Введение.
- Есть люблю, а так нет
Шутка
Д. Бруно, XVI в.
История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев
А в некоторых проблемах человек наоборот стал уходить в сторону от магистрального пути развития: алкоголь, наркотики, нездоровые любовные отношения, экстремизм и как следствие многие проблемы и трагедии.
Доктор психологии Р. Джонсон
Д.филос.н. В. Жириновский
В обзоре записок американских самоубийц говорится, что любовь – более распространенная причина суицида у обоих полов, чем чувство собственной никчемности. Ежедневно в Индии около десяти человек убивают себя из-за потери любви – это больше, чем от нищеты, безработицы или банкротства.
Л. Янг, Б. Александер «Химия любви. Научный взгляд на любовь, секс и влечение». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
…первое место среди всех человечьих невзгод (войны, болезни, эпидемии, природные и др. катастрофы) уверенно держат неурядицы любовные и семейные. Жизнь показывает уже не первое тысячелетие, что эта область нашего бытия - самая неуправляемая, самая непредсказуемая и коварная, самая жестокая и чреватая травмами и трагедиями.
Психотерапевт В. Леви
Познакомившись с трагической любовной статистикой, вспоминается, что самой первой из известных в истории богинь любви была Иштар из шумеро-аккадского эпоса (более 4 тыс. лет тому назад), богиня любви и войны, распри одновременно. Недалеко культура цивилизованных стран в вопросах любви ушла за это время, если до сих пор межполовые любовь, распри, война объединены в одном понятии.
История культуры любовного чувства. Е.Пушкарев
Есть совпадающая статистика женившихся «по любви» и «по расчету» З. Файнбурга и индийских психологов Уша Гупта и Пушпа Сингх (Usha Gupta & Pushpa Singh, 1982). Женившиеся по любви отмечали угасание любовного чувства, если их брак продолжался более пяти лет. Те же, кто женились по расчету, напротив, указывали, что чувство любви усиливается по сравнению с тем чувством, которое они испытывали, будучи новобрачными. На графике сделанном Уша Гупта и Пушпа Сингх, по вертикали «сила любви», по горизонтали возраст брака.
Д.псх.н., д.филос. н. С. Ковалев считает, что семейные союзы, заключенные через службу знакомств, в несколько раз устойчивее, чем браки по любви.
С. Ковалев «Психотерапия личной истории. Психотехнологии изменения прошлого и создания будущего». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Как отличать любовь от влюбленности и др. псевдолюбовей. Е. Пушкарев
А Смит
Иоанн Павел II
Эрих Фромм: "Поверхностное и легковесное отношение к любви демонстрируется огромным количеством "ширпотребных фильмов" о счастливой и несчастливой любви, а также "низкопробных песенок" о любви, из которых массовый потребитель черпает незамысловатые сведения. Хотя публика до предела насыщена информацией "вроде бы о любви", мало кто имеет представление о "настоящей любви", не умея ее отличить от "любви фальшивой". Ныне на Западе считается "модной" любовь в истоке - внезапно нахлынувшее чувство, эмоциональная спонтанность, необузданная страсть, чаще всего исключающие ответственность, человеческую серьезность, духовно-нравственное родство и взаимопонимание между партнерами. Несмотря на то, что все горят "страстным желанием любви", практически в обществе потребления "почти все считается более важным, чем любовь: успех, престиж, деньги, власть; вся энергия тратится на достижение этих целей, и почти ничего не делается для того, чтобы научиться искусству любви".
Самый большой вклад в запутывании, в перегреве понятия «любовь» сделали поэты и писатели. Были написаны огромные горы амурной литературы.
Любовь - это все... И это все, что мы знаем о ней.
Эмили Дикинсон
Любовь ужасна, беспощадна, она чудовищна. Любовь нежна. Любовь воздушна. Любовь неизреченна и необъяснима…
К.Д. Бальмонт
«Любовь это дар божий и ее нужно воспринимать такой. Это все равно, что бог громовержец - молнии разбрасывает».
Л. Жуховицкий.
Но уже в XIX веке философ М.О. Меньшиков пишет о «культе любви…», «..любовный роман развращает половое чувство», к середине ХХ века Философ традиционалист Ю.Эвола пишет о «Тирании любви и секса…».
К концу ХХ века доктор психологии Р. А. Джонсон пишет о том, что «романтическую любовь» уже превращают религию…». А в результате появляется современная амурно - эротическая химера, которую доктор Э. Гидденс назвал «конфлюентной любовью» (confluent love).
Что такое конфлюентная любовь»? В. Шаповалов
Не очень от поэтов и писателей в амурных противоречиях отставали философы.
Н. Бердяев: «Любовь трагична в этом мире и не допускает благоустройства, не подчиняется никаким нормам. Любовь сулит любящим гибель в этом мире, а не устроение жизни. И величайшее в любви, то, что сохраняет ее таинственную святость, - это отречение от всякой жизненной перспективы, жертва жизнью. Этой жертвы требует всякое творчество, требует жертвы и творческая любовь. Жизненное благоустройство, семейное благоустройство – могила любви. Жертвенная гибель в жизни и кладет на любовь печать вечности. Любовь теснее, интимнее, глубже связана со смертью, чем с рождением, и связь эта, угадываемая поэтами любви, залог ее вечности. Глубокая противоположность любви и деторождения».
«О любви «...нельзя ни богословствовать, ни морализировать, ни социологизировать, ни биологизировать, она вне всего этого, она не «от мира сего», она не здешний цветок, гибнущий в среде этого мира».
В. В. Розанов: «…Любовь вовсе не огонь (часто определяют), любовь — воздух. Без нее нет дыхания, а при ней «дышится легко».
Эту же позицию поддерживает явный сторонник романтической любви д.соц.н. С. Самыгин: «Разные науки: философия, психология, история и прочие пытаются дать человеку определения, границы любви. Нужны ли они? В психологии выделяют различные стадии и названия любви. Люди читают и сравнивают: у нас год назад была любовь-страсть, а теперь любовь-дружба. Наши отношения перешли со второй стадии на третью. Нужны ли для любви классификации, стадии, параметры, станет ли легче, если знать, на какой стадии вступать в брак, а на какой разводиться или рожать детей? Вряд ли большое количество людей становится счастливее, когда с помощью тестов и определений узнают, на какой стадии находится любовь <…> Мир проиграет очень много, если дать четкие определения чувствам и эмоциям».
Поэты писатели, философы так противоречили друг другу, что проще найти высказывание опровергающее утверждение предыдущего мыслителя, чем его понять.
Высказывания о любви. Кому верить?
А еще, позицию поэтов, писателей, философов можно охарактеризовать, используя известную притчу о слоне. Когда слепцы подходили к слону: один щупал хобот и говорил: «Слон это канат», другой щупал туловище и говорил: «Слон это бочка» и т.д. А их логика эта полная противоположность этой притчи, они все амурно - эротические влечения, не имеющие сущностной связи, затолкали в одно понятие «любовь».
Это вредоносное слово «любовь». Е. Пушкарев
Это также как объединить ужа, ежа, моржа, стрижа в один животный вид только потому, что в их обозначении есть буква «ж», и после этого начать его изучать. В отношении к любви у них действует принцип «перед тем как ее исследовать то, что просто, надо переусложнить, перегреть драматизмом, перегрузить экзистенциализмом и эклектикой», и только после этого чувство становится достойным их рассмотрению.
Ю.Б.Рюрикова «Три влечения». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
...нельзя ни богословствовать, ни морализировать, ни социологизировать, ни биологизировать, она (любовь) вне всего этого, она не «от мира сего», она не здешний цветок, гибнущий в среде этого мира.
А.Н.Бердяев
Современные философы тоже переполнены сомнениями:
«Онтологическая неопределенность любви настолько велика, что нет однозначного ответа даже на вопрос, существует ли она в принципе».
Д.филос.н В.В. Афанасьева
«… многоаспектность и сложность феномена любви демонстрирует несостоятельность любой попытки адекватной и исчерпывающей экспликации в рассмотренных направлениях классической философии и философской антропологии, а также на ее различных междисциплинарных гранях».
Д.филос.н. А. М. Руденко
«…большинство философов потеряло к любви всякий интерес, переключившись на более податливые и простые объекты экзистенциальных переживаний, торжественно заявив нам, что, быть может, и вовсе нет никакой любви, ибо все смутные свидетельства на сей счет всего лишь обычные шалости рефлексии либо затейливая игра нашего воображения».
Д.филос.н. А. В. Нехаев
Философы честно признались:
«Поэтому, вопреки моральной трусости и интеллектуальному дезертирству большинства философов, нам все же следует попробовать разобраться с тем, что есть такое любовь и что же именно мы испытываем, когда переживаем это загадочное и парадоксальное чувство».
Д.филос.н. А. В. Нехаев «Патанатомия любви, или Чем может быть полезно знание о том, что «знаешь, что влюблен»?
А каков вклад психологии в понимание любви?
Психолог Г. Харлоу: «Что касается любви, то тут психологи не справились со своей миссией. То немногое, что нам известно о любви, не выходит за рамки простого наблюдения, а то немногое, что мы о ней пишем, гораздо лучше описано поэтами и писателями».
А. Маслоу, объясняет молчание психологов по теме любви желанием иметь дело с легко исследуемыми и хорошо изученными феноменами и уклонением от проблем, требующих изучения и трудно поддающихся исследованиям. Он считал в тоже время исследование любви весьма актуальным и сам сделал определенный вклад в исследование этой темы.
Любовь и самоактуализация. А. Маслоу.
Дефицитарная любовь и бытийная любовь А. Маслоу. Р.Фрейджер, Д.Фэйдимен.
Американский психолог К. Штайнер (2003) отмечает в связи с этим: «Ни психология, ни психиатрия <…> не признают любовь предметом, достойным научных исследований. Слово “любовь” неприемлемо в научных дискуссиях. Представители наук о поведении, говоря о любви или влюбленности, если вообще удостаивают ее упоминания, обычно робко улыбаются, как бы говоря: “Любовь – это тема поэтов и философов. Мы, ученые, не можем изучать любовь!”».
Одна из глав «Книга для тех, кому нравится жить, или Психология личностного роста» д.псх.н Н.И. Козлова, называется «О любви и других спекуляциях в особо крупных размерах» и начинается: «Не будем говорить о любви, потому мы до сих пор не знаем, что это такое». Книга есть в нашей библиотеке «Любовь, семья, секс и около…»
Д.псх.н. А. Орлов «Демистификация любви» : «… все те вариации и муссирования, которые претерпела тема любви в индивидуальном и общественном сознании на протяжении тысяч лет существования человеческой культуры, не сделали наши представления о самой любви сколько-нибудь ясными и отчетливыми. Более того, не будет преувеличением сказать, что тема любви - это самая непроясненная, непонятная, загадочная и, как мне представляется, самая мистифицированная тема в человеческих взаимоотношениях. Все попытки означить и обозначить сам феномен любви приводили к тому, что он лишь скрывался за сонмом слов, оставался невыраженным, непонятым, неразгаданным. Какими бы ни были определения любви - "Бог" (Евангелие), "чувство" (обыденное сознание), "сублимированное сексуальное влечение" (Фрейд), "инвазия архетипического содержания" (Юнг), "способность и искусство" (Фромм) и т.д., - все они делают ее лишь частью того или иного мифа».
Д.псх.н., профессор Е.П. Ильин «Психология любви». Книга есть в нашей библиотеке :
«К сожалению, в советской психологии проблема любви была практически проигнорирована как предмет общей психологии.
…в настоящее время научные исследования феномена любви проводятся, хотя их не так много. В большей степени это касается психофизиологов, сексологов, философов, педиатров, психотерапевтов. А вот психологи по-прежнему в большинстве своем обходят эту проблему своим вниманием».
Д.псх.н., профессор МГУ Д. Леонтьев: «Любовь. Она расцвечивает жизнь яркими красками в ясные дни и согревает в ненастные. Много разных слов говорится по поводу этого явления, даже не все из которых напечатаешь… И нет между людьми согласия (часто между Ним и Ней, но не только), что вообще называть словом «любовь». Люди тысячелетиями спорят о тайнах жизни и смерти, но, во всяком случае, согласны друг с другом в том, что является предметом разговора. Иначе с любовью – тут мы просто не всегда представляем, о чем спор. Да есть ли она вообще, или это что-то мистическое, вроде судьбы, переселения душ или национальной идеи?»
Д.псх.н. Н.Н. Папуча: «Психология оказывается просто неготовой к изучению явлений такого уровня сложности и всеохватности, какой является любовь, но это не означает, что эти явления не нужно изучать».
К.псх.н Л. Гозман, «Психология эмоциональных отношений». Книга есть в нашей библиотеке : «Отметим, что в представлениях о любви не связанных с наукой людей существует куда больше определенности, чем в психологических лабораториях»
Психолог Андрей Юдин, проработав 10 лет после окончания психфака приходит к выводам, которые ему не дали в вузе:
«Практически все, что нам с детства рассказывают об отношениях, с точки зрения психологии - мифология, не имеющая никаких корней в реальности. Романы, фильмы, сериалы, песни про любовь, глянцевые журналы, ток-шоу, тематическая литература и тренинги – в тиражирование суеверий о романтических отношениях вовлечена практически вся современная поп-культура.
К сожалению, все это влияет на реальные отношения между людьми самым разрушительным образом».
Полную беспомощность академической психологии в объяснении, что такое любовь высказал академик РАН, д.псх.н. А.Л. Журавлев: «Значительно более точно любовь описывают поэты, писатели, художники. В точности передачи состояния и чувства любви они имеют огромное преимущество за счет возможностей художественного метода их анализа и объяснения. Научный метод изучения пока вынужден упрощать сложное явление, обеднять тем самым его богатство и делать его более поверхностным».
Вот и оксфордский толковый словарь по психологии (Под ред. А.Ребера,2002г.) определение любви начинает такой фразой: «ЛЮБОВЬ Психологи, возможно, поступили бы мудро, если бы отказались от ответственности за анализ этого термина и предоставили это поэтам».
Несмотря на то, что в научном сообществе отсутствует единое непротиворечивое определение любви и растерянность, более 80% населения уверены, что они знают, что такое любовь, а значит у них, существует понятие и даже убежденность в ней. Филологи хорошо поработали и выявили, что самое распространенное понимание смысла любови в обыденном сознании носителей русского языка: «чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола».
53% это просто роман с сильными чувствами, не обязательно приводящими к семейной жизни;
21% всё свели к сексу;
Женщины на порядок чаще выбирали ответ «роман с сильными чувствами», тогда как мужчины более благосклонно отнеслись к вариантам, связанным лишь с сексуальными отношениями.
17% многолетняя семейная связь, проверенная испытаниями;
2% христианское понимание любви как заботы о ближних;
6% другое: «привязанность», ««гармония в отношениях», «выгодный брак», «мы неплохо ладим – ну, у нас и любовь!», «четкого понимания любви вообще нет».
О профессоре Хелен Фишер и настоящей любви. Е. Пушкарев
Было выявлено, что любовь, влюбленность и хуже всего, болезненные окололюбовные страсти – недоброкачественные влюбленности, были ошибочно объединены в одно светлое понятие и усиленно возводились на пьедестал.
Различные чувства любовь и влюбленность. Е. Пушкарев.
Читать книгу «Любовь! Благо или зло? Психологические измерения». Евгений Пушкарев
|
---|
Психотерапевт Е.Тарасов
Мини этимологический анализ концепта "любовь".
1-й фазой был нынешний глагол любить со значением "вызывать любовь, влюблять";
2-ой фазой является отсутствующий ныне глагол *лъбнути(ся), означающий "впасть, погрузиться в состояние любви, желания чего-либо" и образованный от древнеиндийского корня *lubh, близкого к исходному индоевропейскому корню *leubh. Глагол *лъбнуть не мог сохраниться, так как слишком близок по форме и семантике глаголу льнуть. Но и в современном русском языке можно найти слова с данным корнем: улыбка, улыбнуться. Отсюда еще одно значения глагола любить - "испытывать чувство радости, счастья".
3-я фаза - фаза пребывания в состоянии любви. Глаголы по форме отличались лишь тем, что глагол 1-ой фазы писался через (любити), а глагол 3-ей фазы - через букву "ять", по причине чего и произошло слияние.
Ю.С. Степанов указывает: "семантика старого глагола состояния (т.е. 3-й фазы) проступает в причастии на -имъ, которое сохраняет свое исконное - не пассивное, а медиальное значение, т.е. значение действия, совершающегося "для себя" или "внутри себя"... любимъ значит не только "любимый", но и "любящий"... у этого причастия, как и у глагола, к тому же сохранялось старое управление - дат. падежом, указывающим на стремление к цели, вместо винительного. Например: ст.-сл. любимъ златоу".
Ю.С. Степанов показывает, как индоевропейский корень *sterg-//*sterk "оберегать и холить" в греческом языке дает корень со значением "любить, быть довольным", в старославянском - "беречь, сторожить, караулить", в русском - "сторожить, сторож". Он делает такой вывод: "Таким образом, и сама любовь, "плотная сущность", предстает как нечто отдельное от человека, нечто, что можно хранить и лелеять". Отсюда виден еще один потаенный смысл глагола любить - "хранить и лелеять чувство".
Глагол любить в своем семантическом значении подразумевает наличие двух личностей, которые одновременно являются и субъектами, и объектами по отношению друг к другу. Степанов называет это моделью "кругового общения".
В настоящее время существуют фразы, которые негласно приняты всеми, это так называемые формулы любви:
1. Я Вас люблю... - формула объяснения в любви к возлюбленной, другу, близкому знакомому.
2. Люблю вас за... ; Вот за это люблю - формула похвалы.
3. Прошу любить и жаловать - просьба проявить расположение к тому, кого посредник представляет при знакомстве.
4. Любящий Вас - формула комплимента в заключении письма к близкому человеку.
Путеводитель по сайту и основным вехам в познании любви. Е.Пушкарев
Мужчина и женщина: совместимость, любовь. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: отношения. Е. Пушкарев
Мужчина и женщина: лидерство в любви и браке. Е Пушкарев
Тест на любовь: «шкала любви» З.Рубина.
Сексуальность, женский и мужской оргазмы.
а также разделы: