоу, объясняет молчание психологов по теме любви желанием иметь дело с легко исследуемыми и хорошо изученными феноменами и уклонением от проблем, требующих изучения и трудно поддающихся исследованиям. Он считал в тоже время исследование любви весьма актуальным и сам сделал определенный вклад в исследование этой темы.

Любовь и самоактуализация. А. Маслоу.

Дефицитарная любовь и бытийная любовь А. Маслоу. Р.Фрейджер, Д.Фэйдимен.

Американский психолог К. Штайнер (2003) отмечает в связи с этим: «Ни психология, ни психиатрия <…> не признают любовь предметом, достойным научных исследований. Слово “любовь” неприемлемо в научных дискуссиях. Представители наук о поведении, говоря о любви или влюбленности, если вообще удостаивают ее упоминания, обычно робко улыбаются, как бы говоря: “Любовь – это тема поэтов и философов. Мы, ученые, не можем изучать любовь!”».

Одна из глав «Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста» д.псх.н Н.И. Козлова, называется «О любви и других спекуляциях в особо крупных размерах» и начинается: «Не будем говорить о любви, потому мы до сих пор не знаем, что это такое». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»

С ним согласны и другие д.псх.н.:

Д.псх.н. А. Орлов «Демистификация любви» : «… все те вариации и муссирования, которые претерпела тема любви в индивидуальном и общественном сознании на протяжении тысяч лет существования человеческой культуры, не сделали наши представления о самой любви сколько-нибудь ясными и отчетливыми. Более того, не будет преувеличением сказать, что тема любви - это самая непроясненная, непонятная, загадочная и, как мне представляется, самая мистифицированная тема в человеческих взаимоотношениях. Все попытки означить и обозначить сам феномен любви приводили к тому, что он лишь скрывался за сонмом слов, оставался невыраженным, непонятым, неразгаданным. Какими бы ни были определения любви - "Бог" (Евангелие), "чувство" (обыденное сознание), "сублимированное сексуальное влечение" (Фрейд), "инвазия архетипического содержания" (Юнг), "способность и искусство" (Фромм) и т.д., - все они делают ее лишь частью того или иного мифа».

Д.псх.н., профессор Е.П. Ильин «Психология любви». Книга есть в нашей библиотеке :
«К сожалению, в советской психологии проблема любви была практически проигнорирована как предмет общей психологии.
…в настоящее время научные исследования феномена любви проводятся, хотя их не так много. В большей степени это касается психофизиологов, сексологов, философов, педиатров, психотерапевтов. А вот психологи по-прежнему в большинстве своем обходят эту проблему своим вниманием».

Д.псх.н., профессор МГУ Д. Леонтьев: «Любовь. Она расцвечивает жизнь яркими красками в ясные дни и согревает в ненастные. Много разных слов говорится по поводу этого явления, даже не все из которых напечатаешь… И нет между людьми согласия (часто между Ним и Ней, но не только), что вообще называть словом «любовь». Люди тысячелетиями спорят о тайнах жизни и смерти, но, во всяком случае, согласны друг с другом в том, что является предметом разговора. Иначе с любовью – тут мы просто не всегда представляем, о чем спор. Да есть ли она вообще, или это что-то мистическое, вроде судьбы, переселения душ или национальной идеи?»

Д.псх.н. Н.Н. Папуча: «Психология оказывается просто неготовой к изучению явлений такого уровня сложности и всеохватности, какой является любовь, но это не означает, что эти явления не нужно изучать».

К.псх.н Л. Гозман, «Психология эмоциональных отношений». Книга есть в нашей библиотеке : «Отметим, что в представлениях о любви не связанных с наукой людей существует куда больше определенности, чем в психологических лабораториях»

Психолог Андрей Юдин, проработав 10 лет после окончания психфака приходит к выводам, которые ему не дали в вузе:
«Практически все, что нам с детства рассказывают об отношениях, с точки зрения психологии - мифология, не имеющая никаких корней в реальности. Романы, фильмы, сериалы, песни про любовь, глянцевые журналы, ток-шоу, тематическая литература и тренинги – в тиражирование суеверий о романтических отношениях вовлечена практически вся современная поп-культура.
К сожалению, все это влияет на реальные отношения между людьми самым разрушительным образом».

Полную беспомощность академической психологии в объяснении, что такое любовь высказал академик РАН, д.псх.н. А.Л. Журавлев: «Значительно более точно любовь описывают поэты, писатели, художники. В точности передачи состояния и чувства любви они имеют огромное преимущество за счет возможностей художественного метода их анализа и объяснения. Научный метод изучения пока вынужден упрощать сложное явление, обеднять тем самым его богатство и делать его более поверхностным».

Вот и оксфордский толковый словарь по психологии (Под ред. А.Ребера,2002г.) определение любви начинает такой фразой: «ЛЮБОВЬ Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам».

Несмотря на то, что в научном сообществе отсутствует единое непротиворечивое определение любви и растерянность, более 80% населения уверены, что они знают, что такое любовь, а значит у них, существует понятие и даже убежденность в ней.

Филологи хорошо поработали и выявили, что самое распространенное понимание смысла любови в обыденном сознании носителей русского языка: «чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола».

В 2007г. социологи из Superjob уточнили, что именно жители России понимают под словом «любовь»:
53% это просто роман с сильными чувствами, не обязательно приводящими к семейной жизни;
21% всё свели к сексу;
Женщины на порядок чаще выбирали ответ «роман с сильными чувствами», тогда как мужчины более благосклонно отнеслись к вариантам, связанным лишь с сексуальными отношениями.
17% многолетняя семейная связь, проверенная испытаниями;
2% христианское понимание любви как заботы о ближних;
6% другое: «привязанность», ««гармония в отношениях», «выгодный брак», «мы неплохо ладим – ну, у нас и любовь!», «четкого понимания любви вообще нет».

Научный смысл, понимания любви: «К.филол.н А.Д. Ириолова выявила, что семантическая модель любви, построенная на основе анализа представлений о ней в научном типе сознания, в этических и психологических исследованиях и словарях, выглядит следующим образом: «Любовь – это чувство, вызываемое у субъекта переживанием центрального места ценности объекта в системе его личностных ценностей при условии рациональной немотивированности выбора этого объекта и его индивидуализированности-уникальности». д.филол.н. С.Г. Воркачёв Концепт любви в русском языковом сознании.

Филологи выявили даже, как современная философия определяет такое глубокое чувство, как любовь, «…в контексте устремленности на другую личность, человеческую общность или идею».

Такое количество неопределенностей, антиномий и амбивалентностей в понимании любви больше запутывают, обманывают, заводят в безвыходные ситуации, о чем говорит статистика.

Семейная статистика.

7 страниц Определений любви из толковых словарей

Но есть и другие научные направления, как антропология, нейрохимия, нейробиология, психотерапия с использованием новейших биохимических методов и аппаратуры ФМРТ - функционального магнитно-резонансного томографирования удалось получить достаточно объективных данных для того, чтобы раскрыть загадку природы межполовой индивидуальной любви.

О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев

Было выявлено, что любовь, влюбленность и хуже всего, болезненные окололюбовные страсти – недоброкачественные влюбленности, были ошибочно объединены в одно светлое понятие и усиленно возводились на пьедестал.

Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.

Эта книга в первую очередь для тех, кто хочет разобраться, а, что же такое настоящая любовь, а что есть влюбленность, болезненные окололюбовные страсти их сути, определения, границы. Как научиться одно отличать одно от другого.

Читать книгу «Любовь! Благо или зло? Психологические измерения». Евгений Пушкарев

Этой книгой хотелось бы предложить противоядие сюжету из пословицы: "Любовь зла, полюбишь и козла". Любовь совсем не зла, а злом является невежество, незнание. А любовь это целительный бальзам для души, это светлое чувство помогающее жить и украшающее ее. Не нужно только любовь демонизировать и мистифицировать.

Демистификация любви. А.Орлов

"Хотя русский язык и могуч, но осмелюсь утверждать, что в одном он не слишком совершенен. А именно в том, что слово "любовь" излишне много полярно и неоднозначно. Так уж получилось, что обозначает оно у нас не одно лишь проявление чувств между мужчиной и женщиной. В братском украинском языке существуют понятия "кохаю" и "жалею".
Психотерапевт Е.Тарасов

Мини этимологический анализ концепта "любовь".

В старославянском языке был только глагол любити "пребывать в состоянии любви, влечения к чему-либо или кому-либо", сохранялся дольше в виде любети. С приставкой у - он означал " понравится, полюбиться".
Древнерусский глагол лъбнуть стал по форме приближаться к другому глаголу - льнути, лнути, лнуть "льнуть телом и душой к кому-либо". Словарь Д. Н. Ушакова определяет его так: "Испытывая нежное, дружеское влечение, стремится быть ближе к кому-либо". Также возможно провести параллели к глаголу лыбнуться, у-лыбнуть (обмануть), у-лыбнуться (пропасть), лыбить, лыбиться, у-лыбиться. Однокорневые "улыбка", "улыбнуться" становится действием-ответом на "возбуждение любви".
Русские слова люб и любовь судя по всему, произошли непосредственно от санскритского слова lubh (или lobh, lubhyati), означающее неодолимое, страстное желание. От него родились латинские слова lubēre, libēre, libēt (нравиться).
Можно отыскать семантические следы в готском языке ga-laubjan - "верить", "ценный", "надежный", в немецком ga-laub - "возбуждающий доверие, приятный", а также в индийскому lobhauati - "возбуждать желание, заставлять любить, влюблять".
Уточнить концепт "любовь" можно используя этимологический анализ глагола «любить».
Академик Ю.С. Степанов: "глагол любить по своему происхождению и форме - каузативный, т.е. означающий "вызывать в ком-то или в чем-то соответствующее действие, заставлять кого-то или что-то делать это". Здесь речь идет о трехфазовой модели. Глагол любить в настоящее время занимает место всех трех фаз и вбирает в себя все семантические значения. Однако при помощи старославянских и древнерусских текстов можно выявить все три фазы:

1-й фазой был нынешний глагол любить со значением "вызывать любовь, влюблять";

2-ой фазой является отсутствующий ныне глагол *лъбнути(ся), означающий "впасть, погрузиться в состояние любви, желания чего-либо" и образованный от древнеиндийского корня *lubh, близкого к исходному индоевропейскому корню *leubh. Глагол *лъбнуть не мог сохраниться, так как слишком близок по форме и семантике глаголу льнуть. Но и в современном русском языке можно найти слова с данным корнем: улыбка, улыбнуться. Отсюда еще одно значения глагола любить - "испытывать чувство радости, счастья".

3-я фаза - фаза пребывания в состоянии любви. Глаголы по форме отличались лишь тем, что глагол 1-ой фазы писался через (любити), а глагол 3-ей фазы - через букву "ять", по причине чего и произошло слияние.

Ю.С. Степанов указывает: "семантика старого глагола состояния (т.е. 3-й фазы) проступает в причастии на -имъ, которое сохраняет свое исконное - не пассивное, а медиальное значение, т.е. значение действия, совершающегося "для себя" или "внутри себя"... любимъ значит не только "любимый", но и "любящий"... у этого причастия, как и у глагола, к тому же сохранялось старое управление - дат. падежом, указывающим на стремление к цели, вместо винительного. Например: ст.-сл. любимъ златоу".

Ю.С. Степанов показывает, как индоевропейский корень *sterg-//*sterk "оберегать и холить" в греческом языке дает корень со значением "любить, быть довольным", в старославянском - "беречь, сторожить, караулить", в русском - "сторожить, сторож". Он делает такой вывод: "Таким образом, и сама любовь, "плотная сущность", предстает как нечто отдельное от человека, нечто, что можно хранить и лелеять". Отсюда виден еще один потаенный смысл глагола любить - "хранить и лелеять чувство".

Глагол любить в своем семантическом значении подразумевает наличие двух личностей, которые одновременно являются и субъектами, и объектами по отношению друг к другу. Степанов называет это моделью "кругового общения".

В настоящее время существуют фразы, которые негласно приняты всеми, это так называемые формулы любви:

1. Я Вас люблю... - формула объяснения в любви к возлюбленной, другу, близкому знакомому.

2. Люблю вас за... ; Вот за это люблю - формула похвалы.

3. Прошу любить и жаловать - просьба проявить расположение к тому, кого посредник представляет при знакомстве.

4. Любящий Вас - формула комплимента в заключении письма к близкому человеку.

Психолог Е. Пушкарев Председатель Интернет - Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ"


В ней я постарался собрать и обобщить самые современные знания о природе любви.
Получилось: любовь исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью вообще мало чего общего имеет. А недоброкачественная влюбленность, она же "наркоманическая любовь", "сверхизбирательная любовь" не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство. А научиться их различать не так уж и сложно.
Наиболее читаемыми на нашем сайте являются статьи:

Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев

Суть любви. Е. Пушкарев.

Что такое любовь. Е. Пушкарев

Коротко о любви. Е. Пушкарев

Влюбленность. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев

Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев

Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.

Сексуальность, женский и мужской оргазмы.

а также разделы:

Психология любви.

Карта сайта.

В нашей библиотеке книг и видео (которые можно скачать бесплатно): «Любовь, семья, секс и около…» почти 1500 единиц хранения. Есть и по теме этой статьи.

Эрих Фромм

Поиск по сайту

Желающие оказать спонсорскую поддержку Интернет - клубу "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" могут это сделать через

ЮMoney https://yoomoney.ru :

кошелек 410014252323944

или Сберкарту, подробности : club1@mail.ru

Заранее благодарны.

Важна ли тема любви для вас лично?

 Да, несомненно
 Думаю, это важно
 Интересно почитать...
 Мне безразлично
 Пустой сайт
  Результаты опроса

Экология и драматургия любви

Наш сайт о природе любви мужчины и женщины: истоки, течение, около любовные переживания и расстройства.


Default text.

По моей книге уже с 2010 года обучают студентов по Программе дисциплины – «Психология любви»

Чтобы познакомиться бесплатно скачайте Это презентация моей книги

Из книги вы узнаете: любовь между мужчиной и женщиной исключительно положительное чувство. А очень похожая влюбленность с любовью никак не связана. А недоброкачественная влюбленность - мания, она же "наркоманическая любовь", "сверхизбирательная любовь" "folle amore" (безумная любовь (ит.) не только никакого отношения к любви не имеет, а и совсем болезненное расстройство.

А научиться их различать не так уж и сложно.

У человека нет врожденного дара, отличать любовь от влюбленностей, других

псевдолюбовных состояний это можно сделать только овладев знаниями.

Жизнь удалась

Примеры настоящей любви

Пара влюбленных

Драматичные влюбленности известных людей, которые не сделали их счастливыми